Второе пришествие
Ричард Бьенсток,
Фото - Дастин Джек
Guitar World, август 2023
перевод с английского
Ещё в марте группа Extreme выложила новую песню и видеоклип под названием "Rise" (с безумно феноменальным гитарным соло Нуно Беттенкорта). Гитарное сообщество с тех пор не осталось прежним.
Последний раз Нуно Беттенкорт появлялся на обложке Guitar World в декабрьском номере 1992 года, когда журнал объявил тогдашнего 26-летнего феномена "новым боссом". В то время Беттенкорт перевернул вселенную шестиструнной гитары своим неумеренным фанком и невероятной гитарной акробатикой, которую он вложил в каждую струну (или, учитывая популярный акустический хит "More Than Words", почти в каждую) крутейшего второго альбома Extreme Pornograffitti.
Прошло более трёх десятилетий, и хотя Беттенкорт продолжает расширять творческие и технические границы рок-гитары - на последующих альбомах Extreme, в своём сольном творчестве и проектах вроде Mourning Widows, с суперзвёздными группами вроде Satellite Party, вместе с поп-суперзвездой Рианной, с Ингви Мальмстином, Закком Уайлдом и Тосином Абаси в экстравагантных турах Generation Axe под руководством Стива Вая, для начала, - он, в свои 56 лет, вполне возможно, только что установил новую планку.
В марте Extreme анонсировали свой первый за почти 15 лет альбом Six, а также выпустили первый сингл "Rise". И хотя все признаки великой песни Extreme - высокоэнергичные, крепкие риффы и ритмы, цепляющие хуки и припевы, мощный и выразительный вокал Гэри Чероне - присутствуют и сохранились, именно гитарное соло Нуно поразило фэнов, коллег, профессионалов индустрии и даже гитарных легенд.
Мы можем предположить, что каждый, кто читает этот журнал, уже слышал его и, возможно, даже повредил пару пальцев, пытаясь сыграть его. Но если вы ещё не слышали, будьте уверены, это просто чудо, пронизанное интенсивностью и эмоциями и завершающееся одним из самых умопомрачительных триольных пассажей, охватывающих весь гриф, в этой или любой другой эпохе (и, к счастью для вас, он транскрибирован и будет опубликован в следующей части). Гитарные сайты охнули. Интернет-комментаторы ахнули.
Говард Стерн упомянул его в своём шоу на SiriusXM. Популярный ютуб-блогер Рик Беато выпустил обучающее видео под названием "The Nuno Bettencourt Solo Everyone Is Talking About", которое набрало более миллиона просмотров за первую неделю. Иконы гитары от Стива Вая и Тома Морелло до Брайана Мэя и Стива Лукатера потянулись к Беттенкорту и, как вы можете увидеть в этом номере Guitar World - чтобы выразить своё благоговение и признательность не только за игру Нуно, но и за то, что благодаря ей ему удалось запустить дискуссию и возбудить интерес к гитаре, который, по крайней мере, в контексте мейнстрима, кажется, угас в 21 веке.
Это невероятная реакция на всего лишь одну минуту музыки. И, пожалуй, никто не осознаёт этого лучше, чем сам Беттенкорт. "У меня голова идёт кругом", - признаётся он в интервью Guitar World. "Я и так не очень хорошо воспринимаю комплименты, но когда я вижу все это в интернете, а потом вдруг твой телефон разрывается от звонков разных музыкантов и людей, которых ты не видел и с которыми не разговаривал годами, и они звонят тебе, чтобы сказать, что слышали эту вещь и не могут в это поверить... это похоже на: "Что, блядь, происходит?"
А происходит то, что Беттенкорт задел нерв, как немногие гитаристы в последнее время. А почему? По его скромной оценке, Беттенкорт считает, что людей зацепила не только игра на гитаре в "Rise", но и страсть, которая проявляется в самом исполнении. "Я думаю, это физический аспект, эмоциональный аспект вещи", - говорит он. "Я точно знаю, что если бы соло не было связано с песней или клипом, я бы получил лишь 50 процентов реакции, а то и меньше. Например, в инстаграм есть ребята, за которыми я слежу, и каждый день я говорю: "Ты шутишь? Я не могу так сыграть". Эти ребята - совершенство. Но они делают это, сидя на диване дома. Я думаю, это нечто другое, когда ты показываешь, насколько ты увлечён игрой. И я имею в виду не только трюки на видео, я имею в виду передачу настроения. Это трогает нервы по-другому. Это вдохновляет по-другому".
Одним из тех, кто согласен с этой линией рассуждений, является соратник Беттенкорта по Generation Axe, Стив Вай, который в беседе с Guitar World оценил игру Нуно в "Rise" как "бьёт прямо в лицо - она выпрыгивает на тебя. Ты не можешь скрыться ни от одной ноты. Это ощутимо". Но вот что касается Нуно - во время прослушивания альбома Вай быстро пришел к другому пониманию: "Rise" - это лишь первая композиция. "Когда я прослушал весь альбом, я понял, что это соло не было единичным случаем", - говорит Вай. "На протяжении всего альбома происходят настоящие творческие вещи, бросающие вызов смерти".
