GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Часть III

Усилитель: Больше, чем просто громкость

В этой части…

 

  • Знакомство  с основными типами усилителей

  • Взгляд "под капот". Что формирует гитарный саунд

  • Выбор усилителя соответствующего музыкальному стилю

  • Эксплуатация и обслуживание усилителя

Глава 8. Топономика основных типов усилителей

 

В этой главе

 

  • Различия разных типов усилителей
  • Взгляд "под капот", чтобы увидеть, что же заставляет усилитель звучать
  • Винтажная классика
  • Современные универсалы
  • Удобство транзисторных и цифровых аппаратов

 

Если вы новичок, то вам необходимо с самого начала понять несколько важных вещей:

 

  • Во –первых, электрогитара не является самодостаточным инструментом. Ей необходим усилитель. Причём не только, для того, чтобы сделать её звук достаточно громким. Предназначение усилителя в том, чтобы заставить гитару петь эмоционально и выразительно. Все великие гитаристы скажут, что вклад усилителя в музыку не менее важен, чем вклад инструмента, и что он точно такой же музыкальный инструмент, как и сама гитара. Поскольку звучание и поведение усилителя напрямую влияют на взаимодействие между исполнителем и инструментом, он становится неотъемлемой частью вашего музыкального вдохновения.

 

  • Хотя словарь трактует усилитель как прибор для увеличения громкости или мощности звука, когда речь идёт о гитарном усилителе, смысл значения становится гораздо шире. Этот ящик, напичканный электронными компонентами, соединёнными с динамиком, является генератором тона. Именно благодаря разнообразию усилителей современная музыка получила столько стилей. В противном случае всё ограничилось бы всего парой-тройкой направлений.

 

  • Все эти процессы формирования саунда происходят в значительной степени благодаря тому, что лампы не просто усиливают уровень сигнала, но и обогащают его гармониками (тихими дополнительными нотами с различными интервалами, которые накладываются на основные ноты) и небольшими искажениями, совокупность которых делает звучание гитары жирнее, богаче и насыщенней, чем простое увеличение громкости исходного сигнала. К счастью для нас, гитаристов, такова природа поведения ламп.

 

Эта глава позволит вам разобраться в основных типах гитарных усилителей, поможет вам лучше понять их различия, и определиться, какой тип усилителя лучше всего поможет вам созвать вашу музыку. Я приведу обзор различных направлений классических и современных ламповых усилителей, а также объясню, как полупроводниковые и цифровые усилители воссоздают звучание любимых нами ламп.

 

Принцип работы ламповых схем

 

Существует много усилителей, совершенно разной конструкции. Большинство усилителей использует довольно схожие типовые блоки в своих цепях, поэтому, если вы поймёте основные принципы, как различные типы схем влияют на звучание вашей гитары, это сузит ваш поиск нужного усилителя, и превратится из долгого квеста в прямое попадание в цель.

 

В общем и целом, конфигурацию усилителей можно свести к двум типам:

 

  • Combo или комбик. Вся начинка, шасси и динамик заключены в один ящик. Задняя стенка, как правило, открытая. (См. Рисунки 8-1 и 8-2.)
  • Пиггибэк [буквально "тащить на своём горбу" - прим. переводчика] или стэк. Усилитель и колонка, как правило, с закрытой стенкой, представляют собой отдельные компоненты.

 

Каждая из этих конфигурацией представлена множеством моделей с широким применением различных схем, делающих свою работу "под капотом".

Рисунок 8-1:

Комбик, состоящий из шасси, усилителя и динамика, заключённых в один ящик.

Рисунок 8-2:

Вид комбика сзади, со стороны динамика.

Если вы всегда представляли усилитель как автономный ящик, соединённый с гитарой посредством шнура, который просто воспроизводит звук, то пришло время изменить это мнение. Так же, как и сами гитары (как подробно объясняет Глава 4), ламповые усилители состоят из нескольких компонентов, каждый из которых играет важную роль, в формировании проходящего через него сигнала. Опустим пока любые встроенные эффекты (также значительно  влияющие на характер звука). Любой, даже самый простой усилитель формирует ваш саунд с помощью преампа, темброблока (также называемого эквалайзером) и выходных каскадов оконечника, откуда сигнал передаётся динамику. Электропитание, также оказывает влияние на звучание.

Рисунок 8-3:

Пиггибэк или стэк, состоящий из отдельного усилителя и акустического кабинета в разных корпусах

 

Каскады предварительного усилителя

 

Преамп – это первая ступень усилителя, которая усиливает сигнал до того уровня, которого достаточно для дальнейшего усиления выходными каскадами, чтобы подать на динамик. Если ваш усилитель имеет два или более каналов, каждый канал имеет собственный каскад, который может быть организован как на отдельной лампе, так и делить общую лампу с другим каналом.

 

Наиболее распространённые лампы предусилителя (См. Рисунок 8-4) – это двойные триоды. Каждый из триодов, объединённых в одну лампу, считается отдельным каскадом предусилителя, если используется для усиления сигнала или увеличения гейна.

 

В подавляющем большинстве классических ламповых гитарных усилителей, а также в большинстве современных, когда вы подаёте гитарный сигнал на вход, он поступает на сетку первой лампы, либо прямиком, либо через согласующее сопротивление, помогающее лампе работать должным образом. Далее, с анода этой лампы, через конденсатор, сигнал подаётся либо на регулятор громкости (как показано на рисунке 8-5), либо на регулятор тембра, за которым следует регулятор громкости. Это основной принцип, по которому работает большинство классических усилителей, Включая Fender Tweed Bassman, Vox AC30, Marshall JTM50 и многие другие.

Рисунок 8-4:

Лампы предусилителя, заметные с задней стороны гитарного усилителя

 

Рисунок 8-5:

Регулятор громкости, который обычно стоит первым на панели управления

Базовая схема предусилителя может показаться чрезвычайно простой, и во многих отношениях это так, но каждая мелочь в цепочке меняет звук. Тип и номинал конденсаторы между лампой и регулятором громкости или эквалайзером имеет значение в формировании звука. Кроме того, регулятор громкости может иметь фильтр с переключателем Bright, добавляющий яркости, и особенно выручающий на очень низкой громкости. Кроме того, помимо пути, по которому течёт собственно гитарный сигнал, значение имеет и поведение электрических процессов во вспомогательных цепях, таких как  катодное смещение (подобно регулировке холостого хода в карбюраторе вашей машины) и величина напряжения, подаваемого от источника питания. Кроме того, различные марки и типы ламп предусилителя также звучат немного по-разному.

