GUITARBLOG.RU

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Если вы хотите поддержать проект, поле для донатов в правом нижнем углу в вашем распоряжении

Richard Kruspe

 

 

 

 

Джастин Бекнер

Ultimate Guitar, Декабрь 2018

перевод с английского

 

 

 

 

Недавно мы встретились с нашим другом Рихардом Круспе, чтобы обсудить новый альбом Rammstein, новую работу его сольного проекта Emigrate. Мы также поговорили об оборудовании, которое формировало звучание предыдущих альбомов обеих групп.

 

Новый альбом Emigrate вышел 30 ноября, в нём приняли участие Тилль Линдеманн, Тобиас Форге и вокалист Billy Talent Бенджамин Ковалевич. Выход нового альбома Rammstein запланирован на весну 2019 года.

Привет, Рихард! Как у тебя дела?

 

Я просто всё ещё нахожусь в джетлаге [рассогласование суточного ритма из за смены часовых поясов - прим. переводчика]. Я уже неделю здесь, в Лос-Анджелесе, а с возрастом тяжело справляться с джетлагом. Это безумие. Я встаю в три часа ночи и в пять утра. Это мешает работать, из-за джетлага у меня проблемы со слухом, а мы здесь в студии, чтобы свести новый альбом Rammstein, и трудно сосредоточиться, пока не наступит пять утра, а в пять утра никто не работает, так что мне приходится ждать до утра. Так что работа движется, но медленно.

 

Вы сейчас находитесь в США, чтобы свести новый альбом. Как продвигается работа?

 

Да, именно так. Мы сейчас микшируем с мистером Ричем Кости, новый альбом Rammstein.

 

Кто продюсировал новый альбом? Я слышал какие-то слухи, что этим будет заниматься Скай Ван Хофф, а потом узнал, что этим будет заниматься Якоб Хелльнер.

 

Нет, единственное, что сделал Скай в Rammstein, это записал гитары, потому что, когда мы были в студии во Франции и записывали гитары с Томом Дэлджети, произошло две вещи. Во-первых, гитары были не настроены - я не слышал этого, когда был там, и, очевидно, он тоже не слышал, а во-вторых, одна из фирменных вещей, которую я делаю, когда играю на гитаре, это то, что я всегда играю за ритмом, и по какой-то причине [когда я переслушивал] все мои гитарные треки были впереди ритма, и когда я слушал треки в Берлине после того, как мы вернулись из Франции, я слушал гитары в своей студии, и это было очень грязно. Он возился с ними, пытаясь всё исправить, и становилось всё хуже и хуже, пока я не сказал: "Стоп, хватит. Я думаю, мне нужно всё переделать заново". Я позвонил Скаю, с которым мы работали над альбомом Emigrate, и он записал гитары, отредактировал их и всё остальное у Rammstein. У нас было два продюсера с Rammstein, у нас был Том Дэлджети, который не был там постоянно, мы просто работали с ним определённое количество времени. Парень, который сейчас за главного, который был там всё время, это Ольсен Инвольтини, который также участвовал в записи альбома Emigrate. Он мой большой друг.

О да, он ведь продюсировал первый альбом Emigrate вместе с тобой, не так ли?

 

Ну, сначала он не был продюсером, он просто пришёл и сначала играл на гитаре, он также записал мой вокал. На втором альбоме он записал мой вокал и не присутствовал всё остальное время. Но он отлично записывает вокал и придаёт [трекам] хорошее звучание, особенно если вы не опытный певец, каким я не был в начале работы с Emigrate. Но у него такая светлая энергетика, и он заставляет тебя всегда чувствовать себя желанным гостем и дает тебе почувствовать, что ты не новичок. Поэтому я люблю записывать с ним вокал. Он очень глубоко погружается в мир вокала и редактирует его определённым образом. Мне это нравится.

 

Мне удалось послушать новый альбом Emigrate, и уже по первой песне "War" можно сказать, что твой вокал стал более уверенным, чем на предыдущих альбомах.

