Первая нота, что я играю - пропуск удара по струне!
текст Дженна Скараманга
фото Хайме Бальестерос
Total Guitar, июль 2023
перевод с английского
Своим соло в новой песне "Rise" группы Extreme Нуно Беттенкорт привёл в восторг всё гитарное сообщество. "Твою ж мать, это невероятное соло!" - воскликнул Джастин Хокинс из группы Darkness на своём ютуб-канале. Видео Рика Беато с анализом этого соло быстро набрало 1,5 миллиона просмотров. Герман Ли из DragonForce и множество лиц на YouTube сняли видео с реакцией, подтверждающие слова Беато о том, что это "соло, о котором говорят все".
Как рассказывает Нуно TG: "Когда вышла композиция "Rise", мы подумали: "Хорошо, достойная песня, достойное гитарное соло", но реакция, которую она вызвала, была совсем другой". Когда Рик Беато выложил свое видео с анализом соло, и он сказал, что звонит Стив Лукатер, звонит его брат, звонит Фил Икс и спрашивает: "Ты слышал соло Нуно?", для меня это было действительно сюрреалистично. Это тот случай, о котором ты фантазируешь в детстве. Он говорит что-то вроде: "Если не считать Эдди, то он - тот самый парень!" Ты такой: "Ладно, подожди секунду!". Мне писали люди, которыми я восхищаюсь, например, Фил Коллен из Def Leppard, Брайан Мэй, и они говорили об этом. Ты должен сделать шаг назад и подумать: 'А что, собственно, здесь происходит?' "
С тех пор как гитарный интернет взорвался разговорами о нём, Нуно пытается рационализировать реакцию. У него есть несколько смелых идей по поводу того, что это такое - и чего здесь не так.
"Матеус Асато спросил мегя: " Что, блядь, ты только что сделал?", а я думаю: "Что значит "что я только что сделал"? Ты делаешь это в своём грёбаном сне!" - смеётся он. "Я понял, что дело не в том, чтобы уметь это сыграть. Любой может сыграть соло. Я даже не шучу. Разбираешь эту вещь по частям, а на самом деле технически там не так уж и сложно".
Если это представление Нуно о том, что это может сыграть любой, мы бы посоветовали ему пока воздержаться от уроков игры на гитаре для начинающих, но его идеи о том, почему "Rise" произвела такой фурор, более убедительны.
"Я считаю, что разница в том, что я никогда не играл концовку соло "Rise" медленно. Я не просчитывал его. Я понятия не имел, что происходит, потому что во время записи я решил, что хочу, чтобы ритм-секция направляла меня к тому, что я собираюсь сделать. Я сыграл проход целиком, и я могу сказать: "Что я только что сделал?" Я могу разложить это для себя и затем сделать ещё один проход, но это должно быть страстно и живо в тот момент, даже если ты собираешь соло из разных дублей. Если ты действительно хочешь разложить его на части, я думаю, что первая нота, которую я сыграл, - полностью пропустил удар по струне, я был так взволнован. Получился звук, которого я никогда раньше не слышал, как будто бас-бочка смешалась с гитарной нотой, смешанной с автомобильной аварией! Мой 18-летний "я" исправил бы это, но сейчас я был таким: "О Боже, я не смог бы воссоздать это, даже если бы захотел". Это зацепило меня, и это то, что я ищу".
Как быстро отмечает Нуно, это не значит, что мы переживаем времена дефицита хороших гитарных соло. "Сейчас в мире нет недостатка в музыкантах.
"На самом деле, это просто невероятная планка. Это почти изнурительно. Каждый день я просыпаюсь и листаю инстаграм. Есть гитаристы, от которых у тебя отвисает челюсть. Ты говоришь: "Я не смог бы так играть, даже если бы захотел!". Но не хватало группы, которая выпустила бы альбом, а главное - видео. Почему видео? Потому что все эти потрясающие гитаристы невероятны технически, но большинство из них просто сидят на попе ровно. Культура рок-н-ролла, страсть, огонь, опасность и радость - физическая часть этого отсутствует. Я думаю, когда кто-то видит, как я действительно исполняю гитарное соло, а не просто слышит соло, именно это вдохновляет людей. Они хотят сделать что-то, что заставит их сказать: "Блядь, это захватывающе!". Это на сцене, на полную катушку. Это физический, но эмоциональный способ играть".
