GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Megadeth

 

 

Beyound Extinction

 

 

 

 

 

Х.П. Ньюквист

Guitar Magazine (GFTPM)

Декабрь 1994

перевод с английского

 

 

 

"Марти Фридман - мой любимый гитарист", - говорит Дэйв Мастейн. " После меня, конечно".

 

 

Фронтмен Megadeth Мастейн сидит на складе из бетонных блоков в южном Фениксе, где температура на улице превышает 38 градусов. На самом деле, температура внутри тоже близка к 38 градусам, но Megadeth и продюсер Макс Норман построили небольшую студию прямо посреди склада, где у них хватило здравого смысла и предусмотрительности установить кондиционер. Эта временная студия, которая буквально представляет собой здание внутри здания, послужила родильной палатой для нового альбома Megadeth Youthanasia. Причина выбора Феникса для записи продолжения платинового альбома Countdown to Extinction заключается в том, что этот город стал родным для группы вдали от напряжённой и стрессовой обстановки Лос-Анджелеса. (На самом деле, Феникс и его пригороды привлекают всё больше известных гитаристов и групп: Майкл Шенкер и Джордж Линч называют город своим домом, как и Элис Купер, группа Роба Хэлфорда Fight и местные ребята Gin Blossoms).

Выбор этого конкретного склада - совсем другое дело. Он находится в худшем районе города, где пожарная тревога, кражи со взломом и ночные выстрелы - обычное явление. Но Мастейн и компания пришли сюда, когда их первый выбор студии, построенной в родном городе, провалился.

 

"Лос-Анджелес был слишком сумасшедшим для того, что мы хотели сделать", - говорит лид-гитарист Марти Фридман. "Все студии там были очень заняты; слишком много людей входило и выходило, множество других групп бродило вокруг, и слишком много отвлекающих факторов всё время. Нам нужно было спокойствие, совершенно другое место. Один за другим мы все начали переезжать в Аризону, потому что здесь так спокойно. Изначально мы хотели записать альбом в доме. Но каждый раз, когда мы находили идеальный дом и приближались к подписанию сделки о покупке, люди узнавали, кому они его продают, и тут же залупали цену. Поэтому, поскольку мы не могли купить дом, мы построили временную студию на этом складе. Когда мы закончим, всё это будет снесено, и Макс увезёт всё с собой в Лос-Анджелес".

 

Мастейн более откровенно рассказывает о поисках студии для группы. "В доме, который мы действительно хотели, они сказали: "О, вы приедете играть музыку, разве это не здорово?" Потом они спросили: "Кто это? MEGADETH?!!! ААААА!!!" Они начали крутить свои чётки между пальцами, так что мы поняли, что ничего не выйдет".

 

Youthanasia - такой же неумолимо драйвовый гитарный альбом, как и всё, что когда-либо выпускал Megadeth, но он удивительно отличается от всех предыдущих работ группы. Хирургическая точность и стерильность отдельных инструментов уступила место более однородному и интегрированному звучанию, где гитары не борются с барабанами, басом и вокалом так сильно, как раньше. Звучание Youthanasia - это звучание полноценной группы, работающей вместе, уделяющей равное внимание каждому компоненту звука, но никогда не упускающей из виду тот факт, что гитары являются её ядром. Это особенно верно, если учесть, что фирменный рык Мастейна сознательно уступил место более богатому и мелодичному вокалу. Даже песни с такими названиями, как "Train if Consequences", "Tout Le Monde" и "Elysian Fields", указывают на путь группы, которая раскрепощается.

"На предыдущем альбоме мы были настолько навязчиво перфекционистами, вплоть до отдельных нот", - вспоминает Фридман. "Я помню, как потратил целый день только на то, чтобы правильно записать припев одной песни, а потом еще два дня на то, чтобы удвоить его. Мы чувствовали, что если сделать всё именно так, то всё будет идеально, и я думаю, что так оно и было, и мы очень довольны этим". Единственное, что я могу сказать о Countdown, это то, что он был немного слишком стерильным, слишком контролируемым. В этот раз, я думаю, мы были более уверены в себе и не боялись совершать ошибки. Поэтому мы сказали: "Давайте просто сделаем это вживую, со всеми четырьмя ребятами. Если один из них сделает ошибку, мы остановимся и начнём всё сначала". Если после трёх дублей ничего не получалось - не было просто убийственным - тогда мы переходили к другой песне".