 

Забавно, что ты упомянул эту вещь, потому что когда я писал её, а это было очень давно, я постоянно представлял себе Сержа [Танкяна] из System of a Down, поющего в той песне. Поэтому я связался с ним и отправил ему запись, и она ему очень понравилась. На следующий день он перезвонил мне и сказал: "Знаешь, Рихард, я действительно не знаю, что делать. Эта песня звучит прекрасно,. Пожалуйста, оставь всё как есть. Я не знаю, что туда добавить". Так что именно он подтолкнул меня к тому, чтобы я не привлекал на эту песню приглашённого певца.

На этом альбоме у тебя довольно много гостей, о которых я хотел бы поговорить. На этой записи ты работал с Тобиасом Форге. Как возникло это сотрудничество?

 

Когда я писал эту песню, я действительно пытался слушать песню и позволить песне сказать мне, куда она хочет идти. Даже с самого начала я не пытаюсь заставить песню двигаться в каком-то определённом направлении. Я пытаюсь найти инструменты, чтобы вести песню туда, куда она хочет идти. Я часто делаю это с певцами. Когда я слушал эту песню, мне на ум пришел его голос, но я его не знал. Позже я поговорил с ним, потому что меня заинтересовала его работа с некоторыми продюсерами, которых мы рассматривали для Rammstein. Поэтому я спросил, не могли бы мы поговорить с ним о его опыте работы с этими продюсерами. Он ответил, что будет в Берлине на следующей неделе. Мы встретились впервые, поговорили о музыке, о Rammstein и легко нашли общий язык. Затем я спросил его, сотрудничает ли он с кем-нибудь, и он ответил, что нет, он действительно никогда этого не делает. Тогда я спросил его, не хочет ли он послушать мою песню, и он из любезности, наверное, сказал, что пойдёт со мной в студию. Мы пошли в студию, я сыграл ему песню, и он сразу же сказал: "Хорошо, нет проблем, я в деле". Это было очень мгновенно, обычно он так не поступает. По моему опыту работы с различными музыкантами или певцами, если вы связываетесь с ними через их менеджмент-компании, это намного проще [наладить сотрудничество]. Вот что мне нравится в этом проекте - я могу работать с этими людьми и получать их вклад в проект. Это удовольствие и честь - иметь таких людей в проекте.

 

То есть ты не сочиняешь песни, имея в виду конкретных исполнителей, ты просто пишешь песни, а затем решаешь, будет ли в них полезен приглашённый певец?

 

Да, обычно я просто сочиняю, а потом песня сама подскажет мне, нужен ли он. У каждой песни своя история. Например, песня, которую я написал с Тиллем [Линдеманном], была старой композицией, которую я написал давным-давно с другим текстом. Вообще-то, она была написана для моего первого альбома, но я не хотел её туда включать, потому что мне казалось странным, что на моём первом сольном альбоме будет песня с нашим главным вокалистом. Я услышал эту песню и подумал о том, о чём бы я хотел написать, когда там будет Тилль. Я подумал, что у нас было очень напряжённое время после падения Стены в Восточной Германии - это было действительно что-то вроде Дикого Запада, где всё было возможно. Мы вместе делали столько безумных вещей в те времена - это было самое насыщенное время, которое мы, как друзья, пережили, и я хотел написать об этом времени. Вот о чём эта песня.

Каким был опыт работы с Тиллем вне рамок зверя, которым является Rammstein? Я знаю, что вы, ребята, часто ссоритесь в студии, в составе Rammstein. Был ли опыт работы в Emigrate немного более приятным?

 

Ну, с Тиллем я не так часто дерусь. Что я делаю с Тиллем в Rammstein, так это то, что если у меня есть идея с определённой музыкой, я сначала привлекаю его. Если у меня есть какая-то музыка, она может вызвать что-то у него, и то же самое происходит со мной. Даже на новом альбоме Rammstein у меня есть песни, где я сначала обращаюсь к Тиллю, потом мы идём в студию, он поёт о чём-то, а потом мы возвращаемся в группу и представляем это как произведение. Так было и с "Emigrate". То, как мы работаем, всегда очень просто. Он приходит и всегда торопится, так что вам повезет, если у вас будет час. Так что он поет час, а потом ты редактируешь и превращаешь это в песню. Это практически то же самое.