Ещё важнее, по его мнению, то, что в отличие от видео в социальных сетях, это соло - часть песни.
"У меня была небольшая вечеринка с участием Стива Вая, Тома Морелло и некоторых моих коллег. Конечно, когда ты ставишь себя в такое положение, эти ребята скажут: "Да, чувак, отличный альбом!". Они не будут говорить тебе, что ты отстой, но все говорили мне, что это рок-альбом. Это просто грёбаный рок-альбом в то время, когда альбомы моего жанра выходят не так часто. Рик Беато больше всего ратовал за то, чтобы увидеть соло в песне и в аранжировке. Под ним гармония, твою мать! Что это за колдовство?"
Нуно говорит, что не знал теории, лежащей в основе аккордовой прогрессии, пока Беато не объяснил ему.
"Эти аккорды под соло "Rise" - я сделал это как вокальную вещь, потому что я просто услышал это в своей голове. Когда Рик объяснил это, я почувствовал себя очень умным. 'Он исполняет бас поверх извращённой девятой ступени' или как там это называется. Я на минуту подумал: "О Боже, я знаю, что я делаю!". Наверное, я бы не стал этого делать, если бы знал; в каком-то смысле это было "неправильно". Но именно это заставляет вторую половину этой вещи расцветать".
Пара со вкусом подобранных эффектов усиливает кульминацию соло. Нуно разочарован тем, что никто до сих пор не прокомментировал это первым.
"Никто пока этого не заметил, но во второй половине есть более высокая октава. На самом деле это был плагин, потому что я не смог найти педаль для повышения на октаву, которая бы мне понравилась. Всплеск в конце, он звучит почти так же, как эти флажолеты, что, я думаю, заставляет людей даже думать, что это лучше, чем есть на самом деле. Это просто октава выше, подмешанная 20 или 30 процентов, чтобы заставить звучание расти".
Второй эффект был вдохновлён неожиданным посетителем студии.
"Я никогда не записываюсь с кем-то в комнате", - говорит он. "Мне нужно отключиться, когда я играю. Я не хочу, чтобы кто-то спрашивал меня, не хочу ли я грёбаную чашку чая, потому что тогда это пробуждает меня от того состояния, в котором я нахожусь как музыкант и как творческая личность". Гэри [Чероне, вокалист Extreme] пошёл пообедать, а я говорю: "Да, возвращайся через час или два, и я закончу это соло". Во время записи мой телефон разрывается, и это выводит меня из себя, потому что Гэри знает, что не стоит беспокоить меня во время записи. Он продолжает звонить мне, потом пишет смс: "Спускайся вниз, я в холле". После третьего раза я такой: "Я сейчас врежу этому чуваку! Должно быть, что-то происходит". Я спускаюсь, открываю дверь, а там Эдвард Ван Хален!".
Гэри Чероне был вокалистом Van Halen в середине девяностых, он участвовал в записи альбома Van Halen III 1998 года.
"Гэри пошёл на ланч с Эдвардом, и теперь я разговариваю с Эдвардом перед своим домом", - продолжает Нуно. "Он спрашивает: "Ребята, вы работаете над альбомом?" Я говорю: "Да, но я пока не хочу, чтобы ты приходил и слушал его. Когда он будет готов, ты вернёшься?" Глупо сейчас, оглядываясь назад, не дать ему подойти и послушать, но этому не суждено было случиться. Может быть, поэтому потом, когда я заканчивал работу над соло, я добавил Phase 90. Я никогда не использовал его всю свою жизнь до этого альбома, потому что мы все знаем, что как только ты подключаешь Phase 90 и играешь так, как играю я, это значит: "Ладно, одно дело быть под влиянием Эдди, но теперь ты сам Эдди". С 1978 года, с того дня, когда мы услышали Eruption, он хозяин Phase 90. Это не MXR, это Edward Phase 90".
