GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Часть III

Усилитель: Больше, чем просто громкость

В этой части…

 

  • Знакомство  с основными типами усилителей

  • Взгляд "под капот". Что формирует гитарный саунд

  • Выбор усилителя соответствующего музыкальному стилю

  • Эксплуатация и обслуживание усилителя

Глава 9.  Выбор правильного усилителя для вас и вашей музыки

 

В этой главе

 

  • Понимание влияния выходной мощности усилителя на его звучание
  • Определение усилителя, желательного для вашего стиля игры
  • Выбор желаемого набора функций – навороты и прибамбасы
  • Дегустация  усилителей, в поисках наилучшего звучания
  • Обуздание вашего усилителя при сохранении тона

 

Какой же усилитель лучше подойдёт вам и вашей музыке? Играет не просто "отличный усилитель" или тот, который использует [вставьте имя любимого гитариста], а тот, который подходит именно для вас, который сделает вас, как гитариста, лучше, довольнее и счастливее.

 

Каким бы ни был ваш бюджет, вы столкнётесь с широким ассортиментом предлагаемых усилителей. А если вы вернётесь домой с тем, который не подходит вашей музыке или вашим требованиям в работе, это может привести к большим разочарованиям. Например, усилитель, который слишком громкий для ваших нужд, просто не будет хорошо звучать низких уровнях громкости, или усилитель, предназначенный для одного конкретного стиля музыки, может совсем  не подойти для другого.Естественно, маркетологи производителей и торговых сетей попытаются убедить вас, что их усилитель – это именно тот, что вам нужен, но по ходу прочтения этой главы, вы можете четко определить набор приоритетов, которые помогут вам решить, какой усилитель подружится с вами и вашей музыкой, вместо того, чтобы воевать против вас.

 

Если вы новичок в этом бездонном мире гитарных усилителей, вы можете почувствовать себя чужаком среди технически подкованной братии, где все остальные ботают по своей фене. Но это ненадолго. Большая часть приобретения опыта самостоятельного поиска усилителя – это просто подтверждение теории практикой, и эта глава поможет вам в этом.

Эта глава поможет вам найти методы навигации в огромных джунглях не совсем правильных усилителей, чтобы выбрать лучших кандидатов, соответствующих вашему искомому звуку, манере игры и музыкальному жанру.

 

Каким образом размер имеет значение

 

Под размером усилителя подразумеваются не его физические габариты, а выходная мощность (громкость, которую он способен производить; более детально обсуждается в главе 8), которая во многом влияет  на его звучание. Именно она играет значительную роль в определении того, насколько подходящим (или неуместным) может быть усилитель для предполагаемого использования.

 

По большей части, чем больше усилитель, тем громче вы вынуждены включить его, прежде чем он действительно начнёт хорошо звучать. Поэтому, вы должны не просто найти самый большой усилитель, какой только можете себе позволить, или тот, что, по вашему мнению, будет полезен на одном крупном концерте, который вы играете раз в один или два года. Когда вы включаете огромный мощный усилитель до уровня громкости, необходимого в 99 из 100 случаев в вашей практике, он не будет звучать так же хорошо, как маленький усилитель, включенный на оптимальной громкости. Конечно, он выдает тот же уровень громкости, но не будет работать так, как это было задумано производителем, и будет звучать не лучшим образом.

 

По этой причине, первая существенная заморочка в выборе правильного усилителя - это решить, насколько большим он должен быть. Какой размер действительно имеет для вас значение.

 

Как бы круто не выглядел полный стэк на сцене концертов, что вы видели, или как бы вы ни хотели заполучить усилитель, о котором вы читали в интервью определённых гитаристов, не позволяйте красивой картинке и авторитету звёзд соблазнить вас. Вы будете лучше и гораздо счастливее, используя усилитель, который действительно вам нужен. И это именно тот усилитель, который подходит для большинства задач, в которых вы собираетесь его использовать.

 

Итак, первый шаг в поиске усилителя – поставить строго реалистичную задачу, насколько большой усилитель вам нужен на самом деле. И вот хорошая новость: приобретение наименьшего годного усилителя не только обеспечит более приятный гитарный саунд, но и сэкономит ваши деньги. Когда вы, в конце концов, и сами станете звездой большой сцены, где маленького  усилителя станет уже недостаточно, и ваши финансовые дела пойдут хорошо, тогда у вас уже действительно появится оправдание очередной покупки.

 

Удар в болевую точку

 

Sweet Spot – это точка на шкале ручки громкости, где любой усилитель имеет тенденцию звучать наилучшим образом. Эта точка немного отличается для разных типов усилителей. Но когда вы находите её, большинство усилителей проявляют схожие признаки, среди которых:

 

  • Звучание полное и динамичное. Висящие аккорды обволакивают и заполняют всё пространство (некоторые гитаристы называют это расцветанием), с хорошей глубиной тона.
  • Становится легче играть, как будто ваши пальцы, гитара и усилитель работают как единый выразительный инструмент.
  • Пропадают все неприятные призвуки кряхтения и попёрдывания, ноты перестают  спотыкаться и захлёбываться.

 

Свитспот усилителя обычно находится на довольно высоком уровне громкости. По счастливой случайности, вы обычно легко находите эту точку, когда усилитель соответствует объёму помещения, в котором вы играете, и вы устанавливаете громкость на комфортный для ваших ушей уровень.

 

То, что представляет свитспот конкретно для вас, также зависит от ваших конкретных задач в музыке. Некоторые гитаристы предпочитают свитспот погрязнее (то есть с небольшим дисторшном), а некоторые хотят, чтобы звук оставался чистым (с минимальными  вкраплениями перегруза), но большинство гитаристов, которые хорошо разбираются в усилителях, соглашаются, что идеальный свитспот часто где-то посередине. Эта точка находится на рубеже, когда звук усилителя остается относительно чистым, если вы легонько дёргаете струны, но начинает естественно кранчить, когда вы усиливаете атаку.

