GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Mike Fuller

 

 

Интервью с основателем

и владельцем Fulltone

 

 

Guitar Center беседует с основателем Fulltone Майком Фуллером о его первой примочке, его вдохновении, состоянии бизнеса бутиковых педалей и многом другом

 

 

 

 

 

Guitar Center

Июль 2007

перевод с английского

 

 

 

 

От переводчика: К сожалению, в этом году, прекратил своё существование производитель бутиковых гитарных примочек Fulltone. Ранее крупная американская сеть магазинов муыкальных инстументов Guitar Center и интернет-барахолка Reverb.com ополчились на основателя Fulltone, Майка Фуллера, обвиняя его в расизьме за то, что осудил волну погромов в США, вызванных инцидентом со смертью чернокожего Джорджа Флойда. А ведь были когда-то времена, когда Guitar Center даже дружили с Майком…

Что привело вас в бизнес бутиковых примочек?

 

Мне всегда нравились старые усилители, гитары и эффекты, выпущенные до 1970-х годов, а в конце '80-х у меня не было достаточно денег, чтобы покупать такие вещи. Так что я ходил на эти концерты и скупал неисправные педали Univibe, Fuzz Face, Tube Screamer, CryBaby и другие замечательные примочки. Никто не уделял им внимания. Я забирал их домой и чинил, чтобы они снова хорошо звучали. Затем я перепродавал их. Вы могли купить их за 30 долларов, а продать за пять или шесть сотен баксов. Отличный бизнес, правда? Мы говорим о 1986 или '87 годах. У меня неплохо получалось. Потом я сказал: " Смотри-ка, мы могли бы выпустить что-то в два раза дешевле, с более качественным звуком, более надёжное".

 

Я подумал, что труЪ-байпас может быть классной вещью, хотя на самом деле его никто не делал. Мне не нравился звук этих штуковин, когда они были выключены; все эти вау-вау и прочее звучали довольно мутно, портили мой звук. Я подумал: "Знаете, я мог бы обойти это с помощью распайки". Затем я начал выпускать собственную продукцию.

 

Несколько человек услышали об этом, например, Билли Гиббонс, пара местных ребят. Один мой друг сказал, что я должен отправить эти вещи в журнал Guitar Player на оценку. Это был '93-й или '94-й год. Я ответил: "Ты, наверное, шутишь, они выглядят как дерьмо. Никто это не купит". Наконец, я отправил их в Guitar Player. Они дали мне отличный отзыв. Это был первый обзор "Cool Pedal Alert", и они подарили мне эту невероятную рецензию, которая положила начало Fulltone.

 

Какова была ваша первая педаль?

 

Моей первой педалью было нечто под названием Hybrid Fuzz, которая на самом деле была прототипом '69-го Pedal. Я подумал: "Я буду очень крут. Я смешаю германиевые транзисторы с кремниевыми, и я соединил их в одной примочке, дал объявление, продавал их по 200 баксов за штуку. Знаете, я продал несколько штук. Потом я занялся OctaFuzz, который был клоном Tycobrahe Octavia. Tycobrahe была компанией в Редондо Бич Калифорния в начале '70-х; это была компания, занимавшаяся Про-Аудио. Они заполучили одну из оригинальных Octavio Хендрикса, который он использовал на Band Of Gypsys, скопировали его и выпустили под названием Tycobrahe Octavia. Это легендарная вещь, она просуществовала всего 3-4 года. Мне предложили $1200 за оригинальную модель, если бы я смог ее найти, и я подумал: "Я скопирую эту хреновину". Так что я скопировал её, и с тех пор она является одним из моих настоящих хитов продаж.

Знаете ли вы, у кого есть первая педаль, которую вы когда-либо сделали?

 

Знаю - я её вернул. Я зашел в голливудский Guitar Center около 8 лет назад, заглянул в ваш винтажный отдел и увидел там чёрную педаль с надписью "NPN FUZZ", чёрный фузз, она стояла у ваших ребят на витрине, и я охренел - вы хотели за неё $1000 баксов. Я действительно хотел её, я так сильно хотел её вернуть. Каким-то образом кто-то заполучил её, и однажды я получил письмо: "Как насчёт вернуть себе свою первую педаль?". Он прислал мне фотографии, и это была та самая. Он отдал её мне за 200 баксов. Я не знаю, где он её взял, как он ее достал и сколько он за неё заплатил, но в итоге я её вернул.

 

Где вы черпаете вдохновение для своих разработок?

