GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Morley

 

 

История компании

 

 

 

 

Из официального пресс-релиза производителя

по просьбам читателей телеграм-канала

перевод с английского

 

 

 

Начало


Компания Morley была основана в конце шестидесятых годов двумя братьями Марвом и Рэем Любоу, но история её создания уходит корнями в 1946 год. Марв и Рэй служили в армии во время Второй Мировой Войны (Рэй служил в Корпусе Связи), и после демобилизации со службы они переехали из Нью-Йорка в солнечный Лос-Анджелес. После того как братья остались недовольны работой в различных компаниях, они решили открыть свой собственный бизнес. Они ещё не знали, что это рискованное решение не только изменит их жизнь, но и поможет сформировать историю рок-н-ролла.

Рэй был ярким молодым электронщиком, который мог починить всё, что угодно, а Марв был полон желания стать боссом. Вместе они создали компанию Tel-Ray Electronics, специализирующуюся на ремонте телевизоров и радиоприёмников. В конце сороковых годов телевидение только начинало завоёвывать мир. Услуг по ремонту телевизоров практически не существовало, а поскольку Рэй умел их чинить, это открывало для него огромный рынок. Бизнес процветал, и вскоре они смогли приобрести целый парк грузовиков для перевозки ремонтируемой техники. Они также приобрели собственное здание, которое находилось на углу 81 улицы и бульвара Авалон в районе Уоттс Лос-Анджелеса.

Фотография сотрудников компании Tel-Ray Morley примерно в начале семидесятых годов. Марв Любоу - пятый слева, Рэй Любоу сидит.

 

 

Пятидесятые, рискованный бизнес в области аудио


Марв и Рэй начали свой путь в мир аудиотехники в качестве дистрибьюторов компании JBL. В период расцвета их бизнеса по ремонту телевизоров и радиоприёмников не было никаких сомнений в том, что они выйдут на растущий рынок аудиотехники. Несмотря на успех, Рэй все еще искал новые возможности и что-то большее, чем просто ремонт телевизоров и радиоприёмников. Именно в это время, в пятидесятые годы, Рэй открыл для себя призвание изобретателя.

Одним из его первых аудиоустройств была собранная на коленке стереосистема, состоявшая из двух разобранных динамиков JBL и садового шланга. Рэй утверждал, что с помощью двух динамиков, работающих от одного источника, можно создать "живой звук", поскольку термин "стерео" тогда еще не был официально принят. Они предложили эту идею нескольким компаниям, включая Thomas Organ Co., и в итоге продали 50 штук компании Precision Radiation Instruments Inc.

Хотя братья успешно вывели это устройство на рынок, Рэю оно наскучило, и он захотел большего. Длина садового шланга позволила получить короткую 50-миллисекундную задержку, которая понравилась Рэю и вдохновила его на создание следующего изобретения...



Oil Can


30 июня 1959 года Рэй Любоу получил патент на электростатическое устройство задержки, которое сегодня известно как Oil Can Delay. Своё название оно получило благодаря корпусу устройства и содержащейся в нём жидкости [банка с маслом – прим. переводчика]. Это устройство могло имитировать звук вибрато, вращающейся колонки, или создавать вибрирующее слэпбэк-эхо. Рэй понял, что у него наконец-то что-то получилось, но на рынке это устройство появится только в середине шестидесятых.

Впервые эффект дилей был введён в обиход легендарным гитаристом и изобретателем Лесом Полом. Для этого использовался катушечный магнитофон, который записывал аудиосигнал и тут же воспроизводил его [расстояние между записывающей и воспроизводящей головкой обеспечивало задержку - прим. переводчика]. Ленточные дилеи и сегодня востребованы благодаря их тёплому аналоговому характеру звучания, но ранние устройства были очень дороги в обслуживании. Рэй утверждал, что его конструкция решает проблемы, с которыми обычно сталкиваются при использовании ленты.

