Пятёрка рекомендуемых к прослушиванию примеров настоящего пауэр-трио
Cream - Disraeli Gears
Возглавляемые Эриком Клэптоном и включающие барабанщика Джинджера Бейкера и басиста и вокалиста Джека Брюса, Cream создали пауэр-трио с альбомом Fresh Cream 1966 года. Но их следующий альбом 1967 года, Disraeli Gears, подтвердил их превосходство среди британских блюз-роковых авангардистов. Изменчивая атмосфера группы породила гениальность в "Sunshine of Your Love" и "Strange Brew".
ZZ Top - Tres Hombres
ZZ Top полностью реализовали свое видение буги-рока на альбоме Tres Hombres, который произвел фурор в 1973 году. Tres Hombres подарили буги-року его первую фирменную мелодию "La Grange", но открывающая альбом "Waitin' for the Bus" и задорная "Beer Drinkers & Hell Raisers" не менее заразительны. На протяжении всего альбома Билли Гиббонс играет как одержимый - именно поэтому Джими Хендрикс восторженно отзывался о нём после того, как его группа Moving Sidewalks, предшествующая ZZ Top выступила на концерте Experience.
Jimi Hendrix Experience - Are You Experienced?
Включение сюда Are You Experienced? кажется шулерством, но без этого никак не обойтись. На своём дебютном альбоме 1967 года Джими Хендрикс определил, разрушил и восстановил, иногда в рамках одной композиции, то, чего может достичь пауэр-трио.
Grand Funk Railroad - Grand Funk (Красный альбом)
Детройт был не только меккой для соула Motown; он также был очагом для таких буйных рокеров, как MC5 и Iggy and the Stooges. Однако чуть выше по дороге, во Флинте, штат Мичиган, Grand Funk Railroad создали свой собственный яростный, мощный и первобытный звук. Песня "We're an American Band" появилась позже, после того, как группа расширила свой состав, но именно на втором альбоме 1969 года Grand Funk заработали свою репутацию.
James Gang - Rides Again
На первых трёх альбомах James Gang играл Джо Уолш - их единственных альбомах в составе трио. На альбом Rides Again, выпущенный в 1970 году, вошёл их изящный фирменный хит "Funk #49". Как и Гиббонсу, Уолшу также помог один знаменитый британец, который пел ему дифирамбы в музыкальной прессе: Пит Таунсенд. Уолш покинул James Gang в следующем году и в конце концов присоединился к Eagles, но не раньше, чем подарил Таунсенду Gretsch '59-го года, который тот использовал на альбоме Who's Next.
Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.
Король Буги
Маркус Кинг на Young Blood делает ставку на славу стадионного рока
Джим Божэз, фото – Дэнни Клинч
Guitar World, февраль 2023
перевод с английского
Стадионы уже не гремят так, как раньше. Или, по крайней мере, это посыл, которого гитарный феномен Маркус Кинг придерживался в нэшвиллской студии Easy Eye Sound, когда записывал Young Blood, свой второй сольный альбом. "Я хотел вернуться к Cream в Madison Square Garden", - рассказывает 26-летний музыкант журналу Guitar World. "Просто врубить усилители и записать рок-н-ролл".
В эпоху, когда тихие сцены и ушные мониторы делают рок-музыку безопаснее, чем когда-либо, есть что сказать о том, чтобы приглушить гитарный усилитель и позволить фишкам падать туда, куда они упадут. А в 2021 году Кинг был готов к новому началу.
После выхода номинированного на Грэмми альбома El Dorado, его гимна 2020 года соул-музыке семидесятых, Кинг переживал разрыв неудачных отношений. Когда его личная жизнь вышла из-под контроля, он смог обуздать её, отчасти благодаря музыкальному путешествию, которое привело к появлению альбома Young Blood.
Кинг сочинял громоподобные риффы в своём доме в Теннесси на гитаре Harmony Sovereign 1961 года, когда туман его декадентского падения рассеялся, собирая кости самых жёстких рок-композиций в своей карьере. Собравшись вместе с Дэном Ауэрбахом из Black Keys, который продюсировал El Dorado, пара начала работать над аранжировками - и даже пригласила Дезмонда Чайлда, святого покровителя стадионного рока благодаря его работе с Bon Jovi, Aerosmith и Kiss, для создания заводной "Blood on the Tracks".