Конечно, Six полон взрывного, высокооктанового рифф-рока, начиная с мощного топота "#Rebel", элегантной и сексуальной, с прямым битом "Banshee" и заканчивая электро-фанковыми грувами "Thicker Than Blood". (Достаточно сказать, что все три композиции также включают в себя головокружительные соло, особенно в "Thicker Than Blood", в котором Беттенкорт использует очень скользкие и причудливые фразы).
Но имейте в виду, это альбом Extreme, поэтому прямолинейный хард-рок составляет лишь часть полной картины. В альбоме также есть композиции с акустической гитарой и вокальными гармониями, такие как солнечная "Other Side of the Rainbow" и замысловатая "Hurricane", псевдо-регги "Beautiful Girls", кибер-металлический эпик "X Out" и гимноподобная, похожая на Queen "Here's to the Losers". На протяжении всего альбома Беттенкорт даёт мастер-класс по написанию мелодичных рок-песен и продвинутой гитарной технике, но никогда не теряет из виду основной музыкальный постулат: "Я всегда стараюсь, чтобы моя игра соответствовала ритму песни", - говорит он. Так, "Rise" - это быстрая, весёлая, сумасшедшая, заряжающая энергией вещь, и я надеюсь, что соло будет таким же. Но в "Hurricane", например, я играю одну фразу в начале соло, а затем ничего не играю в течение трёх или четырех тактов. Это потому, что для меня, с точки зрения эмоций, я не мог найти ничего, кроме пространства. Но я помню, как Фредди Меркьюри однажды сказал: "Пространство - это место, где иногда говорят". Поэтому я подумал, что нужно иметь мужество оставить всё как есть".
Итак, если бы его попросили назвать то, чем он больше всего гордится, когда речь идет о его игре на гитаре? "Я бы ответил, что, несмотря ни на что, я играю ради песни", - говорит Беттенкорт. "Это самое главное, всегда. И вы никогда не должны бояться делать это".
В целом, каков был ваш подход к работе над Six с точки зрения гитары?
Во время работы над альбомом я был вдохновлён тем, что мне снова захотелось крови. По сути, я сказал: "Я хочу вернуть гитарную игру". Но я не имел в виду, что это будет что-то инновационное, что-то вроде "я изменю игру". Я просто хотел снова сделать ее увлекательной - увлекательной для меня. Например, когда я только начинал, мы все учились у Эдварда [Ван Халена], а также у таких ребят, как Джимми Пейдж, но действительно, Эдвард делал это часто, - это концепция включения заполнения в ритм. В то время как другие обычно накладывали их на другие партии. Я думал, что это так круто - он как будто развлекался с ритм-партией, понимаете? Это изменило то, как я смотрел на свою игру. Так что это была одна из вещей, которую я хотел сделать на этом альбоме, потому что я уже не так часто это слышу. Я подумал: "Разве не было бы здорово привнести ту энергию, которую привносил Эдди, и ту атмосферу, а иногда и грёбаную наглость, когда ты просто отпускаешь всё на волю и играешь лик, дайв-бомбу или что-то ещё? Я хотел использовать это моментальное возбуждение.
Говоря об Эдди, люди ухватились за заявление, которое вы сделали в пресс-релизе, сопровождавшем выход "Rise", где вы сказали: "Когда Эдди Ван Хален ушёл из жизни, это действительно задело меня. Я не собираюсь быть тем, кто займет трон, но я почувствовал некоторую ответственность за то, чтобы игра на гитаре продолжала жить".
Я хочу прояснить одну вещь: был только один Эдвард и будет только один Эдвард. Я ни в коем случае не говорил, что думаю, что могу занять его место или что-то в этом роде. Я всегда чувствовала себя самостоятельным музыкантом, хотя и под явным влиянием Эдварда. Но наследника престола Ван Халена не существует. Просто нет. Он был в своей собственной колее. Он был новатором и многое изменил.
Ещё одна вещь, которая была немного неправильно истолкована, и я бы хотел это исправить, это идея "Нуно записывает альбом, чтобы отдать дань уважения Эдди..." Это не трибьют-альбом, потому что это унижает меня, да и его тоже, в некотором смысле. Я сыграл эти соло не потому, что Эдвард умер. Это было бы ужасно. На самом деле, он приходил, когда я записывал альбом. Это было в тот день, когда я исполнял соло "Rise".
Эдди заходил в студию?
