GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Проект guitarblog.ru пока поставлен на паузу, не хватает ни времени, ни мотивации им заниматься. Возможно поддержка донатами могла бы замотивировать.

Larry Fishman

 

 

Случайный Бизнес

 

 

 

 

 

KVR Audio

Апрель 2014

Перевод с английского

 

 

 

 

До некоторого времени (1993 года) Ларри Фишман, основатель Fishman Transducers, в основном оставался в тени. Будучи основным OEM-производителем звукоснимателей для акустических гитар Martin и Guild, а также других брэндов, Ларри создал успешную компанию почти случайно. Недавно компания Fishman Transducers выпустили целый ряд моделей, призванных расширить сферу её деятельности и дополнить уже имеющуюся линейку продукции.

 

Среди новинок - серия педалей эффектов Aura и беспроводной MIDI-контроллер Fishman TriplePlay. Оба устройства в значительной степени используют компьютер. Aura Spectrum DI имеет USB-разъем, через который передается звук, и позволяет пользователю получить доступ к дополнительным акустическим образам Aura. TriplePlay поставляется с приложением для звукозаписи и набором плагинов, которые образуют готовую систему гитарного синтеза.

 

Как и многие в нашей индустрии, Ларри начинал свою карьеру как музыкант, но когда произошел поворот судьбы, Ларри был достаточно умён, чтобы осознать открывшиеся возможности, и достаточно трудолюбив, чтобы продолжать создавать то, чем Fishman Transducers является сегодня - процветающую компанию, производящую продукцию, которую он до сих пор использует сам.

Вы контрабасист...

 

Ага, так и есть. Я представитель стиля бибоп, раннего бибопа школы Рэя Брауна, Рона Картера. Я учился у Мирослава Витуша, когда он жил в Бостоне.

 

Кристиан МакБрайд - басист, который мне нравится сейчас. Он просто охренительно великолепен.

 

Вы учились у Мирослава Витуша?

 

Ага, он сотрудничал с Консерваторией Новой Англии, а я учился в музыкальном колледже Беркли. Он не должен был преподавать на стороне, но мы все равно этим занимались. Это было здорово.

 

Как возникла компания Fishman Transducers?

 

Я играл в Кембридже (штат Массачусетс), в небольшом клубе с гитаристом в группе. К нам присоединился пианист и принёс Fender Rhodes. Группа становилась всё громче и громче, и они сказали: "Тебе придётся играть чётче, потому что мы тебя не слышим". Тогда я скупил все контрабасовые звукосниматели, какие только смог найти, и все они были отстойными.

 

Как Мирослав Витуш подзвучивал свой контрабас в Weather Report?

 

Он, кажется, использовал контактные датчики от одного парня из Нью-Йорка. Это работало, но продолжалось дней пять, не больше.

 

Что с ним было не так?

 

Они были просто ужасно сконструированы. Они были сделаны из деталей старых телефонов, засунутых в маленький корпус. Вы надевали большую резинку на брюхо контрабаса, чтобы удержать их на месте. И я подумал: "Я должен сделать что-то получше".

 

Был ли у вас опыт работы с электроникой?

 

У меня диплом инженера-механика. Электронике я научился самостоятельно, и во многом обязан Крейгу Андертону. Рядом с домом, где я жил, был небольшой музыкальный магазин. Его владельцем был другой басист по имени Хэнк Пелоси. Он любил играть в гольф по средам, поэтому спросил меня, не присмотрю ли я за магазином. Никто никогда не заходил, так что мне нечем было заняться, а на полке лежала книга Крейга под названием "Электронные проекты для музыкантов". Я прочитал её от корки до корки и начал покупать детали.

Я получил свои первые материалы для изготовления пьезозвукоснимателей от парня по имени Чак Роджерс, который был упомянут в примечаниях в конце книги Крейга. Среди прочего, он публиковал статьи о том, как строить осцилляторы для синтезаторов. Как оказалось, он вёл дела из своего дома, который находился менее чем в миле от меня, поэтому я познакомился с ним. Однажды он бросил мне пачку пьезо-дисков и сказал: "Ты когда-нибудь возился с этим материалом? Ты можешь что-нибудь с этим сделать".

 

И вот вы установили их на свой контрабас.

