GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

поддержите проект донатом, если хотите видеть публикации чаще

Nuno Bettencourt

 

Раскрывая секреты записи

 

 

Нуно Беттенкорт рассказывает нам о "муках" записи Six, возвращении рок-н-ролльной мифологии и соло, от которого взорвался гитарный мир

 

 

 

 

 

 

Хенри Йейтс

Фото - Фрэнки Пеппер

Guitarist, август 2023

Перевод с английского

 

 

 

 

 

 

 

Нуно Беттенкорт готовится к неизбежному. Исполнив, пожалуй, самое ослепительное соло пост-миллениума на недавнем сингле Extreme "Rise" - немыслимый аттракцион из обжигающего тремоло, злоупотребления рычагом и волнообразных пассажей с палм-мьютом. 56-летний виртуоз теперь должен предстать перед мировой гитарной прессой, которая требует рассказать, как делается этот фокус.


Он примет все похвалы. Но если в манере Беттенкорта давать интервью есть намёк на доброжелательное нетерпение, возможно, это потому, что гитарист поднимает техническую планку с тех пор, как Extreme начали свою карьеру в середине восьмидесятых в Бостоне, и новый альбом "Six" - далеко не фокус с одним трюком.

Нравится ли вам сейчас работать в студии?


Нет, я пиздец как ненавижу записывать альбомы. Для меня нет ничего более мучительного. Почему? Потому что я вижу и слышу вещи с того самого дня, когда я их пишу. Это как художник, который уже видит картину. И теперь я должен пройти через эту долбаную боль, чтобы реализовать это видение.


О каких темах вы писали для Six?


"The Mask" была вдохновлена японской философией о том, что все мы носим три лица. Есть то, которое мы показываем всему окружающему миру. Есть то, которое мы показываем только близким. А есть и третье лицо, которое мы храним для себя, и секреты, которыми мы никогда ни с кем не делимся. "Rebel" - о социальных сетях и о том, как люди могут взять в руки чашку кофе, написать "#BlackLivesMatter" и пойти на работу. И они стали частью движения! Они изменили мир!


Ожидали ли вы, что "Rise" станет таким обсуждаемым соло?


Я понятия не имел. Часть меня думала: "Вау, это здорово". А часть меня была в замешательстве. Я принимаю это. Я определённо не смотрю на это свысока, и это очень волнительно. Особенно когда твои коллеги и люди, которыми ты действительно восхищаешься - Брайан Мэй, Стив Вай, Закк Уайлд, Стив Лукатер - пишут мне. Но девчачья скромность во мне всегда пытается анализировать вещи и спрашивать, почему. Почему это соло вызывает такую реакцию? Потому что для меня, да, это достойное гитарное соло, но я чувствую, что играю подобные соло уже 35 лет. И многие фанаты тех времен, судя по их комментариям, я думаю, что они согласны со мной. Они говорят: "О, ребята, вы только сейчас заметили, что он делал такие вещи в "Peacemaker Die"?


Какова ваша теория о том, почему соло "Rise" было так высоко оценено?


Если вы посмотрите на последние 15 лет, там так много крутых гитаристов. Я слежу за ними в социальных сетях, и они поражают воображение. Они делают такие вещи, что мой единственный комментарий: "Иди на хуй". Потому что я так не могу. Но я замечаю, что эти люди сидят на диване и играют эти умопомрачительные партии. Но это всё. Эмоциональный и физический элемент отсутствует. Я думаю, что с "Rise" произошло то, что произошло с мифологией рок-н-ролла. Это то, чего нам не хватало. Там есть песня. Есть гармония. Есть зацепки. Есть аранжировка. Есть видео. Есть группа, жаждущая крови. И гитарист не просто сидит на диване. Он зажигает, и в этом есть физический и эмоциональный элемент, который соответствует песне.


На какие еще вещи нового альбома вы бы хотели обратить внимание слушателей?