 

Эта точка позволяет вам использовать собственную динамику звукоизвлечения для управления звучанием и отдачей усилителя: ритм-партии остаются четкими и хорошо читаемыми, а соло, и особенно риффы с пауэр-аккордами - прорезаются с кранчем, насыщающим звук гармониками и  легкими искажениями.

 

Если вы определитесь, где, конкретно для вас, находится свитспот - от стабильного "все еще чистого" звучания до "начинающего искажать" - и расчухаете, на каком уровне он достигается, вы на 90% сможете определиться, какой именно усилитель подходит для ваших нужд. Всё остальное - просто выбор дополнительных функций, которые вы хотели бы иметь, и окончательное определение того, какой усилитель в конечном итоге вы выберете для практического применения. Поэтому, когда вы пробуете усилители, которые вы рассматриваете для приобретения, вам действительно нужно погонять их на разной громкости, в поисках этой волшебной точки, и насколько она с разными положениями настроек, соответствует уровню сигнала.

 

Соразмерность мощности месту

 

Подбирайте мощность вашего усилителя (его потенциал громкости) к тому объёму помещения, в котором вы планируете чаще всего его использовать. Это, безусловно, один из самых важных моментов, но это может оказаться сложной задачей, даже для многих опытных гитаристов.

 

Если вашим основным местом для музицирования является комната в многоквартирном доме, вы, вероятно, будете довольны маленьким усилителем мощностью около 5 ватт, который лучше всего звучит в маленькой комнате.

 

К счастью, у вас есть большой выбор в диапазоне от 8 ватт и меньше. Такие усилители также часто называют домашними  усилителями, потому что вы можете заставить их петь в домашней обстановке (как обсуждалось в разделе "Удар в болевую точку") не беспокоя соседей. К тому же, можно догадаться, что эти усилители хороши и в небольших студиях, потому что вы можете заставить их звучать громко, не производя при этом огромного шума. Достаточно лишь поставить перед ними микрофон. Звук - это все, что имеет значение - никто больше не заботится о физических размерах!

 

Легендарные гитаристы, такие как Джимми Пейдж, Кит Ричардс и Эрик Клэптон, а также многие другие, записали легендарные гитарные партии на небольших усилителях в студии, Не смотря на то, что они используют по несколько 100-ваттных стэков в живой работе на сцене (см. Рисунок 9-1). Если вы обнаружите, что один из этих небольших усилителей обеспечивает именно тот звук, что вы ищете, вы можете превзойти одного из этих гитарных героев, используя его на концерте, просто подзвучив его микрофоном, и пропустив через акустическую систему, чтобы не тонуть на фоне вашего барабанщика и любых других громких усилителей на вашей сцене.

Рисунок 9-1:

Твидовый Fender Champ конца '50х выдаёт мощность около 4 Ватт.

В наши дни, погружаясь в изучение рынка гитарных усилителей, невозможно не услышать о бутиковых усилителях, термине, который часто используется для определения дорогих ламповых усилителей ручной сборки с навесным point-to-point монтажом. Что ж, если вашего бюджета достаточно для приобретения среднего или большого гитарного усилителя массового производства, вы можете обнаружить, что примерно за ту же сумму вам доступен небольшой усилитель домашней мощности от производителя более высокого класса. Если вам важнее не дополнительные свистоперделки, а лучший звук для студии и репетиций, бутиковый ламповый усилитель домашнего размера может стать простым средством для его достижения.

 

Если вы играете в небольших помещениях, но ваша душа больше лежит к большому усилителю, имейте в виду, что в условиях ограниченного пространства вам могут понадобиться дополнительные устройства, для усмирения громкости без потери звуковых качеств, , такие как выходной аттенюатор или изоляционный кабинет (о чём будет подробнее рассказано в разделе "Понижение громкости: Поворот ручки… И становится тихо!").

 

Если вы играете в клубах на 80–150 мест, то усилителя на 15–20 ватт может вполне быть достаточно, при использовании естественного лампового перегруза (овердрайва, создаваемого лампами), которого вы хотите добиться с помощью усилителя. Если же вашей целью является уверенный, чистый звук без искажений усилителя, вам может потребоваться более 30–50 Вт для зала того же размера (Что также может быть достигнуто применением усилителей с переключаемыми чистым и лид-каналами и регулятором мастер-громкости, о чём подробнее рассказано в Главе 8).

 

Часть хитрости заключается в том, чтобы заранее знать, на что будет похожа каждая площадка, и заблаговременно оценить ваши требования. Но это не всегда представляется возможным для гитариста, который часто выступает в различных залах. Хорошая концертная аппаратура с микрофонами для всех инструментов и опытным звукорежиссёром, управляющим всем этом, позволяет вам заполнить большое помещение любым маленьким усилителем, который вам нравится, после того, как вы поставите перед ним микрофон (в конце концов, концертная аппаратура была изобретена для того, чтобы избавить вас от необходимости подбирать свой "голос" к площадке). С другой стороны, для средней и большой сцены, где подзвучивается лишь вокал, может понадобиться больше панча и мощности, хотя, возможно, не настолько много, как вы думаете.