 

В спросе. В последние пару лет я был очарован особенно шикарным Vox AC15 1959 года с одним 12" динамиком. Это самый скримовый, самый обертонистый, искрящийся, красивый звук. Я просто подумал: "Нет такой педали, которая могла бы это повторить". Он такой компрессированный, гармоники так и выскакивают из него - у него есть этот отклик, которого не было у педалей. Это привело меня к созданию GT500. Я сказал: "Я должен получить этот красивый обертонистый среднечастотный диапазон". Когда вы попадаете педалью вау-вау в эту определённую точку, вы можете получить великолепные средние частоты. Поэтому я начал работать над GT500. Я знал, что не смогу добиться этого с помощью оп-ампов или диодного ограничения, которые используются во всех педалях. Каждая педаль овердрайва/дисторшна является экстраполяцией Tube Screamer, Rat или MXR Distortion. Я не хотел идти по этому пути. Я начал работать со схемой на полевых транзисторах. На самом деле, если вы посмотрите на схему, вы можете взять и заменить полевые транзисторы лампами, и это будет усилитель. Так что это действительно топология очень крутого лампового усилителя с индуктивным регулятором средних частот, что придаёт ему универсальность.

 

Что послужило вдохновением для создания OCD?

 

Не секрет, что Fulldrive родился на основе старого TS808 конца '70-х - все пытались взять пример со Стиви Рэя - поэтому я сказал: "Я собираюсь сделать TS808 с труЪ-байпасом и маленьким переключателем "More", где вы можете просто добавить гейна, если хотите. Если вы находитесь в кульминации соло и хотите добавить гейна, вы сможете. Так появился Fulldrive. Но с тех пор другие компании выпускали около 50 или 60 версий Tube Screamer. Я хотел сделать что-то совершенно иное, чем Tube Screamer. Я хотел получить больше низов, больше верхов, более реалистичный тон, а также звук для ребят с очень хорошими усилителями, в которых уже есть дисторшн. Если вы включите Tube Screamer перед усилителем с дисторшн, он станет тише. В OCD так много сырого усиления, не перегруза, а громкости, что вы можете получить больше из уже перегруженной цепи, чего нельзя получить от педалей на базе Tube Screamer. Я хотел что-то очень маленькое, очень простое, что кто-то мог бы положить в карман и взять с собой на любой концерт, от блюза до рока, и это получилось очень хорошо. У этой педали действительно отличный потенциал, я продал 12 000 штук за 3 года, и недавно она пережила возрождение.

Каков ваш процесс разработки новинок?

 

Это самая сложная часть. Я уже попадал в неприятности - и стараюсь не попадать в них. Я не предлагаю их на рассмотрение гитаристам и не спрашиваю: "Как вы думаете - стоит ли мне это изменить? Я просто делаю это по принципу "надо" - я придумываю, и я просто должен доверять своим ушам. Если она хорошо звучит с разными усилителями, значит, она готова. Отсюда и название "OCD" [Obsessive Compulsive Drive, по анологии  с заболеванием ОКР - прим переводчика]. GT500 должен был выйти уже давно, но за последние девять месяцев я насчитал 27 различных модификаций схемы. И я не говорю о незначительных изменениях, я говорю о следующем: полная схема готова, отправлена на создание прототипа, что стоит около 400 долларов, чтобы получить 3 печатные платы, собрать их, а затем начать все с нуля. Двадцать семь раз для GT500. OCD, я не знаю, сколько раз. Мне трудно понять, когда пора его выпускать. Сегодня хороший день - я отправил первые GT500 - три штуки. Это как рождение ребёнка или отправка его в колледж.

 

Есть ли песня или запись, которая характеризует фирменный звук Fulltone, которую вы можете назвать?

 

До недавнего времени я был известен тем, что создавал реконструкции. Это то, от чего я отхожу. Раньше говорили: "Фуллер делает клон Echoplex или клон Tube Screamer". Например, ленточное эхо TTE. Но знаете что? Оно не шипит, не гудит, не ломается, у него детали из нержавеющей стали, оно сделано вручную, у него есть стереовыходы. Так что, разве это клон Echoplex? Абсолютно нет. У него две скорости - оно радикально отличается. Я отхожу от принципа "Фуллер делает ремейки" и руководствуюсь интуицией по мере роста моих способностей. Сейчас я больше увлечён разработкой новых проектов, чем десять лет назад, потому что, как мне кажется, у меня больше способностей, и поэтому я хочу больший челлендж.