 

"Мы могли бы сделать Countdown снова", - добавляет Мастейн. "Мы могли бы сделать точно такую же запись. Знаете, кто бы заметил? Наверное, никто. Наверное, они бы подумали: "О, они просто застряли в этой колее". Но это был гораздо более увлекательный проект для нас. В нём меньше стаккато и больше легато: в целом, он менее жёсткий. Как будто я раньше ел кусочек того и кусочек этого, а теперь я смешиваю всё вместе; всё идёт единым курсом, и всё такое. Ты слышишь нас всех сразу, и нет такого разделения. К тому же, музыка - это такая личная вещь, и все слышат одни и те же произведения по-разному. Поэтому нет смысла делать её такой помпезной или показной, потому что никто другой всё равно не услышит то, что слышите вы, если только он не участвует в творческом процессе".

 

"Кроме того, я считаю, что в искусстве есть много страха, потому что ты позволяешь людям заглянуть в твою душу. Зная это, мы рискнули на этом альбоме. Я не думаю, что в прошлом мы были готовы рисковать. Обычно мы пытались работать по структурированным формулам, которые, как мы знали, приносили свои плоды. Я думаю, что теперь, когда у нас есть определённый уровень и калибр успеха, это даёт нам смелость идти на это, бросать предосторожности на ветер".

Оба гитариста описывают новый альбом как результат того, что они лучше знают друг друга, чувствуют себя более комфортно в процессе сочинения и делятся гитарными партиями. Особенно Фридман вжился в свою роль лид-гитариста Megadeth. "Мы провели много времени, выстраивая каждую песню как группа, а не просто концентрируясь на своих партиях. Этот менталитет избавил нас от многих запретов", - отмечает он. "Во многом это было связано с тем, что мы лучше узнали друг друга, лучше ладили друг с другом и поддерживали друг друга. Это не было похоже на то, что каждый из нас заботился только о своей партии и не беспокоился о том, как играет кто-то другой. В этот раз мы даже принесли губную гармошку [для "Elysian Fields"], а если бы кто-то сделал это в прошлый раз, его бы, наверное, выгнали".

 

Отчасти эта вновь обретённая музыкальная гармония и комфорт связаны с тем, что у Megadeth было более чем достаточно гитаристов, и они сменяли друг друга точно так же, как в Spinal Tap сменяли друг друга барабанщики. Мастейн всегда был центральным гитаристом группы, но никогда не был лид-гитаристом. "Когда музыка великолепна, то и гитарист должен быть таким же великолепным", - утверждает он. "Я не настолько хороший солист, как того заслуживает музыка. Я могу сыграть соло или заполнения в нескольких местах, но Марти гораздо больше подходит для солирующей позиции".

 

"Я научился разным вещам у разных гитаристов, которые были у нас в группе - не то чтобы моя игра стала от этого лучше!" смеется Мастейн. "Например, Джефф Янг [игравший на So Far, So Good... So What!] был уникальной личностью, он был сильно увлечён своим инструментом и был очень, очень хорошим гитаристом. Для нас было хорошим шагом взять его в группу в то время, потому что он познакомил нас с совершенно другим менталитетом гитариста-солиста. Если бы нам пришлось делать всё заново, я бы все равно пригласил Джеффа в группу, чтобы он помог нам достичь того уровня, к которому мы пришли с Марти. Я благодарен Джеффу за то, что он помог нам понять, что нам нужен гитарный герой, который поможет музыке ожить".

