GUITARBLOG.RU

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Сайту Guitarblog.ru исполнилось ровно три года

Часть III

Усилитель: Больше, чем просто громкость

В этой части…

 

  • Знакомство  с основными типами усилителей

  • Взгляд "под капот". Что формирует гитарный саунд

  • Выбор усилителя соответствующего музыкальному стилю

  • Эксплуатация и обслуживание усилителя

Глава 12. Советы, хитрости, эксплуатация и обслуживание усилителей

 

В этой главе

 

  • Использование усилителя – основы и многое другое
  • Поддержание усилителя в исправном состоянии
  • Выявление серьёзных проблем
  • Когда пора обратиться к профессиональному специалисту

 

Вы получите гораздо больше от своего усилителя, если поймете, как настроить регуляторы для достижения разного звучания. Самое замечательное во многих усилителях заключается в том, что их, казалось бы, простые элементы управления действительно могут сделать многое. Этими фишками могут быть вещи, которые вы можете в конечном итоге освоить самостоятельно методом проб и ошибок, но придерживаясь советов, содержащихся в этой главе, вы получите хороший результат и отличный звук намного быстрее.

 

Вы также получите лучший опыт работы с усилителем, если хотя бы немного будете знать о том, что иногда требуется для технического обслуживания и ремонта. Вы можете за всю свою музыкальную карьеру ни разу не столкнуться с необходимостью техобслуживания усилителя, но это маловероятно. Понимание того, что может пойти не так и как это можно исправить, скорее всего, избавит вас от недоразумений  и разочарования в долгосрочной перспективе. Это также поможет вам узнать, когда действительно пора обратиться за профессиональной помощью.

 

И когда вы время от времени отдаёте свой усилитель в руки профессионала для необходимого обслуживания и ремонта, вы чувствуете себя намного увереннее, зная, что у вас уже есть поверхностное понимание того, в чём может быть проблема, и вам легче будет объяснить её и донести до мастера, не заставляя его терять время и искать проблему самостоятельно.

 

Осторожно! Высокое напряжение!

 

Узлы гитарных усилителей находятся под высоким напряжением, которое может привести к серьёзным травмам и даже смертельным жертвам. Никогда не  пытайтесь проводить какие-либо внутренние работы по техническому обслуживанию или регулировке самостоятельно, если вы не являетесь квалифицированным профессиональным специалистом по ремонту, который полностью понимает безопасные методы работы с этими компонентами.

 

Природа многих внутренних компонентов подразумевает, что высокое напряжение может сохраняться, даже если усилитель был выключен в течение значительного периода времени, даже нескольких дней. Фильтрующие конденсаторы, в частности, могут накапливать большие электрические заряды - это характерно для их работы, и вас может долбануть в самых неожиданных местах схемы, даже если шнур питания не подключен к сетевой розетке. Поэтому никогда не извлекайте шасси усилителя из его корпуса, и никогда не ковыряйтесь внутри шасси. Любое внутреннее техническое обслуживание - это работа для профессионала, который знаком с процедурами и мерами предосторожности, необходимыми при работе с высоковольтными компонентами.

 

Настройка и использование усилителя

 

В некотором смысле, многие усилители настолько просты, насколько и выглядят: вы включаете их, подключаете гитару и поворачиваете регуляторы в соответствии с их надписями, чтобы получить нужный звук. Однако более глубокая истина заключается в том, что внутри коробки происходит множество разных процессов, и даже самые простые усилители с несколькими базовыми регуляторами могут оказаться сложными в работе, если вы недостаточно знаете немного о том, каков на самом деле функционал этих элементов управления.

 

Часто различные регуляторы громкости и эквализации (всё подробно обсуждаются в главе 8) понятны на интуитивном уровне, а иногда и загадочны, и без хорошего понимания, как они работают вместе, сложно догадаться, как себя поведёт конечный звук. Этот раздел поможет вам разобраться.

 

Даже очень крутые гитаристы, как правило, используют свои усилители несколькими различными способами:

 

  • Одни находят свои "золотые" настройки - оптимальное расположение регуляторов, и оставляют элементы управления в таком положении, где бы они ни находились, вне зависимости от концертной площадки, студии и гитары. [Брайан Сетцер – один из таких примеров. – примечание переводчика].
  • Другие постоянно вертят ручки в соответствии с игровыми условиями, настраивают регуляторы в соответствии со звучанием помещения или конкретной гитары, играют настройками усилителя в соответствии со своим настроением и так далее.
  • Третьи находят и запоминают настройки, наиболее подходящие для достижения конкретных звуковых задач, и выставляют найденные положения регуляторов в зависимости от того, какой звук необходимо получить для работы на сцене или в студии в каждом конкретном случае.

 

В идеале, независимо от того, придерживаетесь ли вы одного или другого из этих принципов, лучше всего попробовать все три способа с вашим собственным усилителем: найти самый лучший конкретный звук для большей части вашей музыки, точно отрегулировать этот звук при необходимости, и добиваться различного звучания, когда ваши обстоятельства требуют чего-то нового.

 

Включи его!

