Rich Lasner

 

 

Утерянное интервью

 

 

Микеле Миджи,

Перевод с английского

 

 

 

Предисловие переводчика: Рич Ласнер – легендарный инженер и дизайнер, разработавший такие инструменты, как Ibanez JEM, RG, Power и Saber, Yamaha Pacifica и многие другие.

 

За свой творческий путь Рич успел поработать на Ibanez (1984-1989), Yamaha (1989-1992), Peavey (1992-1995), Modulus (1995-2003), Line 6 (2003-2006), Composite Acoustics (2004-2006).

 

С 2006 года, и по сей день, Ласнер работает на подразделение, занимающееся проектированием гитар Vox в корпорации Korg.

 

Интервью, перевод которого я предлагаю, - это беседа Рича с итальянским коллекционером Микеле Миджи, также известным как Nuno, опубликованная на сайте Ibanez87.it, и продублированная на ibanezregister.com. Оба сайта уже давно не существуют, однако помимо  копии оригинальной публикации, мне удалось добыть исходники этой беседы (точнее переписки по скайпу), и даже некоторые неопубликованные отрывки. Некоторые фотографии, конечно ужасного качества, но другие не сохранились, столько лет утекло.

 

Рич Ласнер – автор одних из самых красивых, революционных и популярных моделей Ibanez последних десятилетий. В конце восьмидесятых Рич руководил отделом исследований и разработок Ibanez Custom Shop. Покинув Ibanez, Рич ушёл к их японским конкурентам Yamaha, чтобы создать знаменитые RGX [на самом деле эта серия появилась ещё за пару лет до прихода Ласнера в Yamaha – прим переводчика], Pacifica, именную бас-гитару Билли Шихэна Attitude, и другие модели. В 1994 году, после непродолжительного пребывания в Peavey, Рич основал известный брэнд бас-гитар с графитовым грифом – Modulus [вообще-то Modulus существуют аж с 1978 года, и основана компания была Джеффом Гоулдом – прим. переводчика]. В 2002 году Рич покидает Modulus, чтобы работать фрилансером. Его последними творениями были акустические гитары из карбонового волокна для CA Guitars и Variax от Line 6 и это лишь немногое из его творений.

 

Это интервью состоялось благодаря очень удачному стечению обстоятельств. Рич искал в интернете некоторые из своих творений. Он посетил ibanezRegister и увидел там в галерее, мою коллекцию Maxxas, где я задавался вопросом, как Ibanez удалось сделать полые гитары такой конической и извилистой формы. Он решил ответить на мой вопрос, и написал мне письмо. Потом, через некоторое время мы поболтали, я попросил его дать интервью, и он с удовольствием согласился. Наслаждайтесь…

Ранний прототип Ibanez JEM

Привет, Рич, спасибо что откликнулся.

 

Спасибо, Нуно, очень приятно.

 

Как и когда ты стал частью американской команды дизайнеров Ibanez, и чем ты занимался до этого?

 

Я пришёл в Ibanez 4 декабря 1984 года. До этого я был профессиональным музыкантом в группе Innersections. Мы выпустили 2 альбома, и мы выступали на разогреве Weather Report (после ухода Жако). Году где-то в 1981м, я также фигурировал в колонке Spotlight журнала Guitar Player. Между гастролями я преподавал гитару в музыкальном магазине под названием 8th Street Music в Филадельфии. Наш торговый представитель Ibanez сказал, что Ibanez ищут хорошего гитариста, который мог бы рассказывать о гитарах Ibanez дилерам. Я прошёл собеседование и получил работу. Об участии в дизайне ещё целый год не было и речи, но продажи падали, и я начал вносить свой вклад. Мы с Биллом Реймом всегда обсуждали то, что по нашему мнению было крутыми идеями для улучшения гитар Ibanez. В конце концов, они позволили нам попробовать внедрить кое-что из этого.

