GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Rich Renken

 

 

Variax Talk

 

 

Интервью с одним из создателей Line 6 Variax

 

 

 

 

 

Скот Коллинз

Guitar Muse, август 2011

Перевод с английского

 

 

Помните ли вы ступенчатые лады Bond Electraglide или отсутствие грифа у гитары Gittler? Нет? Вы не одиноки. Есть причина, по которой Страты и Лесполы продолжают хорошо продаваться на рынке гитар. Несмотря на музыку, которую они иногда играют, в целом, гитаристы довольно консервативны, когда дело доходит до гитарных инноваций.

 

Хотя инновации обычно стоют дорого (а гитаристы обычно - нищеброды), в сочетании с воспринимаемой ценностью инновационные идеи могут процветать на рынке. Line 6 - отличный пример компании, которая добилась успеха в создании передовых продуктов и их продвижении на рынок для гитаристов и домашних студий звукозаписи. Например, если вы покупаете POD, вы получаете коробку с несколькими гитарными усилителями, кабинетами и эффектами в ней, и это значительно дешевле, чем пытаться купить всё оригинальное оборудование, на котором он базируется.

 

В 2003 году компания Line 6 решила адаптировать подход моделирования к электрогитаре и создать гитару, которая могла бы воспроизводить звуки нескольких акустических и электро инструментов. Они назвали этот инструмент Variax и разработали программную платформу Workbench, которая позволяла пользователям Variax совершенствовать звучание гитары, выбирая различные типы корпуса и практически меняя местами звукосниматели и размещая их в любом месте струнного тракта.

Но гитары - это не то же самое, что усилители или эффекты, и у гитаристов, как правило, совершенно разные эмоциональные связи с ними. (Би Би Кинг может назвать свою гитару Люсиль, но у него, вероятно, нет имени для своего усилителя). Заставить гитаристов перейти на новую гитару гораздо сложнее. Поэтому Line 6 объединилась с лютье Джеймсом Тайлером для создания трёх новых гитар: JTV-59, JTV-69 и JTV-89 (и трех американских версий тех же гитар - JTV-59US, JTV-69US и JTV-89US).

 

Рич Ренкен из Line 6 был одним из ключевых людей, стоящих за новой линией Variax. (Вы можете увидеть множество его постов о Variax на сайте Tyler Variax.) Кроме того, Рич был действительно неутомимым (и не раз - толстокожим) связующем звеном между Line 6 и широкой публикой. Если вы когда-нибудь заходили на форум по цифровому моделированию гитарного звука с вопросом, то, скорее всего, вы видели там Рича Ренкена, который развеивал мифы, отвечал на вопросы и вообще помогал людям, чем мог. В качестве примера проактивного исследования можно привести связь Рича с онлайн-сообществом, благодаря которой он получил множество предложений по дизайну, которые в конечном итоге попали в окончательные модели. Я попросил Рича посидеть подольше за его сильно изношенной клавиатурой, чтобы ответить на несколько вопросов о запуске Variax, и Рич, как энтузиаст своего дела, с радостью согласился. Итак, вот они:

 

 

10 вопросов и ответов

1. Рич, большое спасибо, что уделили мне время.  Я знаю, что сейчас вы не можете говорить о каких-либо ещё невыпущенных продуктах, но поскольку вы большая шишка в Line 6, для протокола, назовите вашу должность и над чем вы сейчас работаете?

 

В настоящее время я работаю в компании Marcom [ведущее креативное агентство, предоставляющее решения в области стратегической рекламы, брэндинга, маркетинга, дизайна, цифровых технологий и мероприятий – прим переводчика]. Моя официальная должность - специалист по работе с артистами/защитник клиентов. Я работаю с артистами, но также провожу больше половины своего времени на форумах, решая вопросы и проблемы клиентов, помогая им напрямую обратиться к сотрудникам Line 6. Я также по-прежнему являюсь штатным лютье и провожу времени, помогая с производством нового James Tyler Variax.

 

2. С точки зрения гитариста - почему моделирование?

 

Одним словом - удобство. На многих уровнях наше оборудование помогает вам делать больше быстрее и легче. С новыми гитарами JTV вы можете взять с собой на концерт один инструмент, который сможет заменить 4-6 гитар, которые вы могли бы взять с собой. Вам не нужно брать с собой, например, акустику. Или вы можете играть партию добро и не решать, брать с собой дополнительную гитару или нет. Но когда вы выходите за эти рамки, моделирование и разнообразие, которое оно приносит, начинают открывать двери для творческого подхода, о котором вы, возможно, не думали раньше или который был невозможен. Примером тому может служить то, что делал мой приятель. Он подключил модель акустической гитары парлор к педали дисторшн и усилителю Morgan, и создал убийственный, разнообразный, странный и замечательный звук гитары для песни, которую он сочинял.

