Легендарный лютье великих музыкантов
Мартина Эренклу
Rock & Bluese Muse
Август 2017
Перевод с английского
В то время, когда продажи гитар известных брэндов, как говорят, пошли на спад, есть гитары ручной работы, которые, возможно, восполняют часть потерь. Среди таких особенных гитарных мастеров - Линн Эллсворт, легендарный лютье, который на протяжении многих лет делал гитары для многих великих музыкантов. Эллсворт сделал культовую гитару Эдди Ван Халена Frankenstrat, а также гитары для Эрика Клэптона, Пита Таунсенда, Джо Уолша и многих других.
Что побудило меня поговорить с Линном, так это его репутация производителя гитар с потрясающим, и я действительно имею в виду потрясающим, звуком. После просмотра видео, на котором гитарист Макс Уоттерс играет на гитаре со звучанием, которого я никогда раньше не слышала, я узнала, что его Страт был сделан Линном Эллсвортом.
Линн был очень любезен, поговорить со мной по телефону.
Не могли бы вы рассказать о гитарах, которые вы производите?
В колледже я играл в группе с Уэйном Чарвелом, и с тех пор мы остались хорошими друзьями. Тогда я делал копии антикварной мебели здесь, в Такоме. Уэйн связался со мной и попросил сделать гитару из экзотической древесины. Так я и сделал. Я сделал две гитары с корпусами из великолепного цельного куска палисандра, который больше не достать. Я отправил их в Калифорнию, и не успеешь оглянуться, как я уже делал гитары для Пита Таунсенда, Джона Кея из Steppenwolf и его лид-гитариста Бобби Кокрэна - всё через Уэйна Чарвела. Потом мы начали делать их для других музыкантов.
В то время я называл их Boogie Bodies, потому что мы делали только корпуса. Тогда я не делал ни грифа, ни всей гитары. Через некоторое время люди начали спрашивать меня, почему бы вам не сделать гриф и не сделать целиком гитару? Так мы и сделали. И мы продавали их под названием Boogie Bodies.
Как вы вышли на всех этих знаменитых музыкантов?
Когда они приезжали сюда с концертами, я узнал, что если подъехать к воротам на катафалке, то они открывают ворота. Они хотят знать, что ты с ним здесь делаешь. Я заранее узнавал, кто является гитарным техником (известного) музыканта, приглашал его, а затем показывал ему гитару. Техник приходил в восторг от неё, а затем делал продажу за меня. Он показывал музыканту и говорил: "Посмотрит на эту вещицу".
Что отличало гитары Уэйна и мои гитары от всех остальных, так это то, что они были полыми и сделаны из экзотических пород дерева, таких как стеганый клён, палисандр, зебрано и тому подобное.
Мой друг, Флойд Роуз, подошёл ко мне, когда я показывал гитару группе в Пуяллапе, штат Вашингтон, и спросил: "Что бы ты сказал, если бы я выпустил тремоло-систему которая бы не расстраивалась?".
Я ответил: "Дружище, сделай это, и ты станешь миллионером".
Флойд сказал мне, что он это сделал. И будь я проклят, если у этого парня не было тремоло, которое бы расстраивалось.
Значит, вы использовали тремоло Флойда?
Да. Для ребят, которые хотели машинку, я ставил на их гитары Floyd Rose, а потом я делал заготовки для Floyd Rose, потому что он не успевал за производством. Но главная причина, по которой Boogie Bodies были так востребованы, - это экзотические породы дерева. Мы были первыми производителями, которые стали делать хот-род гитары, ставить хамбакеры на Страты и использовать экзотические породы дерева. Вот что отличало их от других.
Как насчет гитар, которые вы делаете сейчас?
Сейчас мои гитары - это копии популярных бодишейпов гитар, и я делаю их из 2000-летней секвойи из старых сараев и лодочных причалов на озере Пенд-Орейл, штат Айдахо. Я нахожу куски, в которых больше всего сучков, которые имеют больше характера, чем остальные, и покупаю их. Потом я везу их домой, долго рассматриваю и решаю, что будет смотреться лучше всего. Я использую красную пихту для топа и ламинирую её поверх секвойи.
Гитары теперь весят вдвое меньше обычных, а их звучание и сустейн не имеют себе равных. Выходите на сцену, и ничто с ней не сравнится. Если вы не услышите разницы между этой гитарой и вашей гитарой, то вы зря потратили деньги.
Что происходит, когда вы стучите по обычной гитаре, неважно, куда вы стучите, она звучит одинаково, тон одинаковый. Если вы возьмёте мою гитару и постучите по ней, вы получите четыре или пять оттенков звучания, разные частоты, потому что она полая. Если вы постучите по гитаре, которую я сделал для вас, там есть басовая нота, которую корпус гитары модифицирует, усиливает, если хотите, звук, который издает струна. Так что вы можете играть пронзительные для уха высокие ноты, а потом взять низкую ноту, и вы будете клясться, что эту ноту взял басист.
Они очень красивые, а звук, который я слышала, был просто сумасшедшим. Дело только в тоне или есть что-то еще?