 

Годы с '84 по '89 действительно были интересным временем для участия в креативной команде Ibanez. Так много произошло всего так быстро. До середины '80х мы страдали от того, что Ibanez в основном были безликими копиями инструментов других брэндов. Исключением была гитара Фила Коллена и парочка других именных моделей. Я должен был придумать план, как вернуть Ibanez на передовую. Мне пришло в голову, что со всеми другими успешными компаниями было связано имя конкретного человека – Fender, Gibson, Kramer (ну ладно, Гэри ушёл до того, как появился Ван Хален), Jackson и т.д. Но, по сколько не было мистера Ibanez, нам нужно было персонифицировать гитары с другим подходом. Я засветился в колонке Spotlight Майка Варни, в журнале Guitar Player, так что у меня были хорошие с ним отношения. Мы обсуждали проблему безликого Ibanez, и Майк сказал мне, что он открывает рекорд-лейбл Shrapnel Records. Он сказал, что лейбл ищет следующего Ингви (которого открыл Майк). Мы договорились, что если у Майка будет контакт со всеми этими перспективными гитаристами, то Ibanez станет тем местом, где их можно будет продвигать. Из этих отношений вышли Винни Мур, Пол Гилберт, Джоуи Тафолла, Стив Вай и многие другие гитаристы. Ibanez стал тем местом, где можно было бы увидеть совершенно новых гитаристов, прежде чем остальная часть планеты узнала бы кто они такие.

 

Кто были твои коллеги, и какие у них были задачи?

 

Когда наша команда только начинала, это были я и Билл Рейм, который работал директором по рекламе и маркетингу, Мейс Бейли, который изготовлял прототипы (ему пришлось побороться, чтобы убедить руководство позволить ему выйти за рамки ремонтной мастерской) и Леон Редделл, художник. Годом позже я нанял Билла Каммиски, чтобы он помог мне с маркетингом и взаимодействием с артистами. Он также внёс вклад в разработку идей для гитар. В Японии дизайнером был Фриц Като. Мы очень тесно сотрудничали с ним в разработке гитар, и внедрении их в производство.

Слева направо: Билл Рейм, Билл Каммиски и Рич Ласнер. На столе самый первый прототип 540Pro Saber

Что стало с вашими бывшими коллегами? Чем они занимаются сейчас? Они всё ещё работают над дизайном инструментов, и встречаешься ли ты с ними?

 

Билл Рейм является президентом в Hoshino USA с января 2003 года. Это первый американец, занявший этот пост. Мы видимся на выставках NAMM, но лишь для того, чтобы поздороваться. Билл Каммиски является главой отдела продвижения в Fender USA в Аризоне. Мы до сих пор дружим и поддерживаем связь. Фриц по-прежнему наш хороший друг, и мы стараемся совместно работать над проектами, когда удаётся. С Мейсом мы общались, когда он работал в Carruthers Guitars в Санта-Монике, Калифорния, но он ушёл пару лет назад (я слышал, что он занимается ремонтом двигателей частных самолётов), и я не могу найти его. С Леоном мы потеряли связь в '90е, и я не знаю где он сейчас.

Леон Редделл, художник

Можете ли вы описать иерархию Hoshino в то время (президент, председатель, вице- и т.д.)?

 

Я работал с тремя президентами Hoshino USA – Кеном Хощино, Майком Щимадой и Томом Танакой. Майк был для меня огромным источником вдохновения. Он свободно говорит на многих языках и очень хорошо знает европейскую культуру, много лет прожив во Франции. Мы ходили в прекрасные рестораны и вместе слушали Филадельфийский Симфонический Оркестр. Очень интеллектуальный человек, открытый для творческих идей. Я должен сказать, что моя лучшая работа определённо была под его руководством. В то время генеральным менеджером был Рой Мияхара. Недавно он ушёл их Hoshino USA и открыл собственный бизнес в области холистической медицины. Сначала Рой был для меня очень сложным человеком, но мы сблизились, когда работали вместе, и я обнаружил в нём большую любовь к великим гитаристам. Он вырос с Фрицем Като, и Hoshino было их первой настоящей работой.

 

Как и почему возник Ibanez Custom Shop?

