GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Paul Gilbert

 

 

Headstock

 

 

 

 

Дэвид Мид. Фото – Нил Злоцовер

Guitarist, Осень 2016

Перевод с английского

 

 

 

 

Шестиструнный ниндзя размышляет об эпохе хаер-метала, даёт советы и предостерегает от онанистического вибрато.

Новый альбом известного шредера Пола Гилберта – всегда событие, и его последний релиз I Can Destroy I Can Destroy не стал исключением. Из открывашки Everybody Use Your Goddamn Turn Signal вы понимаете, что вас ждёт привычная ловкая смесь юмора и потрясающей шестиструнной изобретательности. Последние 18 месяцев, или около того, Пол ослабил свой концертный график, предпочитая проводить время со своей молодой семьёй. Но это не означало, что он отложил свою гитару в сторону. Совсем нет. Он остаётся увлечённым онлайн-преподом с впечатляющим списком учеников, стремящихся улучшить свою технику мудрыми словами признанного мастера. Начнем наш разговор с воспоминаний о том, как рок-музыка изменилась за эти годы…

1. Вчерашний хаер сегодня не актуален.

 

Я бы сказал, что длинные волосы это не настолько важное требование, как раньше. Раньше нам приходилось нанимать дополнительный персонал, чтобы причесать всю группу. Когда я только переехал в Лос-Анджелес, я помню, как зашёл в Guitar Center на бульваре Сансет. У продавца был шикарный хаер. Он был как лев! У него была потрясающая грива волос. Я хотел отрастить длинные волосы, но я и близко не был к тому, чего добился этот парень, и подумал: "Чувак, мне есть над чем потрудиться". В конце концов, я отрастил их достаточно длинными, но за ними было трудно ухаживать. Потом появился грандж. Внезапно вам больше ненужно было носить обтягивающий спандекс. Необязательно быть гламурным.

 

2. Сопротивляйтесь нашествию машин.

 

В подростковом возрасте я был сосредоточен на поиске ребят, с которыми можно было бы поиграть, и что было непросто в маленьком городке. Где найти барабанщика мирового класса, и певца, который может справиться с вокальными партиями Роба Хэлфорда? Но плюс в том, что в итоге вы играли с живыми людьми, и это развивает определённые музыкальные способности. Я думаю, что одна из проблем современных начинающих музыкантов заключается в том, что сейчас можно легко обойтись без живых людей. Вы заходите в интерне и ставите минусовку в определённой тональности на Youtube, сидите и джемуете. Я не мог этого сделать, когда был ребёнком, и это развило определённые ценные способности.

3. Ищите выгодные предложения по местным объявлениям.

 

Я скопил деньжат на стрижке соседских газонов, и у меня было 150 долларов. В газете появился подержанный Gibson Les Paul, и мои родители, увидев его, предложили: "Ну, если хочешь, мы можем добавить остальные 150 долларов на Рождество". Я ответил: "Конечно же, согласен!" Я ещё не разбирался в гитарах, но к счастью в городе оказался мой дядя [Джими Кидд – прим. переводчика]. Он отличный гитарист, поэтому он съездил посмотреть гитару, и подтвердил, что это хороший инструмент. Таким образом, у меня действительно появилась моя первая электрогитара, которая была потрясающей роскошью. Также, вероятно, она искривила мой позвоночник, потому что эта штука была такой тяжёлой.

 

4. Используйте оборудование, которое помогает вам играть.

 

Что касается примочек, главное испытание для меня – если я на неё нажал, кажется ли что я играю лучше? Производители просто обязаны выпустить плацебо-бокс. Он ничего не делает, но выглядит круто. У него есть ручки. Вы щёлкаете футсвичами, и ничего не происходит, но вы чувствуете: "Я играю гораздо круче". Отличие гитары от флейты, или какого-либо ещё инструмента, являющегося чисто акустическим, в том, что она зависит от динамики того, как вы на ней играете, настолько сильно, что гитарист действительно должен адаптироваться к ней. И это может быть хорошо или плохо, в зависимости от того, готовы ли вы к этому.

Если это было достаточно хорошо для Хендрикса, то это достаточно хорошо и для Гилберта: "Если ты хочешь добиться хорошего вибрато, обхвати гриф большим пальцем!"

