GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

John Pisani

 

 

Всё в одном: Stereo Memory Man with Hazarai

 

 

 

 

 

 

 

Джеймс Эголь

Premier Guitar

Март 2008

перевод с английского

 

 

 

Впервые увидев Stereo Memory Man with Hazarai, каждый задается вопросом: "Что, чёрт возьми, такое Hazarai?". Мне посчастливилось спросить самого Майка Мэтьюса, что означает Hazarai, в Остине прошлым летом, когда была представлена педаль.

"Это означает всякие излишества. Знаете, принесите мне блюдо со всеми этими хазараями" [хазарай на идише означает некошерную или нездоровую пищу, джанк-фуд, а также просто излишества - прим. переводчика].

Итак, Хазарай можно определить как "всё, что можно найти на кухне, кроме самой утвари и посуды", но как это относится к дилею, причем достаточно серьёзному? Для ответа на этот вопрос, возможно, потребуется немного истории. Созданный в 1968 году известным специалистом Майком Мэтьюсом, Electro-Harmonix выпустил своё первое устройство - LPB-1, предусилитель, который был способен раскочегарить входные каскады тогда ещё чистых ламповых усилителей сильнее, чем пьяный гуляка в три часа ночи, обеспечивая при этом приятный овердрайв и дисторшн. Линейка продукции развивалась, добавив в 1970 году Big Muff, который оказался в надёжных руках таких гитаристов, как Джими Хендрикс и Карлос Сантана, и стал объектом бесчисленных увлечений фуззом, что прекрасно показано в вызывающей дрожь сцене в фильме Fuzz: The Sound that Changed the World, где Джей Маскис стоит перед целым шкафом, полным винтажных Big Muff. Начав использовать временные эффекты в середине семидесятых с флэнджером Electric Mistress, EH уже были на пути к освоению уравнения "заук за каждый потраченный доллар" к тому времени, когда в 1976 году они выпустили Memory Man. До этого электронные дилеи были исключительной прерогативой студий звукозаписи, а  уделом простых смертных были ленточные дилеи. Когда в 1980 году компания EH выпустила сэмплер Instant Replay стоимостью менее сотни долларов, не только умы были потрясены - Electro-Harmonix прочно утвердили свою способность постоянно обеспечивать звучание Уильяма Рэндольфа Херста [американский медиа-магнат - прим. переводчика] по доступным Клетусу Делрою Спаклеру [бездельник из мультсериала Симпсоны - прим. переводчика].

 

В 1980 году также была выпущена 2-секундная цифровая задержка, первый доступный цифровой дилей, а в '82-м - 16-секундная цифровая задержка, первый коммерчески доступный лупер, демонстрируя раннее пристрастие Electro-Harmonix к расширению возможностей своих задержек, что полностью соответствует концепции Hazarai.

 

Дебютировавший на летнем NAMM 2007 года, со Stereo Memory Man with Hazarai кажется вполне уместным; это последний член клуба педалей EH, предлагающий передовые функции и идиосинкратическую музыкальность Electro-Harmonix по ценам, которые может позволить себе каждый. Чтобы разобраться в глубоком наборе функций, мы обратились к Джону Пизани, одному из разработчиков педали, который был достаточно любезен, чтобы побеседовать с нами о внутреннем устройстве последней в длинной череде запоминающихся эффектов EH.

Давайте немного поговорим о названии Hazarai - почему вы решили использовать его в этой педали?

 

Ну, мы добавили слово Hazarai, потому что мы хотели создать педаль дилей, которая была бы перегружена функциями - столько, сколько возможно в относительно небольшом корпусе, и не переборщить с регуляторами.

 

Можете ли вы рассказать нам, как начинался процесс разработки Stereo Memory Man with Hazarai?

 

Stereo Memory Man with Hazarai появился, когда Майк решил, что у нас должна быть пара устройств цифровой задержки, которые не были бы основаны на чём-то из прошлого. Из этой идеи появились Stereo Memory Man with Hazarai и #1 Echo.

#1 Echo - это меньшая, гораздо более простая цифровая задержка.

 

Я смог опробовать его на летнем NAMM - он был выпущен одновременно со Stereo Memory Man with Hazarai, верно?

 

Да, они оба были сделаны как бы в тандеме. Итак, для Hazarai мы привлекли нашего главного инженера-конструктора Дэвида Кокерэлла, который разработал множество педалей Electro-Harmonix, как в семидесятых, так и в этом десятилетии, например, Micro Synthesizer, Bass Micro Synthesizer, Small Stone, оригинальный 16 Second Delay, переиздание 16 Second Delay и 2880.

 

То есть он не из простаков.