 

Когда я начал работать в Ibanez, мы должны были полагаться на Японию, чтобы они делали нам на заказ прототипы гитар. У Kramer, Jackson и других были мастерские в Штатах, где они могли быстро сделать гитару для артиста или новую модель. Мы отставали. Мейс Бейли и Леон Редделл работали в ремонтной мастерской в Бенсалеме, штат Пенсильвания. Я видел, что они готовы и жаждут научиться производить гитары. Я в тихую начал обсуждать с ними производство гитар. Мы начали производить гитары в нерабочее время, чтобы руководство не возражало. Как только Рой Мияхара поймал нас на изготовлении Maxxas для Стива Вая, он привёл нас обоих в свой кабинет и сказал, что нас могут уволить, если мы продолжим этим заниматься, поскольку тарифная ставка не покрывает работу в нерабочее время! Как только мы добились успеха с Ваем, менеджмент перестал напрягаться, и начал поддерживать нашу инициативу. Можно было сказать, что на самом деле они это не одобряли, но успеха, который они увидели, было достаточно, чтобы дать нам шанс.

Мейс Бейли. Человек, который сделал самые первые прототипы JEM

Какие модели вы для них разработали и когда (по годам?)

 

Их так много, что я думаю, что всех их и не вспомню. Вся работа выполнялась командой, но я был ведущим дизайнером Maxxas, JEM, RG (которые по-сути были бюджетными версиями JEM), Saber (с Биллом Реймом, пожелавшим чтобы гитара выглядела острой, как клинок), Power, Power II, RD Bass, GB30, семиструнки и т.д.

 

Кто разработал супертонкий и скоростной профиль грифа Wizard, и почему остановились на мензуре 25,5" для удовлетворения потребностей гитаристов того времени?

 

Мы решили, что нам нужен особый профиль грифа, способный конкурировать с тонкими и широкими грифами в стиле Jackson. Это было частью проекта, когда покупатель мог выбрать один из трёх профилей для гитары Proline. Когда мы получили первые грифы Wizard, мы были уверены, что они долго не выдержат, так как толщина у верхнего порожка 17мм казалась просто сумасшедшей. Гитаристы полюбили их, и они нормально выживали (в основном), поэтому они стали фирменной фишкой Ibanez.

 

Кто разработал современную голову грифа в форме гусиного клюва?

 

Её придумал мой приятель Фриц Като.

Рич Ласнер с гитарой Vox

Какая модель из тех, что вы создали, вам нравится больше всего и почему?

 

Мне всегда нравилась полая гитара Maxxas. Для меня это было успешной концепцией – сделать гитару, которая была лёгкой, с мощным звучанием на средней громкости усилителя, и ни на что не похожую.

 

Есть ли какая-то конкретная причина смены названий гитар с Radius/Power/Saber на 540R/540P/540S?

 

Насколько я помню, 540 был внутренним номером проекта. У нас были проблемы с MusicMan, который перешёл под Earnie Ball, так как у них была бас-гитара Sabre, и они настаивали, чтобы мы перестали использовать похожее название на наших гитарах.

 

Что означает 540?

 

Я уверен, что это был лишь внутренний номер проекта, не имеющий определённого значения.

 

Как и когда появился дизайн RG?

 

После огромного успеха JEM, мы столкнулись с сильным давлением со стороны дилеров и головного офиса с требованием сделать менее дорогую версию, доступную большему числу покупателей.

Что вы думаете о том факте, что дизайн RG до сих пор остаётся одним из самых красивых и современных гитарных форм-факторов?

 

Думаю, нам очень повезло. Базовая конструкция гитары постарела, но не выглядит устаревшей. Основные элементы гитары по-прежнему современны и стали, в некотором роде, классическими.

 

Сильно ли отличался первый прототип от серийной модели?

 

Нет, так как на самом деле мы просто опускали идею JEM на несколько уровней. У нас был дизайн JEM, которым мы руководствовались. За исключением некоторых отличий в отделке, прототип RG был очень похож на окончательную версию.

 

Почему вы спроектировали две версии одной и той же модели, одну с пикгардом, другую без. Какая из них появилась первой?