 

Я пытался. Я разработал свой первый звукосниматель для контрабаса и тестировал его на своих концертах каждое воскресенье, в течение примерно четырёх месяцев, находясь на одном и том же месте, в одном и том же помещении, с одной и той же дерьмовой акустикой. Это сводило группу с ума. "Хорошо ли это звучит? Лучше, чем версия прошлой недели?" И через некоторое время он начал звучать достаточно неплохо, и тогда все контрабасисты в городе захотели его.

 

Как вы перешли от продаж местным басистам к продажам на глобальном уровне?

 

Я сломал палец. В 1973 году я делал мебель, и кусок клёна вылетел из циркулярки и сломал мне палец, так что некоторое время я не мог играть. Мой инструмент нуждался в ремонте, поэтому я отнёс его местному мастеру по ремонту контрабасов, он позвонил мне и спросил: "Какой у тебя звукосниматель? Он звучит отлично". Он сказал: "Я могу их продавать. Может, сделаешь еще?" Я ответил: "Давай, мне всё равно больше нечем заняться. Я не могу играть". Я сделал дюжину, и он продал их за пару недель.

 

Мой дядя был профессиональным пиарщиком. Однажды мы с ним ужинали, и он спросил: "Что у тебя с этим бизнесом?" Он убедил меня, что я должен продавать свои звукосниматели по почте. Мы провели небольшое исследование и выяснили, что в Нью-Йорке есть профсоюзный журнал под названием International Musicians. И мы дали объявление, которое гласило: "Устаревшие: Все другие басовые звукосниматели до появления этого". И там было место для адреса читателя и галочка, которая гласила: "Окей, Fishman, вы меня убедили. Вот мой чек на 125 долларов". Я открыл абонентский ящик, а потом почти забыл о нём. Я заглянул туда три недели спустя, и он был просто забит.

 

Это замечательная история...

 

Невероятно, правда? Так что я начал производить много контрабасовых звукоснимателей. Потом пошло-поехало, и мне позвонили из Guild Guitars в Род-Айленде и спросили, делаю ли я что-нибудь для акустических гитар. Я ответил: "Не особо, но я попробую". Они сделали заказ на 500 штук, и я начал травить печатные платы в своей прачечной в подвале.

Через год мне позвонили из Martin Guitars. У них были проблемы с качеством у их поставщика, и они не могли наладить поставки. Тогда я придумал другую конструкцию, которую они взяли с собой на летнюю выставку NAMM. Они вернулись и сказали: "Это был успех. Можете ли вы поставить 10 000 в течение следующего года?". И мы с женой арендовали помещение в полторы тысячи квадратных метров, которое в то время казалось огромным. Мы наняли кучу моих приятелей-музыкантов, которым нужны были деньги, и начали их зарабатывать. Одним из наших первых сотрудников был Ривз Гэбрельс, который впоследствии играл на гитаре у Дэвида Боуи.

 

Давайте поговорим о TriplePlay. Как вы познакомились с (разработчиком) Андрашем Салаем?

 

Я знал его через Джона Маклафлина, для которого я сделал звукосниматель еще тогда, когда он использовал гитарный контроллер синтезатора Photon. В течение многих лет я работал над многими инструментами Джона. Андраш разработал гитарный синтезатор под названием Axon, и Джон хотел использовать его. Так что мы держались на связи.

 

С конца девяностых?

 

Да. Это было примерно в то время, когда Джон работал с Трилоком Гурту и много играл на MIDI-гитаре.

Андраш разработал Aura?

 

Несколько лет спустя после нашего знакомства мы (Fishman Transducers) разработали концепцию Aura и получили на неё патент, и вдруг мне звонит Андраш и говорит: "Ларри, это Андраш. Я работаю над кое-чем в Akai и только что увидел твой патент".

 

Я встретился с президентом Akai, и мы решили, что, поскольку у меня уже были патенты, но я не справлялся с аппаратным обеспечением, испытывал проблемы с компьютером, временем автономной работы и прочим, мы должны сделать совместный проект под маркой Fishman. Когда фирма Akai была куплена [производителем DJ-оборудования Numark - прим. переводчика], Андраш перешёл к нам на полную ставку, чтобы работать над нашими цифровыми устройствами.

 

Как началась разработка TriplePlay?

