"Чёрный альбом"
Амит Шарма
Total Guitar Annual 2023
перевод с английского
"Я просто сидел с гитарой в три часа ночи, и тут родился этот рифф. И я подумал: 'Вау, это работает!'"
Фото - Йохан Ордонез
Вспышка вдохновения гитариста Кирка Хэмметта стала ключом к переосмыслению Metallica на "Чëрном альбоме". Теперь, в тридцатую годовщину его выхода, он рассказывает историю его создания
Один простой рифф, задавший тон самому мощному альбому в карьере Metallica, исходил не от Джеймса Хэтфилда, ритм-гитариста и главного риффмейкера группы, а от лид-гитариста Кирка Хэмметта. Рифф пришёл к нему во время тура в 1989 году, когда он сидел один в гостиничном номере. И когда он вспоминает этот момент в интервью TG, спустя 32 года, он признаёт свой долг перед одной из групп, которая определила новую форму тяжёлого рока в то самое время, когда Metallica достигли статуса суперзвёзд.
"В '89-м году я только открыл для себя новое музыкальное направление, зародившееся в районе Сиэтла", - рассказывает Кирк. "Я много слушал Soundgarden. Меня очень впечатлила сырость их звучания и то, насколько оно было тяжёлым". "И одна вещь, о которой мы говорили как группа, - это то, что нам всем нравятся цепляющие риффы. И вот я сидел с гитарой в три часа ночи и думал: "Soundgarden, скачок, уменьшенные квинты...". Почти моделировал своё сознание под эти звуки. А потом родился этот рифф, и я подумал: 'Вау, это работает!'"
Из этого риффа была создана классика. "Enter Sandman" стала во всех смыслах ключевой песней пятого альбома группы, официально названного Metallica, но более известного как "Чёрный альбом". Она открывала пластинку, была первым синглом и, что самое важное, определила новое направление развития группы в тот момент, когда она больше всего в этом нуждалась.
К концу восьмидесятых короли трэш-метал переросли жанр, для создания которого они так много сделали, и именно "Enter Sandman" определила их будущее.
Как объяснил барабанщик Ларс Ульрих: "Первые четыре альбома Metallica были путешествием, которое становилось всё более и более прогрессивным, всё более и более сумасшедшим, странным и длинным. На четвёртом альбоме [1988 г. ..And Justice For All] мы как будто упёрлись в стену. Поэтому, когда мы собрались вместе, чтобы написать следующую порцию песен, наша задача заключалась в следующем: упростить. И первой песней, которую мы создали в первый же день, была 'Enter Sandman'".
Выбор Metallica продюсера для "Чёрного альбома" стал шоком для ярых фанатов группы, ведь Боб Рок сделал себе имя, работая со звёздами хэви-метала Motley Crüe и Bon Jovi. Но он оказался идеально подходящим для Metallica, и после восьмимесячного пребывания в студии One By One в Лос-Анджелесе Боб Рок стал продюсером "Чёрного альбома". На студии One By One в Лос-Анджелесе был создан шедевр - размеренная мощь "Enter Sandman" и "Sad But True" контрастировали с трэшевыми отголосками, такими как "Holier Thon Thou", и классическим роком в "The Unforgiven" и "Nothing Else Matters".
Выпущенный в августе 1991 года "Чёрный альбом" стал одним из самых продаваемых дисков всех времён, выйдя за рамки хэви-метал и заняв место в мейнстриме популярности наряду с Майклом Джексоном и Beatles.
В тридцатилетний юбилей альбома человек, с риффа которого всё началось, может многое рассказать о создании этого легендарного диска. Но сначала Кирк Хэмметт рассказывает о том, как за последние два года один журнал помог ему развить те самые уменьшенные квинты, которые так хорошо послужили ему в "Enter Sandman"...
"Мне всегда нравился журнал Total Guitar, - говорит он, - но с наступлением локдауна я ещё стал ещё больше ценить ваш журнал. У меня появилось много времени, чтобы просмотреть все свои номера, а в них так много замечательного материала. Я научился использовать уменьшенную квинту в качестве замены септаккордов, и мне очень нравится такая хрень!"