Да. Альбом был записан не так давно, в 2019, частично в 2020 году. И вот однажды я записывался у себя дома, и тут звонит Гэри [Чероне] - он буквально трижды звонил мне на телефон - и говорит: "Спускайся вниз. Ты должна спуститься вниз". А я такой: "Хватит меня доставать! Я записываю соло и нахожусь в своей зоне!" Дело в том, что я записываю все свои гитары дома, и делаю это один. У меня нет ассистента, никто не чистит мои дорожки, никто не находится со мной в комнате. Оборудование находится там, а я сижу один. Мне нравится затеряться, отключиться и делать всё, что я делаю. Я не хочу, чтобы мне что-то мешало. Но Гэри говорит: "Спускайся сюда, сейчас же". Я думаю, Боже мой, что происходит? Кто-то разбил мою машину? Что происходит? И я спускаюсь вниз... а там Эдвард. И он обнимает меня так крепко. Мы разговариваем, не важно о чём, и он говорит: "Я слышал, что альбом хороший...". Я говорю: "Да, вообще-то я сейчас записываю гитары". И то, что я записывал, было соло "Rise".
Слышал ли он?
Он хотел подняться и послушать. Но я сказал: "Нет, нет, нет, приходи, когда всё будет готово". Потому что я не хотел, чтобы он слышал то, что было закончено лишь наполовину. И сейчас я немного жалею об этом, потому что он умер так и не дождавшись выхода альбома.
Было бы преуменьшением сказать, что люди говорят о соло "Rise". В частности, о безумных забегах во второй части.
Самое забавное, что я действительно сделал это просто инстинктивно. И знаете, я посмотрел видео Рика Беато, где он разбирает это, и когда я увидел, как он медленно играет эту композицию, я очень забеспокоился. Потому что для меня это звучало как ерунда. Я даже не знал, типа: "Вау, две ноты повторяются? Что за бред?" [Смеётся] Потому что когда это быстро, я не слышу этих вещей. И я никогда не играл эту песню медленно. Я никогда не разбивал её на части. Это просто то, за что я зацепился, когда играл её. Я следовал структуре аккордов. Я не думал: "Это A, которая попадает в октаву" или что-то в этом роде. Но когда я смотрю что-то подобное, я думаю: "О нет, это теория!" [Смеётся]
Ты просто делаешь это.
Именно так. Когда ты делаешь это, ты творчески подходишь к моменту и джемуешь с музыкальным фрагментом. Когда я записываюсь, я исполняю проходы, и многие люди говорят: "О, все вроде бы получилось". Это и так, и не так, потому что я делаю всё инстинктивно. Раньше я писал более мелодичные вещи, например, соло к "Rest in Peace" [с альбома 1992 года "III Sides to Every Story"], очень в духе Брайана Мэя. Но в последние 10 или 15 лет я думаю: " Ну на хуй. Я хочу действительно действовать инстинктивно и посмотреть, что бы я сделал, если бы у меня ничего не было готово". Я делаю несколько проходов, а потом переслушиваю и говорю: "Это круто. И это круто". И я могу сочинить соло, но, по крайней мере, я знаю, что оно было сыграно живьём в том смысле, что я чувствовал всё, что давала мне группа, и всё, что я делал. Так для меня гораздо интереснее.
Понятно, что люди склонны фокусироваться на ваших соло-партиях. Но ритм-игра на этом альбоме также заслуживает внимания. В том, что вы делаете, так много энергии и натиска, а также динамики и нюансов. Для меня это подход, который можно проследить на примере Van Halen, где риффы и ритм настолько живые.
Вы абсолютно правы - это Эдвард на протяжении всего времени. Когда все говорили о том, как он играет соло, мне казалось: "Кто-нибудь слышит, что происходит в остальные три минуты песни? Здесь целый обед из трёх блюд, а соло - это просто десерт". Это повлияло на меня. Потому что именно там было много энергии. Именно там было много нюансов и творчества. И его звук, и атака, и фразировка, и то, как он добавлял ноты внутри аккорда, это было само по себе искусство. Что-то вроде "I'm the One" - идеальный пример. Что, блядь, там происходит? [Смеётся] Такая любовь к ритму.
На Six также есть отличная акустическая работа. В частности, в "Hurricane". Кто вдохновлял вас в этой области?
В электрическом плане для меня всегда были важны Брайан Мэй, Джимми Пейдж, Эдвард и, возможно, Эл Ди Меола или Нил Шон. Но было бы странно сказать, что у меня нет гитаристов, которые повлияли на меня в акустическом плане? [Смеётся] Наверное, я пытаюсь сказать, что для меня акустическая гитара всегда была чем-то, что находилось в нашей гостиной.
Вы не запирались в своей комнате и не занимались оттачиванием Трэвис-пикинга [фингерстайл с чередующимся басом в стиле Мерла Трэвиса и Чета Эткинса – прим. переводчика].
