GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Marcus King

 

 

Учиться дыханию

 

 

 

 

 

 

Марк МакСти

Guitar Player, январь 2023

перевод с английского

 

 

 

 

 

За восемь лет своей карьеры, Маркус Кинг показал, что у него есть то, что необходимо, чтобы преодолеть дистанцию. С Young Blood, его последним сольным он делает это так, что все шесть струн полыхают.

В 19 лет. Маркус Кинг мог надрать задницу лучшим из них, когда он начал свою карьеру в 2015 году с альбомом Soul Insight, дебютным альбомом своей группы Marcus King Band, занявшим восьмое место в рейтинге блюзовых хитов. Поэтому может показаться неожиданным, что почти восемь лет спустя он по-прежнему уделяет время корням. "Одна из главных вещей, над которой я работаю в эти дни, - это постоянная попытка дышать чуть больше в своей игре", - рассказывает Guitar Player исполнитель зажигательного электро-блюза. "Я пытаюсь думать, как саксофонист - им нужно делать вдох. И именно это помогает фразам и приёмам, которые ты играешь на гитаре, выделиться: когда ты делаешь паузу между линиями".

 

Именно такой вдумчивый подход определяет карьеру 26-летнего музыканта в последние годы. После трёх альбомов со своей группой Marcus King Band, Кинг сделал шаг в другом направлении со своим сольным дебютом El Dorado в 2020 году. Работая вместе с продюсером и соавтором Дэном Ауэрбахом из Black Keys, Кинг больше сосредоточился на песнях и своём вокале. В результате получился альбом электрического блюза с оттенком южного соула, который доказал, что он был не просто талантливым исполнителем, но и музыкантом, способным создать свой собственный фирменный блюзовый стиль.

 

Именно поэтому его новый альбом. Young Blood (American Records), является таким сюрпризом. Он включает в себя несколько самых зажигательных произведений за всю его карьеру. В альбоме, спродюсированном и написанном в соавторстве с Ауэрбахом, Кинг использует элементы Free, Стива Миллера и Lynyrd Skynyrd, чтобы передать тёплое, органичное звучание великих классических рок-альбомов начала 70-х годов. Безусловно, в этих влияниях и источниках музыкального вдохновения пятидесятилетней давности можно найти следы его воспитания: Кинг обучался у своего отца, Марвина, известного блюзового гитариста в Южной Каролине, который также играл с госпел-группами. Его дед тоже был популярным в регионе музыкантом.

 

Но это не значит, что игра Кинга является чем-то вторичным. Когда он хочет, он может выпустить ослепительно быстрые потоки звука, но ему хватает эмоциональной зрелости, чтобы поставить мелодичность и вкус выше пиротехники на грифе. После тяжёлого расставания в начале 2022 года он превратил сложные личные моменты в песни, которые передают глубокие эмоции, но при этом никогда не звучат уныло. Наслаждение Кинга от Young Blood очевидно. "Все на этом альбоме отражает суть того, кто я есть, вплоть до фотографии на обложке".

 

Прежде всего. Young Blood - это цепляющий альбом, который заставит слушателей загореться желанием завести себе Les Paul и подвывать Марку.

Почему Young Blood так отличается от El Dorado?

 

Это иронично, что люди считают, что с этим альбомом я отошёл от своего звучания, потому что на самом деле все наоборот. Я чувствую, что El Dorado был для меня большим стилистическим отступлением. Он позволил мне немного вырасти как вокалисту и автору песен. Но Young Blood немного ближе к моим корням.

 

Интересно то, что любой, кто слушает эти два альбома, может подумать, что El Dorado - это работа более старого, более зрелого артиста, а Young Blood был записан кем-то гораздо более молодым и голодным.

 

Это действительно интересный взгляд на вещи.

 

Всё, что предшествовало записи Young Blood, было результатом того, что я пытался контролировать себя и то, что я делал - сдерживал себя как музыкант и пытался играть более со вкусом. Отличный пример тому - когда я играл в туре с [вокалистом Black Crowes] Крисом Робинсоном, где я просто играл на ритм-гитаре и подпевал фоновым вокалом. Это был настоящий урок смирения перед другим исполнителем. Я думаю, это повлияло на мою игру - этот сознательный процесс сдерживания - что было ценной вещью, которую нужно осознавать и развивать. Для этого альбома я отпустил все тормоза и позволил своему подростковому "я" высказаться немного больше, [смеётся].

