Europe - возвращение, которого мы так ждали
Musiker Magasinet, ноябрь 2004
перевод со шведского на английский - Дженни Олссон
перевод с английского – Guitarblog.ru
Эй - Норум вернулся в группу!
Именно это послание Europe хотели донести с помощью альбома Start from the Dark с тяжёлым звучанием гитары.
У нас не было выбора, говорит Норум о воссоединении. Я записал шесть сольных альбомов, два с Dokken и кучу сессионной работы в Штатах. Но мы по-прежнему как братья. Когда мы играем, у нас такое же чувство, как у Aerosmith, Роллингов и других великих групп.
Когда мы начали делать демо-записи для этого альбома, мы сразу почувствовали, что гитара очень хорошо сочетается с вокалом и текстами Джоуи. Я не знаю, в чём дело, но это уникально. Когда мы общаемся с прессой, люди спрашивают, как звучит альбом. Он звучит как Europe, в чистом виде.
Он признается, что "может быть, время от времени" жалеет о том, что покинул группу именно тогда, когда The Final Countdown стал хитом.
Но у меня было много собственных песен, я хотел петь сам, и я устал от той попсы, в которую мы превратились. Мы попали на обложки Teen Magazine, Okej и многих девчачих журналов. Я хотел уйти от этого как можно скорее.
Прошло 17 лет с начала его сольной карьеры и 12 - с момента выхода последнего альбома Europe Prisoners in Paradise.
Джоуи хорошо начал свою сольную карьеру в 1995 году с A Place to Call Home. Последующие альбомы потерпели коммерческое фиаско, и при всём уважении к проектам, в которых участвовали музыканты в последние годы - это альбом, которого так долго ждали.
Сборник Rock the Night разошёлся тиражом 300 000 экземпляров. Start from the Dark был предварительно зарезервирован в количестве 600 000.
Мик Микаэли говорит, что группа обрела новую аудиторию, слишком молодую, чтобы помнить великие дни восьмидесятых. Для них Europe - это не сладкие ностальгические воспоминания.
Сольный альбом вынужден подождать.
Норум: Выступления на фестивале превзошли все ожидания. Всё было супер. Группы не существовало уже 12 лет, но публика всё так же заводится, как и в восьмидесятые, это невероятно. Возможно, это связано с возвращением рока. С такими группами, как The Darkness, Audioslave, Velvet Revolver. Гранж, это мрачное, депрессивное дерьмо, ушло в прошлое.
У него свежее представление о том, как должен звучать рок старой школы, и он по-прежнему считает, что рэп - отстой.
У него записан и сведён новый студийный альбом, но голландская компания захотела подождать, пока успокоится ажиотаж вокруг возвращения Europe. Альбом представляет собой пауэр-трио-рок.
Он похож на Thin Lizzy на стероидах с влиянием Black Sabbath. Мы записали его практически с одного дубля. Я играю на всех гитарах и пою. Это немного не вовремя, Europe стоит на первом месте, но трудно осознавать, что мой альбом пролежал в ожидании целый год.
С другой стороны, он привносит тежести и в Europe. В первой же композиции Got to Have Faith - одной из песен, которую он принес на первую репетицию группы. А гитару он настраивал ниже с 80-х годов.
Настройка дроп-D не нова, Fleetwood Mac делали это еще в шестидесятые. Впервые я услышал её в песне Van Halen - Unchained. Это жирный звук, и на нём легко исполнять тяжёлые риффы. Я научился этому в группе Дона Доккена в 1989 году. На альбомах Europe я использовал только стандартную настройку 440Гц. Поэтому их так скучно слушать (смеётся). Ладно, 440 - это норм, но все хорошие риффы уже сыграны. Это легко может зазвучать как AC/DC, и в этот раз мы пытаемся добиться другого звучания. На этом альбоме мы используем всевозможные настройки.
Прошлой весной Норум был одним из артистов на концерте знаменитостей в честь Би Би Кинга, когда Король блюза приехал в Стокгольм, чтобы получить награду Polar Music Prize. Норум исполнил песню Don't Believe a Word группы Thin Lizzy вместе с бывшим гитаристом группы, Брайаном Робертсоном.