 

Оценивая оптимальные требования к громкости, учитывайте следующее: Какой самый громкий инструмент без подзвучки в группе? В местах, где используются только вокальные акустические системы, вы все равно хотите, чтобы вас услышали сквозь барабаны - вероятно, самый громкий неусиливаемый инструмент в этой ситуации - поэтому любой неподзвученный усилитель, который вы используете, должен обеспечивать достаточную громкость. Если выбранный вами усилитель может сделать это, и в тоже время он способен достигнуть свитспота конкретно для вашего музыкального направления, вы далеко продвинетесь к тому, чтобы звучать лучше всех. Это часто бывает трудно оценить новичку (и многие опытные гитаристы пробуют разные усилители, в поисках правильного). В качестве подсказки, 15-25Вт должно быть достаточно, чтобы идти в ногу с барабанщиком, если вы играете блюз, рутс-рок или классический рок'н'ролл, и хотите добиться овердрайва с помощью усилителя. Для кантри или джаза на чистом звуке, или для более тяжелых рок-стилей с громкими ударными, вы можете начать с 30-50 ватт или около того. Часто, однако, только метод проб и ошибок может направить вас на верный путь.

 

Переход от чистого звука к кранчу и остальному беспределу

 

Вы можете добиться достаточно широкого диапазона звучания от многих традиционных одноканальных усилителей, даже если они наилучшим образом звучат в относительно узком диапазоне настроек. Если ваш рабочий звук находится в пограничном диапазоне от динамичного чистого до лёгкого овердрайва (например, в классическом роке и блюзе), достаточного для достижения певучего сустейна на грани чистого, велика вероятность того, что вы сможете достичь всего этого с помощью одноканального усилителя, даже если вам придётся перенастроить его регуляторы, чтобы попасть в эту зону.

 

Множество хороших двухканальных (или более) усилителей (подробнее рассмотренных в Главе 8) позволяют вам применять и чистый и драйв, оба, переключаясь между ними с помощью футсвича, а также использовать более экстремальные крайности в одну или другую сторону.

 

В любом случае, фокусировка на том, что вы сочтёте основной отправной точкой для вашей общей палитры звуков, еще больше приблизит вас к цели в поиске этого идеального усилителя. Следовательно, еще один фундаментальный критерий поиска усилителя - это сужение этого наиболее часто используемого краеугольного звука, который вы считаете своим голосом. Рассмотрим эти вопросы:

 

  • Ваша музыка в основном заточена на чистый звук? Найдите в своем бюджете лучший чисто звучащий комбик  и не тратьте дополнительные деньги на двухканальный усилитель с каналом лид (дисторшн для соляков), который вы никогда не будете использовать.
  • Собираетесь использовать ламповый кранч (легкое искажение) без помощи примочек, дело ваше. Найдите одноканальный усилитель, который доставит вас к этой цели, учитывая уровень громкости, комфортной для вашей практики.
  • Вы ищете крышесносный дисторшн для рок-соляков, и вам вообще не нужен балладный супер-чистый клин как таковой? Многие одноканальные усилители обеспечивают  это с лихвой, без лишнего ненужного дополнительного канала.
  • Вам действительно нужны и чистый и драйв и лид от одного усилителя? Если это так, вы можете найти отличный двух- или трехканальный усилитель с удобным ножным переключателем для достижения своих целей.

 

Каким бы пугающим ни казался бы процесс поиска усилителя, но если вы можете обозначить свои реальные потребности, вы легко найдёте инструмент для достижения своих целей. Остальное - просто изучение спецификаций и обзоров, прослушивание  и покупка!

 

Максимизация чистого звука и хедрум

 

Если ваш музыкальный стиль, больше склонен к чистому звуку, чем к овердрайву, вам нужно найти усилитель, который обеспечивает стабильную и уверенную динамику, и при этом остается практически чистым (то есть без искажений). Как правило, чем больше и мощнее усилитель, тем громче он способен звучать, прежде чем появятся искажения (также называемый клиппингом или брэйкапом).

 

Headroom - это термин, используемый для описания запаса между способностью усилителя оставаться чистым и появлением искажений. Например, усилитель с большим запасом мощности, который можно включить довольно громко, а также играть жёстко, с агрессивной атакой до того, как он начнет искажать. [Я не совсем согласен с автором. По мне, хедрум – это как бы жёлтая зона индикаторов, когда звук уже достиг сатурации, но ещё не начал клиповать, ибо кристально чистого тот лампы длать не стоит – мнение переводчика] Эта способность может быть полезной, если вам нужен громкий чистый звук без или с незначительными искажениями, Но не очень годится, если вы ищете усилитель в винтажном стиле с ламповым овердрайвом для репетиционной базы, студии или небольшого помещения.

 

Музыкальные стили, в которых традиционно используются "чистые" усилители - это кантри, джаз и поп или ритм-партии инди-рока.

 

С другой стороны, если вы хеви-металист или хард-рокер, намеревающийся использовать дисторшн примочек, а не усилителя, вы можете также захотеть усилитель, который остается чистым почти до максимальной громкости, чтобы он точно передавал звук вашей примочки, а не мешанину примочки  и усилителя вместе взятых (что, с другой стороны, для некоторых других стилей  может быть именно тем, что вы ищите). Подробнее о том, как лучше использовать примочки в сочетании с усилителями, смотрите в главе 15.

 

Достижение отличного клина благодаря  ламповому овердрайву

 

Ламповые искажения, даже незначительные, часто является важной составляющей любого гитарного звука, даже если он считается чистым. Ламповый овердрайв - искажения, которые обычно возникают от перегрузки ламп, используемых в схемах гитарных усилителей. Они могут возникать в малой или большей степени на любом этапе усиления гитарного звука. Пример среднего лампового овердрайва, где-то между сверхчистым и сверхгрязным, можно услышать в композиции All Right Now  Пола Коссоффа из Free. Этот кусачий кранч  гитарного тона возникает благодаря ламповому искажению.

