GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Michael Schenker

 

 

 

Дембельский аккорд

 

 

 

 

Матт Лэйми

Guitar & Bass, Апрель 2012

Перевод с английского

Фото - Кевин Эстрада

Играть в одной легендарной группе – везение. В двух – почти чудо. В трёх – значит быть Михаэлем Шенкером.

 

Благодаря Scorpions, UFO и MSG, Михаэль (Майкл) Шенкер закрепил за собой статус одного из величайших гитаристов хард-рока… но он вышел на большую сцену, когда был ещё очень юн. "Музыка всегда была частью меня, сколько я себя помню" – говорит Шенкер. Когда мой брат купил гитару вместо мотоцикла, мне было девять, а ему 16, и для меня это было настоящим началом. Ведь с тех пор, как мне исполнился второй год, гитарное соло всегда было для меня самой увлекательной частью любого музыкального произведения. Я никогда ничего не слушал, если там не было хорошего гитарного соло.

 

Вместе со своим братом Рудольфом, Михаэль сформировал Scorpions, ставшую самой успешной немецкой рок-группой всех времён. Но для гитариста-подростка с большими амбициями, играющего в клубах в начале семидесятых, Германия была жопой мира.

 

Играть в рок-группе было, несомненно, здорово, но Германия была такой дырой. Мне было скучно. Я знал чего хочу, и абсолютно точно знал что мне нравится. Но в Германии не было менеджмента и ничего не было организовано. В Англии музыка была нормальным занятием. К Германии не было никакого интереса – люди просто ходили на дискотеки и всё такое.

 

Когда мне было 15 или 16 лет, я слушал Джонни Винтера, Рори Галлахера, Джимми Пейджа, Эрика Клэптона, Лесли Уэста - всех, кто играл на гитаре и мог делать то, что я не мог делать в то время. Я готовился вырваться. Я всегда говорил Scorpions, что если кто-нибудь из Англии предложит мне присоединиться к их группе, я сделаю это немедленно. Не имело значения, известная это группа или нет, дело в том, что они были из Англии, а именно там я хотел быть. Поэтому, когда UFO попросили меня присоединиться к ним, это было прекрасным шансом.

 

Помимо того, что Шенкер завоевал славу как потрясающий соло-гитарист, он на всю жизнь связал отношения с одним конкретным бодишейпом инструмента.

 

Мой брат купил себе Flying V когда мне было около 15 лет. У моего брата есть история об этом, которую я не помню. А у меня есть история, которую не помнит он! [смеётся]. Я помню, что порвал струну во время выступления, прямо перед антрактом. Мой брат заметил это и дал мне свою гитару. Я подумал: хм, действительно здорово звучит в пятидесятиваттный Marshall. Я сказал ему, что думаю, что это действительно хорошая комбинация для меня, и он ответил, что я могу её забрать.

 

Конкретно эта гитара и конкретно этот усилитель каким-то образом звучали просто волшебно. В то время я играл на Les Paul и Les Paul звучал довольно жирно, но Flying V звучал более акустически. Вишка с Marshall издавала что-то вроде звучания огромного объёма с пустотой в середине.

В конце 1973 года в возрасте всего 18 лет, со своим Flying V на шее и достигнутой целью присоединиться к британской группе, Шенкер приступил к работе над записью своего первого альбома с UFO – Phenomenon, ставшим классикой рока.

 

Дома я всегда сочиняю, или просто играю на гитаре, пока не услышу что-то, отчего у меня бегут мурашки по коже. В некоторых других песнях, например Rock Bottom – я играл этот рифф, пока мы сидели вместе, и Фил [Могг, вокалист UFO] вскочил и воскликнул: "Вау, это здорово!" и таким образом у нас получилась песня. Но обычно я приносил Филу то, что сочинил дома. Обычно изначально это были инструментальные партии… например Try Me была инструменталом, но затем Фил добавил к ней вокальные партии, и это было очень здорово.

 

Музыка для меня была всем, поэтому то, что я был немцем, не говорящим по-английски, не являлось большой проблемой. На самом деле Энди [Паркер, барабанщик UFO] говорил мне, что я должен считать себя счастливчиком, потому что я не понимаю что говорили остальные! [хихикает]. Я ничего не замечал, пока Фил не стал агрессивным, и не начал драться с остальными… потом я стал немного нервничать, и это привело к проблемам.

 

Статус UFO продолжал расти и расти, и для Михаэля это тоже стало проблемой.

 

Успех напугал меня. Я не искал его, и в тот момент я не понимал, что значит успех. Я просто хотел иметь возможность делать то, что Джефф Бек, Джимми Пейдж и Лесли Уэст сделали со мной. Я просто хотел, чтобы у слушателей бежали мурашки по коже, будь то в клубе Marquee или ещё где угодно.