5. Эксперименты с оборудованием полезны.

 

У меня есть Kemper, с которым я только начал возиться. Звучит неплохо, так что я наверно его оставлю, Я ещё не пробовал его на концертах, но я настроен оптимистично, особенно в отношении любого материала Mr Big, где не действительно нужно много разных звуков. Для этого он отлично подойдёт. Но, как правило, я использую только Marshall и несколько примочек. У меня всегда будут хорус или флэнджер или эхо и тому подобное. Но что касается конкретных педелей, то одна из главных – это TC Electronic MojoMojo. На самом деле это обычная примочка [овердрайв]. В ней нет ничего особенного, только звучит хорошо.

 

6. Иногда ученик становится учителем.

 

Я понятия не имею, сколько занимаются мои ученики. Они демонстрируют только свои результаты, потому что большую часть уроков я провожу в своей онлайн-школе. Они присылают мне видео, и я вижу, как они играют, но я не обязательно знаю сколько они занимаются, чтобы достичь этого. На самом деле другого пути нет. Я имею в виду, что они работают над блюз-роком, металом и прочим фьюжн-материалом. Для меня это вызов, потому что есть область в которой я силён, а есть и другие вещи, коснувшись которых я смотрю на вопрос ученика и говорю: "Понятия не имею, мне нужно это изучить". Это было очень полезно для моей игры и моих знаний.

7. Старые способы не всегда лучшие.

 

У меня есть компьютерное приложение под названием Amazing Slow Downer и я захожу на Youtube и нахожу изолированные трэки Ван Халена, без ударных и баса. Вы можете загрузить их в приложение и замедлить, не меняя высоту звучания – вы можете понять всё, это так просто. Когда я был ребёнком, у меня был виниловый проигрыватель, и его нужно было ставить на 16 об/мин. Когда вы становитесь старше, всегда забавно говорить: "В наше время мне приходилось идти 20 километров по снегу, чтобы добраться до школы…" Но в каком-то смысле это так и было. Это закаляло характер, но я действительно ценю то, что доступно сейчас.

 

8. Применяйте большой палец на грифе.

 

Я всё ещё возвращаюсь к корням, потому что мне до сих пор нравится в основном то, что придумал Хендрикс, и то, что усовершенствовали  то, что изобрел Хендрикс, и то, что усовершенствовали Робин Трауэр, Фрэнк Марино, Пэт Трэверс и Эдди Ван Хален, и что стало кульминацией в Ингви. Когда я говорю об Ингви, я имею в виду 1983 или 1984 год. С тех пор я люблю Эрика Джонсона и Тая Табора, но я обнаружил, что стиль игры, который я продвигаю, и пытаюсь заставить учеников играть в нём, часто сводится к обхвату грифа большим пальцем. У меня есть плакат с Хендриксом, и у него большой палец занимает больше пространства на грифе, чем остальные пальцы.

9. Держите своё вибрато под контролем.

 

Знаете, я вижу много гитаристов, делающих много выкрутасов, и вроде бы всё нормально. Но как только они начинают исполнять вибрато, как только появляется элемент блюза, им не хватает правильного хвата. Я начал преподавать онлайн 20 лет назад или ещё раньше. Но знаете, когда я вижу эту ошибку сейчас, я говорю: "О, я должен помочь этому парню". Я не хочу, чтобы над ними до конца жизни весело проклятье онанистического вибрато.

 

10. Признавайте стилистические различия.

 

Меня знают как шредера. Когда мне было 11 лет, верхом крутизны было соло Джимми Пейджа в середине Heartbreaker. В тот день, когда я смог его освоить, я получил то, что хотел, но для многих гитаристов это всё ещё одна из самых сложных задач. И дело не в его сложности, а в том, что они пытаются исполнять его свипом, или ещё чёрт знает чем. Я знаю, что важно дать ученикам возможность быть мотивированными, и я стараюсь не подавлять их энтузиазм, даже в этом есть стилистическая разница. Но в тоже время, я не могу не сказать: "Если ты хочешь добиться хорошего вибрато, обхвати гриф большим пальцем. Взгляни на плакат с Хендриксом!"