Когда пару лет назад Gibson объявили о покупке Mesa/Boogie, это вызвало бурление говн в интернетах и опасения, что Mesa/Boogie постигнет судьба Trace Elliot, Valley Arts, Garrison, Steinberger, Oberheim, Tobias и Slingerland. Однако, опровержением этих опасений может служить выпуск нового поколения флагманской серии Mesa/Boogie – Mark VII, пропустив почему-то Mark VI.
Бизнес Mesa/Boogie возник из очень забавного розыгрыша. Рэндалл Смит, в то время был одним из совладельцев небольшого магазинчика музыкальных инструментов Prune Music в Сан-Франциско, где по большей части занимался сервисом и модернизацией, в то время как его деловой партнёр Дэйв Кесснер вёл основную торговлю. Как то раз, местные шутники, роуди Country Joe and the Fish решили приколоться над гитаристом Барри Мелтоном, и попросили Смита превратить 12-ватный Fender Princeton Барри во что-то настолько мощное, что снесло бы ему крышу, чтобы внешне это не было не заметно. Рэндаллу пришла идея запихнуть в шасси Princeton 60-ваттную схему твидового Bassman, перенеся одну неуместившуюся ручку на заднюю панель вместо гнезда для футсвитча включающего тремоло, а также втиснуть в корпус двенадцатидюймовый динамик JBL D120, еле поместившийся там. Рэндалл попросил постоянно ошивавшегося в магазине местного молодого гитариста поиграть на усилителе, прибавляя и прибавляя громкость. Звуки, доносившиеся из магазина собрали огромную толпу, а гитарист, закончив играть, сказал: "Этот малыш выдаёт настоящий буги!" Этим гитаристом был Карлос Сантана, только недавно выпустивший свой дебютный альбом, а после получивший известность благодаря выступлению на Вудстоке. Он немедленно заказал себе такой же прокачанный Princeton, который использовался для записи альбома Abraxas. Смит начал получать всё больше и больше заказов на модернизацию старых Princeton, но следующим шагом эволюции стал заказ мультиинструменталиста Ли Майклза на создание преампа к его транзисторному усилителю мощности Crown DC-300, самым мощным на то время, чтобы прокачать его ещё больше.
Рэндалл Смит не был большим специалистом в теории электроники, он был больше практиком, обучаясь на ходу и штудируя море литературы, и сам того не понимая, спроектировал преамп совершенно нового типа, соединив последовательно несколько ламповых каскадов, усиливая один другим, и добавив регуляторы гейна для каждого из них, чтобы сбалансировать схему. Так родился первый хайгейновый преамп. Затем он применил это в своих модернизированных Princeton, добавив дополнительный ламповый каскад одному из входов, и в результате получилось то, что в дальнейшем стало известно как Mark I. Вскоре во всей округе уже не осталось ни одного Princeton который не подвергся модернизации Рэндалла, и он открыл собственное производство гитарных усилителей под маркой Mesa Engineering. На протяжении семидесятых выпустил несколько различных модификаций комбо и голов Boogie, предлагаю дополнительные опции в виде 100-ваттной версии, переключаемой на 60 Ватт путём отключения одной пары ламп (Hun) ревербератора (Rev), ставшего визитной карточкой Mesa/Boogie дополнительного пятиполосного эквалайзера (Eq) и возможности переключения его расположения в цепи, пуш-пульных переключателей (сомещённых с регуляторами) Gain Boost (на самом деле обход темброблока) и Bright а также различные динамики на выбор (Altec или Electro-Voice). Вышедшая в 1978 году модель с переключением каналов получила название Mark II, а все предыдущие безымянные Boogie стали называть Mark I. Принципиальным отличием Mark II стало перемещение регулировки гейна после темброблока, а не до, как это было прежде, что привело к более плотному и сфокусированному звуку, который стал фирменным саундом Mesa/Boogie, а также отдельных регуляторов мастер-громкости для каждого канала. Позже появился пушпульный переключатель мидбуст (Shift). Как и в случае с Mark I, следом появились несколько модификаций. Сперва вышел Mark IIB с петлёй Send/Return, после чего ранние модели получили название Mark IIA. Также в Mark IIB впервые предлагалась опция Simul-Class, ставшая ещё одной знаковой вещью Mesa/Boogie, заставляющая участвовать в формировании дисторшна не только преамп, но и оконечник. Суть заключается в том, что внешняя пара ламп работает в классе A, а внутренняя в классе AB. По-сути это два отдельных усилителя, нагруженных на общий трансформатор. Один работает на перегруз (внешняя пара), а другой на мощность. При этом во внешней паре могут использоваться как 6L6, так и EL34, изменяя характер дисторшна. Более того, внутренняя пара - отключаемая, превращая усилитель в чистый класс A.
Версия Mark IIC решила проблему щелчков при переключении каналов за счёт использования оптронов вместо реле и получила новый пушпульный переключатель Bass Shift, расширяющий диапазон низов, а Mark IIC+ получил бас-бустер (Deep), сменивший Gain Boost, а также перемещение петли Send/Return за регулятор мастер – громкости канала лид. Кроме того первая сетка внешних ламп была замкнута на катод, благодаря чему они работали как триоды. При этом продолжались производиться и обычные модели 60/100, без Simul Class. Параллельно с Mark появлялись и другие модели Mesa/Boogie, бизнес рос и укреплялся. В 1985 году появилась трёхканальная модель Mark III, также претерпевшая ряд модификаций.
