GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Metallica

 

 

72 Seasons

 

 

 

 

 

Дженна Скараманга, фото - Джимми Хаббард

Total Guitar, май 2023

перевод с английского

Грув – это всё

 

 

Вышел самый долгожданный гитарный альбом года: 72 Seasons от Metallica. Лид-гитарист Кирк Хэмметт и басист Роберт Трухильо рассказывают TG о том, как эта легендарная группа находит новое вдохновение в погоне за тяжестью...

 

Кирк Хэмметт должен сделать признание. Лид-гитарист Metallica рассказывает о новом альбоме группы 72 Seasons и о том, что его энергия исходит от спонтанного подхода к сочинению песен и записи...

 

"Прежде всего, я музыкант-импровизатор", - говорит он. "Я понял, что всё, что ты делаешь, - это импровизация. Любое сочинение песен - это импровизация. Сочинение мелодий - это импровизация. Импровизация - это игра на гитаре". Размышляя на эту тему, он признаётся в давней "привязанности" к одному из величайших гитаристов хард-рока, Ангусу Янгу из AC/DC.

 

"Мне нравится в Ангусе то, что он никогда не играет одно и то же соло дважды", - говорит Кирк, а затем заговорщицким тоном добавляет: "Я должен признаться, что именно этот альбом окончательно избавил меня от одержимости Ангусом".

 

"Я был одержим AC/DC большую часть своей жизни - гитарными партиями Ангуса и Малкольма, просто всем их подходом. Я не говорю об этом слишком много, потому что это обычное дело. Все в восторге от AC/DC. "Но я всегда восхищался гитарным стилем Ангуса, потому что это идеальное сочетание блюза, хард-рока и буги. В его игре много юмора, и в то же время она такая энергичная. Вы не можете, блядь, превзойти его! От Ангуса исходит такая органичность. Ты знаешь, что он не думает о том, что скажут все эти гитарные журналы. Он просто выходит на сцену и делает это. И мне это нравится".

 

Подобный подход лежит в основе 72 Seasons, в котором Metallica делает именно то, что они делали в восьмидесятые. Не всегда звучат так, как звучали в восьмидесятые, но решительно остаются самими собой, не обращая ни малейшего внимания на мнение других людей. Груз истории может быть тяжёлым бременем. Ключевые альбомы Metallica - такие как Master Of Puppets 1986 года и их одноимённый с названием группы мультиплатиновый альбом 1991 года, навсегда получивший прозвище "Чёрный альбом" - являются вехами в метале, которые теперь сопровождаются более чем 30-летними воспоминаниями и мифами. Другие легендарные группы были запуганы подобным давлением до заурядности, но в 72 Seasons Metallica работает на полную мощность, используя всё - от своих трэш-металических корней до тяжёлых ритмов своих классических песен начала девяностых "Enter Sandman" и "Sad But True".

 

Кое-что из 72 Seasons напомнит вам о старой Metallica, потому что это Metallica. Но в целом альбом звучит по-новому. Помимо Lulu 2011 года, разового сотрудничества группы с Лу Ридом, 72 Seasons - третий студийный альбом Metallica с тех пор, как басист Роберт Трухильо присоединился к группе, встав плечом к плечу с Кирком и двумя основателями, гитаристом/вокалистом Джеймсом Хэтфилдом и барабанщиком Ларсом Ульрихом. Поскольку Хэтфилд в настоящее время недоступен для интервью, именно Кирк и Роберт рассказывают TG о том, как создавался этот альбом.

Для Кирка годы между этим альбомом и его предшественником, альбомом 2016 года Hardwired... To Self-Destruct, он заново открыл для себя свои самые ранние влияния. "Я начал глубоко погружаться в творчество всех гитаристов, которые действительно повлияли на меня, когда я был ребёнком", - говорит он. "В Hardwired я слушал много Майкла Шенкера и гитаристов того поколения. На этом [альбоме] я вернулся еще дальше назад. Я понял, что есть целое поколение британских гитаристов, которых я люблю. Мне нравятся даже такие малоизвестные, как Ким Симмондс из Savoy Brown. Поэтому я начал заново изучать все эти вещи, и это влияние британских гитаристов очень сильно отразилось на мне, когда мы начали записывать этот альбом".

 

Невероятно, но "новый" басист Роберт Трухильо пробыл в Metallica дольше, чем Клифф Бёртон и Джейсон Ньюстед вместе взятые. В то время как Кирк обратился к британскому блюз-року, Трухильо взял пример со своих предшественников по группе. "Клифф и Джейсон были настолько разными в том, как они играли, и в их подходе к инструменту", - объясняет он. "Для меня это очень интересно, потому что я понимаю, что они делали лучше всего. У меня есть то, что я могу предложить песне, но я также могу извлечь из этого мешка возможностей Клиффа или Джейсона. Мне нравится мелодичный подход Клиффа. Если взять такую песню, как "For Whom The Bell Tolls", то она мелодична, но в то же время агрессивна и обладает гимновым свойством. У него это отлично получалось, а также менять звучание инструмента и привносить его в аранжировку. Эта идея не была распространена в метале. Джейсон был просто очень надёжным.
 

