GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

У сайта guitarblog.ru заканчивается сертификат безопасности (https). Вы можете оказать помощь, задонатив на продление сертификата, воспользовавшись формой в правом нижнем углу страницы

Metallica

 

 

Гастрольный отчёт

 

 

Завершив тур в поддержку Load, Хэмметт и Хэтфилд готовятся к следующему релизу

 

 

 

 

 

 

 

Баб Галла, Рич Малуф

Guitar Magazine, июнь 1997

перевод с английского

 

 

 

 


Попасть на концерт Metallica в тот вечер было всё равно, что пробить бронежилет вялым членом. Мы продирались сквозь армии охранников, менеджеров и персонала группы, выкраивая сопровождающих и прокладывая себе путь через препятствия. Наконец, мы добрались до святилища Metallica в подземных коридорах Колизея.


Когда Джеймс Хэтфилд вошёл, готовый к разговору, мы поняли, что у нас ограниченное время, чтобы задать неограниченное количество вопросов, и принялись за дело. Приветливый и разговорчивый, он отвечал на все вопросы с ловкостью звёздного блиц-опроса.


Кирк Хэмметт следовал за своим коллегой по группе на протяжении всего интервью, и хотя время выхода на сцену быстро приближалось, он ни разу не потерял самообладания и не показался нам хоть сколько-нибудь напряжённым. "У вас отличный журнал, - сказал он, взяв в руки номер, который мы оставили на соседнем столике. Я многому у вас научился...". Если бы он до конца нашей встречи только и делал, что попыхивал своей кубинской сигарой, мы бы решили, что всё прошло просто замечательно.


Позже Хэтфилд и Хэмметт, а также Джейсон Ньюстед и Ларс Ульрих с рёвом исполнили сет-лист своего тура Load перед переполненным залом, перемежая композиции Load ("Wasting My Hate", "Hero Of The Day") с классикой, включая "One", "Master Of Puppets" и "Sad But True". Это был долгий, оглушительный вечер любимых песен.


Впрочем, разве можно было ожидать чего-то меньшего? Живая сцена - это место, где Metallica одновременно доказывает, насколько человечной и разрушительной командой она стала. Хэтфилду присущи монструозные риффы, неутомимый рык и обильное слюноотделение; Ульриху - выверенная игра на барабанах и дразнящие позы; Ньюстеду - отточенный грохот и очаровательная вокальная усмешка; Хэмметту - молниеносные соло и медленное умиротворение. От сценических образов участников группы до чьей-то дочурки в зале, решившей, что лифчик - лишняя деталь - такова Metallica.

Этот концерт также доказал, что эти монстры на сцене - джентльмены и артисты за её пределами, которым по-прежнему не всё равно. Джеймс пишет песни - это его гордая страсть, и для создания музыки Metallica он использует любые источники. Кирк впитывает каждую каплю гитарных знаний; он всю жизнь изучает инструмент, хотя и является опытным профессионалом. И как группа, эта четвёрка - неутомимые музыканты, которые уже приступили к работе над своим следующим альбомом. Собираясь на последний этап этого тура, Metallica планирует выход в конце '97-го года продолжения Load (название они попросили нас пока не разглашать). За несколько минут до того, как они взорвали стены Nassau Coliseum на Лонг-Айленде, вот что они сказали:

James Hetfield


Как на концертах воспринимается материал Load? Нравится ли он фэнам?


Ну, мы заставляем их его слушать! Мы играем его так же интенсивно, как и всё остальное, понимаете? Просто мы сейчас так играем. Мы исполняем, может быть, четыре или пять новых песен, а также играем кое-что из старого. Это хорошо сочетается. Живьём это всегда более агрессивно, и ты тоже получаешь возможность взъебать песни - они звучат тяжелее, но мы также можем с ними побаловаться. Ты находишь себя как бы заново придумывающим партии, как мы сейчас делаем с некоторыми старыми вещами. Мы просто обновляем их в соответствии с тем, что чувствуем сейчас. Ларс немного злится, когда я изменяю партии [смеётся]. Большую часть времени он играет вместе с моим ритмом - в мониторах у него только я, - так что очень весело, например, остановиться на секунду, а потом снова вступить. Сюрприз! Это здорово, и это раскрепощает нас на сцене.