Фото - Росс Халфин
Давайте вернемся в 1990 год и вспомним, какими были ваши головы после выхода "Чёрного альбома" после "...And Justice For All".
Мы закончили работу над этим альбомом, и нашей мантрой после этого было: "Давайте не будем делать ещё один такой альбом, как Justice" Мы хотели начать сочинять более короткие песни, и это была реакция на исполнение песен с Justice, которые были длинными и содержали много смен темпа и размера. Вы должны понимать, что когда вышел этот альбом и мы отправились в тур, мы играли перед публикой, которая ещё не успела толком переварить альбом, и мы видели зевак, людей, которые смотрели в потолок или на свои часы... Хорошо, что в конце песен мы включали пиротехнику, чтобы всех разбудить и привести в чувство! Поэтому, увидев реакцию на этот альбом - общий прогрессивный характер альбома, - мы захотели выпустить что-то по другую сторону медали.
И поэтому, как вы сказали, акцент был сделан на более коротких, простых песнях...
Да. В таких песнях, как "Battery" [с альбома 1986 года Master Of Puppets], есть галоп, а в "Blackened" [с альбома ..And Justice For All] - открытые аккорды в бридже. Это хорошие примеры цепляющих риффов. Поэтому мы все старались писать энергичные вещи. Один рифф, который был на слуху и на котором мы джемовали, потому что он был полностью реализован, - это рифф к "Sad But True". В нем есть тяжёлый импульс.
И, конечно же, ваш рифф для "Enter Sandman".
Мне очень хотелось найти свой уникальный цепляющий, тяжёлый рифф. Это было своего рода толчком к созданию "Sandman". И хотя в какой-то степени мне это удалось, я всё ещё пытаюсь найти самый лучший запоминающийся тяжёлый рифф, как в песне [Deep Purple] "Smoke On The Water". Этот рифф настолько мощный. Что-то есть в тишине, которую вы слышите перед тем, как он вступает...
Вы когда-нибудь замечали это? Когда вы включаете песню, то перед её вступлением на две-три секунды наступает тишина. Эта тишина делает рифф таким зловещим, что мне даже как-то не по себе. И всё же, когда рифф вступает, вы мгновенно оказываетесь там. В течение десятой доли секунды ты уже там - трясёшь головой, твое тело чувствует это и включается в движение. Это так мгновенно. Это как крэк! Это как звуковой удар! Я не знаю, как еще это можно выразить. Когда ты сочиняешь такой рифф, это высшая точка. Вы знаете, что заставите людей танцевать, двигаться, заряжаться энергией, вдохновляться... Так много всего. Для меня играть музыку - это не только слушать, но и двигать людей физически, ментально, эмоционально. Мне нравится идея сочинять риффы, которые соединяются с людьми на другом уровне. И сейчас, на сороковом году моей музыкальной карьеры, это значит для меня больше, чем когда-либо прежде. Я смотрю на свой инструмент и думаю: "Бля, чувак, мне ещё так многому нужно научиться и сделать!". Мне еще столько всего предстоит сделать. Но, знаете, сочинение "Enter Sandman" позволило мне заняться другими вещами в свете этого. И слава богу!
Когда Вы поняли, что эта песня - нечто особенное?
Ну, она была написана практически в том виде, в котором все её знают. Я записал её на демо-кассету, а через пять-шесть недель мы собрались вместе и начали обмениваться риффами. Я зашёл к Ларсу, и он сказал: "На этой кассете есть один охуенный рифф! Он прокрутил мне его, и я сказал: "О да, я помню его!". А потом он попросил меня начать его играть, и я взял в руки гитару. Ему очень понравилась вступительная часть, и он попросил меня повторить её, прежде чем перейти к следующему фрагменту, вот так всё и получилось.
Расскажите нам об основном оборудовании, использованном на альбоме. Судя по документальному фильму "A Year And A Half In The Life Of Metallica", вы использовали в основном свои чёрные гитары ESP, а также светлую Gibson ES-295 и чёрный Les Paul Custom через различные Marshall и Mesa/Boogie...
