GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Проект guitarblog.ru пока поставлен на паузу, не хватает ни времени, ни мотивации им заниматься. Возможно поддержка донатами могла бы замотивировать.

John McLaughlin

 

 

 

 

Интервью

 

 

 

 

Дэвид Мид

Guitarist, Январь 2016

Перевод с английского

 

Новый альбом Джона Маклафлина стал событием в гитарном мире. Мы встретились с ним, чтобы поговорить об этике, которая стоит за его музыкой, об оборудовании, необходимом для её воплощения, и о довольно симпатичном кастомовом PRS…

Фото - Бит Пфендлер

Джон Маклафлин – один из поистине уникальных гитаристов. Классифицировать его можно как пионера джаз-фьюжн, но это только половина истории, так как его игра не поддаётся классификации. Когда в 1971 году Mahavishnu Orchestra выпустили свой дебютный альбом The Inner Mounting Flame, гитаристы сразу поняли, что среди них появился новый мастер, и он оставался очень ярким индивидуумом на протяжении всей своей карьеры. Он одинаково хорошо играет как на электро-, так и на акустической гитаре. Он изучал индийскую музыку и многие другие жанры, каждый из которых несёт на себе печать его музыкального стиля. Бесстрашный экспериментатор в области технологий, Маклафлин является одним из немногих гитаристов, которые упорно продолжают использовать гитарный синтезатор. Новый альбом Dark Light - это демонстрация инструмента, современной системы, способной идти в ногу с молниеносной игрой. Наш первый вопрос раскрывает его опыт использования гитарного синтезатора на последнем альбоме. "Я всегда экспериментирую с гитарным синтезатором. Я использую гитару  Paul Reed Smith с системой Triple Play от Fishman, которую на самом деле изобрел мой старый друг из Будапешта по имени Андраш Салай. Он работает с Ларри Фишманом уже несколько лет, и это довольно удивительное устройство, потому что оно беспроводное и у него действительно хорошая задержка - или я должен сказать "очень плохая задержка", поскольку она очень мала, и это действительно лучшее устройство из всех существует вокруг. Это не идеально, но получить MIDI из гитары – действительно сложная задача. Преобразование звучание струны в электрический сигнал, а затем в MIDI – это большое дело. И вы говорите о технологиях, которые действительно сложно реализовать. Я думаю, они это понимают. Я думаю на данном этапе это вопрос развития".

 

Вы посылаете сигнал синтезатора на отдельные от гитарного сигнала усилители?

 

У меня есть донгл, который идёи в комплекте с Triple Play, штуковина вроде USB-штеркера. Я просто втыкаю его в свой ноутбук и запускаю Logic. В Logic Audio есть всевозможные встроенные программные синтезаторы, и есть патч, который я использую уже 10 лет. Он немного напоминает флейту, и я продолжаю им пользоваться, потому что он мне нравится. Мне нравится, как он звучит, и это также заставляет меня играть по-другому. Вы можете услышать его во вступлении Being You Being Me и в мелодии Gaza City. В нём есть какая-то меланхолия, ностальгический характер, но я постоянно редактирую его, чтобы добиться большей "естественности", если это можно так назвать.

Как вы работаете с синтезатором на концертах? Они славятся своей ненадёжностью на сцене…

 

Они капризны. Скажем так: "всё ещё в разработке". Иногда это странно. По какой-то причине они чувствительны к сигналам мобильных телефонов. Я думаю, они чувствительны к большим антеннам, которые вещают на очень высоких частотах и которые могут создавать хаос. Действительно могут. Я попадал в такие ситуации, и рассказал об этом Андрашу. Он постоянно работает над решением этой проблемы, но бывают выступления, когда они работают идеально, а вы ничего не делали кроме настройки. Но следующим вечером всё глючит, и вы даже не знаете почему. Он считает, что большая часть проблемы –  это громкость микроволн в воздухе, особенно потому, что Triple Play - это Wi-Fi, что действительно фантастично, потому что вам не нужен этот большой MIDI-кабель, вы знаете, этот 13-пиновый кабель Roland. У вас этого нет,  и это фантастика

 

