GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Mike Matthews

 

 

 

10 вопросов и ответов

 

 

 

Адам Джазаири

Guitar Muse, май 2011

перевод с английского

 

 

 

С тех пор как Джими Хендрикс подключил свой Страт к фузз-боксу, педали эффектов стали неотъемлемой частью рок-музыки. От Дэвида Гилмора и Роберта Фриппа до Курта Кобейна и Кевина Шилдса, многие великие гитаристы использовали примочки для окрашивания своего звучания. Мы поговорили с Майком Мэтьюсом, основателем Electro-Harmonix, чтобы узнать мнение одного из самых известных производителей педалей эффектов.

 

1. Прежде всего, Майк, спасибо за беседу с нами. Почему вы решили основать Electro-Harmonix в конце '60-х годов?

 

Ну, я как бы влип в это. С пяти лет я занимался бизнесом. Занимался всякой ерундой, продавал вещи на улицах, вылавливал мячи из канализации и продавал их. Когда я был в лагере, вместо того, чтобы играть в гольф, я бегал по лесу и искал мячи для гольфа, чтобы продать их.

 

Когда я поступил в колледж, отец настоятельно рекомендовал мне выбрать профессию, поэтому без особого интереса я начал заниматься электроникой. Кроме того, мама начала учить меня играть на фортепиано, когда мне было пять лет, потом у меня были уроки классики, и я бросил их в четвёртом классе.

 

Затем в конце 50-х я начал играть буги-вуги на пианино, а когда я поступил в колледж, я создал свою первую рок-н-ролльную группу. Сначала у меня появился Wurlitzer, а затем, в конце концов, орган Hammond, я играл в группе, и мне это очень нравилось.

 

Кроме того, в колледже я и в каникулы организовывал рок-н-ролльные концерты в огромных клубах, у нас выступали всевозможные музыканты и группы, такие как Чак Берри, Lovin Spoonful, The Rascals, The Byrds, даже группа под названием Curtis Knight And The Squires, которая играла на разогреве у Чака Берри, а их гитаристом был Джимми Джеймс, с которым я очень сблизился, и он в итоге уехал в Англию и стал Джими Хендриксом.

 

Так что у меня есть опыт в области музыки, электроники и бизнеса. Я также получил степень магистра делового администрирования в Корнелльском Университете.

 

Моя первая работа после окончания университета была в компании IBM по продаже компьютеров в середине '60-х годов. Когда ты играешь музыку, это впитывается в твою кровь, и у меня это всё ещё было в организме.

 

В то время я был женат, и мне хотелось бросить работу и снова играть музыку. Моя жена была консервативна, поэтому я хотел быстро заработать денег, чтобы сказать: "Вот двадцать пять тысяч, я иду лабать музло, а у тебя есть небольшая подушка безопасности".

 

В то время фузз-тоны были актуальны, потому что у Роллингов был хит Satisfaction, в котором был гитарный рифф с фузз-тоном, и все гитаристы хотели получить такой звук, а Maestro не мог производить их достаточно быстро.

 

Один кулибин на 48-й улице собирал их по несколько штук за раз и продавал. Он спросил, не хочу ли я присоединиться к нему, расширить производство и продавать фузз-тоны. Потом он ушёл, и я остался один, чтобы делать эти фузз-тоны.

 

Но я не стал заниматься этим сам. Я нашёл подрядчика, и он сделал их несколько сотен, а основатель Guild Guitars хотел продавать фузз-тоны, и поскольку Хендрикс недавно стал популярен, он хотел назвать их Foxey Lady.

Так что я работал в IBM и каждые пару недель ездил туда, забирал несколько сотен фузз-тонов, отвозил их в Guild, они давали мне чек, а потом я возвращался на работу.

 

Но теперь, когда Джими Хендрикс стал популярным, все искали сустейнер без искажений. Я наткнулся на гениального изобретателя/дизайнера Боба Майера и попросил его разработать этот сустейнер без искажений.

