Вуду Чили
Будущее Red Hot Chili Peppers возможно под вопросом, но это не значит, что гитарист Джон Фрушанте собирается сидеть и хандрить - об этом свидетельствует его самый целенаправленный сольный релиз The Empyrean.
Грег Прато, фото - Нил Злоцовер
Guitarist, март 2009
перевод с английского
по просьбам читателей телеграм-канала
С конца восьмидесятых мало кто из гитаристов познакомил больше рокеров с чудесами фанк-музыки, чем Джон Фрушанте из Red Hot Chili Peppers. Но гитарист не ограничивается только этим зажигательным стилем, о чём свидетельствуют его непредсказуемые и разнообразные сольные релизы последних нескольких лет. Впервые за долгое время Фрушанте сосредоточился исключительно на деятельности, не связанной с RHCP, и в его первом сольном релизе, вышедшем после альбома Stadium Arcadium, приняли участие Фли, мультиинструменталист Джош Клихгоффер, вокальной группы New Dimension Singers и Sonus Quartet, а также один из гитарных кумиров Джона - Джонни Марр (см. бонус).
Чем The Empyrean отличается от ваших предыдущих сольных релизов?
Если сложить всё время, когда мы над ним работали, то, наверное, это было полтора-два месяца, но работа велась в течение года. Что касается микширования, то во время работы над этим альбомом я полностью освоил инженерное дело. Это первый раз, когда я освоил это до такой степени, что почувствовал, что вкладываю в запись и сведение столько же экспрессии, сколько в сочинение песен, игру на гитаре или пение.
Кто играет на альбоме, и каково было играть с другими музыкантами?
Сейчас, когда я записываю музыку, я уже привык к тому, что всё делаю сам - вокруг меня никого нет, кроме моего друга, который занимается ремонтом оборудования.
Я оценил дар работать с людьми так, как есть. С игрой Джоша на клавишных я как бы основывал звучание альбома на его игре на органе и электропиано, а также на игре Фли на басу. Я слегка направляю людей и формирую вещи - прошу их взять эту ноту в басовой партии или добавить бас-барабан сюда, - но в основном все, с кем я работаю, достаточно хорошо понимают, откуда берётся моя музыка, так что мне не приходится указывать им, что делать.
Со струнным квартетом было то же самое - эти люди, с которыми Джош ездил в тур с Gnarls Barkley, увлекались во многом одной и той же классической музыкой. Поэтому, не имея никаких специальных указаний, я просто попросил их записать эти струнные партии. В одном случае мы сделали две версии одной песни - в одной были только струнные и пара элементов, потому что мы уже смикшировали песню, когда они исполнили свои струнные партии. Поэтому я сделал репризу более ранних песен - песен "Enough Of Me" и "One More Of Me". Приятно видеть, как энергия просто принимает форму - даже когда она находится в руках других людей. Например, с хором, я говорил им, что петь и как петь они просто потрясли меня - просто звучанием своих голосов и удовольствием от того, что я могу управлять такими богатыми голосами, это был действительно великолепный опыт для меня.
The Empyrean - это концептуальный альбом, поэтому не хотели бы вы рассказать о его сюжетной линии?
Я никогда не писал тексты, которые были бы настолько специфичны для меня. Но это настолько личное, что я не хочу говорить об этом в прессе, потому что это противоречило бы принципам, на которых основан альбом. А я слишком уважаю эти принципы, чтобы использовать их в качестве " материала для продажи". Но в принципе, на альбоме есть вещи, которые связаны с тем, что нам свойственно достигать. Ты стремишься к тому, что тебе недоступно. И достигая этого, ты растешь, меняешься, раскрываешься - как личность. Но в процессе роста необходимо иногда отступать или даже переживать своего рода "смерть" - будь то реальная физическая смерть или смерть, которая приходит вместе с избавлением, и после которой ты возрождаешься.
Поэтому альбом в лирическом плане перемещается туда-сюда между смешанным безумием и мыслями, постепенно приходящими в ясность, а затем снова возвращающимися в некое безумие, а затем постепенно приходящими в ясность. То же самое происходит и в музыкальном плане: альбом начинается в этих мутных глубинах, а затем начинает всплывать, поднимаясь всё выше и выше. Затем, достигнув пика, он снова уходит вниз, потом продолжает подниматься, достигает ещё одного пика и снова уходит вниз. В конце альбома высота звучания и вибрации выше, чем в любой другой точке альбома. Я старался сделать так, чтобы альбом постоянно воспринимался как движущийся вверх. Именно поэтому в последней песне нет ни бас-барабана, ни бас-гитары, что создаёт ощущение парения по отношению к остальным частям альбома. Но я могу говорить об этой концепции только абстрактно. В текстах есть вещи для кого-то, кто находится на определённом этапе своего пути, и я уверен, что этот человек сможет что-то из этого извлечь, или кто-то с определенным типом опыта, который может быть параллелен моему в некотором роде.