В "Черном альбоме" басовые партии очень хорошо проработаны. В тональном плане на выбор звука и Кирка, и Роберта повлиял гаргантюанский ритм Джеймса Хэтфилда. "Одна из важных вещей в работе басиста в Metallica - это найти звук, который хорошо вписывается между гитарами Джеймса и Кирка", - говорит Роберт. "К счастью, наш продюсер Грег Фидельман знает об этом. На записи вы можете услышать каждую ноту баса. Благодаря тому, что партии подобраны друг к другу, всё работает так, что это становится командной работой. В песнях много энергии, поэтому важен звук, атака каждой ноты".

 

Британский блюз-рок Кирка также повлиял на его выбор инструментов. Его основная гитара - Greeny, Les Paul 1959 года, ранее принадлежавшая Питеру Грину из Fleetwood Mac, а затем Гэри Муру, которую Кирк приобрёл в 2014 году за нераскрытую цену, по слухам, " не более чем за 2 миллиона долларов". Его выбор усилителей также отражает звук той эпохи. Когда TG предполагает, что звучит так, будто Metallica использовала усилители Marshall, Кирк отвечает: "Мы всегда используем Marshall". Но хотя усилители Marshall почти всегда являются частью звукового уравнения Metallica, они редко были настолько заметны. "Мне гораздо больше нравился звук Greeny, и эта классическая британская фишка - подключать Gibson Les Paul к 50-ваттному Marshall", - говорит Кирк. "Я снова влюбился в этот звук. У меня есть специальный Marshall, который я использую в студии, - это "горячий" Marshall образца восьмидесятых. Он никогда не покидает студию, и когда бы мы ни записывались, он всегда попадает в мой риг".

Секретным соусом его звука является SoloDallas Schaffer Replica EX Tower, копия аудиосхемы беспроводной системы Schaffer Vega Diversity, наиболее известной по AC/DC. "Это тип компрессирующего предусилителя", - объясняет он. "Такие люди, как Ангус Янг, Дэвид Гилмор и Эдди Ван Хален, могли усиливать выходной сигнал этого передатчика, отсюда и удивительное звучание гитары Ангуса. Так что Tower - это своего рода секретное оружие - не могу поверить, что рассказываю вам о нём! Это большая часть того, как я получил этот супердинамичный звук соло. Он действительно полнозвучный, в нём много середины, но он не звучит резко или слишком нагло или плотно. Обертона дисторшна просто потрясающие. Я беру ноту на Greeny, и она буквально не умолкает".

 

Он продолжает: "Звук на 72 Seasons основан на моём концертном звучании, которое представляет собой Fractal Axe-FX, моделирующий смесь моего усилителя Fortin Meathead и моего Dual Rectifier. Мы взяли этот сольный звук, немного подправили эквалайзером, добавили Tower и готово. Возможно, там есть и Tube Screamer, потому что я просто обожаю его звук".

 

Для партий, требующих Floyd Rose, Кирк использовал старого фаворита. "В гитарном плане я просто переходил от Greeny к моей гитаре Mummy и обратно. Зачем беспокоиться о чём-то еще? Mummy - мой самый лучший по звучанию ESP, а Greeny... все знают, как она звучит! Не было необходимости в действительно кристальном чистом звуке. На этом альбоме нет ни одной баллады". Отсутствие баллад отражает невероятную энергию, которую Metallica почувствовала, когда впервые воссоединилась после локдауна Ковида. Вместо спокойных вещей, по словам Трухильо, был один ключевой ингредиент: мощные риффы. "Ты всегда идёшь к этому, возвращаешься к своему якорю. Отличный рифф делает сочинение песен намного проще. Когда он у тебя есть, ты можешь играть с ним по-разному. Именно здесь мы включаем акцентированные рэйки, приглушение и всё в таком духе".

 

Один из замечательных риффов есть в "Screaming Suicide", в которой Кирк отдает дань уважения другому своему раннему кумиру. "Это полная дань уважения Ричи Блэкмору. Мелодия очень напоминает то, что он играет в [классической песне Deep Purple] Black Night. Большая часть моего гитарного стиля и отношения к музыке происходит от него. У него было такое видение, и он писал замечательные песни. Я просто чувствую себя в долгу перед ним за его музыку и его дух". В первой композиции, записанной для альбома, Lux Æterna, неистовое соло Кирка с рычагом вызвало много критики, о чём он прекрасно осведомлён. "Это соло, похоже, вызвало в интернете такое бурление говн, что люди стали делать свои собственные версии", - говорит он. "Я просто смеялся всё это время. Да, любой может исполнить технически лучшее соло, чем кто-либо другой на любой песне, но в чём смысл? Мои грёбаные друзья с соседней улицы, вероятно, могут сыграть соло лучше, чем Lux Æterna, но соло, которое там звучит, - это часть опыта. Для меня уместно играть для песни и играть в данный момент". Он снова говорит о ценности спонтанности. "Я постоянно работаю над своей импровизацией", - отмечает он. "Постоянно нахожу больше способов попасть в грув. Грув - это всё. Если ты в груве, то не имеет значения, что ты играешь. Ты можешь даже играть левые ноты, но если грув есть, то ты в шоколаде. Ты сыграл плохую ноту? Сыграй следующую ноту, и всё будет хорошо.

