GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Justin Norvell

 

 

 

О прошлом, настоящем

и будущем гитарных

разработок в Fender

 

 

 

Guitarist/Guitar World Online, май 2021

перевод с английского

 

 

От переводчика: Ранее я уже публиковал интервью с ключевыми сотрудниками Fender разных эпох. Предлагаю вашему вниманию перевод интервью с исполнительным вице-президентом по разработке продукции Fender.

 

 

 

"Мы многим обязаны музыкальным творениям, созданным на наших инструментах. Мы прошли путь от своевременности к вневременности".

Fender зародились как компания, не боявшаяся бросать вызов условностям. В начале пятидесятых годов самые первые Esquire были осмеяны традиционалистами как "лодочные вёсла".

 

Но к концу десятилетия цельнокорпусные электрогитары Лео изменили весь музыкальный ландшафт, продемонстрировав силу смелого подхода к инновациям. 75 лет спустя, как удается компании Fender балансировать между рыночной привлекательностью своего наследия и необходимостью оставаться на передовом уровне производства инструментов?

 

Мы решили узнать ответ у человека, который, как никто другой, может рассказать нам об этом: у исполнительного вице-президента Fender по разработке продукции Джастина Норвелла.

 

Кажется, что компания Fender существовала всегда, но в некотором смысле она находится в таком вечном движении, что, кажется, будто она еще молода. 75 лет кажется пожилым возрастом для компании, которая всё время движется так быстро. И это происходит с самого начала... В каком-то смысле мы всё ещё просто приходим сюда каждый день и говорим не только о том, как всё было раньше, но и о том, как мы можем сделать всё гораздо лучше.

 

Как люди сегодня используют гитары? Что мы хотим сделать? Так что мы все еще смотрим на это свежим взглядом. Для нас действительно важно то, как люди используют инструменты. Да, гитары – это искусство, которое мы создаем, но речь также идет о творчестве и музыке, которая создается с их помощью, и это невозможно передать словами.

 

Лео Фендер понял, что на сцене рок-н-ролла люди хотели чего-то нового, чего-то другого, с чем они могли бы выделить свою индивидуальность. Они могли сделать Fender громче [чем джазовые гитары с полым корпусом] и не быть подверженными обратной связи, и у них был новый звук. Таким образом, здесь произошло своего рода культурное пересечение: Fender выпустил новые модели гитар как раз в то время, когда поднималась эта новая музыка.

 

Мы действительно многим обязаны музыкальным произведениям, созданным на наших инструментах, которые увековечили влияние [Fender] и стремление людей играть на них на протяжении многих лет. Таким образом, мы прошли путь от своевременности до вневременности.

 

Как вы продолжаете совершенствовать такие гитары, как Stratocaster, не теряя из виду их конструктивную сущность?

 

Этот 15-летний период, начиная, скажем, с 1950 года и до 65-го, был просто великолепен по числу усилителей, басов и гитар, которые были созданы в Fender. Поэтому перед нами встала задача: как сделать новую продукцию другой, но при этом сохранить ту же культовую эстетику?

 

Внешне он выглядит как традиционный Stratocaster, но у него новые звукосниматели, новый профиль грифа, новые лады, новый бридж, новая фурнитура... Этот основной первоначальный дизайн был настолько проработан, что мы просто должны признать это и посмотреть, какие усовершенствования и корректировки мы можем внести по мере того, как меняется музыка и меняются люди. Это очень похоже раскрашивание контурных картинок.

 

Custom Shop компании Fender существует уже более 30 лет, и он остаётся топовым уровнем производства гитар в компании Fender. В какой степени его продукция влияет на серийные гитары?

 

По сути, это симбиотические отношения, в которых мы постоянно общаемся и делимся опытом. Так что, знаете, [главный мастер Fender Custom Shop] Рон Торн может сказать: "Я только что разработал новый бридж". И, возможно, он сделал это в рамках создания индивидуальной заказной гитары, но на самом деле он слишком хорош, чтобы использовать его только на одной гитаре: это новая идея, которую мы должны использовать.

