Long Live Rock 'n' Roll
Амит Шарма
Фото - Сэм Герке
Guitar World, июнь 2023
перевод с английского
Пол Гилберт предлагает нам погрузиться в атмосферу своего последнего альбома из 12 композиций, посвящённого великому металлисту Ронни Джеймсу Дио, который в разные периоды своей насыщенной карьеры привлекал к работе гитаристов Тони Айомми, Ричи Блэкмора и Вивиана Кэмпбелла.
Пол Гилберт - человек, который не нуждается в представлении на этих страницах. Как гитарист-основатель группы Racer X, он был ответственен за подъём хэви-метала на новые виртуозные высоты на альбомах середины восьмидесятых Street Lethal и Second Heat, а ещё более крутые эскапады были продемонстрированы на альбомах, вышедших более десяти лет спустя. Даже на этих ранних альбомах, когда Гилберт едва вышел из подросткового возраста, он выглядел полностью сформировавшимся, обладая потрясающей техничностью и контролем, особенно когда дело доходило до синхронизации обеих рук и переменного штриха с немыслимой точностью.
Другая его главная группа, Mr. Big, была - и остаётся - бесконечно более мелодичной: пожалуй, она наиболее известна благодаря хиту начала девяностых "To Be with You", попавшему в чарты, а также другим таким песням, как "Green Tinted Sixties Mind", "Colorado Bulldog" и "Take Cover". Затем, конечно, есть обучающие видеоматериалы REH, такие как "Intense Rock", "Intense Rock II" и "Terrifying Guitar Trip", которые стали библией для шредеров. В них Гилберт разбирает свои фирменные приёмы и ходы, добавляя при этом своё неповторимое чувство юмора, чтобы сделать материал более увлекательным и менее душным, как это часто бывало на многих записях той эпохи.
Но куда податься, когда ты уже давно стал одним из самых технически одарённых и творчески амбициозных гитаристов в мире? В случае с Гилбертом его сольные релизы последнего десятилетия или около того были в большей степени связаны с приземлённым блюзом, работой с меньшим гейном, использованием комбо Marshall вместо прежних полустэков Laney, а в последние годы он начал осваивать мир слайд-гитары. Его последний релиз, получивший простое название The Dio Album, рассказывает о том, как он вновь воспылал страстью к хэви-металу через хиты, ставшие саундтреком его юности: от громогласных гимнов Ронни Джеймса Дио, выступавшего в составе Black Sabbath, до других известных работ, записанных с Rainbow и его сольной группой.
Идея пришла к Гилберту совершенно случайно - он ехал в машине и увидел человека в чёрной бейсболке с тремя большими буквами, напечатанными красным готическим шрифтом. Это запустило целую цепочку идей и вдохновения, которые привели к 12 композициям, представленным на его последнем релизе, переосмысленным в виде инструментальных произведений, где всю роль играют его пальцы - или слайд. "Увидеть кепку Дио было маленьким лучиком солнца среди тьмы!" - говорит Гилберт, не выходя из своей домашней студии, где его окружают винтажные гитары Ibanez, а также множество разноцветных педалей и усилителей. "Когда выходишь на улицу в Портленде, видишь интересные вещи. Кажется, что жизнь налаживается, но еще пару лет назад можно было увидеть наклейки на бамперах [в России их клеют на багажник или заднее стекло – прим. переводчика] и людей, громко выражающих то, что им лучше было бы оставить при себе! Выехать на дорогу, и увидеть все эти надписи было бы очень неприятно. Но эта кепка Дио так меня взбодрила".
Что именно в вокальных линиях Ронни Джеймса Дио натолкнуло Вас на мысль о том, что было бы неплохо воссоздать их на гитаре?
Я уже несколько лет пытаюсь стать более мелодичным гитаристом. У меня есть список дел - таких, как оплата счетов, починка сломанных вещей, - и в этом списке есть перечень исполнителей, которых я хочу скопировать, чтобы улучшить свое понимание мелодического языка. Когда я составлял этот список, Дио был на самом верху с песней "Long Live Rock 'n' Roll". В некоторых вокальных мелодиях вы, по сути, работаете с тремя нотами, из которых они построены, хотя это еще не всё. Если играть эти три ноты очень квадратно, они могут звучать довольно безжизненно. Это напомнило мне детство, когда я смотрел телевизор и видел, как какой-то парень в костюме декламировал слова типа "A-wop-bop-a-loo-mop-a-lop-bam-boom" или "Tutti frutti, oh rutti". Они пытались показать, насколько нелепым был рок-н-ролл, убирая элементы экспрессии и демонстрируя его без остатка. Я бы подумал: "Ты пропустил всё самое крутое!". Я так и поступил с этими вокальными линиями - в их основе могут быть всего три простые ноты, но именно вся экспрессия вокруг них делает их мощными.
