GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Gibson Les Paul

 

 

Второе Пришествие

 

 

 

 

Тони Бэкон, 2020г

Перевод с английского

 

 

 

 

В 1968 году Gibson анонсировали переиздание двух старых моделей Les Paul, которые не выпускались с начала десятилетия. Ранее в том же году президентом компании Gibson был назначен Стэн Ренделл. Он сменил Альберта Стэнли, который в свою очередь сменил Теда Маккарти в 1966 году. Ренделл работал в материнской компании Gibson, Chicago Musical Instruments с 1963 года и к '68-му отвечал за всё производство CMI.

Стэн устал от постоянных командировок между заводами CMI, и его босс, Морис Берлин*, предложил ему руководящую должность в Gibson. Стэн согласился, но он столкнулся с серьезными испытаниями. Морис сообщил Стэну, что Gibson испытывает трудности, что два года подряд фабрика теряла по миллиону долларов. Стэну была поставила самая сложная задача, которую ставят перед большинством вступающих в должность президентов: "Добейтесь улучшения финансового благополучия компании". [*Морис (Мойше-Герш) Берлин - американский предприниматель и изобретатель в области музыкальных инструментов, родом из Кишинёва, Бессарабская губерния, владелец Gibson с 1944 по 1969 годы, до объединения бизнеса с эквадорской пивоваренной компанией в лице Нортона Стивенса, (первые буквы имени одного и фамилии другого компаньона образовали Norlin). В 1974 году дело перешло к его сыну Арнольду Берлину – прим. переводчика]

 

Прибыв на фабрику Gibson в Каламазу, Стэн вскоре понял, с чем столкнулся он и его команда. "У нас были различного рода проблемы с качеством. У нас были проблемы с производством. У нас были проблемы с персоналом", - сказал он мне. "У нас были проблемы с профсоюзами. У нас были проблемы, которые никак не могли решиться". Стэн принялся за работу. Он разработал систему контроля на фабрике, ввёл производственные графики, улучшил процедуры проверок, оборудовал отдельный склад и регулярно проводил совещания.

 

"Мы также купили кучу нового оборудования, всевозможных приспособлений", - вспоминает Стэн. "Мистер Берлин сказал, что за первые пять лет моего пребывания там появилось больше новых идей, нового оборудования и новых моделей, чем за всю предшествующую историю компании Gibson. Мы просто балдели. И если мы не знали, как что-то сделать, мы узнавали".

 

В 1968 году, когда пришел Стэн, Gibson все ещё продвигали относительно новую модель SG в качестве своей основной электрогитары. По мнению компании, эта современная конструкция с двурогим корпусом и скосами граней пришла на смену устаревшим синглкатам Les Paul. Некоторые известные гитаристы к этому времени утверждали обратное. Джефф Бек, Майкл Блумфилд, Эрик Клэптон, Билли Гиббонс, Питер Грин, Кит Ричардс и многие другие открыли для себя очарование и мощь старых Les Paul.

Ещё одним недавно пришедшим сотрудником Gibson был гитарист Брюс Болен, который присоединился к компании в 1967 году для организации и проведения рекламных шоу в качестве разъездного музыкального демонстратора компании. В последующие годы он стал более ответственно относиться к дизайну и маркетингу гитар. Ещё в 67 году, когда он пришел в Gibson, Брюс тоже заметил, что компания находится в относительно слабом состоянии.

 

"Одной из причин, по которой меня взяли на работу, было то, что продажи электро-инструментов Gibson пошли на спад", - рассказывал он мне. "Всё, что у нас было из цельнокорпусных электрогитар, это SG, плюс арктопы и тонкие полуакустики, и они продавались не очень хорошо. Основную прибыль компании в то время приносили акустические флэттопы. Поэтому меня наняли, по сути, для того, чтобы я занялся продажей электрогитар".

 

Брюс обнаружил, что менеджеры Gibson и CMI не знали о растущем интересе рок-гитаристов к первоначальным Les Paul на вторичном рынке. "Я был тогда молодым панком, а большинству людей там было за пятьдесят или больше", - вспоминает он. Я думаю, что они не понимали, насколько важной вновь становится эта гитара". Майк Блумфилд, Эрик Клэптон, ребята вроде них - они нашли в ней нечто действительно ценное, что давало звук, очень подходящий для их музыкального направления".

 

Джефф Хассельбергер, который присоединился к новой компании Ibanez в Штатах в начале 70-х годов, проявлял профессиональный интерес к культуре больших брендов того времени. "Этот новый акцент на старых моделях стал очевиден для нас в Ibanez", - говорит Джефф. "Мы знали, что если мы увидим Джимми Пейджа на сцене с Telecaster, или Джеффа Бека, то это то, что мы должны сделать в Ibanez, или если они выйдут с Les Paul, то Les Paul будут в тренде. Я не думаю, что Gibson и Fender внимательно следили за этими вещами или даже знали, кто эти люди во многих случаях. Если бы вы пришли на вечеринку Gibson на выставках, там были бы все их приятели-джазмены - Барни Кессел, Ховард Робертс, и ребята типа них".