 

Некоторые, более сложные и хайгейновые усилители имеют несколько каскадов, что означает, что на этапе предварительного усиления используется две лампы или более. Вы можете увидеть, дополнительные регуляторы Pre-Drive и Gain, на пути сигнала с одной лампы на другую, если взглянете на панель управления Peavey 6505, Bogner Shiva или какого-нибудь Mesa/Boogie из классической серии Mark (см. рисунок 8-6).

Рисунок 8-6:

Регулятор Lead Drive на этом Mesa/Boogie Mark III контролирует уровень гейна канала Lead

Эквализация и регулировка тембра

 

Темброблок (он же эквалайзер или Tone Stack) – часть усилителя, управляемая регуляторами, формирующими частотный баланс и содержимое вашего гитарного сигнала. Во многих случаях он входит непосредственно в состав преампа, иногда выведен отдельным блоком после предусилителя. Вам будет легче понять его функцию, если рассматривать его как отдельную ступень.

 

Некоторые темброблоки оборудованы единственной ручкой, обозначенной Tone, соединённой с регулятором громкости таким же образом, как и соответствующая ручка на гитаре. Fender Tweed Deluxe '50х годов, изображённый на рисунке 8-7, является классическим примером такой схемы. Регулятор уменьшает содержание в тембре высоких частот, когда вы поворачиваете его против часовой стрелки. Другие усилители оборудованы раздельными регуляторами низких и высоких частот (Bass и Treble), многие также добавляют регулировку средних частот (Mid или Middle), а некоторые и ещё больше регуляторов (как показано на рисунке 8-8).

Рисунок 8-7:

Регулятор тембра многих простых усилителей состоит из единственной ручки управляющей высокочастотной составляющей

Рисунок 8-8:

Темброблоки более сложных усилителей оборудованы регуляторами эквализации по всему частотному диапазону

Большинство регуляторов тембра гитарных усилителей пассивны, то есть из можно использовать только для фильтрации уже существующих частот, а не для их добавления. Иными словами, они могут быть задействованы для управления частью тембральной составляющей – низкие, высокие, средние, чтобы подрезать их присутствие в общем сигнале, на ваш вкус, но на самом деле они ничего не добавляют. Когда регуляторы тембра вывернуты до упора вправо, вы просто слышите полный частотный диапазон, которым обладает сигнал, как будто у усилителя и вовсе нет регулировок тембра. При этом они могут работать у многих усилителей чрезвычайно интерактивно, и зачастую их результат работы зависит от положения соседних регуляторов, их места в цепи, а также положения регуляторов громкости.

 

Очевидно, что ваш тон в широком смысле зависит от того, как вы настроите эти регуляторы в вашем усилителе. Но основной характер звука любого усилителя также определяется тем, как реализована схемотехника темброблока. Различные схемы способствуют очень разному звучанию, ощущению и отдаче.

 

Иногда регуляторы тембра привязаны к какой-то определённой лампе, которая полностью предназначена для управления ими, создавая определённое ощущения и характер звука присущего такой схеме. Этот способ, называемый катодным повторителем (потому что, сигнал, подаваемый на сетку, забирает часть напряжения катода) помогает добавить сочности, динамики и отдачи, как в твидовых усилителях '50 Fender Bassman и Twin, а также классических больших Marshall. Помимо того, он является сердцем схемотехники знаменитых Vox "Top Boost".

 

Другие, такие как классические Fender Blackface и Silverface '60х и '70х, используют усилительный каскад следом за темброблоком, чтобы компенсировать уровень сигнала, потерянный на регуляторах. В некоторых, простейших темброблоках, например, в усилителях с одной ручкой тона, лампы вообще не участвуют.

 

Помимо собственно эквализации, в некоторых усилителях регуляторы тембра, также оказывают вторичное влияние на величину гейна. Например, Tweed Deluxe звучит заметно горячее (кранчит), когда вы прибавляете тембров. Поэкспериментируйте с регуляторами тембра вашего собственного, или любого другого усилителя, и вы сможете найти неожиданные комбинации, которые формируют не только тембральное сочетание частот, но ещё и влияют на усиление и чувствительность динамики от звукоизвлечения.

 

Выходные каскады

 

Оконечник является последним каскадом в усиливающей и звукообразующей составляющей любого усилителя. Он принимает низкоуровневый гитарный сигнал, уже подготовленный предварительным усилителем, и преобразует его в сигнал высокой мощности с низким выходным сопротивлением, способный управлять динамиком.

 

Выходной каскад является самым сложным в схемотехнике большинства усилителей.

 

В большинстве стандартных усилителей, когда ваш гитарный сигнал достигает выходного каскада, он следует по маршруту через следующие компоненты:

 

  1. Соединительный конденсатор (также называемый сигнальным конденсатором), который связывает предусилитель или темброблок с выходным каскадом.
  2. Лампа, разделяющая сигнал на два сигнала противоположной фазы (называемая фазоинвертором, разветвлителем или драйвером)
  3. Ещё пара соединительных конденсатора, которые соединяют каждый из выходов фазоинвертора с выходными лампами.
  4. Две или более выходных ламп, которые усиливают этот инвертированный по фазе сигнал (в усилителях с четырьмя выходными лампами они работают попарно), изображённые на рисунке 8-9.
  5. Выходной трансформатор, который преобразует сигнал выходных ламп  в то, что способно управлять динамиком (см. рисунок 8-9).

Рисунок 8-9:

Выходные лампы и выходной трансформатор - ключевые составляющие любого оконечника

Вы, наверно, уже догадались, что все эти составляющие выходного каскада способствуют различиям в звучании разных ламповых усилителей. Даже в относительно простых усилителях, большинство конденсаторов, через которые проходит  сигнал, типы выходных ламп, а также размер и конструкция выходного трансформатора играют огромную роль в формировании вашего саунда (О различных типах ламп, как предварительных, так и выходных, и выпрямительных, и их значении в формировании звучания, будет рассказано в Главе 10).

 

Источник питания

 

Путь вашего гитарного сигнала не проходит через ту часть усилителя, которая обеспечивает питание, но то, как он реализован, также влияет на работу ламп, и, следовательно, на их звучание.