Всегда было так свободно?


Не так сильно, как сейчас. Это гораздо веселее. Мы просто открываем для себя способы, как сделать гастроли интересными и вдохнуть жизнь в сет. Думаю, мы стали немного увереннее в своей игре. Если я знаю, как пойдёт вокальная линия, я просто скажу "на хер" и посмотрю, куда ещё она может пойти. Или если в конце песни есть большое крещендо, я окажусь в другом месте на грифе. Я просто буду скользить по нему, пока не найду то, что звучит правильно [смеётся]. Думаю, это приходит с уверенностью. Многое из этого мы открыли для себя в студии, работая с [продюсером] Бобом Роком. Он вытаскивает из нас материал, и мы научились чувствовать себя с ним гораздо свободнее. Я могу попытаться спеть что-то, и я знаю, что я сорвусь или не смогу это сделать, но, осмелившись, я могу и провалиться, понимаете? Раньше, если, скажем, Ларс пытался сделать какой-то странный брейк или что-то в этом роде, мы смеялись за его спиной. А сейчас это как... это не такое уж и детское дерьмо. Мы помогаем друг другу. Думаю, в каком-то смысле это более взрослое занятие.


Бывают ли ситуации, когда вам не хватает уверенности в том, что вы что-то сделаете?


Ммм... на гитаре - нет. Чаще всего я думаю о том, смогу ли я спеть и сыграть эту песню. Я могу написать довольно интенсивную гитарную вещь, а потом мы пойдём [записывать] вокал, и я буду думать: "Как, блядь, я буду делать то и другое вживую?" Поэтому я просто сажусь и репетирую. Иногда гитара немного жертвуется ради того, чтобы в неё попадал вокал, или наоборот. Что касается "не могу", то в основном это пение.

 

Более сложные вокальные вещи - это более мелодичные песни или песни в низком темпе, такие как "Nothing Else Matters" или...

 

Где меньше музыки, чтобы скрыть вокал? [смеётся] Да. Для меня было сложной задачей спеть что-то из этой хрени, извлечь какие-то ноты. Я постоянно подначиваю Джейсона по поводу пения. Мне нравится, как он лает. Теперь ему приходится вместе со мной исполнять некоторые гармонические партии. Он делает со мной вокальные разминки и всё такое. Так что ему тоже есть за что зацепиться, потому что я знаю, что он немного расстраивается, потому что многие его идеи не находят применения. Ему нужно чувствовать, что он играет роль, а живые выступления - это то, что у него получается.

Вы больше не нервничаете перед концертом?


Скорее, это нервное возбуждение. Если это происходит в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе, то в большинстве случаев менеджмент привозит людей из индустрии, там есть спортсмены или другие музыканты - может быть, тогда ты говоришь: "О, чёрт!" и думаешь немного больше. Но если я знаю, что кто-то вроде Теда Ньюджента наблюдает за мной, это заставляет меня иногда играть лучше или жёстче, и показать ему, эй, посмотри на нас, мужик - мы надерём тебе задницу! [смеётся]. Но это скорее нервное возбуждение. Нет никакой неуверенности в себе.


На протяжении всего концерта вы настроены на полтона ниже. Это облегчает Ваш вокал?


Теперь мне намного легче петь, так что это стоит всего. Я боялся, что из-за настройки всё будет немного вялым, но это добавляет веса. [Гитаристы Corrosion of Conformity] Пеппер и Вуди опускают строй на полтора тона ниже, в C - струны, наверное, болтаются как говно в проруби, дребезжат и прилипают к медиатору. Но они такие тяжёлые.


Вы часто меняете гитары на сцене?


