GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Leo Fender

 

 

 

Правда и заблуждения

о Лео Фендере

 

 

 

 

Дирк Вакер

Premier Guitar, Сентябрь 2021

Перевод с английского

 

Лео Фендера можно назвать отцом современной электрогитары по многим причинам. Главная из них та, что он сделал инструмент популярным и создал систему массового производства для создания больших тиражей великолепных инструментов.

 

В честь бриллиантового юбилея компании Fender давайте заглянем в историю, чтобы отметить человека, стоящего за компанией, с которой всё началось.

Здравствуйте и добро пожаловать в Mod Garage. В этом году компания Fender празднует своё 75-летие. В честь этого давайте поближе познакомимся с историей Fender, исследуем некоторые мифы и легенды, а также помянем человека, стоящего за компанией, с которой всё началось: мистера Кларенса Леонидаса Фендера (или, как его называл весь мир, Лео).

 

Лео Фендер, отец современной электрогитары, родился 10 августа 1909 года, а умер 21 марта 1991 года в возрасте 81 года. Об этом человеке много написано и опубликовано, но и сегодня с ним связаны некоторые мифы, которые часто становятся причиной недоразумений.

 

Не поймите меня неправильно: я абсолютно не преследую цель принизить репутацию, важность или работу Лео Фендера. Если бы у меня была капсула времени (или Mr. Fusion, вырабатывающий 1,21 гигаватта для моего DeLorean) и возможность встретиться с тремя людьми в истории, Лео Фендер был бы одним из них. У меня в мастерской висит его фотография с надписью: "Что бы сделал Лео?". Часто мне действительно помогает попытка думать, как Лео Фендер, чтобы решить проблему с гитарой или усилителем.

 

Давайте рассмотрим некоторые распространённые заблуждения, которые вы можете прочитать во многих гитарных книгах, журналах и, конечно же, на говнофорумах в интернете. Ниже каждого утверждения приводится исторический контекст и мои мысли о реальности в целом.

 

1. Лео Фендер изобрёл электрогитару.

 

Это широко распространённое утверждение, но, исходя из сегодняшней информации, мы знаем, что это неправда или, по крайней мере, не вся история. Попытки поставить самодельные звукосниматели и микрофоны на гитары (в основном акустические) появились еще в 1920-х годах. Лео Фендер начал ставить звукосниматели на цельнокорпусные гитары в середине 1940-х годов, но весьма вероятно, что первоначальная идея для этого пришла от Пола Бигзби, который делал цельнокорпусные гитары всего в нескольких милях от Лео Фендера. Известно, что Пол и Лео были друзьями, а также документально подтверждено, что Лео Фендер позаимствовал такую гитару у Бигзби на выходные, чтобы изучить её. Но ни Лео Фендер, ни Пол Бигзби не изобрели электрогитару. Это заслуга Пола Х. Татмарка, который сделал это в 1930-х годах [речь о гитарах Audiovox – прим. переводчика].

 

2. Лео Фендер изобрел бас-гитару.

 

Ещё одно утверждение, которое можно найти на бесчисленных страницах, но опять же, это был Пол Х. Татмарк со своей бас-скрипкой в середине 1930-х годов, задолго до появления на сцене баса Fender Precision. 42-дюймовая бас-скрипка Татмарка Model 736 выглядела так же, как современные электро-басы выглядят и сегодня, и он также продавал усилители для своих инструментов. Но Лео Фендер придумал специализированные усилители, среди которые были специально разработанные не для усиления всего, а ориентированные на бас-гитару.

 

 

 

3. Лео Фендер реализовал в Stratocaster противофазные звуки.

 

Это распространённое заблуждение и, возможно, результат творческого использования технических терминов, которое было свойственно Лео Фендеру. Лео называл механизм вибрато у Stratocaster "тремоло", а эффект тремоло в своём усилителе - "вибрато". Поэтому, возможно, он называл "промежуточные" позиции звукоснимателей (бридж + середина и середина + нэк параллельно) "противофаза". Естественно, они были в фазе, а не в противофазе. Лео Фендеру не нравились такие звуки, поэтому 3-позиционный переключатель оставался по умолчанию на всех Стратокастерах до начала 1980-х годов, когда стандартом стали 5-позиционные переключатели. Дело не в том, что их не было раньше, а в том, что Лео Фендеру не нравились "промежуточные" звуки. Но эти звуки, с их интересной фазовой коррекцией и слегка уменьшенным уровнем, настолько популярны сегодня, что даже было создано новое слово для их описания: "чанк".