Но я не чувствую, что вещи такого рода - когда речь идёт о духовных вещах или о чьём-то личном внутреннем путешествии - не похожи на то, что кто-то может рассказать другому человеку с какой-то ясностью о своём собственном опыте. Я думаю, что в текстах песен я рассказал об этом настолько ясно, насколько это вообще возможно. В интервью всё искажается, поэтому то, что я сказал, - это всё, что я могу сказать.
Какие гитары и усилители вы использовали на альбоме?
Практически те же, что и в RHCP - Marshall Major, Marshall Jubilee, '62 Strat, '57 Strat. Это первый раз, когда я использую те же самые инструменты и оборудование, которые я использую в группе, на одной из моих сольных пластинок. Но на самом деле это оборудование - это больше я, чем любое другое оборудование, которое я когда-либо использовал, поэтому я решил, что хватит играть в игры и надо делать то, что я делаю. Для гитары я также использовал усилитель Fender Bassman.
Какие эффекты Вы использовали?
Это Boss Turbo Distortion, Electro- Harmonix English Muffin, Boss Chorus Ensemble, педаль вау-вау Ibanez- опять же, всё то же самое, что я использую в группе. Кажется, Maestro Fuzz-Rite, но я использовал много модульного синтеза. Я записывал вещи на плёнку, а затем пропускал их через модульный синтезатор, используя его, по сути, как блок эффектов. Так что большинство эффектов - это не гитарные эффекты: исходные гитарные звуки обычно создавались с помощью упомянутых мною вещей, но я провел довольно глубокую обработку с помощью модульного синтезатора. Кроме того, я использовал для обработки очень крутое внешнее оборудование: ревербератор EMT 250, листовой ревербератор, Eventide Primetime [видимо Джон что-то путает, Primetime есть у Lexicon - прим. переводчика] - старые цифровые ревербераторы. EMT 250 был одним из первых цифровых ревербераторов, и он занимает важное место в записи.
Что насчет струн?
D'Addario, десятка.
Вы придерживаетесь какого-то определённого режима занятий?
В то время, когда мы записывали большую часть материала на этом альбоме, я был нагастролях, поэтому постоянно репетировал. С самого детства большая часть моей практики сводится к разучиванию вещей с пластинок - я занимаюсь этим с 12 лет. Мой стиль в значительной степени основан на развитии лексикона, основанного на том, как различные комбинации нот и ритмов пересекаются с различными нотами [и как это] заставляет меня чувствовать. Я учусь на записях, чтобы лучше понять, почему музыка, которую я слышу, заставляет меня чувствовать то, что я чувствую.
У меня огромная коллекция пластинок, и я могу поставить практически любую запись и подыграть ей. Дошло до того, что если я знаю песню, я знаю, как её сыграть. Мне даже не нужно что-то учить, если только это не очень сложное импровизированное соло, которое длится 10 минут. Или если это что-то с большим количеством странных временных сигнатур - такие вещи не остаются в памяти так же, как те, что имеют больше повторений. Даже будучи подростком, я мог играть всю музыку Фрэнка Заппы. Но сейчас мой вкус прошёл через множество различных фаз и направлений - у меня довольно большой репертуар того, что я умею играть.
Я люблю изучать музыку, и мне нравится, что, узнавая что-то от других людей, можно понять, о чём они думали, или почему они выбрали те или иные ноты, потому что они определённым образом связаны с клавишной или басовой партией. И мне нравится видеть, что я не думаю о гитарной партии как о самостоятельном объекте, что, как мне кажется, было моей ошибкой на протяжении всего подросткового возраста. Когда бы я ни разучивал гитарную партию, я всегда рассматриваю её во взаимосвязи с басовой линией и другими партиями, с которыми она переплетается.
Я думаю, что это расширило мой кругозор, и я стал смотреть на гитару во взаимосвязи с другими инструментами, а не просто заучивать гитарную партию и думать, что да, это гитарная партия. Это не гитарная партия, если вы не понимаете, как она связана с барабанами, басом, вокалом и клавишными.
Например, это может быть одна нота, но если вы играете E на девятом ладу струны G, когда в басу звучит C# - это не одно и тоже, если в басу звучит D. И она также будет отличаться, если попадет на вторую потенциальную 16-ю ноту такта, чем если попадет на вторую половинную ноту такта. Я привык считать, что одна нота - это одна нота, но это два совершенно разных ощущения и два совершенно разных вкуса - в зависимости от того, на какую долю они приходятся в такте. Я знаю, что это звучит рудиментарно, но я изучал очень сложную музыку, когда был подростком, и до сих пор не имею представления в своей голове о том, насколько значимой может быть одна нота, если она расположена в правильном месте, и если она находится в правильном гармоническом климате. Я думаю, что это, вероятно, довольно популярное заблуждение среди молодежи.
Есть ли у вас ещё какие-нибудь советы для других гитаристов?ё
Многие люди оценивают игру на гитаре по тому, насколько хорошо гитара выделяется в музыке, но я не думаю, что это справедливый способ оценки. Если вы послушаете записи Марвина Гэя, Funkadelic, Джона Леннона или Питера Гэбриэла - где гитара вносит больший вклад в музыкальный каркас - это не "меньше", чем игра гитары, например, Джими Хендрикса, где она возвышается над музыкой. Это не менее музыкально, не менее красиво, не менее эмоционально. Если что-то выпячивается, это не значит, что это лучшая музыка. С гитарой было сделано так много замечательных вещей на более тонком уровне, и я думаю, что очень часто гитаристов интересует только то, кто играет быстрее всех, кто выглядит круче всех, кто круче всех одевается, у кого самые длинные волосы, или что бы это ни было.