Никогда. Я даже никогда не брал в руки акустику и не говорил: "Я собираюсь научиться тому, что делал Пейдж, или тому, что делал [Пол] Маккартни". Это было просто что-то, что ты понимаешь, слушая песни и разные вещи. Так что, если вы слушаете "Hurricane", это результат игры "Blackbird" [Beatles] в детстве дома? Возможно. Но кто оказал на меня большое акустическо-гитарное влияние? Никто никогда не спрашивал меня об этом. Думаю, вы первый!
Давайте поговорим о вашем звуке на Six. Он такой полный и настоящий, с кучей оттенков и нюансов. Если позаимствовать слова Стива Вая, он "осязаем". Каково было ваше оборудование в студии?
Во-первых, не было отдельного ритм-усилителя и соло-усилителя. Всё было одно и то же - мой Marshall DSL 100. И практически никакой эквализации. Высокие частоты - полтора, средние - полтора-два, а басы - до четырёх. А затем я просто увеличиваю громкость. Мне кажется, что так он звучит громче, и это придаёт ему мощь. Как сказал мне Стив, он говорит: "Ты прямо у меня перед лицом в динамике!". А когда я исполняю соло и перехожу в более высокий регистр, он по-прежнему поёт.
Что вам нравится в DSL?
Я думаю, что ты используешь усилитель всегда, когда играешь на гитаре, и DSL был моим основным усилителем, наверное, последние 10 лет, потому что он просто работает для меня. На первом альбоме [1989 Extreme] у меня был JCM[800] и Laney. Потом я использовал ADA на Pornograffitti. И одно время у меня был [Hughes &] Kettner. Но сейчас, похоже, DSL - это то, что надо. Для меня усилитель - это дополнение, которое не мешает тому, что ты делаешь. На самом деле, он возвышает то, что вы делаете, или, по крайней мере, интерпретирует то, что ты делаешь. И где бы и что бы я ни играл, DSL позволяет мне сказать то, что нужно, не мешая. Так что это мой усилитель на данный момент.
Что насчет эффектов?
Всё так же, как и было долгое время. Я использую Boss GT-8 [гитарный процессор эффектов], у которого есть четыре педали, и это всё. И вот как я его настроил: на первой ничего нет. На второй - хорус, и это их хорус, который я люблю. Третья - это сольный звук, и в основном он поднимает громкость, и там есть дилей. Его не очень слышно, но ты замечаешь, когда он исчезает. А четвёртая - это флэнджер, который я использую в качестве переходного элемента, который я позаимствовал у Пэта Трэверса.
И затем, впервые в жизни, по понятным причинам, я использовал MXR Phase 90 на этом альбоме. Я никогда, никогда в жизни не записывался с Phase 90, именно по этой причине: "Ладно, чувак, на тебя повлиял Эдвард, но если ты поставишь эту грёбаную штуку, все будет кончено. Все кончено!" [Смеётся] Так что я действительно избегал этого. Но после его смерти я достал один и использовал его, наверное, в трёх или четырех соло на записи.
В каких именно?
Определённо, в "Rise". Как я уже сказал, я записывал его в тот день, когда приезжал Эдвард. Но позже я удлинил первую часть. А в начале, когда группа останавливается, и я играю быстрое тремоло, я подумал: "Знаете что? В пизду. Это настолько "Eruption", насколько это вообще возможно, я делаю это". Так что если и есть на альбоме момент, который можно назвать шляпой, так это когда это соло вступает с Phase 90. Он почти ничего не делает с нотами, но вы слышите, что он делает с пикингом. Он просто добавляет эту сумасшедшую атаку. Остальная часть соло - это я просто веду себя как я, но в начале я говорю: "Спасибо. Надеюсь, ты смотришь сверху и слушаешь". В другом случае, я возможно включил Phase 90 в конце "#Rebel", и это определённо соло в "Other Side of the Rainbow". Оно настолько тяжёлое, что многие спрашивали меня: "Ты используешь педаль вау?". А я отвечаю: "Нет, это Phase 90".
И я предполагаю, что основной электрогитарой на записи является ваш именной Washburn N4.
Это N4, на которой я играю сейчас, которая известна как 4N, потому что я переставил буквы наклейки на корпусе. Некоторое время назад я отправил на пенсию свою оригинальную N4, потому что она стала для меня настолько ценной гитарой в эмоциональном плане. И её трижды чуть не украли. Так что я подумал: "Окей, я путешествую с этой гитарой, я беру её с собой в самолет... Я выставляю её на всеобщее обозрение". Я играл на ней в каждом туре. И дело было не в финансах, но я начал понимать, что она что-то значит для других людей, потому что это был номер 0001. Я начал получать предложения от коллекционеров за огромные деньги. И я сказал: "Давайте я пока положу её куда-нибудь в хранилище...". Я хотел сделать это только в том случае, если смогу найти ещё одну из ранних моделей, сделанных примерно в то же время, где я мог бы взять её в руки, закрыть глаза и сказать: "Ну вот, это то, что нужно". И я это сделал.