 

Мы чувствовали конкуренцию со стороны Jackson и Kramer, у которых более успешные модели были без пикгарда. Чтобы успешно конкурировать, мы хотели предложить версию без пикгарда. Это также, в конечном итоге, позволило нам предложить гитары RG с графикой, на которых пикгард смотрелся бы неуместно. Я также всегда чувствовал, что звучание гитары со звукоснимателями, подвешенными на пикгарде, отличается от звучания звукоснимателей, закреплённых на рамках. Я чувствовал, что гитары без пикгарда будут звучать так, как хотелось бы металлистам. Версия с пикгардом появилась первой, так как она была почти такой же, как JEM.

Касательно упомянутой графики. Прежде, чем появились гитары USCG UCGR и UCMD, я прилетел в Лос-Анджелес и встретился с Памелиной и другими гитарными художниками. Чак Фукагава из Hoshino Japan, находился в Лос-Анджелесе и поддерживал с ними контакты. Памелина сделала довольно много образцов, которые мы отобрали для производства. Во время моего пребывания в Ibanez, принты многих гитар с графикой, были скопированы в Японии с оригинальных картин Памелины и других художников. Большинство настоящих гитар артистов, таких как Дженнифер Баттен, были оригиналами, расписанными вручную Памелиной. Разницу можно заметить по тому, что оригиналы имеют слегка неровную структуру, за счёт разницы толщины краски поверх обычного покрытия, в то время как копии напечатаны методом трафаретной фотопечати, и не имеют текстуры поверхности. Мы пробовали покрыть некоторые оригиналы прозрачным лаком с переменным успехом.

 

Что означает RG?

 

Прежде у нас были серии Roadstar Guitars и Roadster Guitars, поэтому мы остановились на аббревиатуре RG. Мы хотели что-то похожее на то, что было у Gibson с SG.

 

Когда и как появился дизайн Saber?

 

Как я уже упомянул, я был главой команды дизайнеров, которая создавала Saber, Power, Maxxas, JEM, Universe, RG и т.д. Большую часть основных деталей дизайна корпуса и грифа придумали мы с Биллом Реймом, который был тогда арт-директором. Билл Рейм учился лепке из глины в художественной школе. Он натолкнул меня на идею создания прототипов корпусов из пластилина или глины. Нам было очень весело работать таким образом. Это позволяло быстро менять форму. Мейс Бейли реализовывал эти идеи, сделав почти все прототипы гитар, а Леон Редделл их раскрашивал. Через некоторое время к участию подключился  Билл Каммиски, предлагая отдельные детали и т.д. Изначально идея Рейма заключалась в том, чтобы сделать гитару с острыми, как бритва краями. Мы вылепили модель корпуса с сужающимися краями, похожую на окончательную версию Saber, но края деревянного прототипа были ещё более острыми. Эта гитара, осталась у Леона Редделла и, поскольку я потерял с ним связь, я не знаю её дальнейшую судьбу. По-моему это была гитара бордового цвета.

 

Фабрика офигела от такой идеи, так как понимала, что острые края долго не проживут. С помощью гитары Saber я хотел убить двух зайцев: во-первых, сделать корпус с теми же базовыми пропорциями, что и Страт, который выглядел бы намного тоньше и изящнее. А во-вторых, получить гитару с тембром Gibson SG, скрещенной со стратом.  Моей первой хорошей гитарой был Gibson SG '69 года с очень крутым открытым звуком и невероятным сустейном.

 

Кому пришла в голову идея наклонного джека, и как вам удалось её реализовать?

 

Толщина краёв второго прототипа аналогична гитарам, пошедшим в серию, но на нём был пикгард из прозрачного плексигласа, окрашенного сзади в чёрный цвет. Как и на первом, для выбора звукоснимателей использовался набор из трёх кнопок. У него ещё не было этого наклонного туннеля к джеку. Толщина краёв корпуса не позволяла использовать стандартный джек, втыкающийся со стороны верхней деки, и мы просто перевернули стратовскую лодочку. Позже Фриц Като придумал эту классную идею туннеля к гнезду джека.

 

Темброблок гитар раннего периода был оборудован тремя отдельными микриками для включения звукоснимателей (или двумя, если это была версия HH). Позже у нас возникли проблемы с установкой пятипозиционника, опять же по причине сужающихся краёв.

