GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

У сайта guitarblog.ru заканчивается сертификат безопасности (https). Вы можете оказать помощь, задонатив на продление сертификата, воспользовавшись формой в правом нижнем углу страницы

Nuno Bettencourt

 

 

Проснись и пой

 

 

Нуно Беттенкорт о тонкостях своего гитарного соло "Rise", и об огненной буре, которую оно вызвало в гитарном мире

 

 

 

 

 

Энди Алдорт

Фото - Хайме Баллестерос

Guitar World, август 2023
перевод с английского

Давайте запрыгнем прямо внутрь! "Rise" начинается с очень тяжёлого, агрессивного риффа, сыгранного в настройке дроп-D. Каков был генезис этой песни, и как она сложилась?


Я всегда иду на запись нового альбома с мыслью о том, что никогда не выпущу ничего, что бы не было значимо для меня. К большому финансовому ущербу группы, у нас, вероятно, накопилось материала на четыре альбома за последние 10 лет, который мы так и не выпустили. Когда наступает момент, когда ты действительно хочешь поделиться композицией с кем-то особенным - ты звонишь своему брату или приятелю и говоришь: "Могу ли я показать тебе кое-что?", потому что ты в восторге и горд этим - вот тогда ты готов показать всем. Так и произошло с этим.


Что именно в "Rise" заставило вас почувствовать, что она попала в точку?


Когда я думаю о своих самых главных героях, таких как Эдвард [Ван Хален], Брайан Мэй, Джимми Пейдж и Рэнди Роадс, у меня всегда было панковское отношение: "Представьте себе, каково это - однажды стать таким, как они", но это было еще хуже! Мое чувство было: "Я хочу победить их!" Нет ничего лучше, чем если бы они услышали "Rise" и сказали: " О чёрт, послушайте это!". Так что барометром для меня всегда было: если бы Эдвард был здесь, хватило бы у меня смелости сыграть это для него? Когда я чувствую это, я знаю, что готов выпустить что-то.


Когда песня начинается с вступительного риффа, сухость звучания оказывается прямо перед вашим лицом и бьёт вас очень сильно.


Когда я поставил её Стиву Ваю в его студии, он посмотрел на колонки и сказал: "Как ты добился того, что она звучит "прямо здесь?" Как будто она даже не в колонках - она у меня на коленях!" Всю свою жизнь я никогда ничего не добавлял к ритм-звуку. Ни хоруса, ничего. Это мои пальцы и моя гитара, и это единственное, что я хочу слышать. Брэд Уитфорд [из Aerosmith] сказал мне давным-давно: "Когда я слушаю записи, мне кажется, что я сижу прямо перед твоими кабинетами". Вот чего я хочу - никакой магии: Я хочу, чтобы все чувствовали: "Нуно прямо здесь".


Кто из ваших героев связывался с вами по поводу соло?


Лукатер позвонил мне и сказал: "Чувак, на свете есть много великих гитаристов, но меня давно так не сдувало со стула!" Услышать такое от такого мастера, как Люк, для меня очень важно. Я получал много "благодарностей" от людей, и я говорил: "Что значит "благодарю"? Они отвечают: "Спасибо, что вернул рок-н-ролл в таком виде, на такой платформе, из той эпохи". Это заставило меня понять, что люди изголодались по такой музыке: не только по игре на гитаре, но и по ярости и интенсивности, с которой играл такой человек, как Эдвард. Я сказал группе: "Я хочу сделать рок-альбом и привнести в него гитару в позитивной, зажигательной, страстной и эмоциональной манере".

Можете ли вы привести пример того рода игры Эдди, о которой вы говорите?


Слушая вступление песни [Van Halen] "I'm the One", вы думаете: "Что здесь происходит?!" в плане того, как он играет. Но он играет ради песни: это позитивно, зажигательно, это праздник. Сделать что-то подобное было самой большой целью в моей жизни, и это касается "Rise".