Для "Enter Sandman" в основном использовалась моя чёрная ESP Skully. Собственно, я использовал её для всей песни. У меня был Gibson ES-295, на котором я сделал несколько овердабов. Также я иногда использовал свой Jackson. Для некоторых партий на чистом звуке в песне "The Unforgiven" я использовал светлый Страт 1961 года. Думаю, я использовал тот ESP Skully для большинства гитарных соло, если не для всех. Возможно, иногда я использовал свой Gibson Flying V. В какой-то момент появился мой ESP Spider, и я использовал его для одной из последних вещей, записанных во время сессий, - соло для "So What!" [кавер-версия классической панк-композиции Anti-Nowhere League, которая стала бисайдом к синглу "Sad But True"] Это заняло около 45 минут. Я был очень доволен этому!
А что насчет усилителей?
Это было время, когда мы все были увлечены звуком EMG и активных звукоснимателей. Я помню, что у нас было несколько усилителей. У нас был Jose-modded Marshall [модифицированный Хосе Аредондо, или по его схеме - прим. переводчика], плюс усилители Mesa/Boogie. Мы перестали использовать преампы ADA, которыми я пользовался до этого момента. У нас также был Matchless, плюс Wizard, и всё это для записи соло. Кажется, в миксе также был Fender Vibroverb. И все они были сведены вместе. Я не думаю, что у Джеймса было столько усилителей для его ритм-саунда! У нас было довольно много оборудования, и в основном это были усилители Боба Рока, за исключением усилителей Boogie и Vibroverb, которые были моими. Я помню, как сразу после записи купил усилитель Matchless, потому что мне очень понравился его звук.
И вы обычно использовали Tube Screamer для дополнительного драйва.
Да, там всегда был Tube Screamer. Я знаю, что в какой-то момент мы использовали множество различных педалей перегруза и дисторшна. Мы возились с Tone Bender, но это звучало совсем не лучшим образом. У нас были стандартные вау-вау Cry Baby. Думаю, для соло в песне "The Unforgiven" мы использовали настоящий Echoplex, который добавил слэпбэк в эту партию. В своё время мы обсуждали возможность использования ситара для одного из соло в "Wherever I May Roam", но сразу же отказались от этой идеи, поскольку не смогли извлечь из ситара хороший соло-звук с дисторшн. Как только я нашёл свой соло-звук, я просто пошёл дальше. Мы не меняли его слишком часто. На предыдущих альбомах я мог менять педали вау-вау или гитары. На "Чёрном альбоме" я не делал этого так часто. Я действительно придерживался этой ESP для своих соло, и, возможно, в "Sad But True" я играл на Jackson...
В "Sad But True" довольно обманчивый рифф, который гораздо сложнее воспроизвести по ощущениям из-за его отставания от ритма...
Ты должены быть несколько позади доли. Потому что если ты будешь впереди, то потеряешь весь грув и мощь. И да, это рифф, который звучит проще, чем есть на самом деле. Есть мелочи, которые нужно уловить правильно, и оттяжка - одна из самых важных. То же самое относится и к тому моменту, когда мы задерживаемся на одной ноте и переходим к куплетам. И, честно говоря, с тех пор мы нечасто используем этот приём - обычно мы играем быстро".
В "Holier Than Thou" есть несколько бешеных триольных ритмов. В чём секрет того, что эти трэшевые ритмы получаются такими плотными?
Секрет правильного исполнения триолей заключается в том, чтобы просто сесть и повторять эти "вверх-вниз-вверх", начиная медленно, а затем всё быстрее. Вы можете повторять их быстрым галопом. Или, если хотите, можете просто подыграть "Whiplash" (с дебютного альбома Metallica Kill 'Em All). Одно из упражнений, которое показал мне Джо Сатриани, когда я начал брать уроки, - это двойной и тройной пикинг на открытых струнах, а также тремоло... А это уже "Whiplash"! Я делал это на всех шести струнах и обратно. Это было очень хорошее упражнение. Позже я начал искать другие упражнения для улучшения игры на запястье и обнаружил, что это упражнение - практически лучшее из всех, которые можно использовать. Оно улучшает скорость пикинга на одной струне. Затем вы можете разбить его на триоли, четверти и т.д. Обычно я выбираю самый сложный дж-дж на одной ноте и использую его для разогрева перед выходом на сцену... И, знаете, это работает! Есть ритмы или риффы, которые, как вам кажется, вы не можете сыграть, но через пару недель или месяцев вы можете играть их во сне. Вы впитываете их, и они становятся частью вас, если вы достаточно практикуетесь.