 

На центральной фотографии в каталоге 1988 года, где Рейм, Каммиски и я сидим за столом, вы можете увидеть глиняную модель Saber и один из прототипов рядом с ним. На двух других можно увидеть пару ребят, которых FujiGen отправили в Hoshino USA для сборки гитар 540 Project. Некоторое время дилеры в Штатах могли заказать корпус Power, Saber или Radius с одним из трёх профилей грифа. На других фотографиях Леон Раддалл в покрасочной будке, сын владельца FujiGen, полирующий Radius в Филадельфии [Хиро Камиджо – ставший владельцем FujiGen году в 2010 или 2011 – прим. переводчика], и Мейс Бейли, вырезающий корпус в мастерской. Эти фотографии были сделаны в 1987, и были опубликованы в американском каталоге Ibanez 1988 года.

Когда и как появился дизайн Radius?

 

Radius разработали наши дистрибьюторы Chesbro с западного побережья, в рамках конкурса, устроенного Hoshino Japan между ними и нами. Когда мы впервые увидели прототип, нам он не понравился, мы посчитали, что он выглядит слишком жирным и непривлекательным. Фрицу Като понравились обе гитары, поэтому Японцы решили производить и Radius и Saber. Фриц проделал большую работу, чтобы Radius хорошо смотрелся в серийных версиях. В конце концов, мы заменили серию Radius именной моделью Джо Сатриани. Также мы перестали называть 540S – Saber, так как Earnie Ball выкупил брэнднейм Music Man и возродил производство инструментов [в первой половине '80х компанию лихорадило, и всё производство свелось к отвёрточной сборке из ОЕМ-запчастей, заказываемых у кого не лень, от Jackson и до Modulus – прим переводчика]. И они планировали снова использовать имя Sabre для своих бас-гитар.

 

Сильно ли отличался первый прототип Radius от серийной модели?

 

Он был толще, гораздо толще.

Какие различия (кроме звукоснимателей и электроники) между моделями Radius и JS?

 

Джо захотел изменить форму рогов, чтобы открыть больше игрового пространства, и чтобы его кисть не задевала их внутренние вырезы, поэтому контуры были слегка изменены, чуть разогнув рога. Гриф, его профиль и радиус накладки также отличаются от того, что шёл на гитары Radius [у грифа JS прямая, как на Fender, голова – прим. переводчика]. Звукоснимателями Джо всегда были кастомовые DiMarzio, поэтому JS оборудованы теми, что он использовал. Обычные же гитары Radius были оборудованы серийными звукоснимателями IBZ USA, производства тех же DiMarzio [также отличается и доступ к гнезду выходного джека, на JS используется наклонный туннель на обечайке - прим. переводчика].

Я работал с Джо Сатриани на протяжении большей части процесса создания JS. Стив познакомил меня с Джо прямо перед выходом Surfing With Alien. Джо был и остаётся обычным приземлённым парнем. Он также хотел, чтобы его гитары акустически были абсолютно мертвы. Это противоречило всему тому, что я знал о создании гитар. Было много интересных моментов, в процессе создания гитары, которая должна была понравиться Джо. Интересно, что изначально мы отталкивались от модели Power. Было увлекательно наблюдать, как Джо превратился из "гитарного учителя Стива Вая" в главную звезду.

Что-нибудь ещё о создании именных моделей?

 

Я подписал на Ibanez Винни Мура. Он жил примерно в 20 минутах от американского офиса Ibanez. Он прислал кассету и письмо, в котором сказал, что хочет приехать и поговорить с нами о гитаре. Мы о нём ничего не слышали, так как он играл лишь в кавер-группе в Делавэре, где он жил (чуть южнее Филадельфии и вся эта заваруха с Варни/Shrapnel ещё не началась). Я договорился о встрече, и Винни приехал. Он довольно скромный парень, и ничего не сказал. Он немного поиграл на Fender Stratocaster, который привёз с собой, и все мы просто замерли. Позже многие гитаристы зазвучали как Винни тогда, но у него уже тогда было очень хорошее звукоизвлечение и фразировка. Он хотел, чтобы мы сделали ему страт с хамбакерами и тремоло получше. Мы взяли гитару Roadstar и модернизировали её. Тогда у нас ещё не было настоящего Custom Shop в Ibanez. Мейс Бейли, Леон Редделл и я на несколько часов заняли ремонтную мастерскую, чтобы совместными усилиями сделать гитару.

