GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Часть III

Усилитель: Больше, чем просто громкость

В этой части…

 

  • Знакомство  с основными типами усилителей

  • Взгляд "под капот". Что формирует гитарный саунд

  • Выбор усилителя соответствующего музыкальному стилю

  • Эксплуатация и обслуживание усилителя

Глава 11. Курьер между усилителем и ушами: Динамики и кабинеты

 

В этой главе

 

  • Типы  динамиков и их влиянием на звук
  • Значение размера и чувствительности динамиков
  • Влияние конструкции кабинета на звук

 

Один мудрец однажды сказал, замена ни одной детали усилителя не оказывает такого огромного влияния на звучание, как замена динамика на модель с другими характеристиками. Вообще-то, я думаю, что это был я… Но я уверен, что я не был первым. Посмотрим на это так: при всём волшебстве электроники, что находится внутри гитары, эффектов и усилителя, все эти магниты, провода, резисторы, лампы, конденсаторы и трансформаторы, динамик - это единственное, что после вибрирующей струны, способно сотрясать воздух, делая вашу игру снова слышимой. Посмотрите на это с такого ракурса, и вы поймёте, что эти странные конусы, прячущиеся внутри деревянных коробок должны быть довольно важным звеном в цепи, верно?

 

Большинство гитаристов в течение многих лет не задумывались о динамиках, которые устанавливались в их усилителях производителем, пока, они вдруг не выходили из строя и приходило время искать замену. Обычно, если это было возможно, той же марки и типа, что и оригинальный. В последние годы, однако, все больше и больше гитаристов поняли, что, банальная замена динамика часто является самым простым и эффективным способом достижения звука, который вы ищете.

 

Тем не менее, марки и характеристики динамиков, сильно различаются, и у вас нет возможности точно знать, как другой динамик изменит ваш звук, пока вы не потратите время и не установите его в свой комбик. Вот почему эта глава так важна для вашего звукового квеста.

 

Знакомство с типами динамиков

 

Вы лучше разберётесь во всём этом огромном разнообразии динамиков, доступных сегодня, рассмотрев их в паре различных основных категорий с несколькими подкатегориями внутри них. Производители не всегда придерживаются такой классификации, но все гитаристы, как правило классифицируют в такие группы, как винтаж или модерн, а также как американцы или британцы. Как и в случае с самими усилителями в наши дни, границы между категориями часто размыты, и многие современные производители акустических систем стремятся сделать что-то совершенно оригинальное, что не поддается категоризации, но основная систематизация все же обычно приводит вас к правильному пониманию.

 

Проштудируйте их, и такие шаблоны часто могут вам рассказать о первичных характеристиках динамиков: низкая или высокая мощность; пробивной и резкий или мягкий и тёплый и т.д. Динамиков очень много, есть из чего выбрать, и определение ваших требований на ранней стали часто пожжет помочь отсеять ассортимент марок и моделей, не соответствующих вашем желаниям для отбора кандидатов, которые, по крайней мере, наиболее близко подходят для вашего стиля игры и звучания.

 

Винтажные и маломощные динамики

 

Как и многие вещи в гитарном мире, многие популярные динамики, созданные сегодня, следуют по стопам оригиналов, на которых созданы классические записи '50х и '60х годов. Звучали ли эти записи великолепно благодаря используемому в то время оборудованию, или мы преклоняемся перед этим оборудованием благодаря великолепному звучанию записей? На самом деле это своего рода палка о двух концах, потому что вероятно и то и другое. В любом случае, классический звук продолжает оказывать влияние на звуковые предпочтения гитаристов и сегодня.

 

Гитарные усилители '50х и начала '60х редко были оборудованы динамиками мощнее 15-30Вт и часто просто не нуждались в большей мощности. Гитарные усилители были спроектированы таким образом, чтобы воспроизводить звук без искажений, поэтому их обычно использовали на умеренной громкости, не слишком сильно нагружая динамики. Впрочем, стоило распалить их, и динамики начинали показывать свой характер, когда их подталкивали к пиковым значениям.

