GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Paul Gilbert

 

 

12 гитаристов, сформировавших его звучание

 

 

 

Фото - Сэм Герке

 

 

 

1. Джимми Пейдж


Когда я был подростком, Джимми Пейдж был моим кумиром не только в плане гитарного звука, но и в плане того, как должен выглядеть гитарист. Я вешал свой Les Paul очень низко, почти на уровне колен, и я думаю, что это очень повлияло на моё положение запястья и хват. Всё это произошло от того, что я пытался копировать Джимми. Наверное, лучшим днём в моей жизни, связанной с гитарой, был день, когда я освоил этот небольшой бендовый приём в "Heartbreaker".

Я смог сделать этот бенд с пулл-офф и затем перепрыгнуть на следующую струну на правильном ладу... Это был первый раз, когда я подумал: "О, чувак - это звучит точно так же, как на записи". Для меня бендинг и вибрато были как отпечаток пальца или визитная карточка крутого гитариста. Если у тебя есть вибрато, значит, у тебя есть всё, что нужно, и Джимми вложил это в мои уши.

2. Фрэнк Марино


Впервые я увидел Фрэнка Марино во время выступления на California Jam II. Когда он вышел, он был просто в ударе, играл на скорости миллион миль в час, исполняя кавер-версию песни Джими Хендрикса "Purple Haze". Это было похоже на суперзаряженную версию, и это было просто невероятно. Кроме того, у Фрэнка такой искажённый гитарный саунд, казалось, что у него одновременно включены пять педалей, и все они издают супер-психоделические гитарные звуки [под словом искажённый подразумевается не дисторшн, а звучание, напоминающее духовые с сурдиной – прим. переводчика].

После этого я приобрёл концертный альбом Mahogany Rush [Frank Marino & Mahogany Rush - Live], на котором, опять же, он исполнил кавер-версию песни Чака Берри "Johnny B. Goode", и его исполнение было просто зажигательным, с рвущей на части быстрой гитарой. Но она была очень контролируемой, не беспорядочной, и в ней был тот искажённый звук, который я так люблю.

Я не знаю, какую педаль он использовал, но она точно заинтересовала меня. Потому что я понял, что здесь есть что-то, выходящее за рамки гитары, подключенной прямо к усилителю. Но это забавно, потому что я никогда не был наркоманом, но Фрэнк дал мне то, что я представлял себе как ощущение, которое можно получить от этого, когда кажется, что весь мир плывёт.

 

Гитарист Mr. Big рассказывает о том, как длина ремня повлияла на его технику, почему прослушивание Ингви Мальмстина по телефону вдохновил его попробовать быструю игру и что он считает "одним из самых главных бедствий" современной игры на гитаре.

 

 

 

 

 

Эндрю Дейли

Guitar World Online, май 2023

перевод с английского

 

 

 


Немногие музыканты исследуют внутренний мир своей музыкальной души так, как это делает Пол Гилберт. Будь то шредерство в его ранней группе Racer X или мелодичные размышления в супергруппе мирового масштаба Mr. Big, одно можно сказать точно - сердце, разум и гений Гилберта изливаются на каждый сантиметр грифа его Ibanez.

Однако в сольной карьере Гилберта проявились, пожалуй, его самые идиосинкразические приёмы. С тех пор как в 1998 г. Гилберт стал независимым музыкантом, он играл блюз, фьюжн, метал, праздничную музыку и, совсем недавно, кавера Дио. Действительно, Гилберт относится к тому типу музыкантов, услышав которых, сразу понимаешь, что это он. Достаточно взять одну изящную ноту, исходящую из его сильных пальцев, чтобы убедиться, что вы не перепутаете его ни с каким другим гитаристом.

В настоящее время Гилберт занят как никогда. В последнее время он занимается продвижением альбома The Dio Album, в котором сумасшедший учёный исполняет некоторые из самых известных композиций покойной легенды хэви-метал. Кроме того, в новостных лентах поклонников наверняка мелькают известия о скором воссоединении Mr. Big в виде масштабного прощального тура в честь покойного барабанщика Пэта Торпи.

Однако в глубине души этот человек - динамичный музыкант, который любит творить. Средством творчества Гилберта является скромная электрогитара, и на ней он создал чертовски много.

Неудивительно, что у таких кудесников, как Гилберт, много шестиструнных влияний, причём из самых разных музыкальных областей. Гилберт пообщался с Guitar World, чтобы рассказать о 12 таких гитаристах, каждый из которых помог сформировать его неповторимое звучание.

 

3. Эдди Ван Хален


Любой, кто играет на гитаре и находится примерно в моём возрасте, должен иметь имя Эдди в своём списке, верно? Я имею в виду, что когда Эдди появился, это было нечто потустороннее. Но помимо этого, просто звучание Van Halen как целостной группы сильно отличалось от того, что происходило в то время.