 

4. Лео Фендер придумал расположение колков на голове грифа 6 в линию.

 

Это просто неверно. Скорее всего, это еще одна идея, которую он позаимствовал у электрогитар, которые делал Пол Бигзби и которые Лео внимательно изучил, получив доступ к такому инструменту на выходные. Пол Бигзби использовал на своих гитарах расположение колков шесть в линию, но он не был его изобретателем. Эта технология восходит к Вене начала 1800-х годов и одному из лучших имён среди лютье в мире - Иоганну Георгу Штауфферу, который жил с 1778 по 1853 год. Именно у него учился своему искусству некий Кристиан Фредерик Мартин (или сокращенно C.F.Martin), живший с 1796 по 1873 год... возможно, вы о нём что-то слышали.

 

К.Ф. Мартин работал подмастерье у Штауффера с 1811 по 1825 год и стал старшим мастером мастерской Штауффера. В тот же год, когда Мартин ушел от Штауффера, его бывший руководитель придумал изобретение, вошедшее в историю как " Stauffer Headstock", или, как она называется по-немецки, "Stauffer Schnecke". Точнее, так: асимметричная спиральная голова с металлической пластиной, и закреплёнными на пластине колками с червячной передачей, расположенными в одну линию на верхней стороне головы (шесть в линию). Вполне вероятно, что Штауффер работал над этой конструкцией более длительное время и что в этом процессе принимал участие К.Ф. Мартин. Остальное, как говорится, уже история. Мартин эмигрировал в США в 1833 году, где внедрил технологию, разработанную Штауффером, и основал компанию Martin Guitars.

 

5. Fender некоторое время использовал магниты с фасками для звукоснимателей Stratocaster, такие же, как на знаменитом Страте Рори Галлахера. Эти звукосниматели звучат намного лучше, чем современные магниты для звукоснимателей с резкой кромкой, и Лео Фендер сделал это из-за лучшего звучания, которое они обеспечивают.

 

Когда дело касается Fender, это моя любимая тема для разглагольствования. Да, эти звукосниматели звучат иначе, потому что скошенные края сильно влияют на магнитное поле. Физика, лежащая в основе этого, очень сложна, но с точки зрения непрофессионала, эти звукосниматели звучат жирнее, с большим количеством обертонов и не такими резкими верхами. Это было связано с другим "магнитным окном" звукоснимателя (так называемой апертурой Ранние магниты имели скошенные вручную края, и было принято считать, что это делалось для маскировки грубой и неровной поверхности, оставшейся после литья в песок. Однако это не может быть причиной, поскольку такая ручная работа требует много времени и тщательности, чтобы сделать ее правильно, а Лео Фендер не стал бы тратить время на такие ненужные вещи в процессе изготовления.

 

Позже Fender перестали делать фаску, и из-за этого звучание звукоснимателей изменилось. Сеймур Данкан однажды написал очень хорошее объяснение по этому поводу: "Фаска вызывает небольшой выброс магнитного поля вокруг области фаски, но это приводит к сужению поля выше этой точки. Поэтому, если представить магнитное поле, оно будет иметь форму пламени свечи или капли". Отличная метафора, которая попадает в точку. Но почему компания Fender начала с ручной обработки фаски и почему позже они прекратили этот процесс? Было ли это связано с лучшим звуком звукоснимателей? Я так не думаю. Лео Фендер стремился к тому, чтобы его гитары звучали превосходно, и он никогда бы не остановил этот процесс, если бы это повлияло на хороший звук его инструментов.

 

Я думаю, что ответ нужно рассматривать в историческом контексте того времени. Fender начал вручную снимать фаску с магнитов, и в звуковом отношении это было гениальной случайностью. Материал Alnico 5, использовавшийся для магнитов, был совершенно новым и очень дорогим в то время... к тому же он был очень хрупким! Многие магниты рассыпались при использовании молотка для вбивания их в звукосниматель, что было обычной процедурой на фабрике Fender. Это можно увидеть на нескольких фотографиях и видео того времени. Поэтому они просто скосили магниты с одной стороны, чтобы минимизировать риск разрушения магнита в процессе забивания. В зависимости от работника, стоящего у шлифовального станка, края магнитов различных звукоснимателей скошены по разному, что является одной из причин, почему старые винтажные Страты звучат так по-разному от гитары к гитаре. Разглагольствования закончены... на данный момент.

