GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Проект guitarblog.ru пока поставлен на паузу, не хватает ни времени, ни мотивации им заниматься. Возможно поддержка донатами могла бы замотивировать.

Max Cavalera

 

 

10 гитаристов, которые сформировали мой звук

 

 

 

 

Амит Шарма

Guitar World online

Март 2024

перевод с английского

 

 

 

 

 

Первопроходец метала рассказывает о том, как получить возможность пообщаться наедине с Ричи Блэкмором, о том, каково на самом деле пытаться сыграть Тони Айомми, чем бы сегодня занимался Чак Шульдинер - и почему он наконец-то играет на всех шести струнах... на гитаре Джеймса Хэтфилда

 

Макс Кавалера живёт риффами. Он засыпает каждую ночь, думая о них, просыпается утром, чтобы продолжить начатое, и, скорее всего, мечтает о них в остальное время.

 

Просто послушайте любой из его творческих подвигов - шесть студийных альбомов с Sepultura, 12 альбомов с Soulfly, четыре с Cavalera Conspiracy, два с Killer Be Killed, ещё два с Go Ahead And Die, плюс один с Nailbomb - и вы услышите, как далеко завела его эта одержимость.

С тех пор как он переехал из Белу-Оризонти в Аризону в 1992 году, он находит риффы в пустыне, которая его окружает, и многие согласятся с тем, что его успех огромен. Оказывается, Солт-Ривер-Вэлли (которую часто называют Долиной солнца) - самое подходящее место для охоты за гремящими метал-структурами, на которых он построил свою плодотворную карьеру.

 

"Иногда я гуляю по пустыне в их поисках", - рассказывает он Guitar World. "Я ухожу из дома, чтобы проветрить голову, возвращаюсь, сажусь с гитарой, и риффы просто льются из меня. Я нахожу свои лучшие идеи в пустыне. Они все там, ждут меня... и их очень много!"

 

Его так захватывает идея выслеживать эти повторяющиеся музыкальные идеи, что для него почти невозможно построить предложение без слова "рифф". "Все, о чем я думаю, связано с риффом", - продолжает он. "Я в полном восторге от риффов и считаю, что они не получают должной оценки! Многие гитаристы говорят о соло, но рифф - это семя, это фундамент".

 

"Это то, что закладывается в основу, как первый кирпич в доме". Мастера риффов всегда были моими любимыми музыкантами. Поэтому я одержим идеей быть рифф-мэном, риффовиком, риффовым вихрем. Да, чувак... все дело в риффе".

 

Один из самых плодовитых метал-риффотворцев всех времён, Кавалера мало кого удивит тем, что у него есть музыка для продвижения. В данном случае это второй полноформатник Go Ahead and Die, получивший название Unhealthy Mechanisms.

 

Группу дополняет его сын Игорь Амадеус, который разделяет роли гитариста, басиста и вокалиста, а также барабанщик Джонни Валлес. Вместе это трио стирает границы между дэт-металом, хардкором и краст-панком.

 

Это звучание Кавалера полушутя называет "полным мочи и уксуса", и оно позволяет ему вспомнить, как он увлекался андеграундной музыкой в подростковом возрасте. "Мы начали этот проект ради удовольствия", - отмечает метал-легенда.

 

"Никаких ожиданий. Я просто хотел джемовать со своим сыном и создавать музыку, которая почти превратила бы меня обратно в подростка, затронув все те сырые чувства, которые я испытывал в детстве. Мы сделали что-то крутое, исходящее из более экстремальной стороны метала".

 

Как он объясняет далее, каждый его проект будет иметь разные "музыкальные цели". Например, Killer Be Killed - супергруппа, которую он создал вместе с Троем Сандерсом из Mastodon и Грегом Пучиато из The Dillinger Escape Plan в 2011 году, - идеальное средство для воплощения его более мелодичных идей.

 

Soulfly, как и Sepultura, ориентированы на грув и трэш. А ещё есть Go Ahead and Die, которую он любит использовать как выход для "пещерных риффов", отдающих дань уважения ранним легендам блэка, таким как Celtic Frost и Venom, а также влиятельным панк-группам Discharge, GBH и Extreme Noise Terror.

 

И, как отмечает сам Кавалера, эти два направления не являются взаимоисключающими. "Я слышу влияние панка, когда слушаю ранние альбомы Celtic Frost", - ухмыляется он. Особенно в Morbid Tales, где риффы в дроп-D были прямо с пластинки Discharge".

