GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Nuno Bettencourt

 

 

На гастролях с Рианной

 

 

 

 

 

 

 

 

Ян Людеке

Soundcheck

июль 2010

 

 

 

 

 

 

 

Нуно Беттенкорт - один из немногих идолов, признанных как молодыми, так и опытными гитаристами. Он не только завоевал мировую популярность благодаря песне "More Than Words", но и неустанно играет на концертах и сотрудничает с музыкантами самых разных жанров. Например, песня "Black Cat" Джанет Джексон - это великолепный пример грувовой и жёсткой игры на гитаре. Мы встретились с ним во время тура с Рианной, чтобы побеседовать.

3

Краткая биография

 

Нуно Беттенкорт родился в Португалии в 1966 году. Когда ему было четыре года, он вместе с семьёй переехал в США. В 1985 году Нуно присоединился к группе Extreme, дебютный альбом которой вышел в 1989 году и сразу же попал в чарты. Настоящий взлёт произошёл после выхода альбома "Pornograffiti" и хита номер один "More Than Words". После распада в середине девяностых группа вновь собралась в 2007 году.

 


В настоящее время он гастролирует вместе с Рианной в рамках тура "Last Girl On Earth". В настоящее время она является самой успешной исполнительницей в США, да и на международном уровне её успехи не так уж и скромны. Неудивительно, что для своего нынешнего тура она собрала лучшую группу: Нуно был предложен в качестве лид-гитариста и, несмотря на первоначальный скептицизм, быстро втянулся. "На её студийных записях вы не услышите ни одной гитары. Но ей нужна была группа, которая могла бы играть песни в очень роковом и фанковом стиле, и мой старый друг, который является арт-директором и сам отличный гитарист, обратился ко мне, потому что он точно знал меня и мой стиль и знал, что я идеально впишусь в то, чего хочет Рианна".


И вот в один прекрасный день в проверенном временем Франкфуртском фестивальном зале радостный Нуно Беттенкорт просит пройти за ним в зал, где приглашает нас осмотреть сцену, где только что закончился саундчек и вносятся последние штрихи в многочисленные визуальные диковинки. Первое, на что обращаешь внимание, - это скромное оборудование Нуно. Можно подумать, что за двумя его именными усилителями стоит огромная стойка с эффектами и прочими приспособлениями для улучшения звука. Но Нуно - пурист: "Мне нравится, когда всё честно. В моём педалборде есть несколько эффектов, но я редко ими пользуюсь. Усилитель звучит фантастически, мне лишь время от времени требуется небольшой тонкий дилей или хорус". Именной усилитель Беттенкорта появился скорее случайно. "Я ковырялся в электронике с другом из Австралии, и вдруг у нас появился этот усилитель, который затмил всё остальное. Он может делать всё то, для чего мне раньше требовалась куча разных усилителей". А как появился этот сумасшедший дизайн и сотрудничество с Randall? "Я хотел, чтобы усилитель выглядел немного как постапокалиптический электро-джанк. Randall, как и Washburn (где уже много лет делают именные гитары Нуно), входит в группу USM, так что сотрудничество было очевидным. Кроме того, ни один другой производитель не захотел бы создавать такой уникальный дизайн". А дизайн в любом случае уникален. Но даже у индикатора уровня, который поначалу кажется забавной диковинкой, есть свой резон: "Эта штука - просто хороший прибор для анализа. С его помощью я могу определить, что есть проблема, и быстро её устранить". В поисках тихого места посреди подготовки к концерту мы находим комнату, заставленную флайт-кейсами, где Нуно отвечает на наши вопросы о Рианне, а также о воссоединившихся Extreme.

 


Вы находитесь в длительном турне с Рианной. Работа в качестве сайдмена сильно изменилась?


Нет, это как в отпуске! Я не пою, я - часть большого оркестра и играю свою роль. Музыка - это лишь один из аспектов этого шоу. Посмотрите на эту огромную постановку с танцорами, костюмами и световым шоу. Мне нравится, что на мне не лежит такая большая ответственность.


А как ведёт себя Рианна во время гастролей?