6. Лео Фендер тщательно рассчитал значения для тонкомпенсатора, который Fender начал применять в конце 1960-х годов.

 

Мы уже несколько раз обсуждали тему потери высоких частот при убавлении громкости, и физика, лежащая в основе этой маленькой детали, очень сложна в пассивной системе. Можно рассчитать хорошую работу тонкомпенсатора, но для этого необходимо множество параметров (длина и ёмкость гитарного кабеля, входной импеданс усилителя, сопротивление регулятора громкости и т.д.) и некоторые сложные математические формулы, такие как теория кривой Флетчера Мансона. Компания Fender использовала в своих Telecaster один конденсатор 0,001 мкФ (1000 пФ) вместе с 1-мегаомными потенциометрами. Расчёт этого параметра с учётом вышеупомянутых параметров приведет к совершенно другому значению и, конечно, к наличию резистора параллельно кондёру. Таким образом, мы можем сделать вывод, значение не было рассчитан, а было сужено в процессе проб и ошибок на слух. Если вы играли на таком Telecaster, то знаете, что звук при откате громкости очень пронзительный, и даже исполнитель регги или сёрфа скажет: "Вау, сколько верха!"

 

Почему же Fender использовали такие странные значения для получения столь резких верхов? Я думаю, ответ заключается в том, что Лео Фендер делал это на слух в процессе проб и ошибок, и это звучало для него хорошо. Учитывая, что Лео Фендер, к сожалению, потерял большую часть слуха из-за несчастного случая на фабрике и до конца жизни носил слуховые аппараты, это объяснимо. Первое, что вы теряете, при потере слуха - это высокие частоты, а технологии слуховых аппаратов 1960-х годов были далеки от современных. Похоже, Лео Фендер сделал всё, что мог, в данных обстоятельствах, и я уверен, что звучание было хорошим, с точки зрения правильной для него долей верхов. А Лео был боссом, чьё слово было законом.

 

7. Лео Фендер выбрал нитролак для своих инструментов из соображений зука.

 

Определённо нет. Fender с самого начала использовали нитролак, потому что в середине 1940-х годов недорогого акрилового лака промышленного производства просто не существовало. Нитролак использовался с 1920-х годов в автомобильной промышленности и поэтому был всегда легко доступен, недорог, хорошо зарекомендовал себя и был относительно прост в работе. Главной целью Fender было недорогое массовое производство, поэтому Лео просто использовал то, что было доступно по местным ценам. Хорошо известно и задокументировано, что Fender покупал нитролак у местного поставщика автомобильной продукции. Со временем акриловый лак стал стандартом в автомобильной промышленности, полностью вытеснив нитролак, поэтому в конце 50-х годов Fender также перешел на акриловый лак. Если бы Fender выбрали нитролак с точки зрения звука, они бы точно не перешли на акриловый лак. Забавное примечание: некоторые из самых известных цветов Fender '50-х годов, такие как Olympic White или Lake Placid Blue, никогда не существовали в чистом нитро-лаке. Они были окрашены акриловым лаком и покрыты тонким слоем прозрачного нитро-лака.

 

Вот и всё для этого раунда мифов и легенд. С днем рождения Fender и всего наилучшего ещё на 75 лет. В следующем месяце мы подробнее рассмотрим разделение и отсечку звукоснимателей, а также разницу между ними, так что следите за новостями.

 

А пока... продолжайте заниматься моддингом!

 

Дирк Вакер – автор колонки Mod Garage журнала Premier Guitar. Он живёт в Германии и болеет гитарой с пяти лет. Он также известен как заядлый моддер гитар, усилителей и примочек. В свободное от основной работы время, Дирк играет кантри, рокабилли, сёрф и фламенко, а также ведёт веб-сайт singlecoil.com. Материал, который вы только что прочитали, будет опубликован в сентябрьском номере Premier Guitar.