Я даже не уверен, что "Rise" - мое любимое соло на альбоме. Люди могут подумать, что я сошел с ума, если я скажу им, что следующий сингл, "Other Side Of The Rainbow", самый лучший. Когда вышел "Rebel", я помню, как один парень сказал: "Хорошее соло, но оно не такое потрясающее, как "Rise". И я сказал себе: "Это самый лучший комплимент, который кто-то может мне сделать". Потому что это не Олимпийские игры, в которых я участвую. Технически, если "потрясающий" - это то, чего хотят люди, то они упускают суть. B "Rebel" - лучшее соло для "Rebel". В "Banshee" - лучшее соло для "Banshee", потому что оно остаётся в рамках концепци песни. Мне не нравятся гитаристы, которые пытаются произвести впечатление на слушателей каждым своим соло.
 

Какое оборудование вы использовали на "Six"?


В этом смысле, знаете, я всегда был немного скучным. Может быть, усилители меняются, но больше ничего не меняется. В данном случае это был Marshall JCM2000 DSL. Но я использую его совсем по-другому. Если бы люди увидели мои настройки, они бы, наверное, подумали, что кто-то их сбил. Потому что презенс стоит на 1. Верха на на 1. Середина - то же самое. Низ на 4. А затем я увеличиваю громкость. Люди спрашивают: "Зачем ты убрал всю эту эквализацию?". А я отвечаю: "Ну, когда я играю громко, для меня это идеально". Он пробивной, звучит хорошо и громко, и это не раздражает, и я чувствую, что могу подтягивать высокие ноты, и это просто работает для меня.

 

В остальном, у меня та же педаль Rat, которой я пользуюсь уже несколько десятилетий. Я не использую её для дисторшна, она служит фильтром, чтобы подтянуть низы, вот и всё.


Почему вы остались так верны своей именной серии Washburn?


Не в обиду Washburn, но это Washburn выпускает мою гитару, а не я играю на гитаре Washburn. Эта гитара была разработана, спроектирована и сделана для меня, и как бы она ни была дерьмова для большинства других, это просто то, что мне нравится.
Мне нравятся эти звукосниматели, мне нравится этот гриф. Я использую другие гитары, но 80 процентов альбома - это моя N4, и я использовал ту Nele, которая у меня есть, на двух песнях, а ещё я использовал семиструнную N7 на X Out. Вот и всё.
Знаете, мой N4 - это старая бейсбольная перчатка. Она притёрлась и передаёт мои мысли наилучшим образом".


Гитары действительно выпрыгивают из динамиков - как вы их записывали?


Да, это очень в тему. Помню, я проигрывал альбом в студии Стива Вая, он замер и спросил: "Как тебе удалось сделать так, чтобы гитары были прямо здесь, рядом с моим ухом?". Я ответил ему: "Я ничего не делаю". Это [Shure] SM57 и [Sennheiser] 421, бок о бок, вне оси, прямо над центром динамика. И это просто громко. Я стараюсь сделать так, как будто ваше лицо находится прямо перед кабинетом.


Чувствуете ли вы, что становится все труднее создавать оригинальные гитарные партии?


О, все мы занимаемся плагиатом. Ни одна вещь, которая выходит из моего тела, разума или души, не является моей оригинальной идеей. Но то, что мы делаем, это берём все те вещи, которые повлияли на нас, и меняем местами ингредиенты. Как говорит Закк Уайлд, у каждого из нас есть свой суп. Если вы возьмете ложку, вы почувствуете немного Бэка, немного Брайана Мэя. В некоторых песнях вкус Брайана Мэя будет очень сильным. В других он не будет ощущаться вообще. Но в этом нет ничего плохого. Даже тот, о ком говорят, что он был "крёстным отцом", например, Чак Берри - он ведь тоже откуда-то взялся, понимаете?

 

Большинство настоящих героев - это герои, которые стоят за героями - люди, которых мы видели однажды в грёбаном местном баре. Людям не нужно корить себя за это, знаете ли. Всё, что вам нужно сделать, это отпустить себя, быть собой и дать себе свободу.
 

Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.