GUITARBLOG.RU

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Сайту Guitarblog.ru исполнилось ровно три года

Paul Gilbert

 

 

Интервью

 

 

 

 

 

Джейсон Сидуэлл

Фото - Джейсон Куигли

Guitar Techniques, февраль 2022

перевод с английского

 

 

 

 

 

 

 

Король шрэда на Ibanez записал рождественский альбом! 'Twas полон великолепных фишек и праздничного веселья. Джейсон Сидуэлл встретился с Полом, чтобы расспросить его о гармонии, игре слайдом, чудесных рождественских песнях и технике звукоизвлечения "эму"!

'Twas был вдохновлён классическими рождественскими альбомами Нэта Кинга Коула, Джонни Мэтиса и Эллы Фицджеральд. Какие ваши любимые рождественские альбомы?

 

Someday At Christmas Стиви Уандера и Christmas Album группы Beach Boys - это альбомы, которые мне очень нравятся. Когда я искал подходящие варианты гармонии и аранжировки, мне больше всего понравились версии Нэта Кинга Коула. Аранжировки красивы и изысканны, а пение Нэта, его тембр, фразировка и тайминг просто фантастические. Я также открыл для себя рождественский альбом Ventures. Их сёрф-гитарная версия Sleigh Ride очень хороша. Я никак не могу добиться такого совершенства, поэтому я убрал эту песню из своего списка. Я также посмотрел творчество Элвиса Пресли, Нила Даймонда, Эми Грант, Supremes и Бинга Кросби. Это было настоящее приключенческое путешествие по стилям!

 

Этот альбом, возможно, представляет самые сложные гармонические контексты, в которых вы играли. Что может дать рок-гитаристу умение играть такие гармонии и солировать поверх них?

 

Это такая же тренировка слуха, как и изучение нот на грифе. Первый шаг - просто найти то, что вам нравится. Затем вы тратите время на то, чтобы слушать, и некоторое время на то, чтобы увидеть, как всё работает в музыкальном контексте. Мои уши были открыты для джазовой гармонии благодаря прослушиванию очень структурированной музыки. The Melody Still Lingers On Чаки Хан сразу же понравилась мне. Но как для рокера, почти каждый аккорд был для меня загадкой. Я нашёл учителя джазовой гитары, и мы вместе прошли через это. Это было около 10 лет назад, и я до сих пор медленно карабкаюсь по склону джазовой горы. Но нужно с чего-то начинать, и я рекомендую начать с песни, которая вам нравится.

 

Какое оборудование вы использовали для записи альбома?

 

Я хотел, чтобы звук был достаточно громким, чтобы чувствовать гитару перкуссивно и получать сустейн с помощью обратной связи. Поэтому я прорезал несколько отверстий в усилителе Pignose, чтобы установить его на гитарную стойку. Динамик был направлен в пол, и я мог держать его очень близко к гитаре, чтобы получить ощущение громкости, не делая её при этом очень громкой. Мы с группой записывались в одной комнате, и я знал, что моя гитара будет немного просачиваться в микрофоны ударных, так что это был способ уменьшить общую громкость. В то же время я подключился к Marshall SV-20C. Marshall оборудован 12-дюймовым динамиком и выдаёт намного более широкодиапазонный звук, чем 5-дюймовый динамик Pignose, поэтому было важно, чтобы Marshall был подключен постоянно. Я настроил оба усилителя на чистый звук, а затем использовал педали для дисторшна. Я менял их в каждой песне, но это была некая комбинация JHS PG-14, JHS Haunting Mids, Supro Drive, TC Electronic MojoMojo и ElectroHarmonix Hot Tubes Nano. Я довольно много использовал Fulltone Deja-Vibe, симулятор Лесли Neo Instruments Mini Vent II, хорус Catalinbread Callisto, флэнджер Ibanez Flanger Mini и мой винтажный флэнджер A/DA. А для дилэя и реверберации я использовал педали TC Electronic Alter Ego и Arena. Моим вау-вау был Dunlop Cry Baby Junior. Я использовал несколько гитар Ibanez и на всех них установил магнитные держатели для слайда. Я использую слайд Jim Dunlop 318 Chromed Steel, так как он отлично держится на неодимовом магните. Некоторые из моих гитар имеют специальную фрезеровку для установки магнита, и он находится под пикгардом. Но есть простой способ, который подходит для любой гитары. Сначала обмотайте магнит скотчем, чтобы обеспечить ему некоторую амортизацию от клацанья металлического слайда. Затем наклейте полоску пенистого двустороннего скотча на нижнюю часть магнита. Приклейте магнит на нижний рог гитары, и всё готово. Его можно снять с помощью пластикового шпателя или гитарного медиатора, не повредив покрытие гитары, если вы захотите изменить его расположение или снять его. Я также должен упомянуть, что я использовал струны Ernie Ball RPS .008. Тонкие струны позволяют мне высоко задрать их над ладами, поэтому при игре слайдом я получаю чистый тон без дребезга, а струны легко бендить. Я также использую очень тонкий медиатор. Это Tortex Wedge 0,5 мм. Мне нравится звучание этого медиатора.