Да. У меня много классных гитар. ESP хорошо ко мне относятся! У меня есть гитара из обожжённого дерева, у меня есть гитара, обтянутая кожей - я придумываю все эти безумные идеи, а они мне их воплощают. Сейчас у меня новая [именная модель] гитара. Это flying V с пламенем хот-рода. Они работают для нас, не требуя от меня многого. Время от времени я снимаюсь в постере или что-то в этом роде. Для меня это отличные гитары. Они выживают. Раньше у меня была проблема с большинством гитар. Я довольно жестоко обращаюсь с большинством своих гитар. Иногда музыка заставляет нас выбивать из них всё дерьмо, и они это выдерживают. ESP выдерживают. В основном, я подключаю их к преампам Mesa/Boogie TriAxis, а для чистого звука использую Roland JC-120.


Что вы чувствовали, когда впервые играли песни Load? Нет той гарантированной реакции, которая может быть, скажем, на "Master Of Puppets".


Верно. Для меня это тоже волнующее чувство, понимаете? Ты гораздо больше сосредоточен на этом. Когда мы впервые сыграли "Hero Of The Day", это была одна из тех песен, которые нам не очень понравились. Я просто не думал, что она будет работать вживую. Когда мы впервые играли некоторые из новых вещей, например, "Until It Sleeps", люди сидели и отмахивались от нас на протяжении всего времени. Попадаются такие хардкорщики, которые хотят, чтобы ты играл "Battery" 50 раз подряд вместо всего остального, что мы любим играть, и они стоят там и отмахиваются от тебя! Так что ты посылаешь им поцелуй, знаешь [смеётся], и продолжаешь играть свою вещь, потому что есть много других людей, которым нравятся эти песни, включая нас. Когда мы играем что-то незнакомое, например, новый материал, иногда в конце песни наступает почти тишина, потому что люди просто сидят там [делает широко раскрытые глаза], знаете, со всеми своими чувствами и думают: "Что это за песня, чёрт возьми?"


Как Вы считаете, реакция публики в разных городах практически одинакова?


В принципе, одинаковая, но мне кажется, что на побережье они немного более скептичны, немного более "удивите меня". Они избалованы, потому что там проходит много выступлений. Они готовы к тому, что вы им не понравитесь. Большая часть средней части страны, особенно в районе Великих озёр и на многих рынках категории "B", где царит Metallica, они, блядь, пожирают её. Я приезжаю туда и пержу в микрофон, и им это нравится. Нужно и то, и другое. Хорошо, когда ты выходишь на сцену, и всё, что ты делаешь, им нравится, и это будет рок, но также хорошо, когда ты не нравишься людям - ты работаешь ещё больше. Например, Lollapalooza: Люди не хотели Metallica. "Эй, что вы делаете на этом фестивале? Это же альтернатива! Это наш маленький элитный фестиваль". А потом приехала Metallica, сокрушила всех, и нас снова стали ненавидеть. Это было здорово.

Здорово, когда тебя снова ненавидят, как в старые добрые времена?


Да, здорово. И наши стрижки тоже, понимаете? Кто-то ненавидит твои волосы, а кто-то говорит, что они ему нравятся. И что ты будешь делать? Это уже не единогласно. Вы противоречивы.


Что еще бросает Вам вызов сейчас?


В музыкальном плане - это делать меньше. Раньше мы насильно впихивали риффы и идеи в песню. Сейчас задача такая: вот отличный рифф, давайте вообще ничего к нему не добавлять. Давайте зайдём [в студию] и будем джемовать на нём, и просто посмотрим, что будет дальше, посмотрим, куда пойдёт моя левая рука. Так было гораздо интереснее записываться. В каком-то смысле запись получилась более чистой, потому что она создавалась прямо на месте. Песня "Until It Sleeps" была написана в студии, что является ярким примером того, как мы не пишем. Мы сидели и джемовали - мы любим джемовать - обычно над какой-нибудь фанковой вещью, которую мы с Джейсоном могли придумать, а Боб говорил: "Почему бы вам, ребята, не писать так же?" Мы вбили себе в голову, что когда мы собираемся вчетвером, мы не можем сочинять, потому что это слишком сложно, или потому что Кирк вбрасывает слишком много дурацких идей, или то или это - это никогда не работает. Так что мы просто сели и начали джемовать, и через пару дней у нас была "Until It Sleeps", которая... она не такая уж и отстойная, понимаете? В этом смысле эта песня для нас особенная.