 

Итак, есть песни или записи, в которых кто-то из ваших друзей использовал Fulltone?

 

Джо Сатриани сделал Ultimate Octave знаменитой. Всякий раз, когда вы слышите Джо Сатриани с этим практически похожим на гармонайзер октавером, это и есть Ultimate Octave. Джо был так любезен со мной и для меня, и даже когда я не общался с ним год или два, на каждом альбоме он писал: "Спасибо Майку Фуллеру и ребятам из Fulltone". Он просто отличный парень. Робин Трауэр очень верен и по сей день играет на Fulltone, и я думаю, что его звук изменился благодаря этому. В прошлом году он играл на концерте у Би Би Кинга, они собираются выпустить диск, и всё это время у него включен OCD. Он использует усилители Marshall, но настолько чисто звучащие Marshall, что это похоже на акустику-джамбо, правда с двойным звуком, а OCD работает на полную катушку, но на небольшой громкости, так что он может получить полный диапазон от чистого до бесконечного сустейна. Люди спрашивают, как ему это удаётся. Он отвечает: "Благодаря моему OCD". Иногда люди звонят мне и говорят что-то вроде: "Видели новую рекламу VW?... это я играю на вашем Clyde Wah".

История о том, как Робин использует OCD, это действительно хороший пример.

 

Я не знал этого, пока несколько человек не спросили меня: "Ты знаешь, что он использует?". И я спросила его. Раньше ему приходилось делать это с помощью полной громкости. Теперь он буквально не может этого делать, и вот почему - площадки, на которых он играет, не позволяют ему этого делать. Он сказал, что впервые с '74-го, '75-го годов он смог получить свой звук, потому что ему не нужно выкручивать свой Marshall на десятку. Он может уменьшить громкость, поставить Marshall на 3 или 4 и получить то, что он считает своим хорошим звуком с помощью OCD.

 

Знаете, что забавно? На днях я испугался, а испуг для меня обычное дело, потому что я действительно слишком сильно волнуюсь из-за таких вещей и принимаю их очень близко к сердцу. На днях я впервые за долгое время включил OCD, потому что я отправлял 2 штуки Майку Ландау и Джону Суру и хотел убедиться, что с ними всё в порядке. Поэтому я взял две OCD, подключил их оба, и оба звучали одинаково. Но обе они звучали так чертовски хорошо через Fender Blackface - который не славится хорошим перегрузом. И это звучало настолько хорошо, что я занервничал, что GT500 не достаточно сильно отличается от OCD, поэтому я взял GT500 и подключил его, и он звучал совершенно по-иному.

 

Здорово зарабатывать этим на жизнь. Я мог бы просто делать педали Fulldrive II, OCD и Clyde Wah следующие 10 или 15 лет, но я не хочу быть лишним. Я постоянно перебираю всю линейку, потому что я действительно хочу попробовать обновить и модернизировать простыми способами, о которых люди не знают. У нас не так много отказов, потому что наша продукция изготавливается вручную и тестируется, и мы используем действительно хорошие компоненты, большинство из которых изготавливается на заказ. Педали, которые я видел в последние несколько лет, возвращались в ремонт только из-за блоков питания других производителей, переменного тока вместо постоянного. Некоторые из этих новых адаптеров поджарят любую педаль, к которой вы их подключите. Поэтому я разработал схему, предотвращающую их сгорание. Она фактически меняет переменный ток на постоянный, предотвращая это. Теперь вы не сможете сжечь ни одну из новых педалей Fulltone, что поможет им дольше оставаться в мире.

Как вы оцениваете себя по отношению к другим производителям бутиковых педалей?

 

Я наблюдаю за всеми этими ребятами. Закари Векс - художник, он создаёт все эти различные цвета - и я не говорю о внешнем виде его педалей, я говорю о звуковых цветах - но это не входит в круг моих интересов, хотя кто знает, что может случиться, если мне станет скучно и я захочу сделать что-то другое. Я делаю инструменты. Инструменты для музыкантов. Я надеюсь, что GT500 будет наиболее универсальным инструментом, чтобы музыкант, который работает в студии, или сессионный исполнитель, или просто тот, кто хочет получить все эти звуки для концерта, просто должен приобрести его. Если я смогу добиться этого с помощью GT500, то это будет успех.

 

Каково ваше мнение о состоянии бизнеса бутиковых педалей сегодня?