 

Да, именно так. Он разработал Instant Replay, который был одним из первых недорогих сэмплеров. Мало того, он разработал большинство сэмплеров Akai, а также десятки других педалей EH. Совсем недавно он разработал HOG, программное обеспечение для POG, Micro POG, Stereo Electric Mistress - наш новый цифровой флэнджер и Hazarai. Мы с Майком проработали концепцию двух задержек и рассказали Дэвиду, что мы хотим видеть в Hazarai, и он придумал схему и функционал панели управления - ручки, индикаторы и тому подобное. Мы подправили несколько вещей, и он занялся написанием программного обеспечения. Особенность Hazarai в том, что это цифровая педаль, поэтому почти вся обработка - всё самое интересное - написана в программном обеспечении.

 

Мы вместе придумали некоторые алгоритмы, включая Reverse Echo и Looper. Мы действительно хотели иметь полнофункциональный лупер, хотя Hazarai - это в первую очередь педаль задержки/эхо. Учитывая всю конкуренцию, мы решили, что он должен включать возможность наложения. Вы также можете овердабировать петлю с эхом, так что вы можете перейти в любой режим эха - или Reverse Echo, или Multitap Echo - и записать петлю с эхом. Это действительно уникально.

 

Цифровой формат имеет смысл для эффектов, основанных на времени, но считаете ли вы, что в будущем в эту сферу войдут эффекты, не основанные на времени?

 

В определённой степени да. Возьмём то, что у нас уже есть - POG и HOG - это эффекты, не основанные на времени, полностью цифровые. Оба они, по сути, являются питч-шифтерами, поэтому они уникальны по сравнению с тем, что уже есть. Несмотря на то, что EH, вероятно, будет иметь дело со всеми технологиями - ламповыми, транзисторными и цифровыми - я определённо вижу, что мы движемся в направлении, где мы будем писать больше программного обеспечения для наших DSP, и это программное обеспечение не обязательно будет задержками, флэнджерами или хорусами, но и другими интересными эффектами, которые являются математически интенсивными и поэтому их трудно произвести в аналоговом мире.

Как вы думаете, эффекты дисторшн и овердрайв останутся аналоговыми или вы думаете, что они когда-нибудь тоже перейдут в цифровой формат?

 

Я вижу, что они перейдут в цифровой формат, но не на 100%. Мы по-прежнему будем делать аналоговые дисторшны, такие как Big Muff, Muff Overdrive, Metal Muff и English Muff'n. Ламповые и транзисторные дисторшны должны использовать аналоговые схемы для получения специфического звучания. У нас нет особого интереса моделировать что-то вроде Big Muff или создавать его цифровую версию, но мы были бы заинтересованы в создании другого типа дисторшна, который можно сделать только в цифровом виде.

 

Я предполагал, что, поскольку у нас заканчиваются некоторые очень специфические чипы, в конечном итоге вам придётся перейти на цифровой формат. Вы хотите сказать, что пока есть интегральные микросхемы, вы можете найти что-то, что будет работать?

 

Да, я бы сказал, что это в основном так. Микросхемы, которые у нас заканчиваются, например, Panasonic MN3005 в Deluxe Memory Man, выполняют одну очень специфическую работу - задерживают сигнал на то время, которое вам нужно. Но транзисторы в Big Muff, например, могут быть использованы для чего угодно. Я не вижу перспективы, когда их перестанут выпускать.

 

Схема для создания звука фузза относительно проста, но соответствующий сигнал, который идёт с выхода, очень сложен, и его гораздо труднее воспроизвести в цифровом виде.

 

Как бы ни были просты схемы для фузз-примочек, удивительно то, насколько сильно допуски компонентов, небольшие изменения в компонентах - будь то резистор или конденсатор - действительно меняют звук. Вот почему некоторые люди считают, что педали дисторшна семидесятых годов звучат лучше. Это тонкие различия в допусках компонентов и способах их изготовления. Это действительно имеет огромное значение в таких вещах, как дисторшн, но цифровые педали могут переносить допуски компонентов гораздо лучше, чем аналоговые.

 

Можете ли вы объяснить это?

 

В большинстве цифровых педалей вся обработка происходит в DSP-чипе и процессоре, а звуком манипулирует и влияет на него программное обеспечение, работающее на процессоре. Это программное обеспечение никогда не меняется. Каждая цифровая педаль нуждается в аналоговых схемах поддержки - как минимум, в A/D и D/A преобразователях. Эти типы схем очень распространены, и они не сильно меняются от чипа к чипу. Различные A/D и D/A преобразователи с одинаковыми характеристиками дают схожий звук.

 

Поэтому, как только вы разработаете схему и будете довольны тем, как всё работает, в этот момент будет проще конструировать последовательно. Вы прислали нам Hazarai для теста месяц или около того назад - если завтра вы пришлёте нам другой, он будет звучать так же.