Многое можно сказать о фразировке и чувстве, но это такие абстрактные и субъективные понятия.
Когда я преподаю, моя работа заключается в том, чтобы помочь ученикам понять, что такое чувство. Не стоит говорить: "Играйте с большим чувством", потому что это ничего не значит. Нужно разбивать элементы на части. В процессе обучения я составил контрольный список вещей, на которые следует обращать внимание, и сам многому научился в процессе. Одна из лучших вещей, которую вы можете сделать, - это выучить вокальную линию. Вы понимаете, что вам, возможно, придётся исполнять слайд на одной ноте или использовать особый вид вибрато. И не существует только одного вида вибрато. Начинается ли оно с нуля и постепенно ускоряется? Или оно сразу очень быстрое? Это вибрато, которое становится резким, например, в верхней части бенда? Или оно больше похоже на слайд? Это множество небольших решений. Чем больше вы их принимаете, тем быстрее эти инстинкты приходят сами собой. Я не хотел портить этот альбом, вкладывая в него себя. Я хотел взять стиль Ронни и привить его себе настолько, насколько это вообще возможно. На других пластинках я буду играть более похоже на себя, но не на этой. Я хотел слушать и учиться у Ронни, а также у Тони, Ричи и Вивиана.
Кстати говоря, на этом альбоме Вы использовали риффы и соло трёх очень по-разному звучащих героев метал-гитары. Чему вы научились, исполняя их партии?
Самым сложным было первое соло из "Neon Knights", потому что там странная аккордовая прогрессия. Это хэви-метал композиция, которая внезапно переходит в мажор. Как ни странно, это никогда не было одним из моих любимых соло. Будучи слушателем, я всегда спрашивал: "Что здесь происходит?", потому что мне казалось, что это настоящий отход. Когда я играл её, я думал, что просто импровизирую и придумываю что-то своё, что соответствует духу партии Тони. А вернувшись, я подумал: "Нет, мне не нравится то, что я сделал". Я должен был более внимательно следить за Тони, потому что то, что он делал, было лучше. И мне приходилось возвращаться, потому что, что бы я ни делал, у Тони получалось лучше. В конце концов, всё равно получилось не совсем то же самое, но гораздо больше похоже на оригинал. Я не мог ничего улучшить. Несмотря на то, что она написана на мажорных септаккордах, почти как в джазе, мне пришлось применить много физической силы и сильно напрячься во время исполнения. У этой песни было больше дублей, чем у любой другой на альбоме.
Сколько их было к концу?
Я бы сказал, что сделал около сотни дублей, прежде чем получил то, что меня устраивало. Сейчас мне это нравится, но это определённо был процесс. На самом деле я отправил инженера домой, притворившись, что доволен, и продолжил работу после его ухода. На следующий день я отправил ему файл и сказал: "Можешь наложить это?" и объяснил, что не хочу заставлять кого-то сидеть там, пока я играю одно и то же соло по сто раз. Хотя мне действительно нравилось это делать. В этом и заключается преимущество собственной студии. Ты можешь просто сидеть там, пока не добьёшься нужного результата". С соло в "Kill the King" всё было наоборот. Мы просто сделали первый дубль. Я рад, что плёнка была наготове. Хотя мы сделали ещё несколько дублей, я знал, что ни за что не смогу превзойти тот первый. Там была одна фраза, которую я долго отрабатывал за несколько дней до записи, этот сумасшедший прыжок на октаву".
Хотя в песнях "Stand Up and Shout" и "Don't Talk to Strangers" есть моменты, демонстрирующие ваши классические приёмы, как вы сказали, в основном вы ориентировались на исполнителей оригинальных записей.
Я не хотел разрушать это заклинание. Я вырос на этих песнях, поэтому главное - придерживаться их духа. Если бы я начал делать какую-то фишку, которая не вписывается в образ, это отвлекло бы слушателя от того места, где он находится. Речь шла скорее об эмоциях, заклинании и груве, а не о том, чтобы я говорил: "Я должен сделать свою фишку!" в любой вещи. В этом и есть смысл того, что я сделал много записей. У меня было много возможностей "сделать свою фишку", и поэтому я не паникую, пытаясь впихнуть её туда. Главное - быть музыкальным.
В "Kill the King" есть несколько одиночных нот с тремоло, а также экономное использование гармонического минора в тёрнраундах.
Приятно дать левой руке небольшую передышку время от времени. А с гармоническим минором я просто старался идти в ногу с аккордами. Когда я дохожу до доминанты, я понимаю, что пора добавить мажорную септиму к моим естественным минорным идеям, и получается что-то вроде Блэкмора или Ингви. Аккорды движутся именно туда, так почему бы и нет?