 

Прежде чем прикоснуться к элементам управления вашего усилителя, вы должны знать, как правильно его включить. Это по большей части относится к ламповым усилителям, но даже с полупроводниковыми усилителями необходимо немного подумать, прежде чем нажать кнопку включения. Некоторые из следующих шагов могут показаться очевидными, но есть большая вероятность, что некоторые из них для вас новы или, по крайней мере, заслуживают внимания.

 

Для безопасного усилителя, ламп и ушей, следуйте этой процедуре включения каждый раз, когда вы собираетесь играть на гитаре:

  1. Взгляните на заднюю панель, чтобы убедиться, что ваш усилитель подключен к динамику, если это комбик или к акустическому кабинету, если это стэк.
  2. Убедитесь, что выключатели Power и Standby находятся в положении Off. Гейн или громкость уменьшать не обязательно, особенно если вы нашли отличные настройки, к которым хотите вернуться, но если громкость установлена слишком высокой, вы должны быть в курсе этого, прежде чем продолжать.
  3. Убедитесь, что усилитель включен в розетку. Этот шаг может показаться лоховством, но я даже не могу сосчитать, сколько раз я задавался вопросом, что же случилось с моим усилителем, только чтобы обнаружить, я просто не включил его в розетку, или включил вместо него какой-нибудь другой усилитель, находящийся рядом. По-хорошему, неплохая идея отключать усилитель от розетки, когда он не используется, чтобы избежать повреждений от непредвиденных скачков в сети.
  4. Воткните гитару и поверните её регулятор(ы) громкости на ноль.
  5. Включите выключатель Power в положение On.
  6. Если у вас ламповый усилитель с выключателем Standby, подождите минуту, пока лампы прогреются, затем переключите его в положение On. Если у вас ламповый усилитель без такого выключателя, подождите минуту, прежде чем играть, пока лампы не разогреются естественным путём. Если у вас полупроводниковый усилитель, перейдите к шагу 7.
  7. Поверните регулятор(ы) громкости своей гитары и играйте.

Время прогрева в шаге 6 необходимо для сохранения срока жизни ваших ламп, а подключение гитары до включения усилителя предотвращает появление хлопков в динамике. ТО же самое касается и выдёргивания шнура из гитары при работающем усилителе. Особого ущерба это не должно нанести, но при этом вы можете получить громкий щелчок или треск в динамике.

 

Чтобы выключить усилитель, выполните процедуру, описанную выше в обратном порядке. Многие рекомендуют сперва выключить переключатель стэндбай и подождать несколько секунд, прежде чем выключить основное питание.

 

Настройка регулировок усилителей винтажного стиля

 

Если вы впервые сталкиваетесь с усилителем винтажного стиля (без регулятора мастер-громкости), или хотите испытать на что он способен, эти шаги являются хорошей отправной точкой для его настроек:

  1. Перед включением питания, установите все регуляторы, связанные с эквализацией (помеченные как Tone, Bass, Treble, Middle, Brightness, Presence, Hi-Cut или аналогичные) в среднее положение, так чтобы их клювики или риски были направлены вверх, как говорят: "на 12 часов".
  2. Поверните регулятор громкости (канала, который включен, если их больше одного) до нуля; затем включите питание и дайте усилителю прогреться в течение примерно минуты, прежде чем выключать стэндбай (если он есть) и/или переходить к следующему шагу.
  3. Когда все регуляторы гитары выкручены на максимум, постепенно увеличивайте уровень громкости, пока не достигните идеального овердрайва. Наилучший овердрайв обычно можно найти в той точке, когда усилитель всё ещё звучит относительно чисто, когда вы легонько атакуете струны, или немного прибираете регулятор(ы) громкости гитары, но начинает перегружать, когда вы жёстко атакуете струны.
  4. Если звук слишком бубнит, приберите регулятор Bass или немного добавьте регулятор Tone, и если при этом всё ещё не хватает яркости, добавьте регулятора Treble и/или Presence или включите переключатель Bright, если он есть.
  5. Если звук слишком резкий, приберите Treble или Tone, и если этого недостаточно, убавьте Presence (или включите переключатель Hi-Cut, если он есть). Если звук слишком тонкий или низ слишком слаб, добавьте Bass и/или Middle. Получение правильного баланса частот – это процесс уравновешивания, поработайте над небольшими изменениями, и вы добьётесь его.

Если идеальный тембр, которого вы сейчас достигли (надеюсь!), слишком громкий для вашей игровой ситуации, попробуйте одно из решений, описанных в главе 9, или попробуйте уменьшить громкость до приемлемого уровня и, при необходимости, чтобы добиться идеального дисторшна для вашего стиля музыки, прибегните, если необходимо к примочкам бустер, овердрайв, фузз или дисторшн, включив их между гитарой и усилителем (как описано в Главе 13 и Главе 15). Обратите внимание, что усилители этого типа, какими бы простыми они ни были, могут быть чрезвычайно чувствительны к типам и качеству используемых в них ламп. Глава 10 может помочь вам получить от них максимум пользы.