 

Вы сочинили все песни на альбоме в соавторстве с Дэном, и ещё несколько авторов также внесли свой вклад в некоторые вещи. Каким был ваш с Дэном процесс? Садились ли вы вместе, чтобы сочинять?

 

На самом деле, мы использовали точно такой же процесс, как и при сочинении песен для El Dorado, то есть мы с Дэном всё делали лицом к лицу. В этот раз всё было немного проще, поскольку мы знали друг друга гораздо дольше, и нам было комфортнее работать вместе. Это создало для меня более свободное пространство в плане лирики, с которой я имел дело. В начале года мы решили, что будем записывать более рок-н-ролльный альбом, но потом в апреле у меня произошли некоторые неприятные события, и это повлияло на тематику песен. Я принёс "Lie, Lie, Lie" уже практически готовой, но мы с Дэном немного доработали её и переписали припев. Когда я сочинил первоначальную идею, она называлась "Heavy Metal Heart Attack", но Дэн - мастер припевов, и его вклад очень изменил эту песню. Другой пример - "Aim High", которая первоначально называлась "Calamity Jane", но всё изменилось, когда Дэн включился в работу над тем, что у нас было.

В основе альбома лежит сильная энергетика пауэр-трио. И в соответствии с этим ваш басист, Ник Мовшон, должен выполнять много тяжёлой работы.

 

Безусловно. Дэн пригласил Ника играть на басу, а Энди Габбарда - на ударных, и они проделали фантастическую работу. Я не знал Ника лично, но понял, что на самом деле слышал его игру на многих вещах, которые мне очень понравились. Они подняли весь альбом на новый уровень, это точно.

 

Вокал звучит на протяжении всего альбома. Отражает ли это ваш более уверенный подход к пению?

 

Отчасти, но я также думаю, что тот факт, что мы записывали всё живьём в одной комнате, оказал большое влияние на мой подход к работе и на конечный результат.

Это действительно чувствовалось естественно, как будто мы играли в баре, и это сделало всё гораздо более расслабленным с точки зрения исполнения, как вокала, так и моей игры на гитаре.

 

Мы записали весь альбом за шесть дней, что, по большому счёту, не так уж и долго для записи. Хотя по сравнению с El Dorado он был в два раза длиннее, потому что мы записали его за три дня.

 

Какие гитары и усилители вы выбрали для этого альбома?

 

Практически весь альбом мы играли на одной и той же гитаре: Les Paul '59 года с небольшим усилителем Gibson. Я не уверен, какая модель усилителя, так как шасси было установлено в новый фанерный корпус. Что касается эффектов, то это была только педаль вау и старый [Sola Sound] Tone Bender, который принадлежал Дэну.

 

Похоже, вам нравится множество рок-групп семидесятых. Например, "Dark Cloud" имеет довольно сильное влияние Free, которое, как мне кажется, прослеживается во многих песнях альбома.

 

Вы правы. Free были источником вдохновения для всего этого альбома. В течение нескольких месяцев, предшествовавших записи, я просто не мог оторвать их от своего проигрывателя (смеётся). Я был полностью воодушевлен игрой Пола Коссоффа, и меня всегда вдохновляет вокал Пола Роджерса. Я слушал их так много, что это просто просочилось в мою собственную игру, и нет никаких сомнений, что в этой песне есть немало их влияния.

Песня "Hard Working Man" явно выделяется среди других, в припеве чувствуется намёк на Стива Миллера.

 

Трудно не поддаться влиянию Стива Миллера! Это действительно один из величайших американских гитаристов. Я думаю, в каждом можно услышать немного Стива Миллера, (смеётся). Ауэрбах действительно знает, как придумать припев, и я думаю, что это одна из тех песен, которые застревают у вас в голове.

 

"It's Too Late" - это ещё одна песня, где припев разворачивается в неожиданном направлении, а брейкдаун с хлопками в ладоши- удивительный поворот.

 

Безусловно. И опять же, это то, что Дэн просто умеет делать. Припев звучит почти как песня для поп-радио, что свидетельствует о его мастерстве как композитора, да и как продюсера, собственно. Мне нравится, что в припеве звучит раскатистый грув, в котором бас закладывает прочную основу, и мне не приходится много играть в куплетах.

