GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Marcus King

 

 

Путеводитель по болоту

 

 

 

 

 

 

Оскар Джордан

Vintage Guitar, октябрь 2022

перевод с английского

 

 

 

 

 

 

 

 

Маркус Кинг - гитарный громовержец. В отличие от большинства современной поп-музыки - с большим количеством продюсирования и низким уровнем всего остального - новый альбом Кинга Young Blood возвращает поклонников музыки в прошлое, в мир осмысленных текстов, дерзкого грува, умных аранжировок и ковбелла. Дэн Ауэрбах вернулся в качестве продюсера с намеренно иным подходом к записи. Барабанщик Крис Сент-Хилер, басист Ник Мовшон и ритм-гитарист Эндрю Габбард поддерживают корабль в устойчивом и крепком положении, в то время как бесстрастный вокал Кинга и его властный стиль игры на гитаре заставляют слушателей вдавить свои задницы в кресла.

 

Young Blood - это не просто ещё одна блюзовая рок-пластинка, наполненная силой, грубостью и гитарами - это звуковой дневник человека, борющегося с тяготами существования, психическим здоровьем и мужеством противостоять им. Она напряжённая и грязная, но Кинг взял на себя труд осторожно провести читателей VG через болото.

Кинг со своей оригинальной гитарой Les Paul SG '61-го года и именной головой Orange MK Ultra. Эта гитара использовалась для записи песни "Lie Lie Lie" и нескольких других композиций на его новом альбоме Young Blood.

 

 

 

Альбом Young Blood тяжёлый и мечтательный, но плотный. Звучит затянуто, потому что было затянуто.

 

Эти чуваки прилипли ко мне. У меня есть склонность отклоняться в сторону, но Крис и Ник - настоящие сукины дети. Что касается микширования, мы не хотели много реверберации; мы хотели слышать всех в комнате, так что это то, что вошло в микс. Дело не столько в том, что мы сделали с записью, сколько в том, что мы не сделали. Мы не хотели все испортить. Мы были очень довольны тем, как звучит группа, и хотели, чтобы люди слышали именно это, а не способности того, кто делал сведение и мастеринг.

 

В музыке чувствуется классическое пауэр-трио. Как вам удаётся исполнять гитарные риффы вживую с вокалом?

 

Когда мы наняли Дрю Смитерса, это напряжение было снято. Он помогает во многих партиях на ритм-гитаре. Он даже может справиться с некоторыми партиями педал-стил с моих старых записей, что позволяет им звучать намного масштабнее. На записи было два гитариста - Эндрю Габбард играл на ритм-гитаре, потому что мы хотели получить панорамированный звук, чтобы запись была полной и живой. Мы не хотели делать слишком много наложений. Он играл вживую со мной в комнате, а Дрю теперь делает это на сцене. Так мне легче быть фронтменом, певцом и гитаристом.

 

Во всём всегда есть свои сложности и плюсы, но у нас группа из семи человек, и наши духовики оба подыгрывают на ударных. На альбоме больше перкуссии, чем можно подумать - конги, тамбурины, шейкеры...

 

Ковбелл...

 

Да (смеётся), у нас есть ковбелл, конечно. Все партии на месте, и никогда не бывает плохой идеей добавить орган Hammond.

Основная гитара Кинга - семейная реликвия ES-345 '62-го года, известная как Big Red.

 

 

Планировалось ли смягчить звучание по сравнению с вашим последним альбомом El Dorado?

 

Да, мы хотели, чтобы слушатель почувствовал, что он находится в комнате. Так что именно так всё и было смикшировано, и здесь нет большого количества постфактумного продакшна. Мы упорно работали, чтобы поймать момент, и я уверен, что нам это удалось. Идея олдскульного пауэр-трио была для нас очень важной - это один из самых больших стимулов для того, чтобы сделать Young Blood настоящим пауэр-трио в стиле стадионного рока.

 

Вы снова работали с продюсером Дэном Ауэрбахом. Чья это была идея?

 

Я как бы сам напросился. Изначально я собирался гастролировать в составе трио. Во время пандемии мы провели несколько концертов в составе трио и опробовали на практике некоторые из написанных мною песен. В итоге я передумал насчёт состава, но понял, что с большим числом ребят я смогу сделать гораздо больше. Мы с Дэном поговорили об этом; ему очень понравилась эта идея, и нам очень понравилась идея снова работать вместе. В этот раз все было намного комфортнее и естественнее.

 

У вас глубокая эмоциональная связь с этими песнями.

 

Перед каждой сессией [записи] у нас была сессия [сочинения], которая была похожа на терапию; я рассказывала о том, что происходило со мной в тот конкретный день, и, к счастью, мы работали с авторами, которые действительно внимательно слушали каждое слово.

 

У меня было много личных проблем, связанных с разбитым сердцем. Мне было не очень хорошо, но это ограничило меня в творческом пространстве. Это действительно единственный способ, которым я когда-либо умел сочинять. Для меня настоящий вызов - сочинить радостную песню.