 

Винтажные динамики и динамики в винтажном стиле, подобные тем, что показаны на рисунке 11-1, обладают, как правило, тёплым, но текстурированным при жёсткой игре звуком, с высокой чувствительностью к нюансам звукоизвлечения и повышенной склонностью к искажениям добавляя драйва к общему звуку вашего усилителя (смотрите ближайший раздел "Искажение динамиков"). Они могут отлично звучать и на более чистых настройках усилителя, но, как правило, по настоящему раскрываются, когда вы начинаете их нагружать, но в меру, потому что они не рассчитаны на то, чтобы выдержать такой поток энергии.

 

Рисунок 11-1:

Винтажные динамики, как Jensen внутри этого твидового Fender Super 1958 года, могут обладать теплотой и чувствительностью к нюансам звукоизвлечения.

Винтажные динамики, как правило, делятся на два лагеря, американский и британский, и большинство переизданий также следуют этим направлениям:

 

  • Американские: Классические винтажные американские динамики производились такими компаниями, как CTS, Utah и, пожалуй, наиболее примечательной из них, Jensen, которая до сих пор выпускает свои самые популярные модели (в настоящее производятся в Италии). Такие производители, такие как Eminence и Weber, также в настоящее время предлагают много винтажных переизданий в американском стиле.
  • Британские: Наиболее известным производителем "винтажа" в Великобритании, несомненно, является Celestion, который до сих пор производит копии всех своих самых популярных динамиков '60х, '70х и начала '80х. Fane и Goodmans также выпускали несколько динамиков, которые по-прежнему нравятся многим гитаристам. Учитывая популярность винтажных британских динамиков, американские производители, такие как Eminence, Weber, Scumback и другие, также производят множество динамиков в винтажном британском стиле.

 

Если вы ищете классические рок'н’рольные или блюзовые тона, динамик в винтажном стиле может замечательно вписаться в ваши требования. С другой стороны, он также может отлично подойти для любого современного стиля, где используется усилитель небольшой мощности (или когда он сгруппирован в кабинете вместе с несколькими динамиками), если вы хотите получить богатый, тёплый звук с, лёгким брэйкапом и отличную отзывчивость нюансам звукоизвлечения.

 

Искажения динамика

 

Искажения динамика, в отличие от дисторшна, генерируемого усилителем или примочкой, возникает когда сам динамик резонирует близко к его рабочему пределу по мощности. В этот момент звуковая катушка и бумажный диффузор (см. Рисунок 11-2) становятся не в состоянии четко преобразовывать электрический сигнал и воспроизводят искаженный звук. Другими словами, звуковая катушка начинает насыщаться и работать за пределами своих режимов, а конус бумажного динамика начинает резонировать и вибрировать сверх своего запаса, магнит больше компрессирует, и не так чётко реагирует на изменения сигнала, и весь динамик начинает не просто воспроизводить звук, который вы извлекаете, а становится значительной частью звукообразующей составляющей.

Рисунок 11-2:

Динамик имеет нескольких подвижных элементов, способствующих его звучанию и производительности

Чаще всего бывает трудно распознать искажения самого динамика, потому что они так часто происходят в дополнение к дисторшну, который усилитель уже производит. В отличие от дисторшна, создаваемого хайгейновым преампом (Подробнее об этом см. в Главе 8) Динамики с большим запасом мощности могут вообще не содержать собственных искажений динамика. Однако если вы слышите грубый искажённый звук из усилителя мощностью 15Вт, играющего на громкости близкой к максимальной, вы можете быть уверены, что искажение динамика является большой частью общего процесса.

 

Современные и мощные динамики

 

По мере того как усилители становились все больше и громче в '60х и '70х годах, производители динамиков стремились соответствовать спросу на мощность и громкость, создавая новые конструкции, способные выдерживать большую нагрузку. По правде говоря, начало "современной эпохи" не означает непосредственно наше время (первый заметный пример, возможно, динамики JBL D120 и D130, которые Fender ввёл в эксплуатацию для своих мощных усилителей Showman в самом начале '60х годов, прославленные сёрф-гитаристом Диком Дейлом). Но это увеличение в размерах и мощности установило тренд к надежным характеристикам производительности, которые определили многое из того, что распространилось на последующие годы.

 

В дополнение к повышенной запасу по мощности, динамики, которые классифицируются как современные, часто имеют более жесткий и ясный голос, а также более устойчивое воспроизведение низких частот. Более выносливые версии меньше подвержены искажению динамика, если только они не эксплуатируются на предельной громкости очень мощного усилителя.

