GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

поддержите проект донатом, если хотите видеть публикации чаще

Nuno Bettencourt

 

 

 

 

 

Грег Прато

Vintage Guitar

июль 2023

перевод с английского

 

 

 

 

 

Когда Extreme воссоединились для записи своего пятого альбома "Saudades de Rock" 2008 года, казалось, что это был однозначный вывод: группа снова в деле и возвращается к регулярному циклу записей и гастролей. Но это не совсем так. Хотя в последующие годы было несколько живых выступлений, шестой альбом оставался несбыточным. До недавнего времени.

В уместно названном "Six" снова участвуют певец Гэри Чероне, гитарист Нуно Беттенкорт, басист Пэт Бэджер и барабанщик Кевин Фигуредо. Его материал и исполнение вдохновляют и хорошо сочетаются с предыдущими записями группы, включая прорыв 1990 года "Pornograffitti".

С самого начала большая часть звучания/подхода Extreme была сосредоточена на гитарном мастерстве Беттенкорта. Хотя он технически одарён, он всегда ставил песню на первое место. Но, как свидетельствует первый сингл/клип "Rise", он по-прежнему поражает своим мастерством шестиструнной игры.

Беттенкорт побеседовал с Vintage Guitar перед выходом Six, обсудив альбом, свои инструменты и оборудование, а также пару концертов из списка лучших.

Почему между альбомами Extreme прошло 15 лет?


Это было не специально. Фанаты ненавидят нас за то, что за последние 10 лет я пять раз говорил: "У нас скоро выйдет альбом". Я не врал, но, как я всегда говорил Гэри с тех пор, как мы начали писать музыку и выпускать альбомы, "Это должно что-то значить". Я никогда не хотел выпускать что-то только ради гастролей или денег. У него должно быть чувство, которым ты, как исполнитель или композитор, с радостью делишься; тебе не терпится надеть на кого-то наушники и сказать: "Эй, зацени это".

 

Если у тебя нет такого чувства, когда ты звонишь своему брату или лучшему другу и имеешь сердце, мужество и желание поделиться этим с ними, тогда тебе не стоит выпускать этот альбом.


Именно таким был для нас этот альбом. В 2016 или '17, несмотря на то, что у нас было 40 или 50 песен и, возможно, нам следовало бы выпустить четыре альбома, только после этого альбома я подумал: "Окей, это дает мне то чувство, которое я получил от Pornograffitti, III Sides to Every Story и Waiting for the Punchline".


Как вы подходите к созданию музыки с точки зрения гитары?


Я никогда не смотрю на гитару как на корпус из дерева, струны и "Ты можешь сменить модель". Я смотрю на неё как на лучшего друга, в некотором смысле. И, как лучший друг или кто-то, с кем вы выросли, иногда вы неразлучны, а иногда вам хочется отдохнуть друг от друга. И это нормально. Это настоящие отношения.


Был период, когда я говорил: "Мне нужен перерыв, чтобы собраться. Я не вдохновлён". Потом ты возвращаешься к этому, когда другие вещи вдохновляют тебя. Иногда ты попадаешь в тур Generation Axe и оказываешься на сцене со Стивом Ваем, Закком Уайлдом, Тосином Абаси и Ингви Мальмстином, и ты такой: "Вау! Это одни из моих кумиров", и мы исполняем "Frankenstein" и "Bohemian Rhapsody". Это разжигает огонь в отношениях с "твоим другом", и ты обнаруживаешь, что играешь больше и занимаешься творчеством.

Эта модель Nele Deluxe в натуральном цвете является результатом совместной работы Беттенкорта с Washburn.
В отличие от модели N4, она оборудована звукоснимателем Seymour Duncan Vintage Stack в нэке и Bill Lawrence L-250 в бридже. "Музыкальный диапазон этих звукоснимателей увеличивается на несколько порядков благодаря стандартной для Nele шеститоновой схеме", - говорит он. Переключатель Freeway Ultra обеспечивает доступ к трём стандартным вариантам и трём дополнительным "горячим" опциям". Акустическая Джамбо-гитара Washburn WJ45SCE Беттенкорта имеет нижнюю деку и обечайку из огненного клёна и верхнюю деку из ели. Это его личный инструмент с темперированными на заказ ладами.
 