 

Одним из авторов был Десмонд Чайлд. Каково было сотрудничать с ним?

 

Десмонд - один из моих любимых людей.

 

Он неапологетичен как Дезмонд, всегда. Мне нравится эта черта - люди, которые не боятся быть всегда самими собой. Я действительно восхищаюсь этим в людях. У Десмонда очень сильная личность, и он не зря стал легендой. Он так хорош в своём деле, и нам было очень приятно работать вместе.

 

Я много возился, и он расстроился, что я все врёмя щелкаю ручкой. Поэтому он отобрал у меня ручку. В остальном мы прекрасно ладили.

 

Одно дело - сочинять песню в одиночку, но быть уязвимым перед другими людьми - это совсем другое дело.

 

Думаю, в моей жизни был такой период, когда я просто не хотел оставаться один, поэтому я всегда приглашал людей к себе домой. Или я всегда был чем-то занят. Таким образом, это способствовало проекту. Я не хотел сочинять эти песни в одиночестве. Это бы только подтолкнуло меня дальше к краю. Я очень доволен тем, как мы подошли к этому, не говоря уже о том, что авторы, которых мы привлекли, были такими профессиональными чуваками, что это действительно помогло мне сказать то, что я хотел сказать.

Гитара №1 Кинга - это ES-345 '62-го года под названием Big Red (слева). Его дед, Марвин Ли Кинг, купил ее в 1963 году в Грейт-Фолс, штат Монтана, передал её по наследству отцу Маркуса, Уильяму, который затем передал её Маркусу. На её основе была создана именная модель Кинга Gibson Custor Shop '62 ES-345 (справа), с корпусом корпус из клёна/тополя, центральным блоком из клёна, грифом из красного дерева, выточенным по вкусу Кинга, палисандровой накладкой, хвостовиком Vibrola, схемой Varitone и парой звукоснимателей Custombucker.

 

 

 

 

В "Rescue Me" так много всего льётся из неё.

 

Это действительно крик души. Когда вы послушаете, я хочу, чтобы вы сделали свои собственные выводы или применили их к себе, как только сможете. У каждого в жизни бывают моменты, когда он чувствует: "Кто-нибудь, блять, помогите мне. Я срываюсь с катушек". Когда вы находитесь в круговороте, вам неважно, кто вам поможет, главное, чтобы вам было лучше, чем сейчас. Вот что я чувствовал, когда сочинял эту песню.

 

Кажется, вам удобно петь о своих трудностях.

 

Психическое здоровье - это один из тех ингредиентов, которые всегда изменчивы. Смешайте его с чем угодно, и есть шанс, что всё загорится. Точно так же борьба за психическое здоровье без сочетания её со здоровым образом жизни, устойчивой медитацией, терапией и позитивными вещами всегда будет поджигать комнату. Но иногда вы учитесь трудным путём.

 

Похоже, у вас с Дэном отличная химия в студии.

 

Мы очень хорошо ладим, и я думаю, что именно поэтому мы так хорошо работаем вместе. Он просто посылает меня туда, говорит мне делать то, что я чувствую, и нажимает кнопку "Record". С каждой записью всё больше и больше кажется, что всё проходит гладко. Мы сочинили всё за месяц и записали альбом за шесть дней.

 

Было ли много физического разделения в студии?

 

Мы все находились в одной комнате, за исключением барабанов, чтобы они не слишком сильно лупили по ушам. У нас с Дэном было одинаковое видение - мы хотели, чтобы эта запись была настолько близкой и личной, насколько это возможно. Взаимодействие между музыкантами возникло сразу же, так что нам нужно было просто поставить микрофон в комнате и начать. Мы записывали вокал, пока я играл на гитаре. Это было непросто, особенно с риффами, но всё получилось очень естественно. Было лишь несколько дублей.

 

Соло на "Aim High" просто убойное.

 

Спасибо, я ценю это. Для этого я использовал Tone Bender. Это был либо он, либо Tru-Fi Colordriver. Моим основным инструментом был Les Paul Standard Дэна '59 года, это замечательная гитара - действительно особенная. И я использовал секретное оружие - один из моих студийных усилителей. Это старый Gibson с тремоло, не очень большой; кто-то переделал его в шестидесятые годы, и он прошёл через все испытания. Это армейский зелёный фанерный ящик - уродливый (смеётся) - но это мой любимый студийный усилитель. Он много лет простоял в комнате моего отца. Он спросил, есть ли у меня для него применение, и я ответил: "Да". У меня много идей" (смеётся). Я использовал его в каждой песне в качестве управляющей переменной. Мы включали его в цепь с AC30 или старым Supro шестидесятых годов и несколькими пружинными ревербераторами. Мы усиливали их, всегда работая в стерео. У меня всё время был прямой канал, идущий на Gibson.