 

"Это то, что мы пытались сделать на нашем первом альбоме. На новой мы немного расширили своё сознание. Влияния стали шире - это более авантюрная стилистика".

 

В этот раз Кавалера в основном использовал именную гитару ESP James Hetfield Snakebyte, а также усилители Mesa/Boogie, Peavey и Marshall. Несмотря на то, что он владеет целым рядом гитар ESP с его именем на голове, в модели Metallica было что-то такое, что пробивало насквозь с удивительной свирепостью.

 

Интересно, что впервые за последние десятилетия Кавалера выбрал полный сет струн для своей гитары, а не сократил его до четырёх. "Хотите верьте, хотите нет, но я действительно играю соло", - усмехается он. "Я никогда не делал этого раньше!"

 

"Но это не эффектные соло, а скорее шумовые, как у Пигги [Дениса Д'Амура] из Voivod, - много работы рычагом и дайв-бомб. Я называю их "камуфлироваными соло", потому что я не соло-гитарист. Обычно у меня даже не хватает струн!"

 

"Столько лет я использовал четыре, но в этот раз я снова поставил две остальные. Главное - творчески подходить к своему инструменту. Не отказывайтесь ни от чего! Нет никаких правил, всё идет в ход. Я могу записываться на самом дерьмовом усилителе в мире или на самом лучшем - всё, что создает нужный настрой".

 

И раз уж мы заговорили о риффах и звуке, бразильская метал-легенда рассказывает нам о 10 гитаристах, которые сформировали его звучание и подход к гитаре.

1. Эдди Ван Хален

 

 

Мы должны начать с Эдди! Я безумный фанат Van Halen. Они приехали в Бразилию в начале-середине восьмидесятых. Это были самые ранние времена Sepultura, а может, и чуть раньше. Я стал одержим покупкой кассет с концертными записями Van Halen. Они нравились мне даже больше, чем пластинки, потому что давали мне другой опыт.

 

Конечно, я любил пластинки, но на этих бутлегах можно было почувствовать группу, даже если это были очень дерьмовые записи. Некоторые из них были сделаны с микшерной консоли, но многие были сделаны людьми из толпы, державшими в руках кассетный плеер; тогда не было ни телефонов, ни интернета.

 

У меня была довольно большая коллекция, наверное, около 40 кассет, а также книга, полная фотографий группы. Можно сказать, я был одержим; они были моей первой группой, которой я увлёкся! К сожалению, я пропустил тот концерт: я был слишком мал, и мама не разрешила мне пойти. Я был очень расстроен из-за этого.

 

Но моя одержимость продолжается и по сей день. Эдди - одна из самых завораживающих творческих сил всех времен. Не так давно, когда мы вместе выступали в Европе, мне удалось поговорить с его сыном Вольфгангом и рассказать ему, как много для меня значит его отец. Он и понятия не имел! Он никогда не ставил меня и мою музыку даже близко к тому, что делал его отец. Он был таким приятным малым и наблюдал за всем выступлением Soulfly со стороны сцены.

2. Эдж

 

 

Этот парень - профессор, когда дело доходит до игры на гитаре. Я был его большим фанатом в течение долгого времени. На самом деле, многие тексты на альбоме Sepultura - Beneath The Remains были написаны под влиянием альбома U2 - War. Я помню, как читал все переводы текстов и чувствовал такое вдохновение - так что антивоенные песни, такие как "Stronger Than Hate" и заглавная композиция, были созданы на основе текстов Боно.

 

Эдж - отличный пример гитариста, который не боится использовать технологии. Он использует и злоупотребляет педалями. Иногда там даже нет настоящего соло или мелодии, а иногда есть настоящая партия.

 

Я думаю, что в "The Fly" у него одно из лучших соло. Многое из того, что он делает с дилеем на чистом звуке гитары, например, вступление к "Where The Streets Have No Name", - для меня это просто умопомрачительная хрень. Я помню, как услышал его в первый раз и подумал: "Блядь, это так круто!" Он определённо один из самых изобретательных гитаристов в истории.

3. Линк Рэй

 

 

Это не из моей юности, это скорее недавнее открытие за последние 10 лет. Я влюбился в звучание Линка и в итоге перелопатил весь его музыкальный архив, купив кучу виниловых пластинок. Потом я узнал, что он индеец, и это заставило меня полюбить его еще больше.