 

Я считаю, что мне очень повезло, что я начал работать именно тогда, когда начал. MXR создали [индустрию бутиковых педалей] в начале '70-х, но когда я начинал, ещё ничего не было. К 1999 году существовало 40 бутиковых компаний, а сейчас вы увидите сотни различных компаний, и я бы не хотел начинать работать прямо сейчас, потому что конкуренция очень велика. Однако бутик - это именно то, что звучит. К счастью, эти ребята не полагаются на это, чтобы зарабатывать этим на покупку недвижимости. Они занимаются этим в выходные, а благодаря Интернету вы можете создать официальный сайт и продавать товар. Я не знаю, являемся ли мы больше бутиком. Я не знаю, где проходит грань между бутиком и чем-то ещё, но я думаю, что это скорее отношение, когда я забочусь о том, чтобы каждая педаль была правильной, а не просто производить их. Я мог бы принять предложения об уходе в оффшор, продать компанию, но я хочу, чтобы она по-прежнему оставалась крутой. Я держу её на определенном уровне, но это тот уровень, который меня устраивает. 4 дня в неделю по 10 часов в день, а остальное время я нахожусь в студии.

 

Наверное, можно сказать, что вы как Mesa/Boogie в своей области, потому что они остаются на том уровне, на котором хотят оставаться, и следят за своими компонентами. Люди знают, кто вы такой, ваши вещи супер-высокого качества, вы делаете инструменты, без которых музыканты не могут жить, но при этом вы держите свою компанию в таких размерах, чтобы она была удобной для вас, и постоянно создаетё еще более совершенные новые устройства.

 

Это даже здорово, потому что я делаю много педалей, и это позволяет мне покупать больше деталей. Я достаточно хорошо справляюсь. Я хорошо освоил AutoCAD, Illustrator, Photoshop. Для Clyde Wah мы раньше использовали ленту для скейтборда, но теперь я разработал для нее резиновую 3D-накладку. Я могу сделать все, что душа пожелает, все мое увлечение сейчас - это разработка, получение этих уникальных деталей и свобода.

Ждём с нетерпением.

 

Сейчас оригинальные Tri-Stereo Chorus стоют $3000 и обычно сломаны. Мой будет стоить меньше $1000, немного бесшумнее и сделан лучше. Но он идентичен. Я уже закупил 50 000 чипов задержки Panasonic, которые они использовали, и закупаю такие же переключатели. Я не думаю, что это огромный рынок, но я не руководствуюсь этим. TTE не рассчитан на крупный рынок; это ленточный дилей за $1200. Вы можете использовать аналоговую педаль за $100. Но всегда есть ребята, которые слышат разницу и знают, что делает настоящий ленточный дилей и что делает настоящий хороший аналоговый хорус. Я никогда не смотрю на то, каковы будут продажи. TTE обошёлся в 275 000 долларов. Возможно, я вернул свои деньги. Я делаю 11-13 штук в неделю, при этом два человека работают над ним полный рабочий день. По деньгам это проигрыш, но я зарабатываю на других вещах. У меня нет совета директоров, нет совладельцев, мне не нужно садиться в офисе и говорить: "Я надеюсь сделать этот проект, но он будет не очень окупаемым, что вы думаете?". А они говорят: "Да пошёл ты, ты не будешь этим заниматься". Я глупец - я просто делаю это.

 

Каким вы видите своё наследие?

 

Думаю, мы все хотели бы, чтобы нас знали как крутого гитариста, но если я получу что-то среднее между "он изобрёл вечный двигатель" и "он сделал крутую хуйню", я буду в восторге.

 

Я думаю, что это будет лучше. Я думаю, люди скажут, что вещи, которые он сделал, вдохновили меня на написание великих произведений.

 

Это было бы фантастически. Это было бы круто. Я не так часто выступаю. Например, Guitar Center сделали классную вещь около 3-4 лет назад в Далласе на одной из выставок винтажных гитар. Это было в студии звукозаписи Platinum. Томми Робертс [совладелец местного магазина Tone Shop - прим. переводчика], один из моих старых друзей, попросил: "Не могли бы вы дебютировать с TTE там?". У нас была очередь народа на протяжении всего дня в течение четырёх дней. И я узнавал чьи-то имена: "Я продал тебе педаль 7 лет назад". "Да, мужик, это звучит так классно, дай мне попробовать". Здорово встретить людей, которые до сих пор пользуются твоими примочками, пообщаться с ними, и чтобы они продолжали пользоваться твоими примочками, когда им доступно 150 других вариантов.