 

Как долго вы подбирали песни для альбома?

 

Я начал работать над этим в конце весны/начале лета. Мне очень понравилось слушать много разных версий, чтобы найти свои любимые песни и аранжировки. В процессе я также написал несколько новых песен.

 

Вы надеваете слайд на средний палец, что встречается гораздо реже, чем на безымянном и мизинце...

 

Мой средний палец - самый длинный. Он длиннее остальных, поэтому мне кажется, что так легче держать слайд на струнах ровно. Я использую очень тонкие струны, поэтому мне приходится следить за тем, чтобы не получить дребезг ладов, слишком сильно надавливая на верхние струны. Мне кажется, что средним пальцем легче контролировать угол и давление.

LET IT SNOW! LET IT SNOW! LET IT SNOW!

 

Это американские горки, стилистически, динамически и темпово, включая немного безумного тэппинга...

 

Сначала я перегармонизировал аккорды, а остальное выросло из этого. Мне было любопытно посмотреть, скажет ли группа: "Ты сошел с ума!". Но, похоже, им понравилось. Большинство аккордов и прогрессий, которые я знаю, взяты у Beatles, Тодда Рандгрена, Элтона Джона, Queen и всех поп-хитов '70-х, на которых я вырос. Многие из этих песен я также выучил на фортепиано, а затем перенёс на гитару. Моя техника игры на фортепиано примитивна, поэтому я не могу сыграть ни одной мелодии. Но если я знаю песню на гитаре, я обычно могу сразу же сыграть аккорды на фортепиано. Примером может служить песня Элтона Джона "Tower Of Babel".

 

Третий аккорд - Bb7/C. Для джазового музыканта это не является большой неожиданностью, но для меня, выросшего на пауэр-акордах, очень интересно научиться играть такие "взрослые" аккорды. Мы записывали всё живьём в одной комнате. Но я не был хорошо подготовлен к соло. Поэтому после того, как я хорошенько прослушал песню целиком, я попросил группу сыграть несколько раз только квадрат с гитарным соло. Так у меня было бы больше шансов, и мне не пришлось бы повторять всю мелодию. Затем, когда у меня получалось хорошее соло, я мог вписать его в песню. Мы почти ничего не репетировали, поэтому во время записи у меня в голове было довольно сильная паника.

FROSTY THE SNOWMAN

 

Есть ощущение, что в последнее время вы все больше используете варьирование динамики, темпа и ритмических ощущений. В Frosty есть мрачное вступление, базирующееся на фригийском доминантовом ладу грустная мелодическая тема, переходящая сперва в свинг на 7/4, а затем продолжающаяся в глэм-роковом ключе. Откуда всё это появилось?

 

Что делать с Frosty The Snowman? Как сделать его своим? Я пробовал разные подходы, а потом подумал, что было бы здорово объединить их и сделать песню путешествием по разным стилям. Несмотря на то, что стили совершенно непохожи, наше исполнение в стиле поппури было записано за один дубль. И, конечно же, всегда прикольно сыграть пару тактов в фригийском доминантовом ладу и сразиться с невидимыми пиратами!

HARK THE HERALD

 

В этой песне вы играете мелодию со слайдом и педалью вау-вау. Какие различные эмоциональные ощущения вы связываете с такими большими тембральными переменами?

 

Моя цель - держать мелодию в голове, а затем иметь возможность импровизировать со звуком по ходу исполнения. Магнитный держатель слайда очень помогает в этом, поскольку я могу легко и быстро подключать и убирать слайд. И, конечно, педали просто нужно включать и выключать. Я также подключил свою вау-вау к педали луп-свитчер, так что я могу оперативно включать и выключать её. Мне всегда не нравился стандартный переключатель байпаса, где нужно сильно нажимать на переднюю часть педали вау-вау. Это особенно трудно, когда играешь сидя. Использование переключателя петель избавляет от опасений и сомнений. Моё соло было слишком длинным, поэтому я его немного подредактировал.

THE CHRISTMAS SONG

 

Это широко известная классика Нэта Кинга Коула/Мэла Торме, что вдохновило вас на создание этой песни?