 

Как только на Shrapnel вышел дебютный альбом Винни, мы сделали рекламное промо с ним. Он провёл множество автограф-сессий и мастерклассов Ibanez в магазинах. Мы стали друзьями, и он бывал у меня дома в Филадельфии.

 

Мы договорились о производстве именной модели VM. Хоть гитара и отлично звучала и вписывалась в концепцию того времени, она не так хорошо продавалась. В то время мы чувствовали, что её не заметили, потому что она выглядела довольно просто, а Винни не играл в группе [если не считать участие в записи первого альбома Vicious Rumors – прим. переводчика]. Я не помню всех подробностей, но он предпочитал тремоло с локовыми колками, в то время как флойд с топлоком был обязательным требованием.

Тремоло Edge II хоть издали и выглядит как флойд, но не имеет ни зажимов ни микроподстройки, а сёдла регулируются по высоте - прим. переводчика

Расскажу ещё одну вещь, которую я недавно вспоминал, когда мой сын сказал, что обнаружил семиструнные гитары Gretsch '50 годов. Ходит много предположений о происхождении семиструнной гитары Universe. Вот небольшая предыстория:

 

Стив был у меня в гостях в Филадельфии, ожидая фотосессии для рекламы Ibanez. Он спросил меня, что лежит в огромном коричневом гитарном кейсе в гостиной. Я достал свою восьмиструнную акустическую гитару работы Джона Лава (гитарный мастер из Филадельфии, у которого я учился) и передал ему. Гитара имела привычный строй шестиструнки, с добавленными парой струн, сверху и снизу. Он почти сразу смог её освоить, что неудивительно.

Та самая восьмиструнка John Love

Стив сказал, что ищет более мрачного и глубокого звучания для следующего альбома Ли Рота. Поиграв на гитаре, он заметил, что к дополнительным струнам не так просто привыкнуть. Он предложил идею удлинённого грифа, добавив пару дополнительных ладов, ниже (увеличив мензуру, если я не ошибаюсь, почти до 27 дюймов) чтобы настраиваться в Ре. Японцы сделали два таких удлинённых 26-ладовых грифа. Мы сделали гитару с одним из этих грифов и отправили её Стиву.

 

Вай перезвонил нам и сказал, что гитара великолепна, но на ней невозможно играть текущий репертуар Ли Рота, потому что в песнях очень мнорго аккордов с открытыми струнами, а при настройке ниже, транспонировался весть строй. Второй гриф мы уже поставили на заказную двухгрифовку Нью-Йоркского гитариста Ларри Митчелла (сейчас он проживает в Сан-Диего). Эту гитару можно увидеть на обложке одного из его альбомов. Обратите внимание, что второй гриф – двенадцатиструнный.

Поэтому Стив решил, что попробует таки семиструнку, для получения более низких нот. Японцы сделали нам пару грифов, мы сделали корпуса, разрезали и сварили несколько тремоло Edge и топлоков, а DiMarzio сделали заказные семиструнные звукосниматели.

 

Когда и как появился дизайн Power?

 

Японцы хотели, чтобы 540 Project был представлен тремя моделями. У нас были Saber и Radius, и мы пытались найти ещё одну идею. Мы чувствовали, что в серии не хватает гитары для металлистов, так что мне пришла в голову идея взять чуть уменьшенный корпус, и наклонить грани обечайки, чтобы в сечении получилась трапеция. Это была и остаётся моей наименее любимой дизайнерской идеей Ibanez.

 

Отличался ли первый прототип, от серийной гитары?

 

Нет, он был абсолютно идентичен.

 

Как долго производился Power, и почему Hoshino прекратили его производство?

 

Я думаю, он производился всего лишь год, или около того. Продажи были очень низкими.

Когда и как появился дизайн Power II?

