Джастин Бекнер
Ultimate Guitar, июль 2018
перевод с английского
Поскольку Uriah Heep готовятся выпустить свой 25-й студийный альбом "Living the Dream" 14 сентября на лейбле Frontiers Music, нам выпала честь побеседовать с Миком Боксом, гитарным вдохновителем группы с самого её основания в 1969 году.
Привет, Мик, как дела?
Все очень хорошо, приятель. Мы только что закончили концерт в Испании и вернулись домой на три дня, после чего полетим в Швейцарию, затем в Норвегию и дальше по миру.
Да, у вас довольно много гастрольных дат на сайте. Вы уже забронировали билеты на декабрь.
Да, как только альбом выйдет в сентябре [14-го числа], мы отправимся в тур по всей Европе на два с половиной месяца.
Есть ли планы на 2019 год, которые пока не разглашаются? Есть ли какие-нибудь даты в США?
Они сейчас работают над ними [датами в США], но мы определённо собираемся в тур. В начале года мы провели 10 недель в Канаде и Америке. Так что, вероятно, в следующем году мы сделаем примерно то же самое.
Ты живешь мечтой, чувак.
Действительно, да! Это название я вынашивал целую вечность, когда писал песню, и я подумал, что оно очень хорошо подходит к музыке. Это то, о чём часто говорят на протяжении долгого периода времени: фанаты говорят "О, вы живёте мечтой" о музыкантах из-за работы, которую мы делаем, они могут завидовать этому. Благодаря фанатам, мы [живём мечтой], и мы всё ещё делаем это, и нам это нравится. Эта фраза засела у меня в голове, и я начал записывать к ней текст, и она стала мощной песней на альбоме, поэтому мы решили назвать альбом именно так.
Это действительно сильный альбом за все годы. Вы работали с Джеем Растоном над этим альбомом, почему вы решили выбрать именно его?
Как ни странно, мы обсуждали множество продюсеров, которые нам бы понравились, но мы все были большими поклонниками The Winery Dogs и работы Джея с ними, а также Stone Sour, и так далее, и тому подобное. Он также сделал несколько сведении для Black Star Riders, которые также работают с нашим менеджментом в Европе. Мы слышали все его работы и решили, что он нам подходит. У нас были некоторые проблемы с подбором времени, но я рад, что мы дождались его. Всё получилось отлично.
Как ты учился играть на гитаре? Пользовался ли ты таблатурами?
Я никогда не пользовался таблатурами, я учился всему на слух. Есть два пути [обучения игре], один из них - научиться читать музыку, но меня не привлекало играть чужую музыку. Поэтому я пошёл другим путём, потому что я хотел сам сочинять музыку. Я никогда не занимался гаммами и всем прочим. Я обычно импровизирую, пока что-то не зацепит меня, а потом я иду дальше. Даже в соло я просто импровизирую, пока не найду что-то, что мне нравится, и отталкиваюсь от этого.
То есть у тебя нет никаких познаний в теории музыки или чего-то подобного?
Нет. Я, конечно, могу читать аккордовые обозначения.
Это меня успокаивает, я пытался выучить теорию музыки и стать грамотным гитаристом, но я предпочитаю просто получать удовольствие от музыки. Теория музыки кажется мне школой, а я ненавижу школу.
Думаю, в этом есть определённый элемент. Мне посчастливилось быть достаточно естественным в этом, поэтому я смог выбрать этот путь. Мне гораздо интереснее сочинять музыку, чем сидеть и часами играть гаммы.
Какую первую песню ты сочинил?
Думаю, это была песня под названием "Lyla", и я понятия не имею, почему. Она была о девушке, очевидно.
Сколько тебе было лет, когда ты ее написал?
Наверное, около 14.
Ты помнишь свою первую гитару?
Да, действительно, она сейчас висит на стене у меня в дома. Это шестиструнная Telston, которую моя мама купила мне в ломбарде в Уолтемстоу в восточной части Лондона. Она была полуакустикой, с одним звукоснимателем, красного цвета. Она была похожа на лук со стрелой, но мне она очень помогла, чтобы начать играть.
Здорово, что ты хранил её все эти годы.
О да, она так много значила для меня. Моей маме пришлось сильно экономить, чтобы приобрести её. Поэтому я никогда не смогу её лишиться, это было бы не очень красиво после того, через что она прошла, чтобы достать её для меня. К тому же это было началом всего для меня.
