GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Jol Dantzig

 

 

Крёстный отец 12-стунного баса

 

 

 

 

 

 

12- String Bass Encyclopedia, 2003г.

Перевод с английского

 

 

 

 

Многое можно сказать о человеке, который может взять идею и воплотить ее в жизнь. Видение и мастерство, необходимые для таких начинаний, часто присущи лишь избранным. Джол Дэнциг из Hamer Guitars подходит под это описание.  В 1978 году Джол создал самый первый 12-струнный бас после разговора с басистом Cheap Trick Томом Петерссоном.

 

Под руководством Джола компания Hamer продолжала выпускать эти невероятные инструменты на протяжении почти 35 лет. Джол выделил время из своего суматошного графика, чтобы поговорить с нами обо всех 12-струнных инструментах. Для нас большая честь иметь такую возможность, и мы хотели бы поблагодарить Джола за его интерес к нашему проекту и приятные комментарии о нём.

За прошедшие годы 12-струнный бас приобрёл почти культовый статус. Трудно даже думать о 12-струнниках, не упоминая Hamer. Вы, должно быть, очень гордитесь.

 

Да, это очень приятно. Hamer был ответственен за то, что на протяжении многих лет музыканты получали множество замечательных гитарных воплощений, и приятно оглядываться на это.

 

Многое было написано о том, как появился первый 12-струнный бас. Как в то время относились к новому инструменту? Представлял ли кто-нибудь, что он когда-нибудь превратится в то, что получилось в итоге?

 

Одним словом, нет. Мы действительно просто делали то, что было в наших сердцах и головах в то время. На самом деле, это верно и сегодня. Я не собирался становиться "Джолом Дэнцигом, гуру гитары" или даже "конструктором гитар". Мы просто хотели делать классные гитары. Вы делаете всё возможное каждый день, а время покажет результат.

 

Кто принимал решения по дизайну первой 12-струнной модели? Знаменитая ныне раздвоенная V-образная голова была использована на прототипе 10-струнного баса, который предшествовал первому 12-струнному. Кто придумал этот дизайн?

 

Я думаю, что к тому времени мы уже использовали голову "Split V" на 12-струнной гитаре, мы просто перенесли её на бас. Это был намёк на прототипы Gibson Futura, которые предшествовали модели Explorer. Я просто немного обрезал её, чтобы сделать более изящной. Что касается дизайнерских решений, то большая часть из них была принята коллективно, а часть была продиктована тем, что было доступно или возможно с теми материалами, которые были у нас под рукой в то время.

Ваше имя навсегда связано с созданием 12-струнного баса. Схоже ли создание 12-струнного баса с созданием 4-струнного или это совершенно разные звери? Были ли какие-то важные уроки, которые вы извлекли из этого опыта о том, как НЕ надо делать?

 

Это была действительно неизведанная территория во многих отношениях. Мы были настолько новичками в создании инструментов в целом, что все было непросто. Это также пошло нам на пользу, потому что не было никаких правил, которым нужно было следовать. Сейчас, если вы открываете компанию по производству басов или гитар, существует так много предвзятых мнений, что вам автоматически приходится им соответствовать. Мы просто пытались сделать бас, на котором действительно можно было бы играть со всеми этими струнами.

 

Что касается того, чтобы делать что-то по-другому или учиться на собственном опыте? Конечно, есть мелкие детали, но я думаю, что мы изначально всё сделали правильно. Успех инструмента со временем показал мне, что нужно верить в себя и не обращать внимания на то, что говорят люди, утверждающие, что это невозможно сделать. Том Петерссон показал мне это!

 

Можете ли вы подробно описать электронную схему и звукосниматель Quadraphonic? Кто сделал звукосниматель для Quad и что они думали об этой идее?

 

Quad имел прямолинейную схему с одним звукоснимателем, одним регулятором громкости и тембра для большинства рабочих ситуаций. Мы использовали рельсовый звукосниматель Bill Lawrence, потому что тогда нам не нужно было мучиться с выравниванием струн относительно магнитоводов, что является проблемой на двенадцатиструнках. В итоге большинство басистов использовали именно его, так как настройка "квадро" была довольно сложной для использования на каждом концерте.