MIDI также играет важную роль на вашем учебном DVD - This Is The Way I Do It…

 

Моя идея заключалась в том, чтобы музыкальная партитура воспроизводилась синхронно вдоль нижней части экрана, и это была на самом деле нелёгкая задача. Решение было довольно простым, но трудным в реализации. В итоге мне пришлось записывать MIDI и аудио одновременно. Это единственный способ, и лучшей гитарой, которую я мог найти в то время для записи MIDI, был Godin. Я использовал конвертер Roland, занимающий половину ширины рэковой полки, который преобразовывает сигнал в MIDI для отправки на компьютер. Была некоторая задержка, а также происходили сбои, поэтому я записал MIDI-гитару, взял MIDI-файл, очистил его и проанализировал, чтобы он стал читаемым. Затем я преобразовал его в видеофайл в формате mp4 через ноутбук и экспортировал его видеоролик основной съёмки. И тогда всё свелось к процессу синхронизации, что на самом деле было не так сложно.

Как выглядит тракт гитарного сигнала в оборудовании, которое вы используете в настоящее время?

 

Я использую три ламповых преампа, в зависимости от моего настроения. Самый старый – это Mesa/Boogie V Twin, который мне очень нравится, потому что я использовал задник Mesa/Boogie на протяжении '70х и '80х. Также у меня есть [Hermida Audio] Zendrive 2 на одной лампе. Последний из них – Seymour Duncan Twin Tube Classic, и этот альбом был записан на Seymour Duncan с самого начала и до конца. Но на самом деле всё зависит от настроения, потому что последний концертный альбом был записан с помощью Zendrive 2, и он тоже отлично звучал. На самом деле я просто следую своим инстинктам, но мне все они нравятся по разным причинам. Все они хороши.

 

Вы используете какие-нибудь примочки?

 

Я использую радиосистему Line 6 [Relay G30], которая является лучшей из всех мне известных- действительно высшего класса. У неё даже есть функция эмуляции гитарного шнура, если вы хотите получить звучание аналогичное подключению шнуром, но меня это не парит. Я втыкаюсь прямо в тюнер, а из тюнера в преамп, какой бы я не использовал, и далее в дилей MXR {Carbon Copy]. Мне очень нравится MXR своим качеством. А оттуда в стерео-хорус MXR, и всё. Далее сигнал идёт в линию и на мои мониторы.

 

Значит, у вас на сцене нет оконечников?

 

Уже нет. У меня есть замечательный оконечник от Paul Reed Smith, но он весит около тридцати килограмм. Тяжело таскать его, и ездить с ним по гастролям. Просто кошмар. Я отлично контролирую звук с этих ламповых преампов и очень доволен, как они работают. Я особенно доволен звуком Seymour Duncan на этой записи.

Маклафлин с оригинальным PRS, подаренным ему Полом Ридом Смитом около 20 лет назад. Фото - Андрэа Палмуччи.

Что вас привлекло в гитарах Paul Reed Smith?

 

Они великолепны! Нужна ещё причина? [смеётся]. Мы с Полом познакомились примерно лет 20 назад, когда он мне подарил первую гитару PRS, и которую я с тех пор очень люблю. А потом я снова столкнулся с Полом во Франкфурте на Musikmesse лет семь или восемь назад, после долгого перерыва. Он спросил: "Как твоя гитара?" А я ответил: "Она прекрасна, но у неё нет MIDI". И тогда он предложил: "Я хочу сделать тебе ещё одну гитару, и могу сделать её с MIDI". Таким образом, он сделал мне три гитары, одна из которых с MIDI, и это был, конечно же, звукосниматель Roland. Но Ларри Фишман дал мне на тестирование Triple Play, и он действительно лучший. Но с тех пор Пол мне сделал ещё гитару, которую можно увидеть на обложке Black Light [точнее на внутреннем развороте вкладыша к CD – прим. переводчика]. Это просто произведение искусства, и звук просто не из этого мира.

 

Это та, у которой по всему грифу видна панорама Нью-Йорка?