Следующим шагом эволюции стал Mark IV, появившийся в 1990 году, получивший независимые регулировки всего что только можно для каждого канала, и расположение регуляторов передней панели в два ряда, а задняя панель массу полезных гнёзд для внешнего управления. Лид канал получил войсинг Harmonics/Mid Gain. Усилитель позволял отключать выходной каскад для "тихой" записи, имел режим Tweed Power, понижающий напряжение питания во всех внутренних цепях, щадящий лампы, позволяющий использовать даже 6V6 в качестве внешней пары ламп. Кстати, эта пара получила также возможность переключения пентодов в режим. Как и в случае с прежними моделями, за период его выпуска Mark IV было произведено несколько модификаций, более поздние модели (хотя появившиеся довольно рано), например, получили стереовозврат петли эффектов.
Следующий этап эволюции произошёл в 2009 году, с выпуском Mark V, ставшим уже не просто трёхканальным усилителем, а тремя независимыми трёхканальными усилителями в одном корпусе, обеспечивающими аж девять вариация звучаний, с полным контролем всего что только можно, а регулировки были уже не перемешаны, а распределены по каналам (усилителям). И хотя на первый взгляд кажется, что чтобы во всём этом разобраться необходимо получить лицензию пилота, у 90-ваттной версии только лишь на передней панели у него расположены 21 ручка и 15 переключателей, не считая традиционного графического эквалайзера и питание/стэндбай. управление гораздо проще и логичнее, чем Mark IV. Оконечник топовой версии также Simul-Class, но работает по-другому. Все четыре лампы - 6L6, а при переключении в класс A первые два канала позволяют переключать выпрямитель между ламповым и полупроводниковым, а третий превращать выходные лампы в триоды. Все эти манипуляции позволяют добиться звучания всех предыдущих Mark, и даже больше, начиная с немодернизированного Princetone. Также был реализован ещё один режим, превращающий усилитель в однотактник чистого класса A, аля Gibson GA-9 используя две левых соседних лампы. Чтобы перечислить все возможности столь навороченного усилителя нужна отдельная публикация, так что не будем углубляться в эти подробности. Замечу, что эти усилители производятся и сейчас в формате как голов, так и комбо, и даже рэковых устройств, а также двухканальных версий меньшей мощности, и с более простым управлением.
И вот, наконец то вышла модель Mark VII, пропустив Mark VI.
На первый взгляд Mark VII очень похож на Mark V, хотя это совершенно другой аппарат.
Если сравнить новинку с топовой версией предыдущего поколения, у преампа топовой версии Mark V схема реализована на шести лампах 12AX7, включая ревербератор и петлю Send/Return. Плюс ещё одна 12AX7 используется в фазоинверторе выходного каскада. Mark VII обошлись четырьмя лампами, за счёт по словам производителя оптимизации схемы, убрав всё лишнее, плюс одной для фазоинвертора. Усилитель мощности Mark VII реализован на традиционной месовской схеме Simul-Class, только в классе A работает не внешняя пара, а средняя. В отличие от Mark V тут нет режима однотактника, вместо этого включается пара средних ламп в режиме триода. Причём все четыре лампы могут быть заменены на EL34. Ещё одно различие заключается в том, что у Mark V есть возможность небольшого понижения напряжения питания, так называемый Variac, для получения "коричневого" саунда. Mark VII лишился этой опции. Но и это ещё не всё. Как уже было упомянуто ранее, у Mark V два выпрямителя, ламповый и полупроводниковый, опять же индивидуально выбираемых для разных каналов. У Mark VII же он полупроводниковый, зато более мощный огромный силовой трансформатор. Нет и принудительного отключения вертилятора.
Как было замечено, каждый канал что Mark V, что Mark VII представляет собой отдельный усилитель со своими собственными каналами. Во избежание путаницы будем называть их "звучаниями". Первый канал воспроизводит звучание тех самых модернизированных Princetone, от кристально чистого до умеренного кранча.
Второй канал предлагает звучание от относительно чистого и кранчевого маршаллоида до лид-канала Mark I. Третий канал Mark V предлагает звучание моделей Mark IIC+, Mark IV и экстремальный хайгейн. У Mark VII же это Mark IIB, Mark IIC и Mark IV И это не моделирование, а реальная аналоговая схема. Стоит заметить, что у Mark V на каждом канале присутствуют переключатели войсинга, Normal/Bold для первого, Normal/Thick для второго и Normal/Bright у третьего. В Mark VII производитель от них отказался. Во всём остальном Mark VII умеет всё что умеет Mark V и даже больше благодаря интеграции современных цифровых решений, таких как MIDI управление всеми переключениями и встроенный кабинетулятор с реактивной нагрузкой и загрузчиком импульсных откликов гитарных кабинетов, позволяющий отключить родной динамиктили кабинет. После Badlander это вторая модель Mesa/Boogie, где реализована эта опция.