Выразительные соло
Джейсон Сидуэлл
Guitar Techniques, сентябрь 2023
перевод с английского
Во время съёмки видео-мастеркласса Пола, с которым, включая подробный разбор полётов с транскрипцией, можно ознакомиться тут, Джейсон Сидуэлл поговорил с ним о новом альбоме The Dio Album, игре вокальных линий, флажолетах на 21-ладовой гитаре и предстоящем туре Mr. Big.
Какой ключевой момент вдохновил вас на создание этого альбома?
Я хотел более свободно играть мелодии на гитаре, с максимально возможной экспрессией. Певцы, как правило, справляются с мелодиями лучше, чем кто-либо другой. Поэтому я составил список певцов, которых хотел бы копировать. Ронни Джеймс Дио был первым, кого я записал. К тому же я вырос, слушая пение Ронни. Это давало мне преимущество, поскольку музыка уже была у меня в голове. Моя задача заключалась в том, чтобы прослушать ещё раз, чтобы услышать максимум нюансов, и понять, как добиться такой же выразительности от моей гитары.
Насколько сложно было повторить вокал Ронни Джеймса Дио и насколько тщательно вы подходили к этому вопросу?
Я уже несколько лет работаю над воспроизведением вокальных линий на гитаре, а также использую мелодии Ронни в качестве уроков для своей онлайн-школы Artistworks. Поскольку большая часть моего опыта - это гитарные гаммы, мне приходится переосмысливать расположение нот на грифе, чтобы сделать переходы от ноты к ноте более похожими на то, как это делает певец. В целом, гораздо лучше получается играть мелодию на одной струне с большим количеством горизонтальных движений, по сравнению с более вертикальным способом, которым гитаристы обычно переходят от ноты к ноте. Я также часто использую игру одним пальцем - средним, так как он самый большой и сильный. Я поддерживаю его указательным пальцем, чтобы обеспечить большую силу, хватку и, что очень важно, сберечь кожу. Большую часть времени я играю почти как слайдом, но с кожей. Поэтому очень быстро могут образоваться мозоли. Использование двух пальцев вместе, как единой команды, даёт мне больше кожи для работы. Иногда я использую и настоящий слайд. Я использую Dunlop 318 из хромированной стали, так как он хорошо сочетается с моим магнитным держателем слайда. Я прикрепляю магнит к нижнему рогу гитары, и это обеспечивает мне быстрый доступ к слайду, а также возможность быстро вернуть его на место.
Над какими песнями или вокальными партиями вам было сложнее всего работать?
По какой-то причине гитарное соло в "Neon Knights" потребовало от меня около сотни дублей, прежде чем я остался им доволен. Аккордовая последовательность на удивление джазовая, учитывая, что это песня Black Sabbath. Я хотел чувствовать себя свободно, когда играл её, поэтому пришлось потренироваться! Что касается вокальных партий, то мне нужно было решить, насколько глубоко в них погружаться. Я нашёл на YouTube изолированные вокальные треки примерно к половине песен и загрузил их в приложение Amazing Slow Downer, чтобы услышать все нюансы. Были короткие фразы, на которые я мог потратить полчаса, просто пробуя различные подходы с бендингом, глиссандо или легато, чтобы перейти от одной ноты к другой. Я делал это для каждой песни, так что вокалу уделялось одинаковое внимание.
Что больше всего понравилось?
Партии ритм-гитары неизменно вызывали у меня мурашки по коже, когда я их играл. К тому же они были относительно простыми, поскольку я играл гитарную партию на гитаре, а не пытался переложить её с одного инструмента на другой, как это было с вокалом. Что касается вокала, то мне очень понравились эти длинные ноты с эхом в конце. Например, в песне "The Last In Line", когда Ронни поет: "We are coming... HOOOOOOOOOOOME!". Эта нота должна была быть невероятной. Я использовал Ibanez Fireman, модифицированный системой Fernandes Sustainer, чтобы нота быстро переходила в сустейн с фидбэком. Я использовал слайд, чтобы получить драматическое вибрато, и в самом конце включил педаль BOSS DD-3 для эха. Это замечательно - вложить столько внимания в исполнение одной ноты и получить такую отдачу.
Есть моменты, когда ваша гитара почти кричит - не так-то легко добиться такого выражения. Как вы варьируете свою игру, используя только руки?
Медиаторные флажолеты действительно выручают. Забавно, что в комментариях к моим гитарам люди часто говорят: "Почему вы не используете 24-ладовые?". Я обнаружил, что меньшее количество ладов открывает пространство для более удобного доступа к медиаторным флажолетам. У меня есть несколько 21-ладовых гитар Ibanez Roadstar II восьмидесятых годов. Я обнаружил, что получаю очень хорошие результаты на таких гитарах, и связываю это с медиаторными флажолетами. Также полезно использовать контрасты. Приглушённая нота непосредственно перед кричащей сделает кричащую ноту более драматичной. Я понял, что типичная гаммовая практика, когда все элементы выразительности неизменны, а меняется только нота, откровенно вредна для выразительной игры. Это может быть впечатляющим техническим достижением - играть как робот. Но певцы так не поют.