 

Именно, это убирает несогласованность из уравнения. При полностью аналоговой схеме могут быть некоторые отклонения из-за допусков микросхем и различных вещей.

 

Как вы, ребята, справляетесь с этим отклонением в ваших аналоговых педалях?

 

Мы используем резисторы и конденсаторы с низкими допусками. Если бы вы измерили пакет резисторов, все они были бы в пределах плюс-минус один процент.

В Hazarai мы постарались добавить всё, что вы хотели бы получить от цифровой педали задержки: от регулировки времени задержки до возможности создавать лупы на лету.

 

То есть вы используете очень близкие допуски - не плюс-минус пять процентов?

 

Иногда мы действительно используем плюс-минус пять - это только один из способов, которым мы пытаемся это сделать. Другой способ - это трюки со схемами, которые помогают сделать эти допуски менее значимыми. Очень популярный способ - использование отрицательной обратной связи в цепи транзистора. Это помогает вычесть любые отклонения от транзистора к транзистору.

 

Таким образом, используя более жёсткие допуски и особые конструктивные решения, можно свести расхождения к минимуму.

 

Даже несмотря на всё это, в таких вещах, как Big Muff, есть некоторые различия от устройства к устройству. Одна вещь, которую мы не можем контролировать, - это сами потенциометры. Потенциометры, как правило, имеют огромные допуски, примерно плюс-минус десять процентов. Очень трудно добиться более жёсткого допуска на потенциометре, поэтому если сам потенциометр находится в середине звуковой цепи, то это будет вызывать различия от устройства к устройству.

 

Это просто качество потенциометров, которые доступны сейчас?

 

Так было всегда. Я никогда этого не делал, но если бы вы взяли пять Big Muff с одной и той же производственной линии 1973 года и послушали все пять, то, вероятно, услышали бы что-то разное в каждом из них.

 

Так что с аналоговой схемотехникой, похоже, более целостный подход - вы должны быть внимательны к каждому компоненту.

 

Да, каждый компонент в конструкции имеет свое значение, но почти каждый компонент в аналоговой педали фактически затрагивает сигнал; в цифровой педали такого обычно не происходит. В цифровых устройствах есть компоненты, которые даже не видят сигнала - всё, что они видят, это его оцифрованная версия.

В процессе разработки Hazarai были ли какие-либо специфические проблемы, которых вы не ожидали? Похоже, что всё прошло очень гладко.

 

[Смеётся] Да, я знаю, наверное, это скучновато. Отчасти всё прошло так гладко потому, что [Дэвид] Кокерэлл - очень опытный конструктор, так что он знает, что делает. Что касается схемотехники, то цифровые педали, как правило, очень похожи от конструкции к конструкции; у них есть A/D, D/A, процессор, несколько аналоговых схем на входе, выход и источник питания. Так что, если вы разработали одну, то в некотором смысле вы разработали миллион". К тому времени, когда он приступил к проектированию Hazarai, он уже практически знал, что к чему и что будет работать, а что нет.

 

Какова была ваша роль в команде во время работы над проектом?

 

Моя основная роль заключалась в управлении проектом, в обеспечении соблюдения сроков, хотя у нас не было жёстких и сжатых сроков. Кроме того, я проводил большую часть тестирования Hazarai. Дэвид присылал мне обновление программного обеспечения, я слушал его и комментировал - это хорошо, это нет, или мы хотим, чтобы это работало по-другому. Лучший пример, который я могу вам привести, это алгоритм Reverse Echo, который не был разработан или записан в программное обеспечение до конца процесса проектирования. Моя роль заключалась в том, чтобы придумать, как должен работать алгоритм - например, мы хотим иметь детектор нот, который может определить, когда музыкант берёт ноту, и в этот момент Hazarai собирается изменить задержку. Поэтому я записал для Дэвида несколько идей о том, как должно работать эхо, и он воплотил их в жизнь. Это заняло несколько попыток - мы переделывали то да сё пять или шесть раз, прежде чем, в конце концов, у нас получилось.

 

Были ли эти сроки типичными для новой педали?

 

Я бы сказал, что работа над Hazarai заняла меньше времени, чем над типичной цифровой педалью, и я хочу уточнить, что такое цифровая педаль. Причина в том, что большая часть схем, используемых в Hazarai, была в 2880 и в педалях HOG, поэтому мы смогли взять то, что нам было нужно от этих двух педалей, чтобы использовать в Hazarai.

 

Говорит ли это о причастности Дэвида ко всем этим педалям?