Когда вы оглядываетесь на свои старые методы сочинения, заставляя эти риффы соединяться, вам не кажется, что это было немного надуманно?


Да, но это работало, понимаете? Это было так странно, и иногда самые неудобные вещи оказываются в некотором роде привлекательными. Через некоторое время ты узнаёшь их и привыкаешь к ним. Но, да, возвращаться и слушать "Justice" мне больно. Что мы делали? Мы были в хорошем ритме, и вдруг вбросили туда совершенно другую вещь, как будто с неба свалился грёбаный хаос, и мы просто сказали: "Ну, теперь это здесь". О чём мы думали? Мы не так часто играем вещи с альбома Justice. А если и играем, то просто сокращаем их - это наши песни, мы можем это делать.


Много ли вы пишете материала, который не подходит "для Metallica"?


О, да. Некоторые вещи, такие как "Nothing Else Matters" и "Momma Said", вообще не должны были принадлежать Metallica. Они были для меня. Каким-то образом, я думаю, они понравились группе. Но есть вещи, которые, как мне кажется, не будут работать с Metallica, вещи, которые мне просто нравится делать: замедление записи, совершенно сумасшедшая хрень, которая не нравится никому, кроме меня. Я проигрываю их и говорю: "Это ужасно... здорово!". Вот что самое замечательное в музыке. Она пробуждает что-то во мне, даже если все остальные считают ее мусором.
 

Значит ли это, что вы вчетвером развиваетесь в разных направлениях?


Несомненно, лично мы растём, и я уверен, что музыкально мы тоже растём. Но в этом-то и заключается вся крутизна, в этом-то и заключается вся прелесть группы. Вам не нужно, чтобы четыре парня выполняли одну и ту же миссию. Это как если все пойдут в магазин и купят одно и то же пиво? Какой в этом смысл, понимаете? Давайте принесём разные вещи, подправим их и устроим серьёзный коктейль. Это более интересно.


Это уже перемены. Раньше у вас, ребята, была миссия.


Да, немного больше бандитского менталитета. Теперь это гораздо больше четырёх уверенных в себе личностей, которые приносят еще больше пользы.


Есть ли вещи, из прежних времён, по которым вы скучаете?


Поездки на автобусе, наверное. Было весело проводить время с Corrosion of Conformity в их автобусе. Это навевает воспоминания о былых временах. Но потом я смотрю на автобус и думаю: нах, наш самолет довольно крут [смеётся]. Но вы знаете, каждая ступень была замечательной. Мы всегда чувствовали, что на каждом этапе это здорово, это прекрасно, это достаточно хорошо. Мы проводим наше первое турне, оно великолепно. Затем мы отправляемся в тур с Оззи, и это здорово. Мы начинаем выступать на аренах, играем на "Грэмми"... Это человеческий драйв и желание набрать больше очков и продвинуться вперед. Это касается и сочинения музыки. Некоторые люди хотят, чтобы вы писали "старые" песни, потому что им это нравится. Я думаю: Слушай, мы это уже делали, у нас это есть. Это наша группа, понимаете? Не надо оглядываться назад.

Kirk Hammett

 

Тур проходит хорошо?


Тур идёт полным ходом. Я действительно не могу пожаловаться, если не считать, что никогда не высыпаюсь.


Джеймс упомянул, что группа чувствует себя свободнее, меняя партии и импровизируя.


Безусловно. Мы стали более уверенными в себе. К тому же, мы никогда раньше не играли с такими аранжировками вживую. В Load очень много гитарных партий - здесь гораздо больше текстур и слоёв. Мы сами выбираем, какие слои мы хотим сыграть вживую, что довольно забавно. Можно играть либо цельный рифф, как было написано в песне, либо контрапунктную партию. Можно сыграть текстурные партии, а можно попытаться сымитировать какой-нибудь маленький студийный трюк. Мы можем просто играть все те гитарные возможности, которые у нас есть. Иногда я даже нахожу себя играющим комбинацию двух партий. В песне "Bleeding Me" я играю комбинацию основного риффа и моей арпеджированной аккордовой партии, что очень здорово. А затем в середине всего этого я играю гитарную партию, которую записал Джеймс. Он не хочет играть во время пения, он просто хочет брать аккорды, поэтому я играю их все в одном проходе.