 

Мои рок-инстинкты обычно заставляют меня играть на всю катушку и сильно лупить по струнам. Дэн [Балмер, второй гитарист] предложил сделать динамику тише, чтобы у нас было пространство для развития. Играть тихо для меня может быть страшно, но чем больше я это делал, тем больше мне это нравилось. Мне нужна какая-то комбинация: быть громким или находиться близко к динамику усилителя. Моя модификация Pignose решила эту проблему. Когда я могу получить сустейн за счет небольшой обратной связи, мне не нужно использовать так много дисторшна. Для дополнительного колорита у меня была включена какая-то примочка. Возможно, это была Mini Vent II на медленной скорости. Минорные блюзовые гитарные ходы - это звуковая "кожаная куртка и тёртые джинсы", так что в конце я как бы срываю с себя пиджак и галстук и говорю: "Смотрите, я всё ещё рокер!". И это всегда работает.

RUDOLPH THE RED-NOSED REINDEER

 

Во вступлении есть хороший ритмический кивок Immigrant Song!

 

Или Hold Her Tight группы The Osmonds! В любом случае, было очень сложно аранжировать Рудольфа так, чтобы я с нетерпением ждал каждой части. Получилось много частей, но я с нетерпением ждал их все. Я потратил много времени на то, чтобы придумать партию ритм-гитары для куплетов. Это что-то вроде регги-фанк-рок-соул. Она создаёт хороший грув, но в то же время оставляет пространство для мелодии. В Рудольфе довольно обидно ошибиться в ноте, поэтому я много практиковался в исполнении партий. Что касается быстрых паттернов, я благодарен тому, что вырос без айфона, поэтому каждый раз, когда мне было скучно, я играл на гитаре. А ещё у меня были такие великие кумиры, как Эдди Ван Хален и мой дядя Джими. Удивительно, как плавно происходила смена темпа и ритма. Я думал, что нам придётся записывать Рудольфа по частям, а потом склеивать их вместе. Но после небольшой репетиции мы начали записывать полные дубли, которые очень хорошо ложились друг на друга. Поскольку все в группе хорошо читают с листа, я написал всем схематические ноты. Я также записал демо-видео, где я играю аранжировку, и отправил её всем накануне вечером.

I SAW THREE SHIPS

 

Здесь в значительной степени используется стаккато со слайдом. Как вы развивали свою слайд-игру в отношении интонирования, интервальных замен и длительности нот?

 

Задача слайд-гитары заключалась в том, чтобы играть низко. Я играю на четвёртой и пятой струнах, используя струны калибра 8-38. Мне приходится играть с очень аккуратным контактом, чтобы брать низкие ноты без дребезга о лады. В последнее время я также держу медиатор тремя пальцами. Я называю такой хват "эму", так как он немного похож на птичий клюв. Эта техника помогает контролировать звук медиатора, длительность нот и приглушать призвуки струн. И поскольку я играл песню так стаккатно, мне хотелось чего-то свободного, чтобы дать ей в конце возможность вздохнуть. И я люблю блюзовые шаффлы!

EVERY CHRISTMAS HAS LOVE/THREE STRINGS FOR CHRISTMAS

 

В середине альбома есть две ваши собственные композиции. Как они появились?

 

Every Christmas Has Love начиналась с рабочего названия Let's Appropriate Love. Я полагаю, что кто-то где-то укоренил идею о том, что мы должны играть только ту музыку, которую можно отнести к нашим генетическим предкам. Поскольку мои прабабушки и прадедушки были в основном поляки и немцы, я должен играть вальсы на аккордеоне. Я уверен, что есть прекрасные вальсы для аккордеона. Но простите. Инструмент и стиль, который я люблю больше всего, родился вместе с Джими Хендриксом и такими музыкантами, как он. Я слышал, что Джими был довольно высоким, так что, возможно, я могу втиснуться в генетическую категорию таким образом. Или, возможно, потому что мы оба - люди. Это может сработать! В любом случае, мой циничный "я" размышлял о том, что лучше всего "присвоить" из Рождества. Я подумал, что "любовь" была бы хорошей вещью, которую можно было бы присвоить. Поэтому я начал петь "Let's appropriate lo-o-o-o-o-o-o-o-o-ove!". Потом я подумал, что цинизм, вероятно, ведёт песню в неправильном направлении. Поэтому я изменил её на Every Christmas Has Love, что подходит к той же мелодии. Затем я написал больше текста, и это дало мне больше мелодии для работы. Я использовал свои любимые аккорды в стиле "яхт-рок", и у меня получилась песня. Конечно, аккорды яхт-рока - это не обязательно по-хендрисовски, но мои герои-песенники приходят отовсюду. Это бессовестное присвоение! Или это просто любовь? Думаю, последнее.

В композиции Three Strings... используется ваша двухгрифовая гитара с тремя струнами, настроенными на ми на одном из грифов и шокирующие арпеджио во вступлении.