"Don't Tread On Me" имеет очень грандиозное симфоническое вступление, почти напоминающую такие группы, как Queen [на самом деле во вступлении играется отрывок композиции "America" из мьюзикла "Вестсайдская история" - прим. переводчика].
Всё это связано с нашей любовью к гармонизированным гитарам. Брайан Мэй делал это в такой классной манере. Thin Lizzy гармонизировали всё, что только можно. А ещё есть Judas Priest. Нам всегда нравилось такое звучание. Оно может придать разное настроение или окраску, и нам показалось, что оно подходит для этого вступления.
The "God That Failed" в некоторых моментах очень напоминает Thin Lizzy.
То, как аккорды модулируются в припеве, очень здорово. В нём много движения, но он никогда не теряет темпа. Наоборот, мощь передается через него. Гитарное соло, которое я сыграл, - это, по сути, начальный рифф, а затем его вариации. По сути, я повторяю рифф снова и снова, но каждый раз меняю его. Я знал, что хочу сыграть, слышал это в своей голове и пел. Затем я сел с гитарой и доработал это.
В "Through The Never" собраны одни из лучших риффов альбома, особенно тот, который звучит на третьей минуте, когда Джеймс поет "On through the never!".
Эта средняя часть появилась уже давно, ещё до создания песни. Я играл её то тут, то там, разогреваясь перед концертами. И когда я показал её ребятам, они сказали: "Отлично, это охуенно тяжело!". Но когда Джеймс включил бандитский вокал, это вывело песню на новый уровень. И я на сто процентов с вами согласен - рифф тяжёлый, но когда появляется вокал, всё становится ещё тяжелее. Вступительный рифф - это ещё одна вещь, которая долгое время была на одной из моих кассет с риффами. Это была моя попытка быть быстрым и тяжёлым... Как Slayer! Эй, я люблю Slayer, что я могу сказать? Они величайшие. У Керри Кинга такая плавная техника игры. Он может переходить от супертяжёлого, супербыстрого к абсолютно рваному, и делает это без усилий и плавно. Керри не получает заслуженной оценки как ритм-гитарист. Он отличный ритм-гитарист и отличный соло-гитарист. Он всегда агрессивен, и мне нравится его последовательность.
"My Friend Of Misery" - самая длинная композиция на альбоме, чем-то напоминающая "Master Of Puppets".
Ну, изначально она должна была быть инструментальной, а потом менеджмент сказал нам, что она слишком хороша, чтобы быть просто инструментальной. Вокал был добавлен уже потом. Поэтому, наверное, она и напоминает "Puppets".
Если говорить об открывающих гамбитах, то рубилово, которым начинается "Of Wolf And Man", представляет собой довольно громкое музыкальное заявление.
Основной рифф после рубилова - это рифф, который я придумал во время тура Justice. Самое интересное, что я играл его задом наперёд... Или мы сейчас играем его задом наперёд! Она начиналась немного выше на пятом ладу струн E и A, а затем спускалась к первому ладу и открытым аккордам. Ларс же слышал её наоборот. Оглядываясь назад, можно сказать, что это была хорошая идея, потому что мы могли использовать рубилово на открытом аккорде E для перехода к основному риффу.
В Nothing Else Matters есть несколько красивых многослойных акустических партий. Что именно мы слышим?
Я думаю, что все акустические партии в этой песне сыграл Джеймс. Мы арендовали несколько акустических гитар, и, возможно, там был Martin. Тогда у нас было не так много инструментов и оборудования, но сейчас их хватит на двадцать групп! У Боба Рока было так много всего, а потом мы стали брать в аренду всё подряд - от компрессоров и преампов до акустических гитар и усилителей, например, Marshall JCM. Я знаю, что JCM сыграл большую роль в записи "Nothing Else Matters", и мы впервые использовали его в студии.
