GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Lee Dickson

 

 

Гитарный Техник

Эрика Клэптона

 

 

 

 

 

 

Рик Ландерс

Guitar International, июнь 2019

перевод с английского

 

 

 

 

 

 

Одним из моих первых интервью в музыкальной индустрии было интервью с Ли Диксоном, который был гитарным техником Эрика Клэптона на протяжении почти четверти века.

 

Как дома, так и на гастролях, Диксон был тем человеком, который держал гитары Клэптона во всеоружии и готовыми к тому, чтобы Эрик исполнял риффы в таких классических хитах, как "Layla", "Before You Accuse Me", "Crossroads" и "Sunshine of Your Love".

 

Я встретился с Ли в 2004 году в его гостиничном номере в Вашингтоне, округ Колумбия, всего за четыре дня до проведения аукциона Клэптона Crossroads 2004 в аукционном доме Christie's в Нью-Йорке. Клэптон и другие великие гитаристы пожертвовали часть своих гитар лоя реабилитационного центра на Карибах, которому Эрик оказывает меценатскую поддержку.

Вы являетесь гитарным техником Эрика Клэптона уже более двадцати лет. Как начались ваши отношения и как бы вы их охарактеризовали?

 

Это длится уже 24 года, почти 25 лет. Всё началось в Японии в декабре 1979 года. Что касается наших отношений, то Эрик, прежде всего, мой работодатель, и наша дружба, держится в рамках этих отношений. Это моя работа. Это не то, чтобы он был кем-то, с кем я тусуюсь.

 

Какие виды работ вы обычно выполняете с его гитарами, и включает ли это ремонт?

 

Я занимаюсь ремонтом в дороге, например, иногда меняю лады, когда гитара в этом нуждается. Если гитара особенно деликатная и старая, то в дороге, иногда я привлекаю людей, которые занимаются разными задачами.

 

Есть ли у вас помощники или вы стараетесь справляться со всем самостоятельно?

 

 Нет, только я.

 

 А как насчет Энди Филдса?

 

Да, с нами работает Энди Филдс, который занимается оборудованием, ремонтом усилителей Эрика и тому подобными вещами. Энди раньше был басовым техником Джона Энтвистла, но, по его собственному признанию, он больше похож на гения электроники и не так сильно интересуется гитарами, как таковыми.

 

Какие особенные моменты вы пережили с Эриком и шоу-бизнесом?

 

Их слишком много, чтобы вспомнить: Live Aid, выступление с Ленни Кравицем в Белом доме, гастроли с Мадди Уотерсом в семидесятые, несколько замечательных вечеров, когда Эрик играет как будто он из другого измерения. А история с Джорджем Харрисоном, знаете... слишком много", гастроли с Джорджем, концерт для Джорджа... особые моменты в студии с Эриком и другими музыкантами, сотни вещей", было много незабываемых воспоминаний.

 

Вы играете на гитаре?

 

Я играю на гитаре достаточно хорошо, чтобы выполнять свою работу. Я играю на гитаре, потому что сочиняю песни. У меня много собственных гитар - Страты, Лесполы, Gretsch, фибергласовые полуакустики National двенадцатиструннки - много разных вариантов.

 

 Какую гитару вы обычно берёте в руки, чтобы играть?

 

На самом деле я не гитарист, играющий в группе, поэтому я просто чередую их. У меня нет определённого шаблона, я просто беру ту гитару, которая мне нужна в данный момент. Некоторые мне нравятся больше, чем другие. Гитара, которую я взял с собой в этот тур, - это модель Fender Relic (Olympic White с золотистой фурнитурой).

Есть ли что-то, что предпочитает Эрик в настройке своих Stratocaster'ов, что можно было бы назвать уникальным?

 

Нет, он использует довольно стандартные настройки. Мы используем струны Ernie Ball на всех электрогитарах, как цельнокорпусных, так и полуакустиках. Я использую разные струны на акустиках, но в основном струны Martin на гитарах Martin, это очень хорошие надёжные струны. Но я постоянно беру на пробу другие струны.

 

Иногда подходят производители и предлагают, чтобы мы попробовали другие струны. Я думаю, что с годами мои уши ослабли. Я должен находиться в тихой комнате, чтобы натягивать и перетягивать струны, а потом пытаться вспомнить, как звучал первый комплект струн по сравнению со вторым. В любом случае, мы в основном придерживаемся струн Ernie Ball и Martin.

 

Сколько гитар останется у Эрика после гитарного аукциона Christie's в этот четверг [24 июня 2004 года]?