Потребовалось ли много времени на подготовку новых аранжировок, или это были пробы и ошибки на ходу?


В основном методом проб и ошибок. Но когда мы находимся в студии, наша большая проблема в том, что мы думаем, что всегда можно сделать лучше. Мы всегда можем что-то добавить к треку. Нам нужен дедлайн, чтобы мы могли сказать: "Хватит, уже!" [смеётся].


Вы играете с разных точек сцены - сколько у вас напольных систем?


Везде есть мониторы, но всё это через одну систему. У меня около шести педалей вау-вау или что-то в этом роде, в разных точках сцены. Так что если я нахожусь в точке B и мне нужно что-то сделать, мне не нужно бежать обратно в точку A. Я думаю, что у меня есть две педали в точке B и три в точке A.


Что насчёт гитар и остального оборудования?


Я играю на своих кастомовых ESP и чёрном Les Paul. На них стоят струны Dean Markley. Через Mesa/Boogie Dual Rectifier я подключаюсь к кабинетам 4x12". Я использую эти полностью регулируемые, рэковые модули вау-вау [сделанные на заказ Мэттом Бакки из EMB Audio - прим. ред.] Я использую один из мультиэффект-процессоров Boss размером с автомагнитолу. Вот и всё. В одной точке у меня эхо, в другой - хорус, в третьей - педаль вау... Ладно, могу ли я быть честным? Я так давно использую одно и то же оборудование, что уже забыл, что там находится! [Моя гостиничная гитара - это Custom Shop Strat '92-го года, просто замечательная гитара. Некоторые говорят, что хорошо звучат только ранние Страты, но это не так. Еще одна вещь, которую я люблю, - это портативный ламповый комбик размером с ланч-бокс, он называется Little Lanilei - и это забавно, потому что мою девушку зовут Лани. Это маленький ламповый усилитель, и я не могу получить от него плохого звука. У него четыре уровня гейна. Это потрясающе. По-моему, его можно купить только по почте.

У вас, ребята, по всей сцене разбросаны педали вау-вау и расставлены микрофоны. Ваше расположение на сцене - это хореография?


Только в плане мониторов. Определённые миксы могут идти только в определённые мониторы в определённое время. Если я врубаю гитару через свой микс и нахожусь рядом с Джеймсом, который должен петь и играть спокойную партию, это не сработает. Для него это будет слишком громко, и мне придётся отойти на другую сторону сцены. Но на этих сценах мы можем идти, куда захотим.
 

Просто держитесь подальше, когда что-то падает.


Да, убирайтесь с дороги, когда всё начинает взрываться!


Вся эта апокалиптическая сцена была идеей группы?


Да, это то, что мы придумали сами, обмениваясь идеями. И на бумаге это выглядело как большой хаос. На бумаге это выглядело не так, как вживую - это было похоже на аттракцион из Диснейленда. Мы немного волновались по этому поводу, но сказали: давайте построим и посмотрим, получится ли.


Когда я видел вас в последний раз, вы разбили гитару. Вы делаете это на каждом концерте?


Нет. В тот вечер я разбил гитару, потому что это был полный кусок дерьма, и она заслуживала уничтожения! Струны слишком высоко над грифом, неправильная настройка...


Мы слышали, что вы уже начали работу над следующим альбомом. Какова его история?


Это 12 песен, которые были написаны в то же время, что и песни Load. Так что этим песням уже около полутора лет. Все барабанные треки уже готовы. В двух песнях уже есть гитары, бас и вокал - осталось только смикшировать. По окончании тура мы намерены отправиться в студию и снова начать записывать гитары и вокал. И мы надеемся, что сможем сделать это достаточно быстро, чтобы релиз состоялся в ноябре.


Это не похоже на большой перерыв между гастролями и студией.