 

Однажды Андраш позвонил мне и сказал: "Ларри, ты знаешь, я бы хотел сделать еще один гитарный синтезаторный контроллер, и я думаю, что смогу заставить его работать на Analog Devices (ADI) Blackfin, потому что он в 100 раз быстрее, чем транспьютер, на котором работал Axon". Я ответил: "Андраш, меня не очень интересует рынок MIDI-гитар. Это так заезжено". Но он был убедителен, и я согласился финансировать его какое-то время.

 

Примерно через год он действительно хорошо работал, и однажды мы сидели и обсуждали это, и нам пришло в голову, что мы могли бы сделать это беспроводным способом. Потому что пакет данных MIDI очень мал по сравнению с аудио. И это было то, что нужно. Как только мы это поняли, мы выяснили, как заставить работать его по воздуху. Он был разработан как аппаратный контроллер, и мы думали, что пользователь будет подключать его к задней панели синтезатора.

 

Однако мы поняли, что не сможем его продавать. В наши дни MIDI-рэки не продаются. Но это было лучшее, что когда-либо случалось, потому что именно это привело нас к компьютеру.

 

Потребовался год на разработку аппаратного и программного обеспечения, приложения, прежде чем мы, наконец, запустили его в производство. Нам пришлось сделать двустороннюю связь между компьютером и энкодером, потому что вы можете изменять параметры с помощью кнопок на энкодере и меню с прокруткой. Но если вы работаете в студии, вы можете делать это лишь с помощью мыши, и они всегда должны были синхронизироваться и обновляться. Это была большая проблема - заставить всё это работать.

 

Вот такие у нас отношения с Андрашем. Он работает над очень интересными, новыми вещами для нас.

Из всех разработок, которые вы сделали за эти годы, какая ваша любимая и почему?

 

Сейчас это выбор между Aura и TriplePlay, потому что они оба являются лидерами в своих категориях. Я в восторге от Aura, потому что я занимаюсь производством звукоснимателей уже тридцать лет. Я мог делать вещи немного темнее и немного ярче. Они работали очень хорошо, но не хватало пространственности. Звук акустики на самом деле развивается примерно в полуметре от гитары. Резонаторное отверстие начинает нагнетать, верхняя дека излучает. И я всегда хотел запечатлеть этот звук микрофоном. И я потратил на это три с половиной года, прежде чем это действительно получилось. Так что это было очень здорово. Мы продали сотни тысяч таких устройств, как в виде отдельной примочки, так и встроенных в гитару, так что это было очень здорово.

 

Для меня TriplePlay - это, наконец, гитарная MIDI-система, которая работает действительно хорошо, работает с меньшей задержкой, чем что-либо ещё на рынке. К тому же, цена на неё в разы ниже, чем на другие системы. Она неброская. Она лёгкая. Она беспроводная.

 

А покупатель, которого я хочу привлечь, похож на моего сына. Он играет на гитаре и ударных и начал возиться с лупами и создавать музыку. И ему пришлось купить клавиатуру, чтобы вводить материал. И он сказал: "Папа, я хочу делать это со своей гитарой". А я сказал: "Roland стоит дорого, кабели и прочее, и прочее".

 

Итак, я хочу, чтобы молодой гитарист, который купил гитару и усилитель, поигрался с ними несколько недель, а потом ему стало скучно, и он засунул ее под кровать. Я хочу, чтобы этот ребёнок взял гитару, и играл на ней со своим ноутбуком или iPad. Я думаю, что это огромный рынок. Мы делали TriplePay на iOS World в прошлом году. Мы были нарасхват.

 

Итак, ваша первая инновация была вызвана личными потребностями. Вторая - я имею в виду Aura - как бы развивалась сама по себе, а третья...

 

За это время мы действительно выросли, как компания, весь бизнес акустических, американских электроакустических гитар. Первые двенадцать лет мы были единственным поставщиком.

 

Martin, Gibson, Guild, Laravee - поначалу все они были слишком скупы, чтобы производить собственную электронику. Но все они хотели превзойти Takamine, и мы были единственным поставщиком [Takamine были одними из первых массовых производителей электроакустик с бортовой электроникой – прим. переводчика].

 

Так что, хоть мы и не советуем ломать пальцы, бизнес может начаться самым невероятным образом. Вопрос в том, что делать с судьбой, когда это случается. В случае Ларри это было довольно неожиданно. Звукосниматель TriplePlay можно встретить на гитарах Godin и Fender. Если вы гитарист, обратите внимание на новую линейку звукоснимателей Fluence.