Я играл на своём Gibson Les Paul '56 Goldtop со звукоснимателями P-90 [переиздание 2003 года R6, с накладкой из бразильского палисандра - прим. переводчика]. Это моя блюзовая гитара. Она была включена напрямую усилители в Marshall JCM-800. Мне больше нравится 50-ваттные. 100-ваттные для меня чересчур глуховаты. У меня есть два JCM-800, которые я привёз из США. Они не имеют сертификата S (сертификат безопасности для электротоваров из Швеции) У них есть переключатель между 110, 220 и 240 вольт, а также 4, 8 и 16 Ом. Шведские версии имеют переключение только между 4 и 8 Ом. Я обычно ставлю их на 240 вольт и 16 Ом.
Когда он играет с Europe, он использует те же пятидесятиваттники с хорусом.
Это Boss Chorus Ensemble, в одном стэке у меня хорус, другой - сухой. Я запускаю дилей через петлю, чтобы получить немного слэпбэка. Плюс педаль вау-вау Dunlop Jimi Hendrix, немного модифицированная, переделанная на труЪ-байпас, который заставляет сигнал проходить в обход схемы, когда педаль выключена.
Я поставил свои Marshall лампы KT88 , такие же с огромной колбой, и с хорошими низами, как в 200-ваттном Marshall Major Ричи Блэкмора.
По словам Норума, набор оборудования прост, но в Europe он наиболее технически подкованный музыкант, и уделяет внимание всем мелочам.
Я очень дотошен. Например, я обязательно использую специальные провода из бескислородной меди, потому что они лучше проводят электричество. Всё оборудование должно быть соединено только ими, если где-то есть плохой шнур, у меня проблемы на весь концерт.
Это звучит как Эрик Джонсон, гитарист, который может отличить батарейки на слух...
Это правда! Я иногда использую звукосниматели EMG, и они работают на батарейках. Я могу отличить Duracell от Tudor. Tudor звучит менее зудяще, я получаю более теплый тон. Это странно, но как только я вставляю такую батарейку это как: "Вау"... И в городе есть только одно место, где они продаются, так что мне приходится ездить далеко, чтобы купить себе запас.
Любимый Страт
У Норума есть дюжина электрогитар. Самая ценная - Stratocaster 1965 года кремового цвета, который он использовал на The Final Countdown.
Я купил его в 1984 году за 8000 крон [около 900 долларов по тем временам - прим. переводчика]. Он принадлежал нашему осветителю. Я попробовал его и сразу же влюбился в эту гитару. Это ранний '65, он был сделан за пару месяцев до того, как CBS поглотили Fender. Сегодня она стоит от 50 до 60 000 крон [на 2004 год около 7-12 тысяч долларов - прим. переводчика]. Единственная модификация, которую я сделал, это установил звукосниматели DiMarzio нешумящие HS-3 в позиции нэка и бриджа.
Я использовал его на записи и гастролях Europe, и на моем первом сольном альбоме, это единственная гитара, которую я там использую. Теперь я пользуюсь ей только дома или в студии. Если с ней что-нибудь случится, мне конец.
Моей первой настоящей гитарой была дешевая копия Les Paul от Arbiter [б/у японец - прим.переводчика]. Но я также играл на Explorer и SG. Сейчас я довольно устал от Стратов, я использую их в основном, когда играю на чистом звуке, как Стиви Рэй Воэн- блюз-рок.
Но я никогда не использую тремоло. Ну, на одной песне - Rock the Night, я сделал несколько дайв-бомб. Это было мое самое нелюбимое соло. В дальнейшем я его не использовал.
P-90 были его любимыми звукоснимателями. В этот раз Норум не делал много наложений в студии.
Я всегда дублирую сольные партии в стерео, слева и справа, но в основном это соло в середине и, может быть, в коде. Не так, как раньше, когда я делал заполнения тут и там. Мы хотим исполнять песни вживую.
В основном использовался Gibson, Les Paul Gold Top на 80% всех соло. Любимое - короткое соло на Got to Have.... В остальном он использовал Les Paul Custom '54 и Gibson SG '67 [переиздания - прим.переводчика]. На всех трёх гитарах установлены звукосниматели Gibson P-90.
Это один из лучших звукоснимателей, когда-либо созданных. Он сильно фонит, если у вас много гейна и вы не играете постоянно. Можно добавить немного пространства между нотами, чтобы услышать дыхание гитары.
SG с тремоло он купил, потому что он ярый фанат Фрэнка Марино.