Возвращаясь к новому альбому, кажется, что каждый раз, когда мы приходим в студию, мы, как гитаристы, играем с новым оборудованием и немного экспериментируем с нашим звучанием. Есть ли какие-то новые инструменты, которые ты использовал для формирования своего звука на этой пластинке?
Вообще-то да, это первый раз, когда я записывался с усилителями Engl из Германии. Их усилители и акустические кабинеты просто невероятны. Я использовал один усилитель Artist Edition, а также Invader II [оба - 100-ваттные головы]. Они очень хорошо послужили мне в студии, особенно когда я подключил их напрямую к моей педали вау-вау Crybaby, это была пара, созданная на небесах. Кроме того, в этот раз я использовал 12-струнную Epiphone. Это классный Les Paul Sunburst. Я купил его в Америке много-много лет назад. Я откопал его, подумал, что он интересный, взял его в студию и использовал в нескольких вещах, что было очень здорово.
А до этого вы записывались на двенадцатиструнке?
У нас была пара поп-песен, одну мы записали под названием "Free Me" на альбоме 1977 года "Innocent Victim". Они использовались время от времени, это не было основным звуком для группы в то время, но когда мы соединяли музыку здесь [на Living the Dream], было место для того звона, который двенадцатиструнка может привнести в звучание песни.
Уделял ли ты в последнее время внимание чему-либо в техническом плане, чтобы улучшить свою технику?
Мне довольно комфортно там, на каком уровне я нахожусь, на самом деле. Я смотрю что-то на YouTube и часто думаю: "Ладно, это не для меня". Думаю, я вижу в себе единственного конкурента.
Это хороший способ взглянуть на это.
Да, если я и научился чему-то действительно хорошему, то это произошло случайно или просто в процессе игры, но это здорово, и это то, что заставляет меня двигаться дальше.
Я полагаю, что за эти годы тебе попадались удивительные винтажные гитары, хотя, наверное, в то время они были новыми.
Да, у меня есть старый Fender Stratocaster, он цвета санбёрст, очень похож на гитару Бадди Холли, собственно, поэтому я его и купил. Он 1956 года. Он просто великолепен и хранится в оригинальном кейсе, но я не слишком часто выхожу с ним в свет. Это прекрасная гитара, и я играю на ней дома, но больше никуда с ней не езжу. У меня также есть пара Les Paul Black Beauty '70-х годов от Gibson, которые очень хороши. У меня есть пара Martin D-28 - шести- и двенадцатиструнная. Они великолепны. У меня есть старая акустика Gibson с "рукописным" логотипом. С точки зрения звука она не очень хороша, но она чертовски громкая. Так что у меня есть несколько хороших гитар. У меня до сих пор есть одна гитара, корпус которой, как гласит легенда, был найден на берегу реки Сент-Луис, и кто-то нашёл её и заделал все коцки - хотя на ней до сих пор есть несколько сколов, так что в этой гитаре есть немного истории, но в основном гитара довольно новая, правда. Я купил ее в начале семидесятых. Это были времена, когда вы играли по всей стране в США, и люди приносили вам эти сокровища, чтобы вы их купили - сейчас такого не встретишь. Раньше на каждом концерте были такие люди, которые приносили эти прекрасные гитары и спрашивали, не хотите ли вы их купить. Конечно, вы до сих пор можете найти настоящие сокровища, но в наши дни все, кажется, поумнели.
Винтажные гитары сейчас такие дорогие.
Да, это так. Именно в этом и заключается суть изменений, в том, что многие из этих гитар стали очень дорогими, но с другой стороны медали, в наши дни даже начальные модели гитар потрясающие. На гитарах начального уровня не просто можно играть, они великолепны. В наше время у нас такого не было.
Как ты думаешь, как то, что ты начинал играть на гитаре, на которой, возможно, было немного трудно играть, повлияло на то, как ты играешь сегодня?