"Это был хороший пример песни, которой вообще не существовало, пока мы все не вышли из комнаты через два дня", - говорит Кинг. "Эта песня писалась дольше всего, потому что Дезмонд очень своеобразен". Больше всего ему нравится, шутит он, вставлять "амфетамины" в песню, на которой стоит имя Чайлда.
Записанный живьём в течение шести дней с небольшим количеством дубляжа, Young Blood разразился взрывными риффами, сглаженными тёплым аналоговым продюсированием Ауэрбаха. Нетрудно заметить влияние Free в "Dark Cloud", или тонкие кивки в сторону "Suzie Q" группы Creedence Clearwater Revival в "Rescue Me" и "Blood on the Tracks", или дань уважения жирным риффам в стиле Билли Гиббонса на протяжении всего альбома.
Однако самое общее у Young Blood с Allmans-meets-Americana его альбомом 2018 года Carolina Confessions, записанным с его группой Marcus King Band из шести человек, которая по-прежнему является его концертным составом, - это чувство мелодии и стремление Кинга к созданию органичных звуковых ландшафтов.
Мы встретились с Кингом, чтобы поговорить о путешествии, которое привело его к тому, что он выпустил пар на Young Blood.
Этот альбом исследует вашу более тяжёлую роковую сторону. Что было вашей путеводной звездой в студии?
Мы хотели вернуть стадионное звучание в рок-н-ролл, и наоборот. Когда я иду смотреть группу на стадион, я хочу чувствовать бас и слышать гитарные усилители, но во многих случаях они просто позволяют фронтхаусу [звуковой системе] делать свою работу. Дэну [Ауэрбаху] очень понравилось мое видение, и я знал, что он подходящий чел для продюсирования, потому что он всё ещё занимается этим, говоря об стадионных группах.
Но когда мы пришли в студию, чтобы работать над ним, я попал в ту яму, в которой находился, и немного боролся с различными вредными привычками и тому подобным, так что музыка поддалась этому и [выражала] наиболее органичную версию меня. Так что это было естественно.
Есть ли у вас дома площадка, где вы можете включить усилители, чтобы получить ту самую атмосферу стадиона?
У меня есть домашняя студия, но большую часть своей музыки я сочиняю на акустической гитаре, Harmony Sovereign '61-го года. Я сочинил весь альбом на этой гитаре. Я приобрёл ее у своего приятеля в Кларксвилле (штат Теннесси), в музыкальном магазине Mom and Dad's Music, действительно замечательном месте. Я там просто тусовался и влюбился в эту гитару.
Я думаю, значение этой гитары в том, [что] я был в очень контролируемых отношениях, и это первый инструмент, не говоря уже о гитаре, который я купил после расставания. Это была презентация моей свободы. Все, кто расстаётся, начинают с чувства свободы. А моё, очевидно, зашло очень далеко на юг, но это было довольно освобождающее чувство, когда я купил эту гитару.
Вы всегда сочиняли на акустике?
Да. До этого моим оружием всегда был мой '61-й Martin 0-18. Это первая гитара, которую я купил на деньги, заработанные с концерта, когда мне было около 15 лет, и я сочинил на ней музыку для всех альбомов.
Был ли у вас какой-то особый режим, когда вы сочиняли музыку? Пытались ли вы просто впитать то, что так хорошо делали великие пауэр-трио 70-х?
Да, я думаю, "впитать" - это ключевое слово. Мне было очень тяжело, но я слушал много Cream, много ZZ Top, много Free, Саббата и Зеппелин. Я слушал все великие, звучащие как трио группы, которые попадались мне под руку, и просто врубал их у себя на берегу озера.
Я могу услышать Free во вступлении к Dark Cloud, а также группы типа Creedence в некоторых композициях.
Да, это самая непреднамеренная вещь на альбоме, если говорить о вдохновении. Когда мы начали записывать "Blood on the Tracks", я сказал: "Чёрт, чувак, здесь чувствуется какое-то болото. Становится влажновато". Так что мы погнались за этим ощущением и наложили на него соответствующую перкуссию, и это произошло совершенно непреднамеренно. Но это неплохая группа, на которую можно ориентироваться.
Изменили ли вы свою манеру игры, чтобы соответствовать формату трио?
Нет, не совсем; я ведь так и вырос. Мои первые группы, которые я создал в 13 и 14 лет, и все выступления в барах, которые я давал, были в этом формате, так что я просто вернулся к этой ранней версии себя. Вся идея альбома заключалась в том, чтобы написать последнюю главу об этой [эпохе] моей жизни и закрыть эту книгу. Так что для меня это самый естественный способ делать это.