Как вам это удалось?
Когда мы были в туре и проводили автограф-сессии, ребятишки приходили с N4 и говорили: " Подпишите мою гитару". И было видно, что она пыльная, что они на ней больше не играют. И я спрашивал: "Какого она года?". На некоторых из них уже стоял мой автограф, а когда я подписывал гитару, я всегда указывал год, так что на них было написано: "Нуно 91", "Нуно 92", "Нуно 93" и так далее. И я предлагал: "Эй, не хочешь ли ты поменяться со мной гитарами?". Или я покупал их. И в итоге у меня оказалось три гитары, которые были очень близки к оригиналу. Одну я купил в Шотландии, другую - в Китае, а та, на которой я играю сейчас, - из Нидерландов. Я получил её от друга, и это было просто "Вау". Это была самая близкая вещь. Так что это была рабочая лошадка на протяжении многих лет. Я использовал её на протяжении всего альбома, за исключением одной песни, "X Out", где я впервые в жизни играл на N7, семиструнной версии. По-моему, эта гитара также звучит в песне "Save Me", которая, кстати, очень похожа на Alice in Chains. И ещё в одной песне, "Other Side of the Rainbow", я использовал свою Nele, которая является Tele-версией N4.
Что вы использовали для акустических партий?
Я взял эту замечательную гитару от Washburn, WD10S, в качестве запасного варианта. Это одна из их дешёвых моделей, наверное, 300 долларов, но она одна из моих любимых. Она играет как по маслу и звучит потрясающе. Я сочинил и записал на ней "Hurricane". Затем у меня есть джамбо Washburn [WJ45SCE], который я оснастил ладами True Temperament, и именно её я использовал для всех остальных акустических вещей. Она звучит так здорово. Раньше меня сводило с ума то, что когда ты играешь на акустике и играешь аккорд D, а затем все эти разные аккорды, строй сбивается. Но я использую эту гитару в песнях "Small Town Beautiful" и "Here's to the Losers", и вы можете услышать, насколько идеально она строит.
Ещё одна гитара, о которой мы должны поговорить, это та, которая появилась на Суперкубке LVII в начале этого года [решающий матч НФЛ в сезоне 2022 года - прим. переводчика] - красная N4, на которой вы играли на сцене с Рианной в перерыве матча.
Эта гитара была на самом деле обклеена плёнкой! Это была совершенно новая N4, которую мне прислали Washburn, и она всё ещё хранилась в кейсе. Я был в Финиксе [на Суперкубке], и меня спросили: "Вы не получили письмо? Все инструменты должны быть красного цвета". Поэтому они попросили курьера доставить гитару в место, где обклеивают все инструменты. И то, как они это сделали, было таким девственным. Они сделали эту хрень, как на автомобилях. Они даже нанесли на неё чёрную надпись N4. Она до сих пор где-то там, в шкафчике Рианны. Я должен пойти и достать её.
Значит, красного N4, скорее всего, не будет?
Я не знаю, чувак. Это было чертовски круто. [Смеётся] Я пытаюсь решить, оставить ли её в том виде, в котором она сейчас. Это же гитара, которую использовали на Суперкубке!
Итак, вы выступили на Суперкубке, выпустили новый альбом Extreme, перевернули гитарную вселенную с ног на голову... пока что неплохой 2023 год. Что дальше?
Я бы хотел не ждать так долго, чтобы выпустить ещё один альбом Extreme. Потому что я знал, что конкретно этот альбом, возможно, взбудоражит фанатов и гитаристов тем, каков он есть, но я также думал: "Ух ты, я не исполнил на этом альбоме никакого фанка..."
В "Thicker Than Blood", возможно, есть немного такого настроения.
Именно так. Возможно, это самая близкая к более старым из наших песен. Но она всё же более электронная и больше похожа на Nine Inch Nails, чем на классический Extreme. Но у меня есть сумасшедшая идея, и я сказал Гэри: "Чувак, следующий альбом я хочу сделать фанковым. Прямо очень фанковым. Каждая песня должна быть фанковой". Я имею в виду духовые, и не как в Pornograffitti, где мы сделали две или три песни с дудками. Это просто полноценная вещь, типа "если бы Ленни Кравиц собирался записать альбом Extreme". И мы не специально не пошли на это в этот раз. Просто по какой-то причине то, что мы сейчас роем, было не то.
Ну, у вас дома есть студия. Чего вы ждете?
[достаёт мабилу и начинает листать голосовые заметки] О, идеи здесь...
Ясно. Значит, не пройдет и 15 лет, как мы снова услышим об Extreme, так вы хотите сказать?
Нет. Определённо нет. Надеюсь, это будет скорее 15 месяцев!