 

Новый альбом Emigrate Record очень разнообразен в звуковом плане, есть ли на нем момент, рифф, соло, песня, которым ты больше всего гордишься?

 

Это так сложно сказать, это как спросить отца, кого из 10 детей ты любишь больше всего. Наверное, есть определённые моменты, когда мне больше всего нравятся определённые песни. Я думаю, что с "War" у меня всегда было ощущение, что это такой эпический звук, и я просто люблю его. Это забавно, потому что эта песня могла бы стать песней Rammstein. Раньше я пытался сочинять определённые песни для определённых групп, но больше я этого не делаю. Особенно с новым альбомом Rammstein, это даже странно, потому что Тилль выбрал некоторые песни, которые я сочинил не для Rammstein, потому что я никогда не думал, что они станут песнями Rammstein, а его заинтересовали такие идеи. Во всех песнях есть что-то, что мне нравится, иначе я бы их не выбрал. Самой интересной частью этого альбома было то, что впервые в жизни мне пришлось писать альбом, который был закончен, уничтожен, и мне пришлось писать его заново, по памяти. Это была интересная концепция, потому что вначале я, конечно, был взбешён тем, что всё пропало. Но также я обнаружил, что не был на 100% доволен теми записями, которые я сделал. Поэтому жизнь дала мне возможность начать всё сначала с другой командой. Я связался со Скаем Ван Хоффом, с которым познакомился, делая несколько профилей для Rammstein. Он большой любитель Kemper, а я в то время использовал Kemper и подумывал о том, чтобы поменять свою настройку, потому что она была очень сложной. Он пришёл и сделал несколько отличных профилей моего усилителя и сказал мне, что тоже увлекается сведением и продюсированием, так что мы решили сделать одну песню вместе, и мы вместе записали "1234", мне она очень понравилась, и я действительно поладил с ним в студии, так что мы решили сделать ещё несколько. Это было почти полгода, в течение которых я строил свою студию и одновременно занимался микшированием. Это была интересная концепция, которой я занимался, сочиняя по памяти и не пытаясь принять и отпустить страх, что это будет не так, как раньше. Это было интересное время.

Используешь ли ты Kemper исключительно в своём концертном аппарате с Rammstein? А также, увидим ли мы когда-нибудь живое выступление Emigrate?


Что касается второго вопроса, то на данный момент моя жизнь довольно хорошо сбалансирована с тем, что я делаю в мире Rammstein, с концертной деятельностью, а также с возможностью работать с Emigrate, что является для меня одним из самых интересных моментов. Я люблю находиться в студии. Я люблю иметь время для творчества. Играть вживую - это одна из тех вещей, которые я делаю, но это своего рода воссоздание того, что мы уже создали. Это нормально, это хорошо для самолюбия, но больше всего я люблю проводить время в студии, где я что-то создаю. Так что на этот раз у Emigrate нет необходимости в гастролях. Я также беспокоюсь, что если бы я это сделал, то баланс нарушился бы. Мой аппарат для Rammstein был настолько сложным. У меня было шесть усилителей. Я построил палатку, где у меня был один бокс, потому что я использую микрофоны типа Neumann 149, которые улавливают всё. Поэтому нам пришлось построить палатку, чтобы защитить микрофон от пыли, огня и всего, что происходит на сцене, кроме того он также улавливал другие шумы, поэтому нам пришлось сделать изоляционный бокс. Должен сказать, это была очень сложная система, и люди меня ненавидели, а мой гитарный техник меня больше не жаловал, так что мне пришлось сделать выбор. В первый раз, когда я использовал Kemper, я был против [него] - в нём не было третьего измерения. Я всегда чувствовал, что мне не хватает определённых вещей, когда я играл на Kemper. Поэтому я поговорил с парнем, который изобрёл Kemper [Кристоф Кемпер], и он согласился со мной и сказал, что мне нужно гораздо больше мощности процессора, если я хочу, чтобы все звучало на 100%, потому что движение динамиков и воздух, который выталкивается, и то, как микрофон ловит его, если вы хотите получить всё это, вам нужно больше мощности процессора, чтобы добиться этого, но если вы сделаете всё правильно, это будет намного проще. Поэтому мой специалист по фронт-хаусу доволен, потому что звук всегда один и тот же. Но также это может быть скучно, потому что у вас всегда один и тот же звук. Поэтому я делаю так: у меня есть определённые профили, и я меняю их произвольно в песне, чтобы не было ощущения, что всё одно и то же. Мой концертный аппарат стал намного проще. Это было такое большое изобретение. Я думаю, это самое большое изобретение в гитарном оборудовании с тех пор, как были созданы рок-усилители. Это великая вещь, и я думаю, что Kemper - единственный инструмент, который делает это так, что я могу оправдать это в своём творчестве.