 

Он разработал все эти педали, и поскольку у него уже была готовая схема 2880 и HOG, в которых используются те же базовые чипы, что и в Hazarai, он смог использовать всю эту схему и урезать её - нам не нужно было всё, что было в 2880. Многие схемы Hazarai уже были протестированы, уже отработаны, уже известны, поэтому процесс проектирования был относительно быстрым, поскольку мы уже определили наиболее важные микросхемы в схеме.

 

Учитывалась ли на этом этапе цена конечного продукта?

 

На начальных этапах - нет. Для #1 Echo цена была важным фактором - мы хотели сделать его конкурентоспособным, но в случае с Hazarai мы решили выжать из него всё возможное.

 

Это должно быть здорово с точки зрения разработки.

 

Мы знали, что не можем переборщить, но мы также знали, что у нас есть небольшая свобода действий. В Hazarai мы постарались добавить всё, что вы хотели бы получить от цифровой педали дилея, начиная от настройки времени задержки и заканчивая возможностью создавать петли на лету. Мы хотели сделать действительно хорошо звучащую цифровую задержку с модуляциями и фильтрацией - мы добавили всё это. Мы даже добавили немного реверберации, что было неожиданностью. Этого не было в оригинальных спецификациях, но я рад, что оно там есть.

 

Что вы используете для программирования? Я представлял себе осциллографы повсюду, но то, как вы это описываете, больше похоже на сидение перед дисплеем компьютера.

 

Мы сидим за десктопными компьютерами. У нас есть осциллографы и генераторы сигналов, которые мы используем для тестирования схем и программного обеспечения, но вместо того, чтобы паять и пробовать различные значения компонентов, большая часть работы выполняется с помощью программного обеспечения, когда пишется несколько строк кода и мы пробуем его.

Можете ли вы рассказать нам больше о функции лупера?


При создании лупера мы вспомнили некоторые старые педали, и нам всегда нравилась функция бесконечной записи, которая берет всё, что находится в памяти задержки в данный момент, и зацикливает это до бесконечности, но не записывает никакого нового звука. Мы думали о том, чтобы встроить эту функцию, но в итоге решили, что, как бы хорошо это ни было, было бы полезнее, если бы музыкант мог записывать эхо и дилей в тот момент, когда он их слышит, создавая луп при желании. В Hazarai вы можете записать петлю во время воспроизведения любого из эхо-эффектов, за исключением одного. Лупер записывает выход регулятора Blend, который, по сути, является последним этапом, поэтому он будет записывать петлю, какой вы её слышите, что является важной особенностью, которой мы хотели добиться.

 

Какой эхо-эффект является исключением для записи лупов?


Исключением является режим, который называется One Second plus Reverse. Лупер работает, если удерживать нажатым футсвитч Tap для записи лупа, но Tap также является многофункциональным контроллером - вы можете задать темп лупа, если кликните футсвитчем не менее двух раз. Поскольку в Hazarai есть возможность воспроизводить всё, что вы только что сыграли, в обратном направлении, когда вы находитесь в режиме One Second plus Reverse, действие футсвитча Tap воспроизводит предыдущие шесть секунд в обратном направлении. Я хочу уточнить, что вы всё ещё можете кликать футсвитч, потому что в видео на YouTube, которое кто-то выложил...


Это тот, где чувак со светомузыкой на столе?


Да, в этом видео есть одна ошибка: там говорится, что вы можете нажимать в любом режиме, кроме режима One Second plus Reverse, но это не так, вы просто не можете записывать петлю в этом режиме.


Давайте поговорим о вводе и выводе сигнала.


Hazarai оборудован стерео входами и выходами. Вы можете использовать левый и правый вход и левый и правый выход, и они останутся разделёнными. Вы также можете использовать моно вход и стерео выход: подключите моно гитару и выведите сигнал на два усилителя или два канала микшера. В этом случае Hazarai будет панорамировать сигнал между двумя выходами. Итак, пока вы находитесь в режимах эха, допустим, у вас есть Multitap Echo с шестью повторами. Первый повтор будет идти в левый канал, второй - в правый, и так далее. Вы можете получить действительно головокружительный эффект "туда-сюда". И, конечно, есть монофонический вход и монофонический выход.


Так что если вы используете педаль стерео хоруса, вы можете подать стерео сигнал.
Да, именно так, чтобы стерео хорус оставался в стерео.


Над чем вы сейчас работаете?


У нас сейчас много планов на будущее, но я бы сказал, что самое главное для нас сейчас то, что мы начинаем производить эффекты для бас-гитары - у нас в работе пять или шесть басовых эффектов. Первый из них мы привезли на NAMM. Он называется Steel Leather, его разработал Дэвид Кокерэлл. Это басовый экспандер, педаль, которая акцентирует атаку или взятие нот, когда вы играете на басу. Это действительно круто.