Есть некоторые изменения в общем звуковом балансе песен, напоминающие оригиналы. Переход от "Kill The King" (тёплой) к "Stand Up And Shout" (яркой, режущей). Вы уделяли особое внимание тому, чтобы правильно подобрать эквализацию к песням?
Я слышу очень мало частот выше 1 КГц [Пол в последние годы жалуется на частичную потерю слуха - прим. переводчика]. Атака медиатора через усилитель дает мне возможность почувствовать высокие частоты по ощущениям. И мне нравится, когда инженер звукозаписи даёт мне знать, если я где-то слишком сильно переборщил с настройками. Но в целом, это та область, где я не могу напрямую определить, что происходит. К счастью, я по-прежнему прекрасно слышу на частотах ниже 1 КГц, так что я по-прежнему могу достаточно хорошо слышать высоту тона и ритм, чтобы играть.
Вы решили играть свои собственные соло, а не дублировать оригинальные с пластинок?
Мелодические части соло обычно остаются оригинальными, поскольку я слушаю эти песни с тех пор, как был подростком. Но когда соло становятся более быстрыми, я начинаю обращаться к своему собственному арсеналу, чтобы исполнить быстрые фразы. Ключ к быстрой игре - это работа с фразами, которые легко и удобно играть. А для этого мне нужно использовать свой собственный багаж.
На альбоме есть несколько молниеносных соло, одно из них – "Kill The King". Планировали ли Вы эти соло заранее или импровизировали в студии?
У меня была одна фишка, которая, на мой взгляд, хорошо подходит для этого соло, и я отрабатывал её в течение нескольких дней, чтобы добиться нужного эффекта. Когда пришло время исполнять соло, у меня получилось с первого дубля! Я попробовал ещё несколько дублей, но ничто не превзошло первый. Это всегда приятно.
Энергетика песен напоминает Racer X. Как ваша игра и звучание сейчас сравниваются с тем, что было тогда?
Первое, о чём я подумал, это то, что старые песни имеют более естественную минорную структуру по сравнению с тем, что я обычно сочиняю сейчас. Но это удивительные исключения. "Neon Knights" - это в первую очередь миксолидийский лад. "Lady Evil" основана на минорной блюзовой гамме. И мне нравится, когда бас-гитара в "Stand Up And Shout" подчёркивает ноту G#. В результате аккорд превращается в G#m7, что очень необычно для ля-минора. Аккорд проходит довольно быстро, но эта нота придаёт ему действительно великолепный колорит.
Какие гитары, педали и усилители вы использовали для записи альбома? Это был ваш обычный риг?
Я записывал альбом в своей домашней студии, так что вся моя коллекция гитар и педалей была там, чтобы играть. Я использовал гораздо больше гитар и педалей, чем это было необходимо, но это было просто забавно - настраивать что-то новое для каждой песни. В целом, в последнее время я увлекаюсь винтажными гитарами Ibanez. Среди них такие модели, как Roadstar II, Blazer, Ghostrider, Custom Agent, а также "судебные" копии Les Paul и леворукого Страта. Я также использовал несколько своих гитар Ibanez Fireman. Для Black Sabbath я использовал овердрайв JHS PG-14. Для звучания Rainbow Блэкмора я использовал компрессор Boss CS-3 с овердрайвом JHS Moonshine V2. Для звучания Dio Вивиана Кэмпбелла я использовал овердрайв преампа JHS с бустером Xotic Effects AC Booster. Я подключал их к чистому каналу Fender Princeton Reverb или Marshall JTM45, при этом усилители были настроены на чистый звук. Иногда я также использовал Fender Vibrolux Reverb, включенный через THD Hot Plate. Это был единственный случай, когда я использовал дисторшн от усилителя.
Что ждёт вас в ближайшее время?
У меня намечается тур с Mr. Big, который начнётся в Японии и других странах этого региона. Это будут большие площадки и сцены, так что я готовлюсь к этому. В песнях Mr Big много вокальных гармоний, так что теперь, когда у меня появилась привычка исполнять вокальные мелодии на гитаре, я должен вернуться к исполнению своим настоящим звуком. Кроме того, в песнях Mr Big я обычно исполняю гитарное соло без аккомпанемента. Это не то, что я делаю в своей сольной группе, так что я немного заржавел в этом искусстве. Мне нужно понять, как быть одному на сцене и не звучать как Найджел Тафнел [персонаж фильма "Это Spinal Tap" - прим. переводчика], когда он говорит: "Мои соло - это моя визитная карточка". У меня есть несколько идей, где я следую определённым аккордовым заменам, чтобы придать себе определённую структуру. Игра через аккордовые замены тратит в 10 раз больше мозговой энергии, чем игра в одной тональности, но для этого и существует практика. И у меня есть ещё целый месяц!
Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.