 

У меня была вечеринка с участием Стива Вая и Тома Морелло. Я сказал: "Эй, ребята, могу я показать вам кое-что до того, как это выйдет, и дайте мне знать, что вы думаете, если это отстой, или что-то ещё?". Самым большим комплиментом, помимо указания на соло, было: "Чувак, неважно, что это за песня, гитара остаётся в культуре и остаётся в центре того, что дают тебе мелодия и текст. Что бы ни требовалось песне, гитара была там для этого".


Стилистически вы связаны с Эдди Ван Халеном, возможно, больше, чем с любым другим музыкантом. Есть ли технические приёмы и фишки, которые вы переняли у него, и которые вы слышите в своей игре?


Безусловно, хотя я бы сказал, что Эдвард повлиял на каждого гитариста с тех пор, как мы все впервые услышали "Eruption". Это действительно "до Эдварда" и "после Эдварда", потому что он так сильно изменил всё, как только появился на сцене. Его правая рука, играет ли он ритм или соло, настолько выразительна; он может полностью изменить звучание в пределах одного риффа тем, как он бьёт по струнам правой рукой. Он никогда не "бренчит" аккорды; существует так много нюансов в атаке медиатора и множестве звуков и эмоций, которые выходят наружу.

 

"Mean Street" - идеальный пример: пока все разучивали это сумасшедшее вступление, я был потрясён тем, что он делает в главном риффе куплета, потому что это звучит невероятно. Это открыло для меня совершенно новую дверь в гитарный мир. Это был гейм-чейнджер. Я гонялся за этой фигнёй целую вечность. Хотел ли я научиться играть обоими руками на грифе и пытаться ли играть его соло? Конечно. Но его почерк, его чувство, его свинг... никто никогда не свинговал так мощно как ритм-гитарист, по сравнению с Эдвардом.

В соло "Rise" есть вещи, которые, как мне кажется, являются кивком в сторону того влияния, которое он оказал на меня. Люди, которые писали в интернете или говорили мне: "Эй, бро, ты занял трон Эдварда". Я отвечаю так: "Иди на хуй. Это невозможно - никто не займёт этот трон". Я играю так, как играю, благодаря Эдварду, Брайану Мэю, Джимми Пейджу и всем моим самым великим героям. Но, может быть, Эдвард там, наверху, смотрит вниз и говорит: "Ты молодец, малыш - мне это нравится".

 

Я хочу сказать, что, конечно, это дань уважения Эдди, конечно, он там есть. Я не записывал эту песню для него, но в "Rise" есть одна вещь, которая является конкретным кивком в его сторону: После 1978 года и выхода Van Halen мы все знали одну вещь, помимо того, что Эдварда сбросили с какого-то космического корабля, а мы не знали, какого хрена происходит, - никто из нас больше никогда не сможет использовать MXR Phase 90! Ты мог использовать его, если хотел, но ты знал, что все будут показывать на тебя пальцем и говорить: "Ах, ты пытаешься сделать то, что делает Эдвард!". Он сделал его своим! Вот почему я никогда не использовал его.


Я так хотел сыграть соло для Эдварда, но у меня никогда не было возможности. После его смерти я подумал, что не хочу его перезаписывать, потому что там есть некоторые моменты, которые я не смог бы воссоздать, даже если бы попытался. Например, в начале соло одна из первых нот, которую я хотел подтянуть, физически не получилась в моих 56-летних руках. Я пропустил эту ноту и вместо этого ударил по трём струнам одновременно. Я оставил ее там, потому что это очень странный звук. Я дам любому миллион долларов, если он сможет расшифровать, какая это нота, потому что никакой ноты нет! Это звучит как автомобильная авария с бас-бочкой! Я не смог бы переиграть его, даже если бы захотел. Когда я ее переслушал, я подумал: "Что это было, чёрт возьми?".

 

Я хотел как-то отдать дань уважения Эдуварду, поэтому я залез в интернет, нашёл хороший плагин Phase 90 и поставил его на соло. Это мой тихий кивок и "благодарность" Эдварду. У меня там есть тремоло, как в "Eruption", и я подумал, почему бы не добавить туда Phase 90?

Есть ли в цепи вашего сигнала эффекты, которые вы считаете необходимыми?