 

Лёгкий пограничный мягкий ламповый овердрайв на фоне вашего так называемого чистого тона заставляет гитару звучать лучше. Искажение, хотя иногда оно почти незаметно, создает глубину и масштабность в вашем саунде, своего рода звуковую текстуру и искрение, которые просто увеличивают полноту звучания вашей гитары, даже на той же громкости, что и аналогичный звук без искажений, кажущийся более тонким. Этот небольшой  брэйкап  также облегчает игру на гитаре, и, как правило, лучше воспринимается публикой.

 

Попробуйте этот небольшой эксперимент, как только представится возможность, для сравнения стерильно чистого звука со слегка подгруженным.

 

  1. Воткните гитару "в линию" или в канал аукс мощной домашней стереосистемы (при необходимости используйте адаптер).
  2. Играйте, постепенно увеличивая громкость.
  3. Оцените уровень громкости, на котором этот стерильно чистый тон, станет невыносимым.
  4. Включитесь в ламповый усилитель, и добавьте гейна, пока чистый звук не приобретёт слабое искажение, а затем увеличивайте громкость.
  5.  Играйте, слушайте, наслаждайтесь и заметьте, насколько громче вы можете слушать этот слегка подгруженный звук без дискомфорта для ушей в сравнении со стерильно чистым, что вы получили, играя через бытовую стереосистему.

 

Ламповые искажения приятно звучат по своей природе, по крайней мере, у усилителей правильной конструкции, за это мы их так любим, даже при их присутствии в так называемом чистом звуке. Полупроводниковые и цифровые гитарные усилители могут также достигать некоторых тех же особенностей, эмулируя поведение ламп. Все эти усилители более подробно обсуждаются в Главе 8.

 

Когда вы пробуете  усилитель, который в основном используется для чистого звука, будь то джаз, кантри, поп или фанк, выбирайте тот, который даст вам некую глубину и масштаб, а не просто плоский, резкий, стерильный чистый звук. Эта полнота звучания достигается благодаря подмешиванию лёгкого лампового искажения к основному тону, и создаёт более выразительный чистый звук.

 

Всё работает вместе

 

Ваш гитарный усилитель является частью звуковой цепочки, в которой все работает вместе, и поэтому на него влияют все составляющие цепочки, в том числе и предшествующие ему педали.
Если вы планируете получать звуки овердрайва, например, от примочек, а не от самого усилителя, критерии для поиска подходящего для вас усилителя будут сильно отличаться от критериев гитариста, ищущего естественный ламповый перегруз самого усилителя. Тем не менее, даже многие варианты  сольного дисторшна, которые в значительной степени создаются примочками, звучат лучше всего, когда эта педаль давит на усилитель, уже находящийся на грани искажений, поэтому на самом деле ничто не работает само по себе - это все командная работа.
Конечно, гитара также является ключевой частью этой команды. Каждый усилитель (и любая примочка перед ним, если на то пошло) звучит немного по-разному с разными: синглы против хамбакеров, болчёный гриф против вклеенного, цельный корпус против полуакустического и т.д. Эти разновидности гитары более подробно обсуждаются в главе 4.

 

Поэтому для поиска усилителя необходимо руководствоваться информацией о влиянии звукового тракта, а усилитель целиком оценивать в своем контексте, как часть вашего набора инструментов, а не просто как отдельное устройство само по себе.

 

Изучение хайгейновых  усилителей

 

Хайгейновые усилители производят горячие, сильно искажённые тона, которые вы, как правило, слышите на различных записях от гранджа до тяжелого рока, от хэви метал до множества других жанров, (как подробно обсуждается в Главе 8). Они огнеметы мира усилителей, повергающие в шок и страх своим звуковым спектром.

 

Для многих гитаристов основной звук сосредоточен вокруг мощного сольного дисторшна (создаваемого искажениями нескольких ламповых каскадов преампа), с тяжёлым рычащим ритмом в качестве второго голоса. Чистый звук - это просто случайный пассажир, изредка используемый для сопливых баллад или угрюмых брейков. Если это ваш стиль, вам будет легче достичь пилорамных тонов, необходимых для многих жанров тяжелого современного рока, используя один из современных усилителей, которые спроектированы в первую очередь для тяжёлого рока, в отличие от прежних времен, когда большинство усилители были разработаны так, чтобы оставаться чистыми и громкими, и их приходилось сильно раскачивать, чтобы заставить искажать звук.


Хотя многие современных многоканальных усилителей чрезвычайно универсальны, предлагая широкий набор параметров управления, вам все равно необходимо понимать их основные принципы работы и тонкости, для максимально эффективного использования (все это подробно обсуждается в Главах 8 и 12).


Категория с хайгейновых усилителей довольно обширна, от усилителей с перегрузом в винтажном стиле, до тех которые производят самые зажигательные рычащие металлические тона. В наше время можно найти множество вариантов и тех и других.
Даже когда усилитель обещает "всё в одном", найдите время, чтобы определить, с чем он действительно справляется лучше всего, изучая спецификации, читая обзоры и, в идеале, играя на нём самостоятельно.

 

Копаемся в характеристиках дисторшна

 

По определению, хайгейновые усилители усиления воспроизводят свой обжигающий, сильно искажённый звук, генерируя запредельный гейн в секции преампа и передавая уже искаженный сигнал в секцию оконечника (мощника), которая в основном просто усиливает этот звук. Некоторые из наиболее экстремальных усилителей  этой категории линкуют несколько каскадов преампа (часто с отдельными регуляторами drive, gain или volume - все это просто разные названия для одной и той же функции каждой из этих ступеней), чтобы создать очень насыщенный лид-тон.