 

Современные динамики, как правило, еще больше размывают границы между британцами и американцами и производятся по обе стороны океана

 

К классическим ранним динамикам современного стиля, помимо уже упомянутых JBL можно отнести EVM-12L от Electro-Voice (см. Рисунок 11-3) и 417-8H от Altec. Как вы можете догадаться, сегодня существует множество мощных современных динамиков на любой выбор, от Eminence Swamp Thang и Man O War (способных отрабатывать 150 и 120 Вт соответственно), до Jensen Jet, Celestion серии Century и других. Множество производителей также предлагают обновленные версии винтажных динамиков - те, которые обладают неким винтажным звуковым характером, но более современной производительностью и способностью выдерживать высокую мощность - такие как Celestion G12M-65 Creamback и Alnico Gold или Scumback H75-65.

Рисунок 11-3:

Мощный EVM-12L этого комбика Mesa/ Boogie Mark IIC+ является неоспоримой современной классикой.

Если вы ищете мощный динамик с высоким звуковым давлением для метала или современного рока, я рекомендую в первую очередь изучить некоторые современные модели. Многие современные динамики также могут быть полезны для поп-музыки, кантри или джаза, когда вы хотите получить оптимальную четкость и чистоту от звука, вашего усилителя, без искажения динамика или потери производительности.

 

Керамика против алнико

 

Динамик - это электромагнитное устройство, то есть для его работы требуются электрический ток и магнитная сила. Магнит динамика, прикрепленный к задней части металлической корзины (иногда под металлической или пластиковой крышкой), обеспечивает энергию, необходимую для превращения электрического сигнала усилителя, который поступает в звуковую катушку динамика, в движение, которое создает звук через бумажный диффузор.

 

В настоящее время вы можете найти отличные динамики, сделанные из магнитов любого типа, и любой из них, как правило, подойдет для любой музыки, которую вы играете. Тем не менее, магнит позади любого динамика имеет тенденцию к ещё одному разделению динамиков на категории, и некоторые гитаристы являются фанатами того или иного типа.

 

В конструкции ранних динамиков использовали магниты, изготовленные из алнико: сплава на половину состоящего из алюминия, никеля и кобальта с некоторыми другими металлами, и на вторую половину из железа. Многие гитаристы приписывают алнико-динамикам лучшие музыкальные звуковые качества, а также лучший отклик к нюансам звукоизвлечения и определённую сладость тона. В широком смысле их звучание также часто считают несколько более мягким, особенно в низкочастотной составляющей.

 

Когда в '60х алнико стал очень дорогим, в основном из-за нехватки и стоимости кобальта, производители динамиков начали использовать керамические магниты, сделанные из феррита, как гораздо более дешевую альтернативу. Керамические магниты, по мнению некоторых гитаристов, стали ассоциироваться с более резким жёстким, ударным звуком, и большая часть этих свойств также приписывается динамикам, в которых они использовались. Кроме того, благодаря более доступной стоимости этих магнитов, появилась возможность использовать их в большем объёме в любой конструкции; общем, больший магнит означает более мощный динамик с более сильными басами, отсюда, естественно и возникло такое мнение об их характеристиках.

 

На самом деле, хотя по описанию характеристик динамиков алнико может казаться что у них есть некоторое превосходство, вы не должны допускать чтобы это обязательно влияло на ваше мнение.

Классические динамики сделаны с применением и тех и других магнитов. Знаменитые алнико-динамики, такие как Celestion Alnico Blue, Jensen P12R или Eminence Red Fang, не теряют свою популярность, но и керамические Celestion G12H-30 и G12M Greenback и Jensen C12N в равной степени легендарны.

 

С недавнего времени, также используются редкоземельные магниты из неодима. Это очень мощные магниты, и для получения адекватных результатов его достаточно совсем немного. При применении в определённой конструкции, неодим способен обеспечить как винтажные, так и современные характеристики. Кроме того, динамики с неодимовыми магнитами чрезвычайно лёгкие.