Она очень талантлива. Я даю ей уроки, когда позволяет время, а Washburn сделали для неё отличную гитару, на которой она играет на сцене, не только с живыми гитаристами, но и с частным преподавателем Рианны - Нуно Беттенкортом. Она не только очень разносторонне играет на гитаре. Она также играет на барабанах на концертах. Она не примадонна, но очень здорово проводит время с группой. Вся группа состоит из абсолютных профессионалов, поэтому играть каждый вечер очень интересно.

На сцене Рианны много ступенек и пандусов. Не боитесь ли вы упасть?


Да, это немного опасно, но с каждым днём я всё больше привыкаю к этому. Вы видели гигантские розовые щиты? Я собираюсь забраться туда во время акустического сета и играть на своей акустической гитаре.

Знает ли аудитория Рианны, кто вы?

Я не думаю, что большинство из них знают, но, возможно, их родители знают! Как только моя дочь узнала, что я играю у Рианны, я вдруг стал крутым папой. [Смеётся].

Трудно ли так долго находиться вдали от дома?

Когда у тебя появляются дети, это становится ещё сложнее. Это одинаково для всех участников тура. Но раз в два месяца можно съездить домой на несколько недель, и тогда становится легче.

Очевидно, что вы - мастер на все руки. Что говорят поклонники о ваших различных проектах?

Всегда есть те, кто не согласен с тем, что я занимаюсь столькими разными вещами. Но они уже должны меня знать. Мне просто нравится играть с разными артистами.

Что послужило причиной раскола Extreme в своё время?

У нас не было перерывов в работе все эти годы, мы не получали удовольствия от гастролей по всему миру, и в какой-то момент мы просто надоели друг другу. Мы никогда не могли позволить городу или площадке подействовать на нас магически. Другой день, другой город, другая площадка - и в какой-то момент всё осточертело. Отчасти это была наша собственная вина, отчасти вина менеджмента. Мы были голодны, но у нас не было времени, чтобы всё это как следует переварить. Теперь мы все гораздо больше ценим совместные выступления и гастроли.


Как вы пришли к воссоединению?


Мы могли бы просто отправиться в тур и играть старые песни, но это выглядело бы так, как будто мы занимаемся этим только ради денег. Мы хотели сделать это по правильным причинам: Из-за музыки! Именно поэтому мы сочинили и записали "Saudades de Rock", чтобы вновь показать людям себя со свежим материалом.


Открывающая альбом композиция очень похожа на Queen. Это было сделано намеренно?


Нет, вовсе нет! Сначала мы джемовали над грувом, потом у нас появился рифф, и песня просто развивалась дальше. Только потом мы поняли, что сочинили свою собственную "Tie Your Mother Down", и я извинился за это перед Брайаном Мэем! [Смеётся].


Брайан Мэй как-то сказал, что Extreme - это группа, которая лучше всех понимает, что такое Queen. Должно быть, это пошло как по маслу.

Точно, это было на концерте в память Фредди Меркьюри [концерт, посвящённый памяти легендарного вокалиста, проходил перед 72 000 зрителей и транслировался примерно для миллиарда зрителей в 76 странах мира - прим. редакции]. Но когда Брайан объявил о нашем выступлении, я чуть не обделался от нервозности.

У вас новый барабанщик. Где Пол Гири?


Пол теперь наш менеджер! Пол, конечно, "тот самый" барабанщик Extreme. Кевин Фигуредо - новый человек, и он действительно невероятно чувствует песни и просто отличный парень. Нам очень повезло с ним.


Как вы записывали "Sausades"?


Это было не так просто. Мы хотели записываться полностью в аналоговом режиме, но найти студию, в которой ещё остались двухдюймовая лента! Мы долго искали. Потом мы играли все вместе живьём, делали по несколько дублей каждой песни, а затем, как Led Zeppelin, соединяли лучшие партии. Не так уж плохо, если кто-то допускал небольшую ошибку. Нам было важно, чтобы ощущение было правильным.
Такие проекты, как Pornograffiti, обычно толкают звук в определенном направлении и тем самым сужают его. С олдскульным "Sausades" мы смогли охватить более широкий спектр, а значит, быть более разносторонними и сделать больший акцент на песнях.


А как насчет следующего альбома Extreme? Не задерживает ли его тур?