 

Теперь поддержание ноты - не проблема, когда нота затухает, вы просто чувствуете это и увеличиваете громкость. Проблема с технологиями того времени заключалась в том, что когда вы берёте новую ноту, а усиление достаточно сильное, если очень быстро уменьшить гейн, то возникали щелчки и треск, так что это был сложный проект. В конце концов, мы его реализовали, назвав его Black Finger.

 

Однажды я пришёл протестировать прототип, а к нему была подключена еще одна маленькая коробочка. Я спросил: "Для чего эта коробка?", он ответил: "Ну, я не знал, что выходной сигнал гитары настолько мал, поэтому я сделал этот небольшой бустер".

 

В те дни все усилители можно было выкрутить на десятку, и они не перегружались, они создавались консервативно. Когда я попробовал этот бустер с усилителем, я поднял его уровень, он стал очень громким, потому что там был большой запас хедрума, затем поднял его еще выше, и он начал перегружаться и искажать.

 

Я сказал: "Ого, что там внутри?" - и это был всего лишь один транзистор.

 

Итак, я начал их собирать, нанял ведущего технолога для их создания, арендовав небольшой лофт. Я всё ещё работал в IBM, и начал рекламировать их по почте, и это пошло в гору. Тогда мне пришлось принять решение уйти из IBM. Так я и занялся этим делом. И этот бустер, который я назвал LPB-1, и стал первым продуктом Electro-Harmonix.

2. Когда вы начали делать педали модуляции в '70-е годы, было ли это ответом на меняющиеся потребности музыкантов, или это было естественным развитием EHX?

 

Мы были первыми во многих вещах. Мы были первыми, кто выпустил недорогой флэнджер, оригинальный Electric Mistress. Мы были первыми с аналоговым дилеем Memory Man и недорогой цифровой задержкой, которая называлась Two Second Digital Delay. В то время две секунды было довольно долго, и я подумал, что будет, если растянуть эту задержку до 16 секунд. В конце концов, мы выпустили 16-секундную цифровую задержку. Затем я спросил: "А можно ли воспроизвести это задом наперёд?". - Мы разработали эти функции, и это был первый лупер.

 

Мы были первыми, кто выпустил недорогой сэмплер, Instant Replay, а затем Super Replay.

 

Big Muff мы выпустили в 1969 году. На самом деле, мы до сих пор продаем их тысячами в месяц. Кстати, у меня здесь есть копия почтового заказа и чек от Сантаны, на канцелярском бланке Сантаны - он заказал его в 1971 году.

 

Сейчас мы делаем несколько других модуляционных педалей. Stereo Pulsar, Stereo Electric Mistress, где есть и флэнджер, и хорус, которые можно смешивать, что обычно трудно сделать, потому что когда вы получаете пики, если пики перекрываются, вы получаете осцилляцию. У нас есть и другие примочки, например The Worm. У нас есть педали, использующие лампы, у нас весь спектр.

3. Было много шума вокруг Freeze Sound Retainer, одной из ваших последних педалей (и самой желанной вещи в моём списке покупок). Насколько мне известно, это первая подобная педаль на рынке. Чего вы хотели добиться, когда разрабатывали эту уникальную примочку?

 

На самом деле, эта функция была частью нашего HOG, генератора гармонических октав, который также является нашим хитом продаж. HOG не только может генерировать октавы, как POG, но и подмешивать квинту через октаву вверх и терцию через две октавы вверх, подмешивать множество различных гармоник - вы можете заставить вашу гитару звучать как орган.

 

В любом случае, эта функция заморозки была частью HOG, нам она понравилась, и в итоге мы вывели ее в отдельный продукт. На самом деле она превосходит заморозку, которая есть в HOG, это действительно хороший, полезный продукт. Демонстрационные ролики всех этих вещей представлены на нашем сайте.

 

Кроме того, 11 лет назад мы выпустили Holy Grail, который является действительно недорогим, но высококачественным ревербератором, он очень прост, но что интересно, он воспроизводит действительно великолепный звук пружинного ревербератора.

4. Откуда берутся все идеи?