 

Подбор размера и чувствительности динамика, соответствующих вашему стилю

 

Размер и чувствительность любого динамика в значительной степени влияет на его звучание и производительность. В дополнение к тому, являются ли они винтажными или современными, мощными или маломощными, эти два основных фактора помогают сформировать основу звучания динамика. Ниже значения, определяющие эти цифры:

 

  • Размер динамика измеряется в дюймах и обозначает диаметр бумажного конуса, который передает звук.
  • Чувствительность динамика измеряется в децибелах (дБ) (также многие называют этот показатель уровнем звукового давления), и в спецификации, означает громкость, которую динамик производит с сигналом 1 Вт, измеряемым на расстоянии 1 метр.

 

В дополнение к остальным аспектам конструкции и звучания любого динамика, важно знать оба этих числа, чтобы полностью понимать, как каждый конкретный динамик, будет проявлять себя в работе.

 

Значение размера динамика

 

Динамики, используемые в гитарных усилителях, бывают трех основных размеров: 10 дюймов, 15 дюймов и самый популярный - 12 дюймов. Меньшие домашние усилители могут быть оборудованы 8-дюймовым или даже 6-дюймовым динамиком.

 

Внешне представление о размерах очевидно: вы можете сразу заметить, что некоторые динамики больше или меньше других, и вам вряд ли придёт в голову менять динамик комбика или кабинета на другой размер. Но дело не только в этом, и опытные гитаристы часто выбирают размер динамика с самого начала, выбирая новый усилитель или кабинет, учитывая звуковые характеристики определённого размера в свою пользу, в соответствии с требованиями своей музыки.

Ниже приведены некоторые полезные характеристики, относящиеся к размеру, при прочих равных условиях. Все это, конечно детали, дополняющие основные характеристики динамика, но они, несомненно, влияют на ваш общий саунд как гитариста помимо всего остального!

 

  • 10-дюймовые динамики, как правило, отличаются быстрым откликом и лучшей артикуляцией, с хорошей детализацией верхних часто, но менее внятными низкими частотами, что может улучшиться при использовании нескольких динамиков в одной кабинете.
  • 12-дюймовые динамики обычно имеют хороший общий баланс между детализацией и базовым тоном в своем звучании, с общим акцентом на средние частоты, но с хорошо читаемыми низкими и сглаженными высокими частотами, в зависимости от других факторов их типа и конструкции.
  • 15-дюймовые динамики могут передать полноту и глубину, но в некоторых применениях могут звучать дрябло, передавая хорошую глубину низких частот, но слабую артикуляцию.

При равной мощности и чувствительности, динамики с диффузором большего диаметра обычно воспринимаются как более громкие, благодаря дополнительной площади толкающей воздух. Тем не менее, динамик меньшего размера звучит более живо и отчетливо. Также обратите внимание, что эту площадь можно увеличить, комбинируя несколько динамиков. Например, Например, два 10-дюймовых динамика имеют заметно большую площадь, чем один 12-дюймовый динамик, но часто могут поместиться в кабинете примерно того же размера.

 

Значение чувствительности динамика

 

Оценка чувствительности динамика дает вам хорошее представление о том, насколько громко он звучит в любом конкретном усилителе, так что это важная характеристика, которую следует учитывать при рассмотрении любой замены динамика. Различия в чувствительности между двумя динамиками, которые кажутся внешне схожими, могут быть весьма существенными, потому что эта величина меняется логарифмически, и каждые несколько дБ (децибел) приводят к слышимой разнице в громкости. Например, Jensen P12R и Celestion Alnico Blue являются маломощными 12-дюймовыми алнико-динамиками в винтажном стиле, но первый может похвастаться чувствительностью всего около 94 дБ (Вт/М), тогда как последний выдаёт 100 дБ.

 

Вы можете использовать чувствительность динамика в ваших интересах, в следующих случаях:

 

  • Используйте более чувствительный динамик, чтобы увеличить громкость маломощного усилителя, который у вас уже есть, для более эффективного использования на большой сцене. Простая замена динамика с 90дБ на 100,равнозначна значительному увеличению мощности.
  • Используйте менее чувствительный динамик, для приструнения слишком громкого или слишком резкого усилителя, чтобы вы могли раскочегарить его в свитспот в небольшой комнате, без риска вынести дверь или вызвать гнев соседей.

 

Имейте в виду, что различные уровни чувствительности, также часто идут рука об руку с другими изменяющимися тональными характеристиками, поэтому, когда вы делаете выбор, вам следует оценивать все остальные аспекты звуковой индивидуальности динамика (о чём идёт речь на протяжении всей этой главы), а не только чувствительности.

