Как я писал... "Seventeen"
Рэб Бич рассказывает о том, как хит группы Winger 1989 года спас их от безвестности... и стал мишенью критики хаер-метал.
Марк МакСти
Guitar Player, октябрь 2023
перевод с английского
"Я считаю, что эта песня однозначно принадлежит своей эпохе", - говорит Рэб Бич о "Seventeen", сингле, попавшем в топ-40, который помог его группе Winger занять место в мейнстриме в начале 1989 года. "В ней есть огромная продюсерская работа, мощный припев, пара клокочущих соло...". Другими словами, всё, что требуется для хита в стиле хаер-метал. "Я соглашусь с тем, что это хаер-метал", - признаёт Бич, - "но я думаю, что многие наши риффы были немного более прогрессивными, понимаете?" Действительно, в "Seventeen" отсыл как к песне "I Saw Her Standing There" группы Beatles - через упоминание семнадцатилетней красавицы, так и к песне Led Zeppelin "The Crunge" с её фанковым синкопированным ритмом. По всей видимости, это было то, что доктор прописал для успеха молодой группы. В августе 1988 года лейбл Atlantic выпустил дебютный альбом Winger с одноимённым названием, но он так и не попал в чарты. "Его просто положили на полку вместе с другими сотнями альбомов, которые выпускали Atlantic", - вспоминает Бич. "Если альбом не приживался в течение нескольких недель, с ним было покончено". Именно видеоклип на песню "Seventeen" перевернул всё. "Мы получили лишь одну ротацию на MTV в 1:55 ночи с субботы на воскресенье", - говорит он. "И после этого все засияло".
Спарринг-партнёры
Песня "Seventeen" была одной из первых, написанных Бичем в соавторстве с вокалистом Кипом Уингером, но в то время их союз не был дружеским. "Мы оба были сессионными музыкантами и, в общем-то, не очень жаловали друг друга", - объясняет гитарист.
"У нас сложилось неправильное впечатление друг о друге, и оно как бы закрепилось". Именно их продюсер, Бо Хилл, предложил Бичу привнести свой арсенал риффов в Winger. "Он сказал, что Кип - тот человек, который сможет превратить их в песни", - вспоминает гитарист. В том числе и рифф "Seventeen", который он написал, когда ему самому было всего 15 лет. Но идеи Уингера для "Seventeen" застали его врасплох. "Я сыграл Кипу рифф к "Seventeen", и он сказал: "Это припев". Я подумал, что он, должно быть, шутит. Я не мог понять, как можно петь припев поверх этого. Но он запустил драм-машину, сыграл под неё басовую партию, предложил перейти в тональность A в куплете, и всё очень быстро сложилось в единое целое. В тот первый день мы вместе сочинили три песни".
Убойный рифф
Когда пришло время записывать трек, Бич обратился к гитаре Pensa Suhr, которую он приобрёл в нью-йоркском магазине Rudy's Music Stop за 1800 долларов. "Это точно такая же гитара, как та, что стала моей именной моделью", - говорит он. Он подключил её напрямую к Marshall, хотя не помнит модель.
Бич гордится убойным риффом, открывающим "Seventeen", и отмечает, что "В нём гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Люди думают, что важной составляющей ощущения от риффа был дилей, но я записал его сухим, а дилей добавил в процессе микширования. Он звучит неожиданно, потому что я акцентирую слабую долю, что идёт вразрез с основным ритмом. А затем наш барабанщик, Род Моргенштейн, меняет ритм, и это классная идея".
"Мне также нравится фанк в куплетах. Здесь происходит гораздо больше, чем у типичной группы этого жанра". И хотя Бич предпочитал играть свои соло "под влиянием момента и до тех пор, пока не облажаюсь", соло для "Seventeen" он скопировал с демо-записи песни. "Сначала меня сравнивали с Ван Халеном, но ко второй нашей пластинке, я думаю, люди поняли, что у меня есть своя фишка".
Грубая шутка
Успех альбома "Seventeen" пришелся как нельзя более кстати для Winger, которые до этого момента испытывали трудности на сцене. Их ранние концертные выступления были, по признанию Бича, "ужасными". "Все песни для первого альбома мы сочинли в студии", - рассказывает он. "На самом деле мы никогда не играли вместе как группа, пока не начали репетировать для нашего первого тура, в котором мы выступали на разогреве у Scorpions". Но к моменту выхода "Seventeen" они представляли собой хорошо отлаженную машину.
Однако всё пошло наперекосяк: гранж сделал музыку Winger устаревшей, а изменившиеся взгляды сделали "Seventeen" мишенью для критики. "На самом деле это всего лишь из за одной строчки: "Папа говорит, что она слишком молода, но она достаточно взрослая для меня", - говорит Бич. "Это даже не мы написали - это придумал Бо Хилл, наш продюсер". Но вспомните Beatles с песней "I Saw Her Standing There", - говорит он, указывая на изначальное лирическое вдохновение песни. "Мы не педофилы", - добавляет он со смехом. "Это просто рок-песня восьмидесятых, ради бога".
Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.