3. Взять идею моделирования и применить ее к гитаре, как это было сделано с Variax, - для меня это пример совершенно нестандартного мышления.  После первоначального выпуска в 2003 году появилось несколько других электрических моделей (300, 600 и 700), а также акустические модели (300 steel/nylon и 700 AC) и 2 бас-гитары. В новом поколении явно сделан акцент на обновление как технологических, так и эстетических элементов инструмента. Не могли бы вы немного рассказать о том, как вы участвовали в редизайне Variax и какие цели стояли за созданием новых гитар?

 

Я начал работать в компании Line 6 в 2005 году в качестве продукт-менеджера. Моим первым продуктом были басовые усилители LowDown. Затем Spider III, Spider Valve, M13. Примерно во время разработки M13 наш гитарный гуру, Рич Ласнер, ушёл, чтобы начать свой собственный бизнес. Он был убийственным лютье и оставил после себя высокую планку, которую нужно было сохранить на том же уровне. Наш босс обратился ко мне и спросил, не хотел бы я стать продукт менеджером по гитарам. Честно говоря, после 7 лет работы в Tyler Guitars и 10 лет работы в Fernandes Guitars/Hiwatt Amplification я устал от гитар (точнее, мне больше нравилось заниматься усилителями и эффектами). Что ж, после долгих раздумий я решил взяться за дело.

 

Мои цели несколько отличались от того направления, в котором мы двигались в то время. Были некоторые вещи, которые были одобрены без лишних вопросов, например, звукосниматели [на первом поколении была только пьеза, и инструмент нельзя было использовать как обычную электрогитару, без моделирования, разве что как цельнокорпусную электроакустику – прим.переводчика]. Но за другие вещи мне приходилось бороться. В качестве примера можно привести три различные модели, чтобы покрыть различные ощущения, которые нужны разным гитаристам [были выпущены страт, суперстрат и леспол – прим.переводчика].

 

Ещё одна вещь, о которой мы сразу же подумали, - это ещё одно сотрудничество с бутиком. Сотрудничество с Рейнхольдом Богнером имело такой оглушительный успех со Spider Valve, что нам показалось разумным продолжить подобное сотрудничество в производстве гитар гитарой. Именно тогда мы начали работать со всемирно известным лютье Джеймсом Тайлером.

Рич Ренкен и Джеймс Тайлер

4. Это подводит меня к следующему вопросу о том, как Джеймс Тайлер оказался вовлечён в работу над гитарами Variax, а также о том, какими чертами обладал Джеймс, которого вы пригласили в качестве партнёра по дизайну?

 

Ну, как я уже сказал выше, я работал на Джима 7 лет, создавая гитары. Я хорошо дружу со многими бутиковыми лютье. Я разговаривал с некоторыми из них. Но, в конце концов, то, чем торговали Line 6, было тем, что , как я чувствовал, что близко Тайлеру. Он всегда расширял границы. Он много раз менял дизайн и электронику. Всегда в ответ на то, чего хотели его артисты. А чего они хотели? Новых и разных звуков . Даже его сумасшедшая отделка - это почти способ сказать: "Кого волнуют кленовые топы AAAA, главное - звук". Поэтому мы выбрали его, и он был великолепен. Он подтолкнул нас пойти дальше, чем мы могли бы пойти сами. Так что мы ему благодарны.

 

5. Одна вещь, которая действительно поразила меня в редизайне Variax, - это то, что вы активно посещали форумы, чтобы получить обратную связь и узнать, чего хотят пользователи от новых моделей. Можете ли вы рассказать о том, что вы почерпнули из этого процесса и как вы смогли интегрировать некоторые из этих идей в устройство?

 

Когда мы запустили M13, мы объявили об этом заранее. Картинка и описание вышли в киберпространство, и форумы ожили от волнения. Ребята начали писать о том, что они хотели бы видеть и предлагать функциональные возможности M13, и это действительно помогло мне сделать из него отличный продукт. На самом деле, именно ребята с форума сказали, что нужно сделать ещё и уменьшенную версию. Бац! И появился M9.

 

Поэтому, когда я начал проектировать и определяться, каким должен стать новый Variax, я подумал: "Чувак, я должен просто попросить ребят прокомментировать, где мы были с Variax, и куда нам следует двигаться". Я запостил тему на форумах Line 6, которая за очень короткое время набрала 100 000 просмотров. Я многому научился благодаря этому. Это действительно открыло мне глаза и мысли, когда я прочитал, чего желают ребята, владеющие Variax, а также, почему другие отказались от оригинального Variax. Многие из этих вещей были тем, что я уже знал, но многие из их идей действительно помогли направить мои мысли в нужное русло.

6. Итак, существует шесть новых моделей. По сути, три модели производятся компанией World Musical Instruments, а ещё те же три модели, только уже американского производства, доступны по более высокой цене. Не могли бы вы рассказать о причинах появления двух серий и немного о различиях и сходстве между ними (например, что касается внимания к сетапу, как я понимаю, гитары корейского производства отстраиваются на фабрике, а затем проходят повторную отстройку в США)?