В конце вы использовали действительно сложный выбор нот для своего соло в "The Unforgiven", что, как свидетельствует документальный фильм, было, возможно, непросто в некоторых моментах.
Оно никак не получалось, и тогда Боб Рок обвинил меня в том, что я не выполнил "домашнее задание". Я не знаю, что он имеет в виду, потому что я пришёл в студию со всеми этими идеями, но они просто не работали! Мне пришлось выбросить их все. Я был совершенно опустошён, и у меня не было ни одной идеи, что же сделать. Боб сказал мне, что постарается подправить звук для меня, и когда он это сделал, это действительно помогло. Они сказали: "Просто играй!", а я такой: "Арррр!". У меня была минута, чтобы настроиться на нужный лад. Мне нужно было просто отгородиться от всего и погрузиться в глубокие эмоции. Мы нажали кнопку записи, и я не знал, что, блядь, играть, но что-то должно было получиться... Всегда что-то выходит. И вот что вышло. Камеры засняли большую часть того, что получилось в итоге на записи, и это очень здорово, если оглянуться назад. Но то соло было сырой эмоцией, я понятия не имел, что делать, все приходило ко мне по ходу игры - настоящая импровизация. Я был так счастлив после этого, очень взволнован и вдохновлён. Я знал, что мне нужно делать это чаще, и с тех пор я работаю над тем, чтобы лучше импровизировать и завершать музыкальные мысли, которые очень хорошо слушаются. Формирование законченных соло естественным образом, если вы понимаете, о чём я.
Для "Чёрного альбома" я пришел с восемьюдесятью процентами проработанного материала и двадцатью процентами импровизации, включая соло "The Unorgiven". Сейчас я предпочитаю, чтобы всё было наоборот: двадцать процентов наработок и восемьдесят процентов импровизации, потому что это более интересно, более спонтанно и честно. Я не знаю, что войдёт в альбом, так же, как и все остальные! Мне кажется, что так будет правильно, так будет лучше - вместо того, чтобы сочинять что-то и подгонять под себя, иногда навязывая то, что может показаться неправильным. Чистая импровизация более естественна и органична.
Глубокие гармонизированные бенды в конце "The Unforgiven" также значительно увеличивают общую симфоническую нагрузку.
Сейчас я думаю об этом, и вспоминаю, что мне хотелось удвоить эти партии в студии. Это было так давно, что трудно вспомнить.
Вы использовали фригийский доминантовый лад гармонического минора в части соло "Wherever I May Roam", используя его экзотическую атмосферу [гармонический минор от пятой ступени в качестве тоники, где повышенная септима гармонического минора превращается в мажорную терцию изначально минорного фригийского лада].
Да, я использовал немного фригийского доминантового лада. Что я всегда делаю, когда перехожу к соло, так это смотрю на ритм-аккорды. Нужно посмотреть на ноты в риффе и применить необходимую гамму. Найдите ту, в которой больше всего нот, звучащих в аккордах, и скоординируйте их. В данном случае это было много фригийского и фригийского доминантового. В настоящее время я больше склонен использовать гармонический минор, чем обычные мажорные лады, потому что мне кажется, что в этом случае можно добиться большего!
Однажды я играл с Камаси Вашингтоном, он исполнял песню "My Friend Of Misery". Тональность аккордов во время моего соло хорошо подходила для гармонического минора, потому что там были похожие хроматические ноты. Когда я играл пентатонику поверх этого кусочка, она звучала, но не так, как в модальном ладу. Я попробовал гармонический минор и попал. Я попробовал гармонический минор с ещё большим количеством хроматики, и я был ещё более в теме.
Именно так я пришёл к соло для "Wherever I May Roam", глядя на аккорды в риффе и на то, какие гаммы они предполагают. Вся песня в фригийском ладу, если посмотреть на нее. Так что фригийский доминантовый определённо подойдёт! Я хорошо знаю гаммы и лады, если бы не знал, то не смог бы прийти к таким же мелодическим выводам. Знание теории определенно помогает!