 

Источник питания, поставляет переменный ток из домашней розетки через стандартный шнур, преобразовывает его в постоянный, обеспечивая работоспособность ламп, и обеспечивает согласованность режимов и отсутствие помех.

 

Элементами источника питания, в порядке от настенной розетки переменного тока до  постоянного тока, питающего лампы являются:

 

  1. Силовой трансформатор: набор тонких железяк в форме буквы Е или Ш, на который надеты катушки (обычно закрытые торцевыми крышками; см. рисунок 8-10), свисающий или торчащий в задней части шасси усилителя. Он потребляет 120В переменного тока от вашей розетки в США (220-240 в Европе) и по мере надобности увеличивает его от 300 до 50Вольт.  Он также обеспечивает  накал для нагревания ламп (6,3В) .
  2. Выпрямитель: Высокое напряжение от силового трансформатора подаётся непосредственно на выпрямитель, который может быть реализован на лампах или полупроводниковых диодах. (На рисунке 8-10 показана выпрямительная лампа, видимая с задней стороны усилителя.)  Она преобразует цепи переменного тока в постоянный, и, как правило, увеличивает его напряжение.
  3. Ёмкостные фильтры. Ряд больших конденсаторов, сглаживающих пульсацию напряжения, по сути очищающих источник питания. Ёмкостные фильтры помогают обеспечить чистоту сигнала, а самые большие из них и подавление 50/60Гц фона, поступающего из розетки.
  4. Силовые резисторы. Лампы предусилителя и оконечника требуют разной величины напряжения постоянного тока. За их разделение и отвечают силовые резисторы.
  5. Дроссель. Катушка, которая обычно выглядит как маленький трансформатор, и часто используется между первой парой конденсаторов для фильтрации тока.

И в дополнение. Источник питания влияет на то, как усилитель реагирует на вашу игру. В зависимости от инженерной мысли производителя, он может быстро или с  небольшой задержкой подавать требуемое напряжение на лампы, от чего зависит, будет ли звук резким или мягким, что влияет на атаку и естественную компрессию, и может послужить критерием выбора усилителя, подходящего для вашего музыкального стиля (более подробно об этих нюансах будет рассказано в Главе 9).

 

Ахтунг! Не проверяйте уровень напряжения питания или что либо ещё внутри усилителя просто ради любопытства. Вас может нехило долбануть, вплоть до летального исхода. Об этом будет дополнительно рассказано в Главе 12.

Винтажные ламповые усилители

 

 

Винтажные ламповые усилители

 

[Небольшие 5 копеек от переводчика. Не всякое старьё есть винтаж. Винтаж – это то, что стало классикой. Как бы ни причисляли Н.Г.Чернышевского к классикам, на мой взгляд, интереса он не представляет. Так и касательно винтажа. Недобросовестные спекулянты скупают по помойкам разный хлам, а потом пытаются впарить его за "винтаж". Особенно это процветает среди гитар или хайфайки. Если, например гитара, изначально производилась как лоуэнд, со временем она в кастом шоп не превратиться никогда].

 

Классическим винтажным усилителям стоит уделить особенное внимание по ряду причин.

 

Во-первых, вдруг вам посчастливится, когда-нибудь приобрести один из них!

 

Кроме того, их схемы и особенности были перевоплощены в усилителях следующих поколений, таким образом, они всё ещё формируют представление о правильном формировании звучания и по сей день. Кроме того 90 процентов удачных классических ламповых усилителей, о которых стоит поговорить, были переизданы в том или ином виде либо нынешними владельцами брэнда, либо другими производителями, причём многие из них точно соответствуют их оригинальным спецификациям, и стремятся повторить их звучание.

 

На рынке всегда было море производителей, но лишь некоторые из них сформировали представление о правильном гитарном саунде и повлияли на развитие современной музыки. Поэтому я сосредоточусь на трёх самых популярных винтажных производителях, классические схемы которых наиболее длительное время оставались самыми влиятельными и самыми копируемыми на протяжении многих лет, вплоть до наших дней.

 

Гитарные усилители появились, собственно говоря, в середине-конце 1930-х годов, прямо на заре зарождения электрогитары (это действительно, как ситуация с курицей и яйцом: у вас не может быть одного без другого).

 

Однако, лишь десятилетия спустя, к концу '50х – началу '60х, с появлением Fender сформировалась концепция и жёсткие стандарты конструкции гитарного усилителя. Между тем, британцы Vox, к концу '50х подошли к собственной концепции гитарного усилителя, своим оригинальным путём. Появившийся в начале '60х, Marshall первоначально копировал Fender (адаптируя под компоненты, доступные для британского рынка), а затем модифицировал этот шаблон, чтобы он стал чем-то более оригинальным.

 

Таким образом, эти три легендарных производителя - Fender, Vox и Marshall - являются отличной отправной точкой для изучения топономики и звучания, до сих пор влияющих на конструкцию и схематику ламповых гитарных усилителей.

Все трое выжили в современном мире, и создали широкий спектр более сложных усилителей в современном стиле, но их оригинальные схемы остаются базовыми кирпичиками для подавляющего большинства современных ламповых  усилителей (равно, как и для эмуляции их звучания полупроводниковыми и цифровыми устройствами).

 

Классические модели Fender

 

Лео Фендера считали выскочкой в гитарном бизнесе, когда он в середине '40х годов начал производить гитарные усилители в своем радиомагазине и ремонтной мастерской в Фуллертоне, штат Калифорния, хотя самой электрогитаре было то всего десять лет от роду. Однако к середине ‘50х годов усилители Fender задали новые стандарты конструкции, характеристикам, саунду и долговечности, потеснив на рынке таких гигантов, как Gibson и Valco (продаваемых под брендами Gretsch, Supro и National), и заставив их поднапрячься, чтобы соответствовать заданной планке. Усилители Fender быстро завоевали доверие, став на десятилетия вперёд выбором суперзвезд, от Бадди Холли до Майкла Блумфилда, Бадди Гая и Брюса Спрингстина.

 

Когда гитаристы говорят о классических винтажных Fender, они обычно имеют в виду два направления: Tweed конца '50х (Прозванные так за твидовую ткань, которой обшивали их корпуса, см. Рисунок 8-11); и усилители Blackface середины '60х, названные в честь их чёрных панелей управления, также отличающихся прочными виниловыми обшивками Tolex. Fender производил и другие популярные серии, но именно эти, безусловно, стали наиболее уважаемыми и копируемыми.