После 40 лет игры на гитаре я пришёл к такому выводу. Хотел бы я знать, что было в семидесятые и восьмидесятые годы, но это просто не то, что должно было быть для меня". Этот возрождённый энтузиазм к импровизации связан с ещё одним недавним открытием Кирка. "В наши дни я очень люблю прог и джаз-фьюжн. Многие из этих групп воплощают всё то, о чём я только что говорил. Я пропустил прог в то время, когда он развивался, потому что мне нравились Tygers Of Pan Tang и Angel Witch. Но я открыл для себя целый мир музыки, которая мне нравится". Он говорит, что это стремление к спонтанности распространяется на весь процесс сочинения песен. "Если мы дошли до момента, когда мучаемся над чем-то, значит, нужно переходить к чему-то новому. Последнее, чего я хочу, - это застрять на какой-либо музыке, как будто у меня больше нет идей и я слишком зациклен на этом чувстве. Мы никогда ни над чем не мучаемся, и если что-то слишком сложно для исполнения, значит, этого не должно быть на альбоме".

 

Спонтанные или нет, все песни на 72 Seasons тщательно выстроены, а вступления, как отмечает Роберт, особенно выделяются: "Практически каждая песня строится на чём-то. Она не начинается как то, чем она в конечном итоге станет", - говорит он. Аналогичная тщательность была проявлена и при отборе композиций для альбома.

 

"Это как если бы вы рассматривали произведения искусства на выставке, и у каждой песни было бы свое место", - продолжает он. "Вы берёте такие песни, как "You Must Burn" или "Chasing Light", а затем берёте такую песню, как "Room Of Mirrors", и она помогает завершить общую художественную концепцию". Вклад Кирка, тем временем, сосредоточен на мелодии и хуках. Во многих песнях он запоминается тем, что дублирует риффы Хэтфилда в более высокой октаве. "Иногда не играть гармонию, а играть октаву - не менее эффективно", - размышляет он.

 

"Мы пробовали гармонизировать многие вещи, но иногда гармонии просто заставляют что-то звучать немного красивее, чем было задумано. Если вы играете октавой, это как бы подчёркивает высказывание". Если бы я мог подытожить свою игру на этом альбоме, то мои соло в основном ритмичны. Это просто то, как я чувствую себя, играя в эти дни. Я действительно хотел погрузиться в ритм, соединиться с грувом и играть для песни". Для Кирка играть для песни означает больше мелодии и меньше шреда. "Я не пытаюсь выйти за границы песни", - говорит он. "Я не думаю, что это уместно. Я могу взять шесть или семь трёхоктавных арпеджио, сидеть с ними каждый день, практиковаться и говорить: "Эй, смотрите, что я могу сделать!". Но куда я это дену? Арпеджио на такт, как многие делают, четыре или пять аккордов с разными арпеджио на каждый? Да ладно, это похоже на упражнение. Я не хочу слушать упражнения и разминки. Единственные ребята, которые, на мой взгляд, играют арпеджио как средство самовыражения, это Джо Сатриани, Ингви Мальмстин и Пол Гилберт".

 

Подходя к своей теме, Кирк утверждает, что мелодичная игра одновременно и более осмысленна, и, как ни странно, более сложна, чем шрединг. "Я мог бы заполнить эти песни кучей очень быстрой модальной игры", - говорит он. "Я знаю свои лады, венгерские гаммы, симметричные гаммы, целотоновые гаммы, я знаю всю эту хрень. Уместно ли это? Уменьшенные гаммы - уместно ли это? Может быть, раньше, в наше время, но не сейчас. Что более уместно, так это придумывать мелодии, которые больше похожи на вокальные мелодии. И знаете что? Лучшая гамма для подражания вокальным мелодиям - пентатоника. Есть причина, по которой блюз так выразителен, и это из-за пентатоники. Я предпочитаю пентатонику, потому что она более выразительна. На самом деле пентатоникой сложнее что-то сказать, потому что у вас не так много нот. Проще играть модально, потому что у вас так много нот. Хорошо, некоторые из них повторяются в разных октавах, но я брошу вызов любому в этом вопросе. Одна, две, три, пять нот - что сложнее? Скажите мне".

 

В заключение Кирк говорит, что эта страсть к импровизации будет перенесена в концертные выступления Metallica, которые британские поклонники смогут увидеть в течение двух вечеров на фестивале Download в июне. "У меня есть все намерения сыграть каждое соло с этого альбома по-разному, когда мы будем выступать вживую", - говорит он. "Если вы посмотрите старые видео с Ричи Блэкмором, Джеффом Беком или даже Майклом Шенкером, они не играют соло с альбома - они играют всё, что им вздумается. Мне это нравится, потому что это момент настоящей честности". "На этом альбоме я намеренно импровизировал 20-30 соло, отдал их Ларсу и Грегу и сказал: "Вы, ребята, отредактируйте их!". Я знаю, что вживую я буду играть что-то совершенно другое, поэтому я могу предложить что-то новое каждый раз, когда вы видите Metallica. Когда вы покупаете билет на концерт Metallica, вы не собираетесь слушать копию альбома". "В то время, когда так доступно посмотреть видео любимой группы, нужно дать людям какой-то стимул, чтобы они пошли и посмотрели живые концерты, которые действительно в какой-то степени спонтанны". Он смеётся. "Это моя фишка в наши дни - и если кому-то это не нравится, то это его проблемы!" Альбом 72 Seasons вышел 14 апреля.