 

Когда модель Power провалилась в продаже, меня попросили придумать новый дизайн. Мне понравилась идея Jackson с реверсными головами, и я решил отталкиваться от этого. Кроме того, Алекс Сколник хотел гитару с перевёрнутым силуэтом, и мы решили опробовать её на нём.

 

Почему Ibanez заменил модель Power на гитару, отличающуюся по дизайну и концепции?

 

Первая версия Power провалилась в продаже, и мы чувствовали необходимость радикальных изменений.

 

Почему ширина грифа у топлока была 45мм?

 

Грифы популярных моделей Jackson были широкими, и нам нужна была гитара, способная составить им конкуренцию

 

Почему габариты Power II были уменьшенного размера?

 

Я подумал, что металлистам было бы круто заполучить гитару, которую легко было бы перекидывать через себя.

 

Как вам удалось убедить Hoshino сделать гитару без регулятора громкости и с более широким топлоком, всего лишь на одной модели?

 

Я был очень удивлён, что Gotoh (производитель фурнитуры) согласится сделать нам эти топлоки в столь малом количестве. Также не забывайте, что на момент появления Power II влияние Ван Халена с единственным регулятором, было очень сильным.

 

Заинтересовала ли эта модель других гитаристов, кроме Алекса Сколника?

 

Нет.

 

Как долго производился Power II, и почему Hoshino прекратили производство?

 

Это продолжалось, может быть, года полтора – два. Продажи были очень низкими, и мы добились успеха с другими моделями. Так как у Hoshino не было своего производства, мы постоянно добивались того, чтобы фабрики предоставляли нам больше производственных мощностей. Устранив плохо продаваемую модель, мы освободили мощности для более продаваемых.

Расскажите о VX500.

 

Я работал на Ibanez всего лишь год, когда вышел XV500. Взгляните на старую промо-листовку Ibanez для этой гитары, которая у меня сохранилась. Парень на фото был моим учеником по классу гитары, его звали Бобби Лонаско. Аплодирующие дети на самом деле старшеклассники в аудитории за углом от офиса Ibanez в Бенсалеме, Пенсильвания. Эта реклама была опубликована в журнале Circus Magazine от 31 мая 1985 года. Так как мы отправили рекламные материалы в редакции. Месяца за 2-3 до публикации, снята она была в феврале или марте '85го. Дебют гитары состоялся на зимнем NAMM Show в январе 1985 года. На гитаре был флойд Pro Rock'r, предшествовавший Edge, с топлоком расположенным за верхним порожком. Некоторые инструменты были оборудованы тремоло на подобие стратовского, без зажимов. Использовались два рельсовых хамбакера V5 (японского производства). Расцветки были странными. Я помню цветовые обозначения VT и BE, представляющие собой бёрсты, выцветающие от чёрного до красного/фиолетового или синего металлика, соответственно. Это что касается Штатов. Но поскольку эта модель поставлялась в Канаду, Европу и Азию, и местные дистрибьюторы могли заказать и другие цвета.

 

Дизайн гитары был разработан Фрицем Като, который научил меня практически всему, что я знаю о массовом производстве и дизайне гитар. Он был единственным дизайнером всех инструментов Ibanez, пока в 1984 году не появился я. С этой гитарой Фриц нацеливался, прежде всего, на внутренний японский рынок, так как в 1984-'85 годах там были популярны столь странные формы. В США эта модель поставлялась, чтобы конкурировать (как они думали) с гитарами странных форм того времени от B.C.Rich, Dean и Jackson. Модель продержалась в производстве недолго, и их кейсы постоянно трескались, так как острый плавник корпуса пробивал их при транспортировке.

Когда и как появился дизайн Maxxas?

 

У меня плохая память на даты, так что, пожалуйста, извините, что я не совсем уверен, когда производились многие из этих гитар. Maxxas был одной из первых моих оригинальных разработок в Ibanez.

 

Я заметил, что все американские производители гитар старались копировать идеи Jackson и Charvel – остроконечные головы, квадратные грани  корпусов и т.д. Я думал о создании гитары совершенно другого дизайнерского направления, с более округлыми формами. Другими важными особенностями были тщательно выдолбленные внутренние полости, для придания ей акустического тембра, соединение All Access Neck Joint (которое я разработал, продлив посадку грифа в корпус за пределами накладки грифа и локовые колки, которые в то время были редкостью.