Самое лучшее, что может сказать любой гитарист, это то, что его можно услышать где угодно и понять, что это ты. Мне это говорили много раз. Думаю, одна из причин в том, что у меня довольно маленькие руки. Когда я вижу Пола Гилберта, его пальцы длиннее моих ног. Когда он делает все эти растяжки, это невероятно, но я не смогу даже приблизиться к нему, потому что у меня слишком маленькие руки. Поэтому мне пришлось сделать одну вещь: вместо того, чтобы тянуться к этим нотам, я подкатываюсь к ним. Так я выработал своего рода слайдовый стиль, который придал мне некоторую индивидуальность, что очень здорово. Если вспомнить старые времена семидесятых, когда появлялись группы, например, "Большая четверка" - Black Sabbath, Led Zeppelin, Deep Purple и Uriah Heep, то ни один из нас, гитаристов, не был похожим, ни один из басистов не был похожим. Именно эти элементы придавали каждому музыканту и каждой группе свою индивидуальность. Мне кажется, что в наше время это часто теряется, кажется, что все идут по одному пути.
Они идут по вашему пути, я, конечно, учился у ребят, которых вы только что упомянули [Большую четвёрку].
Я думаю, что люди входят в дверь гитарного учебного заведения и через два года выходят оттуда, играя великолепно, но все они играют одинаково - за эти два года не уделяется никакого внимания индивидуальности, и я считаю, что это немного досадно, правда.
Кто или что впервые вдохновило тебя взять в руки гитару?
Ну, это забавный вопрос, потому что я начинал с джаза, с Леса Пола, Мэри Форд и Уэса Монтгомери. По какой-то причине меня привлекли звучание и аккорды, которые они использовали, и именно с этого я начал. Потом у меня было несколько уроков у парня по имени Аллан Ходжкинс [его сценический псевдоним, который он иногда использовал, был Hodgkiss], он жил недалеко от моего дома, но раньше он был второй гитарой у Джанго [Рейнхардта]. Так что, очевидно, его учение было основано на джазе. Так что я ходил к нему и в течение нескольких месяцев каждую субботу - самое замечательное в том месте [где давались уроки], что это было место встречи всех музыкантов, так что вы слышали истории о гастролях и думали: "О да, здесь моё место". Но минусом было то, что он давал мне урок в субботу, и я не мог ждать до следующей субботы, потому что к вечеру той субботы я уже мог играть очень хорошо. Поэтому мне приходилось ждать ещё неделю. Моя мама не могла позволить себе платить за дальнейшие уроки, так что именно тогда я начал развивать свой слух и тому подобные вещи в самом начале.
Есть ли что-то особенное из тех уроков, что тебе действительно запомнилось?
Да, я думаю, что дудлинг пришёл из тех уроков, потому что это джазовая вещь. Люди спрашивали меня, кто повлиял на то, чтобы я играл блюз, и я всегда отвечал им, что я был слишком счастлив, чтобы играть блюз. Мне было 20 лет, я путешествовал по миру и наслаждался жизнью. Поэтому я не мог серьёзно играть блюз.
Есть ли среди нынешних гитаристов те, кем вы восхищаетесь или кто вас вдохновляет?
Ну, Джефф Бек - мой самый любимый гитарист на протяжении многих лет. Ричи Блэкмор был потрясающим. Но в последнее время мне очень нравится Ричи Котцен. Он умеет делать всё, и в довершение всего, как будто он не довольствуется лишь этим талантом, у него еще и голос, за который можно умереть. У него есть весь комплект.
Назови три альбома, которые должен услышать каждый гитарист, когда он только начинает играть?
Вау! Джефф Бек, "Truth", потому что, в моих глазах, это был предтеча всех вещей Led Zeppelin. Это сложно, так просто выбрать их из мешка. Джо Уолш и James Gang, [напевает рифф из "Funk #49"] ты не сможешь превзойти это, приятель. Затем в акустическом исполнении Нил Янг, "Harvest".
Ты сочиняешь музыку акустически или всегда электрически?
Это происходит по-разному, в зависимости, за что я хватаюсь в первую очередь. В старые времена мне приходилось пытаться найти диктофон или что-то подобное, чтобы записать песню, нельзя было просто достать мобильник и записать её. Так что я могу сразу записать начальный рифф или идею, а потом уже решить, как я буду её обрабатывать.
У тебя есть именная гитара от Carparelli, о которой я хотел с тобой поговорить. Это прекрасная гитара [канадский брэнд, производство Корея, сейчас возможно уже Индонезия - прим. переводчика].