Greg Fidelman

 

 

Сопродюсер Metallica Грег Фидельман рассказывает о том, как создавался новый альбом - Хэтфилд и Хэмметт использовали закалённое в боях оборудование, а вся группа сосредоточилась на передаче "живого" звучания.

 

Грег Фидельман впервые работал с Metallica в качестве инженера на альбоме 2008 года. Death Magnetic - результат его долгого сотрудничества с продюсером этого альбома Риком Рубином. С конца 90-х Грег выступал в качестве инженера на многочисленных альбомах, спродюсированных Рубином, включая одноимённый дебютный альбом System Of A Down, Californication группы Red Hot Chili Peppers, посмертный альбом Джонни Кэша American V: A Hundred Highways и последний альбом Black Sabbath 13. Именно на альбоме 2011 года Lulu, совместной работе Metallica с Лу Ридом, Грег стал сопродюсером вместе с гитаристом Джеймсом Хэтфилдом и барабанщиком Ларсом Ульрихом. Он продолжал работать в этом качестве на альбомах 2016 года "Hardwired... To Self-Destruct, концертном альбоме 2020 года S&M2 и теперь, в этом году, на альбоме 72 Seasons. "Это не традиционный хард-рок", - говорит Грег, рассказывая TG историю его создания изнутри...

Фото - Тим Саченти

 

 

Когда вы начали записывать 72 Seasons, какие у вас были разговоры о том, как вы хотите, чтобы он звучал?

 

Изначально все были изолированы. Мы начали пытаться писать песни удалённо. Поэтому некоторые обычные разговоры, которые обычно ведутся перед началом работы над проектом, не состоялись. Это было больше похоже на "Как вы думаете, мы могли бы попробовать собрать вместе несколько риффов и идей для песен, пока мы ждём, когда всё это закончится?" Потом мы собрались вместе для благотворительной трансляции Helping Hands из штаб-квартиры Metallica. Мы подумали: "Давайте приедем на неделю раньше и останемся на неделю дольше, и лично поработаем над этими песнями, которые у нас есть". Все были так рады начать и так рады играть вместе. Мы никогда не оглядывались назад.

 

Была ли у группы конкретная цель, в каком направлении будет двигаться этот альбом?

 

Никто не считал, что есть причины отходить далеко от того, что мы сделали на предыдущем альбоме, Hardwired... To Self-Destruct. Мы определённо говорили о том, что будем стараться передать живое звучание, потому что все были так воодушевлены тем, что находились в одной комнате и играли вместе. Это не традиционная хард-роковая запись, где есть сессия записи трекинга барабанов, а всё остальное - наложения. Большая часть этой записи сделана живьём, когда все четверо играют одновременно. Когда это произошло, мы всё ещё думали: "Боже мой, это великолепно. Мы никогда не превзойдём это! Возможно, здесь есть наложение вокала, потому что в то время они ещё не сочинили все тексты, но мы с самого начала старались сохранить живое звучание, это было в нашей программе.

 

В звучании гитар больше средних частот и меньше гейна, чем на некоторых предыдущих альбомах Metallica. Вы использовали больше британские усилители?

 

У Джеймса всегда был один из легендарных Marshall, модифицированных Хосе Арредондо, Super Lead конца шестидесятых - начала семидесятых. Когда мы записывали Hardwired... он работал не очень хорошо. Когда мы начали работу над этим альбомом, у меня вновь проснулся интерес к этой голове. Я поговорил с Дэйвом Фридманом, который очень хорошо знаком с теми старыми модами Хосе, и он починил её. Когда я получил её назад, я сказал Джеймсу, что думаю, что она звучит безумно, и он был очень рад этому. В итоге она появилась в каждой песне. Я думаю, это то, что вы слышите.

 

Какие ещё усилители были в миксе?

 

У Джеймса есть несколько усилителей, и баланс между ними меняется от песни к песне. Всегда есть Mesa/Boogie Mark IIC++, который используется им уже целую вечность, а затем этот Хосе-Marshall - по крайней мере, комбинация этих двух усилителей. Также обычно есть 100-ваттная голова Wizard, в которую обычно включена педаль Klon Centaur. У него также есть голова Diezel. Когда нам нужно получить больше низов, особенно в медленных песнях, мы можем подключить её. У неё огромный запас низов, которого нет у других усилителей.

 

А Кирк?

 

Для Кирка это разные усилители для соло и для ритм-партий. Для ритм-партий у Кирка было несколько разных Friedman. Иногда это был HBE Deluxe, а иногда - какой-нибудь ранний HBE, который Дэйв Фридман модифицировал. У нас был Marshall 50-ваттный JMP Master Volume, кажется, '79-го года, который звучал просто потрясающе. Для соло у нас был 100-ваттный JMP Master Volume, который немного более брутальный и резкий, и мы смикшировали его с Mesa/Boogie Dual Rectifier. У Кирка также была старая именная голова Randall Kirk Hammett, у которой очень чёткая, выраженная середина. Её всегда было приятно добавить в микс, чтобы он был сильно перегружен, но не размыт и не песочил - вы всё ещё можете разобрать ноты. У нас там сотни кабинетов, но Джеймс почти всегда использует одинаковые - Mesa/Boogie и Marshall идут в старые кабинеты Marshall, а Diezel, я думаю, в кабинеты Mesa. Похожая ситуация и у Кирка: смесь старых кабинетов Marshall с 30- или 25-ваттными Celestion. Для соло у нас обычно есть кабинет или два с 75-ваттными Celestion, и есть кабинет Mesa с динамиками маркированными Black Shadow. Я думаю, что это могут быть динамики Eminence, вероятно, середины восьмидесятых, но они тоже звучат очень хорошо. Примечание редакции: Кирк вспомнил, что использовал и другие усилители - подробнее об этом читайте в его интервью выше.