Рисунок 8-11:

Твидовые усилители Fender '50х годов считаются классическими рок-н-ролльными машинами, но они отлично подходят для блюза, кантри и многих других стилей

В дополнение к своему классному внешнему виду старой закалки, твидовые усилители характеризуются некоторыми фирменными фишками, которые до сих пор делают их популярными и сегодня, а также служат предметом копирования на протяжении многих лет.

 

Вот некоторые из особенностей Tweed:

 

  • У них потрясающая динамика и чувствительность к звукоизвлечению, позволяющая запросто переходить от чистого звука к кранчу изменяя атаку звукоизвлечения, и не прибегая к дополнительным примочкам.
  • У многих твидовых усилителей тёплый (немного тёмный, и не слишком резкий) и сфокусированный на средних частотах саунд, который считается идеальным для блюз-рока и классического рок-н-ролла, хотя может быть не слишком хорош для любого тяжёлого рока или искромётного кантри и джаза (что вовсе не означает, что он непригоден для последних двух).
  • Они ценятся за простоту и понятность их схемотехники, что считается плюсом для формирования правильного звука. У них не так много наворотов (разве, что пара младших моделей была оборудована тремоло), но они узнаваемы своим "звёздным" тембром.
  • Легендарные твидовые модели, такие как Deluxe, Bassman, Twin и Champ, были переизданы самими Fender, наряду с другими моделями, такими как Pro и Super а также, их реплики  производят другие компании, такие как бутиковые Victoria и Clark.

 

Fender Blackface (см. Рисунок 8-12), выпускаемые между 1963 и 1967, известны своим более резким звучанием, искрящимися верхами, а в некоторых случаях, более плотными низами.

Рисунок 8-12:

Усилители Fender Blackface являются одними из самых универсальных винтажных усилителей, производимых когда-либо

Рисунок 8-10:

Силовой трансформатор повышает напряжение сети переменного тока и подаёт его на ламповый выпрямитель (или полупроводниковый диодный выпрямитель)

Усилители Blackface имеют следующие характеристики:

 

  • В звучании частенько замечается провал в области средних частот.
  • Они более известны своим чистым звуком, и звучанием на грани кранча, но менее любимы за их овердрайв (по крайней мере, некоторыми), чем твидовые усилители.
  • Они оборудованы классическими эффектами Fender, такими как тремоло и ревер, на чём и был сделан основной акцент при их появлении.

Классические Fender  Blackface представлены моделями Deluxe Reverb, Super Reverb, Twin Reverb и Princeton Reverb, каждый из которых также имеет тремоло (часто называемое вибрато Fender), наряду с небольшим Vibro Champ, который не имеет ревера.

 

Vox и Class-A

 

Vox, торговая марка компании Jennings Musical Instrument (JMI), не были первым английским производителем усилителей, но они были первыми из настоящих классических британских производителей, добившимися успеха в ранние годы рок-н-ролла, и остаются популярными и по сей день. Большинство британских поп-группы, таких как Shadows, использовали усилители Vox с конца '50х, и в начале-середине '60х их имя действительно взлетело на вершину, как выбор The Beatles и многих других музыкантов. За эти годы усилители Vox служили огромному числу популярных ансамблей, таких как Queen, Tom Petty и Heartbreakers, REM и Foo Fighters.

 

Vox усилители известны своей оригинальностью и любимы за некоторые  отличительные характеристики:

 

  • Усилители Vox известны своей оригинальностью (даже если они были скопированы на рукоятку на протяжении многих лет) и любимы по нескольким отличительным характеристикам:
  • Их саунд обычно называют эталонным для класса A.  Как было уже описано в разделе "Выходные каскады", это явный случай, когда каждая каскадная ступень оказывает существенное влияние на характер звучания.
  • Vox также известны использованием выходных ламп EL84, классических британских ламп в пальчиковом исполнении с длинной узким баллоном и девятью контактами.
  • Результатом уникальной схемотехники выходного каскада Vox и ламп EL84, помимо всего прочего, является звонкий искрящийся чистый звук, богатый гармоническими обертонами при игре в пограничной зоне на грани перегруза.

 

Самыми популярными моделями Vox являются AC15 и AC30 (см. Рисунок 8-13), которые заявляют номинальную мощность 15 и 30 Вт, но на самом деле могут быть разогнаны до большей мощности. Наиболее ценятся оригинальные издания, производства JMI '60х (Те, к созданию которых приложил руку основатель брэнда, Tom Jennings), отличающиеся от более поздней продукции Vox, неоднократно менявших хозяев брэнда.

Рисунок 8-13:

Vox AC30 - это классика благодаря своему сладкому, звонкому звучанию, но он также и может быть раскочегарен

Схемотехника Vox также реализована во многих высококлассных современных усилителях (также называемых бутиковыми) таких как Matchless, TopHat, 65amps, Bad Cat и других.

 

Могучие рок-машины Marshall

 

Marshall и его стэки (голова поверх одного или пары больших акустических кабинетов, см. Рисунок 8-14) получили популярность среди многих рокеров. Их можно увидеть на заднике сцены множества великих гитаристов '60х и '70х, таких как Джимми Пейдж, Джими Хендрикс и Эрик Клэптон. Первые усилители Marshall, созданные в 1962 годы, были фактически точными копиями твидовых Bassman конца '50х. Изготовленные из более доступных в Англии компонентов, с применением местных динамиков, они, тем не менее, обладали отличающимся характером звучания, который развился в их собственный саунд, поскольку усилители развивались на протяжении всего десятилетия и в начале '70х.

Ниже приведены некоторые характеристики этих усилителей, за что их любят поклонники Marshall:

 

  • Marshall, начинавший с "клонов Fender Tweed", использовавших выходные лампы 6L6 (или эквивалентные 5881), приобрёл популярность в конце '60х, благодаря использованию выходных ламп EL34, которые отличаются большей плотностью, хрустящей текстурой, более ранним входом в искажения. Громкий и гордый Marshall с EL34 – первое, что приходит в голову, когда кто-нибудь упоминает саунд рок-гитары.
  • Комбинация схемотехники, реализованной на EL34 и использования больших закрытых кабинетов 4x12  с динамиками Celestion придаёт винтажным Marshall характерный низкочастотный панч (на большой громкости, ощущаемый почти как удар под дых) и жирный липкий среднечастотный диапазон помогают выделить гитару на первый план в миксе.
  • Винтажные Marshall не являются хайгейновыми, по современным мерками, а также имеют хороший запас по чистому звуку.