 

Итак, наконец-то появилось настроение начать сочинять музыку, которая привела к "Six"?


Я сказал своей группе и своему менеджеру: "Я всегда готов к тому, что я делаю. Но в данный момент я хочу добиться того, чтобы игра на гитаре приносила радость, чтобы в песне и мелодии был огонь и волнение". Судя по реакции на "Rise", я понимаю, что инстинкт был верен.


Это совсем не то, что было, когда мы только вышли на сцену. Тогда ты выпускал альбом и не знал, понравился ли он людям в течение двух, трех, шести месяцев. Ты даёшь интервью, смотришь, покупают ли люди билеты, крутят ли его по радио - тогда ты знаешь. А сейчас ты выкладываешь материал на ютуб, и в течение одного-двух дней весь мир говорит тебе либо " Эта херня хороша!", либо "Ты отстой!".

 

С "Rise" и её соло, когда мой телефон начал взрываться странным образом, это напомнило мне времена Pornograffitti, когда ты говорил людям: "Эй, чувак, меня показывают по MTV. Что-то происходит". Я начал получать сообщения от своих кумиров, таких как Брайан Мэй и Стив Лукатер, со словами: "Эй, я слышал сингл. Хорошая работа, чувак" и "Что за хуйня? Чувак, ты видишь, что происходит?" А потом весь этот бред, типа: "После Эдди, Нуно - тот самый чувак". Я смотрю на это и думаю: "Этого не может быть".

 

Конечно, как гитарист, ты идёшь на всё и надеешься, что найдёшь общий язык с людьми, и веришь, что из этого может получиться что-то хорошее. После того как пыль улеглась и "Rise" набрал миллион просмотров за неделю или около того, я подумал: "Это неправильно! (Смеётся) Но если что-то неправильно в хорошем смысле, я приму это".

Это соло сразу же привлекло много внимания.


Да, я начал понимать: "Все офигевают от этого соло", но я не думаю, что это соло так уж нравится людям. Я думаю, что оно достойное, но, как гитарист, я всегда старался делать то, что я всегда старался делать, боясь быть тем сумасбродным гитаристом, который исполняет каждое соло так, как будто оно посвящено ему. Для меня, если песня захватывает и доставляет удовольствие - как, например, "Rise" - я думаю: "Чувак, оставайся с этим огнём. Оставайся с тем, что ты чувствуешь". Но ты играешь ради песни. Возможно, кого-то это разочарует, но даже такой парень, как Эдвард Ван Хален, иногда играл 10-секундное соло на паре струн, а потом завязывал с этим. Он играл то, что было правильно. То же самое делал Брайан Мэй, то же самое делал Джимми Пейдж. Какой бы ни был настрой, я всегда считал, что важно играть/играть композицию, даже если в ней есть какая-то особенность.

 

В одной из первых нот соло к "Rise" я промахнулся мимо струны - это звучало как удар по барабану, смикшированный с автомобильной аварией (смеётся). Я не смог бы повторить это, даже если бы захотел. Большинство гитаристов сказали бы: "Это не та нота, которую я хотел взять", но я сказал: "Поехали". Так что, думаю, я хочу сказать, что не стоит забывать об эмоциях и физической составляющей того, что вы делаете.

Этот Marshall JCM2000 DSL '98-го года выпуска - единственный гитарный усилитель, звучащий на новом альбоме Extreme "Six". Беттенкорт приобрёл его у одной компании, предоставлявшей его в аренду на время концерта Extreme. Он был настолько впечатлён, что сразу же купил его. По его словам, несмотря на то, что это стоковая модель, она не похожа ни на одну другую JCM2000, которую он слышал.