Сердцем Oil Can служил алюминиевый диск, анодированный с одной стороны. Поскольку одна сторона диска была диэлектриком, а другая представляла собой голый алюминий, он работал как конденсатор. Диск подключался к мотору и поливался диэлектрической жидкостью с токопроводящей крошкой. Одна резиновая щётка специальной конструкции наносила жидкость на диск, а другая считывала сигнал и удаляла её. Это позволяло стирать "запись" и предотвращать самоосцилляцию. При этом скоростью задержки управлял элеектродвигатель [от переводчика: если сказать проще, то принцип аналогичен аналоговым BBD-устройствам. В жидкости были растворены крошки оксида железа, одна щётка размазывала их по анодированной поверхности диска подобно сотням маленьких конденсаторов и заряжала их. Другая щётка считывала заряд и стирала информацию с диска нанесённый слой "смазки". Сам процесс намазывания/стирания добавлял эффект вибрато. На самом деле кое что похожее уже было у DeArmond, эфект тремоло, где токопроводящая жидкость не размазываласть по диску, а периодично встряхивалась в ёмкости, и задевая контакт заземления  приглушала сигнал].

Oil Can издавал уникальный вибрирующий звук и был выпущен во множестве различных версий. По словам Рэя, они продолжали выпускать эти устройства вплоть до 1989 года, но в основном они производились в шестидесятые и семидесятые годы. Наиболее совершенной считается версия EVO-1 Echo Volume.

На изображении в центре - самое раннее устройство Oil Can, управляемое с помощью педали. В более поздних версиях вместо потенциометра использовалась оптическая схема.

 

 

Беспорядки в Уоттсе в шестидесятые


В августе 1965 года в американской истории произошла мрачная глава... Беспорядки в Уоттсе [устроенные такими же уёбками, как современные BLM при поддержке левачья - прим. переводчика]. Марв заметил, что на Авалон необычно спокойное движение. Выйдя на улицу и увидев отсутствие пробок и огромный шлейф дыма от Империал-Хайвэй, он понял, что что-то не так, и отправил всех сотрудников по домам.

Через неделю, когда все вроде бы успокоилось, Марв и Рэй вместе с несколькими сотрудниками вернулись, чтобы забрать всё, что смогли. Они обнаружили, что здание почти сгорело, но было потушено пожарными. К счастью, они успели отправить по домам свой парк грузовиков с сотрудниками и смогли восстановить ценные документы. Благодаря страховке они смогли вернуться в бизнес, но их мечты чуть было не развеялись вместе с дымом.

Марв и Рэй перенесли свой бизнес в Бёрбанк и, восстанавливая свои позиции, столкнулись с новой проблемой. Бизнес по ремонту телевизоров и радиоприемников достиг своего предела. Рэй предложил создать лабораторию, где можно было бы проводить исследования и разработки и стать производителем. В конце концов, Рэй успешно оформил патент и знал, что если они смогут создать ещё что-нибудь, то это обеспечит их будущее.



Рождение брэнднейма Morley


Рэй и Марв познакомились с Лео Фендером на выставке и решили поехать на другой конец города, чтобы предложить ему Oil Can в качестве вибрато. В то время Лео покупал Vibratone у Leslie, и братья решили, что их устройство будет более привлекательным для него, поскольку оно было меньше. Лео был очарован устройством и начал заказывать около 100 штук в месяц для своих усилителей. Затем братья расширили свой OEM-бизнес, подключив к нему ряд различных компаний, производящих усилители.

Марв и Рэй также выдали лицензию компании Thomas Organ Co. на производство собственной версии, но их прототипы не смогли избавиться от "хвоста" задержки, и они так и не были запущены в производство. Главный инженер Стэн Катлер всё больше разочаровывался в проекте, в основном из-за отсутствия помощи со стороны Марва и Рэя, и он был заброшен.