 

Давайте перейдём к следующему вопросу, пожалуйста. [Улыбается].

 

Как вы думаете, начнёт ли Эрик собирать ещё гитары, чтобы заполнить эмоциональные пробелы, оставшиеся после того, как он пожертвовал множество гитар в поддержку центра Crossroads Centre?

 

Ну, я могу только предположить, что эмоциональная дыра есть, и я думаю, что она будет, но на самом деле только Эрик может ответить на этот вопрос. Он любит быть минималистом. Тем не менее, возможно, он решит подобрать что-нибудь. Он обсуждал это в каких-либо подробностях, хотя в этот тур мы возьмём пару гитар.

 

 Не будете ли вы скучать по какой-нибудь из гитар, выставленных на аукцион?

 

Конечно. Особенно по красному Gibson 335 '64-го года из-за ассоциации с Cream. Cream была одной из моих любимых групп в тот период моей жизни, и это был первый раз, когда я увидел Эрика. Я никогда не видел его, когда он играл в Yardbirds.

 

И Tony Zemaitis - на котором он играл не так часто, но он настолько удивителен, так уникально выглядит и звучит, как ни одна другая двенадцатиструнка. И, конечно же, "Blackie". Это одна из самых известных гитар в мире. Я заботился о них, они всегда были рядом, а теперь их нет. Мне потребовалось время, чтобы пережить прошлый аукцион, и еще больше времени уйдёт на то, чтобы пережить этот.

 

Но, в конце концов, я всего лишь смотритель, куратор, хранитель, и у меня никогда не было иллюзий, даже на одну миллисекунду, что на протяжении многих лет они были чем-то иным, кроме гитар Эрика.

 

Когда он заканчивал с ними отношения, они отправились туда, куда он хотел. У меня есть куча собственных гитар, но даже если бы у меня их не было, я бы никогда не играл на гитарах Эрика, кроме как на саундчеке или когда делаю что-то, чтобы подготовить их к его выходу на сцену.

 

Это вудуистская вещь.

 

Я знаю, что многие люди хотели бы поиграть на его гитарах или просто подержать их в руках. Но я понимаю, что у меня особое положение, и отношусь к этому с глубочайшим уважением.

 

Ищет ли Эрик специально гитары, которые он покупает, как настоящий коллекционер, или он покупает их просто потому, что они ему нравятся?

 

Это на самом деле зависит от гитары, так что я бы ответил "да" на оба вопроса. Это зависит от того, что иногда ему может нравиться редкость или конструкция гитары, или это может быть просто инструмент, который ему нравится и который он хочет попробовать или оценить.

Какие гитары Эрик любит держать дома?

 

Трудно сказать, потому что я никогда не бываю с ним дома. Он не держит там много инструментов. Он владеет несколькими домами и может держать в них несколько акустик и несколько электрогитар. Он может держать старый Martin или одну из своих любимых нейлонок. Зависит от того, сочиняет он песни или нет, захочет ли он иметь при себе больше инструментов. Это зависит от обстоятельств.

 

Как бы вы описали типичный гастрольный день? Весело ли там?

 

Люди думают, что гастроли - это сплошное веселье. Это как когда вы идете в цирк, вы видите, что всё уже готово и работает. Но вы не видите всего того, что нужно сделать, чтобы подготовить шоу для публики. Вы не видите, как устанавливают свет, как всё подключают, как подают электричество, как всё готовится для публики. Я думаю, что для большинства людей работа - это не развлечение, - ну, в Америке люди могут думать о развлечении, может быть, даже больше, чем в других местах.

 

Итак, как бы я описал типичный гастрольный день?

 

Мы выходим из автобуса, заходим в номер, принимаем душ, у некоторых ребят есть приоритеты в питании, например, кофе и прочее. Я занимаюсь своими делами, которые воплотятся в жизнь. Постепенно акустические системы начинают работать, свет на сцене, занавес, потом настилается пол, поднимаются фермы, поднимается всё остальное, проверяется линия, снова всё проверяется, сканируются радиосистемы на предмет помех, перестраиваются, приходит группа, я беру гитару, даю её Эрику, Эрик играет, возвращает гитару, сворачиваю всё, складываю всё обратно в грузовик, затем повторяю всё это до бесконечности.

 

Ваша аналогия с цирком звучит очень верно.

