GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Проект guitarblog.ru пока поставлен на паузу, не хватает ни времени, ни мотивации им заниматься. Возможно поддержка донатами могла бы замотивировать.

Paul Gilbert

 

Выразительные соло

 

 

 

 

 

Джейсон Сидуэлл

Guitar Techniques, сентябрь 2023

перевод с английского

 

 

 

 

 

 

Во время съёмки видео-мастеркласса Пола, с которым, включая подробный разбор полётов с транскрипцией, можно ознакомиться  тут, Джейсон Сидуэлл поговорил с ним о новом альбоме The Dio Album, игре вокальных линий, флажолетах на 21-ладовой гитаре и предстоящем туре Mr. Big.

Какой ключевой момент вдохновил вас на создание этого альбома?


Я хотел более свободно играть мелодии на гитаре, с максимально возможной экспрессией. Певцы, как правило, справляются с мелодиями лучше, чем кто-либо другой. Поэтому я составил список певцов, которых хотел бы копировать. Ронни Джеймс Дио был первым, кого я записал. К тому же я вырос, слушая пение Ронни. Это давало мне преимущество, поскольку музыка уже была у меня в голове. Моя задача заключалась в том, чтобы прослушать ещё раз, чтобы услышать максимум нюансов, и понять, как добиться такой же выразительности от моей гитары.


Насколько сложно было повторить вокал Ронни Джеймса Дио и насколько тщательно вы подходили к этому вопросу?


Я уже несколько лет работаю над воспроизведением вокальных линий на гитаре, а также использую мелодии Ронни в качестве уроков для своей онлайн-школы Artistworks. Поскольку большая часть моего опыта - это гитарные гаммы, мне приходится переосмысливать расположение нот на грифе, чтобы сделать переходы от ноты к ноте более похожими на то, как это делает певец. В целом, гораздо лучше получается играть мелодию на одной струне с большим количеством горизонтальных движений, по сравнению с более вертикальным способом, которым гитаристы обычно переходят от ноты к ноте. Я также часто использую игру одним пальцем - средним, так как он самый большой и сильный. Я поддерживаю его указательным пальцем, чтобы обеспечить большую силу, хватку и, что очень важно, сберечь кожу. Большую часть времени я играю почти как слайдом, но с кожей. Поэтому очень быстро могут образоваться мозоли. Использование двух пальцев вместе, как единой команды, даёт мне больше кожи для работы. Иногда я использую и настоящий слайд. Я использую Dunlop 318 из хромированной стали, так как он хорошо сочетается с моим магнитным держателем слайда. Я прикрепляю магнит к нижнему рогу гитары, и это обеспечивает мне быстрый доступ к слайду, а также возможность быстро вернуть его на место.
 

Над какими песнями или вокальными партиями вам было сложнее всего работать?


По какой-то причине гитарное соло в "Neon Knights" потребовало от меня около сотни дублей, прежде чем я остался им доволен. Аккордовая последовательность на удивление джазовая, учитывая, что это песня Black Sabbath. Я хотел чувствовать себя свободно, когда играл её, поэтому пришлось потренироваться! Что касается вокальных партий, то мне нужно было решить, насколько глубоко в них погружаться. Я нашёл на YouTube изолированные вокальные треки примерно к половине песен и загрузил их в приложение Amazing Slow Downer, чтобы услышать все нюансы. Были короткие фразы, на которые я мог потратить полчаса, просто пробуя различные подходы с бендингом, глиссандо или легато, чтобы перейти от одной ноты к другой. Я делал это для каждой песни, так что вокалу уделялось одинаковое внимание.


Что больше всего понравилось?


Партии ритм-гитары неизменно вызывали у меня мурашки по коже, когда я их играл. К тому же они были относительно простыми, поскольку я играл гитарную партию на гитаре, а не пытался переложить её с одного инструмента на другой, как это было с вокалом. Что касается вокала, то мне очень понравились эти длинные ноты с эхом в конце. Например, в песне "The Last In Line", когда Ронни поет: "We are coming... HOOOOOOOOOOOME!". Эта нота должна была быть невероятной. Я использовал Ibanez Fireman, модифицированный системой Fernandes Sustainer, чтобы нота быстро переходила в сустейн с фидбэком. Я использовал слайд, чтобы получить драматическое вибрато, и в самом конце включил педаль BOSS DD-3 для эха. Это замечательно - вложить столько внимания в исполнение одной ноты и получить такую отдачу.

Есть моменты, когда ваша гитара почти кричит - не так-то легко добиться такого выражения. Как вы варьируете свою игру, используя только руки?

 

Медиаторные флажолеты действительно выручают. Забавно, что в комментариях к моим гитарам люди часто говорят: "Почему вы не используете 24-ладовые?". Я обнаружил, что меньшее количество ладов открывает пространство для более удобного доступа к медиаторным флажолетам. У меня есть несколько 21-ладовых гитар Ibanez Roadstar II восьмидесятых годов. Я обнаружил, что получаю очень хорошие результаты на таких гитарах, и связываю это с медиаторными флажолетами. Также полезно использовать контрасты. Приглушённая нота непосредственно перед кричащей сделает кричащую ноту более драматичной. Я понял, что типичная гаммовая практика, когда все элементы выразительности неизменны, а меняется только нота, откровенно вредна для выразительной игры. Это может быть впечатляющим техническим достижением - играть как робот. Но певцы так не поют.