Да, потому что в студии обычно единственное, что стоит между моей гитарой и усилителем - это моя педаль [Pro Co] Rat. Дисторшн установлен почти на всю, примерно на восемь, громкость - наоборот, примерно на единицу, а фильтр - в среднее положение. Когда я выступал в туре Generation Axe со Стивом Ваем, Ингви Мальмстином и Закком Уайлдом, они говорили: " Что с твоей педалью Rat? Она просто лежит на твоём усилителе, и ты никогда к ней не прикасаешься, а ведь она у тебя с 12 лет!"

 

Я давал им свою гитару и говорил: "Играйте!", а потом включал педаль Rat, и они говорили: "Я не слышу разницу!". А я отвечал: "Именно!". Это не "слух", это "ощущение". Затем я предлагал им сыграть пассаж на низких струнах с палм-мьютом и говорю: "А теперь послушайте", и они отвечали: "Вот, блин!". Всё, что это делает для меня, это усиливает низкие частоты, когда я играю эти приглушённые пассажи на низких струнах; это даёт мне тот отклик, который мне нужен.


На этом альбоме я просто использовал гитару в Rat и в Marshall DSL 2000, с настройками высоких частот на полтора-два, презенса на полтора-два, средних частот на то же самое, и басов на четыре-пять. Эти настройки позволяют мне увеличить громкость усилителя без вреда для моих ушей. Это даёт мне идеальное количество теплоты и позволяет мне лупить по струнам изо всех сил и выражать себя так, как я хочу.


В вашей игре присутствует эффект спонтанности и непредсказуемости, но при этом всегда есть мелодичные ходы, как у Брайана Мэя или Эдди Ван Халена. Подходите ли вы к соло с чувством баланса, как к чему-то вроде вопроса и ответа?


Брайан и Эдвард - два моих главных кумира. Я не играю много коротких соло, поэтому, когда мне приходится играть короткое соло, я рассматриваю соло как ещё одну "песню" внутри песни. Соло "Rise" - прекрасный тому пример. Вместо того чтобы просто отрываться на соло, я думаю: "Как мне рассказать другую версию этой истории и как переключить песню на другую передачу?"

 

Соло может либо помочь, либо навредить песне, поэтому я всегда стараюсь использовать соло, чтобы поднять песню на другой уровень, прежде чем мы вернемся к последнему хуку. После куплетов, предприпева, припева и бриджа, для соло лучше перевести вас на третью или даже четвёртую передачу перед тем, как мы вернемся назад для аутро.


Как солист, вы должны признать, что песня - ваш лучший друг. Она рассказывает вам историю, лирически и тонально, а ритм-секция даёт вам что-то, чтобы вы могли парить над ней. Я принимаю все эти вещи как подарки. Это как в машине: ты должен сесть в машину, а настроение такое: "Ты готов? Это чертовски опасно, так что давай прокатимся!"


Вы сочетаете сверхточный переменный штрих с беглым легато, и, хотя большая часть того, что вы играете, может быть основана на минорном пентатонике, вы добавляете гармонический минор и другие гаммы. Такой подход получается естественным образом?


Да, в значительной степени так. Я не осознаю ни одной из этих вещей, когда играю. Я бы хотел быть достаточно образованным, чтобы понимать, куда я движусь. Я никогда не учился переменному штриху, или фразировке легато, или хвату грифа и дайв-бомбам. Я научился этому, наблюдая и слушая своих кумиров и моих сверстников. Я слышу один из своих бендов и думаю: "Это бенд Брайана" или "Это бенд Эдди". А когда я играю переменным штрихом с палм-мьютом, я думаю: "Срань господня, я стал "Элом Ди Меолой" в этой фигне!" Это мой набор инструментов.


Очень быстрый приём, который звучит в конце соло "Rise", напоминает фрагмент соло "Peacemaker Die" из "III Sides to Every Story", а также соло в "Midnight Express" и "Little Jack Horny". Это стало фирменной частью вашей манеры игры.