 

Но иногда это происходит и в обратном направлении. В 2012 году, когда Майк Льюис помог нам возобновить выпуск серии American Vintage, мы настолько глубоко изучили [точные спецификации и размеры оригинальных винтажных Fender], что некоторые из новых деталей, которые мы сделали, патентованные сёдла и прочее, затем перекочевали в Custom Shop.

 

И, конечно, мы также делали гитары Classic Player, которые были разработаны мастерами Custom Shop. В новой юбилейной серии 75th Anniversary American Series также используются звукосниматели Custom Shop. Так что мы постоянно обмениваемся опытом.

 

Custom Shop [выпускает] многое из того, что не готово к серийному производству и из-за трудностей, времени, стоимости или чего-то ещё, что просто не может быть реализовано [на производственной линии], и в этом заключается гениальность их работы. Но есть и многое, что мы можем взять из их разработок и запустить в серию.

Так что Custom Shop по-прежнему остается вершиной, где есть звукосниматели с ручной намоткой и инструменты, которые собираются вручную одним человеком. Но в то же время, на нашей производственной линии, American Pro Stratocaster все еще имеется более 150 процессов ручного труда.

 

Говоря о 75-летнем опыте, мы до сих пор используем старые пуансонные прессы, штампуем джекплейты и пикгарды на той же оснастке. Так, если вспомнить Джими Хендрикса на Вудстоке, джекплейт на его Страте был отштампован тем же инструментом, который сегодня используется для штамповки джекплейта на American Pro.

 

У нас есть эти линии производства, но если мы хотим быть более точными, более последовательными и иметь более жёсткие допуски, мы также можем использовать оборудование с ЧПУ, лазерную резку и тому подобное. Речь идет о гармоничном, тонком развитии технологий, но при этом сохраняется ручная работа и мастерство.

Как вы уже говорили, Fender часто использует элементы своего прошлого в качестве ориентира для будущего вдохновения. Есть ли какие-то эпохи в наследии Fender, которые, по вашему мнению, особенно созрели для повторного обращения к ним?

 

Это как бы движется по эпохам, точно так же, как музыка, жанры и вкусы меняются. Так что будет время, когда все будут говорить о '50-х годах, и будет время, когда все будут увлечены гитарами переходной эпохи '60-х. У нас только что был период, когда было много Стратов '64-го или '65-го года [сделанных в этом стиле].

 

И я думаю, что мы также получили массу удовольствия, а коллекционеры и музыканты - массу удовольствия, погружаясь в ту более эзотерическую эпоху конца '60-х и начала '70-х годов, когда у вас были такие гитары, как Starcaster, Swinger, Bronco и Maverick, где модульность была доведена до безумного уровня.

 

Даже когда речь идет об Acoustasonic Stratocaster и Telecaster, которые совершенно не похожи ни на что, что было до них, первоначальным зерном идеи было то, как Лео переосмыслил [в джазовую эпоху] электрогитару, чтобы она стала цельнокорпусной электрогитарой с цельным корпусом. Другими словами, если бы Лео пытался создать электроакустический инструмент сегодня, на что бы он был похож? И мы использовали эту идею как призму для нашей новой интерпретации этой платформы.

 

Вы проработали в компании Fender более двух десятилетий, какие самые большие изменения вы видели за это время с точки зрения того, как компания разрабатывает и производит гитары?

 

"Я думаю, это мой 25-й или 26-й год... в общем, четверть века. Это безумие... Знаете, я думаю, что самое большое изменение - это ослабление некоторых догм того, что мы делали.