Бытует мнение, что перегруз выходных ламп звучит жирно и динамично, в то время как дисторшн преампа зудит и песочит, что зачастую считается негативными свойствами. Однако это не всегда верно, правда в том, что очень часто звучание дисторшна, что вы слышите на записях после 1980 года (в случаях, когда он создан не примочками), производится в большей мере лампами преампа. Послушайте как Карлос Сантана, Слэш и Кирк Хэмметт (а также многие другие) добиваются жирного певучего тона, с помощью преампов их усилителей. Если все сделано правильно, авторитетным производителем усилителей, этот хайгейновый дисторшн может звучать горячо, плотно, гладко и чрезвычайно вкусно. Попробуйте сами, и вы накрутите динамичный звук с хорошей чувствительностью к звукоизвлечению.

 

Однако существуют существенные различия между хайгейновыми усилителями, спроектированными для различных задач. Вы можете найти различные варианты, обеспечивающие вам:

 

  • Гладкий и певучий дисторшн с густым сустейном  для любого стиля от мелодичных современных роковых соляков до скоростного шрэда.
  • Рубящий и ревущий для риффов в стиле Ню-Метал
  • Рваный, хрипучий и сырой овердрайв для более грязно звучащих жанров как грандж, нью-панк, гаражный рок и альтернатива.

 

Поиграйте несколько примеров в стилях характерных для каждого из этих усилителей, чтобы понять, на что он заточен, и насколько он подходит для ваших собственных задач. Тот факт, что усилитель позиционируется как хайгейновый, и имеет три переключаемых канала, ещё не значит, что это правильный выбор хайгейна конкретно для вас.

 

Быстрый и стреляющий или медленный и гладкий

 

Быстрый отклик усилителя может казаться универсальным отличным свойством, но множество исполнительских стилей на самом деле выигрывают от более медленной, несколько более мягкой игры. Когда я говорю, что усилитель быстрый и/или жесткий, я имею в виду, что он очень быстро реагирует на вашу медиаторную атаку и что он передает все нюансы вашего стиля игры в мельчайших деталях. Конечно, разница между быстрым и медленным может составлять миллисекунды, будучи электрическим сигналом, все это происходит относительно быстро. Но усилители, целенаправленно разработанные для того или другого направления, часто подходят для самых разных типов музыки.


Для многих стилей музыки желателен быстрый отклик: от зажигательной кантри-музыки до искромётного шреда. На самом деле, для большинства стилей игры вам действительно нужен быстрый усилитель, чтобы ваша беглая работа пальцами не терялась из-за компрессии. Признаками быстрого усилителя обычно являются большой силовой трансформатор, полупроводниковый выпрямитель и огромные конденсаторы ёмкостного фильтра (все это более подробно описано в Главе 8), как в классических Fender Twin Reverb и некоторых хай-эндовых моделях высокого класса, от таких производителей, как, например Komet и Matchless.


Быть медленным и гладким, однако, с точки зрения усилителя, тоже не значит  плохо. Это может не сработать для трэш метала, но множество жанров (например, блюз, классический рок и некоторые другие стили, как грандж и альтернативный рок) действительно требуют отклик такого рода. Элемент естественной компрессии может замедлить реакцию усилителя на атаку, что обеспечивает более гладкое звучание бендов и делает жирнее пальцевое вибрато, а также делают ваши ноты приятными и обволакивающими.  Такие усилители по-прежнему позволяют вам играть быстро, когда это необходимо, но при этом вы можете получить определенную вязкость. Некоторые гитаристы довольны тем, как они скрывают небольшие огрехи в их игре (хотя вам не нужно быть небрежным гитаристом, чтобы наслаждаться более медленным, более гладким усилком!).

 

Такие элементы, как ламповый выпрямитель, трансформатор меньшего размера или мощности слабая фильтрация питания (все рассматриваются в главе 8), способствуют более медленной реакции усилителя. Вы найдете эти вещи в классических моделях, таких как твидовые Fender Deluxe или ранние винтажные Marshall (и их клоны) с ламповым выпрямителем, а также во многих современных усилителях винтажного стиля мощностью 20 Вт или менее.
 

Выбор функцонала усилителя


Всем гитаристам нужны усилители с множеством наворотов, верно? Вероятно, и вы думаете, что вам всё это нужно, но если вы тщательно проанализируете свои требования, вы можете обнаружить, что вам не всегда нужно столько функций в усилителе, сколько вы думаете.

 

Скромный гитарный усилитель появился в конце 1930-х, 40-х и начале 50-х годов как коробка, которая просто усиливала вашу гитару. В те дни даже регулятор тембра считался роскошью на многих моделях. За прошедшие годы производители начали добавлять эффекты, такие как тремоло и реверберация, ритм и лид каналы с ножным переключением, а также, в последние годы, цифровой процессор эффектов, как в полупроводниковых усилителях, так и у ламповых, тех что можно назвать усилителями "всё в одном" или "швейцарский нож" (в честь знаменитых складных ножей с множеством лезвий и инструментов). Но только то, что вы можете иметь все это, не означает, что вы обязательно должны иметь все это.

 

Как же определиться с задачей "какие функции мне нужны в усилителе"? Вопрос аналогичен тому же, какая вам нужна мощность, как было рассмотрено в одном из предыдущих разделов "Каким образом размер имеет значение".  Вам действительно нужно сесть и составить актуальный список того, что вам нужно от усилителя, и исследовать модели в своем ценовом диапазоне, которые обеспечивают именно это. Вам нужны традиционные эффекты на борту, такие как реверберация и тремоло, или даже некоторые современные эффекты задержки и модуляции (все они подробно обсуждаются в главе 13), или вы планируете получать их от отдельных педалей эффектов? Вам нужно более одного базового звука или более одного варианта чистого/кранча/лида? Если последнее, должно ли оно быть достигаться  с помощью примочки? Все эти вопросы относятся к тем, которые необходимо рассмотреть заранее.