 

В квадрофонической части баса используется специальный четырёхкатушечный звукосниматель, который мне сделал Сеймур Данкан. Он всегда с удовольствием сотрудничал со мной в специальных проектах - кажется, я знаю его почти вечность. Первые несколько квадов были оборудованы электроникой, которую для нас сделал парень по имени Рекс Боуг. Рекс был настоящей личностью, и с ним было очень здорово общаться. У него была целая история с гитарами Dean ещё до появления Dean... с девушками на выставках NAMM и всё такое! Он сделал знаменитую двухгрифовую гитару, на которой играл Джон Маклафлин, знаете, ту, которую скопировали Ibanez. Так вот, у него был предусилитель, который он назвал "Balz Deluxe", и мы попросили его сделать такой же для баса, четырёхканальный. Мы задавали низкие и высокие частоты, и у него был переключатель, который выбирал пики. Каждый из этих каналов имел отдельный выход. Немного экстремально, но было здорово.

Когда был создан оригинальный Quad-бас, он настраивался так же, как и 8-струнный бас Hagstrom (стандартное расположение струн). Конечно, существовали и другие возможности, например, метод "басовая нота сверху", который использовался на Rickenbacker. В чём была причина?

 

Такая расстановка струн подходит Тому лучше всего, потому что он играет медиатором и в основном даунстроком. Если бас находится сверху, медиатор просто слабо атакует октаву, и вы не так хорошо её слышите. И наоборот, мы настроили восьмиструнку, которую сделали для (басиста Attractions) Брюса Томаса, наоборот, потому что он играет пальцами.

 

Сколько времени ушло на создание оригинального баса Quad? Прошел ли он через серию испытаний, прежде чем был передан Тому Петерссону? Если да, то какие испытания проводились?

 

Должен сказать, что я не помню, сколько времени это заняло, но, вероятно, очень много времени, то есть несколько месяцев. Мы не были готовы к работе с инструментами, всё делалось на коленке с помощью стамесок и дрелей. Кроме того, мы придумывали всё на ходу.

 

Были ли сделаны какие-либо изменения для более поздних версий басов Quad? Я знаю, что они потеряли четыре регулятора в темброблоке.

 

Да, это потому, что Рекс стал лениться или ещё какая-то глупая причина. Думаю, мы тоже устали от попыток втиснуть туда все эти штуки!

Сколько было выпущено 12-ручечных квадов? Сколько 8-ми ручечных версий?

 

Как я уже говорил, в то время мы не записывали все это для потомков, всё происходило одним днём и "история гитары" нас не особо волновала. И по этой причине, а также из-за плохой памяти... Я не могу сказать наверняка. Я думаю, что их не больше шести или около того первых типов. Я не могу представить, чтобы у нас хватило терпения на большее! Фрэнк Унтермайер, возможно, помнит лучше меня.

 

Как появился B12A? Каковы были основные цели создания этого баса? Когда был завершён первый?

 

В Японии проводился конкурс на дизайн инструментов для Cheap Trick, и некоторые из рисунков были довольно крутыми. Рик и Том показали нам эти рисунки и внесли свои предложения. Я думаю, что на рисунке была изображена электрогитара, которая выглядела как акустическая. Это было зрелище, которое, естественно, понравилось всем нам. Что-то вроде моего баса Flying V... который был сделан похожим на гитару. Нам нравилось сбивать людей с толку... разве это не заметно? Кто еще может назвать модель гитары "Prototype?".

Просили ли вас сделать Quad с тех пор, как их сняли с производства? Вы когда-нибудь рассматривали возможность выпустить его снова?

 

Простите, здесь ураган, я вас не слышу... что вы сказали?

 

Давайте поговорим немного о B12L. Как долго витала в воздухе идея создания 12-струнного лонгскейла, прежде чем он был выпущен?