 

Ну, в принципе, мой самый сильный навык - это предпринимательство. Иногда у меня появляется идея, или кто-то другой предлагает мне идею, и я просто хорошо знаю, какие из них стоит попробовать разработать. Я стараюсь не ввязываться во что-то слишком сложное. Это продолжается вечно. Поэтому я выбираю то, что не займёт много времени, и то, что, по моему мнению, будет продаваться, и у меня довольно хороший процент успеха. Большинство названий я придумал сам.

5. Некоторые из наших читателей могут не знать, что вы, ребята, также производите вакуумные лампы. Что мы должны знать о лампах EHX?

 

На самом деле, Electro-Harmonix возник в '68-м, мы быстро расширялись, и я зациклился на своей цели. В '70-е я курил много травки, и однажды моя жена сказала мне: "Почему бы тебе не поставить перед собой цель и не работать над её достижением?"

 

И вот, когда я был под кайфом, мне вдруг пришла в голову цель - победить смерть. В то время, да и сегодня, вы понимаете, что человечество с помощью науки и технологий продолжает жить дольше. И, в конце концов, когда мы сможем победить то, что заставляет нас умирать быстрее, чем мы умираем, мы сможем стать бессмертными, если не уничтожим всю человеческую расу, что более вероятно.

 

И я сказал: "Боже, если это произойдет, может быть, через 1000 лет или 2000 лет, я должен сделать это в своей собственной жизни, поэтому я стал одержимым, я продвигал компанию, мы должны были удваивать наши продажи каждый год, потому что моя идея заключалась в том, чтобы быстро построить супер-мультимиллиардную компанию, а затем иметь мозговой центр из людей, которые могли бы действительно сосредоточиться на том, чтобы победить смерть. (Смеётся.)

В итоге, доведя компанию до такого уровня, я обанкротился в начале '80-х годов.

 

В 1979 году, когда мы вели большой бизнес с некоторыми коммунистическими странами, такими как Польша, Венгрия и т.д., я получил письмо из России, приглашающее нас принять участие в первой консюмерской выставке, открытой для западных компаний (в Москве).

 

Я собрал всех своих любимых музыкантов и привёз их в Москву. Мы демонстрировали нашу продукцию, но потом три раза в день мы исполняли несколько рок-н-ролльных песен. Когда выступала группа, все экспоненты приходили, чтобы посмотреть на этих сумасшедших американцев.

 

В то время у России не было денег, и мы не получали заказов, так что с точки зрения бизнеса выставка была провальной. И я начал думать: А что я могу купить у России? Им нужны деньги.

 

Сначала я начал изучать дешёвые интегральные микросхемы. В 1988 году, когда я зашел в Министерство электроники, я увидел несколько вакуумных ламп, висящих на стене. Я забрал несколько образцов, и пошёл к приятелю, Джесси Оливеру. Джесси разработал большинство ранних усилителей Ampeg. Я спросил: "Эй, Джесси, эти лампы хороши?". Он проверил их и ответил: "Да, они хороши".

 

Я начал импортировать лампы и сосредоточился на них, Electro-Harmonix закрылся в начале '80-х, поэтому я работал один, в своей квартире, и вся моя квартира до потолка была заставлена коробками с лампами. Я начал звонить в сервисные мастерские по всей стране, получил заказы.

 

В начале '90-х Россия развалилась, а завод, который производил эти лампы, был конгломератом. Они делали интегральные схемы, они делали часы, и они разделили свой завод на несколько предприятий, а я продолжал продавать лампы. Но они заняли много денег в российском банке, и не смогли их вернуть. Тогда они пришли ко мне и сказали: "Мы должны либо закрыться, либо продать компанию вам или Groove Tubes".

 

К тому времени я занимался довольно крупным бизнесом, у меня было много контрактов с производителями. Это было в конце '90-х годов, когда я фактически купил фабрику. С тех пор, в нулевые, я прошел через несколько войн с рэкетирами, но мы победили.