Нуно известен своей игрой на акустической гитаре, по крайней мере, не меньше, чем своим шреддингом. Есть целая часть слушателей, которые знают его только по "More Than Words". На новом альбоме Extreme Six эта игра продемонстрирована в балладе "Hurricane".
"Она посвящена одному из моих лучших друзей, которого я потерял в аварии на мотоцикле три или четыре года назад", - рассказывает он. "Я думаю, что в этом соло я исполняю одну ноту. После первого бенда она пропадает примерно на четыре такта. Это одна из моих любимых соло-партий на альбоме, потому что пространство рассказывает тебе историю о боли, которую ты чувствуешь, что ты даже не хочешь ничего играть. Я почти разрыдался, рассказывая вам об этом сейчас, вот как много я чувствовал. Когда я играл, я не смог. Я подумал, что могу вернуться назад и заполнить эти пробелы, или я могу просто оставить то, что я чувствовал в то время, что что-то значило. Может быть, кто-то тоже это почувствует".
Что может шокировать давних поклонников Extreme, так это то, что для Six они оставили фанк в стороне. В одной из песен, "Thicker Than Blood", есть синкопированные риффы припева, которые напоминают нам о ранних Extreme, но, как признается Нуно, "это всё". Однако это не было осознанным шагом.
"Мы даже не заметили, когда выбирали из 40-50 песен, которые мы сочинили, сколько фанка там не было, но мне, как продюсеру, это пришло в голову. На самом деле я думаю, что это хорошая новость. Я думаю, что так и должно быть, когда альбом собирается сам по себе и говорит, где мы сейчас находимся. На самом деле, я очень рад следующему альбому из-за этого. Я действительно вдохновился". Он прокручивает свой телефон, показывая TG десятки голосовых заметок. "Это всё новые идеи для песен. Как ни странно, это так фанково! Я не знаю почему - даже не фанк-метал, а фанк-фанк, прямо-таки фанк. У нас даже есть рабочее название альбома, которое мы обсуждаем. Так что идея в том, чтобы мы больше не пропадали на 13 лет. Если мы в восторге, давайте продолжать в том же духе".
Из-за отсутствия фанка и присутствия тяжёлых риффов в дроп-D можно подумать, что это попытка Extreme звучать современно, но Нуно настаивает, что это не было целью.
"Лейбл сказал: "Отлично, мы можем использовать что-то из этого!" Я не делал этого специально. Я вырос на Metallica и группах того поколения, которые уже делали кое-что из этой херни. Это появляется сейчас, потому что это меня заводит. Или, может быть, это Disturbed, которых я слушал, или, может быть, это Five Finger Death Punch, подсознательно. Я точно не пытаюсь быть ими, потому что это всё равно что нянька по сравнению с тем, какие они тяжёлые. Мы настолько эгоцентричны и находимся в таком пузыре, что мне всё равно. Если меня это заводит, я играю. Если это слишком тяжело, идите на хуй! Если это слишком легко, идите на хуй. Мне действительно всё равно, что происходит сейчас, что современное, что старое, что новое. Я слушаю всякое, но я никогда не садился и не говорил: 'Давайте сделаем альбом с более современным звучанием' ".
Конечно же, Нуно не выбрал более современное оборудование, это был тот же самый аппарат, который он использовал на гастролях в течение последнего десятилетия. "Я всегда был очень скучным, когда дело доходило до этого. Нет никаких захватывающих Les Paul или крутых вещей. Это просто Washburn N4, этот кусок нелакированной деревяшки, на котором я всегда играл. Я использовал свою версию Телека, Nele, которую Washburn выпустили для меня. Я использовал его в паре песен. Он довольно заметен, когда появляется, как, например, в 'Small Town Beautiful' ".
Усилитель Нуно - Marshall DSL100.