 

На них нужно играть громко, чтобы раскачать, либо применять грелку или педаль овердрайва, как это делали большинство великих гитаристов, использовавших Marshall в конце '60х – начале '70х.

 

Также как и классические Fender и Vox, ранние версии Marshall, такие как JTM45 и JTM50, прозванные Plexi из за плексигласовой, выкрашенной в золотистый цвет панели управления, являются предметом многочисленных переизданий, а также копирования другими производителями. Небольшие, 18Вт усилители Marshall на паре EL84, также неизменно популярны среди гитаристов, ищущих маршалловский саунд на небольшой громкости.

 

Как выжать максимум пользы из винтажных усилителей

 

Независимо от того, является ли ваш усилитель винтажным оригиналом '50х, '60х, ранних '70х, или переизданием, либо репликой, вы можете использовать аналогичный подход, чтобы выжать из него максимум пользы.

 

Настоящие винтажные усилители вплоть до начала '70х, и их переиздания или точные реплики, производились без регулятора мастер-громкости, которые управляются общим уровнем выходного сигнала, позволяя увеличивать громкость предусилителя (часто называемую Gain или Drive), чтобы добиться большего искажения не вышибая дверь из комнаты. Однако многие пуристы утверждают, что регуляторы мастер-громкости, используемые на многих современных усилителях, нарушают чистоту схемы, и нарушают натуральность сигнала, присущего усилителям винтажного стиля.

 

Строго говоря, если вы хотите получить максимальную отдачу от своего винтажного усилителя без мастер-громкости, вам просто нужно увеличением громкости вывести его в так называемый режим "Sweet Spot", как будет подробнее описано в Главе 9. Многие из гитаристов и производителей искали способы получения классического винтажного овердрайва при более низкой громкости, используя ряд способов для его достижения (опять же будет рассказано в Главе 9). Ключевой частью красоты звучания винтажного усилителя является простота схемы, и путь, которым выходные лампы генерируют гармонические обертона при разгоне до искажений, поэтому возникает задача нахождения компромисса между эффективностью и производительностью усилителя и решением проблемы шума от чрезмерного выходного уровня каким-либо альтернативным способом.

 

Производители более современных усилителей,  до сих пор верные винтажному духу, внедряют некоторые средства, позволяющие увеличивать искажения, одновременно с ограничением уровня громкости.  Это могут быть регуляторы громкости (обсуждаемые далее в разделе, посвящённом современным ламповым рок-усилителям) или переключением мощности в половинный режим, хотя пуристы всё равно скажут вам, что усилители звучат более "винтажно", когда вы используете регуляторы на полную катушку.

 

Также обратите внимание, что эти типы усилителей максимально простые, и очень критичны к типам и качеству используемых в них ламп, поэтому стоит изучить главу 10, чтобы извлечь максимум пользы. Подробнее о базовых настройках винтажных усилителей и усилителей в винтажном стиле будет рассказано в главе 12.

 

Современные ламповые рок-усилители

 

В старые добрые времена тяжёлый, звучание тяжёлого рока достигалось только при максимальном увеличении громкости лампового усилителя, и, иногда, с помощью дополнительных примочек фузз или буст, и он действительно орал как резанный, оглушительно громко! У сегодняшнего счастливого поколения гитаристов есть широкий выбор хайгейновых усилителей , как правило, с переключаемыми каналами, многие из которых способны воспроизводить горячие тяжёлые звуки на относительно небольшой громкости, благодаря регулятору Master Volume, управляющего общей уровень в выходном каскаде, уже после появления искажений, сформированных преампом.

 

Эволюция хайгейнового усилителя была обусловлена вполне реальными потребностями гитаристов. К концу '60х и началу '70х многие гитаристы взывали к тому, как добиться, от их рычащих 100-ваттных стэков певучих соляков, выдерживающих всю мощь, но не заставляющих жителей окружающих кварталов вызывать полицию, натравливая её на небольшие клубы, студии или репетиционные помещения. Рэндалл Смит, основатель Mesa/Boogie, возглавил хайгейновую революцию в 1970, когда разработал преамп, встраиваемый небольшие мощные комбики (изначально модернизируя Fender Princetone и тому подобные). Результат был быстро замечен Карлосом Сантаной и многими другими, и стали ключом к его фирменному гитарному саунду. Вскоре многие производители пошли по стопам Mesa/Boogie, предлагая свои собственные хайгейновые усилители с регулятором мастер-громкости, позволяющие исполнять певучие соляки на любой громкости.

 

К середине 70х Fender и Marshall представили по несколько моделей, оборудованных мастер-громкостью, а к началу '80х хайгейновый Marshall JCM800 стал флагманом современного саунда стадионного рока.  Появились новые производители, такие как Soldano, Rivera, Bogner, VHT (ныне Fryette), Engl, Hughes&Kettner и другие, продвигающие искусство вперёд.

 

В отличие от винтажных усилителей, набор функций которых ограничен единственной ручкой тембра и ручкой громкости, разгоняющий усилитель до крика, современные усилители предлагают любые (или сразу все!) из следующих функций:

 

  • Целых три или четыре переключаемых канала с независимой регулировкой гейна, эквализацией , громкости и всевозможными фильтрами войсинга.
  • Ревербератор и петля эффектов (гнёзда посыла и возврата для подключения ваших собственных внешних эффектов), как назначаемых каналу, так и переключаемых футсвичем.
  • Кабинетулированный выход с эмуляцией поведения динамиков для записи или включения в микшерный пульт.
  • Несколько уровней ослабления выходной мощности.
  • Совместимость с протоколом MIDI для цифрового управления переключением каналов и режимов
  • Несколько выходов для подключения акустических кабинетов с переключением сопротивления.

 

Примеры: Fryette Sig X, Hughes&Kettner GrandMeister, Mesa Boogie Mark V и др.

 

Слава богородице за гейн!

 

Чтобы досконально разобраться в принципах работы современных ламповых усилителей, вам необходимо понять, что же такое гейн [английском языке "усиление" и "гейн" обозначаются одним и тем же словом, хотя значение может меняться в зависимости от контекста,  из за чего возникает путаница в литературе, переведённой на русский – прим. переводчика].

 

Когда гитаристы говорят о хайгейновых усилителях, они имеют в виду усилители, которые отличаются от традиционных тем, что  целенаправленно формируют перегруз  уже на стадии предварительного усиления, и имеют дополнительную ручку с надписью Gain, Drive, иногда просто Volume, для управления перегрузом.