Другие стадионные рок-группы, такие как Kiss, Cheap Trick, группа Теда Ньюджента и Aerosmith, были спродюсированы и вычищены, и хотя это было приятно, чистка их звука высасывала энергию из музыки. Но Van Halen звучали так же, как их живые выступления - не слишком аккуратно. У них была такая энергия, когда они появлялись на радио, и их музыка так сильно выделялась на фоне всего остального. И потом, конечно, вы доходите до того, как Эдди играл на гитаре, а это было совершенно другое.

Я сравниваю прослушивание его версии "You Really Got Me" с тем, как если бы он взял очаровательную фотографию динозавра, а затем превратил её в картину да Винчи. Я услышал, как он играет, и это было похоже на "Окей, взрослый вошел в комнату". Эдди просто в совершенстве владел своим инструментом. Не было никаких шероховатостей, всё было сыграно с намерением. Его уровень виртуозности напоминал то, что можно услышать от великого скрипача или классического пианиста. У него был такой же уровень контроля над игрой на гитаре

4. Джими Кидд


Итак, Джими был моим дядей, и, к сожалению, он не так часто записывался. Но я вырос, слушая его, потому что он член нашей семьи, и, естественно, он повлиял на меня. Он присылал мне кассеты с записями прямо с пульта с его выступлений.

Когда он давал концерт, он просил звукорежиссёра записать его на кассету и присылал ее мне, и я слушал их так же часто, как Van Halen или Фрэнка Марино. В общем, это была большая часть того, что тренировало мой слух, потому что у Джими было отличное вибрато, фразировка, классные, быстрые приёмы и великолепный звук.

Позже я пригласил его в свою студию, и мы вместе записали блюзовый альбом под названием Raw Blues Power. Я рад, что люди смогли услышать игру Джими, потому что кроме тех кассет, которые он мне присылал, почти ничего не было.

Я также должен сказать, что Джими был отличным рекомендателем музыки. Он всегда говорил мне, какие альбомы мне нужно купить, будь то Хендрикс, MC5, Игги и Stooges - он приобщил меня ко многим видам музыки. Так что Джими был отличным музыкальным педагогом, не только благодаря своей игре, но и благодаря своим рекомендациям.

5/6. Пэт Трэверс/Пэт Тралл


На самом деле я собираюсь втиснуть сюда двух музыкантов, потому что и Пэт Трэверс, и Пэт Тралл оказали на меня огромное влияние. Пластинка Crash and Burn [Pat Travers Band] оказала на меня влияние в том плане, что я начал понимать, что такое блюз.

Альбомы Трэверса нельзя назвать блюзовыми - это скорее высокоэнергетический рок с элементами фанка и фьюжна, но так или иначе, в том, как они играли, всегда присутствовали небольшие элементы блюза.

Такие песни, как "Boom Boom (Out Go the Lights)" и "Snortin' Whiskey", основаны на блюзовых прогрессиях, и, будучи подростком, я мог их слушать, потому что они были энергетически мощными и в них были классные быстрые партии. Но в них было достаточно блюза, чтобы мой слух начал понимать, что это нечто иное, чем то, что я слышал, слушая, например, альбом Iron Maiden.

У меня не было достаточных знаний, чтобы понять, что это такое, но это разжигало моё любопытство и открывало двери к различным элементам самовыражения. Для меня это было лучшее, что я когда-либо слышал, как кто-либо исполняет буги-вуги с пауэр-аккордовым риффом - в этом было что-то такое, что заставило меня впитать это в себя. И по сей день, когда я играю в этом стиле, я всегда обращаюсь к Трэверсу и Траллу. [от переводчика: мало кто наверно знает, но Пэт Трэверс исполняет бэк-вокал в композиции Get the Funk Out группы Extreme]

7. Алекс Лайфсон


Еще один искажённый гитарист, когда ты знаешь, что он использует какую-то педаль, которая заставляет весь мир плыть. И знаете, в раннем творчестве Rush есть глубина и влияние Led Zeppelin, что мне очень понравилось.

Для меня, когда кто-то находится под влиянием кого-то, кто мне нравится, мне всё равно - я никогда никого не буду критиковать. Вы не найдете меня говорящим: "О, ты слишком похож на этого великого человека". Я скорее скажу: "Давай. Мне это нравится". Я могу принять столько клонов Джими Хендрикса, сколько вы можете подкинуть мне. У меня может быть миллион его версий, и я буду абсолютно доволен, потому что это именно тот человек, которого нужно клонировать [смеётся].
"Так, когда люди говорят: "О, это слишком похоже на Led Zeppelin", я отвечаю: "Да нет проблем". Потому что я возьму приму Led Zeppelin, сколько сможет выдержать мир - я чувствую, что чем больше, тем лучше". Но, конечно, по мере развития Rush и присоединения к ним Нила Пирта, они начали находить что-то своё.