 

С некоторыми двухканальными усилителями винтажного стиля, имеющими по два входа на каждый канал, вы можете соединять их входы перемычкой, чтобы смешивать воедино драйв и тембр каждого из них, раскачивая усилитель немного сильнее, и часто добиваясь более плотного звука. Это работает со многими твидовыми Fender (и их репликами), а также усилителями в британском стиле Vox и Marshall, но в некоторых усилителях (яркие примеры – Fender блэкфейс и сильверфейс '60х и '70х) два канала часто находятся в противофазе друг с другом, и соединение их вместе приводит к странному пустому звучанию и падению громкости. Чтобы объединить два канала, как показано на рисунке 12-1, просто подключите гитару к входу № 1 одного канала; подключите короткую перемычку между входом № 2 этого канала и входом № 1 следующего канала; и отрегулируйте громкость обоих каналов по вкусу.

Рисунок 12-1:

Соединив два канала вместе, вы можете добиться жирного плотного саунда от большинства винтажных усилителей

Настройка регулировок усилителей с мастер-громкостью

 

Многие усилители с регулятором мастер-громкости также имеют ряд других современных функций, но другие по своим характеристикам очень похожи на усилители в винтажном стиле, только с дополнительной ручкой для регулировки уровня громкости на выходе (более подробно эта конструкция описана в Главе 8). Обычно вы можете использовать эти "мастера" для достижения на низкой громкости псевдо-хайгейнового звука или овердрайва, присущего усилителям винтажного стиля.

 

Вот некоторые хитрости, для получения хайгейнового дисторшна от не слишком злого усилителя с мастер-громкостью:

  1. Уменьшите громкость преампа (также называемую Volume, Gain или Drive) и мастер-громкость до нуля. Включите усилитель, затем подождите минуту, пока усилитель прогреется, прежде чем отключать режим стэндбай, и/или перейдите к следующему шагу.
  2. Поверните громкость преампа (гейн) примерно на 3 часа (на три четверти).
  3. Постепенно увеличивайте мастер-громкость, немного поигрывая на гитаре с каждым шагом, пока не достигнете приемлемой для помещения громкости.
  4. Если вам нужен более лёгкий овердрайв, приберите немного гейна, если хотите пожёстче – добавьте. Общая громкость не должна меняться слишком резко, когда вы регулируете гейн без увеличения мастер-громкости.
  5. Отрегулируйте эквализацию по вкусу, и обратите внимания, что регуляторы тембра часто работают совершенно по разному, на высоком гейне и более низком.

Если, с другой стороны, вы хотите, чтобы ваш усилитель, оснащенный мастер-громкостью, работал как традиционный или винтажный усилитель, это довольно просто: уменьшите гейн до нуля, а затем максимально увеличьте мастер-громкость. Затем постепенно увеличивайте гейн до желаемого уровня.

 

Настройка регулировок многоканальных (Lead/Rhytm) усилителей

 

Многие многоканальные усилители ведут себя во многом как винтажный усилитель (чистый канал) и современный хайгейновый усилитель (канал лид), объединённые вместе. (В данном случае я имею в виду усилители с переключаемыми каналами для чистого звука и овердрайва, а не просто два низко-гейновых канала винтажного стиле). И хотя существует слишком много различных инженерных решений, чтобы я мог подробно осветить здесь все детали, получить от каждого канала несколько вариантов хорошего звука обычно не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

 

Прежде всего, я рекомендую вам переварить мои советы в предыдущих разделах "Настройка регулировок усилителей винтажного стиля" и "Настройка регулировок усилителей с мастер-громкостью",  и подойти к своему ритм-каналу (чистый звук) и лид-каналу (овердрайв/дисторшн) соответственно, как будто они представляют собой эти отдельные типы усилителей.

 

Большинство многоканальных усилителей с ножным переключением каналов, обеспечивают мгновенный доступ к двум (или более) наиболее необходимым уровням гейна. Эти каналы традиционно считаются чистым и дисторшном, но им не обязательно оставаться в полярных крайностях этих звуков - на многих усилителях они могут достигать различных оттенков серого, если это необходимо. Например, вам может захотеться, чтобы ритм/чистый канал работал точно в том же виде, что и на одноканальном винтажном усилителе, с отличной чувствительностью к звукоизвлечению, за счёт которого звук балансирует между чистым и овердрайвом; тогда канал овердрайв/дисторшн может быть настроен для более экстремального гейна, выходящего за рамки того, что может обеспечить усилитель винтажного стиля. В качестве альтернативы, настройте каналы усилителя на относительно чистый звук или кранч разной градации, если они являются основой вашего звучания. Вы всегда можете при необходимости добиться более тяжёлого звучания, раскачав эти каналы педалью дисторшн.

 

Ваша настройка регуляторов тембра на многоканальном усилителе зависит, прежде всего, от того, оборудован ли усилитель независимыми эквалайзерами каждого канала или один общий. В последнем случае вам явно необходимо найти настройки эквализации, которые одинаково хорошо работают с настройками гейна и громкости, установленными для каждого канала - возможно, что-то вроде компромисса, но, как правило, этого не слишком сложно достичь, переходя от одного канала к другому и обратно, пока не добьётесь приемлемого звучания на каждом из них. Если же усилители оборудованы независимыми эквалайзерами, вы можете настроить частотный баланс каждого из них, чтобы более точно настроить звук, которого вы стремитесь добиться от своих так называемых ритм-и лид каналов. Тем не менее, вы, скорее всего, вряд ли захотите, чтобы настройки эквализации были настолько кардинально различны, что при переключении каналов вы будете звучать как два совершенно разных гитариста. (Или, может быть, наоборот! Все зависит от того, чего требует ваша музыка).