 

Я бы хотел встретиться с ним. Я бы с удовольствием с ним посотрудничал, но, к сожалению, он умер. Когда я узнал об этом, то впал в замешательство - "Rumble" была первой инструментальной композицией, которую запретили на радио в Америке, потому что она вызвала беспорядки. Я подумал: "Блядь, это так охуенно!" Как можно сочинить инструментальную композицию, которую запретили? Я хочу знать! Но эти три ноты просто сотрясают комнату. Это просто адский рифф.

 

Квентин Тарантино использовал его музыку в некоторых своих саундтреках, но я по-прежнему считаю, что Линка Рэя очень недооценивают. О нём мало кто говорит. Мне нравятся кожаные куртки, ожерелья индейцев и вся атмосфера рокабилли. Но то, что его запретили за инструментальную композицию, означает, что он навсегда останется в моих воспоминаниях!

4. Фаст Эдди Кларк

 

 

Быстрый Эдди показал нам, что не обязательно быть виртуозом, чтобы отрываться и здорово звучать. Многие из этих риффов были построены на простых аккордах, и все они исходили из панковской стороны гитары. Именно поэтому Motörhead одинаково любили и металлисты, и панки. Многие панк-рокеры ненавидели хэви-метал, но всё равно любили Motörhead, и наоборот. Все поклонялись этой группе, и они стали весьма священной величиной.

 

Когда бы я ни представлял себе Быстрого Эдди, у него всегда длинный хаер и пояс-патронташ. Это было началом трэша, если подумать. Именно оттуда Metallica черпала всю свою дурь! Всё дело в поясах-патронташах и музыкальной скорости.

 

"Ace of Spades" - это настолько культовый рифф, насколько он вообще может быть культовым. Один аккорд с тремя нисходящими нотами - вот и всё, что вам нужно! Он был идеальным гитаристом для этой группы, потому что он выглядел круто, был прикольным и мог рвать эти риффы. Мой любимый состав Motörhead, как и у большинства людей, это Фаст Эдди и Филти Энимал Тейлор с Лемми.

5. Чак Шульдинер

 

 

Он был, пожалуй, создателем дэт-метала, который так популярен в наше время. Эта музыкальная среда превратилась в огромное движение. Я обменивался кассетами с Чаком на протяжении многих лет. Я жил в Бразилии, и мы посылали друг другу письма, футболки и всё остальное. Я собственноручно печатал для него футболки Sepultura, и он надевал их на фотосессии.

 

Мы встречались всего один или два раза; первый раз это было во Флориде. Он зашёл к нам, когда мы записывали альбом Arise. Он увидел обложку и сказал: "Это похоже на кошмар с морепродуктами!" из-за крабов, держащих мозг. Это нас всех рассмешило. Он сказал: "Первое, о чём вы подумали, это морепродукты? Вы, ребята, сумасшедшие!

 

Но как же развивалась его карьера: от начала в конце восьмидесятых до более поздних работ в конце девяностых. Если бы он был жив сегодня, он бы играл этот убийственный прогрессивный метал, который бы взорвал все наши мозги.

6. Ричи Блэкмор

 

 

Наверное, это неожиданно, но я просто обожаю Deep Purple. Они так недооценены в метале. Они должны быть в одном ряду с Black Sabbath и Led Zeppelin. Послушайте ранние вещи, такие как "Hush", и они звучат как песни шестидесятых. Потом вы слышите "Smoke On The Water" - это, наверное, самый известный рифф всех времён и народов, который мы все выучили первым.

 

Ричи был особенным, потому что он соединил классическую симфоническую музыку, которую он перенял от Бетховена, с тяжёлым роком. Есть очень крутое видео под названием Deep Purple Doing Their Thing, которое вы можете посмотреть на YouTube. Это концертное выступление, где Ричи просто отрывается!

 

Вообще-то я познакомился с ним во времена Sepultura. Сначала мы были в окружении кучи народу, и он не хотел ни с кем разговаривать. Но как только я спросил: "Ты любишь футбол?", он ответил: "Да - пойдём со мной!" и отвёл меня в угол бара. Мы проговорили два часа, и всякий раз, когда к нему подходили люди, чтобы побеседовать, он говорил: "Убирайтесь отсюда! Я беседую с Максом о серьёзных вещах. Оставьте нас в покое!