Я знаю, что ты немного перфекционист, поэтому приятно слышать, что ты доволен звуком Kemper для живых выступлений.


Я думаю, что Kemper - это отличный инструмент, особенно если вы создаете свои собственные профили, как это делаю я. Когда мы говорим о дисторшне, я иногда использую чистый звук, но мой дисторшн-звук - это основной звук двух групп, в которых я выступаю. Я посчитал важным создать свой собственный звук дисторшна, и должен сказать, что не слышал ничего лучше моего профиля для этого.


Он отлично звучит на новом альбоме Emigrate. У тебя там отличный дисторшн.


Ну, записанный звук немного отличается, в студии я играю в основном через усилители. На пластинке Emigrate я почти всё играл через усилители напрямую. Я всегда записываю DI-сигнал, и если мне кажется, что гитарные дорожки находятся не в том состоянии, в котором нужно, я делаю реампинг, потому что когда ты делаешь реампинг, ты немного больше корректируешь звук. В моей студии также есть микрофонный робот, который двигает микрофон влево-вправо, вверх-вниз, меняет угол и даёт больше возможностей для тонкой настройки, и можно получить более качественный гитарный трек. На записи Rammstein я использовал Kemper в самом начале, но всё остальное я сделал заново, потому что у меня дома есть моя студия. Все мои усилители и микрофоны дома, так что мне не нужно везти их во Францию. Так что я использовал Kemper, а затем, в процессе работы, сделал реампинг.


Ты по-прежнему используешь в студии, в основном, свои именные гитары? Я помню, в прошлый раз, когда мы разговаривали, ты упомянул, что в студии с Emigrate ты использовал White Falcon.


Ну, я использовал её для некоторых вещей с чистым звуком. Но 90% времени я использовал RZK-1, в том числе и потому, что к этому моменту я уже привык использовать активные звукосниматели, и когда ты переходишь с активных звукоснимателей на пассивные, тебе приходится сильно корректировать звук. Но в некоторых случаях, когда мне нужен другой звук - чистый или кранчевый, я иногда использую пассивные звукосниматели на определенных гитарах. У меня есть Телекастер ESP, который мне нравится. В итоге я всегда возвращаюсь к RZK-1. Но недавно я поменял свои звукосниматели - перешёл с EMG на Fishman [Рихард долгое время пользовался звукоснимателями EMG 81]. Я разработал свои собственные звукосниматели с Fishman, у которых немного больше средних частот. Другая причина, по которой мне нравятся звукосниматели Fishman, заключается в том, что каждый звукосниматель звучит одинаково. С EMG некоторые звучали хорошо, а некоторые - удовлетворительно, и это было не так стабильно, как с Fishman, я так думаю. Во всяком случае, таков был мой опыт.

Менял ли ты что-нибудь ещё в своём риге для Rammstein или Emigrate в плане оборудования, педалей, настроек которые ты добавил в свои профили на Kemper?