 

Мой первый настоящий большой опыт пришёл тогда, когда UFO отправились в Сан-Франциско, и внезапно там оказалось 6000 зрителей с зажигалками в руках. Я просто офигел. Потом мы записали Lights Out и выпустили первый хит. Тогда я испугался Мне не нравилось это чувство необходимости чем-то заниматься. В то время мне нравились шаги, которые мы сделали в музыкальном плане. Настоящий прогресс. От скорповского Lonesome Crow до Phenomenon – UFO. А затем Force It, No Heavy Petting, Lights Out - каждый раз был следующий шаг.

К концу 1978 года отношения Шенкера и Могга разорвались. Михаэль вернулся в Германию, чтобы присоединиться к Рудольфу и его старым друзьям в Scorpions, но ему хватало предложений от других звёзд – Ozzy, Aerosmith и Rolling Stones просили его присоединиться к ним.

 

Когда я ушёл из UFO, группа была почти на пике, и я ушёл, чтобы присоединиться к Scorpions, которые собирались покорить пик. Я помог Scorpions записать Lovedrive, и мы отправились на гастроли, и я подумал, чёрт возьми, я совершаю ошибку. Я только что спрыгнул с этого поезда. У меня было своё виденье того, чем я должен заниматься. Это касалось музыкального и личностного развития, а также возможности экспериментировать с различными аспектами музыки в моём собственном режиме, без давления. Дело не в том, чтобы стать знаменитым и богатым. Так что я не мог реализовать свои идеи с такими группами, как Оззи Озборн, Aerosmith и Scorpions. Моё виденье отличалось от их виденья.

 

На самом деле, если бы я присоединился к Scorpions, это было бы плохо для моего брата по двум причинам. Во-первых, я бы вмешивался, и ему пришлось бы позволить мне написать большую часть музыки. Кроме того, я был бы для них обузой.  Им было бы сложнее добиться того, что они хотели, потому что это не совпадало с моим виденьем. Так что для меня это был лучший выход, и я думаю, мой брат поймёт это, когда станет старше. Или, может быть он уже понял это. Что хорошо, что я с ними не остался. Этого не должно было случиться.

 

В 1979 году Михаэль собрал MSG - Michael Schenker Group - группу, которая за свою 30-летнюю историю представляла постоянно меняющийся состав музыкантов. В 1993 году и в начале нулевых он также возвращался в UFO для записи трёх альбомов, а в последние годы его можно заметить частым гостем в качестве приглашённого музыканта со Scorpions. В 2010 году, с подачи Слэша и Пола Гилберта, назвавших его наиболее влиятельным гитаристом, Шенкеру наконец то вручили награду Marshall 11 [статуэтка в виде голой девки с гитарой Flying V – прим. переводчика]. Награда вручается тем музыкантом, которые представляют образ жизни настоящего рок'н'ролла и живут "на грани" [Номинация была учреждена журналом Classic Rock, но проводилась лишь три раза, с 2009 по 2010 год – прим. переводчика].

Фото - Мик Хатсон

Это было забавно, потому что в начале '80х брат позвонил мне и сказал: "Михаэль, ты никогда не поверишь, что тут происходит. Все играют на такой же гитаре, как у тебя. Ты должен это видеть, они все тебя копируют!" Я подумал, может быть он просто шутит, поэтому не придал его словам особого значения. Затем у меня случились неприятности, меня кинула звукозаписывающая компания. Я сказал своему брату: "Хватит с меня этого дерьма, я завязываю с музыкой". Он спросил: "А можно я тогда буду использовать твою чёрно-белую раскраску?" Я ответил: валяй! Так у него появилась чёрно-белая гитара.

 

Потом я разобрался со всеми проблемами, и продолжил заниматься музыкой. Но я не обращал внимания на то, что происходит или кто становится успешным. Время от времени я слышал краем уха, что Слэш или Кирк Хэмметт называли себя моими фанатами, но я не придавал этому особого значения. Но потом я получил награду и подумал: Чёрт возьми! Это всё серьёзно! Вау, это было правдой, они не врали. Приятный сюрприз.

 

Я спешил со сцены на автограф сессию для этой награды, и по пути встретил мужика с седыми волосами. И я понял, что это был Джимми Пейдж, Это было забавно, потому что я никогда не встречал его раньше. Поэтому я подошёл к нему, чтобы пожать его руку, и сказал: Привет Джимми, я Майкл Шенкер. Приятно наконец то с тобой познакомиться, прости, что мне нужно спешить. Я всё ещё твой фанат.

 

Пока вы не встретили тех, кем так восхищались, вам хочется наконец-то поговорить с ними. Возвращение поиграть со Scorpions – часть того же самого путешествия. Рудольф просто сумасшедший – он всегда любил, когда я играю на сцене. Мы редко играем вместе, но в ближайшем будущем это будет чаще Мы настолько близки, насколько могут быть близки братья, учитывая, что он на семь лет старше меня.