 

Какие гитары они использовали?

 

Кирк использовал Greeny и свою оригинальную гитару Mummy. У него есть сотня ESP, похожих на Mummy. Я не знаю, что именно в ней такого, но она заметно звучит немного иначе, чем все остальные, и это просто здорово. У Джеймса есть его Flying V, который был у него со времён Kill 'Em All. Это копия Gibson, но эта штука звучит невероятно. Когда он берёт эту гитару в руки, ему сразу хочется играть быстрые риффы. Так что если это быстрая песня, то на ней обязательно будет эта гитара. Все свои вещи он записывает дабл-треком, а иногда и трипл-треком. Обычно мы делаем дубли на ESP Explorer с инлэями в виде среднего пальца. Я думаю, это первый ESP, который он получил - эта гитара звучит невероятно. Потом у него есть одна из его именных моделей Snakebyte странного медного цвета. Мы перепробовали 15 или 20 разных гитар Snakebyte, и эта по какой-то причине оказалась немного лучше. В основном это V или Snakebyte в сочетании с ESP Explorer на дабл-треке. В паре среднетемповых и более медленных песен он использовал Les Paul. В нескольких песнях есть что-то вроде "Чёрного альбома".

Это было осознанное решение?

 

Я не думаю, что это было осознанное решение, но когда мы собирали песни воедино, то почти подсознательно хотели использовать все эти разные стили. Вы хотите иметь несколько быстрых, трэшевых песен, и несколько среднетемповых типа "Creeping Death", которые не очень быстрые, но и не медленный грув "Чёрного альбома". Затем вы хотите иметь типа "Sad But True" - это классическая ссылка в моей голове на то, что Metallica медленная, но тяжёлая. Мы не писали песни, чтобы соответствовать какой-либо из этих категорий, у нас была куча идей, типа: "У нас есть четыре или пять мощных, тяжёлых, медленных риффов, и есть один, от которого никто не в восторге, но все любят эти другие. Может быть, нам стоит поработать над ними?".

 

Используете ли вы классические композиции Metallica в качестве референсов для написания песен или аранжировок?

 

Думаю, для аранжировок. В песне "Too Far Gone" есть секция, которую, когда мы только начали работать над ней, мы назвали "Leper", потому что что-то в ней напомнило Джеймсу о "Leper Messiah [с Master Of Puppets]. У нас есть такие отсылки, язык вместо того, чтобы называть всё "куплет", "припев" или "бридж". И это не только отсылки к Metallica. Определённо есть песни с "риффом Sabbath". Это не рифф Sabbath, но когда они играют его, это похоже на то, каким я помню Black Sabbath, когда мне было 13 лет. В некоторых частях "Inamorata" есть настоящий саббатовский дух. Да, я думаю, Inamorata написана в C# или в какой-то очень причудливой тональности. Это был рифф из комнаты настройки, когда они разогревались перед выступлением. Я не знаю, почему Джеймс выбрал C#, когда придумывал его. Когда мы начали работать над ним, мы сказали: "Это странная тональность. Может, стоит попробовать в A или E?". Но почему-то это не так круто. Ты думаешь: "Давай опустим его ниже, он будет звучать ещё тяжелее". Но всё вышло наоборот. Когда мы попробовали сыграть его в более привычных тональностях, все сказали: "Теперь мне это не так нравится!". Так что мы приняли этот вызов - написать тяжёлую песню в C#. В этой тональности у вас не так много открытых струн в качестве опции, так что это помогло нам придумать некоторые идеи, которые мы, возможно, не смогли бы реализовать.

 

Какие указания вы давали Кирку по поводу его соло?

 

Я думаю, хорошо известно, что Ларс любит участвовать в соло, и они работают вместе уникальным образом. Я как бы третий партнёр в этом деле. Кирк в основном импровизирует, но когда мы записываем или репетируем песни, время от времени происходит что-то такое, что кто-то говорит: "Эй, не мог бы ты отметить это на потом?". Так что, когда пришло время записывать соло, у нас всегда были готовы эти вещи. Во многих песнях есть куча вещей, которые мы считали крутыми в качестве трамплина, хотя изначально они были импровизированными. Мы переслушивали всё это и начинали думать: "О, это крутое решение для развития, это хорошее начало, это отличное окончание". Так что он импровизировал, чтобы получить ощущения и идеи, но потом у нас уже был план.

 

По ощущениям, это самый целостный альбом Metallica за долгое время. Как вы этого добились?

 

Мы говорили о том, чтобы сделать его совместной работой, больше, чем последние несколько альбомов. [Мы хотели], чтобы все четыре мужика были более вовлечены в работу, чтобы они действовали вместе одновременно, а не работали над альбомом по отдельности. Это цель, которую мы поставили, и я уверен, что мы её достигли. Во время записи и сведения альбома мы как можно больше времени проводили в одной комнате, и каждый внёс свою лепту. Благодаря этому альбом стал лучше.