 

 

Какие еще композиции с альбома Six вам особенно нравятся с точки зрения гитары?


Мой любимый гитарный момент - это "Other Side of the Rainbow" - песня на 12-струнке. Иногда проще играть безумное соло в безумной песне, но когда у тебя есть песня, наполненная мелодией, что-то в ней спрашивает тебя: "Сможешь ли ты с этим справиться?". И сложнее быть в этом на средней скорости - красиво и медленно, пытаясь быть Дэвидом Гилмором. Это похоже на то, что сделал Марк Нопфлер в одном из величайших соло всех времён - "Sultans of Swing". Это, на мой взгляд, самое сложное - когда он просто движется, но с каждым разом его игра становится все вкуснее и вкуснее. Для меня соло "Rainbow" - воплощение этого. Люди могут не считать его впечатляющим с технической точки зрения, но когда я его слышу, у меня наступает момент "отцовской гордости", потому что оно зависает на этой скорости. В мелодическом плане я узнал от Брайана Мэя гораздо больше о бендах и тому подобных вещах. Например, как можно подтянуть одну ноту и почувствовать что-то. Нил Шон также делает это удивительно красиво. Кстати, я послал эту песню Брайану, чтобы сказать: "Извини, кажется, я позаимствовал у тебя всё..." Еще одна песня, которая выделяется, это "Thicker Than Blood".


Я собирался на прослушивание в Sound Factory и очень хотел прокрутить её для Тома Морелло, Стива Вая и еще нескольких близких друзей. Я нервничал, но Морелло сказал: "Давайте просто послушаем эту вещь от начала до конца". Что было действительно круто, так это то, что когда дело дошло до соло на "Thicker Than Blood", они остановили её (смеётся). И это даже не сумасшедшее соло - это почти как разговор, как будто робот говорит с тобой, потому что я использовал педаль октавера. Это одно из моих любимых соло, потому что оно неловкое и уникальное, но, что более важно, оно подходит музыке, которая немного электронная. Я горжусь такими моментами, когда соло действительно соединяется с тем, что за ним стоит.

Основной гитарой Беттенкорта уже более десяти лет является эта именная модель Washburn N4 '91 года, разработанная Стефеном Дэвисом, со звукоснимателем Bill Lawrence L500XL в бридже и Seymour Duncan '59 в нэке. Полосы ленты повторяют цвет лент, которые использовал Эдди Ван Хален на своих гитарах. Беттенкорт добавил их в память о нём после смерти Ван Халена. Другой рисунок - логотип его компании Atlantis Entertainment [американская медиа-компания, основанная в 2016 году Нуно Беттенкортом, Рене Ригалом и Стивеном Шуурманом, занимающаяся организацией концертов в защиту окружающей среды - прим. переводчика]. Перья, свисающие с колков, носят декоративный характер.

 

 

Назовите хороший пример чужого соло, которое вас так зацепило?


Для меня "Hotel California" - величайшее соло всех времён, потому что это красивая песня, и вы можете напевать каждый момент этого соло и говорить, что оно было сыграно с причудливостью и развязностью [ритма]. Так происходит волшебство.
Когда я смотрел на Стиви Рэй Воэна или Эдди Ван Халена, я не видел человека, играющего на гитаре - я видел продолжение инструмента.


Когда я впервые увидел, как Стиви Рэй бендит ноту... У меня мурашки по коже, когда я говорю об этом. Я всегда буду помнить об этом, и я верю, что именно на это реагируют люди". На "Rise" они видят гитариста в клипе с группой, и это снова захватывает.


В инстаграм есть гитаристы, которые делают потрясающие вещи - играют круче меня, технически, - и я надеюсь, что они увидят это и подумают: "Подождите... Я тоже могу так сделать". Это захватывающе видеть и чувствовать снова. Люди реагируют на эту страсть и эмоции, а не только на гитару.


Какие гитары вы использовали на новом альбоме?