И интересно, как вы продолжаете использовать надёжную пентатонику в качестве стартовой площадки для других тональностей, добавляя секунды, сексты и далее.
Хитрость заключается в том, чтобы добавлять ноты тогда, когда вам это нужно. Я могу играть в E минорной пентатонике, а затем добавить С#, и вдруг я окажусь в дорийском ладу. Затем я могу вернуться к пентатонике, спуститься на седьмой лад и использовать там E минорные фишки. Затем я могу подняться на два лада вверх и найти там параллельный минор [Примечание редактора: локрийский лад C# здесь будет зеркальным отражением E-дорийского]. Я просто добавляю ноты, когда мне этого хочется. Иногда люди этого не замечают - думаю, вы первый, кто обратил на это внимание, - но я могу перейти от пентатоники к модальности всего на три-четыре секунды, а затем вернуться обратно. Я люблю пентатонический звук, потому что на нëм я вырос. Джим Пейдж, Джими Хендрикс... Это тот самый звук, чувак. Для меня дело не в полностью модальных вещах, как у Эрика Джонсона или подобных гитаристов.
Я по-прежнему люблю модальные вещи и их европейское звучание, поэтому я склонен сочинять мелодии и композиции, используя лады, но когда я импровизирую, я использую пентатонику и хроматику. Это те ноты, которые мне нравится играть.
Сила пентатоники
Как объясняет Кирк, он склонен использовать пентатонику в качестве основы для многих классических соло Metallica, а затем добавляет другие ноты из ладов, или пониженную квинту из блюзовой гаммы, чтобы передать больше настроения. Например, если вы играете в минорной пентатонике на 12-м ладу, то пониженные квинты можно найти на 13-м ладу струны A, 1-м ладу струны G и 11-м ладу струны B.
Сюда же можно отнести мажорные секунды или мажорные девятые - их можно найти на 14-м ладу струны E и 16-м ладу струны D, и эти интервалы будут работать в большинстве мажорных и минорных контекстов. Однако больше внимания следует уделять терциям, секстам и септимам, которые при неправильном использовании могут звучать неправильно. Как говорит сам музыкант, внимательное изучение риффа, который вы играете, поможет вам понять, что где лучше работает...
Доминирование с помощью фригийской доминанты
Не зря фригийский доминантовый является одним из самых популярных ладов гармонического минора среди металлистов. Подобно своему родственнику из семейства мажорных гамм, фригийскому ладу, он имеет минорную 2-ю ступень и поэтому хорошо подходит для риффов, использующих пауэраккорды на один лад выше тоники. В случае с песней Wherever I May Roam это диссонанс между нотой E на 7-м ладу струны A и F на 8-м ладу рядом с ней. Что делает гармонический минор более драматичным или экзотичным, благодаря его мажорной терции вместо минорной, характерной для стандартного фригийского лада. Такое использование мажорной терции с минорной септимой характерно для доминантовых аккордов - отсюда и название "фригийская доминанта". Вот так!
Инструменты и оборудование Хэтфилда
Во время работы над "Чёрным альбомом" на многих студийных кадрах можно увидеть основные гитары Джеймса Хэтфилда ESP MX-220 - одну черную с надписью "Fuk Em Up" на верхнем плавнике и наклейкой LA Raiders между звукоснимателями EMG 60/81, а другую белую с надписью "So Fucking What". Баритон Jerry Jones Danelectro Longhorn использовался для уплотнения ритм-партий в песне "Sad But True", Gretsch White Falcon, принадлежавший Бобу Року, и двухгрифовку Gibson EDS-1275 можно услышать в песне "Nothing Else Matters", а восточные нотки во вступлении к песне "Wherever I May Roam" привнесены электроситаром Coral/Danelectro 3S19. Эти гитары были включены в комбинацию усилителей, включая Mesa/Boogie Mark IIC+, модифицированный Marshall JCM800, Mesa/ Boogie Mark IV, а также преамп ADA MP-1 и усилитель мощности Mesa/Boogie Strategy 400.
