Художник, создающий гитару
Хосе Мануэль Лопес
Cutaway Magazine
Декабрь 2013 - Январь 2014
Fender Custom Shop - одно из мест, где создаются лучшие электрогитары в мире, и внутри Custom Shop мастербилдеры подобны алхимикам, ищущим свой философский камень, свою идеальную гитару. Пол Уоллер - один из самых выдающихся мастеров, и мы воспользовались его визитом в Испанию, чтобы немного пообщаться с ним. На мероприятии Hard Rock and Custom Shop, организованном компанией Fender Iberica, он рассказал нам следующее...
Как 14-летний подросток начал изготавливать гитары?
Я рос, работая с отцом, поэтому уже в 10-11 лет я занимался обработкой дерева и приданием ему нужной формы. В старших классах у нас были такие уроки работы с деревом, и я выбрал именно их. Там мы начали изготавливать шкатулки, но я уже умел всё это делать благодаря отцу, поэтому я спросил учителя, не разрешит ли он мне сделать гитару. Он посмеялся надо мной, и это меня подстегнуло, и я получил пятёрку.
В двухтысячные Вы учились в школе лютье Роберто-Венна в Финиксе. Что Вы помните об этом?
Курс обучения начинался в мой 21-й день рождения, и я подумал, что это знак, что я должен учиться там. Это было примерно в 300 милях от моего дома, поэтому мне пришлось переехать в Финикс. Пришлось устроиться на работу, чтобы хватало на бензин и еду. Я вставал рано утром, делал гитары, потом шёл на работу и иногда спал. Я узнал много нового о лекалах, о том, как создавать гитары с нуля... Это было еще до эпохи интернета, тогда было не так много информации о том, как изготавливать гитары, поэтому было здорово учиться в школе.
Затем вы учились у Боба Бенедетто, эталонного мастера по изготовлению арктопов. Как это было?
Это было потрясающе. Это было сразу после того, как я начал работать в Fender. Гитара, которую я сделал в школе, была основана на книге, которую Боб написал вместе с другим лютье, и вот я оказался рядом с ним и работал с ним. Для меня это была мечта, путь к тому, кем я хотел стать.
Болчёный гриф, сквозной, или вклеенный...?
Мне нравится всё. Мне нравится делать вклеенные грифы, я давно не делал акустику и хотел бы сделать несколько. Изготавливать электрогитары - это очень увлекательно.
Дерево, компоненты, звукосниматели... Как они влияют на конечный звук?
Обычно я использую звукосниматели ручной работы, именно они дают наилучшие характеристики, я их большой поклонник.
Что приходит вам в голову при выборе древесины, влажности, типа распила?
Я не тороплюсь, подбирая самые лучшие породы дерева. Мастербилдеры уделяют этому много времени, чтобы выяснить, что нужно заказчику, прежде чем закладывать древесину в станок.
Как проходит ваш день в Custom Shop?
Сумасшедший. Здесь очень много позитивной энергии. Все рады быть там, они любят свою работу, нам очень здорово. Мы очень последовательны и много работаем, но иногда останавливаемся и начинаем танцевать. Как только вы входите в дверь, вы чувствуете энергию.
Релик, нерелик Что бы вы выбрали?
Мне нравятся новые блестящие гитары, но мне очень нравятся и релики. Они мягче и, кажется, больше подходят к тебе. Меня всё больше и больше привлекают релики.
Всё ли уже изобретено в мире гитаростроения и принимают ли люди новое?
Здесь очень мало возможностей для преобразований. Это как музыка, всё развивается медленно. Мы вводим улучшения понемногу, новые бриджи, звукосниматели... Но формы являются культовыми, мы их обычно не меняем.
Для кого из гитаристов вы хотели бы создать гитару?
Я сделал гитару для Боно, а Эдж - это тот, о ком я думаю: "Вот бы дать ему в руки одну из моих гитар и посмотреть, что он сможет с ней сделать". Мне посчастливилось делать гитары для лучших гитаристов планеты, и я знаю, что они будут приходить и дальше. Сейчас это Эдж.
Когда вы работаете для Адама Клейтона или Рона Вуда, чувствуете ли вы большую ответственность?
В некотором смысле да. Каждая гитара, которую я делаю, - это мой самый большой труд, и я всегда волнуюсь, чтобы получить то, что они хотят.
Какая ваша любимая гитара?
Я люблю Телеки... то, как они звучат, они просты... два звукоснимателя, никакой лишней ерунды... Я их обожаю.
Знаете ли вы что-нибудь об изготовлении фламенко-гитар?
Немного. Конструкция похожа на акустические гитары, флэттопы... Меня попросили сделать одну гитару для человека, который берёт уроки фламенко, и он предложил мне сделать её для него. Я никогда раньше не делал их, и подумал, что это хорошая возможность. Я сделаю её в этом году, это будет моя первая попытка.