72 Seasons

 

 

Песня за песней

 

 

Глубокое погружение в альбом 72 Seasons группы Metallica с Кирком Хэмметтом и Робертом Трухильо. Быстрые вещи, упругие вещи, захватывающие риффы, злые звуки, мощные грувы и соло " сплошной хаос" включены!

01. 72 SEASONS


Заглавная композиция альбома, вырывающаяся из ворот, является заявлением о намерениях и доказывает, что Metallica по-прежнему способна на впечатляющую свирепость. Удвоенный взрывной темп ощущается как 320 ударов в минуту, а Кирк ловко выделяет акценты из основного риффа с помощью сольной партии, наполненной даббл-стопами. Соло, пронизанное вау-дудлями, наполнено фирменными чертами Хэмметта и переходит в мелодичный гитарный лид-хук.

 

Кирк Хэмметт: Здесь есть все элементы - быстрые вещи, задорные вещи, [супер] сильная мелодия. Она призвана просто затянуть вас в альбом. Мы все согласны, что средняя часть "72 Seasons" - один из самых сложных риффов Metallica, которые мы когда-либо играли. Дело не в выборе нот или в том, как они сыграны; всё дело в тайминге и фразировке. Вы должны использовать свою голову; вы не можете просто наброситься на него. Он смещается и имеет странный метр.

 

Роберт Трухильо: В "72 Seasons" есть все идеальные ингредиенты для открывающей композиции альбома Metallica. Мне нравится, когда она становится тягучей и переходит в медленный темп. Он сводится только к гитаре и хай-хэту, но энергия по-прежнему пульсирует в гитарном дуплете. Затем мы все возвращаемся и врываемся в лид-секцию, как бы говоря: "Эй, Кирк, вступай - давайте оторвёмся!"

02. SHADOWS FOLLOW

 

В Shadows Follow чётко прослеживается атмосфера старой школы Metallica, с риффом, который подчеркивает самый металлический из интервалов - уменьшенную квинту. Ддабблстопные ходы Кирка в соло говорят о влиянии Ангуса Янга, о котором он нам рассказывает, а также он исполняет несколько классических пулл-оффов к открытым струнам, еще один любимый приём ранних AC/DC. Здесь также есть отголоски "Battery", песни, открывающей классический альбом Metallica 1986 года Master Of Puppets.

 

Кирк: "Shadows Follow" соответствует второй песне Metallica на каждом альбоме: обычно в среднем темпе, суперритмичная и по-настоящему драйвовая. Кто-то сказал: "Эй, почему бы нам не придумать ритм-соло в стиле Battery?" Именно это вы слышите прямо перед соло...

 

Роберт: Это действительно говорит зло! В этой песне много всего, но в ней определенно присутствует "дьявольский интервал", пониженная квинта. В этом зловещем тоне много индивидуальности. Акценты тоже играют свою роль, и есть множество вариаций. Мне нравится, что здесь есть нисходящая последовательность.

03. SCREAMING SUICIDE

 

Metallica замедляет темп до половинного размера во вступлении этой впрыскивающей адреналин композиции на 200bpm. Рифф исполняется параллельными квартами, что делает его похожим на турбированный Deep Purple. Это первая из многих композиций, в которой к концу появляется запоминающаяся октавно-унисонная линия между гитарами.

 

Кирк: Я просто обожаю эту песню, потому что с самого начала я могу просто извергать причудливые мелодии с помощью педали вау-вау. Эта педаль вау прыгает и хватает тебя за горло! Эта песня - дань уважения новой волне британского хэви-метал, перед которой мы преклоняемся и по сей день. Мы часто используем параллельные кварты, потому что это мрачное звучание без излишней минорности.

 

Роберт: В этой композиции есть злой слайд. Мне нравятся эти рэйки и акценты. Это классический хэтфилдовский удар по струнам, и это то, что ты чувствуешь. Мы с Джеймсом удваиваем их, так что мы оба бьём по струнам изо всех сил, но приглушаем звук, так что он становится перкуссивным эффектом. Это просто энергия.

04. SLEEPWALK MY LIFE AWAY

 

Это первая из нескольких песен, которые напоминают нам об одноимённом с названием группы альбоме группы 1991 года, известном всем как "Чёрный альбом". Вступление с прямой бочкой и басовый рифф Трухильо, а также несколько отличных пикслайдов, создают волнение перед ещё одним риффом, который сильно опирается на пониженную квинту. В соло с педалью вау-вау Кирк создёт хуки с повторяющимися ритмическими идеями, и группа звучит громоподобно, когда выходит из соло в медленную секцию.

 

Роберт: Я заметил схожесть с Enter Sandman. В ней есть эта развязность и она не слишком быстрая. Есть ощущение простоты, но пульс ведёт тебя в определенном направлении. Это пауэр-грув. Ещё до того, как вы переходите к риффу, вы получаете скретч на басу, который отправляет эту вещь в путь. Это довольно просто, но я горжусь этим.

 

Кирк: В ней чувствуется тяжесть. Нам с Робом нравится этот рифф. Он звучит как Чич и Чонг в лоурайдере, проезжающие по Голливудскому бульвару и курящие косяки!