Он продолжает: "Нет, когда я играл с Джеймсом [Хэтфилдом] в Metallica, это было совершенно другое, потому что у нас очень похожий подход к написанию ритм-партий и игре. Я не знаю, сталкивался ли я с кем-то ещё после Джеймса, кто писал бы ритм-партии так же, как я. Не обязательно те же ритмы, но тот же подход к ритмическим стилям: приглушение на нижней струне, приглушение струн над бриджем, аккорды двумя пальцами, аккорды баррэ одним пальцем, педалирование на одной струне, хаммер-оны и пул-оффы, и всё в таком духе. Многие люди подражали тому, что мы начали в Metallica, но сейчас мне интереснее играть с Марти, потому что я могу написать рифф, а Марти может его гармонизировать. Иногда, правда, я исполняю ритм-партию, а Марти инстинктивно гармонизирует с ней, и мне приходится одаривать его злым взглядом, чтобы он вернулся к ритму".

 

"Но это окупается, - заключает Мастейн, - потому что теперь у меня есть кто-то, кто может приукрасить то, что я пишу, а не просто копировать то, что я играю".

Фридман очень спокойно и сдержанно относится к признанию, которое приносит ему его игра на гитаре, и к вытекающему из этого статусу " гитарного героя". "Заблуждение обо мне - и это большое заблуждение - состоит в том, что я знаю технические вещи о гаммах и ладах. Это не так. Когда я пришёл в Megadeth, все ребята говорили одно и то же: "Он из этой технической школы Varney/Shrapnel. Это здорово! Эй, почему бы тебе не расшифровать альбом Rust in Peace для нотного сборника?". Но они сразу же выяснили, что я не умею ни читать, ни даже писать музыку. И по сей день люди вроде Макса Нормана говорят: "У тебя есть гамма для всего!". Но я не знаю гаммы! Я всегда играл на слух. Единственное, в чём я хорошо разбираюсь, это в выборе нот, в том, как ноты вписываются в рамки аккордов и [интервалов], таких как терции, кварты и квинты. Я хорош в этом, но это настолько естественно, что кажется, будто у меня хорошие теоретические знания. Это совсем не техническая вещь".

 

Он подробно рассказывает о том, что у него нет формального гитарного образования. "К тому времени, когда я понял, что такое гитара, я уже не чувствовал, что мне нужно возвращаться и учить теорию. Я думаю, что самое важное - это то, на фоне чего ты играешь и поверх чего ты играешь, и знать это хорошо. Я не хочу занимать свой мозг техническими знаниями, потому что это отвлекает от любого мастерства, которое у меня есть. Кроме того, мне не нравится, когда меня причисляют к тем ребятам, которые всё время играют очень быстро. На самом деле моя игра не такая уж и быстрая - это почти иллюзия. Это больше связано с ритмом. Иногда я открываю шлюзы и просто зажигаю, но не очень сильно. Чем я горжусь, так это выбором нот и умением вложить в песню смысл. Многие люди думают, что это быстро, но это иллюзия. И меня больше впечатляет иллюзия, потому что я не люблю слушать 64-е ноты. Если вы играете прямо в сердце в кульминационный момент, то одна триоль в конце такта может звучать так, будто она проносится мимо".

 

"Я получил образование только в том смысле, что все, чему я хотел научиться, я выучил, сел и выучил, - продолжает Фридман, - неважно, была ли это гитара или банджо, флейта, скрипка, ситар или китайский инструмент. Я учился не по учебникам, а изучал то, что меня интриговало, и выяснял, как это работает, как аккорды, так и мелодия. Такие вещи, как, например, если держать эту ноту и вступать немного позже, это придаст ей больший акцент, или делать паузу в нужное время, или отставать и даже торопиться в определённые моменты.

 

"Когда я был моложе, я выучил все быстрые вещи, просто чтобы уметь это делать, и я до сих пор способен на это, хотя нахожу это всё менее и менее полезным. Вместо всех этих техничных ребят я всегда больше восхищался теми гитаристами, которые делают что-то классное альбом за альбомом, а не как те люди, которые просто выходят с одним или двумя отличными альбомами, а потом деградируют. Я всегда надеялся не быть одним из тех гитаристов, которые считают один альбом отличным, но не уверены в том, как они будут звучать на следующем; типа "Как же мне превзойти это соло или рифф?" Я всегда очень уважал таких музыкантов, как Брайан Мэй и Ули Рот, в чьих соло каждый раз есть что-то такое, чего не было раньше. Они играют так, будто их всё ещё волнует их игра на гитаре настолько, чтобы показать и эмоции, и совершенствование; что-то личное каждый раз. Есть много великих гитаристов, которых вы слышите на их дебютных альбомах, и у них есть великолепные партии, которые вы можете слушать днями, но на следующем альбоме вы говорите: "Я уже слышал эту партию или этот рифф". Я не хочу быть таким".