Прежде всего, вес. Les Paul очень тяжёлый. Мои вдвое легче. Второе - когда вы включаете его в усилитель и включаете питание, и корпус, и гриф вибрируют как сумасшедшие. Потому что я не покрываю эти гитары лаком. Я наношу на них пчелиный воск, чтобы сделать более гладкими. Вы не должны запечатывать поры дерева, потому что именно там вы получаете вибрацию.
А когда вы берете ноту, она не хочет исчезать. Ну, это Святой Грааль для гитариста - сустейн. Когда я показываю свои гитары, я говорю: "Пусть тон и играбельность будут решающим фактором. Забудьте о брэнде. Подключите её, закройте глаза и скажите мне, что вы думаете. 99 процентов скажут: "Я не могу поверить, какой звук исходит из этой гитары".
Это очень круто!
О, это здорово. Мы сделали одну гитару лучшему гитаристу в Спокане, его зовут Бобби Паттерсон. Он играл на своём Les Paul, а мы принесли на концерт ему копию Страта, которую я сделал. Она почти ничего не весила. Он не взял и 10 нот, вышел на громкую связь и сказал: "Это самая крутая гитара, на которой я когда-либо играл в своей жизни". После выступления все в группе сказали: "Чувак, ты должен купить эту гитару". И он купил ее. Вот так мы и продаём, из уст в уста. Мы просто даём их в руки гитаристам, и мне больше ничего не нужно делать. Гитары продаются сами. Я передаю их в руки людей, которые дружат с музыкантами. Сейчас я делаю прототипы для Pearl Jam, Heart, Alice in Chains и Стива Миллера.
Для кого еще вы делали гитары?
Билли Гиббонс. Уэйн сделал одну для него. Среди тех, с кем я встречался и кому лично продавал гитары - Мэнни Чарльтон из Nazareth, Эдди Ван Хален, конечно же, Эрик Клэптон, Робин Трауэр, Сантана. Комментарий Робина Трауэра был таков: "О, ты испортил Страт, ты поставил на него два хамбакера". В следующий раз, когда я увидел Робина Трауэра, он играл на Страте с двумя хамбакерами.
Гитара Мэнни Чарльтона из Nazareth
Может быть, всё что вам нужно делать, это приходить на концерты, вручать артистам свои гитары и давать им играть.
Я делал это с Брюсом Спрингстином, хотите верьте, хотите нет. Гитара была великолепна. Он хотел её купить, а я не мог её продать. Он спросил меня, не сделаю ли я ему точно такую же гитару. Я ответил ему, что могу сделать такую же, но не могу гарантировать, что она будет звучать точно так же. Каждый кусок дерева немного отличается. Они немного по-разному реагируют на то, как они росли на дереве, на сучки в них или на фактическую структуру дерева. Он разозлился. Это было 30 лет назад, по-моему.
Как я привёз одну из своих гитар Эрику Клэптону, я подъехал на своём катафалке и позвал его гитарного техника. Это была великолепная гитара, Страт из зебрано. Я сделал только 12 таких гитар. Я сказал гитарному технику: "У меня тут есть гитара". Техник ответил, что Клэптона это не заинтересует, потому что он эндорсер Fender, и они дают ему все гитары, которые он хочет. Я спросил, могу ли я показать ему гитару.
Я открыл гитарный кейс, и гитарный техник сказал: "Эрик Клэптон обделается, когда увидит это".
Я спросил, могу ли я остаться, чтобы показать ему гитару. Позже в тот же день я действительно встретился с Клэптоном. Когда он открыл кейс, он сказал: "Это самая великолепная гитара, которую я когда-либо видел". Она выглядела так, как выглядит тигриный глаз. Клэптон спросил меня, что я хочу за гитару. Я ответил, что только то, что в нее вложил - тысячу долларов. Он сказал, что это слишком дёшево. Он заплатил мне за неё и позвонил позже, чтобы я изменил профиль грифа. Что я и сделал.
Гитара Эрика Клэптона
Расскажите мне, почему вы делаете гитары. Не может быть, чтобы только ради денег. Должно быть что-то ещё.
Мне это нравится. Я определённо делаю это не ради денег. Выйти на сцену, вручить музыканту гитару, дать ему сыграть несколько нот и увидеть выражение его лица - это стоит того. Это заметно сразу. И для меня это стоит многого. У меня просто мурашки бегут по телу, когда парень зажигает, и ты получаешь этот звук, и все в группе говорят: "Срань господня! Это невероятно".
Вот почему я этим занимаюсь. Это ради любви к творчеству и помощи кому-то получить лучший звук, лучший инструмент.
(Пауза)
Вы знаете, как заработать небольшой гешефт в музыкальной индустрии?
Как?
Начните с большого. (Смех)
Отличный способ. (Смех)
Многие люди знают меня здесь, в Спокане, некоторые нет, и они говорят, что это тот парень, который водит белый катафалк Cadillac. Они могут не помнить моего имени, но они помнят машину.
Значит, вы делаете это ради любви к искусству.
Это точно.
P.S. Линн больше не связан с Lynn Ellsworth Guitars LLC
Если вам понравился перевод и вы хотите читать и новые публикации, вы можете поддержать развитие сайта, воспользовавшись формой, расположенной в самом низу страницы (справа).