 

В соло вы поете скэт вместе со своей игрой. Это было проработано заранее?

 

Это просто произошло в тот момент. Я никогда не планирую, что я буду играть в соло. Обычно мне нравится делать живые дубли, которые я считаю лучшей версией себя, но в любом случае я редко делаю больше пары дублей для одной песни. Мне не нравится делать несколько дублей и использовать разные фрагменты из каждой версии.

 

В этом нет ничего плохого, и я делал это на нескольких сессиях, но никогда на своих собственных записях. Мне кажется, теряется спонтанность. Есть энергия, которая просто витает над тобой, группой и комнатой, и ты можешь играть на ней.

На "Rescue Me" вы играете слайдом с небольшим количеством вау, в чём также есть намек на Стива Миллера. Какой строй вы используете для слайда?

 

Я играю в стандартном строе, я никогда не был большим любителем открытых строёв. Я думаю, что слайд был идеальным звуком для этой песни. В ней есть некое угрюмое, беспомощное чувство, которое передаёт то, что песня пытается выразить.

 

Если и есть на альбоме песня, которая могла бы привлечь более широкую аудиторию, то это "Blues Worse Than I Ever Had".

 

Да, эта песня сильно отличается от остального альбома. Она была написана в соавторстве с Грегом Картрайтом, который является великим автором. Он просто идеально передал чувство. Это одна из тех песен, на написание которой ушло около пяти минут. Всё сложилось мгновенно. Тематика песни очень мрачная, но в ней есть настроение, похожее на то, как иногда работает госпел. Мне всегда нравилось это сочетание радостного припева с грустным куплетом.

 

Как и многие другие исполнители, включая Джо Бонамассу, Кристоуна "Kingfish" Ингрэма и Дерека Тракса, вы достигли высокого уровня мастерства в очень молодом возрасте. Ощущали ли вы на себе давление, требующее успеха в музыкальной карьере, учитывая такой бэкграунд?

 

Нет, я чувствовал, что мне нужно найти способ создать свою собственную индивидуальность как музыканта. Я не хотел звучать как разбавленная версия всех великих гитаристов, которых я слушал. Я не был нацелен на успех. Я просто отлично проводил время, играя на концертах. Игра была для меня самоцелью.

Вы играли в клубах, когда ещё учились в школе. Должно быть, это было совсем другое существование для вас, чем у ваших школьных друзей, которые, вероятно, не могли иметь отношения к двойной жизни, которую вы переживали днём и ночью.

 

Я определённо вёл двойную жизнь. Ночная жизнь была захватывающей, что делало дни в школе обыденными по сравнению с ней. Я думаю, что контраст между этими двумя видами жизни был частью того, что делало ночное время таким хорошим. Это также был большой жизненный опыт.

 

Как вы думаете, были ли опасности в том, что вы подвергались этим соблазнам взрослого мира, играя в музыкальном мире в таком нежном возрасте?

 

Я так не думаю, потому что даже в таком юном возрасте ты понимаешь, что взрослые тоже могут быть долбоёбами. [смеётся] Если что, этот опыт помогает тебе двигаться в правильном направлении, если у тебя есть голова на плечах, которую воспитали мои родители. Мне приходилось бороться с тяжёлыми решениями, которые я принимал в жизни, но это не потому, что я не знал о последствиях этих решений.

 

Как вы начали играть на гитаре? Ваш отец научил вас играть?

 

В самом начале мой отец показывал мне всё, что умел, и мы до сих пор это делаем. Мы всегда работаем друг с другом. Мой отец - один из моих любимых музыкантов. Он очень изобретательный гитарист, и мне очень нравится его стиль. Мой дедушка также многому меня научил. У него был такой способ обучения - что-то вроде деревенской таблатуры. [смеётся] Это было то, что он собирал в пятидесятые годы и переписывал от руки.

 

Так что игра на гитаре была для меня естественной, потому что она [гитара] всегда была в доме, и я постоянно возился с ней. Я могу вспомнить, что некоторые вещи давались мне с трудом, но гитара была тем, к чему я всегда возвращался. Это была моя разрядка - мой Game Boy или PlayStation.