 

Основная причина создания двух серий - охватить весь круг гитаристов. Очевидно, что больше всего продаж приходится на корейцев. Мы выбрали World в качестве партнёра после того, как я слетал и посетил кучу фабрик в Китае и Корее и даже поговорил об Индонезии. Когда я посетил World, сомнений не осталось. Они были настоящими ценителями гитары. Каждый сотрудник выглядел так, будто держал в руках то, что кто-то купит, и будет бережно хранить. Гитары из США предназначены для покупателей, которые просто любят гитары американского производства в стиле бутик. В них есть всё, что вы ожидаете от бутиковой гитары.

 

Начинка и всё, что определяет звук этих серий, абсолютно одинаковы. Для получения подробной информации о различиях посетите сайт www.tylervariax.com.

Вы также правы; каждая корейская гитара получает достойную отстройку прямо на фабрике, но затем (также) отстраивается в трёх разных местах по всему миру перед отправкой дилерам. Мы хотим, чтобы эти гитары были на ступень выше.

7. Эти гитары действительно выглядят как совместные модели с точки зрения различных компаний, которые объединились для их производства. Например, очень тесное сотрудничество между Line 6 и LR Baggs в создании звукоснимателя Radiance Hex, который (с некоторым программированием со стороны Line 6) устранил лязг присущиё пьезе. Кроме того, звукосниматели, намотанные компанией World Musical Instruments по заказу Джеймса Тайлера, работали настолько хорошо, что теперь они входят в стандартную комплектацию американских гитар. Можете ли вы рассказать о различных совместных усилиях, которые были предприняты для создания новых моделей?

 

Вы очень хорошо всё описали. Вся совместная работа действительно выросла из того, что Line 6 увидели, в чём они хороши и где нам нужен чей-то опыт. Начиная с бутик-лютье Джеймса Тайлера. Затем, как вы сказали, тесное сотрудничество с L.R. Baggs для создания пьезодатчика, который помог нам получить наилучший сигнал для моделирования. Выбор компании World в качестве партнёра, а не просто фабрики. Выбор Тима Уилсона [ветеран Jackson/Charvel, один из соавторов модели RR – прим.переводчика], который не только собирал гитары в США, но и помогал нам своим многолетним опытом и готовностью делать все по-тайлеровски. Да, и всё это сотрудничество родилось, как вы отметили в начале интервью, из общения с клиентами, в первую очередь, услышав их голос.

 

Они покрывают ощущения и дизайн большой тройки. Гитары с болчёным грифом, с вклеенным, и гитары для шредеров. Дизайн действительно соответствует ощущениям. Опять же, для реального сравнения различий в характеристиках зайдите на наш сайт.

 

Как вы отметили, мензура JTV-59 составляет 24 9/16", что является предпочтением самого Джима Тайлера. На протяжении многих лет он собирал удивительные болчёнки, но сам лично он предпочитает играть гитарах с вклеенным грифом, поэтому мы остановились на его любимом варианте. Это звучит странно, но на самом деле это довольно популярная мензура.

8. [а вот пункта 8 почему-то и нет, за седьмым сразу следует девятый – прим. переводчика]

 

Проблема любой новой разработки заключается в том, чтобы заручиться поддержкой людей, которые привязаны к предыдущей. Например, есть люди, которым очень нравится 700-я модель, и они были в ярости, когда ее сняли с производства. Какие шаги были предприняты для решения их проблем?

 

Они были нарасхват, пока новые гитары не начали попадать к ним в руки. Несомненно, найдутся ребята, которые любят и будут любить 700-ю модель. Но это новый прорыв, новый взгляд и направление для Line 6 и Variax, и мы не собираемся оглядываться назад. Вы должны охватить наибольшее количество клиентов. Мы упустили многих ребят из-за отсутствия магнитных звукоснимателей и проблем со сроком службы батарей и поиском адаптеров питания. Нам пришлось пойти в другом направлении. Пока что, с тех пор как гитары начали поставляться, я не видел просьб вернуть 700-ю модель. В будущем нас ждет много интересного.

 

Каково текущее время ожидания для корейских и американских моделей?

 

Корейские гитары поставляются по всему миру. На данный момент, 2 августа 2011 года, мы уже близки к тому, чтобы выполнить огромный объём заказов. Надеемся, что к концу года, началу следующего гитары будут висеть в магазинах, чтобы ребята могли поиграть и попробовать их.

 

Заказы на американские гитары в настоящее время расписаны на год вперёд. Гитары из США всегда будут поставляться по предзаказу, как и у большинства бутиковых компаний. Иногда вы сможете найти их в магазинах, но большинство из них будут сделаны на заказ для конкретных клиентов.

 

Еще раз спасибо за уделённое время, Рич! Вы можете узнать больше о гитарах Variax на сайте http://tylervariax.com и обо всем, что связано с Line 6, на сайте Line 6 http://line6.com.

 

В настоящее время циркулирует отличное видео с выступления Маркуса Райла из Line 6 на TEDx Talk, в котором подробно рассказывается о науке звука. Это чрезвычайно информативный обзор эволюции тембра и технологии электрогитары, который обязательно нужно посмотреть тем, кто интересуется моделированием, гитарными технологиями и/или Line 6.