 

Это было наше желание с самого начала - сделать длинномензурную двенадцатиструнку, мы просто не думали, что Том сможет ее поднять.

 

Был ли бодишейп Chaparral первым выбором для серийного B12L? Рассматривались ли другие варианты корпуса? Если да, то какие?

 

Мне всегда нравилось название Chaparral, поэтому я, естественно, хотел использовать эту конфигурацию. Она была названа в честь шокирующе революционных гоночных квадроциклов шестидесятых Can-Am Джима Холла. Вы знаете, первые машины, которые использовали большие крылья и спойлеры для управления прижимной силой. Он был провидцем, и мне нравились его работы. Кроме того, это была эра метала, и он выглядел просто потрясающе, особенно в чёрном цвете.

 

Из всех 12-струнных басов, созданных Hamer за эти годы, есть ли один, который вам особенно нравится?

 

Первый - самый удивительный, потому что он действительно функционировал. Мне нравился тот, который предназначался для Энтвистла, потому что я полагал, что он будет тем парнем, который выложится по максимуму. Я любил The Who, а он был для басов тем же, чем Джим Холл был для гоночных машин. Другая, которая мне нравится - Джеффа Амента, потому что когда я слышу рифф Jeremy, я улыбаюсь. Джефф - действительно замечательный человек, и я действительно связан с его музыкой. С Дагом Пинником было приятно общаться... Я могу продолжать и продолжать.

Какие инструменты Hamer являются вашими личными фаворитами и почему? Есть ли еще какие-нибудь странные гитары в планах Рика Нильсена?

 

Вдохновение - забавная штука, иногда оно подкрадывается незаметно, и ты даже не знаешь об этом, пока оно не развернётся перед тобой. По этой причине я люблю говорить, что следующий дизайн инструмента - мой любимый. Нет ничего лучше, чем ощущение, когда видишь что-то впервые и знаешь, что это правильно.

 

Что касается Рика, то мы стараемся избегать его звонков. (Это, конечно, шутка.) На самом деле, Фрэнк Унтермайер принимает на себя основной удар Рика.

 

Что вы видите в будущем для 12-струннок Hamer? Появились ли в последнее время какие-нибудь новые идеи?

 

Мы обсуждаем возможность оборудовать их WiFi, чтобы можно было воровать mp3 из интернета во время концерта и делать вид, что это твои собственные риффы.

 

Какие самые необычные 12-струнные басы вы делали? Что сделало их такими разными? Делали ли вы какие-нибудь особенные 12-струнки в последнее время?

 

Они все довольно необычные. Может быть, я уже отвык от этого.

 

В последнее время на рынке появилось множество новых 12-струнных инструментов во всех ценовых диапазонах. Учитывая конкуренцию, рассматривали ли вы возможность внесения каких-либо изменений в текущие модели B12L и B12A?

 

Обычно мы вносим изменения, только если чувствуем, что в них есть необходимость. Если есть действительная потребность музыканта, которую нужно удовлетворить, то это честная игра. Я рад, что другие люди делают их, это делает их более доступными для покупателей.

 

Есть ли у вас 12-струнные басы?

 

У меня есть B12L, ничего особенного. Я использую его в студии время от времени.

 

Я понимаю, что Hamer вновь выпустили среднемензурный бас Blades. Будет ли 12-струнная версия предложена в качестве серийной?

 

Бас Blades никогда не исчезал, поэтому его нельзя представить заново. Он также никогда не был "серийной" моделью, поэтому его нельзя снять с производства. Как и многое из того, что мы делаем, он был основан на дизайне наших гитар и изначально сделан на заказ. Мы просто сделали их для Джека [Блэйдса - прим. переводчика]. До него у нас была 4-струнная версия с короткой мензурой. Мы делали их для таких ребят, как Пит Фарндон из группы Pretenders.