Экстремальные виды спорта
Как трёхмесячная работа с Рианной превратилась в 14 лет, несколько туров и Суперкубок
Ричард Бьенсток
Рок-фанаты, наблюдавшие за Суперкубком этого года, вероятно, испытали прилив неожиданного восторга, когда мельком увидели одного из своих - Нуно Беттенкорта с неизменным Washburn N4 в руках - выступающего вместе с Рианной во время её шоу-феерии в перерыве. Но хотя его экранное время было очень коротким - "около 1,5 миллисекунд", - шутит он, - сотрудничество Беттенкорта со всемирно известной поп-суперзвездой, как многие теперь знают, длится уже более десяти лет.
Если некоторые поклонники считают, что это странное место для одного из самых известных шестиструнных шредеров хард-рока, что ж, прецеденты есть (например, звёздное сотрудничество Эдди Ван Халена с Майклом Джексоном в песне "Beat It"; гостевое появление Беттенкорта в радиоверсии песни Джанет Джексон "Black Cat", например). Тем не менее, Беттенкорт понимает беспокойство. "Многие люди, вероятно, думали: "Почему Нуно занимается поп-музыкой? " - говорит он. "На самом деле, и я не хвастаюсь, мне кажется, что я был создан для этой работы".
Действительно, Беттенкорт известен не только своими мощными и продвинутыми рок-фишками, но и как один из самых разносторонних, не говоря уже о самых фанковых, исполнителей этого жанра. Всё это, несомненно, способствовало тому, что именно его пригласили на роль гитариста Рианны.
Как он вспоминает, "мне позвонил великий гитарист из Нью-Йорка по имени Тони Бруно. Он был MD [арт-директором] для Рианны, и они искали гитариста для совместной работы с ней. Он связался с нами и сказал: "Чувак, я знаю, что ты откажешься, потому что ты этим не занимаешься, но нам нужен кто-то. У нас уже 31-й кандидат, и это становится всё сложнее".
Беттенкорт продолжает: "Я помню, как подумал: "Почему это так сложно?". Но когда он прислал мне мелодии, я всё понял. Потому что это было похоже на то, что я должен уметь играть регги. Это ловушка. Есть прямой хип-хоп типа 808 [аля Канье Уэст - прим переводчика]. Есть поп. Есть клубные вещи. И играть в этом сегменте, знаете, все думают, что это просто, но это не так.
Это нужно чувствовать, и это нелегко". Несмотря на различные стили, хорошей новостью было то, что Беттенкорту также сказали: "Ты можешь быть собой и ты можешь творить", - говорит он. "Это было приятно слышать. Потому что я думал: "Зачем я вам нужен? Здесь нет гитары". А Тони говорит: "Вот именно. Она хочет зажечь на шоу".
И Беттенкорт зажёг, выступая в качестве гитариста, а иногда и лидера группы Рианны во многих турах, включая Last Girl on Earth 2010 года, Loud 2011 года и Diamonds 2013 года. "Все эти фанковые штучки и прочее, что мы делали, это было безумием", - говорит Беттенкорт. "А потом я играю с одними из величайших музыкантов, с которыми я когда-либо играл. Это были музыканты для музыкантов - наш барабанщик участвовал в туре Стиви Уандера, мать его. Это было похоже на R&B-версию Нила Пирта рядом со мной. Фьюжн, джаз и все джемы, которые происходили, это было просто невероятно".
Беттенкорт выделяет одну песню Рианны "Where Have You Been". "В альбомной версии это синтезаторный рифф", - говорит он. "Но на сцене мы заменяли его живой группой и сумасшедшей игрой. Это был быстрый фанк, очень чистый. Приходилось напяливать на себя пять шляп, чтобы быть в состоянии сделать это. Так что было ощущение, что я всю жизнь готовился к этому выступлению - рос с Beatles, потом с Элом Ди Меолой, потом любил Боба Марли, потом копал Parliament, потом играл фанк в Extreme, это было безумие. Это точно держало меня в напряжении".
И хотя очевидно, что Нуно действительно ценит музыку Рианны, вопрос остается открытым: Является ли Рианна поклонницей Extreme?
"Знаете, - говорит Беттенкорт, - я думаю, что она была в восторге от таких вещей, как "Get the Funk Out", просто из-за элемента фанка, духовых и всего остального. Возможно, это была одна из песен, которая заставила ее сказать: "Ладно, давай позовём этого чувака". И она явно знала "More Than Words".
"На самом деле, Беттенкорт продолжает об акустической балладе: "Был один момент, когда мы почти исполнили её на концерте. Потому что мы исполняли "Redemption Song" Боба Марли, и я сидел с ней на сцене и играл ее на акустике. А она угрожала: "Давай, давай вдарим это!". Было бы потрясающе исполнить с ней "More Than Words", сидя бок о бок. Но этого так и не произошло". Если этот дуэт и появится, то, скорее всего, не в ближайшее время. То, что Беттенкорт изначально думал сделать с Рианной в течение трех месяцев, в итоге превратилось в три тура в течение нескольких лет. Но как бы ему ни нравилось играть с поп-певицей, в конце концов ему пришлось уйти. "Было здорово, и я многому научился", - говорит он. "Потом у них был тур Anti [в 2016 году], и они попросили меня принять в нём участие, но я почувствовал, что пора уходить".