Рассвет Апокалипсиса
Стив Оллсворт, из TG, собственной персоной проведёт вас через всю таблатуру своего непреднамеренного интернет-хита
1 Акустическое вступление
Этот рифф - фактически сплав всех великих баллад Metallica. В основном я основывался на "Welcome Home (Sanitarium)" с Master Of Puppets и "Fade To Black" с Ride The Lightning, в которых встречаются эмоциональные минорные арпеджио, подобные этому.
2 Арпеджио в стиле Ктулху
Этот рифф был в значительной степени основан на идеях арпеджио в двух песнях: "The Call Of Ktulu" с Ride The Lightning и средней части из "Master Of Puppets". Обе эти композиции намекают на гармонический минор с добавлением уменьшенного септаккорда. Я также позаимствовал атмосферу и флажолеты на 12-м ладу из "Nothing Else Matters" (с "Чёрного альбома"), а также диатоническое движение аккордов из вступления к "Fight Fire With Fire".
3 Дж-дж на пауэраккордах
Эта часть характерна для некоторых классических среднетемповых риффов Metallica, таких как "Enter Sandman", "Seek And Destroy" и "Ride The Lightning", в которых присутствует большое количество забойных пауэраккордов на открытой нижней струне E. В этой композиции также присутствует дополнительная доля в последнем такте, что является намёком на смену размера в композициях "Blackened" (с ...And Justice For All) и "Master Of Puppets".
4 Галлоп-рифф раннего периода
За основу этого риффа я взял некоторые ранние, более быстрые трэш-метал песни Metallica, такие как "Battery" и "Fight Fire With Fire", которые в значительной степени опираются на ритм прямого галопа (восьмая -> две шестнадцатых) и ритм обратного галопа (две шестнадцатых -> восьмая). Также используется классический тритон (Bb5 в тональности Em) из таких песен, как "Enter Sandman" и "Of Wolf And Man".
5 Меланхолическое соло
Это на самом деле просто закос под соло Кирка на чистом звуке в композициях "One" и "The Unforgiven". Он был гораздо более блюзовым, чем его ровесники по року и металу девяностых, и минорная пентатоника и диады в стиле Хендрикса свидетельствуют об этом влиянии. Однако от обычного натурального минора никуда не деться, и эта гамма мгновенно обеспечит более меланхоличное звучание.
6 Соло с вау-вау
Эпические, насыщенные соло с педалью вау-вау не могут быть лучше, чем в Enter Sandman, из которого заимствована моя изначальная идея. В ней также есть намёк на вдохновлённые Майклом Шенкером идеи легато и пентатонические секвенции, использованные Кирком во вступлении к "Fade To Black".
7 Певучие мелодии
Это было сделано в знак уважения к мелодичным соло Кирка на нэковом звукоснимателе в таких композициях, как "Welcome Home (Sanitarium)", "Master Of Puppets" и, в некоторой степени, "The Four Horsemen" с Kill 'Em All. Эти соло, как правило, создаются на основе певучих мелодий и медленных ритмов (обычно это затишье перед бурей!).
8 Гармонизированное соло
Это еще одно мелодичное соло, но на этот раз основанное на классических идеях гармонии, звучавших в "Master Of Puppets", "Fade To Black" и "To Live Is To Die". Идея сдвоенного гитарного соло - классическая для Thin Lizzy, но использование гармонического минора E придает ей неоклассический оттенок.
9 Фригийский лик
В основу этого быстрого соло я положил некоторые из быстрых приёмов с легатными срывами к открытой струне, встречающихся в некоторых соло в "Whiplash" и "One". Здесь также используется испанский колорит фригийского E (Ми-минор с пониженной секундой), который Кирк популяризировал в таких композициях, как "Wherever I May Roam".
10 Влияние Мальмстина
Влияние Ингви Мальмстина часто проявлялось в ранних гитарных соло Кирка. Такие композиции, как "Creeping Death" и "Leper Messiah", вдохновили меня на эту идею. В них присутствуют размашистые арпеджио C, D и Em, а также быстрые триоли и нисходящие гаммообразные секвенции. Кирк часто использовал весь диапазон своей гитары с частыми бендами выше 22-го лада (а часто и дальше), что позволяло ему прервать поток неустанного быстрого пикинга.
Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.