Так что, Rush стали моим знакомством с прог-роком: нестандартные размеры, длинные песни, необходимость запоминать многое, чтобы уметь играть вместе с ними. Но это был забавный вызов - пытаться играть эти сложные песни, для понимания которых требовалось больше, чем пара уроков.

Я играл много подобных вещей в группах, в которых участвовал, поэтому это был целый процесс создания педалборда. Это было что-то вроде: "Хорошо, я хочу сыграть "Red Barchetta", мне нужно выставить дилей на определённую настройку", или что-то в этом роде.

Я очень увлёкся всеми этими педалями, чтобы попытаться скопировать то, что делал Алекс. Он был очень интересным гитаристом, который делал много такого, о чем я никогда бы не подумал, выходя за рамки того, что делал Джимми Пейдж, которым я увлекался. Таким образом, он очень творчески познакомил меня с элементами, о которых я не знал.

8. Ингви Мальмстин


Впервые я услышал Ингви по телефону. Майку Варни, который был продюсером и владельцем Shrapnel Records, прислали несколько кассет, а потом связались с ним. Майк обычно делал так: он звонил тебе и говорил: "Да, я получил кассету - она звучит довольно хорошо", и дальше он начинал работать.

Когда он поставил мне Ингви, и я услышал его по телефону, он игралчто-то скоростное, и я подумал, что он потрясающе хорош. На тот момент мне было 16-17 лет, и я уже бросил заниматься скоростной игрой. Я пробовал, но мне не нравилось, как это звучит. Я просто не мог взять нужную ноту, и тогда всё остальное, что я делал, сбивалось.

Поэтому я подумал: "Ладно, пусть этим занимаются другие. Это не мой стиль", и я думаю, что это было правильное решение. Я говорю это своим ученикам: если что-то не получается, положите это на полку. Не стоит корить себя за какую-то технику, которая не работает в данный момент, - вы займётесь ею позже. Но когда я услышал Ингви, я подумал: "Ну что ж, если он может это сделать, может быть, стоит попробовать ещё раз, просто чтобы знать, что это возможно".

Тогда я впервые сел за метроном и подумал: "Ну вот, началось - давай я потрачу на это немного времени". И через неделю или две я смог это сделать. И я подумал: "Ну, может быть, всё-таки есть надежда". Ингви уговорил меня попробовать ещё раз, и тогда я начал добиваться успеха.

9. Робин Трауэр


Перед нами еще один искажённый гитарист с педалью Uni-Vibe или что там у него. Робин Трауэр - это музыкант, который, когда я его слушаю, почти думаю, что мне пора перестать играть на гитаре, потому что он делает всё то, что я хочу делать, и делает это очень хорошо. Я просто думаю: "Ну, он уже сделал это. Зачем я нужен?" Но, может быть, хорошая новость заключается в том, что, поскольку это я, я никогда не смогу сделать это так, как он.

Независимо от того, нравится мне это или нет, я всегда буду звучать как я... Но мне бы очень хотелось звучать как Робин Трауэр, потому что мне просто нравится, как он играет. Мне нравится, как он создает структуру, которая позволяет ему играть так, как он играет. Я думаю, что он играет лучше всего, когда группа спокойна и динамически не очень активна.

В эти моменты у Робина появляется пространство, и он просто заполняет его. Он способен занять это пространство и сделать с ним такие эмоциональные вещи, будучи абсолютным мастером вибрато, фразировки, взаимодействия и обратной связи.

Он похож на Хендрикса, но немного более утончённый. Опять же, его обвиняли в том, что он слишком похож на Джими Хендрикса, и, возможно, Робин Трауэр - это что-то вроде моего Хендрикса второго поколения, потому что это очень похоже. Но у него есть своя фишка - я могу сказать, Робин это или Хендрикс.

Робин прямолинеен, я думаю, что Джими сделал много успешных поисков, и это здорово, но я думаю, что Робин как бы немного более сфокусирован. Я думаю, что это происходит с каждым поколением - вы отбрасываете пустяки и сужаете круг поиска.

10. Би Би Кинг


Би Би Кинг - это человек, которого я слушал в детстве, потому что у моего отца были его пластинки, что и послужило толчком. Но только гораздо позже, лет 10 назад, я понял, что то, что делает Би Би, когда его рука безумно дрожит, а он держит один палец на шестой струне, - это абсолютное мастерство управления ею.