 

Закрепление вашего саунда с помощью акустического кабинета

 

Если вы не особо задумывались о своих динамиках, прежде чем погрузиться в эту главу, держу пари, что вы ещё меньше думали о своем кабинете! Он может выглядеть как коробка, сконструированная для удержания динамика (и любого усилителя, установленного над ним, если это комбик), но кабинет играет огромную роль в общем звучании любого усилителя.

 

Кабинеты, которые содержат одинаковые динамики, но сделаны из разных материалов, звучат по-разному, часто очень сильно. Аналогичным образом, кабинеты, разной конструкции, также широко различаются своей индивидуальностью.

 

В дополнение к знанию о динамиках, которые вы вставляете в них, вам действительно нужно знать о самих кабинетах, чтобы точно угадать, какой звук будет на выходе. Применяя эти знания, вы получаете еще один замечательный способ подбора оборудования для окончательного формирования своего саунда.

 

Звучание открытых, закрытых и фазоинверсных кабинетов

 

Самое серьёзное влияние на звучание любого кабинета оказывает конструкция его задней стенки, закрытая или открытая (обычно под этим подразумевается полуоткрытая). Представьте динамик как воздушный или звуковой насос. Он качает воздух вперёд и назад, поэтому звук также выходит с обратной стороны динамика и из задней части кабинета, если она открытая.

 

Вкратце расскажу о различиях:

 

  • Открытые (open-back) кабинеты (см. Рисунок 11-4) имеют тенденцию звучать всенаправленно, при этом звук широко распространяется по помещению. Они,чаще всего отличаются более ярким воспроизведением высоких частот и более насыщенны искрящимися обертонами в целом. С другой стороны, в их звучании чувствуется потеря низких частот.
  • Закрытые (closed-back) кабинеты  (см. Рисунок 11-5) более направлены, потому что вы слышите звук, исходящий из передней части динамика, и очень мало того, что исходит из задней части, создавая своего рода звуковой луч из лицевой части корпуса, Они имеют тенденцию к менее детализированному воспроизведению высоких частот (при прочих равных условиях), и имеют характерную компрессию среднечастотного диапазона, которая нравится многим рок-гитаристам, с классическим низкочастотным панчем, который так любят металлисты.
  • Фазоинверсные (ported) кабинеты (см. Рис. 11-6) в некотором роде являются лучшими в мире. Они имеют закрытую заднюю стенку, но дополнительные каналы или отверстия спереди, чтобы выпустить часть отраженного звука, исходящего из задней части динамика. Они обычно направленные, как закрытые кабинеты, но воспроизводят более полный, сбалансированный частотный диапазон.

Рисунок 11-4:

Открытые кабинеты обладают более рассеянным объёмным звучанием

Рисунок 11-5:

Звучание закрытых кабинетов направленно вперёд, с более жёским воспроизведением низких частот

Рисунок 11-6:

Задняя стенка этого фазоинверсного кабинета полностью закрыта, но канал спереди передаёт звучание задника диффузора, отражённое от задней стенки

Конечно, вы можете играть музыку любого направления на любой из этих трёх типов конструкций акустического кабинета, но, как я расскажу в следующем разделе, вы также можете использовать присущие им характеристики для более верного способа достижения желаемого звука.

 

Влияние конструкции и материалов на звук

 

Акустические кабинеты также, как и всё прочее, изготавливаются из множества различных материалов. Два наиболее распространенных из них - это массив дерева и фанера:

 

  • Кабинеты из массива дерева чаще всего изготавливают из сосны, иногда кедра реже из лиственных пород. Древесина хвойных пород встречается гораздо чаще, и эта конструкция придает звуку усилителя небольшую теплоту и шероховатость, что может улучшить его текстуру и насыщенность, и благоприятно влиять на общий характер звука. Недостатком являются слегка размытые тона. Многие винтажные кабинеты, особенно твидовые и блэкфейсы Fender '50х и '60х годов, производили из массива хвойных пород.
  • Фанерные кабинеты хорошего качества чаще всего изготавливают из безпористого 11-слойного ламината балтийской березы - дорогой и крепкой фанеры. Другие иногда изготавливаются из более дешевой фанеры, МДФ (древесноволокнистая плита) или ДСП для экономии затрат. Качественные фанерные кабинеты имеют индивидуальные характеристики, которые благоприятно влияют на общий звук усилителя, используемого с ними. Они отличаются более детальным, резкими и жёстким звучанием, с чёткими низкими частотами и относительно неокрашенным воспроизведением звука усилителя и динамиков.