 

Каковы ваши отношения с инструментом сегодня? Вы все ещё испытываете к нему тот же энтузиазм?

 

Я по-прежнему играю всё время. У меня в каждой комнате дома есть по гитаре, и я все так же сижу и играю, когда смотрю телевизор. Для меня это почти как нервный тик. Это то, что я должен делать. Я бы не чувствовал себя хорошо, если бы не держал в руках гитару.

Шесть советов

 

 

 

Маркус дает полдюжины советов, которые помогут вам стать незаурядным гитаристом.

 

 

1. Слушайте других гитаристов

 

Вы можете очень многому научиться, просто обращая внимание на других. Мой отец оставлял мне пластинку для изучения, пока он был на работе, и это было как бы моим заданием на тот день. Это были такие вещи, как первые несколько альбомов Lynyrd Skynyrd с Эдом Кингом. Мне очень нравилась его игра. Я любил "Saturday Night Special", и я помню, как разучивал соло из "Free Bird" и некоторые другие. Ещё одной очень важной для меня группой были Heart с "Dreamboat Annie". Роджер Фишер делал несколько отличных вещей, которые я пытался освоить. Также три великих чела со стратами: Хендрикс, Робин Трауэр и Стиви Рэй Воэн.

 

 

2. Перестаньте слушать других гитаристов

 

И наоборот, в какой-то момент нужно отключиться от внешнего мира и сосредоточиться на себе. Я решил провести год, в течение которого я вообще не слушал других гитаристов, чтобы попытаться понять, кто я как гитарист. Я слушал саксофонистов, педал-стил и даже аккордеонистов - в общем, людей, которые не думали как гитаристы, когда играли.

 

 

3. Слушайте певцов

 

Я долгое время слушал певцов, особенно женщин-вокалисток, пытаясь воспроизвести их ощущения, фразировку и вибрато, а также передать эмоции.

 

Главными именами для меня были Арета Франклин, Тина Тёрнер, Мэвис Стейплз и Дженис Джоплин. Я также многое почерпнул у Бобби Уомака и Дэвида Раффина [из Temptations], что я использовал в том, как я фразировал мелодии на гитаре. Помню, я очень старался, чтобы то, что выходило из моих колонок, звучало как вступление к "Cry Baby" Дженис. Я подумал, что если я смогу заставить свою гитару звучать так же, то я победил.

4. Играйте с серьёзными намерениями

 

Когда вы играете соло, самое важное, что вы можете сделать, это действительно серьезно относиться к тому, что вы играете. Вы хотите передать как можно больше с каждой сыгранной нотой. Именно в таком подходе был абсолютным мастером Би Би Кинг. Миллион нот в минуту, сыгранных без какого-либо эмоционального содержания, ничего не значат. Один из самых первых уроков, которым меня научили отец и дед, был о том, что пространство между нотами так же важно, как и то, что вы играете.

 

 

5. Приложите усилия, чтобы развить базу своей техники.

 

Мои отец и дед научили меня множеству упражнений для пальцев, чтобы помочь развить силу и ловкость. Я уделял много времени подобным вещам. Иногда моей задачей на день было отработать упражнение и посмотреть, как быстро я смогу сыграть его к концу дня. Позже, когда я изучал теорию джаза, нашей задачей к концу года было сыграть "Donna Lee" Чарли Паркера. Если ты мог сыграть это быстро, то получал дополнительные баллы, [смеётся] Это до сих пор одна из моих разминок, даже сейчас, играть эту мелодию так быстро, как только возможно.

 

6. Помните: короткой дороги к успеху не существует.

 

Вы должны проводить время с гитарой, даже если вы сидите, смотрите телевизор или занимаетесь чем-то другим, и просто играть гаммы.

 

Всё, чем вы занимаетесь на гитаре, закладывает фундамент и делает игру на инструменте второй натурой, когда вам уже не нужно думать о механике, и вы можете вникнуть в суть того, что хотите сказать, без каких-либо технических препятствий. Когда я только начинал, я играл, наверное, не менее четырёх часов в день. Я никогда не думал об этом как о тренировке. Я хотел этим заниматься. Занятия на гитаре были моим досугом.

 

 

 

Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и другие предоставленные материалы для перевода.