"Многие люди говорят: "Правда? Нам не очень нравится, как они звучат". То, как я использую его, вероятно, не похоже на то, что делает большинство народу. Я включаю усилитель довольно громко, но я ненавижу резкие звуки. Все мои звуки должны быть очень тёплыми и немного более перкуссивными. Когда я нанял нового техника, он сказал: "Кто-то нахимичил с твоими настройками!". Презенс, верха и средние частоты находятся на уровне полтора-два. Басы - четыре или пять, и громкость очень высокая. Когда ты прибавляешь громкость, мне кажется, что это то, что надо. Ты можешь заставить дерьмо орать так, что люди не скажут: "Мы должны покинуть здание". И ты можешь играть ритм так, чтобы это было действительно мощно и очень тепло".
Секретный соус - это его ProCo Rat.
"Когда я был в туре Generation Axe с Закком Уайлдом, Стивом Ваем, Ингви Мальмстином и Тосином Абаси, они говорили: "Что делает педаль Rat? У тебя дисторшн почти полностью убран". Каждый гитарист подходил ко мне со словами: "Я не понимаю, Беттенкорт. Это ничего не делает". Я сказал: "Поиграй секунду так, как играю я. Играй с приглушением, сделай так, чтобы это было похоже на "ганк-ганк-ганк". Это подтягивает всю плавность любого Marshall, всех низов и просто заставляет его чувствовать себя больше как бас-бочка. Я не могу играть без него. Если вы уберёте эту штуку с моего педалборда, я, конечно, буду играть, но это будет очень хреновое выступление для меня".
Гитарный словарь Нуно
simplexity [simple + plexity - прим. переводчика]
Технически продвинутая игра, за которой скрывается бесхитростный дух рока.
"Мы все знаем, что рок-н-ролл прост, особенно среди представителей моего поколения. Это пентатонический мир. Вот почему Эдвард Ван Хален был таким особенным, и вот почему Джимми Пейдж был таким особенным. Мы не играем джаз, мы не Джон Маклафлин. Как мы можем творчески подойти к чему-то настолько простому? Как с Ингви Мальмстином, когда я впервые услышал, как он играл в Alcatrazz, я подумал: "Погодите-ка. Я знаю, что это всего лишь ми-минор, но почему он такой особенный? Почему эта песня пронзила меня насквозь и почему мне захотелось снова и снова сыграть её 20 раз подряд?". Сложность в ней есть, но она скрыта в огне, страсти и эмоциях. Если вы отделите слои, то обнаружите сложность. Так что это простота. Я думаю, это и есть рок-н-ролл: три с половиной минуты песни без всякой теории. Мы должны рассказать историю в двух куплетах и кого-то тронуть. Знаете, как это сложно? Восьмиминутная песня - нет проблем, но ты должен затронуть кого-то, написать о чём-то, что было написано за последние 60, 70 лет, и при этом заставить их плакать, смеяться, тронуть их. И вы удивляетесь, почему мы просто не выпускаем альбомы?".
murn [melodic + burn - прим. переводчика]
Играть соло, которое одновременно является мелодичным и шредерским.
"В студии в восьмидесятые, когда ты собирался играть шред в песне, это было "зажигательное" соло. Потом в другой песне было "мелодичное" соло... Так что наряду со словом simplexity тогда было слово "murn"! Если ты можешь сделать его увлекательным и интересным для гитариста, но при этом сохранить мелодию, значит, ты чего-то добился. Вот почему мне нравится мое соло на "Other Side Of The Rainbow", потому что в нём есть огонь, но ещё есть что спеть". Классические соло Нуно "murn" включают "Decadence Dance" и "Rest In Peace", а на новом альбоме "Mask" и "#Rebel" выделяются murn'ами. "Лучшие инструментальные альбомы всегда включают обе вещи", - говорит Нуно. "Будь то Бек, будь то Сатриани или даже Стив Вай. Вы получаете альбом типа Passion And Warfare, и большую часть композиций занимают мелодии".
Альбом Six группы Extreme вышел 6 июня 2023 года.
Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.