Расскажите немного о записи альбома, над которым вы сейчас работаете, и о ваших музыкальных устремлениях.

 

В звуковом плане я дитя '70-х. У меня до сих пор есть 24-дорожечный Studer который достался мне от Rolling Stones и на котором они микшировали вплоть до Steel Wheels и 1/2" плёнка ATR. Я люблю плёнку, но сейчас я начинаю осваивать цифровые технологии. Моя цель - сделать записи тёплыми, потому что цифровые записи могут быть немного нединамичными, поэтому моя цель - получить чистую, тёплую атмосферу. Новый альбом - это то, что мне следовало сделать 10 лет назад, когда я выпустил свой первый альбом. Но тогда я хотел быть только Роббеном Фордом, Эриком Джонсоном или чем-то между ними. Я много играл на гитаре, и у меня почти получалось. Сейчас я стал занят и у меня больше ответственности, поэтому я как бы отступил к более грубому стилю игры, то есть потерял всю свою технику (смеётся). Так говорят многие, когда не могут больше практиковаться: "Я упростил свою игру", а на самом деле я сейчас женат, и у меня не осталось никаких крутых фишек. Мне приходится фокусироваться на таких вещах, как звук, сустейн чем-то что-то вроде блюза/рока. Так что эта пластинка определенно R-O-C-K. Я вырос на Physical Graffiti Led Zeppelin, на партиях, которые появляются из ниоткуда, на различных текстурах и тембрах, и это то, что я делаю на этом альбоме, не накладывая слишком много дублей, просто пытаясь создать более блюз-роковую атмосферу.

 

Вы поёте на нем?

 

Я не очень хороший певец. Мой большой друг Дэвид Робинетт из Бойсе, штат Айдахо, был моим вокалистом на протяжении 25 лет. Он пригласил меня, когда мне было 19 лет. Я учился в Бойсе, и его гитарист сломал руку, поэтому я сыграл с ним несколько концертов на базах ВВС. Я был напуган до смерти. Он как Пол Роджерс, чувак. Он выходит на сцену, расставляет ноги и просто поёт, как Пол Роджерс. Я присел и был в ужасе. Мы подружились, потом мы разъехались... он уехал в Нэшвилл и другие места и вернулся в Бойс. Я встретился с ним 10 лет назад, прилетел к нему и записал свой первый альбом примерно за 4 дня. Второй альбом мы записываем с 2002 года, потому что времени у меня не так много. Я прилетаю к нему два раза в год или около того, и мы сидим в студии по 3 дня. Он записал все вокальные партии, а я занимаюсь сведением и готовлюсь наложить несколько партий. Так что у меня мозоли на пальцах, когда я снова начинаю играть.

 

Это здорово. Мне не терпится это услышать. Звуки, которые вы играли через GT500, были настолько пугающими и великолепными, что я не могу дождаться, когда поставлю вашу запись. Вы действительно потрясающе играете.

 

Спасибо. Знаете, что хорошо в цифровом формате? Одна вещь. На свой первый альбом я потратил столько времени, записывая его, и у меня не было больших денег. У меня был 16-дорожечный 2-дюймовый магнитофон. К тому времени, когда я закончил запись, я проигрывал ленту столько раз, что она износилась, а головки были плохими, поэтому мне пришлось микшировать запись с контрольных головок, а не с воспроизводящих, и, несмотря на всю ту работу, которую я проделал, записывая её, звук записи был не совсем внятным, он был каким-то мутным. Что я заметил на новой записи (поскольку я записал её на пленку и сразу же перевел в цифровой формат), так это то, что ее можно проигрывать сколько угодно раз и не потерять атаку и обертона, небольшие реверберации и звуки, которые исчезают после того, как пленка проигрывается несколько десятков раз.

Какие-нибудь заключительные мысли?

 

У меня есть совет для вас. Люди представляют Guitar Center как гигантскую империю, потому что они его магазины повсюду, как безликую организацию. Это не так. Я бы сказал: "Вы, ребята, пришли к нам в магазин, и мы могли бы просто закрыть все двери, закрыться на весь день и устроить этот ужасно классный джем". Все, кто там работает -  музыканты, и люди должны это знать. Они должны знать, что да, в Guitar Center много инструментов и оборудования, там работает много народу, поэтому люди думают, что это ужасная крупная индустрия, но на самом деле это просто сборище ребят, помешанных на музыке и оборудовании, и это приводит к успеху.