Красота и преимущества простоты

 

Когда он кричал: "Простота, простота, простота!" В "Уолден, или Жизнь в лесу", Генри Дэвид Торо призывал читателей упростить свою жизнь в целом, но то же самое относится и к преимуществам простоты гитарных усилителей. Если усилитель обладает как минимум мощностью, физическим размером и базовыми характеристиками, которые вам необходимы, более простая схема часто дает более правдоподобный звук (при прочих равных условиях) и требует меньших затрат на техническое обслуживание.

 

Если после того, как вы составите список требований к усилителям, вы начнете находить модели в своем ценовом диапазоне, которые обеспечивают еще больше - больше эффектов, больше каналов, больше мощности, больше динамиков, больше дополнительных функций - вы можете подумать, что это бонус, который вы должны урвать. Но если вам действительно не нужны эти функции, подумайте, прежде чем прибегать к дополнительным свистоперделкам. Вот мои рассуждения:

 

  • Любая вещь стоит денег, и если производитель дает вам больше дополнений по той же цене, что и хороший базовый усилитель аналогичного размера и мощности от другого производителя, он может пойти на компромисс где-то еще в качество конструкции, чтобы обеспечить это. Например, с помощью более дешевых компонентов в основной схеме или с использованием динамика худшего качества.
  • Дополнительные функции могут означать увеличение частоты обращения в сервис в будущем, потому что возникает больше вероятности, что что-то может выйти из строя.
  • Привязывание себя к встроенным дополнениям усложняет изменение или расширение звука и ваших настроек в будущем. Например, встроенный в усилитель цифровой ревербератор начального уровня, возможно, имеет более низкое качество, чем отдельное устройство, на которое вы хотели бы перейти, но вы уже заплатили за него…  так что вы вынуждены мириться с этим.

 

Эти предостережения не всегда могут быть актуальны. Есть такая вещь как везение, и вам может подвернуться удачная маркетинговая акция, но старая поговорка "бесплатный сыр бывает только в мышеловке" актуальна при покупке гитарных усилителей.


Помимо всего этого, использование более простого усилителя, который обеспечивает все необходимое (см. Рис. 9-2), вместо того, чтобы возиться с дополнительными функциями ради развлечения, часто позволяет сосредоточиться на игре на гитаре, а не ковыряться с ручками, и это то, что должно быть на первом месте.

Рисунок 9-2:

Простой, но могучий и хорошо продуманный усилитель, такой как этот Komet Constellation, поможет вам сконцентрироваться на игре, а не возне с ручками.

Универсальные усилители и их множество применений


Усилитель, который обеспечивает большую часть того, что вам нужно, чтобы получить "ваш звук", может быть, несомненно, удобным, поэтому, если вас привлекает конкретная модель с несколькими функциями, это часто может быть правильным выбором.


Имейте в виду, однако, что усилитель с тремя ножными переключаемыми каналами, несколькими встроенными эффектами или петлей разрывом, выходом на наушники и многим другим, который продается по цене одноканального усилителя только с регуляторами громкости, высоких и низких частот, мастер-секции, может звучать посредственно, как некий усреднённый компромисс между звучанием его каналов, поэтому вам нужно решить, перевешивает ли удобство функций важность хорошего базового звучания, или вам нужно копить на более дорогой.


Многоканальные или многофункциональные усилители, которые звучат наравне с простыми усилителями, могут стоить потраченных денег, если они облегчают ваши репетиции или концертную работу, или даже если они просто творчески вдохновляют вас как гитариста.
Многие гитаристы предпочитают звучание дисторшн самого усилителя (или лид-тонов) тому, которые обеспечивают примочки, а другим действительно нравится удобство иметь все необходимые эффекты на борту усилителя. Все средства  для формирования звука, размещенные в усилителе и управляемые с помощью одного многокнопочного ножного переключателя, могут также избавить от путаницы в педалборде с большим количеством соединительных кабелей между эффектами.


Если ваша игровая практика  требует чистого, искрящегося тона усилителя в одну минуту, сочного лампового овердрайва в следующую и разнообразных эффектов, мгновенно доступных с помощью компактного ножного переключателя, вам может подойти одни из множества великолепных многоканальных, навороченных современных усилителей (см. рис. 9-3).

 

Рисунок 9-4:

Выходной аттенюатор, такой как этот Alex's, подключается между выходом усилителя и его динамиком или акустическим кабинетом

Гитаристы, которые используют выходные аттенюаторы, любят их, за то, что они действуют как универсальные регуляторы уровня выходного сигнала, своего рода, для уменьшения общей громкости усилителя независимо от того, где вы устанавливаете регуляторы на самом усилителе. Как уже говорилось в разделе "Удар в болевую точку", большинство усилителей звучат лучше всего после достижения определенного уровня громкости. Они, по сути, являются инструментами генерирующими тон, а не просто усиливающими громкость, но этот уровень часто может быть слишком громким для некоторых практических ситуаций. Выходной аттенюатор позволяет сохранить ваши любимые настройки регуляторов и снизить уровень громкости в цепи между усилителем и динамиком.

 

Аттенюаторы могут использоваться как на концерте, так и для домашней практики и записи. Вы можете начать выступление, когда клуб будет относительно пустым, и стены будут отражать эхо, с низким уровнем аттенюатора, скажем, –9 дБ, и увеличить его на пару ступеней до всего –3 дБ, когда в зале появляется больше народу, поглощающего звук своими телами.