 

Каждый каскад преампа усиливает сигнал, и склонен к перегрузу, однако в хайгейновых усилителях эти каскады намеренно предрасположены к тому, чтобы при одних и тех же настройках перегружать сильнее, чем усилители низкой и средней злобности. Чем больше гейна, тем горячее (более искажённый, певучий, с большим сустейном) ваш саунд.

 

Преамп низкогейновых усилители (традиционные, винтажные) обычно состоит из одного – двух каскадов, с относительно слабым усилением сигнала, тогда как в хайгейновых усилителях обычно добавляют несколько каскадов, расположенных один за другим последовательно, для получения перегруза.

 

Есть некая пограничная территория, где традиционные усилители (с низким гейном) могут вызывать ламповое искажение, обычно на очень  высокой громкости, в то же время хайгейновые опускаться до относительно чистого звука, но каждый из них, очевидно, будет лучше для того саунда, для которого он изначально разработан производителем.

 

Мастер-громкость

 

Регулятор мастер-громкости был первым реальным шагом к революции хайгейновых усилителей, и он навсегда изменил подход формированию звука в гитарном мире. Проще говоря, Master Volume  – это ручка, которая управляет общим уровнем громкости усилителя в выходном каскаде, в то время, традиционный регулятор громкости Volume (как на любом винтажном , так и новом усилителе) регулирует громкость на стадии предусиления. Объединив их усилия, вы получите более гибкое управление гейнном (см. " Каскады предварительного усилителя") и выходным уровнем громкости любого усилителя.

 

Многие усилители мало чем изменились в плане дизайна или конструкции, когда получили регуляторы мастер-громкости в середине '70х. Они просто получили ещё одну ручку, которой раньше не было. Но способ, которым мастер-громкость введена в схематику и часть цепи, ГД она находится, может сильно повлиять на то, как она работает, и как в результате звучит усилитель.

 

Одни типы регуляторов мастер-громкости хвалят за то, что они сохраняют естественный тембр вашего усилителя; другие ругают, за то, что они подъедают или окрашивают звучание, в зависимости от своего положения (честно говоря, большинство современных производителей в наши дни применяют  наиболее удачные схемы применения мастер-громкости).

 

Регулятор мастер-гроскости эффективно превращает по вашему желанию любой традиционный усилитель в своего рода хайгейновый, когда вы добавляете громкость преампа и прибираете общую громкость. Преампы в простых (винтажного стиля) усилителей, которым добавили мастер-громкость, не всегда оптимизированы для игры на хайгейне, и некоторые гитаристы считают,  что в результате увеличения громкости преампа при уменьшении мастер-громкости, появляется шипение и гудение. Однако, с некоторыми усилителями, где этот способ работает хорошо, эта практика может дать вам именно то, что вы ищите.

 

Независимо от того, используете ли вы его для создания перегруза предусилителя, или просто для настройки общей громкости на относительно чистом звуке, регулятор Master Volume может быть чрезвычайно полезен.

 

Дополнительные советы и рекомендации по получению от них максимальной отдаче можно будет найти в главе 12.

 

Хайгейновые рок-усилители.

 

Хайгейновые усилители, называемые так за способность добиться относительно сильного дисторшна в каскадах предусиления, как правило, являются самыми популярными во всех музыкальных направлениях, от метал и шред, до гранж и остальных современных стилей. (см. Раздел "Слава  богородице за гейн!"  для большей информации о формировании саунда).

 

В наши дни, если вам попадётся усилитель с двумя или более каналами, переключаемые педалью, вы можете быть уверены, одни из каналов будет предназначен для получения хайгейнового саунда, относя усилитель в разряд хайгейновых. Почти все современные производители, любой направленности, предлагают одну или несколько хайгейновых моделей.

 

Некоторые  хайгейновые усилители, предназначенные для тяжёлого звука, вообще не имеют чистого канала как такового. Это, как правило, серьёзные аппараты, предназначенные для профессионалов большой сцены, тех кто знает, как при необходимости получить относительно чистый звука, изменяя динамику игры или используя регуляторы громкости гитары.

 

Хайгейновые ламповые усилители или хайгейновые каналы многоканальных усилителей на самом деле построены по тем же принципам, что и традиционные ламповые усилители (как описано в разделе "Каскады предварительного усилителя" этой главы), но добиваются более глубоких ламповых искажений путём последовательного соединения нескольких ламповых каскадов (или каскадирования).

 

Поющие лид-тона, которые способны воспроизводить эти усилители, главным образом формируются на стадии предусиления, поэтому современные хайгейновые усилители практически всегда оборудованы регулятором мастер-громкости, иначе без него они были бы чудовищно громкими! Часто такие усилители даже имеют несколько отдельных мастеров, выделенных для каждого канала (или, хотя бы для лид-канала) с дополнительным общим регулятором выходного уровня. У этого правила есть несколько заметных исключений, опять же в основном в усилителях, предназначенных для профессионалов:  Крутые и чрезвычайно дорогие усилители Trainwreck, созданные Кеном Фишером при его жизни, оборудованы относительно хайгейновым преампом, но не имеют регулятора мастер-громкости, создавая очень живое, чувствительное к звукоизвлечению ощущение игры. Последователи Trainwrecks, такие же дорогие усилители Komet, следуют аналогичному подходу.

 

Переключение каналов

 

Возможность переключения каналов с помощью дистанционного напольного контроллера, соединённого длинным кабелем, всегда сопровождает хайгейновые усилители. Проще говоря, когда у вас есть один чистый ритм-канал и один искажённый лид-канал, вам действительно нужен способ оперативного переключения между ними.  С помощью напольного футсвича вы можете  делать это непосредственно во время игры, не теряя ни секунды!

Проще говоря, переключение каналов с помощью педали работает за счёт электронного реле внутри усилителя, которое шунтирует сигнал со входа на один или другой канал, как длинная невидимая рука, переключающая тумблер выбора канала. Некоторые из них сопровождаются заметным щелчком, при нажатии кнопки футсвича, но большинство современных хороших усилителей делают это бесшумно.

 

Что ценят гитаристы в дистанционном переключении каналов, так это плавный переход от чистого звука к кранчу или лиду, мгновенно достигаемый во время игры, без необходимости ручного переключения или регулировки громкости на гитаре или усилителе.