Определенно чувствуется, что из трёх гитаристов у Тони Айомми и Ричи Блэкмора больше общего.
Да! Хотя, когда дело дошло до вещей Вивиан Кэмпбелл, у него был тот самый лик Гэри Мура. Он похож на мажорный септаккорд, но используется скорее как минорный нонаккорд. Это две ноты на струну... и у меня никогда так не получалось. Я видел, как это делает Гэри, как это делает Вивиан, как это делает Майкл Анджело Батио, но у меня в арсенале инструментов этого нет. Однако мне очень хотелось разобраться в нотах, чтобы сыграть лик. Поэтому я придумал, как использовать эту ужасную растяжку с тремя нотами на струну и одной нотой на самом верху. Это точно такой же паттерн, но архитектура его другая. Пока я могу добиться растяжки, я могу заниматься подобными вещами целыми днями. Точный характер не совсем тот из-за того, куда попадает медиатор, но, по крайней мере, я могу играть чисто и в темпе. У меня были шансы сыграть так, а по-другому... ну, мне пришлось бы нанять студийного музыканта. Я просто не могу так играть!
Давайте поговорим об основных инструментах на этих записях. Что мы слышим?
Основная гитара - синий Ibanez Roadstar II 1983 года, который я купил на Reverb. Я заменил на ней лады, потому что родные были не очень крупными, и переставил ручки, потому что мне нравится, когда ручка громкости находится дальше вниз. И на этой гитаре стоит очень хорошая машинка. У неё большой запас хода. Единственное, к чему пришлось привыкать - это радиус. Он был очень маленьким, а значит, сильно выпуклым. Он не плоский, как у многих современных гитар Ibanez. Я думал, что после переладовки на ней будет удобно играть, но для того, чтобы делать эти полуторатоновые бенды в стиле Джимми Пейджа, нужно было сделать высокий бенд. Он был настолько высок, что я боялся, что не смогу играть на гитаре... а я вообще-то держу свои струны довольно высоко над грифом. Но благодаря сустейну и тембру она идеально подходила для вокальных партий, тем более что на ней всего 21 лад, что давало мне больше возможностей для игры медиаторных флажолетов.
Это похоже на то, как если бы я взял в руки старый Страт: гитары по-разному реагируют на меньшее количество ладов.
Забавно, что, поскольку среди моих поклонников много металлистов, многие из них пишут такие комментарии: "Чувак, почему ты не используешь 24 лада?" Конечно, большее количество ладов означает доступ к более высоким нотам, но в некотором смысле, вы можете получить более высокие ноты на гитаре с 21 ладом, потому что есть больше флажолетов, которые вы можете высечь медиатором и мякотью большого пальца. Именно так я добился того, что ноты стали звучать как гласные. Когда вы копируете певца, вы пытаетесь заставить свою гитару звучать как слова: Есть "эээ", "ааа" и "ооо". По какой-то причине меньшее количество ладов позволяет легче найти эти флажолеты.
Что было следующим в цепи сигнала?
Для многих ритм-партий я использовал свой именной дисторшн JHS PG-14, он очень хорошо работал на вещах Айомми, таких как "Heaven and Hell". Для соло я часто подключался к своему Fender Vibrolux Reverb. Я порвал динамики, поэтому взял ножовку и сделал из него голову. Я использовал его для вокальных партий, потому что у него была такая мощная высокая середина, которая отлично работала.
Также был мой Marshall JTM45, работающий на клине, с комбинацией педалей, подключенных к нему, например, овердрайв Supro. Примочки JHS хороши тем, что все они тонко различаются.
Что в итоге стало вашим фаворитом?
Есть педаль [реплика Silvertone 1484], которую они делают под названием [Jackson Audio 1484] Twin Twelve, которая очень хорошо работает как требл-бустер. Supro была более шершавой и больше напоминала фузз шестидесятых годов; у неё не было той резкой атаки, которую я хотел бы получить. Но с Twin Twelve перед ним это оказалось очень приятным сочетанием, выделившим все призрачные средние частоты. Иногда я не знал, что делаю; я просто брал примочки и менял их местами, пока не получалось то, что нужно. Было много игры с пробами и ошибками. Я оглядывался вокруг, смотрел, что можно найти в шкафу, и продолжал, пока не находил что-то подходящее. Я не склонен знать ответ, пока не узнаю его, вот почему приятно иметь коллекцию педалей!
Есть также несколько довольно роскошных органных звуков, особенно для вещей Rainbow.