Я не использую тремоло, но большой кусок металла придает гитаре много резонанса. Я сделал песню на грядущий трибьют Марино, и мы переписывались пару раз. Я был инициатором контакта, я хотел узнать, схему его преампа собственной конструкции, и так далее.
Он подумал, что моя песня на трибьюте пришлась бы кстати. Сейчас он женат и у него три дочери, так что в наши дни он семейный человек. Он гастролировал с Ули Джоном Ротом и Джеком Брюсом в Англии, они выпустят двойной концертный альбом, если договорятся.
В студии они использовали кабинеты с 30-ваттными динамиками Celestion G12H30, снимая их микрофонами Beyerdynamic M88 и Shure SM57.
Мы прослушали кабинеты с разными динамиками и остановились на тех, которые звучали лучше всего. Различные кабинеты всегда звучат по-разному, особенно когда дело касается низов. Те что имеют больше басов обычно более тяжёлые.
Я всегда направляю один микрофон к середине диффузора, а другой - сбоку. Тогда вы получите все частоты, большой мощный звук в двух каналах. Он проходит через мои преампы Neve '70х. 33115, такая же теплая и хорошая вещь, которую ABBA использовала семидесятые.
Норум пробовал в студии именной усилитель Engl Блэкмора.
Но он звучал слишком похоже на немецкий метал, почти как Rammstein. Europe - не метал-группа. Я играл в основном на одной из своих голов Marshall.
Ещё один усилитель, который звучит немного грязнее, - это старый усилитель Майкла Шенкера. Этот усилитель был главной предпосылкой моего сегодняшнего звучания. Я видел UFO в 1996 году, они воссоединились с оригинальным составом, и звук Шенкера был потрясающим, он поразил меня. После тура его гитарный роуди сказал, что Шенкер собирался продать часть своего бэклайна. Очевидно, он психанул и хотел перейти на акустику. Через неделю после того, как я купил Marshall, он позвонил мне и попросил вернуть его. Слишком поздно!
Final Countdown
Это не первый раз, когда UFO подарили Europe что-то хорошее. В середине восьмидесятых американский продюсер Кевин Элсон пытался записать альбом с UFO в Англии. Члены группы постоянно ссорились, поэтому он отказался от этой затеи.
Когда он спросил у своей компании, есть ли что-нибудь ещё, что он мог бы спродюсировать вместо этого, ему дали демо с песней, ставшей The Final Countdown.
В основном это были Джоуи и клавишные, вспоминает Кевин, который услышал сходство между Journey (другой группой, которую он продюсировал) и Europe.
Когда запись The Final Countdown была закончена, Норум практически сразу же покинул группу. Поэтому интересно видеть, что Europe воссоединились с Кевином Элсоном на новом альбоме.
На самом деле вернуть Кевина больше всех хотел я, говорит Норум. Я думал, что нам нужен тот, кто записал больше альбомов, чем мы, кто старше нас, кого мы знаем и на кого равняемся.
Мы обсуждали возможность привлечения кого-то нового и свежего, но у меня есть кое-какой опыт в таких делах. Я сам сделал более 37 записей. Мы не хотим идти в студию с парнем и в итоге учить его, как делать работу.
Europe сами оплатили запись и подписали контракт с Sony, которые уже выпускали их альбомы ранее. Альбом был записан в студии Sound Trade в Сольне (сейчас она называется Studio 301). Именно там была записана первая версия песни Rock the Night.
Сейчас это школа для студийщиков, говорит Мик Микаэли. Мы хотели большую студию и получили её. Большинство вещей осталось прежним, и аналоговое оборудование для записи всё ещё там. Мы объединили аналоговое и цифровое. Барабаны, бас и некоторые гитары записаны на аналоговую ленту, нам нужна была теплота и компрессия.
Start from the Dark
Кевин Элсон был в репетиционной студии, когда шлифовались песни и аранжировки. И он, и группа хотели, чтобы запись звучала тяжело и живо.
Важно было не создавать цифровой проект, где изменения вносятся в компьютер. Все было готово, когда мы пришли в студию, говорит Кевин. Несколько песен были записаны вживую всей группой. Песня Settle for Love была записана с одного дубля.
Вокал Темпеста был записан микрофоном Neumann M149 через Focusrite Producer Pack, эквалайзер Lang и компрессor Empirical Labs FATSO JR.