Да, одна из вещей, которая очень помогла мне в обоих проектах, - это использование бриджа  Evertune. Это было хорошо, потому что я люблю записывать припевы, в которых много аккордов, я люблю делать овердаб на октаву выше. Обычно гитара расстраивается, и её приходится настраивать заново, и это занимает целую вечность, если вы записываете четыре-шесть гитарных дорожек. Каждый аккорд приходится настраивать заново, когда вы играете на октаву выше. С Evertune это экономит гораздо больше времени. Но есть и другая сторона, когда это почти лишает тебя индивидуальности. Например, моя бабушка может сыграть то же самое, и это будет звучать так же. Но очевидно, что ты экономишь столько времени на записи, так что это здорово. Для основных риффов и когда дело доходит до индивидуальных вещей, я всегда использую свои [именные] гитары. Но Evertune сэкономил мне так много времени при исполнении припевов. Ещё одна вещь, которая мне очень нравится и которую я использовал на обеих записях [Emigrate и Rammstein], - это новая педаль под названием Plasma. Это новая компания, и она звучит великолепно, мне нравится этот звук [*См. примечание редакции ниже]. Обычно я регулярно использую один усилитель, и это Mesa/Boogie MK II C+, который является одним из тех усилителей Святого Грааля. Я обожаю этот усилитель. Я использовал его на новой записи Rammstein вместе с усилителем Friedman, который мне тоже нравится за некоторые кранчевые звуки.


Я слышал слухи о том, что ты работаешь над новой именной гитарой, возможно, в стиле Flying V.


Ну, так и есть. Они сделали мне прототип, я играл на ней на концертах, и она мне не понравилась. Мне показалось, что это не та гитара, которая мне нужна. Так что сейчас я снова в поиске. Я должен быть чем-то вдохновлён. Они всегда просят меня сделать еще одну гитару, но я не хочу выходить с ещё одной чёрной гитарой с надписью RZK. Это должно быть что-то уникальное, и именно это мне нравилось в той гитаре, которую я создал раньше. Мы потратили так много времени на эту гитару, изначально, когда я разговаривал с ESP, они спросили, что я хочу сделать со своими гитарами, и я хотел, чтобы она выглядела обожжённой, поэтому я попросил их просто прижечь её гвоздями или чем-то ещё, но они сказали, что не могут этого сделать. Тогда я в течение года работал с их графическим дизайнером над созданием какой-то графики для нанесения на гитару, но ничего не выглядело правильно. Через год он разозлился на меня, потому что я очень придирчив. Так что через год мы нанесли графику на гитару, и она не выглядела как надо. Мой гитарный техник Лутц работал в Stambaugh, это мастерская, которая делает бас-гитары. Они создали нечто, где вы кладёте слои бумаги друг на друга и прожигаете каждый слой. Таким образом, создаётся ощущение, что она действительно обожжена. Так что если я сделаю еще одну именную модель, это должно быть что-то особенное, я не хочу ещё одну чёрную гитару.

Какой была первая гитара в твоей жизни?

 