Я думаю, мы находимся на том этапе жизни, когда можем начать выступать вместе. Я думаю, нам по разным причинам нужно было испытать то, что мы сделали. Каждый из нас осуществил то, о чём мечтал, и мы можем поделиться друг с другом разными вещами, не мешая ожиданиям. В каком-то смысле речь идёт о взрослении.

Последнее чувство глубокого удовлетворения приносит Михаэлю его новый альбом Temple Of Rock. Конечно, соло-гитара занимает центральное место, но не менее интересен состав из легенд – Пита Уэя, Кармайна Апписа, Лесли у эста… плюс ещё одного особенного участника.

 

Я начал как обычно, не представляя, каков будет конечный результат. Все мои мысли ориентированы на соло-гитару, но я был осторожен с тем, чтобы играть не слишком много. Не хотелось перегружать – хотелось чтобы всё было со вкусом и сбалансировано. Для меня песня – это песня, но когда доходит до сольной части, я отправляюсь в другое путешествие.

 

Михаэль Фосс написал вступление к альбому, которое мне очень понравилось, но я сказал, что для закадровой речи мне нужен очень сильный голос. И тогда же мне позвонили с предложением сыграть на гитаре в аудиокниге Уильяма Шетнера [замечательный актёр, всем рекомендую сериал Перлы Моего Отца (Shit My Dad Says), где он исполняет главную роль – прим. переводчика]. Я воскликнул: Не могу поверить! Это то, что нам нужно! Мы спросили, согласится ли он зачитать нам текст во вступлении, и он ответил утвердительно. Так что всё сложилось.

 

Я говорю вам: жизнь – удивительная вещь. Она поражает вас, удивляя до неожиданности. Это невероятно для парня, который даже не знал, как он вообще оказался на сцене. Я не знал, зачем я там очутился, просто принял всё как есть. Теперь, когда я становлюсь старше, всё выглядит иначе. Мне нравится пробовать то, чего я никогда раньше не делал, и это здорово. Это не то, как я думал... типа ты просто стареешь, и тебе больше нечего делать. Для меня это больше похоже на обмен: что-то выигрываешь, что-то теряешь.

 

Когда я основал MSG в 1980 году, я хотел развиваться как личность и как музыкант в моем собственном ритме. Теперь я чувствую, что сдал экзамены и готов уйти на дембель. Это воодушевляет… у меня в голове накопился сорокалетний опыт. Как будто что-то было подавлено, но внезапно снова рвётся наружу, и я на пороге новой волны развития.

Инструменты и оборудование:

 

Гитары - Сейчас Михаэль использует новые именные модели Dean Flying V: Retro, Kaleidoscope и Strangers In The Night. Все они скоро должны быть выпущены серийно.

 

Усилители – Шенкер играет на усилителях Marshall JCM800 2205, а в качестве эффектов использует хорус и дилей. "Хорусом я пользуюсь очень редко, только если он использовался при создании оригинальной песни. И всегда есть немного дилея, но это всё" – объясняет он. "Что касается усилителей, я всё ещё использую свой обычный Marshall JCM800 2205. Но я должен сказать, что спустя столько лет, я готов создать свой собственный усилок. У меня накопилось довольно много идей, и я хочу собрать их воедино в именной модели Michael Schenker, но я просто ищу подходящего производителя.

 

Так какой звук он ищет?

 

Если честно, у меня нет слов, чтобы его описать. Когда я работал над первой записью в составе UFO с продюсером Лео Лайонсом, мне приходилось объяснять ему, какой звук я ищу, используя свой скудный запас английского. Я сказал: Представьте себе палец без кости. Вот как я описал тот звук. Это особый тип звука – это агрессия, но я не люблю обычный громкий легкомысленный звук.

 

Что послушать

 

UFO - Lights Out 1977

 

Не смотря на то, что отношения внутри группы в следующем году испортились,   Lights Out стал венцом славы UFO. Заглавная вещь и Love To Love – заслуживают особого внимания

 

Michael Schenker - Temple Of Rock 2011

 

С бывшим участником Херманом Раребеллом за барабанами, бывшим участником UFO Питом Уэем на басу, а также с гостевым участием Лесли Уэста, Дона Эйри, Нила Маррея, Кармайна Апписа и даже Рудольфа Шенкера среди прочих. TOR – это классический рок Шенкера.

 

И ещё…

 

На альбоме 2000 года The Odd Trio были представлены "Гарри Кобэм" на басу и "Кэти Браун" на ударных. На самом деле оба они являются творческими псевдонимами самого Шенкера, который написал, сыграл и спродюсировал весь альбом. "Это была одна из тех вещей, которые я должен был сделать хоть раз!"- смеёся он.