 

Да, Нью-Йорк мне очень дорог. Там даже есть башни-близнецы. Они поднимались в высь, когда я там жил, и ездил на велосипеде в Нижний Манхэттен, просто чтобы посмотреть на них. Это было так впечатляюще. Я люблю Нью-Йорк и по сей день – там был Майлз Дэвис, Там был Тони Уильямс, там я познакомился с Джими... Нью-Йорк – особенное место, и то, как Пол изобразил его на грифе гитары – совершенно потрясающе.

Вы сочиняете музыку на гитаре?

 

Да, но иногда я не могу просто сесть и написать музыку. Я жду, пока что-нибудь не услышу. Вот почему мне нравится мой iPhone: у меня есть идея, и я могу просто напеть её в телефон и она сохранится. Это может быть просто мелодия, может быть идея, которая есть у меня для конкретной последовательности аккордов, или может быть просто ритмическая идея. Так что на самом деле мне хватает просто моего айфона и голоса. И кто знает, где я могу оказаться? Я не обязательно запомню, если у меня появится идея, и если я не запишу её, она просто исчезнет. У меня были отличные идеи, и я думал: "О, я запомню это…" и занимаюсь ещё кое-чем, и когда возвращаюсь к сочинению: "Что это было? И оно исчезло, исчезло навсегда и никогда не вернётся". Так что я усвоил урок, и напеваю на айфон. Это фантастика. Недавно я записал песню с Синди Блэкман, и мелодия получилась именно из того, что я напел в телефон, и это сработало фантастически.

Одна из гитар Godin Маклафлина с ладами True Temperament, позволяющими более точно интонировать ноты. [на фото что-то этого незаметно - прим.переводчика]

На новом альбоме используется коннакол, южно индийской вокальное искусство перкуссии…

 

Я изучал коннакол в семидесятые у пандита Рави Шанкара, и он был великолепен. И, конечно же, работая над Shakti, я смог развить коннакол до такой степени, что около восьми лет назад я выпустил обучающий DVD о том, как его освоить. Это фантастическая система, потому что вы так легко можете петь ритмы, и я рекомендую её всем. Я использую его всё время, и на репетициях с группой я просто напеваю им ритмическую идею, и они точно знают, что это такое. Ранджит [Баро, ударные и вокал] может петь его, но Гари [Хазбенд, ударные и клавишные] улавливает это как молния. Я пою Раджиту, и он что-нибудь споёт мне. Он скажет: "А что, если мы займёмся развитием этого ритма?"  и споёт мне это на коннаколе, чтобы я точно понял, что он делает. Так что если вы умеете петь коннакол и понимать его, вы можете играть им.

 

На Dark Light также есть композиция в память о Пако де Лусии…

 

О, я скучаю по нему. Я ужасно по нему скучаю. Эта мелодия была одной из композиций, которую мы собирались записать вместе в прошлом год. Мы планировали записать альбом дуэтом и я разговаривал с ним незадолго его отъезда в Мексику. Должно быть, это было в начале Февраля, потому что 25 февраля у него случился сердечный приступ в Плайя-дель-Кармен. Мы уже обменялись идеями, и это была вещь, которую он очень любил. А потом мы его потеряли. Если честно, я был опустошён. Мне потребовалось время, чтобы справиться с этим, и когда я успокоился, я подумал: "Что ж, я должен сделать эту композицию для него, потому что она ему очень понравилась". Она должна была исполняться в две гитары. Вот почему я играю её на акустической гитаре. Я сделал аранжировку для группы и подумал, что она действительно хороша. Здесь царит атмосфера, которая нравилась Пако. Название El Hombre Que Sabia означает "Человек, который знал", и он действительно знал. Он был таким же человеком, каким был гитаристом. Как бог! Но есть и хорошая новостью, потому что, наконец, спустя 20 лет, у меня есть Eagle Rock [звукозаписывающая компания, где Джон занимает один из ключевых постов], чтобы издать концерт, который мы с Пако отыграли в 1987 году на джазовом фестивале в Монтрё, и я думаю, он выйдет в январе. Это был фантастический вечер, и мы оба были безбашенными. Я действительно в восторге от этого.

Если вам понравился этот материал и вы хотите читать и новые публикации, вы можете поддержать развитие сайта, воспользовавшись формой, расположенной в самом низу страницы (справа).