Ну, во-первых, в Восточной Германии было очень трудно достать гитару. Они были дорогими. Я помню, что одной из причин, почему я начал играть на гитаре, было то, что я был в Праге со своими друзьями, они пили пиво, а я не пью, и мне было чертовски скучно, и я подумал: "Чёрт, что же мне делать", и я начал бродить по улицам и нашел магазин гитар, и там была акустическая гитара. Так что первой гитарой, которую я купил, была эта акустика. Я не думал на ней играть, я просто думал продать её, чтобы заработать на этом денег. Это привело меня к одним людям, которые увидели, что я купил гитару, и попросили меня сыграть, а я сказал им, что не умею. Они продолжали просить меня, тогда я взял гитару и сыграл что-то, и они сказали: "Вау, как круто звучит", а я ответил: "Хорошо, тогда, наверное, мне стоит выучить несколько аккордов". Но я учился не на акустической гитаре, я поменял акустическую на электрогитару под названием Diamant, которая в Восточной Германии была известна как [чешская версия] Les Paul. Тогда в Восточной Германии у нас была мечта достать одну из великих гитар, для меня это всегда был Fender Stratocaster, потому что это была гитара Джими Хендрикса. Я ничего не знал о звукоснимателях, хамбакерах и так далее. Так вот, был один парень, которого я встретил в кафе в моём старом родном городе, и он покупал все эти журналы, потому что он мог провезти все журналы через таможню, и он хранил их в моей квартире. Так что мы стали своего рода знакомыми. Он приходил и забирал журналы. Однажды он пришёл, и я спросил его, не мог бы он купить мне гитару и привезти её. В Восточной Германии, если вы обменивали деньги с востока на запад, это было примерно по курсу один к двадцати. Поэтому всё, что у меня было, я поменял на западные марки и дал ему деньги, дал ему деньги и попросил его купить мне, пожалуйста, Fender Stratocaster. Я отдал ему деньги и ничего не слышал в течение трёх месяцев, ничего. Я не мог позвонить, потому что у нас не было телефонов и тому подобного - это было другое время. И я подумал: чёрт, я дал ему 1400 западных марок, а теперь он пропал и больше не вернётся. Помню, я был так расстроен, я был так подавлен. Потом однажды я пришел домой, это было за день до Рождества, и перед моим домом лежал чехол с гитарой, он открыл его и дал мне гитару. Это была моя первая гитара Fender. Тогда моё воображение было настолько богатым, что я думал, что гитара будет играть сама по себе, и мне не придётся ничего делать, что, как я выяснил, было полной чушью. Я был очень рад, что у меня есть эта гитара, но её звук не соответствовал моим представлениям. Поэтому я продал гитару, когда рухнула стена. Потом у меня была гитара, которая мне очень нравилась. Это был старый чёрный с золотом Telecaster - в то время их выпускалось не так много. Я установил туда Seymour Duncan Jeff Beck SH-4, типа хамбакер. Помню, это была моя самая красивая гитара, и мне нужно было, чтобы кто-то врезал этот звукосниматель, и я был с Полом, а у него было больше опыта в этом деле, чем у меня, поэтому он достал молоток и стамеску и начал долбить по ней, а я твердил: "Чёрт! Блядь! Не делай этого!", но мы поставили его туда, и это была одна из моих любимых гитар, а потом, я думаю, мне пришлось продать её, потому что мне нужны были наркотики или что-то в этом роде. Мне было очень грустно, что я ее продал, потому что я был на самом дне своей жизни. Это привело меня на мою самую первую выставку во Франкфурте. С гитарами, как с женщинами, нужно влюбиться. Иногда ты покупаешь гитару и влюбляешься позже, но должна быть какая-то связь с ней. Так вот, я гулял по той выставке и увидел ту гитару, которая висела на стенде ESP. Это была ESP 901 цвета санбёрст, и я смотрел на неё, потому что она была такой красивой. И я ходил вокруг несколько часов - они, наверное, думали, что я какой-то странный парень, который хочет украсть гитару. Я купил эту гитару, и так я связал свою судьбу с ESP.

Так у тебя появились первые гитары. Как ты учился играть? Были ли у тебя книги с таблатурами, были ли у тебя учителя или ты учился сам?

 

На самом деле я делал так: я не умел играть чужие мелодии, в то время это было сложно, потому что не было ни таблатур, ни ютубов, нужно было слушать песню и подбирать на слух, а я не очень хорошо это умел. Я понял, что единственный способ играть - это играть свои собственные риффы. Я не мог играть ничего другого, потому что не был достаточно хорош. Я поступил в консерваторию, которая была нашим концертным залом в Восточной Германии, и там тебя учили играть на джазовой гитаре. Там были ребята, которые были намного лучше меня - они были быстрыми и могли играть все аккорды. Я просто пришёл с серьёзным настроем и сыграл песню UFO под названием "Doctor, Doctor, Please", и каким-то образом я произвёл на них впечатление, не знаю почему, но я несколько лет учился и изучал джазовую музыку. Самое смешное, что у нас был учитель, пожилой мужик, и он использовал нас в качестве ритм-машины - вы должны были сидеть там часами и играть ритм, а он импровизировал на наш ритм. Так что в течение часа мы должны были просто играть ритм, что, кстати, очень важно. В любом случае, иметь хорошую правую руку - это самое главное. Вот так я и научился играть музыку.

 

[Примечание редакции:] *Если вам интересно, что такое педаль Plasma, приведу цитату с их сайта: "PLASMA PEDAL - это революционный подход в области овердрайва и дисторшна, поскольку это новый и ранее неизученный метод достижения перегруза. Вместо использования диодного ограничения, транзисторов или вакуумных ламп для создания овердрайва, PLASMA PEDAL преобразует живой сигнал вашего инструмента в серию непрерывных высоковольтных разрядов в трубке, заполненной ксеноном."