 

Использование эффектов с вашим усилителем

 

В идеале, ваши примочки или рэковые эффекты и ваш усилитель работают совместно, как часть единого цельного органичного тон-генератора. Вы можете достичь этого несколькими способами. Я расскажу об использовании эффектов более подробно в Главе 15, но здесь тоже дам представление об их непосредственном взаимоотношении с вашим усилителем.

 

Способ подключения эффектов к усилителю зависит от двух вещей:

  • Тип используемого эффекта.
  • Какие варианты подключения вам доступны в зависимости от функционала вашего усилителя.

Прежде всего, если у вашего усилителя есть петля эффектов (разрыв), обычно это место для размещения эффектов задержки и или модуляции (все подробно описано в части IV) - думайте о них как о чем-то, создающим пространство, и движение, таким образом, что гейн и эквализация вашего усилителя питают ваши дилей, реверберацию, тремоло или что-то еще. Если у вас нет разрыва, в любом случае, вам, очевидно, придется подключить всё перед усилителем.

 

Если ваш разрыв имеет регуляторы уровня, установите его (в соответствии с руководством по эксплуатации усилителя и соответствующих эффектов), чтобы сигнал посыла не перегружал эффекты по входу, и не заставлял вносить их собственные искажения. Если этого не произойдёт, вам придется идти методом проб и ошибок и, возможно, отказаться от эффекта, который сильно искажает в петле, или переместить его в цепь между гитарой и входом усилителя.

 

Большинство других эффектов включается между гитарой и входом усилителя. Те примочки, чья работа основана на усилении (буст, овердрайв, фузз, дисторшн, компрессор), а также вау-вау и некоторые другие, должны использоваться до преампа, даже если у вас есть разрыв. Эффекты, основанные на усилении, предназначены для взаимодействия с усилителем и влияния на его собственные настройки гейна. То есть звучание овердрайва, подключенного к усилителю настроенному на стерильно чистый звук, отличается от звучания с усилителем настроенным на кранч или собственного дисторшна канала лид. По сути, они работают вместе, чтобы сформировать уровень гейна определённого канала преампа. Поэкспериментируйте с примочками, чей эффект основан на усилении, с различными настройками гейна/громкости преампа вашего усилителя, чтобы понять, как отличаются результаты этого взаимодействия.

 

Основной уход за усилителем

 

Вы можете самостоятельно выполнять множество безопасных и простых задач, чтобы ваш усилитель нормально работал и великолепно звучал. Как объяснялось в предыдущем разделе "Осторожно! Высокое напряжение!" Не пытайтесь самостоятельно проводить какие-либо внутренние работы по техническому обслуживанию или ремонту, если вы не являетесь квалифицированным специалистом (в нашем случае вы уже это знаете!). Но это не мешает вам успешно проводить множество практических действий, направленных на поддержание вашего усилителя в отличной форме.

 

Ламповые усилители содержат ряд расходных компонентов, что означает, что их просто необходимо периодически заменять. Такое обслуживание обычно не требуется даже после нескольких тысяч часов использования, но для многих крутых усилителей, которым по 30, 40 или 50 лет и более, настаёт время, когда пора произвести профилактику и замену стандартных компонентов, что вполне можно произвести, как говорится: "на коленке" или в полевых условиях. Я видел, как очень много гитаристов продавали отличный усилитель - тот, от которого они раньше были на седьмом небе от счастья - просто потому, что относительно доступный набор ламп или оригинальный динамик устали и звучали глухо или теряли громкость. Изучив эти простые и безопасные вещи, вы можете сделать многое из этого самостоятельно и избавить себя от многих разочарований и сохранить звучание своего усилителя наилучшим образом.

 

В дополнение к знаниям о том, как сохранить лампы в рабочем состоянии и обеспечить их долговечность, во многих случаях вы можете легко заменять собственно сами лампы, заменять динамики, а также производить чистку и незначительное техническое обслуживание, обеспечивающее бесперебойную работу.

 

Замена ламп

 

Лампы – это детали с различными внутренними компонентами, зависимыми от чистоты вакуума, подверженными воздействию высоких температур и напряжению электрического тока в несколько сотен вольт во время работы, поэтому со временем они неизбежно выгорают. К счастью, вы можете заменить большинство ламп самостоятельно, а те, которые требуют технической помощи (см. в этом разделе), обычно не требуют слишком высокой платы за работу.

 

Если у вас появилась необходимость в замене ламп, обратитесь к Главе 10 за подробным обзором различных типов, что они делают и как их заменить. Но вы должны всегда следовать советам из руководства по эксплуатации вашего усилителя и заменять подобное подобным, за исключением случаев (многие из которых подробно описаны в Главе 10), когда различные типы служат в качестве прямых замен друг для друга, и дают вам возможность изменить звук и производительность вашего усилителя.

 

Обратите внимание, что выходные лампы, вероятно, будут нуждаться в замене чаще, чем лампы преампа (изнашиваются, в два или три раза чаще, или возможно больше, в зависимости от того, как интенсивно вы гоняете усилитель).