Мы в Hamer рассматриваем много запросов на вариации наших гитар, и каждую неделю мы делаем много инструментов по индивидуальным заказам. Так что нашим платёжеспособным клиентам... спасибо, с вами приятно иметь дело".

 

Учитывая успех Hamer CH-12 корейского производства, не думали ли вы о том, чтобы добавить в эту линейку другую 12-стрункуку? Корейский B12S был бы неплох!

 

Никогда не говори никогда.

 

Импортные модели значительно расширили возможности музыкантов в отношении доступных 12-струнок. Некоторые "пуристы" считают, что если это импортная модель, то это не может быть Hamer. Что вы думаете по этому поводу?

 

Это экономическая реальность нашего времени. В любой отрасли существуют ценовые ориентиры и ознакомительные модели, чтобы привлечь покупателя к вашему брэнду. Мы бы предпочли делать высококлассные профессиональные вещи, но Hamer видит более широкую картину, чем просто это, будучи частью Kaman Music.

 

Hamer всегда был производителем кастомовых гитар. Похоже, что с приходом Kaman ваш фокус сместился в сторону "конвейерных" моделей. Не могли бы вы прокомментировать это? Будут ли кастомовые гитары по-прежнему оставаться приоритетом?

 

В том, что мы делаем сейчас в Нью-Хартфорде, нет ничего конвейерного. В Арлингтон-Хайтс, до Kaman, мы делали в разы больше гитар в день, чем сейчас. У меня есть фотография тридцати B12L на стойке. Они были великолепны тогда, и они ещё лучше сейчас. Мы приняли решение стать специализированной мастерской, которая вручную изготавливает ограниченное количество изысканных инструментов.

 

Как Hamer использует современные технологии наряду с ручным трудом при изготовлении своих инструментов? Некоторые этапы производства, которые раньше выполнялись вручную, теперь выполняются машиной, возможно, для большей точности?

 

Единственное, что мы изменили, это то, что мы используем станок для фрезеровки, рутинга который был запущен ещё в Арлингтон-Хайтс. Это не намного быстрее, но гораздо безопаснее для оператора и точнее. Всё остальное делается практически так же, как и тогда, когда мы только начинали. Просто мы стали лучше в этом.

Существуют ли новые технологии или материалы, которые будут использованы в будущих инструментах?

 

Всё труднее и труднее достать действительно качественную древесину, но в этом и заключается наша цель, поэтому я не вижу изменений.

 

Обсуждался вопрос о расположении струн на 12-струнном басе таким образом, чтобы основная струна находилась между двумя октавными струнами. Для этого, конечно, потребуется совершенно новая конструкция бриджа. Что вы думаете по этому поводу?

 

Мы уже рассматривали этот вопрос в прошлом, но пришли к выводу, что лучше так, как он настраивается сейчас, потому что у вас есть возможность менять звук ударом медиатора.

 

Куда дальше движется Hamer? Каким вы видите будущее компании?

 

Мы делаем именно то, что хотим делать - производим отличные гитары для музыкантов, которые могут отличить их одну от другой. Мы с Фрэнком хотим быть уверены, что всё, что мы будем делать, останется верным нашим корням, но при этом позволит нам развиваться как компании. Что касается басов, то мы хотим быть уверены, что у того, что мы создаём, есть цель.

 

Что вы считаете своей лучшей работой?

 

На протяжении многих лет в нашей организации было несколько человек, которые благодаря коучингу и наставничеству поднялись на такой уровень, который удивил даже их самих. Эти люди - моя лучшая работа.

 

Чем бы вы хотели, чтобы вас запомнили?

 

Как компания, я бы хотел, чтобы нас считали создателями рынка "бутиков" и что мы представляем истинное качество, что необычно в современном мире.

 

В конце концов, только благодарность имеет значение. Я бы хотел, чтобы люди помнили, что я воплощал их мечты.

 

Большое спасибо, что нашли время для этого интервью, с Джол! Было очень приятно и это большая честь поговорить с вами. Огромное спасибо за создание инструмента, который мы все так любим!