 

Если вернуться к 1996 году, то Lone Star Strat был нашим первым серийным Стратом с хамбакером - к тому моменту все остальные уже ставили хамбакеры на гитары в стиле Страт, но мы этого не делали. До этого, если вы хотели Strat с хамбакером, вам приходилось устанавливать его самостоятельно. Так что поначалу компания была гораздо более консервативной.

 

Я думаю, когда Билл Шульц возглавил компанию и привёл моего наставника Дэна Смита, приоритетом было вернуться к корням и показать, что мы всё ещё можем делать это правильно в эпоху пост-CBS. В тот момент всё было очень сильно ориентировано на традиции.

 

Но за последние два десятилетия мы действительно расширили возможности, создав такие вещи, как гитары Parallel Universe, серию Pawn Shop, используя хамбакеры в самых разных инструментах, используя P-90 и просто меняя формы корпуса... Так что, я думаю, мы обнаружили, что нам не нужно замыкаться в себе. Пока у нас есть здоровая аутентичность и верное направление, мы можем расширяться и делать большее.

Какие самые большие проблемы в области дизайна стоят перед Fender сегодня? Как вы успеваете за меняющимися потребностями покупателей, которые привыкли каждый год обновлять свой смартфон?

 

Я бы сказал, что гитара интересна тем, что вы надеваете её на себя - вы сидите за клавишными, вы сидите за барабанами... но гитара становится продолжением вас. Это инструмент, с которым люди связаны эмоционально. Интересно то, что технологии развиваются и меняются гораздо быстрее в области эффектов, усилителей, звукозаписи и DAW.

 

Но с гитарами немного сложнее... на самом деле люди хотят чистоты самой гитары. Поэтому я бы сказал, что самые большие изменения происходят в области усилителей, и во многом это связано с переходом на цифровые технологии. Всё меньше и меньше людей хотят играть на огромных усилителях и врубать их на полную.

 

Современные музыканты используют свои смартфоны, ноутбуки для создания музыки. У моего сына есть усилители, но он также играет через свои референсные мониторы, когда записывается, и я думаю, что также наблюдается переход к удалённой работе с другими музыкантами - все меньше людей собираются вместе в группы, устраивают джемы и прочее, особенно во время Covid. Так что речь идет о том, чтобы найти способ применения нашей продукции в современном мире.

 

Мы действительно стремимся уменьшить трудности, сделать их простыми, чтобы любой мог ими пользоваться: наши усилители имеют пять регуляторов и трёхполосный эквалайзер, а гитары - два регулятора и переключатель [соответственно]. Так что речь идет о сохранении простоты использования.

 

Назовите три ваших любимых гитары, выпущенных компанией Fender за последние годы?

 

Я бы начал с последней версии Ultra [Luxe] - это, вероятно, самая радикально переосмысленная гитара, которую мы сделали за последнее время, но при этом она осталась верна своему наследию в плане легкости игры, компаундного радиуса, плавного сочленения грифа с корпусом... Всё это означает, что на этой гитаре просто удобно играть.

 

Я также особенно люблю Jazzmaster, поэтому я бы выбрал Classic Player Jazzmaster многолетней давности или новый American Pro II Jazzmaster с новым тремоло Panorama. Я выходец из инди/панк/шугейз-сцены, поэтому я люблю Jazzmaster.

И еще, если говорить о личном, у меня есть Telecaster, сделанный из красного дерева, взятого со старого железнодорожного моста из Северной Калифорнии. Это просто здорово - иметь гитару из дерева, которое было частью золотой лихорадки 1800-х годов, затем было использовано для какого-то сооружения, а потом превратилось в гитару. И теперь, знаете, оно обрело новую жизнь.

 

За эти годы мы сделали много гитар из вторичной древесины, и сама мысль о том, что вы держите в руках кусочек истории, даже когда создаете новую музыку, просто фантастична.

 

 

Если вам понравился перевод и вы хотите читать и новые публикации, вы можете поддержать развитие сайта, воспользовавшись формой, расположенной в самом низу страницы (справа).