 

При использовании аттенюатора помните, что ваш усилитель все еще работает на уровне, определяемом его собственными регуляторами Volume и Master-Volume. Вы можете слышать его тише, но если усилитель по-прежнему разогнан на всю катушку, он все равно будет довольно сильно изнашивать лампы. Это означает, что вам придется менять свои лампы чаще, чем если бы вы достигали того же уровня громкости, играя в свой усилитель тише без аттенюатора. Многим гитаристам  достижение своего идеального звука стоит дополнительных расходов на обслуживание.


При использовании выходного аттенюатора всегда следуйте инструкциям, приведенным в руководстве к аттенюатору и усилителю, и обязательно соблюдайте входное и выходное сопротивление вашего усилителя, самого аттенюатора и динамика или кабинета, которые вы к нему подключаете.

 

Цепи понижения напряжения

 

В последние годы, для уменьшения громкости усилителя без радикального изменения характера звука, приобрели популярность цепи, понижающие напряжение, встраиваемые в схему усилителя среди основных регуляторов. Вместо того чтобы подавлять аудиосигнал реактивной нагрузкой, эти схемы управляют напряжением самих ламп. Понижение рабочего напряжения усилителя любой конструкции приведёт к снижению мощности и в результате уменьшит конечную громкость.

 

Цепи понижения напряжения реализованы по разному (они также называются Power Scaling, Variable Voltage, Power Dampening или Master Voltage, в зависимости от производителя), но большинство работает по тем же принципам, обеспечивая гитаристу внешнюю регулировку, понижающую напряжение ламп, либо выходного каскада, либо преампа, либо обоих одновременно. Такие компании, как 65 Amps, Mojave, ToneKing и другие, страивают такие схемы ко многим своим усилителям на заводе, в то время как другие, такие как London Power и Hall Electronics, предлагают моддинг-наборы для добавления таких схем ко многим ламповым усилителям (см. Рисунок 9-5).

Шопинг: нацеленная охота на идеальный усилитель

 

Наконец-то пришло время опробовать несколько усилителей и сделать свой выбор! После того, как вы сузили свои вопросы о том, какая мощность и функционал вам необходимы, ничто не заменит включение и кастинг всех кандидатов, которые, как кажется на бумаге, вам подходят. Интернет является отличным исследовательским ресурсом, но это только теория. Усилитель действительно и является частью вашего инструмента, и вы никогда не узнаете, годится ли он для вас, пока вы сами не сыграете на нем вживую.


Лучшие советы для успешного шопинга:

 

  • Возьмите свою собственную гитару! Я не могу не подчеркнуть насколько это важно. Все усилители звучат по-разному, когда к ним подключены разные гитары, поэтому вы должны услышать своих кандидатов на гитаре, на которой вы планируете играть больше всего.
  • Если вы не можете взять с собой собственную гитару (возможно, вы неожиданно забрели в отличный магазин во время путешествия), подключите магазинную гитару, которая больше всего похожа на вашу, и хотя бы подберите такие функции, как длина мензуры, тип звукоснимателей, болчёный или вклеенный гриф  и т. д. (все это подробно описано в Главе 4).
  • Попросите продавца помочь вам разобраться со всеми основными функциями, если вы с ними еще не знакомы, но затем заставьте себя сыграть в усилитель, даже если вы новичок и вам не хватает уверенности. Вы можете чувствовать себя испуганным, но преодолейте свой страх. Вы действительно не будете знать, как усилитель звучит и чувствует вашу игру, если не сыграете на нем.
  • Если вам понравился усилитель с первого раза, но вы чувствуете, что к нему стоит присмотреться внимательнее, попросите попробовать его в изолированной комнате, если он в данный момент находится в основном зале шоурума. Потратьте некоторое время наедине с ним, чтобы оценить его для своих нужд, вдали от яркого света и давления продавца.
  • Настаивайте на том, чтобы погонять его какое-то время, хотя бы ненадолго, на высокой громкости (при необходимости используйте беруши, особенно в маленькой комнате и/или если вы близко к усилку). Даже если вы никогда не планируете эксплуатировать его на полной громкости, это надо   сделать с любым хорошим усилителем, чтобы узнать его поведение, на большой громкости, на случай, если возникнет такая необходимость.

Покупка через интернет открывает выбор огромного числа независимых дилеров, поэтому сегодня многим гитаристам не обязательно посещать гитарный магазин. Достаточно оформить покупку онлайн и заказать доставку. Это не идеальная ситуация, но вы можете заставить ее работать: будьте предельно внимательны в своём предварительном изучении товара и придерживайтесь продавцов, которые предлагают возврат, в идеале 30-дневные период, предлагаемый многими дилерами.

 

Понижение громкости: Поворот ручки… И становится тихо!

 

Лучший совет относительно размера и мощности усилителя – использовать модель, наиболее подходящую для помещения, в котором вы будете играть чаще всего. Но что, если вам иногда нужен большой усилитель, но обычно вы играете в маленькой комнате или студии, или вы просто предпочитаете тон и характеристики более мощного усилителя? Не волнуйтесь! Я могу предложить множество креативных решений для уменьшения громкости любого усилителя.


Обратите внимание, что большинство этих методов уменьшения громкости применяются к ламповым усилителям. Не все из них хорошо работают с полупроводниковыми усилителями. Тем не менее, современные полупроводниковые усилители (аналоговые или цифровые) обычно обеспечивают звуки, которые можно получить и на низком уровне громкости самого усилителя с помощью регулятора общей громкости, поэтому средства, которые я опишу в следующих разделах редко бывают необходимыми.