В дополнение к материалу, из которого они изготовлены, кабинеты также собираются по-разному. Некоторые (чаще всего винтажные или их переиздания) собираются довольно свободно, с лицевой стенкой (фанерный щит спереди, на который установлен динамик), закреплённой всего несколькими болтами или винтами, поэтому они хорошенько вибрируют, на большой громкости, как встроенный внутрь акустический музыкальный инструмент. Эти кабинеты имеют тенденцию вносить собственный резонанс в общее звучание. Другие кабинеты собирают более прочно и в результате они могут быть более тяжелыми. Они проецируют звук динамика наружу, а не а не вибрируют вокруг него.

 

В конечном итоге, вам необходимо сложить вместе несколько факторов  материалов и конструкции любого акустического кабинета, чтобы сформировать мысленное представление о том, как это звучит. Например, классический твидовый Fender Deluxe представляет собой открытый кабинет, изготовленный из желтой сосны, с довольно свободно установленной передней стенкой. Эти три особенности конструкции корпуса, в сумме способствуют насыщенному, скомпрессированному звучанию, и небольшой дополнительной картавостью при интенсивной игре.

 

Кабинеты с одним или несколькими динамиками

 

Акустические колонки, будь то комбик или дополнительный кабинет, обычно имеют на борту от одного до четырёх динамиков. Количество динамиков, безусловно, влияет на "количество звука", которое может прокачать  кабинет, но также может повлиять на ваш общий тон.

 

Когда вы устанавливаете в кабинет, подключенный к усилителю, более одного динамика, они в равной степени делят общую мощность с выхода усилителя между собой. По этой причине, один и тот же динамик, используемый сам по себе, или в паре, либо в квартете, нагруженный одним и тем же усилителем, выдаёт различную мощность, и в результате, часто звучит совсем по разному. Когда динамиков несколько, он нагружены не так сильно, и вряд ли будут вносить собственные искажения в ваш звук. Это может быть полезно, если вам нужен более чистый или совсем чистый звук, либо звук, который содержит относительно больше искажений собственно усилителя, чем динамика. С другой стороны, для некоторых музыкальных стилей вам может понравиться звук одного динамика, например, для винтажного блюза или классического рок'н'ролла.

 

Использование более одного динамика в любом кабинете также открывает еще одно звуковое явление - фазировку. Фазировка происходит, когда один и тот же звук исходит из любых двух или более разных источников.

Поскольку человеческие уши воспринимают этот звук в несколько разное время, в зависимости от вашей позиции прослушивания, звук от каждого источника никогда не бывает полностью идентичным, и результат воспринимается как подавление одних частот и выделение других. (Этот эффект - тонкая вещь, которую не следует путать с выразительным крутым эффектом педали фэйзер, о которой будет рассказано в Главе 13). Когда этот феномен на вас, он может добавить глубину и текстуру вашего гитарного тона. Когда он работает против вас - например, в плохо спроектированном корпусе или между несколькими динамиками, которые не очень хорошо работают вместе [или неправильно соединены между собой – примечание переводчика] - это может сделать ваш звук тусклым, пустым или лишенным низких или высоких частот.

 

Даже два динамика одного и того же типа иногда звучат немного по-разному, потому что они представляют собой компоненты, созданные человеком, состоящие из элементов с непостоянной структурой, таких как бумажные диффузоры и магниты на основе сплавов. Эти различия могут либо положительно влиять на качество вашего тона, либо ухудшать его, в зависимости от того, как они работают вместе. Вы действительно не сможете узнать результат, пока не попробуете их, но большинство динамиков одного типа достаточно совместимы для совместной работы.

 

Многим гитаристам также нравится и сочетать разные динамики, чтобы повысить расширить их звуковые возможности, или создавать дуэты, которые даже лучше звучат вместе, чем каждый из них по отдельности. Опять же, вы не можете точно знать, как это будет работать, пока не попробуете сами, но многие производители и гитаристы одинаково положительные оценивают некоторые результаты, например, Celestion Alnico Blue и G12H-30, или Scumback H75 и M75.

