GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Made In Japan

 

 

Возвращение популярности японских гитар


Действительно ли японские гитары стоят тех дополнительных сотен долларов, которые люди платят за их импорт?

 

 

 

 


Джош Чеслер
SPIN, апрель 2023

перевод с английского

 

 

 



Японская гитарная культура была, есть и всегда будет своего рода "зверюгой", зачастую превосходящей все остальные в мире, включая Америку.

Знакомство с любым из крупных японских гитарных магазинов (например, Ishibashi Music) производит впечатление, граничащее с ошеломлением, по сравнению с обычной прогулкой по американским аналогам. В то время как некоторые магазины в других странах могут специализироваться на редких и импортных гитарах, японский гитарный рынок сосредоточен вокруг множества брэндов, стилей, вариаций и опций, которые просто недоступны за её пределами.

Гибкость Fender Japan позволяет им выпускать лимитированные серии, такие как этот Esquire Art Canvas, расписанный гавайской художницей по доскам для сёрфинга Хизер Браун

 

 

В наши дни эти японские эксклюзивы рассматриваются многими гитаристами как предметы коллекционирования и стоят гораздо выше своей розничной стоимости для соответствующего покупателя. Хотя некоторые японские брэнды поставляются по всему миру, многие производители продают гитары только в Азиатско-Тихоокеанском регионе (а иногда исключительно в Японии), и для покупки в других странах их приходится импортировать посредникам с третьей стороны.

Но японские гитары не всегда воспринимались таким образом.

Для инструмента, который практически не изменился с середины 20-го века, значение словосочетания "Made in Japan" в мире гитар за десятилетия претерпело значительную эволюцию в общественном восприятии. Несмотря на то, что в настоящее время на таких торговых площадках, как eBay и Reverb, гитары часто считаются товаром премиум-класса - и это еще без учёта государственных пошлин на импорт (которые обычно составляют не менее 10% от стоимости товара в Америке и могут быть еще выше в других странах мира) - не так давно они считались некачественными подделками и относительно не слишком желанными.

 

"Гитары Made in Japan долгое время были невоспетыми героями", - рассказывает SPIN директор по аналитике Reverb (и постоянный эксперт по гитарам) Сирил Нигг. "Изначально они появились как копии популярных моделей, таких как Fender Stratocaster, Gibson Les Paul и Martin D-28 в семидесятые и восьмидесятые годы, и их часто называют гитарами "судебного иска", поскольку они были несанкционированными копиями". Хотя качество сборки было разным, многие модели среднего и высшего уровня считались лучше, чем американские аналоги - такие как Fender и Gibson - которые они копировали, отчасти из-за того, что эти производители пытались снизить затраты и увеличить объёмы производства".

 

В восьмидесятые отношения между японскими и американскими производителями снова изменились. Японские компании отказались от подделок в пользу собственных уникальных гитар - такие брэнды, как Ibanez и Yamaha, достигли известности, - в то время как американские гиганты, такие как Fender, заключили сделки, чтобы некоторые из их моделей производились на тех же японских фабриках, которые ранее делали клоны.

Японский Squier by Fender Precision Bass - любимый бас Петера Балтеса из Accept на долгие годы

 

 

"Fender Japan родился с такой уникальной душой, и я думаю, что она всегда сохранялась и процветала", - говорит исполнительный вице-президент Fender по продукции Джастин Норвелл в интервью SPIN через Zoom. " Он родился в 1982 году, как раз когда эра CBS завершалась. Некоторые сотрудники выкупили Fender у CBS, но всё, что они купили - это название. У них не было фабрики или чего-либо ещё - и многие фабрики в Японии на самом деле надирали задницу Америке с точки зрения качества и популярности - поэтому они обратились к некоторым японским производителям, чтобы они делали гитары Fender для нас".

 

К девяностым Fender японского производства стал промышленным стандартом для всех, кто хотел иметь рабочую гитару, не стоящую целого состояния (особенно для тех, кто забивал свои инструменты до смерти, как Курт Кобейн) - на смену им вскоре пришла чуть более новая фабрика Fender в Мексике.