Один парень написал в Интернете, что есть две вещи, которые я делаю так, как не делает никто другой. Я увидел это и подумал: "Ну, расскажи мне больше!". В качестве примера он сказал: "Если фирменная фишка Эдди - это тэппинг, то фирменная фишка Нуно - это быстрый, ударный пикинг с палм-мьютом, который вы слышите в соло "Peacemaker Die"". Вот почему мне смешно, когда кто-то говорит, что я поднял планку в соло "Rise", потому что я думаю: "Я сделал это ещё в 1992 году!"

 

Ещё один прием, который я использую в соло "Get the Funk Out", мне подсказал Эдвард. Он сказал: "Ты перескакивешь через струны, когда исполняешь тэппинг, вместо того, чтобы оставаться на одной струне". Мне всегда нравилось это упражнение, с мыслью: "Почему я должен идти по порядку и играть что-то вроде гаммы? Почему я не могу всё перевернуть с ног на голову? И я начал внедрять это в свою игру.

Бывали ли у вас ситуации, когда вы готовитесь к гастролям и понимаете: "О нет, я должен выучить то, что играл"?


Я прохожу через это прямо сейчас - и я ужасно боюсь этого! Через 10 дней мне предстоит выступить с концертами, и я должен быть в состоянии сыграть первые три сингла с альбома. Мне нужно присоединиться к трибьют-группе Extreme, чтобы я мог понять, что, чёрт возьми, я играл! Я понятия не имею! Даже когда мы снимали клип "Rise", я назвал это "имитацией собственной игры", потому что я не знал, откуда берутся все эти приёмы. Я должен выучить их, и я, пиздец как, боюсь! Сейчас люди это знают, так что я должен выучить это.


Вы когда-нибудь смотрели, как гитаристы играют ваши соло на ютубе, и думали: "Этот парень сделал все правильно" или "Этот парень сделал все неправильно" или "Я бы никогда так не сделал, но это круто"? Кстати, вы проводили челлендж "Play with Me", где вы смотрели видео, где люди играют соло из этой песни, и выбирали победителя.


В конце фильма "Невероятные приключения Билла и Теда" в саундтреке звучит гитарное соло из песни "Play with Me". Это соло также было включено в самый финал игры Guitar Hero [бис шестого уровня Guitar Hero Encore: Rocks the 80s - прим. переводчика]; вам нужно было уметь играть это соло с помощью пяти цветных кнопок. Это определённо сложное соло.


Мне трудно поверить, что есть люди, которые пытаются играть мои соло так же, как я пытался играть соло других исполнителей, когда только учился. Это огромная честь, и для меня никогда не имело значения, играют они правильно или неправильно. Бывали случаи, когда я говорил: "Вау, этот парень просто крут!" или "Какого хрена - он сыграл этот приём? Я должен был сделать это!"

 

Если бы я мог, я бы сказал: "Вы все победили!" просто за то, что вы приняли участие в конкурсе. Был один парень, который добавил немного своего огня, и мне понравилась его эмоциональная сторона, поэтому я выбрал его победителем. Возможно, он лишь на 80 процентов "точно" повторил то, что играл я, но он сделал это по-своему, а это то, ради чего все и затевалось.


 

 

 

Экстремальные упражнения


Узнайте пять приёмов, шреда (и фанкуйте на хер!*) как Нуно Беттенкорт

 

[отсылка к песне Extreme "Get The Funk Out" - прим переводчика]

 

 

 


Чарли Гриффитс
Фото Дастина Джека

 

 

 


В этом уроке мы рассмотрим несколько фирменных технических приёмов, характерных для уникального, зажигательного стиля гитариста группы Extreme Нуно Беттенкорта, на пяти примерах, воплощающих ключевые элементы подхода гитариста к игре ритм-партий и соло.

 

Аудиопримеры находятся тут

ПОЛУЧЕНИЕ ЗВУКА


Нуно - в первую очередь фанат хамбакеров и хорошо известен тем, что использует гитары Washburn серии N, в разработке которых сам принимал непосредственное участие. Несмотря на то, что Нуно играет в жанре шред, его соло-звук обычно чище, чем можно было бы ожидать, его фанковый подход требует, чтобы фундаментал ноты звучал чётко. Попробуйте следующие настройки усилителя в качестве отправных точек, а затем подстройте их по своему вкусу: Gain на 7, Bass на 6, Middle на 7, Treble на 7, Reverb на 3.