 

Да, и именно поэтому, когда фанаты подходят к тебе и говорят о том, как им понравилось шоу, это всегда здорово слышать. Иногда бывают вечера, когда музыканты достигают невероятных высот. А бывают вечера, когда возникают проблемы со звуком, или музыкант недоволен чем-то на сцене, или своим звучанием из-за акустики помещения, да много чего бывает. Люди, которые подходят к вам после шоу и думают, что это было так фантастично и здорово, вы должны понимать, что они ждали в очереди целую вечность, как в цирке, и вот они получили свой билет, заходят внутрь, и вот оно, все огни и сцена выглядят великолепно, всё круто, акустическая система работает отлично, они готовы к этому.

 

Без Stratocaster'ов "Blackie" и "Brownie", которые составляют ему компанию, какие гитары Эрик использует в туре? Есть ли у него какой-то особый фаворит?

 

Ну, вы знаете, что "Blackie" и "Brownie" уже давно не составляют ему компанию. Брауни был продан на аукционе в 1999 году, а Блэки ушёл на пенсию. Сейчас он использует именной Страт Eric Clapton Signature. За эти годы он менял звукосниматели и электронику. Последние пару лет он играет на так называемых "граффити-стратах". Что касается звукоснимателей, он играет практически на всех, которые ставит Fender - в целом он доволен тем, что предоставляет Fender.

 

 Думаю, несмотря ни на что, он всегда звучит как Эрик.

 

Да, и это замечательная вещь, понимаете? Люди не понимают, что Эрик звучит как Эрик практически всегда, когда использует любую гитару или любой усилитель, на котором есть ручка громкости. То же самое с Джеффом Беком. То же самое с Питом Таунсендом, то же самое с Билли Гиббонсом или Би Би Кингом. У них есть свой звук, а усилитель и гитара - это всего лишь средства, которые помогают его воспроизвести.

Обычно новым струнам требуется несколько дней, чтобы вытянуться, прежде чем они станут действительно пригодными для игры. Что вы делаете, чтобы струны были готовы для Эрика, когда он играет?

 

У меня всегда есть запасная гитара, готовая к замене, и всё, что мне нужно сделать, это передать её ему. Потому что так, как играет Эрик, двух дней, чтобы струны вытянулись, недостаточно, вы знаете, что их нужно менять регулярно. У него не слишком деликатное звукоизвлечение, он лупит по ним. И он очень здорово убивает их, что они не всегда успевают вытянуться. На сцене всё должно быть готово к оптимальной работе. Ему постоянно нужны новые струны. И у меня есть своя техника, как растянуть их, не перенапрягая, потому что он так много бендит, и мы не хотим, чтобы гитара не строила. И ему нравится играть на одной гитаре, он не любит менять гитары.

 

Я читал, что на гитарном аукционе Crossroads в 1999 году была одна, возможно, две гитары, которые Эрик подумывал выкупить, и некоторые предполагали, что этими гитарами были "Brownie" и "Rodeo Man". Верно?

 

 Нет, это не те гитары, которые он рассматривал.

 

Предстоящий аукцион Christie's - это замечательное выражение человечности и щедрости Эрика. Какое впечатление это произвело на его друзей, коллег-музыкантов и на вас лично?

 

Я не могу ничего сказать за его друзей и коллег-музыкантов, но, безусловно, многие люди сплотились вокруг этого дела на фестивале в Далласе и теперь на нью-йоркском гитарном аукционе Crossroads. Некоторые великие музыканты сделали пожертвования.

 

В личном смысле? Это постоянно меняющийся Эрик - вы никогда не знаете, что он собирается делать дальше, и это делает работу невероятно интересной. Он отличный мужик, на которого можно работать, и то, что он сделал в своей личной жизни, которая теперь стала публичной, например, такие проекты, как Crossroads Centre, произвели впечатление. Он щедрый и замечательный, отзывчивый человек, а то, что он ценитель гитар и заботится обо всех своих гитарах, оказало огромное влияние на меня лично. И то, что он готов положить свою голову на плаху ради такого дела.

 

Для него было бы легко просто пожертвовать пару инструментов для Центра. Я полагаю, он мог бы дать много денег, и это был бы фантастический жест, но если у вас есть любимая куча машин или гитар, или коллекция, которая значила для вас что-то серьезное, всю вашу жизнь, ваша кровь, пот и слезы, значит в ней ваша история. Это показывает размер сердца человека. Это трудно сделать, по крайней мере, для меня. Я думаю, это эмоциональное напряжение - потерять эти гитары, но я думаю, что он видит общую картину и жизни, на которые повлияет выручка от аукциона. По сравнению с этим, в конце концов, живые гитары, которые он использует в туре, - это рабочие инструменты. Инструменты для работы.