Несмотря на то, что вы записывались вживую, вы прорабатывали свои соло заранее?
О, Боже, самое худшее, что я могу сделать для своего разума, это планировать соло. Я просто должен делать это прямо на лету. Если случается ситуация, когда мне нравится идея из предыдущего дубля, я использую её как план, но я просто играю от сердца. Это действительно единственный способ, который я знаю, как это делать, и именно таким был весь альбом.
Вы работали с Дэном Ауэрбахом над El Dorado, но на Young Blood результаты совсем другие. Что изменилось в том, как вы подошли к записи в этот раз?
В отличие от El Dorado, этот альбом мы записывали в одной комнате, и вокал и гитары записывали вживую. Я имею в виду, что были некоторые вокальные наложения, которые нужно было сделать, как и на любой другой записи, но по большей части то, что вы слышите, это живая запись.
Это очень отличалось от того, как мы записывали El Dorado. Дэн умеет вытягивать звук, к которому ты стремишься, и в El Dorado он хотел показать балладную сторону меня. На этом альбоме мы хотели по-настоящему выжать соло, что мы и сделали.
Как вы добились такого густого гитарного звука?
Я использовал практически одно и то же оборудование всё время. Я использовал Les Paul '59-го года - с ним невозможно ошибиться. Это действительно особенная гитара, которую я хотел купить в Carter Vintage Exchange [магазин винтажных гитар в Нэшвилле], но в итоге она досталась Дэну. А я в итоге купил свой первый дом. [Смеётся].
Но усилитель, который я использовал, был старым Gibson, который купил мой отец. Я не знаю, какая это модель; у него есть тремоло, и это действительно забавный маленький усилитель. Сильная энергетика. Он был извлечён из оригинального корпуса и помещён в этот большой, самопальный фанернный кабинет. Это был просто ящик, практически, с решёткой и тремя ручками сверху.
Мне пришлось приделать к нему новый шнур питания, потому что я называл его Old Sparky из-за оголённых проводов [прозвище электрического стула во многих штатах, за исключением некоторых, где он зовётся Old Smokey, Gruesome Gertie или Yellow Mama, - прим. переводчика]. И он всё ещё довольно опасен, но в хорошем смысле. Я использовал этот усилитель для всего - это был он, в стерео, с ревербератором или старым Supro 8030. Всё зависело от мелодии. И практически всё время этот Les Paul или мой [Gibson ES-]345.
Почему именно этот усилитель?
Да, это просто маломощный усилитель, но я не знаю, почему я выбрал именно его. Просто иногда у меня бывают такие чувства в сердце, и я просто следую им, я не задаю вопросов. Я просто подчиняюсь приказам, особенно если они исходят от сердца.
На этом альбоме много фузза. Какие-то конкретные педали выполняли тяжёлую работу?
На самом деле их всего две. Мой приятель из штата Мэн собирает эти замечательные педали [Tru-Fi]. Он как бы переделывает некоторые из наших любимых, и он сделал мне одну под названием Colordriver, которая мне очень нравится. Мы также использовали Tone Bender, и Дэн подарил мне его после завершения записи.
Какие качества, которые вы любите больше всего, вы смогли извлечь из них для этой записи?
Когда мы играем живьём, мы заходим на авангардную территорию, и в любое время, когда я могу использовать гитару для поиска эмоций в моём сознании, с моей маниакально-депрессивной жопой, в любое время, когда я могу использовать гитару, чтобы донести эту мысль, это хороший день. Tru-Fi, их первые педали, действительно позволили мне это сделать. Это трудно объяснить. Это агрессия, к которой я стремлюсь, и возможность вложить боль в ноту, я могу сделать это с помощью этой педали.
Спустя пять альбомов в вашей музыкальной карьере, как вы сохраняете свежесть своего подхода?
На самом деле это связано с тем, что я нахожусь рядом с другими великими музыкантами. Например, Дрю Смитерс [бывший участник Bishop Gunn] присоединился к моей группе - он всегда был одним из моих любимых исполнителей, и мы постоянно что-то заимствуем друг у друга в музыкальном плане. Трудно не впитать это, если это то, что тебе действительно нравится.
Я очень редко сижу с гитарой и намеренно пытаюсь выучить что-то нота за нотой. Я получаю большое влияние в плане фразировки, в основном от вокалистов. Мои любимые — Арета Франклин и Рэй Чарльз. Именно здесь я нахожу новые идеи; играя с другими людьми и просто пытаясь впитать как можно больше из того, что я могу