С самого начала поймите, что ни один усилитель не звучит одинаково на высокой и низкой громкости, просто потому, что способ, которым человеческое ухо воспринимает количество и баланс различных частот, из которых состоит любой звук, чрезвычайно зависит от громкости. Например, чтобы услышать низкочастотные звуки, требуется больше громкости, чем частоты в верхнем и среднем диапазоне. Но все эти методы помогут вам добиться хорошего звучания естественного тона усилителя при более низком уровне громкости, который может быть пригоден для репетиций, студий или небольших помещений.


Выходные аттенюаторы


Выходной аттенюатор подключается между выходом  на динамик лампового усилителя и собственно динамиком или акустическим кабинетом, используя соответствующий акустический кабель для каждого звена в цепи (см. Рисунок 9-4), и, как следует из названия, он ослабляет или ограничивает, мощность, поступающая с выхода усилителя, прежде чем он попадет на динамик. Уменьшая эту выходную мощность, он тем самым уменьшает громкость (в децибелах или дБ), которая исходит из самого динамика, фактически не отключая регуляторы громкости в цепи самого усилителя.

 

Аттенюаторы работают с использованием больших резисторов для отвода части мощности, поступающей от усилителя, в соответствии с уровнем, установленным пользователем с помощью переключателя или регулятора на передней панели, при передаче оставшейся выходной мощности усилителя на динамик.

Рисунок 9-3:

Этот Bogner Goldfinger является многофункциональным усилителем.

Рисунок 9-5:

В этом комбике Morgan Dual 20 ручка с надписью "Power Level" фактически контролирует напряжение, ламп, что снижает уровень громкости вашему усмотрению.

Сторонники использования понижения напряжения в качестве утверждают, что это позволяет контролировать уровень громкости внутри самого усилителя, сохранив при этом под рукой все элементы управления гейном, эквализацией и громкостью для комнаты любого размера, в которой они играют. Но некоторые критики  утверждают, что лампы по своей сути звучат по-разному, когда вы значительно изменяете их рабочее напряжение.

 

Как и все остальное, что снижает громкость, воспринимаемый тон любого усилителя слегка меняется, даже если звук практически одинаковый, но только тише, из-за того, как человеческое ухо воспринимает разные частоты на разных уровнях громкости.

 

Дополнительным преимуществом некоторых схем понижения напряжения является то, что они могут даже продлить срок службы ламп и выходного трансформатора, потому что работа ламп с более низким напряжением в течение любого времени представляет для них меньший стресс,  чем высокое напряжение.


Изоляционные кабинеты  и другие способы подавления громкости


Гастролирующие музыканты годами используют  простые звукоизолирующие ящики или изоляционные кабинеты, чтобы позволить себе крутить на всю катушку свои большие усилители, не вызывая чрезмерной громкости на сцене. Как само за себя говорит их название, изолирующий кабинет представляет собой полностью закрытую акустическую колонку, обычно со звукопоглощающей прокладкой из пены внутри, и встроенным микрофоном для приема сигнала от изолированного динамика. Нагрузите его на всю мощность своей 100-ваттной головой Marshall, и звук снаружи останется тихим, но микрофон, находящийся внутри примет на себя весь звук и отправит в концертную акустику или в записывающую систему.


Звукоизолирующие ящики могут быть огромными коробами для размещения целиком акустических кабинетов 4 x 12", либо они могут быть небольшими переносными сундучками, которые сами внутри являются небольшими, но надежными колонками со встроенными микрофонными стойками, с крышкой или люком какого-либо типа для доступа (см. Рисунок 9-6).

 

Плюсом изоляционных кабинетов является то, что они похожи на обычную акустическую колонку, как бы запертую в маленькой, почти звукоизолированной комнате. Недостаток в том, что они не так  полезны на практике, если вы не усиливаете сигнал микрофона через какую-либо другую систему усиления, и что они могут иногда звучать гулко или лающе (слышен акцент на низких частотах и недостаточно высоких), особенно если они недостаточно велики, чтобы обеспечить воздушное пространство, позволяющее динамику дышать и резонировать естественным образом.

Рисунок 9-6:

Внутри этого закрытого ящика AxeTrak находится динамик и микрофон на коротком держателе с выходами для подключения всего этого к реальному миру.

Вот ещё несколько других приёмов и приспособлений для уменьшения громкости в условиях живого концерта:

  • Используйте экраны из плексигласа или перегородки другого характера, перед своим усилителем на сцене (вместе с микрофоном со стороны усилителя за экраном), для уменьшения его громкости для аудитории, находящейся непосредственно перед сценой, что позволяет звукорежиссёру лучше контролировать общее звучание в зале (см. Рисунок 9-7).

Рисунок 9-7:

Размещение плексигласового экрана перед усилителем, такого как этот от Clearsonic, не дает ему звучать слишком громко перед ним или в желаемой точке на сцене.

  • Запрокиньте усилитель назад под углом или даже направьте его прямо в потолок, назад или вбок,  чтобы уменьшить любую прямую направленность (прямой поток  звуковой волны), из-за которой он может казаться значительно громче в определенной точке на сцене или в зале.
  • Расположите усилитель сбоку от сцены или даже под ней, и подзвучьте его микрофоном, чтобы отправить звук в мониторы и порталы (практика, которая все чаще используется в больших турах).

 

ПыСы от переводчика.

Есть ещё один очень простой, но эффективный способ снижения громкости усилителя - воткнуть педаль громкости или какой нибудь пассивный аттенюатор вроде Electro-Harmonix Signal Pad в разрыв (последовательную петлю эффектов). Это позволит раскочегарить лампы, но регулировать приемлимый конечный уровень громкости.

 

Вернуться к оглавлению