FIG. 1 Вдохновлённый такими песнями, как "Kid Ego", "He-Man Woman Hater" и "Midnight Express", наш первый пример представляет собой грув-рифф в стиле Нуно, который играется вокруг аккорда A5 в открытой позиции и подразумевает использование хаммер-онов шестнадцатыми триолями с палм-мьютом. Перкуссионный эффект и намеренный пробивной штрих сложно воспроизвести, поскольку конкретное расположение ребра ладони на струнах и степень давления на них оказывают большое влияние на звук. Стремитесь к тому, чтобы все ноты звучали как можно ровнее по громкости, с большим количеством низов. Сыграйте пауэр-аккорд A5 указательным пальцем на 2-м ладу и удерживайте его там, на протяжении всего времени, пока используете средний и безымянный пальцы для игры риффа. Старайтесь держать руку с медиатором свободно, а на последних двух тактах приглушите струны ладонью, одновременно ударяя по ним хаммер-онами левой руки.

FIG. 2 Двуручное арпеджио Нуно в песнях "Get the Funk Out" и "He-Man Woman Hater" стало легендой, и этот пример основан на мажорном аккорде с добавленной 9 ступенью, которую гитарист использует для получения изящных потрясающих ходов с межструнными скачками в этих и других песнях. Используйте средний палец правой руки для тэпа на 17-м ладу, затем указательный палец и мизинец левой руки для хаммер-онов с 10-го лада по 12-й. Далее перейдите на 3-ю струну и используйте указательный и мизинец для хаммеронов, затем те же пальцы на первой струне. При нисхождении используйте средний палец левой руки для исполнения хаммер-она "из ниоткуда" - на 10-м ладу (обозначается буквой "H"), а затем тэппинг правой рукой на 17-м ладу. Как только вы освоите эти движения, вы сможете применить ту же схему для других арпеджио.
 

FIG. 3 Этот пример в стиле Нуно основан на вдохновлённом Римским-Корсаковым "Flight of the Wounded Bumblebee", для которого гитарист использует цифровую задержку, чтобы создать умопомрачительный, плавно каскадирующий поток исполняемых нот и повторов эха. Время задержки в нашем примере установлено на 321 миллисекунду, с одним повтором, так что каждая взятая нота повторяется, ритме восьмой ноты с точкой (или трёх шестнадцатых) позже относительно темпа. Таким образом, начальная нота 7-го лада повторяется за следующей нотой 10-го лада, и так далее, в своего рода наложенном друг на друга, скачкообразном рисунке, который звучит удивительно замысловато, поскольку эхо нот заполняет промежутки между исполняемыми восьмыми нотами, создавая непрерывный поток шестнадцатых. Эффект работает только при равномерной игре, поэтому обязательно соблюдайте ритм!
 

FIG. 4 Склонность Нуно к использованию нестандартных групп нот в своей ритмической фразировке заметна в его соло в "Hip Today" и в рифф-фесте "Cupid's Dead". Этот композиционный элемент, похоже, стал более заметным, когда к группе присоединился экстраординарный барабанщик Майк Манджини. Представленный здесь рифф позволит вам попрактиковаться в дроблении обычно ровно звучащих шестнадцатых нот в размере 4/4 на что-то менее очевидное, создавая иллюзию, что вы играете в каком-то странном размере.


Лик построен на фразе из семи нот, которая смещается относительно бэк-бита 4/4. С математической точки зрения, всего в двух тактах 32 ноты, поэтому мы можем взять четыре группы по семь шестнадцатых нот (всего 28), а в конце добавить еще четыре ноты.