 

Поскольку основное производство бюджетных инструментов Fender теперь находилось в Мексике, а японские бренды, такие как Ibanez и ESP, производили более дешёвые модели в таких местах, как Корея и Индонезия, в начале 21 века японские гитары несколько утратили свою актуальность. Не имея необходимости производить инструменты для глобального рынка, Fender Japan стал филиалом для мелкосерийного творчества гитарного гиганта.

 

"Подобно импортным японским пластинкам, люди заинтересовались японскими моделями, потому что их не было в Америке", - говорит Норвелл. Они стали чем-то таким, за чем людям приходится охотиться, чтобы достать их за пределами Японии". Сначала большинство из них были переизданиями винтажных моделей, но с чувством японского подхода - точность, спецификации, профиль грифа и внимание к деталям, которыми славится японское производство. Но потом у нас появилось немного свободы, и мы начали исследовать японский рынок, и тогда стали появляться более эзотерические проекты, например, "Что если я нанесу на Stratocaster полоски от Mustang?" "Что если я сделаю полуакустический корпус Jazzmaster или Jaguar с окантовками?". Я много лет руководил группой дизайна гитар, и я приходил туда, чтобы использовать интеллект этой группы и найти то, что можно было бы привнести сюда - например, бас Jaguar, который сейчас является стандартным в линейке Fender".

Fender Japan Terry-1 - именная модель Такеши Тераучи начала '90х

 

 

Поскольку в последнее десятилетие покупка гитар все чаще осуществляется через Интернет, японские гитары снова выросли в цене и вызвали интерес - настолько, что компания Fender открывает свой первый флагманский розничный магазин в Токио этим летом. У каждого поклонника Made in Japan есть свои причины тратить дополнительные деньги на доставку своих гитар. Для кого-то это лимитированные тиражи или относительная загадочность и редкость даже некоторых новых моделей. Другие предпочитают уникальные особенности или интересные дизайнерские решения - будь то новый цвет, другая голова или совершенно новый стиль гитары. Есть и те, кто просто любит их за высокую ценность, когда речь идет о мастерстве изготовления. Всего за чуть большую сумму, чем за стандартную серийную Fender Made in Mexico, вы можете получить доступ к высоко ценимому качеству, исходящему из Японии. И это еще без учёта винтажных японских моделей.

"За последние 5-10 лет спрос на гитары Made in Japan значительно вырос, а винтажные гитары эпохи "судебного иска" набирают популярность по мере того, как все больше музыкантов открывают для себя качество этих инструментов - и по относительно более низкой цене по сравнению со многими другими винтажными моделями", - говорит Нигг. "Из-за этого Greco и Tokai - два самых популярных брэнда, которые ищут на Reverb. Кроме того, гитары Fender "Made in Japan" и "Crafted in Japan" с восьмидесятых по нынешнее время также становятся всё более популярными".

"[Японские гитары были] романтизированы таким образом, что в какой-то степени нашли свою собственную дорожку", - говорит Норвелл. "По-прежнему есть винтажные вещи - и это очень популярно и традиционно - но вы можете посмотреть на определённые модели и просто сказать: "Это полностью в духе Fender Japan". Многое из того, что там происходит, напоминает "Джетсонов" [футуристический мультсериал - прим. переводчика] середины прошлого века. Есть ощущение, дух, внешний вид, глянцевый и очень хорошо отполированный. Звукосниматели яркие и прямолинейные, как колокол, так что они прорезают микс. Дизайн немного левее центра основной линейки Fender. А может быть, просто потому, что их было трудно достать, люди начали их коллекционировать. Но по какой-то комбинации этих причин они нашли своё собственное сообщество во всём мире, и есть люди, которые просто преданы этим моделям".