 

Вскоре после того, как Брюс Болен начал работать в компании Gibson, вице-президент Марк Карлуччи однажды спросил, не мог бы он остаться допоздна в тот вечер в штаб-квартире CMI в Чикаго. "Марк сказал мне, что к ним кто-то придет и хочет услышать моё мнение о том, кого он хочет нам показать", - вспоминает Брюс. "Я спросил, кто это, и он сказал мне, что это Лес Пол. Когда я был ребенком, шести лет, Лес Пол был моим первым гитарным кумиром, поэтому я был в восторге от возможности встретиться с ним". Компания Gibson всё ещё не была уверена, что хочет вновь представить гитару Les Paul. Я был в восторге. Я умолял: Пожалуйста!"

Лес Пол затих в музыкальном плане с середины шестидесятых, но в '67 году он выпустил Les Paul Now, свой первый альбом за долгое время. Встреча в том же году ознаменовала начало нового сотрудничества с компанией Gibson и начало программы переиздания моделей Les Paul. Воспоминания Леса об этих обстоятельствах были типично образными.

 

"Я позвонил в Gibson, - рассказывал Лес, - и сказал: "Эй, меня тут достают Fender, и они хотят предложить сделку, а мой контракт давно закончился". Я спросил, хочет ли Gibson заключить сделку. И мистер Берлин сказал, что странно, что я позвонил, потому что они вычёркивают все электро-инструменты из линейки Gibson. Он сказал мне, что электрогитара умирает. Поэтому я спросил, не мог бы он встретиться со мной в ближайшую пятницу в Чикаго. Я сказал, что хочу угостить его рюмочкой кофе. Мы просидели сутки, и я убедил его вернуться к производству электрогитары".

Возможно, босс CMI действительно думал о том, чтобы "вычеркнуть все электро-инструменты из линейки Gibson", но мало свидетельств того, что компания обдумывала такой радикальный шаг. Конечно, Gibson заключили новый контракт с Лесом. Они договорились о роялти в размере пяти процентов от "стандартной стоимости" каждой из предлагаемых моделей Les Paul - отпускной цены, по которой Gibson продавал гитару CMI, примерно треть от розничной. Это означало, что с гитары, продаваемой в розницу по цене 395 долларов, он получал около 6,5 долларов.

 

Брюс Болен, тем временем, подготовил сюрприз для своих промо-выступлений Gibson. Он взял с собой в дорогу прототип грядущего переиздания Les Paul Custom, вероятно, в самом конце 1967 года. "Люди просто сходили с ума от радости по этому поводу", - говорит он с ухмылкой. "Они не могли дождаться, когда получат его".

 

Наконец, у Gibson проснулся интерес и решил переиздать две модели: относительно редкий Les Paul Custom с двумя хамбакерами и Les Paul Goldtop в стиле '55-'57 годов со звукоснимателями P-90 и бриджем Tune-o-matic. Они были официально представлены на выставке NAMM в Чикаго в июне '68 года, и в новом прайс-листе Gibson Custom стоил $545, а Goldtop (они назвали его Standard) - $395. Лес Пол участвовал в выставке, чтобы продвигать новые гитары Gibson, делая то, что он всегда делал лучше всего - играл на них. Брюс Болен вспоминал, как выступал с ритм-секцией на презентациях Леса. "Это был первый раз за много лет, когда он вышел на сцену. Нам было очень здорово".

Реклама возрождённых гитар в прессе, озаглавленная "Daddy Of 'Em All" (Отец их всех), признавалась прессой, что у Gibson не было колебаний в этом вопросе. "Спрос на них просто не угасает", - гласила реклама. "И давление, чтобы выпускать их дальше, никогда не ослабевало". Ладно, вы выиграли. Мы рады сообщить, что в продаже снова появились оригинальные Gibson Les Paul. Занимайте очередь у вашего дилера Gibson".

 

Примерно в тоже время, когда проводилась эта выставка NAMM, в Каламазу началось производство новых моделей Custom и Goldtop. Представитель компании Gibson Джим Тайт объявил, что начало продаж ожидается в июне. "Возрождение этих инструментов отвечает насущной потребности", - сказал он. "Скоро отпадет необходимость искать подержанные модели, которые в США продаются на аукционах за 700-1000 долларов".

 

Стэн Ренделл рассказал мне, что первая партия переизданий в '68-м году, на которую ушло 90 дней, была рассчитана на 500 гитар: 400 Goldtop и 100 Custom. "К тому времени, когда мы приступили к работе, компания CMI хотела выпускать по 100 Goldtop и 25 Custom в месяц, и к тому моменту, как мы всё наладили, мы производили по сто Les Paul в день", - говорит он. "Это из 250-300 общего числа инструментов в день".

 

Gibson явно добились успеха. Единственной загадкой для многих гитаристов было то, почему компания так долго ждала - и почему она вновь выпустила именно эти модели. Где переиздание Les Paul Sunburst с хамбакерами? На это ушло несколько лет - и это история для другого материала.