 

Напольные футсвичи современных усилителей могут быть оборудованы с несколькими кнопками, как переключающими каналы, так и управляющие множеством других функций.

 

Отдельные усилители могут предложить педальное переключение выбора канала, включения/выключение реверберации, буста (добавляющего ещё больше гейна для выбранного канала), включение/выключение петли эффектов, множественных регуляторов громкости и многих других вещей, доступ к которым осуществляется с напольного устройства, которое может иметь, например, аж шесть кнопок.

 

Петли эффектов

 

Многие современные усилители имеют разрыв (часто называемый FX-loop), который представляет собой своего рода точку подключения между преампом и выходным каскадом. Два разъёма на задней панели, обычно помеченные как Send и Return, позволяют вам подавать сигнал с предварительного усилителя на внешний блок эффектов, в затем снова возвращать его для окончательного усиления выходным каскадом. Некоторые усилители позволяют включать/выключать петлю внешних эффектов нажатием кнопки футсвича, в то время, как у других петля эффектов включена постоянно.

 

Некоторые петли эффектов буферизированы, это означает, что они имеют свой собственный ламповый или полупроводниковый предусилитель для формирования сигнала, чтобы помочь ему поступить в цепь ваших эффектов и вернуться оттуда в хорошей физической форме. Обычно он сопровождается регулятором уровня, для предотвращения искажений на входе блока эффектов. Другие просто пассивные точки разрыва в схеме усилителя. Петли бывают двух разных основных типов:

 

  • Последовательные петли передают весь сигнал от предусилителя и эквалайзера до ваших эффектов. Эти петли, как правило, просты и не дают вам контроля над балансом сухого (исходного) и обработанного сигнала, который возвращается на ваш усилитель, за исключением каких либо регуляторов глубины и микса на самих эффектах.
  • Параллельные петли разделяют сигнал, чтобы послать одну необработанную часть непосредственно на выходной каскад усилителя, а вторую на блок эффектов. Они обычно предоставляют возможность микширования или управления балансом, чтобы определить какая часть сигнала поступает на внешнюю обработку, и сколько идёт напрямую на оконечник (см. Рисунок 8-15).

Рисунок 8-14:

Стэк Marshall отстаётся неизменным лицом усилителя тяжёлого рока

Рисунок 8-15:

Параллельная петля, как видно на этом Colby Mod Machine, является более продвинутым из разрывов и обычно имеет регуляторы управления уровнем посыла и подмешиванием возврата.

Почему бы просто не включить все эффекты перед усилителем, если вы пользуетесь стандартными напольными примочками? На самом деле, некоторые эффекты работают лучше, если обрабатывают ваш сигнал после дисторшна и эквализации, таким образом, вы обрабатываете уже перегруженный и эквализированный сигнал, на не формируете характер перегруза и эквализации. Это различие может показаться метанием бисера, но обработка сигнала на разных этапах и в разной последовательности действительно кардинально меняет звучание.

 

Эффектами, наиболее часто включаемыми в разрыв, являются эхо/дилей, реверберация и некоторые эффекты модуляции, такие как хорус и тремоло. Эффекты, влияющие на гейн, такие как овердрайв, фузз, дисторшн и компрессор, обычно не включают в разрыв, потому что они предназначены для формирования звучания преампа, а не оконечника (другими словами, они предназначены для формирования гейна и сигнала преампа, и всё, что они делают, должно произойти задолго до того, когда сигнал достигнет выходного каскада).

 

Подробнее об использовании разрыва и типах эффектов, включаемых в него, будет рассказано в главе 15).

 

Получение максимальной пользы от мультифункциональных усилителей

 

Многие современные усилители с футсвичами предлагают широкий диапазон параметров управления и даже программирование и сохранение пресетов, что показывает насколько шагнул прогресс в сравнении с традиционными одноканальными усилителями. При правильном подходе, многие из них удовлетворят любые потребности, как любителей, так и профессионалов.

 

Если вы выбрали усилитель с несколькими переключаемыми каналами и другими встроенными средствами формирования звука и управления, это действительно лучший выбор для творчества и создания музыки и стоит потратить некоторое время, на изучение этого усилителя, для того, чтобы получить от его возможностей максимум пользы. Зачастую вы можете на первых порах пользоваться всего лишь одним каналом, как со старыми добрыми усилителями и играть только на нём. Но даже если вы не тот человек, кто любит читать инструкции, всё равно обязательно прочтите инструкцию! Я настоятельно рекомендую прочитать инструкцию или хотя бы краткое руководство перед включением. То, что на первый взгляд похоже панель управление космического корабля Starship Enterprise для чайников, может оказаться не таким уж и сложным, если вы узнаете, что же на самом деле делают все элементы управления. Хотя это может действительно оказаться примерно таким же сложным, как управление "Энтерпрайзом"… В таком случае действительно без инструкции не обойтись.

 

Большинство гитаристов просто хотят играть на гитаре, отнеситесь к изучению своего мультифункционального усилителя как к любым школьным урокам ил курсам профессиональной подготовки и повышения квалификации; уделите этому немного времени, и вы получите гораздо больших результатов от всего этого.

 

В конечном итоге вы должны добиться большей гибкости и уникальных навыков, которые в дальнейшем, вы сможете использовать, даже не задумываясь, как только разберётесь во всём этом. Знание этих нюансов сможет позволить вам быстрее выбирать нужные каналы с совершенно разным звучанием, получить доступ к различным эффектами, разным выходным уровням и многому другому. Конечный результат должен означать больше игры и меньше возни с настройками, даже если вам кажется, что впереди вас ожидает сложный гранит науки.

 

Кроме того, хоть вы можете сейчас руководствоваться принципом "чем больше, тем лучше", непосредственно сейчас, важно также учитывать, что вам может понадобиться, а что не понадобится в усилителе (об этом будет подробнее рассказано в Главе 9). Возможность получения лишних функций, которые не факт, что вам пригодятся, просто потому, что вам нравится идея иметь сразу всё в одном, может привести к тому, что вы будете тратить больше времени на настройку и переключение, чем на исполнение музыки, и может привести к некоторым запутанным ситуациям при игре в живую, особенно для тех, кому приходится играть и петь одновременно. Тем не менее, эти мультифункциональные усилители являются настоящим кладом, для тех кому нужен оперативный контроль над звуком, и максимум доступных функций для создания своей музыки.

 

Знакомство с полупроводниковыми усилителями.