 

Роберт: В нисходящей партии вступления Джеймс играет, а я просто беру тонические ноты и делаю стэбы в нисходящей партии. И вдруг он просто бьёт тебя по морде этим риффом.

05. YOU MUST BURN

 

Это потрясающая вещь. Медленный, топающий зверь, который напоминает нам "Sad But True" и тяжёлые части "Unforgiven". Тяжёлая, тяжёлая вещь.

 

Кирк: Моя любимая песня на всём альбоме - и я не сочинил ни одной из них! Этот среднетемповый рифф в стиле Sabbath, который написал Джеймс, просто эпичен. И я обожаю гитарное соло. Честно говоря, я не помню, как играл какое-либо из этих гитарных соло, так что очень забавно услышать их снова! Я могу выбирать, какие партии я хочу играть вживую, а какие хочу изменить, и это прекрасно.

 

Роберт: Я так люблю эту песню. Она вызывает во мне отклик, почти как старый фильм ужасов, как "Носферату". В ней действительно есть развязность, как у Клинта Иствуда или что-то в этом роде. Среднюю часть мы с Джеймсом придумали в дороге, и изначально там был басовый брейк. Я сразу взял за основу некоторые классические песни Оззи, такие как "Believer" [с альбома Озборна Diary Of A Madman 1981 года]. И в этой песне звучит бэк-вокал Трухильо!

06. LUX ÆTERNA

 

Вы уже слышали эту песню, но она звучит ещё более неистово после затяжной "You Must Burn". Злоупотребление Кирком рычагом разозлило его хейтеров, но мы с ним согласны - шумовое соло работает!

 

Роберт: Мне нравится вступление. Мне нравится, что малый синхронизируется с нашими нисходящими гитарами. Это похоже на побоище. Тебя распирает, и нет времени для построения - просто вступай! Для меня эта композиция - сжигатель рук. Хотя я просто пульсирую на ноте А, это вызов, чувак. Начинает заканчиваться горючее. Когда мы впервые репетировали, у меня не было возможности разогреться, и я попытался протащить туда медиатор, думая, что наш продюсер Грег Фидельман не заметит. Он тут же подошёл  к микрофону: "Роберт! Ты играешь эту песню с медиатором?!"

 

Кирк: Когда я выхожу на соло, я слушаю песню и говорю: "Этому соло нужен полный хаос", или "Этому соло нужно очень мелодичное соло". Lux Æterna - это, блядь, педаль в пол, полный адреналин! Пытаться сыграть сложную мелодию, когда группа выкладывается на всю катушку - разве это уместно? Если я сыграю соло с полным хаосом, оно прекрасно впишется в происходящее, потому что происходящее и так хаотично. Так что я просто подражал Judas Priest и Кей Кей Даунингу. Мне нравится хроматическая вещь, которая идёт полностью вниз, потому что никто так не делает!

07. CROWN OF BARBED WIRE

 

Открывающие пауэркорды имеют квинту в басу, что Трухильо называет "напряжёнными аккордами", для усиления зловещего звучания. Грувовый, одноголосый рифф, как говорит Кирк, необычен для Metallica, но звучит ближе к их творчеству девяностых, чем что-либо до или после. Соло Кирка включает в себя повторяющиеся рок-н-рольные фразы в стиле Чака Берри/Ангуса Янга, а после соло он дублирует основной рифф в более высокой октаве.

 

Кирк: На самом деле у нас никогда не было риффа или партии, которая бы звучала подобным образом. Это было на демо, которое я записал, и Ларсу оно просто понравилось. Я такой: "Правда?". Джеймс сказал: "Я бы никогда не подумал об этом". Но Ларс просто согласился и сказал: "В этом риффе есть что-то, чего вы, ребята, не слышите". Потом мы придумали эту песню, и, знаете, он был прав. Я думаю, что эта песня станет одной из лучших, и со временем люди начнут просить нас сыграть ее на концерте.

 

Роберт: Напряжённые аккорды, которые играет Джеймс, являются своего рода настроем для этой песни. Я играю повторяющийся легатный рифф, а напряжённые аккорды - это сила в этом вопросе. Затем внезапно это просто пульс. Бас держит  его напротяжение всей композиции с хорошим мощным грувом.

08 CHASING LIGHT

 

Одна из многих песен, в которой разумно переключается между половинным и удвоенным темпом, она начинается в 90bpm, но вскоре ощущается как 180. В соло Кирк исполняет приём, который не похож на повторяющиеся фразы Джимми Пейджа в середине его соло в "Stairway To Heaven". Ритм не такой, как у Пейджа, но он смещается при каждом повторении. Похожая идея звучит и в "Too Far Gone".

 

Кирк: Этот основной рифф - суперкрутой. Для нас это другой вид риффа в плане аппликатуры. Однажды мы с Джеймсом обсуждали его, и он сказал: "Это странно, как будто один рифф помещается внутри другого риффа". Это как двухуровневый рифф. Тонны энергии. В нём есть эти ритмические смещения, которые я просто обожаю делать, много стоп-стартов и ритмов, которые делают нас теми, кто мы есть, по сути. Эта песня просто наполнена ими.

 

Роберт: Для меня главное в этой песне - это грув. Это практически песня, сосредоточенная вокруг чувства. Вокал Джеймса очень крут. В нём есть какая-то душевность.