Да, я расскажу тебе, как она появилась. Я таскал свои Les Paul Black Beauty по всему миру, но авиакомпании обращались с ними не очень хорошо. Каждый раз, когда я доставал их из кейса, оказывалось, что что-то не так или что-то нужно исправить. Это было ужасно, ведь это такие прекрасные гитары. Поэтому я искал, чем заменить их в дороге, и нашёл Carparelli на сайте и смог поговорить с ним напрямую, что было здорово, поскольку он был главой компании. Он был в восторге и прислал мне гитару на пробу. У меня было много спонсорских проектов за эти годы, когда люди присылали мне гитары, пытаясь заставить меня поддержать их, и я обычно возвращал их обратно и возвращался к Black Beauty для гастролей, пока не находил что-то подходящее. Когда пришла Carparelli, я играл на ней около трёх недель. Она показала себя великолепно и сделала для меня всё, что мне было нужно. Это хорошая надёжная рабочая лошадка, я вожу их с собой по всему миру, и они стойко переносят обращение с ними со стороны всех носильщиков багажа. Это лучшие гитары, я их люблю. Сейчас я играю на Carparelli S4.
Вы постоянно гастролируете, так что это важно.
Это у меня в крови. Я люблю это. Мы гастролируем в 61 стране, так что постоянно проводим по 150 концертов в год или около того. У меня всегда было отношение рабочего человека. Это то, чем нам нравится заниматься. Люди иногда спрашивают меня: "А как же студия?" [Если вы такие же, как мы], вы десять лет работаете вживую, прежде чем попасть в студию, так что, очевидно, это моя первая любовь. Это отличный тест для молодых групп. Uriah Heep - это такое замечательное место. Еще в восьмидесятые, когда я руководил группой, ездил с ней в на гастроли, сочинял музыку для группы, пел с группой и жил в группе, я дал себе клятву, что никогда не буду работать ни с кем, будь то агент, менеджер или член группы, с кем я не могу улыбнуться, пожать руку или пойти выпить пинту пива. Это важно для меня. Я не люблю, когда начинаются трения. Мне кажется, это приносит столько негатива. Поэтому мы как семья вдали от своих семей. Мы поддерживаем друг друга в трудные и хорошие времена, и это очень здорово.
Поскольку вы постоянно гастролируете, я могу предположить, что вы используете много арендованного оборудования для бэклайна.
Так и есть. В Европе у нас сложилась хорошая практика, когда мы привозим с собой собственный бэклайн, что просто фантастика. Раньше мы брали все это в аренду, и вы заказывали голову Marshall, но она работала на издыхании. Многие из этих людей, которые сдают в аренду оборудование для бэклайна, никогда его не обслуживают. Так что вы никогда не знаете, что получите. Поэтому мы пришли к выводу, что лучше всего просто взять с собой наше оборудование. Мы отправляем наше оборудование в Америку в туровых кейсах, так что большую часть года у нас практически всегда есть свой собственный бэклайн.
Помнишь ли ты какие-нибудь страшные истории о тех днях, когда использовалось арендованное оборудование для бэклайна?
Да, очень много. Бывало, что вместо Marshall появлялись Fender Champ и тому подобное. Мы были первой западной рок-группой, игравшей в России. В декабре 1987 года мы приехали и выступили перед 180 000 человек, что было потрясающе, но с оборудованием пришлось повозиться. Нам пришлось привезти большую часть оборудования из Венгрии. После этого, на следующий год, мы провели пять недель в Сибири, где никогда раньше не было концертов, и они просто пытались сделать всё возможное. Однажды ребята посмеялись, когда я пришел на саундчек, и сказали: "Вот твое оборудование", а это был комбик, с двумя динамиками. На нём было написано Marshall, но я не думаю, что он мог бы помочь мне получить хоть немного мяса. Но нам пришлось включить его через мониторы, я тогда использовал педаль RAT, так что мне пришлось попыхтеть, чтобы получить хоть какой-то сносный дисторшн, и мы выступили, знаете, приходится преодолевать все эти трудности. Это часть жизни гастролирующей группы - выступать и получать отклик от публики независимо от того, какие проблемы происходят на сцене. Ты должен преодолевать проблемы, ты не можешь сдаваться, никогда.
Помнишь ли ты, на чем конкретно вы играли на том концерте в Москве в '87-м году?