Когда дело доходит до этого, я такой скучный (смеётся). Я играл на Washburn N4 ещё до того, как она стала N4, когда это была просто гитара без лака, потому что я не мог позволить себе купить комплектующие Warmoth, когда мне было 15 лет.


Какиовы были ваши первые гитары?


Первой моей гитарой был красный Kramer Pacer, потом его разбили, и я купил чёрный Jackson с котом из фильма "Кладбище домашних животных" на корпусе. Эту гитару украли на концерте, а потом у меня начался тяжёлый финансовый период, и я мог позволить себе только недоделанные гитарные комплектующие; я купил леворукий гриф Warmoth, ободранный корпус и звукосниматель Bill Lawrence.

Беттенкорт не использует много педалей, но этот "бледнолиций" ProCo Rat середины восьмидесятых имеет важнейшее значение для его звука.

 

 

Когда и как Вы начали работать с компанией Washburn?


В 1989 году мне позвонил их местный представитель.


Сколько было версий модели N?


Несколько - N4, N5, N12, N7 и другие модификации.


Отличаются ли ваши от готовых версий?


Нет, они абсолютно одинаковые.


Какие усилители мы слышим на альбоме?


Я использовал Marshall DSL 2000. Мне нравится, когда он громкий, и то, как я настроил его, чтобы он звучал тепло и напористо, не понравилось бы никому, кто увидел бы эквалайзер - типа, "О, он забыл его настроить". Презенс и верха на полтора или два, Бас - на четвёрку. Таким образом, когда звук громкий, он пробивной, но не болезненный - он тёплый. Я думаю, это форма коричневого звука - не быть похожим на Эдди. Это то, что действительно хорошо звучит для меня, когда громко.


Какие-нибудь педали?


Я всегда использовал дисторшн [ProCo] Rat.  Какой бы усилитель я ни использовал, ручка Distortion на Rat почти до конца убрана, а Volume выкручена почти на всю. Когда педаль включена или выключена, разница невелика, но это чувствуется. Я играю очень перкуссивно, будь то мои приглушенные вещи или ритм, и я использую эту настройку на Rat, которая дает действительно классное ощущение бас-бочки во всём. Это мой секретный соус. Когда я играю без него, это меняет мои ощущения и игру.


Что вы вспоминаете о выступлении на Суперкубке в этом году вместе с Рианной?


Это был момент из списка лучших. Мне скоро исполнится 57 лет, и у Extreme, вероятно, не будет шанса сыграть на Суперкубке. Я большой футбольный фанат и был на стадионе во время двух Суперкубков с участием Patriots [команда по американскому футболу из Бостона - прим. переводчика]. Так что испытать это - наблюдая со сцены, постановку, репетиции, волнение от выхода на сцену в середине Суперкубка - было здорово.


На той неделе, когда мы репетировали на стадионе, я спустился на поле, а этого делать нельзя. Голос по громкой связи начал кричать на меня: "Вам нельзя находиться на поле!" Я наклоняюсь, чтобы понюхать траву, и встаю со свежей краской на руке от только что нарисованного логотипа Kansas City Chiefs. Вот такой я чел (смеётся). Но это был потрясающий опыт, и я получил возможность поиграть с замечательными музыкантами. Ребята, выступающие с Рианной, - Эдам Блэкстоун, Омар Эдвардс - лучшие в мире. А аранжировки всегда сумасшедшие.

 

Все спрашивают меня: "Ты играешь с поп-артисткой?", а я отвечаю: "Вы даже не представляете, какие разные музыкальные ощущения возникают у тебя с Рианной - от регги до поп-музыки, от прихлопов до притопов. Так что да, это было невероятно.


Вы участвовали и в других крупных шоу, например, в церемонии "Грэмми" с Полом Маккартни.

 

Я провел три дня с Полом в репетиционном помещении и успел расспросить его о Джоне Ленноне. Мы джемовали и даже сочинили вместе песню на две с половиной минуты (смеётся). Это было потрясающе.

 

 

Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.