Ну, мы собираемся взять месяц отпуска перед началом работы, и записываться будем дома, так что это будет перерыв от гастролей, но не совсем перерыв от работы.
Изначально мы хотели, чтобы Load был двойным альбомом, но потом поняли, что это займёт вдвое больше времени [смеётся]. Так что мы бы выпустили его прямо сейчас, если бы сделали это. А так мы не будем выпускать альбом и отправляться на гастроли и отрываться от домашней жизни на два с половиной года, как это было с последним альбомом. Это должно быть интересно. Мы никогда не приезжали с гастролей с 12 уже написанными песнями. К тому же, наши гастрольные навыки будут на высоте, и мы сможем применить их в работе над альбомом - это будет впервые.


Некоторые музыканты говорят, что они всегда записываются, когда их мастерство находится на низком уровне.


Да, и есть определённое количество энергии, которую приобретаешь в дороге - я думаю, это связано с тем, что приходится играть пять вечеров в неделю. Всякий раз, когда я возвращаюсь с гастролей, я чувствую, что могу играть как последний ублюдок! Надеюсь, это дополнит общую атмосферу альбома.


Если материал был написан в одно и то же время, то он, наверное, в том же ключе, что и Load, верно?


Абсолютно в том же ключе. Правда, этот альбом немного более энергичный, и на нём будет меньше баллад, я бы сказал - хотя в Load они не совсем "баллады". Это вовсе не альбом новых песен, потому что песни для нас - полуторагодичной давности. Публика будет воспринимать это как угодно, но для нас это не совсем новые песни. Каждый наш альбом отличался от предыдущего - этот не будет сильно отличаться, разве что он будет немного более энергичным. А в остальном... Я просто не могу дождаться момента, когда приступлю к работе с гитарами.

Вы записываете меньше песен балладного типа, потому что при их исполнении вживую наблюдается спад энергии?


Вовсе нет. На самом деле, когда мы играем "Hero Of The Day" вживую, весь зал, мать его, зажигает. Нас это даже удивило, потому что люди осуждали нас за то, что мы выпустили такую песню. Знаете, это песня в быстром темпе, но в то же время более мелодичная, чем большинство наших песен.


Боже упаси.


Точно. И люди, которые любят слушать "Seek And Destroy" 24 часа в сутки, просто не могут к ней привыкнуть. Но для тех, кому песня действительно нравится, она подходит.


Могли бы вы, находясь в студии при работе над новым альбомом, сказать: "Я собираюсь шредить здесь, как на Master Of Puppets, а не как на Load"?


Мне очень трудно ответить на этот вопрос, потому что для меня весь наш материал актуален и актуален. Я думаю, что "Sandman" могла бы быть на Master Of Puppets, "Bleeding Me" - на Ride The Lightning, а "Escape" - на чёрном альбоме. Для меня все они имеют смысл. Лучшее, что я могу сделать, это сказать, какой из альбомов более захватывающий, чем другой! Здесь всегда много гитары, всегда много соло. Мне бы хотелось больше заниматься техникой, но индастриал-альбома от нас вы точно не дождётесь. Я рассматриваю альбомы как просто подборки песен, и, возможно, они написаны в каком-то определённом духе, но они всё равно являются частью общей картины.

Можете ли вы дать объективную оценку тому, на каком этапе карьеры Metallica вы находитесь? Всё еще только начинается?


Я думаю, что мы не совсем в середине - мы приближаемся к подступам середины нашей карьеры. Я бы сказал, что мы находимся в летнем периоде нашей карьеры, хотя некоторые считают, что мы находимся в зимнем периоде. Мы как раз в июне [смеётся].


В творческом плане вы чувствуете себя так же?


Нам комфортно играть, мы более уверены в себе и можем пробовать разные вещи.
Всё по-прежнему возможно. Если бы мы захотели, то могли бы подстроиться под тенденции, но если бы мы это сделали, то давно бы уже ушли. Я вчера читал старый номер гитарного журнала, и там в рекламе были перечислены практически все группы восьмидесятых, которые существовали в 1985 году. И там было наше название. Я посмотрел на это и подумал: "Ничего себе - мы единственные, кто ещё существует".