У нас были свои гитары, так что они были те же самые, что и всегда. Но в итоге мы играли на сцене через небольшой аппарат, заказав два стоваттных усилителя и четыре колонки.
Это был потрясающий опыт, играть для такого количества людей.
Это было удивительно, ведь мы годами играли в странах Восточного блока. Когда большинство больших групп просто выступали в Америке, а затем возвращались в Англию или континентальную Европу, у нас в группе была поговорка: если люди не могут прийти за музыкой, принесите музыку людям. Так мы и поступали, мы ездили в Восточный Берлин, где нам приходилось вечно пробираться через границу, мы ездили в Болгарию, Венгрию, Чехословакию до того, как она стала Чешской Республикой. Мы ездили во все эти места, потому что хотели распространить нашу музыку по всему миру, и, делая это, мы нашли общий язык с венгерским промоутером [Ласло Хегедюшем - прим. переводчика], который возил нас по всем этим странам, и он говорил: "Нам нужно привезти вас в Россию, вы не знаете, насколько вы там популярны", а мы ему не верили, кроме того, то, что нам рассказывали в школе о России, не было ничем хорошим, не так ли? И вот в декабре '87-го нас пригласили туда по случаю Перестройки, и он сказал, что мы получили официальное приглашение. Мы подумали, что это потрясающе, и поехали туда, и он был прав, мы не знали, насколько мы там популярны. Это было грандиозно. Мы играли перед 180 000, но это было на протяжении десяти дней на стадионе Олимпийском. Это был хаос. Если уж сравнивать, то это было похоже на Beatles, когда люди просто сходили с ума. Мы сделали более 30 000 фотографий [с фанатами], и это стало валютой. Люди обменивались ими. Это было потрясающе. Мы заходили в рестораны, и люди вставали и аплодировали. Странно представить себе это.
Это настоящее свидетельство силы музыки.
Когда ты думаешь о том, что они потратят две месячные зарплаты, чтобы купить один альбом, и это будет твой альбом, это просто потрясающе, просто подумать об этом. Это, а также тот факт, что если их поймают за исполнением музыки с этого альбома, их могут отправить в Сибирь на соляные шахты, что со многими и сделали, мы узнали позже, когда встретились со всеми [вообще-то в 1980 году в СССР был выпущен альбом Uriah Heep - "Innocent Victim" тиражом более 80 000 экземпляров, и ещё переиздавался позже - прим. переводчика]. Было так трогательно встретиться со всеми фанатами и услышать о том, что они пережили и как много музыка значит для них. Это был декабрь, и люди часами стояли на улице, ожидая нас, чтобы мы могли подписать их альбом, а к тому времени ручки замерзали, и мы приносили их в дом, чтобы все оттаяло, и это было похоже на то, что все их Рождества наступили одновременно.
Что ж, времена изменились, так что, надеюсь, русским людям будет немного легче слушать "Living the Dream".
О да, если вы сейчас поедете в Москву, то это будет как любой европейский город, и сейчас она входит в гастрольный график каждой группы. В те дни, когда мы ездили, всё было не так. Это были большие трудности.
От имени всех, кому вы принесли музыку, я хотел бы поблагодарить вас за то, что вы делаете и продолжаете делать музыку. Похоже, вы не собираетесь уходить на покой в ближайшее время.
Нет, у меня все та же страсть к музыке и игре на гитаре, которая была у меня с самого первого дня. Она никогда не покидала меня. Эта страсть даёт мне энергию, чтобы продолжать делать это, и поэтому мы так много гастролируем. Мы только что вернулись из Северной Америки и продолжаем. Нам нравится это время года, потому что каждую неделю у нас есть 2-3 дня дома, чтобы пообщаться с семьёй, а потом мы отправляемся играть на фестивали. Наше расписание уже заполнено на 2019 год после выхода альбома в сентябре [2018 года]. Так что мы там, приятель.
Приближается и ваше 50-летие. Так что нам не терпится узнать, что нас ждет в связи с этим.
Да, это будет в 2020 году, так что у нас есть немного времени, чтобы спланировать что-то к этому событию и найти что-то особенное. На данный момент это отложено на второй план из-за нашей занятости, выхода нового альбома и всего остального. Я только недавно узнал, что все свободные дни, которые у нас сейчас есть, заполнены продвижением нового альбома, но, знаешь что, мы всё равно любим это.