В конце концов Марв и Рэй устали от OEM-бизнеса и захотели начать продавать свои устройства под собственной торговой маркой. Идея названия брэнда пришла в голову Рэю, когда они с Марвом стояли на парковке у ресторана. Это был троллинг их конкурента Leslie... "Зачем довольствоваться меньшим с Leslie, если можно получить больше с Morley" [игра слов less "ли" и more "ли" - прим. переводчика].

Теперь братьям нужен был только логотип для запуска их нового брэнда. Марв был большим поклонником местного карикатуриста/сатирика и обратился к нему за созданием талисмана. После трёх вариантов был выбран легендарный Morley Man.

Оригинальный Morley Man (слева) и клавишный Morley Man (справа)

 

 

Эпоха хрома семидесятых


Затем Рэй начал экспериментировать с различными эффектами, включая педаль вау-вау. Братья понимали, что для достижения успеха им придется выйти за рамки своего устройства задержки. Многие эффекты были ограничены технологией того времени, и распространённой проблемой педалей вау-вау был выход из строя потенциометра. Рэй придумал оптоэлектронную конструкцию, которая решила эту проблему и тем самым внесла ещё одну революционную технологию в мир эффектов.

 

Примеры рекламы Morley семидесятых в журнале Guitar Player

 

 

В конце шестидесятых фузз и вау-вау были одними из самых популярных гитарных эффектов, прославивших таких музыкантов, как Джими Хендрикс и Эрик Клэптон. Это вдохновило Рэя на создание самого знакового эффекта Morley после Oil Can... Power Wah Fuzz. В нём использовались транзисторы Darlington MPSA12, которые обеспечивали монструозный фуззовый звук порванных динамиков, а в сочетании с широкодиапазонным оптическим вау-вау издавали свирепый рёв. Впоследствии это устройство стало знаменито благодаря Клиффу Бёртону из Metallica.

На протяжении многих лет в семидесятые Morley были признаны отраслевым стандартом качества эффектов. В рекламе компании звучал девиз: "Мы делаем их безотказными, потому что от этого зависит ваша карьера и наша тоже!" Многие известные музыканты тех лет в то или иное время использовали Morley, в том числе Дэвид Гилмор, Гедди Ли, Алекс Лайфсон, Джерри Гарсия и Ли Ритенур.

Другие заметные эффекты, сделанные в эту эпоху. Энди Мартин [известный гитарный ютуб-блогер] считает Pro Flanger (слева) одним из лучших флэнджеров всех времён. Bigfoot Power Amp был первым в мире усилителем в формате гитарной педали и обладал колоссальной мощностью в 50 Вт! Серия "Die Cast" (справа) содержала множество замечательных эффектов, включая свитчер/лайн-селектор ABY, и, весьма вероятно, первыми применили термин ABY.

 

 

Эпоха низких корпусов восьмидесятых


В то время как в семидесятые "Chrome" царствовали на сцене, в восьмидесятые мир педалей эффектов претерпел радикальные изменения. Этот период оказался сложным не только для братьев Любоу, но и для других известных брэндов. Многие из них были проданы или прекратили свою деятельность. Японские эффекты, такие как Boss, доминировали на рынке, а новые технологии лишали работы сессионных музыкантов. Несмотря на эти трудности, многие согласны с тем, что именно восьмидесятые годы считаются вершиной эволюции электрогитары.

Гигантские хромированные корпуса вскоре были сняты с производства и заменены сериями "Slimline" и "Black Gold". Основным изменением в конструкции стала высота нижней части корпуса. Это значительно улучшило портативность. Тем не менее, музыканты просили педали ещё меньшего размера, и Рэй придумал серию "Compact", в которой вместо традиционной оптики использовался внутренний фейдер. Герметичная конструкция корпуса предотвращала попадание внутрь грязи и прочего мусора и позволяла снизить цену, чтобы сохранить конкурентоспособность. Эти педали считаются первыми педалями громкости и вау-вау мини-размера, появившимися на рынке.