Беттенкорт смеётся. "Я был такой: "Я должен вернуться к своему року", понимаете? "I gotta rock! "
Гитаристы о Беттенкорте
Брайан Мэй, Закк Уайлд, Стив Вай, Том Морелло и другие объясняют почему Нуно не типичный гитарный герой
Ричард Бьенсток
Фото - Брайан Мэллой
БРАЙАН МЭЙ
Когда речь заходит об игре Нуно, мы должны начать с нового сингла "Rise". Нуно прислал его мне за несколько месяцев до его выхода, и, Господи, я был ошеломлён. Я нажал на кнопку плей, пока занимался другими делами, как вы и делаете, и вроде как включил его фоном, и я просто замер, когда он перешёл к соло. Я подумал: "Что, чёрт побери, он делает? Мне пришлось вернуться и прослушать его около 10 раз. Это потрясающе. Это невероятно. Спустя столько времени он по-прежнему придумывает такое, что вам и не снилось.
Что касается других песен, то, конечно, "Get the Funk Out" - это классическая вещь на все времена. Это абсолютная демонстрация мастерства. Нет ничего, чего бы не было в этом соло, правда. Это безумие.
В целом, я считаю, что Нуно просто великолепный гитарист. Он такой красочный, и, очевидно, его мастерство невероятно. Есть много быстрых, проворных гитаристов, но то, что он привносит в игру, это удивительный дух. Он энергичен, лиричен и не забывает о том, что есть мелодии. Я не знаю, откуда это берётся. У меня от этого челюсть отпадает, в очень хорошем смысле.
Он также отличный друг и самый приятный человек, и он всегда очень комплиментарен. Он говорит: "Я думаю о тебе каждый раз, когда делаю одну из этих вещей, потому что это должно говорить, это должна быть мелодия, которая у людей в голове, и это должно быть в контексте песни". Но, знаете, его техника настолько выше того, что я могу себе представить. Но он всегда был очень любезен по отношению к нам, что много значит для меня.
СТИВ ВАЙ
У меня немного другой взгляд на Нуно и его игру, потому что мы довольно долго проводили время вместе в турне с Generation Axe. Вы действительно не можете узнать кого-то, пока не побываете с ним в море. И одна из вещей, которые я обнаружил в Нуно, это то, насколько он креативен, и насколько он страстен. Он - оголённый провод под напряжением. Можно понять, почему он играет так, как он может играть. В нём есть висцеральный подход, который очень отличается от тех ребят, которые сидят на своих диванах и надрачивают огромное количество фишек. Нуно - рок-звезда.
Что касается композиций, мне всегда нравилась "Flight of the Wounded Bumblebee", которая действительно хорошо демонстрирует использование чистого пикинга и цифровой задержки. А когда мы работали над Generation Axe, он исполнял соло, кажется, в песне [Edgar Winter Group] "Frankenstein". Каждый вечер оно было немного разным, но каждый раз, когда он его исполнял, я ждал, смотрел, и он просто выкладывался. Грув, который мы задали ему, идеально подходил, как мне казалось, для его манеры игры в этой партии. Он начинал очень скромно, а затем медленно переходил к одному из своих "стаккатных раскатов" [смеётся] с пикингом. И затем это просто вырастало в такую прекрасную вещь". "Есть ещё одна вещь, которую он сделал в своем сете Generation Axe, кажется, она называлась "Mashup", [на самом деле название - "A Side of Mash"], и она была создана фанатом, который собрал поппури из нарезки свох любимых соло Нуно в репертуаре Extreme. Нуно был так впечатлён этим, что исполнил её как одну из своих работ. Это было похоже на лучшее из его гитарного вклада. Я бы назвал её своей любимой, правда.
СТИВ ЛУКАТЕР
Заглавный сингл с нового альбома, возможно, лучшее записанное соло Нуно, действительно одно из лучших, которые я когда-либо слышал. Но все соло на новом альбоме подняли планку в рок-гитаре - и мне нравится, что это сделал именно Нуно. Он всегда делал отличную работу. Много лет назад я видел видео с его "Flight of the Wounded Bumblebee" вживую, которое было действительно удивительным, уникальным и безупречным".
Нуно всегда играет на высоком уровне. Его артикуляция, тайминг и выбор нот - одни из лучших, которые я когда-либо слышал во всём, что он играет. В начале 2000-х годов мы с ним вдвоем совершили небольшой тур по Японии - мы играли по два сета вместе каждый вечер на протяжении двух недель. Это было очень здорово, и он был великолепен каждый вечер. Мне всегда нравилась его игра, и я люблю Extreme как группу. Он также всегда был для меня отличным другом.