Самое замечательное в этом то, что лик звучит более ритмически интересно и синкопировано на фоне 4/4 контекста песни. Для этого лика, основанного на A7, держите указательный палец расслабленно на 5-м ладу, не прижимая струну полностью, и прижимайте его к струнам, чтобы ноты звучали тогда, когда вам это нужно. Здесь есть две основные группы по семь нот, считайте их, затем следующие семь, чтобы понять, где возникает повторение.

FIG. 5 Наш последний пример даёт возможность получить некоторое представление о стиле и технике игры Нуно при исполнении быстрых соло-партий. Его ловкое использование палм-мьюта и полный контроль над атакой позволяют ему играть линии, которые часто звучат так, как будто каждая нота взята медиатором, в то время как на самом деле он ловко и незаметно включает артикуляции легато в свою атаку нот двумя руками.


Сыгранный полностью на струнах G и верхней E, с комбинацией чередования переменного штриха, двойных хаммер-онов и пары пулл-оффов, этот лик с межструнными скачками вдохновлён фирменной секвенцией вертушек в стиле Нуно и демонстрирует, как гитарист будет исполнять этот вид фразировки, работая вниз по грифу. Обратите пристальное внимание на обозначения пикинга и легато и старайтесь сохранять и чётко выдерживать ритм шестнадцатых триолей на протяжении всей игры, варьируя артикуляцию.

 

 



 

Недооценённые соло

 

Десять самых забытых гитарных соло Нуно Беттенкорта

 

 

Эндрю Дэйли

 



Хотя можно подумать, что к настоящему времени все гитарные соло Нуно должны быть обязательными для прослушивания в начальных школах по всей стране, всё еще есть несколько покрытых пылью шедевров, которые только и ждут, чтобы их открыли для широких масс. Например...
 

 

Paint the Town Red
Mourning Widows (Mourning Widows, 1998)


Во время одной из самых агрессивных композиций Mourning Widows Беттенкорт усиливает накал, извергая из себя расплавленную лаву, оставляя слушателей трепетать вслед за ним.

2 Weeks In Dizkneelande
Nuno Bettencourt (Schizophonic, 1997)


Лучшая сторона "Schizophonic" заключается в том, что Беттенкорт проводит все 15 композиций альбома, исследуя новую звуковую почву. Что касается соло, то оно полно той сырой ярости, которой он известен, но это также панк, фанк и дерзость.

Space
Mourning Widows (Furnished Souls for Rent, 2000)


Для тех, кто привык к тому, что Беттенкорт бьёт их по зубам своими соло, "Space" предлагает смену темпа. Примерно в середине композиции он проявляет огромную сдержанность, а затем исполняет парящее, но по прежнему виртуозное соло.

Warheads
Extreme (III Sides to Every Story, 1992)


К тому времени, когда Беттенкорт записал соло "Warheads", он был в самом расцвете сил, и это видно. Во время последнего отрезка Беттенкорт воспламеняет гриф своего Washburn'а, совершая подвиги, которые сделали его знаменитым в первую очередь.

Furnished Souls For Rent
Mourning Widows (Furnished Souls for Rent)


Если вы ищете что-то, что заставит вас участить сердцебиение или, может быть, даже опрокинет вас на жопу, обратите внимание на плотоядное соло Беттенкорта, которое он исполняет в заключительной композиции последнего альбома Mourning Widows.
 

Lash Hour
Extreme (Saudades de Rock, 2008)


На альбоме, изобилующем забытыми песнями, "Last Hour" занимает первое место. Почему? Конечно же, из-за гитарного соло. Оно медленнее, но Беттенкорт делает заявление, используя гиперделикатные ноты.

Spaceman
Population 1 (Population 1, 2002)


Ещё один пример экспериментов Беттенкорта после Extreme, "Spaceman" представляет обычно склонного к металу шреддера в полностью блюзовом ключе. Это освежает, вдохновляет и, да... возможно, немного странно.

667
Mourning Widows (Furnished Souls for Rent)


Несомненно, музыкант калибра Беттенкорта выдавал и более технически блестящие шквалы. Тем не менее, это соло зажигательное и грувовое, и является ярким примером того, как со вкусом использовать педаль вау-вау.

