GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Цап-Царап, или как Behringer отжал Oberheim у Gibson

Как известно, совсем недавно Gibson безвозмездно, то есть дадом, вернул Тому Оберхайму права на торговую марку Oberheim. Однако хитрожопый Ули Беринджер нашёл способ подмять их патенты под себя.

Давайте я кратенько пробегусь по истории Oberheim, чтобы понять, как же это всё-таки произошло.

 

Oberheim Electronics была основана в 1969 году Томом Оберхаймом, бывшим инженером фирмы Maestro, известной любителям старины своими винтажными примочками. Oberheim производили аналоговые синтезаторы, повлиявшие на становление электронной музыки, а позже и драм-машины сыгравшие важную роль в раннем хип-хопе. Наверняка, многие из выросших в '80е, знакомы с композицией Rockit Херби Хэнкока, где полифонические синтезаторы и драм-машины Oberheim проявили себя наиболее ярко.

В 1985 году произошло первое банкротство Oberheim. Компания была приобретена группой юристов и переименована из Oberheim Electronics в Oberheim EСС. Том ещё пару лет поработал в обновлённой компании, но всё-таки покинул её и создал Marion Systems, а Oberheim ECC снова обанкротились и в 1988 году были приобретены компанией Gibson, которые прежде занимались дистрибуцией продукции Moog, главных конкурентов Oberheim. Кстати, стоит заметить, что Maestro, где, как уже было сказано, работал Том ранее, была дочерней компанией Gibson. До миленниума Gibson худо-бедно ещё производил продукцию под маркой Oberheim, некоторые синтезаторы тех лет стали даже культовыми, но, в конце концов, забил на этот бизнес, и передал лицензию на брэнднейм итальянскому производителю Viscount, дистрибутируя их оберхаймы через свой дочерний интернет-магазин MusicYo вместе с гитарами Kramer и Steinberger, басами Tobias, барабанами Slingerland. В 2006 лицензия Viscount закончилась и, с тех пор под маркой Oberheim ничего не производилось, если не считать программного обеспечения Arturia, где с разрешения Gibson используется имя Oberheim для эмуляторов Oberheim SEM.

В начале 2010х, пользуясь тем, что Gibson уже более пяти лет не использует торговую марку Oberheim, Behringer потихоньку начали привлекать своих юристов для подачи заявки на право использования интеллектуальной собственности Oberheim. Как ни странно, закон позволяет это как в Европе, так и в штатах. В декабре 2016 эта заявка была отклонена, именно благодаря Arturia, производивших программное обеспечение с использованием брэнднейма Oberheim и платившим лицензионный сбор Гибсону, однако Ули Беринжер обнаружил, что Gibson не регистрировал права на использование Oberheim для программного обеспечения, а лишь для железа, так что их общие дела с Arturia юридической силы не имели.

В 2017 году Gibson всё-таки спешно зарегистрировали торговую марку Oberheim для софта, однако Behringer тоже оказались шустрыми и успели зарегистрировать права на использование патентов Oberheim в Европе для железа, а в 2018 подали аналогичную заявку и в США. Результат по американскому рынку ещё не вступил в силу, но в Европе, Gibson, которому из за банкротства некогда было заниматься другими делами, права на Oberheim таки потеряли. Опомнившись, весной 2019, Gibson всё-таки подали апелляцию на пересмотр прав Behringer на Oberheim, но сроки были уже упущены, и европейский суд иск отклонил. После отклонения апелляции, Gibson решили таки выпендриться, и гордо заявили, что безвозмездно дарят Тому Оберхайму права на его торговую марку, однако подарили ему лишь дырку от бублика. Единственное на что они могут передать ему права, так это на софт.

А что же сам дедушка Том? В 2009 году Том Оберхайм зарегистрировал торговую марку Tom Oberheim, под которой вместе с другой легендой, Дэйвом Смитом производит пару моделей синтезаторов под крышей Sequential.