 

Кроме того, в начале '90-х я заметил, что все педали EHX, которые я делал в '70-е, продавались по высоким ценам. В '70-е годы не было ничего того, что называлось бы винтажным рынком. Рынок винтажа развивался. Поэтому я снова начал делать педали EHX, нашёл небольшой военный завод в России, который отчаянно нуждался в работе, и дал им схему для Big Muff. Они разработали плату, спроектировали новый корпус и сделали их для меня.

 

Позже я расширился. Теперь я не произвожу ни одной из этих педалей в России, я делаю их все здесь, в Нью-Йорке - мы производим около 70 различных педалей. Вот так я и связался с Россией, а также это помогло мне вернуться в Electro Harmonix (педали).

6. Кажется, что всё чаще и чаще многие стали делать свои собственные примочки. Каково ваше мнение о небольших бутиковых компаниях по производству педалей, таких как Analogman, Devi Ever и Death by Audio?

 

Вот что я вам скажу: из-за вакуумных ламп и продажи их не только производителям, но и многим сервисным мастерским, мы также начали продавать всевозможные запчасти, а кроме того, помимо наших собственных примочек, мы фактически продаем комплектующие многим из этих маленьких бутиковых производителей. Ну, там, корпуса, на которые они заказывают свои принты, или ножные переключатели, и всевозможные другие вещи.

 

В старые времена были лишь Fuzz Tone и EHX, а в начале '70-х было всего три основных компании, Musitronics, MXR и мы, но сейчас в мире сотни производителей педалей эффектов.

7. Битва между аналоговыми и цифровыми устройствами продолжается. Особенно это касается педалей. Учитывая, что EHX производит одни из лучших аналоговых педалей на рынке (Small Clone, Electric Mistress, Memory Man и т.д.), могу ли я предположить, что вы предпочитаете аналог цифре?

 

Ну, во-первых, у меня есть несколько отличных инженеров, но я тот, кто любит успешный продукт.

 

С цифровым прибором можно делать всевозможные трюки и вещи, которые просто невозможно сделать с аналоговым. POG 2 - цифровой, Freeze - цифровой. Но с другой стороны, Big Muff, мы по-прежнему продаем тысячи таких устройств, и все они аналоговые, так что я просто интересуюсь тем, что хорошо звучит и что продается. У меня нет предпочтений.

 

8. Я знаю, что это трудно выбрать, но есть ли у вас любимая примочка EHX?

 

Не совсем, мои любимые - это те, которые продаются. (Смеётся) Будь то Big Muff, который мы впервые выпустили в '69-м, или POG 2, который очень хорошо продаётся, или совсем недавний Freeze.

9. А теперь каверзный вопрос: Есть ли у вас любимая педаль не производства Electro-Harmonix?

 

Нет, если бы это было любимое блюдо, мы бы его готовили сами.

 

10. Каждый год вы, ребята, кажется, превосходите самих себя, выпуская новые интересные педали и переиздавая классику. Есть ли у EHX что-то на горизонте, за чем мы должны следить?

 

Ну, я просто не люблю говорить о том, что ещё не вышло. Я даже не говорю об этом нашим дилерам. Когда вы что-то разрабатываете, вы думаете, что это выйдет в апреле, потом это затягивается до июня, потом до июля - так что наша политика заключается в том, чтобы не говорить ни о чём, пока это не выйдет. Вчера мы только что получили прототип кое-чего нового, уникального - ничего подобного на рынке нет, и это всё аналоговое.

 

У нас есть три новых продукта, которые мы начали поставлять несколько недель назад: Neo Mistress, который является очень экономичным флэнджером, Stereo Talking Machine, который похож на энвелоп-фильтр, который воспроизводит очень выраженные вокальные звуки, и цифровой прибор, Deluxe Memory Man с темпочейндж.

 

У нас есть кое-что действительно сенсационное, что, как мы надеемся, выйдет примерно через три месяца. Вы можете перезвонить мне, когда оно выйдет. (Смеётся)

 

Даже сегодня, когда почти каждый ребенок с гитарой имеет в своём арсенале педаль, а то и две, Electro-Harmonix остаётся на передовом фронте эффектов. Если вам нужны последние инновации, высочайшее качество и одни из самых лучших классических педалей, обратите внимание на EHX.