Кевин Элсон: Я люблю 149-й, это копия Neumann M49. Со Стивом Перри (вокалист группы Journey) мы использовали M49 через Urei 1176 и эквалайзер на пульте. Мы пробовали другие микрофоны, но M49 всегда был лучшим.
На барабанах Иана Хаугланда они использовали Shure Beta 52 и Neumann M47 на бас-барабане, Shure Beta 57 на малом барабане. Sennheiser MD421 на томах, Gefel на оверхедах и Neumann U87 для комнаты.
Бас Джона Левена проходил через DI-преамп Avalon Design - любимое устройство Элсона, а кабинеты были подзвучены через Shure Beta 53 [здесь возможно какая-то ошибка, так как Beta 53 - головной микрофон - прим. переводчика].
Мик Микаэли, увлекающийся органами Hammond B3, в этот раз был вынужден довольствоваться цифровыми инструментами, в частности Nord Lead 3 и Nord Electro.
И если пауэр-аккорды Норума звучат на Got to Have Faith электронно, то это потому, что Мик дублировал их с помощью своего Nord Lead. В миксе он находится тихо, но если вы сотрёте его, то услышите разницу. Он не должен быть слишком очевидным, просто придаёт звуку другое измерение, говорит Микаэли.
Иногда я пытался сказать: "А как насчет Хаммонда", но... всё зависело от песни. В Nord Electro есть несколько хороших клавишных звуков, которые можно исказить, чтобы получить звук, похожий на гитарный.
Когда альбом будет издан, ещё не решено, какая компания будет распространять Start from the Dark в США.
Джон Норум говорит, что многие американцы думают, что Europe - это одноразовое чудо '80-х годов.
Всё дело в плохом менеджменте. Europe провели там длинный тур с Def Leppard - меня тогда уже не было с ними - и через пару месяцев они больше не захотели этого делать. Они не хотели быть разогревающей группой в США, они хотели быть хедлайнерами в Европе. А потом они так и не вернулись в США. Вот почему это произошло. Вы должны сосредоточиться на Штатах, это самая важная страна. Самое лучшее - это провести совместный тур с такими группами, как Scorpions или Whitesnake.
Если вы даете концерт в клубе или театре, вы можете собрать от 1000 до 3000 человек, но когда вы объединяетесь с другими группами, вы можете собирать до 10000 - 15000 человек каждый вечер. Мы должны придти и упорно работать, вот так всё просто.
Наиболее важное студийное оборудование Europe.
Иан Хаугланд (ударные)
Драмсет – смесь из Gretsch '60-х и Yamaha 9000 Recording Custom:
Бочки 22" Gretsch и 26" Yamaha
Подвесные томы 12", 13", 15" Gretsch
Напольные томы 16", 18" Yamaha
Малый барабан 14" Yamaha Eric Singer signature
Весь хардвэр Yamaha
Всё железо Paiste:
16", 17", 18" Signature (Fast crash)
16", 18", 19" Dimensions (Crash)
20" 2000 (Heavy Crash … в качестве Ride)
20" Signature (Ride)
18" 2002 (China)
14" Signature (Heavy HiHat
14" 602 (Extra Heavy HiHat Cozy Powell signature)
Палочки (различных марок) Hickory 5B, модифицированные им самим.
Он переворачивает их, обрезает палочку на 1 дюйм выше "виноградины" и играет обратной стороной.
Пластики были Ambassador white coated на томах и малом и Powerstroke clear на бочках.
Джон Левен (бас)
Hughes&Kettner QS810PRO - кабинеты и голова QT600
Line 6 Bass Pod
Овердрайв Fulltone Bass-Drive
Fender Precision '57 Custom Shop
Music Man Stingray
Мик Микаэли (клавишные)
Nord Lead 3
Nord Electro
Korg Triton Extreme
Memory Moog (пока он не перестал работать)
Oberheim OBX
Сэмплированный Mellotron
Hammond B3 + Leslie 760
Рояль Steinway
Джон Норум (гитара)
Gibson Les Paul – '56 Custom Shop
Gibson Les Paul – '54 Custom Shop
Gibson SG '67 с тремоло
Головы Marshall JCM-800
Кабинеты Marshall 4x12" с Celestion с G30H
Boss Chorus Ensemble
Вау-вау Dunlop Jimi Hendrix
Если вам понравился перевод и вы хотите читать и новые публикации, вы можете поддержать развитие сайта, воспользовавшись формой, расположенной в самом низу страницы (справа).