 

Почему эта модель производилась не как Ibanez, а под отдельным брэнднеймом?

 

Правда в том, что Ibanez так боялся этой модели, что нам сказали, что на голове должно стоять другое имя, иначе они не возьмутся за её производство! Это никогда не позиционировалось, как более высокий брэнд. Они просто подумали, что гитара настолько другая, что может подорвать репутацию Ibanez. Я назвал её так, потому что прототип был небесно-голубого цвета, и гитара была лёгкой как облачко. В конце концов, я дал имя Cirrus бас-гитарам Peavey.

 

Как ты её спроектировал, и что тебя вдохновило?

 

Мне нравилось звучание Gibson ES335 и лёгкость Gibson SG. Мне нужна была гитара, которая обладала бы характеристиками обеих. Меня вдохновили дутые кузова итальянских автомобилей, разработанных для Alfa Romeo компанией Pininfarina (когда они ещё назывались Pinin Farina) в тридцатые годы [Ласнер и в дальнейшем старался продвинуть эту идею в Yamaha Pacifica 1412 и других гитарах - прим. переводчика].

Как вам удалось разместить акустические резонансные камеры столь сложной формы в коническом корпусе, и рассчитывали ли вы размеры камер для получения определённых частотных характеристик?

 

Мы столкнулись с множеством проблем, пытаясь внедрить массовое производство долблёного варианта, поэтому существует первая цельнокорпусная версия. Мы должны были изготовить корпус в виде двух полых раковин, вырезать полости на фрезерном станке с ЧПУ, затем склеить половинки и продолжать вырезать внешние контуры. Чтобы понять, сколько дерева я должен оставить, Я сделал чертёж контура корпуса в плоскости и обозначил на нём камеры, и где следует оставить дерево для кармана грифа, крепления звукоснимателей, бриджа и т.д.

 

Почему технология AANJ крепления грифа Maxxas не была реализована на других моделях (RG, JEM, Radius и т.д.)? Это было слишком дорого/сложно в условиях массового производства?

 

Для реализации AANJ в Maxxas использовался стандартный 24-ладовый гриф, с 22-ладовой накладкой, погрузить пятку за пределами ладов глубже в корпус [часть пятки уходит под нэковый звукосниматель – прим. переводчика]. Hoshino и FujiGen не хотели вкладываться в перестройку производственной линии для получения заготовок грифов нестандартной длины, поэтому я спроектировал их так, чтобы использовать существующие 24-ладовые грифы с 22-ладовой накладкой. Возможно в Hoshino посчитали AANJ слишком необычной идеей, так как в то время придерживались принципа, что карман грифа должен быть унифицирован со стратовским, на случай, если гитарист захочет заменить гриф на Fender или Mighty Mite. Сегодня это звучит странно, но в то время японские компании страдали комплексом неполноценности, что их гитары якобы были не так уж хороши.

Отличался ли первый прототип Maxxas от серийной модели?

 

Он был оборудован стандартным стратовским тремоло, окрашенным в такой же голубой цвет, что и корпус, голубыми локовыми колками Sperzel, голубыми ручками темброблока, по-моему даже звукосниматели и их рамки были окрашены в голубой цвет. Мы хотели посмотреть, будет ли монохромная цветовая гамма, популярная на автомобилях, работать и на гитарах. Эффект был неплохим, но обходился дорого, так как цветные детали нужно было изготавливать на заказ.

 

Как долго производились Maxxas и почему Hoshino прекратили производство?

 

Гитара продержалась всего лишь около трёх лет, как в цельнокорпусной, так и полой версии. Было и несколько редких версий, с увеличенной мензурой, без нэкового звукоснимателя. Популярность других моделей росла, поэтому слабо продававшийся Maxxas был снят с производства.

 

Спасибо тебе Рич за все, что ты сделал и за это интервью.

 

Спасибо! Приятно познакомиться с кем-то, кто ценит то, что я сделал. До скорого!