В эксклюзивном интервью главный человек PRS оглядывается на последнее десятилетие инноваций в области инструментов и технологий и высказывает свои мысли о том, что ждёт гитару в 2020-е годы.
Джош Гарднер
Guitar Magazine, февраль 2020
перевод с английского
Пол Рид Смит - уникальная успешная и влиятельная фигура в мире гитар. Человек, который основал свою собственную компанию в 1985 году, чтобы реализовать свое радикальное видение будущего электрогитары, и за 34 года, прошедших с тех пор, занял место на самом высоком пьедестале в нашей индустрии. И он добился всего этого, никогда не теряя своей страсти к тому, чтобы пачкать руки, всё так же одержимо совершенствуя и улучшая свои инструменты.
В преддверии следующего десятилетия мы поговорили с самим человеком, чьё имя носят его гитары, о том, какой путь прошла компания PRS за это время, а также о том, какое будущее ожидает мэрилендскую фирму в 2020 году, когда компания будет праздновать свое 35-летие...
Из всех способов, которыми технологии изменили гитаростроение за последнее десятилетие, что, по вашему мнению, оказало наиболее значительное влияние?
Если говорить кратко, то точность. В первую очередь, в ЧПУ (числовое программное управление) и литьё металла. Когда я начинал конструировать гитары, изготовление корпуса и грифа с высокими допусками было медленным и трудоёмким процессом. Крупномасштабное точное производство - по крайней мере, на том уровне точности, к которому мы стремились, - было невозможно на тогдашних деревообрабатывающих станках с ЧПУ.
Современный станок с ЧПУ с аэрокосмической точностью позволил нам делать гитары не только точнее, чем вручную, но и быстрее, а значит, доступнее, чем в противном случае. С точки зрения комплектующих, технологии литья металла также продвинулись вперед, что является основным фактором, способствующим созданию гитар, которые мы можем конатруировать здесь, в Мэриленде, и гитар, которые мы можем производить по лицензии за рубежом. Технологии позволяют нам делать всё наилучшим образом, чтобы лютье начинал работу с лучшими деталями для создания инструмента.
Что, по вашему мнению, может стать следующей значительной инновацией в мире гитар?
Я, наверное, смотрю на это немного по-другому. Позвольте мне объяснить. Инновации могут происходить по шагам - по моему опыту, обычно это совокупность шагов, которые играют большую роль в развитии инструмента в целом. Целое становится больше, чем сумма частей.
Поэтому, на мой взгляд, то, что происходит в индустрии и, как мне кажется, вот-вот произойдёт, - это реальная возможность того, что совершенно новые гитары смогут превзойти классические винтажные инструменты. Для некоторых музыкантов "винтажные" гитары могут быть как единороги, но если задуматься, те же самые гитары были совершенно новыми в те моменты, которые сделали их такими желанными, так что это не такая уж кощунственная мысль!
Есть ли для вас какие-то "красные линии" в производстве гитар, которые, по вашему мнению, всегда должны быть сделаны вручную или человеком?
Есть десятки вещей, которые лучше делать с помощью высокотехнологичного, компьютерного оборудования, и есть десятки вещей, которые никогда не будут сделаны с помощью высокотехнологичного компьютерного оборудования. Приведу пример каждой из них: вырезание формы корпуса идеально подходит для оборудования, управляемого компьютером. Оно будет вырезать каждый раз одну и ту же форму.
С другой стороны, нанесение лака на инструменты Private Stock не будет управляться компьютером. Окончательная проверка инструмента не будет сделана компьютером. Просто есть вещи, которые слишком тонкие, чтобы решения принимал не лютье или артист, и между ними есть десятки итераций.
Как растущие отношения с артистами изменили ваш подход к созданию гитар и маркетингу?
Этот вопрос слишком сложен, чтобы ответить на него в нескольких предложениях, но я бы сказал, что Карлос очень помог с тремоло и принятием в индустрии птиц и резного топа. Дэвид Гриссом создал McCarty и DGT - оба винтажно-ориентированные инструменты, которые стали для нас началом более активной игры в этом мире. Марк Тремонти оказал огромную помощь в создании PRS Singlecut, а в последнее время - в создании звука усилителей. Джон Майер воплотил в жизнь Super Eagle и Silver Sky, и работа с ним привела к тому, что мы теперь называем TCI - это способ настройки голоса и эквализации звукоснимателя. А Рики Скэггс, Тони МакМанус и Мартин Симпсон вместе с нами по уши погрузились в конструирование акустических гитар PRS.
Все эти совместные разработки, а также множество дружеских и партнёрских отношений, о которых я не упомянул, являются частью нашего процесса слушания, обучения, внедрения позитивных изменений и продвижения гитары на новый уровень. Приведу последний пример: усилители Mayer, Tremonti и Grissom не появились бы без их движущей силы. А звукосниматели-синглы Silver Sky научили нас делать лучшие хамбакеры. В конечном счёте, они не столько изменили наш подход к разработке инструментов, мы всегда уделяем большое внимание мнению музыканта, но все они, безусловно, помогли нам продвинуться дальше и в новых направлениях.
Поскольку мы смотрим вперёд в следующее десятилетие, как человек, потративший более трёх десятилетий на совершенствование электрогитары, думаете и вы, много ли ещё осталось пространства для развития в плане того, насколько хороша может быть электрогитара?
Каждый раз, когда я думаю, что мы знаем достаточно много, происходит что-то еще, что опустошает нашу чашу познаний, и я чувствую, что ничего не знаю. На этой неделе, например, мы с Джимми Херрингом снова и снова говорили о звукоснимателях и гитарах, и я видел, как он играл, активно используя совершенно новые вещи, и мы оба смеялись - в хорошем смысле - над результатами.
Итак, достигли ли мы зенита? Нет. Довольны ли мы тем, где мы находимся в области отделки, звукоснимателей и производства гитар? Безусловно. Для нас перемены - это улучшение, а не просто изменение. Я искренне надеюсь, что в будущем будет меняться еще больше вещей, потому что это означает, что мы продолжаем прогрессировать в нашем ремесле.