Врождённая способность Фридмана немедленно добавлять нужный гитарный штрих в звучание Megadeth почти идеально дополняет способность Мастейна немедленно писать песни под гитару, которые он слышит в своей голове. На самом деле, Дэйв не стесняется своих гитарных способностей. "Я могу делать с гитарой то, что, по-моему, не может сделать никто из моих знакомых, - говорит он, - просто взять её в руки и написать опус. Многие люди берут её в руки и злятся, потому что садятся с ручкой и бумагой и не могут ничего придумать. Но я стою в пробке, меня подрезают, а потом - бум! - всё выходит наружу. Именно это случилось со мной, когда мы начали работу над этим альбомом. Я сидел в пробке, и "Train of Consequences" появилась к тому времени, как я добрался до студии. Думаю, для меня это невероятный дар, и я наслаждаюсь им. И мне кажется, что люди, которые не могут справиться с музыкальной звёздностью - не буду называть никаких имён - забывают, что возможность делать это - действительно дар".

 

Со своей стороны, Фридман продолжит развивать свои собственные сольные проекты - то, чем он известен ещё со времен своей работы в Shrapnel и в паре с Джейсоном Беккером. Вскоре должен выйти его собственный новый альбом (продолжение прошлогоднего Scenes), в котором акцент сделан на оркестровке, а не на гитарном мастерстве. "Это не просто ещё один альбом в акустическом стиле, в нём больше инструментов и оркестровки с настоящими скрипками и пикколо", - говорит Фридман. "Я стараюсь играть на этих инструментах сам или пытаюсь сыграть их на гитаре, что я обычно и делал. В этот раз я пригласил настоящих музыкантов, чтобы они сыграли на настоящих инструментах. Вместо того чтобы писать скрипичные партии для гитары, я написал скрипичные партии для скрипки". Почему так произошло? "Я не являюсь поклонником гитары как таковой", - объясняет он. "Это инструмент, на котором я играю, потому что я умею на нём играть. Я бы хотел играть на скрипке или каком-нибудь иностранном, экзотическом инструменте, например, кото. Но поскольку я гитарист, я стараюсь делать на гитаре то, что эти музыканты делают на своих инструментах".

"В основном я слушаю много саундтреков, особенно "Небо и земля" Китаро. Это просто потрясающе".

 

Youthanasia не похож ни на один саундтрек, но, скорее всего, вы и сами это поймёте. Вместо этого, это тур по более уверенным в себе Megadeth (как будто им нужна еще какая-то уверенность!), так что в этом смысле он больше того, что группа делала раньше: больше гитар, больше мелодий, ещё интереснее.

 

Последний вопрос к Мастейну, который больше относится к его рту, чем к пальцам: В чём причина того, что гитары продолжают орать в режиме овердрайв, в то время как голос Мастейна перешел в новое, менее кричащее направление? "Думаю, я устал слушать песни и думать, что мог бы спеть их лучше. Я много сдерживался, хотя у меня были замечательные учителя по вокалу. Отчасти дело в том, что нельзя быть очень мелодичным, когда поёшь о политике, смерти и войне, как сейчас...".

 

В конце он напевает слова "Killing is My Business...", подражая Тони Беннетту. И если у Мастейна нет проблем с имитацией вокала лаунж-ящеров, то чертовски жаль, что больше лаунж-гитаристов не могут имитировать гитаристов Megadeth. Несколько мужиков в бирюзовых смокингах с май-таи, исполняющих новую песню Megadeth "Reckoning Day" для голубоволосых отдыхающих? Это может сработать. А после потери дома в Фениксе, он, вероятно, организует Мастейн-дэй.