 

Мы болтали о бразильском и английском футболе, о Дэвиде Бекхэме и Манчестер Юнайтед. Это был безумный момент, который я никогда не забуду. Мои товарищи по группе завидовали, спрашивали, как я это сделал. Все, что вам нужно делать, если вы встретите такого чела, - это говорить о футболе!

7. Боб Марли

 

 

Это нечто иное, чем совершенно другая область музыки: он был таким революционером с этой гитарой. Он был мастером композиции, полноценным художником во всех отношениях. Он мог сочинять удивительные аккордовые ходы и запоминающиеся мелодии, которые будут жить вечно.

 

У меня был огромный период увлечения Бобом Марли, который длился много лет. Я собирал все его вещи. Я даже трижды ездил на Ямайку и посещал его могилу. Мне довелось работать с его художником Невиллом Гарриком над тремя пластинками Soulfly. Он рассказывал мне всякие истории за многие часы разговоров о нём.

 

Мне нравится, как Боб Марли описывал свою гитару как пулемёт. Это похоже на знаменитую цитату Вуди Гатри: "Эта машина убивает фашистов!". Круто, что он смотрел на неё именно так, как на оружие. Он был великим гитаристом - может быть, не в плане соло, а скорее в плане сочинения песен и поиска правильных аккордов.

8. Дэвид Гилмор

 

 

Это ещё одно позднее для меня открытие, но когда я влюбился в Pink Floyd, они действительно многому меня научили. Эти альбомы действительно потрясающи - особенно поздние, после того как они расстались с Роджером Уотерсом.

 

Мой любимый альбом - The Division Bell, который очень недооценён. Многие не говорят об этом, но соло на этом альбоме просто потрясающие, такие мелодичные. [Дэвид Гилмор] всегда играет нужную ноту с нужной задержкой. Всё дело в атмосфере, а не в броскости. Он знает, когда нужно играть, а когда нет.

 

A Momentary Lapse Of Reason - ещё одна блестящая вещь. Дэвид Гилмор - выдающийся гитарист. Нет нужды быть слишком броским, когда у тебя такой вкус.

9. Джонни Рамон

 

Он ещё один гитарист, который показал нам, что простота может быть великой. Три аккорда - это всё, что вам нужно. У меня был шанс встретиться с ним, когда мы гастролировали с Ramones в Бразилии. Мы немного потусовались.

 

Одно из моих лучших воспоминаний - это то, как все четверо ребят в кожаных куртках наблюдали за Sepultura со стороны сцены. Я подошел к своему брату и сказал: "Посмотри на это - это как обложка альбома!", потому что они стояли в ряд в своих кожаных куртках, скрестив руки, и кивали головами, наблюдая за нашим выступлением. Такого не придумаешь! Это было так круто.

 

Они блестящие композиторы. Как и Боб Марли, они показали нам, что не обязательно быть Джими Хендриксом, чтобы быть крутым. Есть другой способ играть на гитаре, который больше связан с песнями и грувом, чем с техникой.

10. Тони Айомми

 

 

Он написал Библию для метала, и мы все мы прочли её тысячи раз! Выбрать любимый рифф Black Sabbath так сложно. Это может быть вступление "Cornucopia", но "Symptom of the Universe", наверное, победит. Этот первый рифф с припевом всегда заставляет меня думать: "Игра окончена!".

 

У нас был шанс сделать кавер, когда Sepultura выпустили Chaos A.D., и это был самый сложный кавер, который мы когда-либо записывали. Я очень нервничал, потому что Black Sabbath - это нечто священное. Ты не должен прикасаться к нему, как к какому-то религиозному артефакту.

 

Я познакомился с ним, когда Sepultura выступали перед Black Sabbath в Европе, и он был таким приятным человеком, фотографировался со всеми нашими детьми. Я прочитал его книгу "Железный человек", и это была действительно сильная вещь. Если вы читаете подобные книги и нуждаетесь в вдохновении, купите её! Он рассказывает о несчастном случае, который произошел с ним в раннем возрасте, о том, как он чуть не бросил играть на гитаре, но потом решил отказаться от этого и в итоге стал архитектором хэви-метал звучания.

 

Мне нравятся соло Тони. Они великолепны. Но, по крайней мере, для меня главное - это риффы. Чтобы придумать их раньше всех, он, наверное, даже не человек. Он, наверное, прилетел из космоса, чувак!

Если вам понравился этот материал и вы хотите читать и новые публикации, вы можете поддержать развитие сайта, воспользовавшись формой, расположенной в самом низу страницы (справа).