Бас-легендаа Клифф Бёртон (второе фото слева) играет на сцене на Morley. Клифф использовал Power Wah Boost и Power Wah Fuzz

 

 

Рэй и Марв производили множество изобретательных эффектов до 1989 года, когда компания Morley была приобретена фирмой Sound Enhancement Products. Братья хотели уйти на пенсию, так как им было уже за 70, и они чувствовали, что пришло время повесить бутсы на гвоздь. Десятилетие спустя Рэй скончался от рака простаты в 2002 году, а Марв - в 2010-м. Сегодня их дело продолжают их семья и наследие Morley.

 

Эпоха Sound Enhancement девяностых


Истоки компании Sound Enhancement Products берут свое начало в Hammond Organ Company, где был разработан популярный эффект пружинной реверберации. Сменились названия: Hammond, Accutronics, Gibbs, OC Electronics, Sound Enhancements Inc., Sound Enhancement Products и, наконец, Sound Enhancement LLC. В 1989 году торговая марка Morley была приобретена у компании Tel-Ray Electronics из Северного Голливуда, штат Калифорния. Именно здесь инженер Скотт Флешер и менеджер по продажам и маркетингу Билл Венцлафф продолжают историю компании Morley до нынешних дней.

Скотт Флешер (слева), Билл Венцлафф (в центре) с ныне покойным великим басистом Рэнди Ковеном

Любимый Morley Man также претерпел изменения в девяностые. Версия "Оса", изображённая справа, недолгое время использовалась для рекламы недавно появившейся педали WAH-SP или "Wah, Switchless Pedal"

 

 

В январе 1990 г. Accutronics, Inc. перенесла свои подразделения Reverb и Morley в отдельное предприятие в городе Кэри, штат Иллинойс. Рэнди Райт был назначен генеральным менеджером и впоследствии стал владельцем компании с 2005 по 2014 год. В мае 1991 года подразделения Reverb и Morley компании Accutronics были объединены Sound Enhancements, Inc.

Фабрика Morley, примерно 2005 год. Генеральный директор/владелец Рэнди Райт.

 

 

Скотту Флешеру было поручено перепроектировать всю линейку эффектов. В оптических эффектах 70-х годов в основе схем использовалась лампочка 387, известная как "Пилот", но новые светодиодные технологии оказались гораздо надёжнее. Новая линейка была представлена в 1992 году вместе с обновлённой педалью ABY Switching. Мы и не подозревали, что этот редизайн станет одними из самых популярных эффектов всех врёмен.

ABY серии "Die Cast" восьмидесятых (слева) и обновлённая версия ABY 1992 года (справа)

 

 

Биллу Венцлаффу было поручено управлять продажами и развивать отношения с артистами. Билл был большим поклонником гитариста-виртуоза Стива Вая и после встречи с ним на выставке NAMM предложил ему идею создания именной педали вау-вау. Стив работал со Скоттом и Биллом над созданием прототипа в течение почти двух лет, но в конце концов это принесло свои плоды. Педаль Bad Horsie была выпущена в 1996 году и стала одной из самых продаваемых педалей компании и основной примочкой для многих профессионалов. Позже Morley совместно со Стивом выпустили педаль громкости Little Alligator.

Рекламные материалы со Стивом Ваем, опубликованные в журналах Guitar Player и Guitar World

Артисты, с которыми Морли работали в этот период (слева направо): Testament, Джейсон Беккер, Рэнди Ковен, Закк Уайлд, Джим Мартин, Эл ДиМеола, Кико Лорейро, Марк Тремонти, Стив Вай, Джордж Линч, Т.М. Стивенс и Томми Болан

 

 

В 1999 году Sound Enhancements Inc. стали членом Stainless Industrial Company. Позже, в 2001 году, Sound Enhancements Inc. приобрели компанию Ebtech, производителя устройств Audio Solution. В том же году на выставке NAMM Show мастер риффов Марк Тремонти заглянул на стенд Morley, и родилась идея создания ещё одной именной педали... Mark Tremonti Power Wah. Эта педаль стала ещё одним хитом продаж и фаворитом среди метал-гитаристов.