На многих записях Rainbow звучит B3, поэтому для "Kill the King" мне очень хотелось, чтобы это было именно так. Воспроизведение органных партий на гитаре - это то, что меня очень порадовало. В итоге я использовал Neo Instruments Mini VENT II для воспроизведения этих звуков Лесли. Я делал что-то в духе Билли Гиббонса, когда две струны зажимаются так, чтобы получился дабблстоп, но пальцем выщипывается только одна из нот, а вторая просто задевается. Это классический блюзовый прием, который можно услышать в песне [ZZ Top] "La Grange" и т.п. С этой педалью и этой техникой он звучал идеально! Я не мог поверить в то, что звучало из моего усилителя. Это действительно звучало как B3, исполняющий трели. О, а на "Don't Talk to Strangers" Дио в какой-то момент шепчет. Я сидел и думал, как, чёрт возьми, мне это передать. Я достал свою Cry Baby, наложил на неё пару дисторшнов, чтобы она шипела, и заставил свою вау "шептать" эту партию!" [Смеётся]
Вы также использовали слайд для некоторых партий. Как вы выбирали, какие именно?
Я использовал слайд в некоторых моментах, но не везде. Я обнаружил, что для куплетов я использую просто пальцы, а для бриджевых партий я беру слайд. По какой-то причине мне показалось, что это очень хорошо работает. Если слайда слишком много, вы устаёте его слушать. Так было с бриджами в таких песнях, как "Holy Diver", где Рон поет "Between the velvet lies!". Но для многих других партий я просто использовал свои пальцы. Хотя, как ни странно, иногда я играл и использовал палец как слайд; я атаковал ноты по горизонтали, чтобы получить нужную фразировку. Я благодарен за эти мозоли.
Слайд всё еще кажется относительно новой территорией для вас. Каковы были Ваши самые большие трудности в освоении этого вида искусства?
Не думаю, что я так уж хорошо владею слайдом, но я знаю, чего хочу добиться, когда держу его в руках. Обычно я играю одиночные ноты и пытаюсь копировать певца. Потому что есть некоторые слайд-гитаристы, которые более аккордовы, и они, как правило, используют открытые настройки, которые звучат великолепно, потому что вам не нужно много дисторшна. Акустическая гитара может очень красиво звенеть. Сам я не занимался этим стилем. Я просто пытаюсь копировать своих любимых певцов, таких как Дио. Изначально, когда я начинал, я пытался копировать свою игру. Я всегда играл в гаммах, поэтому я брал какую-нибудь фишку, например, из моих учебных курсов - известную фишку, по три ноты на струне, удар снизу вверх на высокой струне, а затем обратно вниз - и пытался добиться этого с помощью слайда. Это звучало ужасно! Невозможно добиться хорошего звучания таких вещей. В итоге я подумал: "Зачем я это делаю?"
И как же Вы стали совершенствовать свой подход?
Впервые я начал добиваться успеха со слайдом, когда попробовал скопировать "Mercedes Benz" Дженис Джоплин. Эта вокальная линия не похожа на гамму. Она больше похожа на трезвучия с большим количеством слайдов между ними. Подобные вещи помогли мне заново освоить лады, потому что я так привык попадать в каждую ступень гаммы. Я не привык к этим огромным скачкам, когда ты не попадаешь в ноту с сразу, а должен скользить по ней. Гитара стала для меня совершенно новой. Поэтому, если вы хотите лучше играть слайдом, сначала определите, какой палец вам больше нравится. Для меня это средний палец, потому что у него самый большой охват, а затем, возможно, выучите приёмы из песни "One Way Out" группы Allman Brothers или возьмитесь за свои любимые вокальные партии. Песня "Blackbird" группы Beatles была очень сложной, особенно последняя фраза "Into the light of the dark black night". Вам действительно приходится делать такие быстрые, короткие и точные прыжки.
Был ли момент, когда Вы осознали: "я всё понял!"?
Несколько лет назад я прослушивал барабанщиков и взял с собой маленькое цифровое записывающее устройство. Когда я прослушал запись, то помню, что подумал: "А кто это там еще на гитаре?". Мне показалось, что в комнате появился ещё один гитарист. Через несколько мгновений я понял, что это я. Это было очень интересно - добавить что-то в свою игру, что было бы совсем не похоже на то, что я делал раньше. Наверное, мы пытаемся добиться этого с помощью педалей и оборудования, надеясь расширить свой звук и сделать наши партии более красивыми или что-то ещё. Но это было намного лучше, чем любая педаль. Это был совершенно другой звук, который мне очень понравился. Я не нуждался в нём постоянно. Я не хотел терять себя прежнего, да и не нужно было. Я могу взять слайд и положить его, когда закончу. Приятно иметь возможность поговорить с самим собой таким образом.
Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.