Нет, ни в коем случае. Мы пишем песни через Skype, по сети. Преимущество в том, что можно просто закрыть ноутбук, когда вы друг другу надоели. [Смеётся] Когда гастроли Рианны закончатся, мы как можно скорее отправимся в студию. У меня уже есть несколько замечательных идей, которые совершенно не похожи на то, что люди от нас ожидают.


Вы записали свой DVD "Take Us Alive" в Бостоне. Там же вы записывали и сольные партии?

Да, всё записано живьём и без фальшивого фона. В студии мы делали овердабы только в тех случаях, когда это было технически необходимо, например, если микрофон был неисправен, то есть можно было перезаписать несколько ударов на том-томе. Но если кто-то сыграл неправильную ноту, то это тоже можно было исправить. Всё остальное показалось бы мне нечестным. Есть много концертных альбомов, где целые партии были перезаписаны в студии. Мы этого не хотели.


Кстати, о звуке: на DVD можно снова услышать ваш невероятный гармонизированный вокал...


Один критик как-то написал о концерте Extreme, что в целом он впечатлён, но его беспокоит, что мы использовали вокальные фонограммы! (смеется) Иногда это тяжёлая работа, но мы действительно поём и играем всё живьём.

Значит, мы по-прежнему услышим много нового от Extreme?


Конечно. Мы отсутствовали некоторое время, так что, конечно, нельзя ожидать, что мы начнём с того, на чём остановились. Мы должны снова убедить слушателей в том, что у нас всё ещё есть то, что нужно. После этой непринуждённой беседы настало время увидеть Нуно в действии вместе с Рианной, и начало немецкого тура было идеальным. Было на что посмотреть и еще больше послушать. Тот, кто знает Рианну только по радио, будет удивлён. Потому что этот двадцатидвухлетний сгусток энергии с Барбадоса потряс зал. Нуно явно получал удовольствие и был так же хорош в позах рок-звезды, как и его начальница, которая не упускала возможности без устали порхать по сцене, менять костюмы, принимать позы и отлично петь. Оба гитариста устроили зажигательные дуэли, а Нуно вместе с Рианной смог показать, что он действительно хамелеон, который чувствует себя как дома в любой стилистической среде.

Концертное оборудование Нуно

 

Нуно путешествует налегке. Основу гастрольного оборудования составляют лишь два его именных усилителя Randall - модель NB King 100 и соответствующими им кабинетами NB412, две гитары серии N от Washburn, включая, конечно же, легендарный оригинал N4, Washburn Idol с отделкой блёсками, которая наверняка привлечёт внимание публики, и дредноут, также от Washburn. Пикантность звучанию придаёт педалборд с экономно используемыми Boss GT-8, педалью октавера (Boss OC-3), тюнером (Boss TU-2) и шумодавом (Boss NS-2). Другие важные прибамбасы - ложка и E-Bow, отвечающие за некоторые диковатые спецэффекты Нуно. И, конечно же, изготовленные на заказ медиаторы с его собственным изображением - столько тщеславия позволено выдающемуся гитаристу. С помощью такого удобного оборудования Нуно извлекает самые разнообразные звуки. Концентрация на главном: со своим именным усилителем Randall Нуно воспроизводит все звуки, которые ему нужны.

Меньше - значит лучше: Нуно Беттенкорт использует только Boss GT-8 и несколько педалей для воспроизведения эффектов на концертах.

 

Тот, кто имеет статус Нуно Беттенкорта в гитарном мире, естественно, обладает и набором именных инструментов. Его гитара Washburn N4, которая выпускается с конца 1990 года, является легендарной. За прошедшие годы на корейском производстве также появились различные более дешёвые версии этой модели. Что касается усилителей, то Нуно уже давно полагается на свой Randall NB 100 King и соответствующий ему NB 412. Для тех, кто любит поменьше, в серии NB недавно появились и комбо.

 

Последним релизом основной группы Нуно Extreme стал концертный альбом "Take Us Alive". Здесь бостонцы показывают, что они ничего не забыли за время распада группы и по-прежнему являются одними из лучших артистов, выступающих живьём. Это стоит увидеть и услышать.