Отчасти привлекательность японских гитар заключается в том, насколько малы могут быть объёмы производства некоторых крупнейших брэндов. Например, Ibanez и ESP используют Японию почти исключительно для производства своих топовых гитар, и даже команда Fender Japan известна тем, что делает небольшие партии - всего несколько инструментов за раз, по словам Норвелла. Это позволяет каждой гитаре получить индивидуальный подход и контроль, чего не увидишь на крупном сборочном конвейере, а также дает брэндам возможность выпускать специальные партии для экспериментальных или лимитированных серий (например, сотрудничество Fender с Final Fantasy или выпуск "джинсовой" серии с эффектом индиго). Для японских компаний бросать вызов нормам и исследовать новые возможности стало этикой с тех пор, как закончилась эпоха судебных исков. Но для Fender возможность поиграть с вариантами, выходящими за рамки нормы, - это возвращение в шестидесятые и семидесятые годы, когда они всё ещё пытались найти своё призвание с помощью таких неудачных необычных моделей, как Bronco, Swinger, Maverick и Marauder.

 

От переводчика: даже один только логотип некоторых чисто японских серий восьмидесятых уже вызывает симпатию

 

 

"В японских гитарах есть огромная доля души и чувства, которые относятся к той эпохе, когда все было немного больше похоже на остров невостребованных игрушек", - говорит Норвелл. "Starcaster не имел успеха с '76-го по '82-й год, когда мы его выпускали. А потом вдруг Джонни Гринвуд из Radiohead стал играть на них. Дэйв Кининг из The Killers играет на них. Келе Окереке из Bloc Party играет на них. Теперь они стали коллекционными, и вы видите их повсюду. В эзотерической составляющей есть фактор крутости, но по языку дизайна они по-прежнему очень похожи на Fender. То же самое с басом Jaguar, который теперь является именным басом Троя Сандерса из Mastodon. Он выглядит как нечто, созданное в 1967 году, но выпущен из Японии в 2005 году. Fender Japan обладает экспериментальным чутьём, которое просто притягивает, и это как "проверка на слабо" неожиданными ударами, если использовать футбольный термин".

В то время как гитары американского производства по-прежнему являются топовыми для большинства поклонников Fender, растёт число тех, кто предпочитает играть на японской версии той же модели. Будь то предпочтение палисандра и липы перед клёном, ольхой и ясенем или любовь к толстому и глянцевому покрытию, японским гитарам Fender присущи некоторые качества, которых нет даже у топовых американских моделей. Они также отличаются по ощущениям, поскольку многие из них имеют меньшие винтажные лады и более округлую рабочую поверхность грифа, что может быть лучше для тех, кто не может удобно чувствовать себя на мексиканском или американском грифе Fender.

По словам Норвелла, часть этой дифференциации и успеха связана с тем, что корпоративная команда Fender редко (если вообще когда-либо) говорит Fender Japan, что им нужно делать. Две их фабрики - FujiGen Gakki и Dyna Gakki - в то или иное время были штаб-квартирами, и в настоящее время обе используются для различных проектов.

"Мы никогда не хотели нарушать то, что происходило и происходит на рынке", - говорит Норвелл. Они по-прежнему приходят к нам и говорят: "Вот что мы хотим сделать". Иногда они спрашивают нас: "Что вы думаете об этом?" или "Можете ли вы помочь нам осуществить это?". Они не являются суверенными в том смысле, что мы никогда с ними не общаемся. Нам всем нравится, что у них есть такая свобода. Всегда поражает, что есть такая ниша, которая буквально не похожа ни на что другое в нашем бизнесе или в нашей линии. У нас нет отдельной линии усилителей, которая бы этим занималась, или отдельной акустической группы, которая бы этим занималась. Я думаю, что в какой-то момент времени была мысль о том, что после того, как мы наладим собственное производство в различных других местах, это будет сделано, но это уже не тот случай. Может быть, он не вписывается в иерархию Fender, но в этом и есть своя прелесть. Они живут и выживают благодаря своим собственным достоинствам, а не какому-то плану".

 

Джастин Норвелл - один из давних амбассадоров компании Fender в Японии