 

Многие лампы могут быть заменены без необходимости настройки смещения (балансировки тока холостого хода ламп для оптимизации их производительности), хотя некоторые требуют этого. (Будет рассказано ниже в разделе "Фиксированное смещение против автоматического"). В любом случае, обратитесь к руководству пользователя, или, если вы не уверены, обратитесь к производителю или спросите квалифицированного специалиста, но вот краткое руководство:

  • Лампы преампа в гитарных усилителях никогда не требуют регулировки смещения при замене (я уверен, что это правило действует всегда, хотя некоторые экзотические конструкции могут его потребовать. Но сам я никогда не сталкивался с такими). Просто выньте старую лампу, как описано в главе 10, вставьте новую и наслаждайтесь.
  • Выпрямительные лампы также никогда не требуют регулировки смещения. Смещение просто не относится к функциям ламп этого типа.
  • Выходные лампы в усилителях с автоматическим смещением обычно не требуют настройки. В 99,9 процентах случаев вы можете просто вынуть их и вставить замену. Основными примерами таких усилителей являются Vox AC15 и AC30 и их клоны и производные, усилители в стиле твидовых Deluxe и многие другие.
  • Выходные лампы в усилителях с фиксированным смещением обычно требуют настройки смещения при их замене. Если усилитель имеет внешнюю доступную точку регулировки смещения, вы можете, следуя инструкциям, с помощью пробника и мультиметра (измеритель для считывания напряжений и других электрических значений), безопасно установить это смещение самостоятельно.  Если же регулировка смещения выполняется внутренне, вам необходимо отнести усилитель к квалифицированному специалисту по ремонту.

 

Фиксированное смещение против автоматического

 

Выходные каскады ламповых гитарных усилителей придерживаются двух основных схем: фиксированное смещение и автоматическое. Эти определения могут сбивать с толку, поскольку смещение в большинство усилителей с фиксированным смещением фактически являются регулируемыми (поэтому, при правильном описании они являются регулируемыми усилителями с фиксированным смещением), тогда как смещение в усилителях с автоматическим устанавливается постоянным с помощью фиксированного резистора. Технические причины, стоящие за их именами, связаны со сложностями, о которых вам не нужно здесь беспокоиться; важно знать, что есть что.

 

В дополнение к различным требованиям при замене выходных ламп, усилители с фиксированным и автоматическим смещением имеют несколько разный характер звука в широком смысле. Говоря в общем и целом, усилитель с фиксированным смещением (Классические примеры: Fender Bassman и Twin Reverb, Marshall Plexi и Mesa/Boogie Mark) имеют сравнительно более плотными низами и более жестким, более резким звуком. Усилители с автоматическим смещением (например, Vox AC15 и AC30, твидовый Fender Deluxe, Matchless DC-30 и т.п.) отличаются более мягким откликом, особенно на низких частотах, но легче входят в перегруз с большим присутствием гармонических обертонов. Никто из них не лучше другого в абсолютном смысле, поэтому ваши предпочтения должны быть продиктованы характером звука, который ближе подходит вашему стилю игры и тем, что вам нравится в конкретном усилителе, когда вы играете на нём сами. Многие усилители с фиксированным смещением требуют регулировки при замене выходных ламп. Усилителям же с автоматическим смещением этого обычно не требуется; просто вставьте новый подобранный набор выходных ламп и играйте.

 

Несмотря на то, что вы заменяете лампы, чтобы добиться наилучшего звучания усилителя, имейте в виду, что во многих случаях оно не достигнет цели, пока лампы не прокалились в течение нескольких часов, иногда нескольких десятков часов. Совершенно новые лампы иногда могут быть немного холодными и жесткими (то есть они не передают всю глубину звука и объём) и часто раскрывают весь свой потенциал после того, как на них поиграли в течение довольно долгого времени.

 

Сохранения жизнеспособности ламп

 

Вы можете выработать несколько привычек в повседневном использовании лампового усилителя, которые помогут продлить срок службы и максимизировать производительность самих ламп. Обратите внимание, что большинство из них касается минимизации температурных перепадов (в пределах разумного) и вибраций, которые являются двумя главными врагами выживаемости ламп. Конечно, лампы очень сильно нагреваются, такова их природа, и они также немного вибрируют, когда подвергаются воздействию грохочущей акустической системы, на которой (или в которой) сидит усилитель, но вы можете легко избежать ненужных перегибов в этих крайностях, следуя советам:

  • Позвольте лампам достаточно прогреться перед игрой, как описано в предыдущем разделе "Включи его!"
  • Позвольте лампам полностью остыть, прежде чем перемещать или трясти усилитель.
  • Избегайте использования колёс на самом усилителе (с колёсами на больших акустических кабинетах проблем нет) и, конечно, не катайте его по неровным дорогам или тротуарам, если вам необходимо его перевезти. Ухабистая поездка может повредить лампы и другие внутренние компоненты.
  • Никогда не стучите по лампам и не роняйте их - это очевидно, но стоит помнить!
  • Всегда обеспечивайте хорошую вентиляцию той части усилителя, где установлены лампы, и никогда не закрывайте заднюю часть, где есть доступ к лампам или вентиляционные прорези сверху. Избыточное накопление тепла во время использования может быстро привести к преждевременному выходу из строя. Никогда не используйте сам усилитель в закрытом рэке или маленьком кофре. Если вы хотите сделать это (по какой-либо причине), поместите кабинет в рэковую стойку или кейс и подключите соответствующий акустический кабель к усилителю, расположенному снаружи.