Peacemaker Die
Extreme (III Sides to Every Story)


Беттенкорт назвал это соло одним из своих самых "недооценённых". Мнение искусствоведа не важно, но нельзя отрицать, что этот короткий всплеск запомнился надолго.

Lock Down
DramaGods (Love, 2005)


Можно утверждать, что композиции Беттенкорта в DramaGods - одни из самых сильных за пределами Extreme. Хотите доказательств? Порадуйте свои уши многомерным фрик-аутом, которым является его соло "Lock Down". Ваше сердце, тело и разум скажут вам спасибо.

Девятикратный M.V.P.


Девять раз Нуно Беттенкорт доказал, что является M.V.P.* гитары.


[M.V.P. - титул наиболее ценного игрока в американском баскетболе (Most Valuable Player) - прим. переводчика]

 

 


Эндрю Дэйли

 


Знаете ли вы, что в январском номере GW за 1992 год Нуно Беттенкорт был назван M.V.P.? Если вы давно следите за событиями, то, скорее всего, да. Но если вы только что присоединились к вечеринке, позвольте нам ввести вас в курс дела.


Если вернуться в '92-й год, то, с учётом всех обстоятельств, то, что его назвали M.V.P., было высокой похвалой. Да, Эдди Ван Хален, Слэш и Стив Вай делали своё дело, но и старая гвардия в лице Джо Перри, Эрика Клэптона и Джимми Пейджа тоже суетилась вокруг (как и сейчас). Так что же сделало Нуно M.V.P.? Всё просто: Нуно, во многих отношениях, поддержал мир рок-гитары. В начале девяностых большинство молодых гитаристов выбрали путь сиэтлского звучания, но не Нуно. Когда Nirvana и Pearl Jam выпустили альбомы Nevermind (1991) и Ten (1991) соответственно, Нуно ответил альбомом 1992 года III Sides to Every Story. Для этого нужен особенный человек, чтобы сделать это, и - не ошибётесь - Нуно особенный.


Вот почему более 30 лет спустя он все еще взрывает нам мозг такими песнями, как "Rise", "Banshee" и "#Rebel". Итак, да, причин, по которым Нуно является M.V.P., множество, но давайте сведём их к следующему:

 


Mutha (Don't Wanna Go to School Today)
Extreme (1989)


До того, как Беттенкорт отправился в неведомые музыкальные дали, его творчество больше склонялось к хаер-металу, чем к чему-либо другому. Вся первая пластинка Extreme оказалась образцом гитарной крутизны, но одна вещь выделяется особо: "Mutha (Don't Wanna Go to School Today)". Момент M.V.P. Беттенкорта начинается с исполнения партии, похожей на "Flight of the Wounded Bumblebee", прежде чем он выжимает газ, разгоняясь до предела. А затем Нуно переходит в режим Эдварда Ван Халена, открывая "Mutha" риффом, напоминающим "Unchained" Ван Халена.

It ('s a Monster)
Pornograffitti (1990)


По общему мнению, "It ('s a Monster)" - одна из лучших композиций Pornograffitti. Её энергия заразительна, а её рифф очень точно рассчитан на то, чтобы схватить слушателя и дать ему под дых. M.V.P.-изм Нуно в полном разгаре, он чередует удары в голову и уклоны. Подобные моменты - это то, что, вероятно, первую очередь заставило GW считать Нуно M.V.P.

Strutter

Kiss My Ass: Classic Kiss Regrooved (1994)

 

Это лучший час Беттенкорта? Если вы фанат Kiss... возможно. Для непосвящённых, Kiss My Ass был трибьют-альбомом, в котором приняли участие многие лучшие группы начала девяностых, исполняющие кавера - вы угадали - Kiss! И в заключительной части альбома Extreme присоединились к ним для исполнения "Strutter". Есть несколько причин, по которым версия Extreme просто дымится, но простые и со вкусом исполненные партии Нуно - прямо в яблочко. Мало кто так достойно исполнил песню Эйса Фрейли, но Нуно сделал это с тонкой развязностью.