В августе 2005 года компания была переименована в Sound Enhancement Products и стала независимой. В июне 2009 года был продан брэнд ревербераторов Accutronics, в результате чего единственными производимыми брэндами остались Ebtech и Morley.



Эпоха M-Wave


В январе 2014 года Sound Enhancement Products была приобретена компанией Geo T. Schmidt Corp (Найлс, Иллинойс) [производитель оборудования для маркировки - прим. переводчика]. В августе 2016 г. Sound Enhancement Products была перекуплена компанией M-Wave International (Глендейл-Хайтс, Иллинойс) [производитель печатных плат, контактных групп, и прочих пластиковых изделий, не путать с одноимённым немецким производителей велотоваров - прим. переводчика] и сменила название на Sound Enhancement LLC. Производственные мощности были перенесены в Глендейл-Хайтс, штат Иллинойс.

Фабрика в Глендейл-Хайтс, 2017 год

 

 

В 2019 году компания Morley приступила к обновлению всей линейки педалей и в 2020 году выпустила серию 20/20. Это были 10 "лучших из лучших" педалей вау-вау и громкости, конструкция которых была изменена до более удобного для педалборда размера. В 2019 году Morley также отметили 50-летний юбилей и попали на обложку местной газеты Daily Herald.

Обложка и иллюстрации из статьи в Daily Herald (слева направо): Чьенгкхам Луангпиксай, Скотт Фьетсэм, Билл Венцлафф, Пит Фенеч и Мэтт Венцлафф

 

 

 

Эпоха Morley Morley Product Group

 

Сегодня Morley располагаются на берегу реки Фокс в Карпентерсвилле, штат Иллинойс, где мы продолжаем миссию наших основателей по созданию "лучшей мышеловки".

Основные вехи в истории Morley:

 

1946 - Рэй и Марвин Любоу открывают собственный бизнес по ремонту телевизоров и радиоприёмников.

 

1959 - Рэй Любоу получает патент на устройство Oil Can Delay.

 

1969 - Рэй и Марвин Любоу переключают основную деятельность на производство педалей эффектов.

 

1970 - Первый в мире компактный ротари-эффект.

 

1972 - Первая задержка длительностью 747 мс.

 

1974 - Первые оптические вау-вау и педали громкости.

 

1979 - Успешная линейка аналоговых педалей эффектов.

 

1980 - Выпущен Big Foot первый в мире усилитель в формате гитарной педали.

 

1984 - Первые в мире компактные педали громкости и вау-вау.

 

1989 - Рэй и Марвин уходят на пенсию и продают Morley компании Accutronics.

 

1992 - Переработана и обновлена вся линейка Morley.

 

1993 - Выпущен самый продаваемый в мире коммутатор/лайн-селектор ABY.

 

1994 - Первая в мире бескнопочная педаль вау-вау.

 

1996 - Выпущена одна из первых именных моделей вау-вау Steve Vai Bad Horsie.

 

2001 - Приобретение брэнда Ebtech.

 

2002 - Выпуск именной модели Марка Тремонти.

 

2003 - Разработан и выпущен Hum Exterminator.

 

2009 - Выпущена именная педаль вау-вау Джорджа Линча Dragon 2.

 

2010 - Morley выпускает линейку педалей Mini.

 

2014 - Выпуск педалей серии M2.

 

2016 - Morley сотрудничает с компанией Hal Leonard в качестве эксклюзивного дистрибьютора в США.

 

2017 - Выпуск DJ Ashba Skeleton Wah.

 

2019 - Morley отмечает 50-летний юбилей выпуском серии Chrome Bundle.

 

2020 - Выпуск линейки педалей 20/20.

 

2021 - Выпуск линейки Audio Solutions Gold Series.

 

2022 - Morley представлены на сайте Chibson USA [сайт приколов - прим. переводчика].

 

2022 - Выпущен Analog Multi FX.

 

2023 - Выпущены плагины IK Multimedia Morley Plugin Collection.

 

2023 - Разработка и выпуск Humno.