 

Выполнение основного ухода и чистки

 

Дабы избежать необходимости прибегнуть к чистке, не мешало бы приобрести кофр, защищающий усилитель от пыли и грязи или мягкий чехол, который также поможет защитить его от мелких ударов, если вы собираетесь перевозить его из клуба на репетиционную базу или в студию и обратно. Как и в случае с любой бытовой электроникой, пыль, грязь и влага являются врагами стабильной и бесперебойной работы, и это первое из того, что вы можете сделать, это лучшее, что вы можете сделать, чтобы сохранить электронные компоненты усилителя в хорошем состоянии.

 

Согласно моему предупреждению "Осторожно! Высокое напряжение!", внутренняя чиста - это работа для квалифицированного специалиста по ремонту, но в любом случае она не потребуется слишком часто, если только усилитель не находился в неподходящем месте в течение продолжительного времени. Но вы можете избежать чрезмерного скопления пыли и паутины вокруг внутренностей усилителя, регулярно прибегая к пылесосу, соблюдая крайнюю осторожность, чтобы не засосать диффузор динамика, или вырвать какие-нибудь провода. Не приближать вакуумный шланг слишком близко к ним и лампам.

 

Протирка мягкой, слегка увлажненной тканью также может помочь сохранить чистоту доступных углублений усилителя, но никогда не касайтесь диффузора динамика, особенно чем-то влажным. Если внутри корзины динамика скопилась излишняя пыль, вы часто можете удалить большую её часть осторожно продув эту область (с закрытыми глазами, и не вдыхайте снова, пока ваша голова не вернется на свежий воздух!). В большинстве случаев, вы можете также очистить внешнее покрытие слегка влажной тканью, но избегайте растворителей или жестких чистящих средств, которые могут вступить в реакцию с винилом, возможно, расплавить или деформировать его.

 

Гитарные усилители никогда не следует хранить во влажном, чрезмерно теплом или чрезмерно холодном месте, так как эти неблагоприятные условия окружающей среды могут привести к повреждению корпуса, диффузоров динамиков и других важных компонентов.

 

Хрустящие или залипающие элементы управления, которые издают шум при повороте, не обязательно заменять. Их часто можно надлежащим образом очистить изнутри, хотя это работа для профессионала (см. "Выполнение мелкого ремонта"). Однако если у вас хрустят или отходят гнёзда ламп, вы часто можете безопасно очистить их, не углубляясь в корпус. Просто снимите лампу и взбрыздните её контакты подходящим чистящим средством для контактов, не содержащим смазки, таким как DeoxIT. Затем немедленно вставьте лампу, осторожно покачивая ее в гнезде, чтобы рассеять очиститель и улучшить соединение. Если лампа всё еще трещит, когда вы гоняете усилитель, то это работа для профессионала.

 

Замена динамиков

 

Вы должны быть в состоянии выполнять большинство операций по замене динамиков самостоятельно, при условии, что для доступа к динамика не требуется извлекать шасси или другие критически важные компоненты усилителя, что иногда встречается в тесных комбиках. Также обратите внимание, что, если провода от выхода усилителя в комбике или от входа на задней панели внешнего кабинета припаяны к контактам динамика, вам необходимо освоить технологию пайки, чтобы смело и безопасно сделать замену. У большинства комбиков и кабинетов, соответствующие клеммы просто надеваются на контакты динамика без пайки с чем легко справится любой гитарист.

 

Если вы рассматриваете возможность замены динамика для изменения звука вашего усилителя или замены перегоревшего или поврежденного динамика, сначала обратитесь к информации о типах и характеристиках динамиков в Главе 11. Обратите внимание, что в некоторых усилителях установлены динамики с четырьмя крепежными элементами, а у других с восемью, тогда как у некоторых марок динамиков (Celestion, в первую очередь) всего четыре монтажных отверстия. Вы не всегда сможете установить динамик с четырьмя отверстиями на восемь шпилек, без доработки профессиональным специалистом по ремонту.

 

Выполните следующие шаги, чтобы безопасно и легко заменить динамик(и):