Note on the Screen Door

Schizophonic (1997)

 

Если вы следили за Беттенкортом в девяностые годы, вы знали его как гиперталантливого гения, который привёл Extreme к мировому признанию. И, возможно, вы помните, как он стал сольным музыкантом. Но это неважно; не прошло и нескольких минут, как Беттенкорт снова стал похож на M.V.P., и Нуно создал свой самый идиосинкразический материал на сегодняшний день. На протяжении 15 композиций Schizophonic он демонстрировал нам вкрапления панка, фанка, метала и т.д., проливая свет на ранее покрытые пылью уголки своего таланта. Он не только сохранил свой статус M.V.P. с такими вещами, как "Note on the Screen Door", но и переосмыслил его.

Love Is a Cigarette

Mourning Widows (1998)

 

Первая пост-Extreme группа Нуно, Mourning Widows, стала ещё одним знаковым моментом для нашего M.V.P. Он вышел из печи горячим, с моджо, сочащимся из каждого отверстия. Но что делает Mourning Widows особенным, так это то, что Нуно сумел увлечь слушателей новыми и новыми способами, когда некоторые думали, что он этого не сделает. Немногие смогли уйти из такой успешной группы, как Extreme, и остаться победителем. Одно прослушивание "Love Is a Cigarette" говорит нам всё, что нужно знать о том, что Беттенкорт никогда не отчаивается.

Insanity Rains

Perry Farrell и Satellite Party (2007)

 

Этот момент, связанный с Нуно, не заслуживает M.V.P.-достоинства из-за его технического совершенства. И хотя работа Нуно в команде с Перри Фарреллом из Jane's Addiction интригует и, кажется, может привести к потрясающим результатам, это тоже не причина. Этот момент Нуно достоин M.V.P., потому что он дал луч света, касающийся гитары, в некоторые чёрные дни. В девяностые годы, за исключением нескольких храбрых душ, несущих факел, радость была высосана из рок-гитары (просто пересмотрите некоторые из высказываний Закка и Даймбэга, конца 2002 года, перепечатанные в нашем июльском номере 2023 года). Таким образом, появление Нуно, чтобы напомнить нам о том, что он может делать, было просто жизненно необходимо.

Skin

Loud (2010)

 

Конечно, Нуно записывал и более впечатляющие соло, чем то, которое он записал для Рианны в 2010 году. Но на этот раз речь шла не о том, чтобы поразить воображение. Речь шла о пересечении границ и продолжении смешения жанров. Действительно, только настоящий M.V.P. может работать с такой причудой.

В наши дни мы видим, как шредеры из всех жанров присоединяются  к поп-звёздам. А учитывая, что Нуно недавно появился вместе с Рианной во время Суперкубка LVII, он будет делать это и дальше.

Fire Horse

Vortex (2022)

 

Если вы случайно пропустили альбом Дерека Шеринияна Vortex 2020 года, то мы вам подскажем: это был не что иное, как гитарный шведский стол. Джо Бонамасса, Стив Лукатер, Закк Уайлд, Майкл Шенкер, Стив Стивенс и Рон "Бамблфут" Таль были в числе участников, и никто не стал бы винить Нуно, если бы он оказался погрёбенным в этом хаосе. Но это было бы не очень похоже на M.V.P., не так ли? Нет, Нуно сделал альбом своим, даже, несмотря на то, что он появился только на одной композиции - его партии звучат в "Fire Horse".

 

 

Rise

Six (2023)

 

Удивили ли вас крышесносные лики Нуно в песне "Rise"? А зря. По крайней мере, так считает Нуно. Он сказал, что его соло в "Rise" - это просто "хорошо", и что он "делает это уже более 30 лет". Значит, это не такая уж большая проблема, верно? Ошибаетесь. Да, соло "Rise" соответствует тому, что Нуно делал на протяжении всей своей карьеры. И в этом вся суть. С самого первого дня он шокирует и вдохновляет нас. Но в какой-то момент люди кричали с вершин гор: "Рок мёртв". Что ж, больше не кричите. В очередной момент M.V.P. Нуно напомнил нам, что рок-музыка и гитарные выходки живы, бодры и постоянно развиваются.

Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.