"Секретное оружие" Маркуса Кинга в студии - это винтажный усилитель Gibson, который был переделан в шестидесятые годы и долгие годы пылился в доме его отца.

 

 

 

Вы использовали другие инструменты, кроме '59-го?

 

Я использовал свой именной Gibson ES- 345, а мы с Габбардом использовали Banker Excalibur для мощного ритм-звука. Я также играл на 12-струнке и Black Beauty '69-го года, которую прозвал Gizmo.

 

Гитарное соло в "Pain", с какой педалью вы играли?

 

Это был бы Tone Bender или Colordriver. Я не большой любитель эффектов - у меня есть несколько в дороге, но я ими не пользуюсь. Мне нравится Univibe, и иногда я использую свой MXR Reverb для космических эффектов, чтобы придать изюминку фьюжн-секциям сета. Я использую Colordriver для фузза, и они делают отличное тремоло под названием Ultra Tremolo, которое я использую на гастролях.

 

Что входит в ваше концертное оборудование?

 

У меня есть моя именная голова Orange - Marcus King MK Ultra. Она 50-ваттная, с регуляторами Tone, Volume и Bass. В ней стоят 6L6, а схема очень похожа на британский Super Reverb, только с большей отдачей.

 

Orange проделал фантастическую работу над этой головой.

 

Я хотел наклонный кабинет 8х10", и они с радостью согласились, так что мы с Дрю играем через один из них, а рядом у меня стоит 2х15". В Штатах у меня кабинет 2x15" Bassman с головой Dual Showman сверху. Я заменил его выходной трансформатор на трансформатор от Brownface Twin, так что у него гораздо больше мощности.

 

Я также использую Clean Boost от MXR и Tube Screamer. Когда я совсем схожу с ума, я использую Colordriver. Кроме этого, я использую MXR Univibe и ещё пару других примочек, которые не так часто включаются.

 

Как насчёт гитар?

 

У меня есть замечательный Firebird, который Gibson сделал несколько лет назад. Это Custom Shop Eric Clapton 1964 Firebird. Gibson был достаточно любезен, чтобы позволить мне придержать одну из них. У меня всегда с собой Les Paul, будь то Gizmo или другая гитара, на которой я играл в последнее время. У меня также есть мой красный Tele, который является переизданием. Когда я летаю на концерты, я всегда беру с собой переиздания. Сейчас у меня есть мой красный Tele и 345. Мой фирменный ES-345 - это первый прототип того, что сделал Джим Уиллард. Он был единственным, выпущенным на фабрике в Мемфисе, так что для меня он особенный.

 

В песне "Rescue Me" сумасшедшая игра слайдом. У вас есть гитары, настроенные для этого?

 

Нет, я всегда играю в стандартном строе. Однако, чтобы сделать его как можно более насыщенным, я добавил немного вау, что придало ему довольно крутой настрой.

 

В этом треке много сырости.

 

Это хороший способ сказать об этом. Мы, конечно, хотели сделать его как можно более сырым.

 

Были ли какие-нибудь трудности в путешествии по Европе весной и в начале лета?

 

Не совсем. В дороге я чувствую себя как дома. Иногда это может быть сложно, но я привык к этому.

Каковы живые выступления?

 

Каждый вечер мы делаем их разными и свежими. Люди не хотят слышать, как мы играем одно и то же каждый вечер, да и нам это, конечно, наскучило бы. Поэтому мы сохраняем свежесть, и мы всегда добавляем новые идеи в мелодии - добавляем духовые к чему-нибудь и смотрим, сработает ли это. Мы не боимся пробовать что-то новое.

 

Ваш репертуар настолько силён, что, должно быть, трудно отбирать песни.

 

Каждый вечер мы пишем план, но придерживаемся ли мы его или отклоняемся от курса, зависит от участия аудитории и от того, насколько мы чувствуем это из зала. Иногда мы оказываемся на интересной территории. Мне не нравится быть зацикленным на чём-то одном. У нас есть группа, которая может менять темп по первому требованию. Мы хорошо работаем вместе в этом смысле; мы можем играть что-то совершенно другое. У нас есть сетлист на случай, если мы не чувствуем взаимности, что, слава богу, случается нечасто. Есть определённые вещи, которые хорошо работают на концертах.

 

Какие у вас планы на ближайшее будущее?

 

Я буду работать над следующим альбомом. Вот и всё. Сочинять обо всём и быть занятым в дороге. У нас очень крупный тур по США. Мне нравится, что я могу делить сцену с моими друзьями и наставниками. Это всегда приятно. Я знаю, что музыка сделала для меня, поэтому, если я могу каким-то образом внести свой вклад в музыку, которая может помочь людям или способствовать росту их психического здоровья, для меня большая честь принять в этом участие. Неважно, насколько одиноко вы себя чувствуете, всегда найдётся кто-то, кто поможет вам. Часто это записывается. В моём трейлере всегда есть лишний усилитель.

 

 

Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.