  1. Снимите задние стенки комбика или внешнего кабинета, чтобы обеспечить полный доступ к корзине динамика и креплениям. Электрическая отвертка не повредит, если эти панели крепятся большим количеством шурупов.
  2. Обратите внимание на правильное расположение и ориентацию любых ламп, которые свисают на пути доступа к динамику, снимите их и отложите в сторону. См. Рисунок 12-2 показывающий внутренности типичного комбика.
  3. Запомните, какая из жил провода подключена к какому контакту динамика, положительному (+) или отрицательному (-), затем отсоедините клеммы, осторожно покачивая их из стороны в сторону, пока они не соскользнут. Если потребуется вмешательство паяльника, аккуратно закройте тканью или куском картона часть диффузора, видимую сквозь корзину между лучами, чтобы избежать разбрызгивания припоя, вызывающего повреждение бумажного диффузора.
  4. Используя отвертку или гаечный ключ нужного размера, осторожно ослабьте крепления, которые крепят динамик к передней перегородке, работая по схеме X, сначала сняв один крепеж, а затем перейдя к нему на противоположной стороне корзины динамика. Ваш усилитель может использовать четыре или восемь шурупов или гаек для крепежа.
  5. После того, как ослабите и выкрутите все крепёжные детали, отложите их в сторону, осторожно поднимите и снимите динамик (избегая ударов по лампам, которые все еще находятся в усилителе), и отложите его в сторону.
  6. Установите новый динамик, правильно совместив его отверстия со шпильками или монтажными запасной динамик, правильно совместив его монтажные отверстия с болтами или монтажными отверстиями в корпусе и убедившись, что его контакты расположены в той же ориентации, что и у только что снятого динамика. Аккуратно затяните весь крепёж пальцами, а после того, как не будет хватать силы кончиков пальцев, поверните их ещё на три четверти или один оборот с помощью соответствующего инструмента. Чрезмерное затягивание крепления динамика может привести к деформации или повреждению корзины.
  7. Подключите провода + и - динамика к соответствующей клемме. Установите все снятые лампы. Верните на место задние стенки и поставьте усилитель в игровое положение. Контакты динамика должны быть отмечены символами + и - в соответствии с проводами. В некоторых случаях клемма + отмечается цветом, часто красным.

Рисунок 12-2:

Лучший доступ к динамику обеспечивается снятием задних стенок

 

Не поддавайтесь соблазну сразу играть на полную громкость с новым динамиком! Динамики должны разыграться. Чаще всего они раскрываются и начинают звучать лучше всего после нескольких часов игры, когда низы начинают заполнять всё пространство, а верха становятся более музыкальными и менее резкими. Выполните следующие действия после установки новых динамиков:

  1. Включите усилитель, используя приведённую в начале главы процедуру, и дайте естественному тихому шипению погонять динамик в течение нескольких минут.
  2. Увеличьте громкость примерно до четверти, и играйте разнообразные открытые и пауэр-аккорды и рифы из низких и высоких нот вверх и вниз по грифу, чтобы аккуратно поработать звуковой катушкой и конусом динамика.
  3. Через несколько минут вы можете перейти к обычной игре. Обратите внимание, что ваш динамик будет продолжать разыгрываться в течение нескольких часов.

Имейте в виду, что вы никогда не должны подключать усилитель в формате голова к акустическому кабинету с помощью гитарного кабеля (шнура). Это может в лучшем случае серьезно портить звучание вашего усилителя, а в худшем - нанести серьезный ущерб, требующий дорогостоящего ремонта. Всегда используйте надлежащий кабель динамика, а в идеале тот, который не намного длиннее необходимого для подключения выхода усилителя к входу кабинета.

 

Диагностика и устранение неполадок

 

Любой внутренний ремонт должен быть работой профессионала, но вы можете самостоятельно проводить диагностику, выявлять многие неисправности, э проводить элементарное техническое обслуживание. Вы даже можете сделать некоторые простых процедур, чтобы ваш усилитель работал наилучшим образом. Как и в случае регулировки смещения, чистки и других задач, описанных в этой главе, все эти работы выполняются снаружи, и ни одна из них не сталкивает вас с высоким напряжением, гуляющим внутри усилителя.

 

Прежде чем выполнять какие-либо из этих диагностик или исправлений, отключите усилитель от розетки и дайте ему остыть, чтобы не столкнуться внутри с горячими лампами. Также снимите все задние стенки, которые ограничивают ваш доступ к лампам и нижней части корпуса.

 

Выполнение мелкого ремонта

 

Вы можете самостоятельно проверить и при необходимости подтянуть следующие компоненты:

  • Разболтавшиеся шурупы или гайки крепления динамиков (не затягивайте слишком сильно).
  • Разболтавшиеся винты, крепящие трансформаторы к шасси.
  • Разболтавшиеся клеммы динамиков(и перепаять отходящие  провода, если вы дружите с паяльником).
  • Разболтавшаяся ручка для переноски и её крепление.
  • Разболтавшийся крепёж передней стенки.
  • Разболтавшиеся болты, крепящие шасси к корпусу.

Обратите внимание, что некоторые производители предпочитают, чтобы крепежные болты шасси были не слишком плотно затянуты, чтобы свести к минимуму передачу вибрации от динамика к лампам. Затягивайте их, чтобы шасси не болталось, но не чересчур плотно.

 

Выявление неисправной лампы

 

Если вы подозреваете, что возникновение шума или перебои со звуком происходят из-за неисправности какой-нибудь лампы, вы можете обнаружить, что дело не в самой лампе, а в проблемном контакте между лампой и гнездом. Поскольку для этой процедуры придётся столкнуться с высокой температурой, используйте перчатки или плотную ткань для защиты рук и действуйте очень осторожно. Включив усилитель не слишком громко, осторожно покачивайте каждую лампу по очереди, работая от преампа к оконечнику, и при этом слушайте, как меняется характер шума (резкое покачивание любой лампы сопровождается шумом, так что проводите эту процедуру очень нежно!). Если вы обнаружите подозреваемого, выключите усилитель и плотно установите лампу, в её гнездо. Если это решит проблему, когда вы снова включите усилитель - бинго! Если лампа по-прежнему сидит в гнезде недостаточно плотно – вероятно это работа для профессионала.