 

В прошлом некоторые производители пытались использовать больше динамиков - шесть или даже восемь, но по большей части четыре динамика - это максимум. Обычно нет смысла иметь больше, и вы всегда можете добавить дополнительный кабинет, если вам нужно прокачать больше воздуха.

 

Подключение динамиков и сопротивление

 

Для правильной работы динамики должны быть правильно подключены к выходу усилителя. К счастью, это подключение чрезвычайно легко сделать. У вас есть только два контакта: положительный и отрицательный (очень похоже на батарейки или любую домашнюю стереосистему), и когда вы покупаете комбик или стандартный серийный дополнительный кабинет с соответствующим акустическим кабелем, производитель уже позаботился, сделав все эти подключения за вас. Хорошее понимание разводки динамиков может потребоваться требуется, когда вы начинаете менять динамики, чтобы скорректировать свой звук, и особенно, когда вы пробуете различные схемы в кабинетах с несколькими динамиками.

 

Способ соединения нескольких динамиков напрямую влияет на суммарное сопротивление акустического кабинета в целом. Импеданс (также называемый нагрузкой) - это величина, измеряемая в единицах Ом. Она говорит вам о сопротивлении, которое какой-либо компонент имеет на входе электрического сигнала. В случае гитарных усилителей кабинетов выходное сопротивление усилителя должно всегда напрямую совпадать с суммарным сопротивлением кабинета, или динамика, используемого отдельно. Несоответствие сопротивлений может в лучшем случае привести к унылому и тихому звуку, а в худшем - к серьезной поломке усилителя (и дорогостоящему ремонту).

 

При выборе динамиков, помимо запаса мощности (среди прочих акустических характеристик по вкусу), важно приобрести динамики с таким же суммарным сопротивлением. Динамики и кабинеты, а также выходы усилителя обычно рассчитаны на 4, 8 и 16 Ом, хотя некоторые винтажные твидовые или блэкфейсы Fender, такие как комбики Bassman и Superface Reverb имели и 2-омные выходы.

 

Когда один кабинет оборудован несколькими динамиками, то, как они соединены между собой, определяет их суммарное сопротивление. Имейте в виду, что вам следует использовать динамики только одного и того же индивидуального сопротивления.

 

  • Параллельно: динамики, подключенные параллельно, имеют суммарное сопротивление, равное номинальной мощности каждого отдельного динамика, делённой на количество динамиков в группе (см. Рисунок 11-7). Например, суммарное сопротивление двух динамиков по 8 Ом, соединённых параллельно равно 4 Ом; четырёх 16-омных динамиков – равно 4 Ом.
  • Последовательно: Динамики, подключенные последовательно, имеют суммарное сопротивление, равное номинальной мощности каждого отдельного динамика, умноженной на количество динамиков в группе (см. Рисунок 11-8). Например, два динамика по Ом - равно16 Ом, что является наиболее распространенной последовательной конфигурацией, потому что с индивидуальным сопротивлением 4 Ом встречаются крайне редко (но иногда производятся по кастомовому заказу [или используются в дешёвых полупроводниковых усилителях – прим. переводчика]), а усилители редко оборудованы выходом с сопротивлением превышающим 16 Ом.
  • Смешанное: четыре динамика в кабине также могут быть подключены последовательно-параллельно. То есть каждая пара подключена последовательно, а обе пары соединены параллельно с выходным гнездом акустического кабинета (см. Рисунок 11-9). Такое соединение сочетает в себе два способа подключения, благодаря чему общая нагрузка равна сопротивлению каждого отдельного динамика. Например, четыре 16-омных динамика, подключенных последовательно-параллельно, имеют полное сопротивление 16 Ом.

Рисунок 11-7:

Динамики соединены параллельно: 2 x 8Ом = 4Ом; 2 х 16Ом = 8Ом

Рисунок 11-8:

Динамики соединены последовательно: 2 x 8Ом = 16Ом

Рисунок 11-9:

Динамики соединены последовательно- параллельно: 4 x 8Ом = 8Ом; 4 х 16Ом = 16Ом

 

 

Вернуться к оглавлению