Иногда эти безымянные люди, которых вы даже не знаете, как зовут, участвовали в создании действительно прекрасной музыки вместе с другими людьми, и развивать энциклопедические знания о таком типе гитарной игры так же важно, как и учиться солировать. Когда я был подростком, я научился солировать очень быстро. Но есть некоторые действительно базовые вещи, касающиеся передвижения между аккордами или умения играть мелодии, основанные на аккордах, которые я так и не смог освоить, потому что меня всегда интересовало только то, как сыграть то, что никто другой не может сыграть, или то, что действительно трудно сыграть.
Я думаю, что люди, которые не играют на гитаре, в основном слушают её больше с точки зрения звука, эмоций и ощущений - их не волнует, насколько хорошо она выделяется на фоне музыки, или что физически происходит на инструменте. Для меня же совершенно неважно, что физически происходит на инструменте. Важен результирующий звук и то, как он компенсирует ритмы, мелодии и аккорды, исполняемые на других инструментах. Я думаю, что важно не смотреть на гитару как на средство демонстрации того, что ты лучше других, или как на средство показать, что ты занимался опредёленное количество времени. Это инструмент для самовыражения, инструмент для игры с другими людьми.
Это также инструмент, который помогает лучше понять то, что люди делали в прошлом. Я не слежу за тем, что делают гитаристы в наше время, но, посещая музыкальные магазины, я чувствую, что те же самые психические заболевания всё ещё свирепствуют, когда люди говорят, что один парень лучше другого. На самом деле, по моему мнению, никто не лучше других. Люди должны больше смотреть на это с точки зрения того, что это просто ещё один инструмент для создания музыки - один из многих.
Хорошо, если вы будете изучать разные типы инструментов, с разными партиями, и применять их к своим знаниям о гитаре, а также использовать их для расширения своего понимания инструмента. Неважно, изучаете ли вы различные струнные партии в пьесе Бетховена, соло Джими Хендрикса или ритм-партию в песне Джона Леннона. Всё это просто разные слова и языки.
Когда я присоединился к RHCP, то, несмотря на то, что я довольно хорошо владел инструментом, у меня не было лексикона более простой музыки, которая мне нравилась. Поэтому, когда я оказался в ситуации, когда целью было умение выстраивать музыку с другими людьми, а не выпендриваться, я не знал, что делать! Мне нечего было применить, потому что большинство музыки, которая мне нравилась, была простой, и я не пытался в ней разобраться, потому что считал её слишком простой. Важно слушать самую разную музыку и изучать гитару в самых разных ситуациях, а не только тогда, когда она бросается в глаза.
Каково нынешнее положение дел у Red Hot Chili Peppers?
На неопределённом перерыве. Никаких планов - вообще никаких.
Будете ли Вы гастролировать со своим сольным альбомом?
Я сейчас слишком увлечён музыкой, чтобы гастролировать. Я провёл в туре четыре с половиной из последних 10 лет. В каком-то смысле я бы с удовольствием это сделал; это хороший способ общения с людьми. Но в случае с этой пластинкой я бы не хотел просто выходить на сцену с акустической гитарой, как это было раньше. Я бы хотел потратить пару месяцев на репетиции группы, а затем, возможно, провести пару месяцев в туре. Четыре месяца просто немыслимы для меня, чтобы оторваться от того, что я здесь делаю. Я не буду утверждать, что гастролей не будет, но на данный момент я не могу себе этого представить. Записывать, сочинять и играть - вот где должна быть моя душа, и именно этим я собираюсь заниматься.
БОНУСЫ:
Джон встречает Джонни
На альбоме The Empyrean" играет кумир Джона, Джонни Марр.
Было очень интересно наблюдать за тем, как он придумывает идеи, ведь я так много изучал его игру. Я предполагал, что его стиль переплетения аккордов основан на техническом понимании гармонии, но на самом деле это просто его интуиция и душа. Он играет в композициях "Central" и "Enough Of Me". Мы провели с ним всего один вечер. Я поставил ему несколько песен в виде чернового микса, а потом он сказал: "Я хочу сыграть на этой, и хочу сыграть на той". Не особо задумываясь, он просто сыграл на куче гитар".
Funkadelic
Джон объясняет, на чём основан открывающий альбом захватывающий инструментал "Before The Beginning".
Мы с друзьями тусовались по выходным, и как-то раз допоздна - около 5 часов утра - валялись и слушали альбом [Funkadelic] Maggot Brain. Мой друг никогда не слышал его раньше, и он заставлял меня ставить диск на повтор, чтобы лежать и слушать его снова и снова. И вот я проснулся после такой вечеринки, а я в это время только записал "After The Ending", которая казалась мне очень своеобразным завершением альбома. Я подумал, что мне следует сделать что-то, что будет таким же выразительным началом...