 

Ламповые усилители на то и ламповые, что в конечном итоге какая-нибудь из ламп, в конце концов, откажет. Иногда вы можете самостоятельно на непрофессиональном уровне обнаружить неисправную лампу как источник плохого звука, потрескивания, странных шумов или полного отсутствия сигнала. Однако для этого необходимо иметь под рукой хотя бы одну исправную замену для каждого типа ламп усилителя, то есть, по крайней мере, по одной исправно запасной лампе преампа, оконечника и выпрямителя. Такую лампу можно взять из заведомо исправного усилителя, в котором вы уверены, что он работает должным образом (если их типы ламп совместимы), или взять новую, проверенную, гарантированно рабочую запасную лампу от надёжного поставщика.

 

Если вы с помощью покачивания не выявили проблему контактов, выключите усилитель, дайте лампам адекватно остыть, а затем замените первую лампу преампа на заведомо рабочую альтернативу. Включайте, играйте и слушайте. Если это не решило проблему, продолжайте проверять каждую следующую лампу таким же образом. Этот процесс может занять много времени, потому что вам необходимо выключать усилитель и давать лампам остыть, прежде чем снимать и заменять их, производить процедуру по одной лампе по очереди, но это стоит усилий, когда вы найдете неисправную лампу.

 

Если усилитель с ламповым выпрямителем включается и загорается контрольная лампа, но нет звука, стоит попробовать сначала заменить выпрямительную лампу перед проверкой ламп других типов. Неисправная выпрямительная лампа часто является источником таких симптомов. Кроме того, быстрый выход из строя предохранителей также часто является признаком неисправной выпрямительной лампы.

 

Когда пора отнести усилитель в ремонт

 

Если вы не можете идентифицировать проблему с неисправным усилителем или решить её с помощью элементарной диагностики или самостоятельной замены компонентов, как рассказывалось в этой главе выше - самое время обратиться за профессиональной помощью.

 

Обычно вы можете найти профессионального специалиста по ремонту, спросив о нём в любом местном гитарном магазине, загуглив в интернете по вашему району, или, в случае неудачи, разместив запрос на онлайн-форуме гитаристов.

 

Многие специалисты по ремонту бытовой электроники теоретически способны работать с ламповыми усилителями, и возможно даже кто-нибудь из них способен справиться с работой (я не имею в виду айтишников и специалистов по компьютерам, а тех, кто ремонтирует аудио и видео аппаратуру и хорошо дружит с паяльником и мультиметром). Но я рекомендую поискать мастера, специализирующегося на ремонте именно гитарного оборудования. Иногда между пониманием функционала и звучания бытового и гитарного усилителей такая пропасть, что разницу понимает только специалист с большим опытом работы с гитарными усилителями.

 

Признаки серьезных проблем

 

Если у вас возникнет какая-либо из следующих проблем (в дополнение к проблемам, описанным в этой главе выше), вам следует немедленно отключить усилитель, отсоединить его от розетки и отнести его к профессионалу для проверки.

  • Громкий свист, вой или вибрирующие звуки, которые не исправляются с помощью процедуры проверки и замены ламп, описанной в разделе "Выявление неисправной лампы".
  • Дым и/или запах горелого из любого узла усилителя.
  • Светящиеся ярко красным внутренности выходных ламп,(большие и плоские или ребристые и серые или чёрные металлические компоненты внутри баллона), однако небольшой синий оттенок не является неисправностью.
  • Полное отсутствие звука, резкое падение громкости или постоянное срабатывание предохранителей, которые не устраняются в результате выполнения процедур, описанных в разделе "Выявление неисправной лампы".
  • Полное отсутствие выходного сигнала или сильный шум, появившийся после случайного использования усилителя без нагрузки на динамик или акустический кабинет.

Описание наиболее частых видов ремонта

 

Ниже приведен выбор наиболее распространенных мелких и крупных ремонтных работ в приблизительном порядке затрат и серьезности. См. Рисунок 12-3 для ознакомления с названиями некоторых компонентов, которые могут быть вовлечены в такой ремонт.

  • Внутренняя регулировка смещения при замене выходных ламп с фиксированным смещением (лампы за дополнительную плату).
  • Внутренняя чистка потенциометров (регуляторов) и/или входных гнёзд.
  • Замена нескольких основных компонентов, таких как потенциометры, переключатели или несколько резисторов и/или сигнальных конденсаторов.
  • Замена фильтрующих конденсаторов
  • Замена силового или выходного трансформатора
  • Замена платы усилителя, с монтажом, реализованным на печатных платах, на которой произошёл катастрофический сбой.

Если усилитель стоит того, ни одна из этих работ не покажется настолько дорогой, что вам будет проще выбросить его вместо ремонта. Если конечно это не дешевый усилитель, который вы все равно собирались заменить, или небольшой домашний усилитель, который не стоит стоимости запчастей и работы в первую очередь.

Рисунок 12-3:

Не исследуйте эти внутренние компоненты самостоятельно, но вы можете чувствовать себя более уверенно, общаясь со своим ремонтником, если вы знаете, как называются некоторые из них.

 

 

Вернуться к оглавлению