09. IF DARKNESS HAD A SON

 

У этой песни настойчивый и угрожающий реверс-галоп грув. В соло Кирка прослеживается влияние Ричи Блэкмора. Здесь есть бендинг струны, которую он атакует, постепенно отпуская бенд, и несколько пулл-оффов на открытой струне в слегка неоклассическом стиле.

 

Кирк: Должен сказать, чувак, этот рифф такой странный для меня. Это рифф, который звучит как гитарное соло, но когда ты играешь его ниже, он вдруг превращается из гитарного лика в реально крутой рифф. В этой песне также есть приём, который мы использовали на протяжении последних нескольких альбомов: мы берём мелодии и превращаем их в аккордовые прогрессии. Когда Джеймс поёт заглавную строку, рифф - это действительно мелодия, с этими слайдами, но мы играем её аккордами. Мы начали делать это на альбоме [2008 года] Death Magnetic, и это действительно здорово. Джеймсу это нравится, потому что он может делать контрмелодии, и они просто делают песню мелодически более цепляющей.

 

Роберт: Ты можешь петь рифф в стиле Чича и Чонга! В нём есть что-то вызывающее. Я действительно верю, что если мы сыграем её вживую, то толпа будет подпевать риффу - такое иногда случается, особенно в Южной Америке.

10. TOO FAR GONE

 

С классической металической аккордовой прогрессией, идущей от E5 к C5, и мелодичным припевом, эта песня напомнила нам метал начала восьмидесятых. В партии ритм-гитары активно используются триоли, что при таком высоком темпе отличается от других композиций.

 

Роберт: Этот рифф появился уже давно, и я очень рад, что он попал на эту пластинку. В нём чувствуется характер новой волны британского хэви метал. Это просто драйвовая мелодия: ощущение старой школы, грохочущее гитарное соло, грохочущий рифф. Мне нравится, когда песня заставляет тебя двигаться вперед. В ней есть этот импульс вперед.

 

Кирк: Мы все любим играть эту песню. В ней есть все элементы, которые делают песню действительно интересной: гитарные партии очень увлекательные, аранжировка отличная, и она очень простая. Это ещё одна песня, где мы превратили мелодии в аккордовые прогрессии. Мы с Джеймсом исполняем гармонизированное соло.

11. ROOM OF MIRRORS

 

Некоторые гармонические партии гитар в коде напоминают нам подход, который Metallica использовала в своей кавер-версии "Whiskey In The Jar", традиционной ирландской народной песни, популяризированной Thin Lizzy. Когда мелодия повторяется, интервал гармонии меняется, создавая красивое развитие.

 

Роберт: Здесь есть немного панковского настроя. Здесь есть пара вещей, которые представляют сложность, по крайней мере, для баса, потому что вы переходите от прямого стиля пам-пам к внезапному удвоению. Это вызов для пальцев. Это определённо песня, которая движется, но некоторые мелодические и гитарные слои имеют классическое звучание Metallica. Надеюсь, мы сыграем ее вживую.

 

Кирк: Опять же, эта песня - новая волна британского хэви-метал в максимальной степени. Что касается повторяющегося лика в соло, то я однажды пришёл в студию, и Грег сказал: "Ты играл этот лик на днях. Давай сделаем соло на его основе". Так всё и произошло! Это был своего рода подход Ричи Блэкмора, когда он берёт мелодию и просто развивает её".

12. INAMORATA

 

Самую длинную песню Metallica Кирк сравнивает с "Orion" из Master Of Puppets и "To Live Is To Die" с альбома 1988 года ...And Justice For All. В "Inamorata" чувствуется несомненный Black Sabbath, хотя гармонизированные гитары - это кивок в сторону Iron Maiden и Thin Lizzy. Эпическая мелодия Хэтфилда ритмически сложна и обеспечивает сильное финиширование. Лучший альбом Metallica в этом столетии? Мы считаем, что да.

 

Роберт: Достойное завершение альбома. Я называю её самой короткой 11-минутной песней! Но кажется, что она длится как минимум половину этого времени, потому что она отправляет вас в путешествие. Она грубоватая, но я чувствую себя так, будто я в кабриолете, едущем по побережью. Она сводится к минимальному моменту, где есть только бас, и я черпаю вдохновение у Гизера Батлера. У Джеймса было своё видение того, как все это сделать по-настоящему грубым. Каждую ноту, которую я играл, особенно в брейкдауне, я закрывал глаза и просто чувствовал это. Мне казалось, что я парил в бендинге нот, а затем внезапно он просто высвобождается в эти прекрасные слои гитары для мелодичного заявления, которое уносит вас в путешествие. Вы можете почувствовать взаимодействие, когда мы начинаем выходить из басового брейка. Это момент, когда мы почти танцуем с инструментами.

 

Кирк: Однажды Джеймс сказал: "Знаешь, этой песне нужно продолжительное гармонизированное соло", и он буквально сел и придумал все соло за один день. Я пошёл и выучил гармонию к нему, и это было всё. Это немного дань уважения таким песням, как "Orion" и "To Live Is To Die". Когда мы придумывали эту песню, я думал: "Эта песня вообще войдёт в альбом?" Но она стала грёбаным мамонтом!

Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.