ТОМ МОРЕЛЛО
Не знаю, знает ли кто-нибудь об этом, но я был поклонником Нуно Беттенкорта за несколько лет до того, как Extreme подписали контракт на запись. Они были клубной группой в Бостоне, когда я учился в Гарварде, и я регулярно ходил на них и был потрясён этим 16-17-летним гитарным феноменом, перед которым я стоял с отвисшей челюстью. Первой его песней, которую я бы назвал любимой, была та, которую, вероятно, никто из читающих это не слышал, это гитарное соло Нуно Беттенкорта а капелла, которое он играл в подростковом возрасте, своего рода его версия "Eruption". Это была, по сути, вся та пиротехника, которой он обладает и сегодня, но вплетённая в поппури, например, мультипликационных тем, тем из гейм-шоу и умных, игривых мелодий, перемежающихся с его ошеломляющей техникой.
Затем я бы также отметил "Flight of the Wounded Bumblebee", конечно, которая находится в моем плейлисте "Гитары правят миром". Это отдельное упражнение в благоговении, которое действительно ставит его на голову и плечи выше всех остальных". Затем давайте вернёмся в настоящее с "Rise" и гитарным соло, о котором все говорят. Честно говоря, прошло много времени с тех пор, как люди говорили о гитарных соло. И это конкретное гитарное соло просто умопомрачительно. Вторая половина этой вещи? Это что-то новенькое, понимаете о чём я? Мне посчастливилось пригласить его послушать запись несколько месяцев назад, и я заставил его остановиться после первой песни. Он сказал: "Значит, я думаю, она всё ещё у тебя в плейлисте!
Что касается Нуно, так это то, что с самого первого дня у него были фишки, как у всех тех ребят из высшего эшелона той шред-эпохи. Но в его песнях есть и драматизм. Есть эмоциональное содержание. Это его великолепная акустическая работа. Его способность понимать гениальность группы Queen и со вкусом включать эти влияния. Он умеет петь так, как надо. И, кроме того, он самый заводной чувак в генеалогическом древе шреддеров. Так что он не только привязан к своей потрясающей технике, и не только полагается на свою способность быстро двигать пальцами, чтобы создавать исторические гитарные моменты. Он поистине сингулярный талант.
МАТЕУС АСАТО
Я даже не могу себе представить, каково это было - быть рок-гитаристом в восьмидесяте, слышать сотни и сотни риффов на каждом углу, а потом возвращаться домой и думать: "Окей, как я могу заставить это звучать аутентично?". Каким-то образом Нуно был одним из немногих, кто смог найти недостающий кусочек этой головоломки.
Сорок лет спустя, возрождение феникса происходит с изяществом - и лучше, чем когда-либо. Помимо "Rise", о которой, я уверен, все уже говорили, мое внимание привлекли еще две песни с нового альбома Extreme: "Banshee" и "Save Me". В обеих песнях есть сильные риффы, запоминающиеся мелодии и безупречные соло. А то, как Нуно возится с более низкими настройками и семиструнными гитарами в "Save Me", заставило меня улыбнуться. Помимо всего этого, я должен упомянуть его безупречный гитарный звук. Идеальное сочетание, которое подчёркивает его исполнение с лучшей стороны. Нуно - единственный в своем роде. Это особенный гитарист. Никто не может повторить его правую руку!
.
ZAKK WYLDE
Я всегда шучу, что Нуно - завидный жених. Потому что он делает всё. Он сочиняет музыку. Он продюсирует. Он играет на гитаре. Он поёт. Он играет на фортепиано... Знаете, он оформит ваши налоги! Он выгуляет вашу собаку! Нет ничего, чего бы он не смог сделать. Он - неостановимая машина. И он самый приятный человек на планете.
Будучи в Generation Axe и видя, как он отрывается каждый вечер, я думаю, что его отличает то, что он, конечно, любит короля Эдварда и всё такое, но у него просто идеальное сочетание техники и чувства. И у него есть яйца в его игре. И мускулы. А потом он может исполнять мелодичные вещи. Он может исполнять акустические вещи. Мне больше всего понравилось смотреть, как он играет "Midnight Express" [с альбома 1995 года "Waiting for the Punchline"]. Это сольная акустическая вещь, и она феноменальна. А ещё у него было попурри ["A Side of Mash"], которое было похоже на "Nuno's Greatest Hits of Shredocity". Вы не могли не вдохновиться.
Нуно прислал мне новый материал некоторое время назад, когда я был в туре с Pantera, и как только я услышал сингл, я сказал: "Ого, ты уже должен быть на Mel Bay Volume 3!" [Смеётся] "Очевидно, вы потратили время на это!". И потом, это замечательная песня. Это просто безумие. Если бы Нуно был рестлером, он был бы Лексом Люгером - он высший класс!
Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.