Есть некоторые изменения в общем звуковом балансе песен, напоминающие оригиналы. Переход от "Kill The King" (тёплой) к "Stand Up And Shout" (яркой, режущей). Вы уделяли особое внимание тому, чтобы правильно подобрать эквализацию к песням?


Я слышу очень мало частот выше 1 КГц [Пол в последние годы жалуется на частичную потерю слуха - прим. переводчика]. Атака медиатора через усилитель дает мне возможность почувствовать высокие частоты по ощущениям. И мне нравится, когда инженер звукозаписи даёт мне знать, если я где-то слишком сильно переборщил с настройками. Но в целом, это та область, где я не могу напрямую определить, что происходит. К счастью, я по-прежнему прекрасно слышу на частотах ниже 1 КГц, так что я по-прежнему могу достаточно хорошо слышать высоту тона и ритм, чтобы играть.


Вы решили играть свои собственные соло, а не дублировать оригинальные с пластинок?


Мелодические части соло обычно остаются оригинальными, поскольку я слушаю эти песни с тех пор, как был подростком. Но когда соло становятся более быстрыми, я начинаю обращаться к своему собственному арсеналу, чтобы исполнить быстрые фразы. Ключ к быстрой игре - это работа с фразами, которые легко и удобно играть. А для этого мне нужно использовать свой собственный багаж.

На альбоме есть несколько молниеносных соло, одно из них – "Kill The King". Планировали ли Вы эти соло заранее или импровизировали в студии?


У меня была одна фишка, которая, на мой взгляд, хорошо подходит для этого соло, и я отрабатывал её в течение нескольких дней, чтобы добиться нужного эффекта. Когда пришло время исполнять соло, у меня получилось с первого дубля! Я попробовал ещё несколько дублей, но ничто не превзошло первый. Это всегда приятно.


Энергетика песен напоминает Racer X. Как ваша игра и звучание сейчас сравниваются с тем, что было тогда?


Первое, о чём я подумал, это то, что старые песни имеют более естественную минорную структуру по сравнению с тем, что я обычно сочиняю сейчас. Но это удивительные исключения. "Neon Knights" - это в первую очередь миксолидийский лад. "Lady Evil" основана на минорной блюзовой гамме. И мне нравится, когда бас-гитара в "Stand Up And Shout" подчёркивает ноту G#. В результате аккорд превращается в G#m7, что очень необычно для ля-минора. Аккорд проходит довольно быстро, но эта нота придаёт ему действительно великолепный колорит.


Какие гитары, педали и усилители вы использовали для записи альбома? Это был ваш обычный риг?


Я записывал альбом в своей домашней студии, так что вся моя коллекция гитар и педалей была там, чтобы играть. Я использовал гораздо больше гитар и педалей, чем это было необходимо, но это было просто забавно - настраивать что-то новое для каждой песни. В целом, в последнее время я увлекаюсь винтажными гитарами Ibanez. Среди них такие модели, как Roadstar II, Blazer, Ghostrider, Custom Agent, а также "судебные" копии Les Paul и леворукого Страта. Я также использовал несколько своих гитар Ibanez Fireman. Для Black Sabbath я использовал овердрайв JHS PG-14. Для звучания Rainbow Блэкмора я использовал компрессор Boss CS-3 с овердрайвом JHS Moonshine V2. Для звучания Dio Вивиана Кэмпбелла я использовал овердрайв преампа JHS с бустером Xotic Effects AC Booster. Я подключал их к чистому каналу Fender Princeton Reverb или Marshall JTM45, при этом усилители были настроены на чистый звук. Иногда я также использовал Fender Vibrolux Reverb, включенный через THD Hot Plate. Это был единственный случай, когда я использовал дисторшн от усилителя.

Что ждёт вас в ближайшее время?

 

У меня намечается тур с Mr. Big, который начнётся в Японии и других странах этого региона. Это будут большие площадки и сцены, так что я готовлюсь к этому. В песнях Mr Big много вокальных гармоний, так что теперь, когда у меня появилась привычка исполнять вокальные мелодии на гитаре, я должен вернуться к исполнению своим настоящим звуком. Кроме того, в песнях Mr Big я обычно исполняю гитарное соло без аккомпанемента. Это не то, что я делаю в своей сольной группе, так что я немного заржавел в этом искусстве. Мне нужно понять, как быть одному на сцене и не звучать как Найджел Тафнел [персонаж фильма "Это Spinal Tap" - прим. переводчика], когда он говорит: "Мои соло - это моя визитная карточка". У меня есть несколько идей, где я следую определённым аккордовым заменам, чтобы придать себе определённую структуру. Игра через аккордовые замены тратит в 10 раз больше мозговой энергии, чем игра в одной тональности, но для этого и существует практика. И у меня есть ещё целый месяц!

 

Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.

Если вам понравился этот материал и вы хотите читать и новые публикации, вы можете поддержать развитие сайта, воспользовавшись формой, расположенной в самом низу страницы (справа).