 

Полупроводниковые усилители представлены широким модельным рядом, от простых до самых навороченных, и с каждым днём их возможности расширяются. В настоящее время их можно разделить на две категории:

 

  • Аналоговые. Этот традиционный класс является той же технологией, что нашла применение в подавляющем большинстве бытовой электроники с середины '60х годов, от компактных транзисторных приёмников и телевизоров до домашнего кинотеатра.
  • Цифровые. Также именуемые моделирующими или эмулирующими усилителями. Они используют цифровую обработку звука (DSP) в преампе, чтобы генерировать ваш гитарный саунд, а затем усиливать его полупроводниковым оконечником.

 

Будь то аналоговые или цифровые полупроводниковые усилители, их задача в значительной степени стремиться воспроизвести звучание многих традиционных ламповых усилителей, которые гитаристы хорошо знают и любят. В некоторых случаях им требуются более сложные схемы для достижения своей цели. То есть для достижения всех нюансов звучания простейшего лампового усилителя может понадобиться огромная элементная база, но благодаря современным технологиям, в частности в области цифровой обработке, всё это, со всем разнообразием воспроизводимых звуков,  можно компактно уместить в одну (зачастую небольшую) коробочку.

 

Уделяя полупроводниковым усилителям в этой книге меньше внимания, чем ламповым, я не намерен преуменьшать их пользу. Просто с точки зрения технологии, топономика ламповых усилителей устроена по принципу "что вы видите, то и получаете". В большинстве случаев, гитаристу даже не обязательно знать, как работают, так как в основном они предназначены для имитации ламповых усилителей. Таким образом, они просто делают то, что делают.

 

Традиционные аналоговые транзисторные усилители.

 

Транзисторные усилители появились в конце '60х годов, и позиционировались как более надёжная альтернатива лампам. Fender и Vox предлагали транзисторные серии, и многие производители и гитаристы того времени прогнозировали, что всего через несколько лет слово будет стоять за транзисторными усилителями. Но многим гитаристам не слишком понравилось звучание первых аппаратов, или они, по крайней мере, находили их слишком отличавшимися от привычных ламповых усилителей. И первая волна этой новой технологии не нашла одобрения как минимум в гитарных кругах. Между тем, полупроводниковая электроника заняла свою нишу, вытеснив лампы почти во всех остальных сферах.

 

Спустя годы, полупроводниковые усилители вернулись (и значительно улучшились), поскольку их разработчики приобрели опыт в том, как заставить их звучать более похожими на классические ламповые усилители. И хотя многие известные гитаристы сейчас используют их, они всё ещё не получили никакого преимущества над ламповыми усилителями на профессиональной сцене.

 

Полупроводниковые усилители могут предложить больше полезных функций в бюджетном ценовом сегменте для начинающих, и тем более и в среднем классе. Как правило, они дают вам наиболее разнообразные вариации получения мгновенно доступных вариаций звучания на вложенные в них деньги. Такие функции, как несколько каналов, встроенные эффекты, выходы для наушников и многое другое можно найти у многих полупроводниковых усилителей из категории для начинающих, по цене сопоставимых со стоимостью самых простых маломощных одноканальных ламповых усилителей. Они могут стать отличной отправной точной для новичка, который хочет исследовать разнообразие звуков усилителя, неприхотливы в обслуживании и закладывают на будущее азы для дальнейшей работы с усилителями более профессионального уровня.

 

Некоторые известные полупроводниковые усилители внесли существенный вклад в музыку на любительской и профессиональной сцене, и даже успешно конкурируют с ламповыми усилителями. Многие десятилетия Polytone Brute и Multy-Brute были стандартом для джаза, в то время, как 300-ваттный Warhead и другие Randall, со своей стороны, оказались идеальными для хэви-металлического грохота. Где-то посередине, вписался Roland JC-120 Jazz Chorus, сочетающий мечтательные тембры и гипнотический стерео-эффект хоруса, для джаза, инди и альтернативной музыки.

 

Цифровые моделирующие усилители

 

Цифровые технологии проникли в гитарный мир в начале '80х с напольными примочками, в частности с дилеем (эхо), хоусом и флэнджером, а затем нашли применение в студийной обработке, прежде чем проникнуть на борт гитарных усилителей. К концу '90х такие компании, как Line 6 и Johnson, а в конечном итоге Fender, Vox и некоторые другие, предлагали впечатляющие цифровые усилители (часто называемые моделирующими или эмулирующими усилителями), которые объединяли звуки нескольких классических ламповых усилителей в одном удобном комбике или настольном устройстве.

 

На начальных порах цифровые усилители подвергались критике со стороны гитаристов за то, что они звучали слишком холодно (или им не хватало глубины) и не реагировали на тонкости звукоизвлечения гитариста, в отличие от ламповых усилителей, которые они эмулировали. Однако технология цифровых усилителей достигла огромных успехов с тех пор, как она появилась, и некоторые модели, предлагающие достоверный эквивалент оригинальных ламповых усилителей, могут звучать достаточно  хорошо и гораздо лучше передавать впечатления от игры на крутом  ламповом усилителе.

 

Рынок усилителей цифрового моделирования варьируется от небольших компактных комбиков, которые предлагают несколько эмуляций усилителей и встроенные эффекты всего за 100 долларов или меньше, до серьёзных мощных устройств, обеспечивающих практически безграничные возможности с программируемыми пользовательскими пресетами и управлением по протоколу MIDI, предоставляющими гитаристу всё, о чём он мог когда-либо мечтать.

 

Я не буду подробно останавливаться на использовании этих усилителей, потому что, по сути, они стремятся скопировать то, как работают ламповые усилители, по крайней мере, их основные функции, и потому что это  действительно черные ящики, которые содержат фиксированные (но развивающиеся и адаптируемые) технологии. Иными словами, понимание того, как работают ламповые усилители, их классические звуки и как получить то, что вы хотите, путем балансировки регуляторов усиления и тона, фактически помогает вам найти то, что вы ищете, от усилителя цифрового моделирования, ведь они в первую очередь имитируют именно эти свойства.

 

В любом случае, их регуляторы громкости и тембра выдают тот же результат, и помимо этого, для изучения конкретной модели, необходимо прочесть его инструкцию, чтобы научиться пользоваться настройками и программировать эти устройства, точно так же, как и в случае с приобретением нового устройства бытовой электроники.

 

Вернуться к оглавлению