 

Three Strings For Christmas была построена вокруг этой сумасшедшей мелодии. У меня три струны, настроенные на низкую, среднюю и высокую ми. И я использовал двухгрифовую гитару Ibanez miKro, у которой очень короткая мензура. Это позволяет мне делать широкие до неприличия растяжки. Я обнаружил, что по стечению обстоятельств, если я кладу пальцы только на те лады, на которых стоят маркеры, то получается арпеджио A9. Я играю очень быстро и на очень маленьких ладах, поэтому моим пальцам сложно попасть в нужные места. Но наличие приёма, который исполняется только "по точкам", очень помогло. Для этой песни я также написал текст, а мелодию сыграл на гитаре. Я описываю ее как что-то вроде Viva Las Vegas в стиле кантри, что совсем не похоже на мой обычный стиль. Но иногда песня сочиняется сама собой.

HAVE YOURSELF A MERRY LITTLE CHRISTMAS

 

Возможно, это самая ностальгическая рождественская песня из всех, вы исполняете ее с непринуждённым чувством, напоминающим о таком певце, как Фрэнк Синатра. Являются ли певцы идеальным источником вдохновения для исполнения мелодий?

 

Я много слушал версию этой песни в исполнении Барбары Стрейзанд. Моё безумное тэппинговое вступление - это попытка повторить её оркестровое вступление в стиле Ван Халена. Её вокальная фразировка просто фантастическая. Она использует пространство так же, как и ноты, и это то, что действительно бросает вызов моим инстинктам "играть громко и быстро всё время". Я хотел, чтобы самая последняя нота была долгой, поэтому я быстро надел свой слайд, только для этой ноты, и прихватил все остальные струны рукой, чтобы они не звучали. Во время исполнения я был настолько погружён в музыку, что у меня на глазах выступили слёзы. Не думаю, что такое случалось со мной раньше во время записи, так что это действительно личный прорыв. И спасибо Барбаре Стрейзанд образца 1966 года за то, что она дала мне повод к чему-то стремиться!

WE WISH YOU A MERRY CHRISTMAS

 

В этой песне много динамических и ритмических перемен, почти как в мини-мюзикле на Бродвее.

 

Я взял несколько моих любимых блюз-роковых риффов, которые я написал в качестве уроков для моих учеников в онлайн-школе Artistworks, и перемежал их с мелодией We Wish You. Эта песня была одной из самых лёгких для меня в исполнении, так как по своей сути это блюз-рок, так что я вернулся на знакомую почву. Я закончил аранжировку примерно за пять минут до того, как мы ее записали, но я уже давно думал над ней. Я пытался найти способ донести мелодию до слушателя, но при этом вставить достаточно нового, чтобы слушатель получил несколько сюрпризов.

SILVER BELLS

 

Это, возможно, самый блюзовый перформанс на альбоме в том, что касается вашего темпа, исполнения и фразировки. Что именно в блюзе привлекает вас?

 

Поскольку я так много занимался его преподаванием, я знаю много об отдельных элементах, которые помогают добиться правильного звучания. Например, очень важно делать бенд или слайд к терции. Почему это важно? Математика, похоже, не может дать мне ответа. Поэтому я обращаюсь к своим бровям и рту. Если я играю мажорную терцию без бенда, я могу сохранять довольно прямое лицо. Но если я подтягиваю минорную терцию до мажорной, мои брови нахмуриваются, а рот сжимается вниз. Если я перехожу от мажорной секунды к мажорной терции, мои брови поднимаются вверх, а рот расплывается в лёгкой улыбке. Я люблю хорошие баховские сочинения, но от клавесина я не получаю этих особенных эмоций. О чём говорят блюзовые эмоции? Одна из моих любимых: "Как бы я ни был измучен, я просто должен тряхнуть головой и рассмеяться. Я буду в порядке, потому что у меня всё еще есть моя ги-тара!"

WINTER WONDERLAND

 

У вас прекрасное чирикающее/повизгивающее прифлажолечивание многих нот, которые вы здесь исполняете...

 

Мой метод хвата медиатора "эму" и использование тонкого медиатора, конечно, помогают извлекать различные нюансы из струны. В основном я просто исследую струну в поисках оттенков, используя свой слух и инстинкты. Но если есть определённый флажолет, который я ищу, я могу просто перемещать медиатор по горизонтали, пока не найду его. Затем я мысленно запишу, где находится это место. Расположение флажолетов меняется в зависимости от того, на каком ладу прижимается нота. Поэтому не существует одной волшебной точки. Вы должны следить за тем, куда движется левая рука, и использовать свой слух.

Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и другие предоставленные материалы для перевода.