Инструменты Чёрного Альбома
Интервью с Metallica из номера Guitar World, полностью
посвящённого группе
Брэд Толински
Фотографии – Росс Халфин (гитары), Боб Лифе (концерт),
Уильям Хеймс (завершающая)
Guitar World, Октябрь 1991
Перевод с английского
Джеймс Хэтфилд и Кирк Хэммет демонстрируют, что настоящие мужики рубят трэш электрически, и иногда акустически.
"Мы искали новую читаемость" – говорит Джеймс Хэтфилд своим уверенным, на удивление мягким баритоном. "Каждый инструмент должен был быть услышан отчётливо. Я записал, может быть, две или три гитары для каждой ритм-партии вместо моих обычных восьми или девяти. Мы хотели, чтобы всё было чётко и прямо перед вами.
Для достижения этой новой вехи в тяжести, Хэтфилд и его коллега, первосвященник трэш-метал, Кирк Хэмметт использовали гитары ESP. "Я использовал ESP на 80% записи" – говорит Хэмметт. "Она по-настоящему кусачая, то, что я ищу. Мне не нравятся хрустящие верха, которые я слышу у многих современных гитар. Я всегда чувствовал, что гитарный саунд должен просто усиливать акустические свойства гитары. И я не слышу этого хруста, когда гитара не подключена".
Основным инструментом Хэтфилда на чёрном альбоме был ESP Explorer. Гитара по форме напоминает классический Gibson Explorer, но на этом сходство заканчивается. "Он сделан из боле плотного дерева для лучшего тона" – объясняет Хэтфилд. "Кроме того, гриф не такой 'поленообразный' и более плоский, чем у стандартной модели Gibson".
Оба ESP, Хэтфилда и Хэмметта, оборудованы звукоснимателями EMG. "Причина, по которой я использую EMG - проста: низкий уровень шума и мощный сигнал" – говорит Хэмметт. "Мы довольно радикально задираем как высокие, так и низкие частоты, наш звук довольно сильно искажён по всему спектру, и для такой радикальной эквализации EMG работает лучше всего. Низы, которые они передают, очень впечатляющие. В целом звукосниматели очень универсальны. Например, звучание нэкового EMG на моём Gibson Les Paul Custom '89 просто прекрасно".
"Я начал использовать EMG в туре Ride The Lightning" – добавляет Хэтфилд. Они привлекли меня своими тугими низами. Я установил их очень странным образом – я думаю, что они стоят задом наперёд, и вероятно, поэтому мой звук такой уникальный" [смеётся]
Хэтфилд разнообразил свой звук с помощью нескольких гитар, выбранных им из обширной коллекции продюсера Боба Рока. "Мы пытались получить уникальный чистый звук на Чёрном Альбоме, поэтому мы экспериментировали с несколькими гитарами" – рассказывает Хэтфилд. "Я использовал Gretsch White Falcon для этого нисходящего эффекта в конце припева Nothing Else Matters. Я пробовал его в нескольких других местах, но это было немного слишком вяло на мой вкус. Я также использовал старый Telecaster для той мелодии в стиле The Good, The Bad And The Ugly, звучащей на заднем плане в мелодии, открывающей Unforgiven".
"Для обычного слушателя баллада Nothing Else Metters звучит так, будто она исполнена на акустическом инструменте. На самом деле это не так" говорит Хэтфилд.
"Большая часть этой песни записана на электрогитаре Tom Anderson. Мы записали, на чистом звуке двумя сигналами: один через усилитель, а другой прямо в пульт. Мы очень много работали над этим звуком и очень гордимся результатами. Мы также использовали двенадцатиструнку Guild Jumbo в припевах. Чтобы получить более плотный звук, мы опустили первую пару струн двенадцатиструнки в D".
Среди других акустических гитар Хэтфилда – классическая Aria (подарок Клиффа Бёртона, басиста Metallica, погибшего в трагической аварии в 1986 году) и Fender Shenandoah с металлическими струнами. Обе приняли участие в записи Unforgiven. Shenandoah использовался из-за его хороших искрящихся верхов.
Для Хэтфилда самым сложным аспектом записи акустики был поиск инструмента, который был бы правильно сбалансирован. "Мы перепробовали очень много гитар" – рассказывает он. "Мы брали какую-нибудь крутую гитару за 20 000 долларов, включали микрофон и обнаруживали, что некоторые струны звучали громче, чем другие. Оставалось только прибегнуть к компрессии, но тогда она начинала звучать очень зажато.
"Мы ещё не знаем, будем ли мы играть на акустике на сцене. Мы хотели бы, но иногда это работает не очень хорошо. Однажды мы попытались играть акустически, но кто-то из зрителей что-то метнул на сцену и опрокинул все гитары. С тех пор мы не пробовали" – смеется Хэтфилд.
Что касается усилителей, лид-гитарист Хэммет обнаружил, что комбинация из пары Marshall в сочетании с преампом Bradshaw, оконечником VHT и кабинетами с 30-ваттными динамиками Celestion дала приятный, но кусачий звук, который он искал. "Я не уверен, какого года Marshall" – говорит Кирк. "Один был старым фиолетовым Super Lead, а другой 50-ваттной головой. Bradshow отлично работал в студии, потому что он действительно помог смешать разное звучание усилителей. В этот раз я не использовал свой усилитель Mesa/Boogie Simulclass II в студии, потому, что его использовал Джеймс, и мы не хотели ничего раскоммутировать".
Как заметил лид-гитарист, Хэтфилд играл свои узнаваемые рычащие ритм-партии на хэмметовском Mesa/Boogie II. Я искал такой же аппарат, но их довольно сложно достать" – отмечает Хэтфилд.
Никакое обсуждение оборудования Metallica не будет полным без краткого семинара по использованию и истинному назначению педали вау-вау, проводимого его ведущим современным экспонентом Кирком Хэмметом:
"Я использую педаль Vox конца '60х, которая по слухам, когда-то принадлежала Джими Хендриксу. Это заставляет мой гитарный звук выпрыгивать из микса и выявляет лучшие аспекты моей игры".
"На меня действительно повлиял основной подход Хендрикса к Electric Ladyland и Cry Of Love. Но это был не только Хендрикс. Пэт Трэверс и Брайан Робертсон из Thin Lizzy также оказали огромное влияние на мой подход к игре вау-вау. На самом деле, я думаю, что я выучил каждую ноту из концертного альбома Пэта. Это действительно помогло сформировать мою игру и фразировку".
Последний важный элемент звукового арсенала Metallica простой, и не требующий материальных затрат. Это – пониженный строй.
"Вы легко можете сказать, когда рифф следует опустить" – утверждает Хэтфилд. "Например, The God That Failed просто просил опустить его на полтона, потому что это добавляет тяжести" – подчёркивает он со зловещим смехом. " Sad But True настроен на целый тон ниже, но этого достаточно. Когда вы опускаетесь так низко, становится сложно оставаться в гармонии. Мы играли живьём The Thing That Should Not Be, опускаясь аж на два тона! Но это уже слишком низко. Мы чувствовали, как наши струны колыхались на ветру! Чувак, мы слушали наши концертные записи и понимали, что на пути к нестроевичу!"
Вернуться к началу и оглавлению