Я никогда не был способен на такое - мне нужно было использовать три пальца, соединить их вместе и иметь гигантский палец, чтобы обладать такой силой. Но один палец? Я не мог этого сделать, у меня не хватало сил. Я не знаю, как Би Би мог это делать, но я хотел попробовать, и однажды я просто подумал: "Ладно, хватит терпеть, я попробую. Я действительно приложу немного усилий и попытаюсь сделать это как Би Би.


Мне всегда это нравилось, но я никогда не мог этого сделать, поэтому мне нужно было попробовать. Мне потребовалось около двух месяцев, чтобы приблизиться к этому, и причина, по которой это заняло столько времени, заключалась в том, что мозоль на моем пальце располагалась не там, где обычно.

Поэтому моей коже пришлось привыкать, но с каждым днем становилось все легче и легче. И когда я наконец-то избавился от этой мозоли и начал получать то, что я называю "бенд Би Би", это произвело революцию в моём вибрато. Внезапно я смог делать всё то, что никогда не мог делать раньше.

С технической точки зрения это было очень важно, и я стал часто играть вместе с ним, потому что на ютубе есть несколько замечательных видео, где он играет медленный блюз, оставляя много пространства. Би Би играл рифф и оставлял немного пространства, и вот тут я вступал и джемовал с Би Би, и, делая это, я сразу же понимал: "О, я играю слишком много" или "Я слишком загружен - это не тот стиль.

Это позволило мне сфокусироваться и придать своему блюзу, играя на слух, то, к чему я должен стремиться. Не так давно я начал слушать его записи гораздо чаще, так что Би Би повлиял на меня гораздо позже, но это было огромное влияние. Это полностью изменило мою игру.

11. Тони Айомми


Я должен включить сюда Тони, поскольку совсем недавно я записал альбом Dio. Записывая эту пластинку, я понял, что гитаристы, с которыми играл Дио - Тони Айомми, Вивиан Кэмпбелл, Ричи Блэкмор - я люблю их всех. Но Тони был единственным, кого я смог понять, когда мне было 12 лет.

Его партии были достаточно просты, и я, 12-летний гитарист, мог разучить некоторые вещи на слух. Я понял это на примере таких песен, как "Sweet Leaf", с ликом ближе к концу соло - я играл его снова и снова в течение года.

Дошло до того, что я играл эту вещь так часто, что она стала для меня лёгкой, и я начал делать вариации самостоятельно. Отсюда я начал развиваться и делать более сложные вещи, которые я могу делать сейчас. Это были ранние версии сумасшедших соло-трюков, но в основе всего этого лежал Тони, играющий "Sweet Leaf".

Так что я действительно думаю, что Тони живет в моих руках, где он, так сказать, в машинном отделении. Именно он создает ту мощь, которая движет всем остальным.

12. Джими Хендрикс


В детстве у меня было много пластинок Хендрикса, потому что мой дядя настаивал, чтобы я их слушал. И они мне нравились, но я не понимал их на 100%, пока не посмотрел фильм о Джими Хендриксе. Мама взяла меня на ночной сеанс, когда мне было около восьми лет, и тогда же я увидел выступление Джими на Monterey Pop Festival.

Конечно, я уже слышал об этом, потому что слышал записи с Monterey Pop, но когда я увидел, как Джими реально это делает, у меня волосы на руках встали дыбом. Я такой: "Чувак, я понял. Теперь я эмоционально понимаю это". Видя, как он играет, я просто растрогался, что, по-моему, трудно понять в современную эпоху.


Если вы слышали Ван Халена, если вы слышали Ингви, вы слушали современных гитаристов, которые отшлифованы. Но у Джими много шероховатостей, поэтому, когда слушаешь его, возникает ощущение: "Ах, это слишком небрежно" или "О, нет, это звучит как ошибка". Но компромисс заключается в том, что вы получаете эту энергию и эмоции, которые проносятся в воздухе.

Конечно, в историческом контексте то, как Джими звучал в то время - по сравнению с другими музыкантами - было просто потрясающе. Во многом это связано с тем, что гитара стала голосом, потому что он заставлял одну ноту быть продолжительной с помощью дисторшна, обратной связи и громкости. Но, опять же, в то время никто этого не делал.

Таким образом, он стал первым гитаристом, который удерживал ноту, как это делал бы певец. До него музыканты, играющие как певцы, были похожи на Ventures или ребят из сёрф-рока, что было круто и очаровательно, но у Джими был совершенно другой уровень вибрато. У него была эта дикая необузданность, и мне нравится, что он играл без всякой аккуратности.

На мой взгляд, это одно из самых больших бедствий современных гитаристов - они постоянно думают: "Хорошо, я должен быть очень аккуратным. Я должен быть очень точным и делать всё идеально". Это хорошо, но это может высасывать жизнь из музыки. Так вот, Джими не был аккуратен и не был совершенен, но он служил максимальной жизни, максимальной эмоции и максимальной связи.

Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.