Мастербилдер
Неро Виктор, Хосе Мануэль Лопес
Cutaway Magazine
Ноябрь-Декабрь 2014
Джон Круз - один из мастербилдеров Fender Custom Shop, работающий на фабрике в Короне, Калифорния. Он создал и продолжает создавать одни из лучших гитар Fender, включая SRV Number One. Джон - специалист по винтажу, и мы воспользовались его внезапным визитом в Европу, чтобы побеседовать с ним. Вот что он нам рассказал:
Как вы начали заниматься изготовлением гитар?
Я играл в группе с моим лучшим другом. Он получил работу в G&L и предложил мне тоже попытать счастья, чтобы мы могли работать вместе. Я пошёл и подал заявление, так как в то время они набирали штат. Он так же рассказал мне о Fender, и хотя добираться туда было слишком далеко, я решил поехать. Мне устроили экскурсию, я был впечатлён и подал заявление о приемё на работу. Я начал с самого низа: мыл полы, чистил станки, резал дерево... Всё это - работа, которую никто не хотел выполнять. Я понятия не имел, как что-либо делать, поэтому каждый день я учился тому, как работают другие.
Вы ещё играете?
У нас есть группа с ребятами из Custom Shop, мы играем классический рок. Потом у меня на подходе ещё один проект, мы планируем что-то более масштабное, рассчитанное на более дорогие клубы в Лас-Вегасе, казино... А также в Калифорнии. Это будет дань уважения моему любимому гитаристу Гэри Муру. От его раннего рок-н-ролла до его блюзовых времён. Не могу дождаться, когда начну работу над ним.
Я вижу здесь небольшой парадокс... Гэри начинал с Fender, а затем перешёл на Gibson.
Он всегда был приверженцем Les Paul, но вначале он играл на своем Fiesta Red Stratocaster. Что изменило мою жизнь, так это присутствие в ней этого парня с его Стратом в руках.
Как конструктор, вы предпочитаете Страты или Телеки?
Я всегда был приверженцем Стратов. Первой моей гитарой была японская подделка Stratocaster, и я сразу же влюбился в эту форму. Я хотел Fender, но не мог себе его позволить. Мне также нравятся Telecaster'ы, нет ничего лучше, чем их звук.
Какую музыку Вы предпочитаете?
Интересно, что группы, которые мне нравятся больше всего, используют суперстраты. Да, с установленными Floyd Rose, Ibanez и всё такое. Мне очень нравилась такая музыка, когда я рос. Сейчас я стал старше и предпочитаю блюз, хард-рок-блюз, Энди Тиммонса, который является моим близким другом, Джо Бонамассу, европейских гитаристов, таких как Майкл Шенкер, Ричи Блэкмор, Гэри Мур, конечно, Ронни Ле Текро, Джон Норум, Ингви Мальмстин... Европейцы очень разные, и мне это нравится.
Что их отличает? Обычно европейцы имеют репутацию технически "грязных" и допускают много ошибок.
Да, но это их отношение. Ричи Блэкмор владел сценой как никто другой. Шенкер очень чист. Джо Сатриани, Бонамасса... Я их большой поклонник. Как я уже сказал, я больше люблю джаз, хард-рок... Стив Лукатер, Майкл Ландау... Мне нравятся такие ребята .
Вопрос на миллион долларов: что является ключевым фактором, который делает гитару хорошей?
Очень важен выбор дерева, электроника... А ещё тактильность. Если гитара приятна на ощупь, если вы чувствуете себя на ней хорошо, то она будет хорошо звучать. Самое важное для меня - это гриф. Если гитаристу с ним комфортно, он будет играть очень хорошо.
Когда мы переходим к техническим характеристикам, так ли важно различать, какая рабочая поверхность у грифа - кленовая или палисандровая, и т.д.?
Чем больше дерева, тем полнее и лучше будет звук. Древесина зависит от климата, в котором вы находитесь. Это вопрос баланса грифа. Если погода часто меняется, нужны определённые породы дерева, потому что гриф будет постоянно в движении. Мне нравится ощущение доски, звук палисандра, кругляк тоньше и ярче по звуку... Для меня лучше всего доска.
В конструировании гитар много мистики. Несколько лет назад я имел удовольствие брать интервью у Пола Рида Смита во Франкфурте. Он говорил мне, что всё это загадка...
Чем старше дерево, тем лучше оно звучит, тем лучше оно резонирует. Дерево, которое мы используем в Custom Shop, сухое. Возможно, не такое сухое, как 60-летнее, но мы сушим его, контролируем содержание влаги и т.д. Очень важным является и то, как гриф сидит в остальной древесине.
В чём разница в работе между мастербилдерами?
Мы все получаем одинаковые заказы. Тодд Краузе - парень, который выполняет их для Джеффа Бека, Эрика Клэптона... И люди знают его за это и обращаются к нему за подобными заказами. Когда кому-то нужно что-то подобное, они идут прямо к нему. Деннис Галузка очень хорошо делает двухгрифовки, банджо и бас-гитары, у него это хорошо получается. Дейл Уилсон прекрасно работает с экзотическими породами дерева. Если кому-то нужна красота, то он именно тот, кому это нужно. Есть также люди, которые специализируются на украшении стразами и тому подобных вещах, на басах... У меня не так много заказов на басы, но если кто и хорош в этом, так это Джейсон, который играет на басу [очевидно речь о Джейсоне Смите - прим. переводчика]. У каждого из нас есть свои сильные стороны, но в конечном итоге мы всегда делаем то, что нам заказывают, просто всё зависит от того, чего хотят люди. Моя сильная сторона - это винтаж. Я учился у лучших и думаю, что у меня это хорошо получается.
Вы часто говорите о старании и детализации при создании реплик. В чём секрет, кроме этого?
Когда работаешь с гитарами артистов, у нас есть возможность разобрать их и поработать над ними. Вы изучаете их, анализируете, взвешиваете корпус, изучаете технические характеристики и делаете заметки. Я беру гитару за ремень и пытаюсь заставить её резонировать, поэтому стараюсь воссоздать этот звук при выборе дерева, веса... Всё это помогает создать что-то очень близкое.
Случалось ли с вами такое, что, когда вы уже очень близки к завершению сборки, Вы допускаете ошибку, которая портит всю работу?
Это случилось со мной с первым прототипом, над которым я работал. У нас были стикеры SRV на плёнке, и я внимательно изучал референсные фотографии, и вы знаете, что после того, как вы их наклеите, уже ничего нельзя будет сделать, а у нас остался только один стикер. Пришлось удалить его и ждать неделю, пока привезут новые наклейки. Мы люди, и ошибки случаются постоянно, а когда они случаются, приходится их исправлять, потому что мы хотим продавать лучшие товары, какие только можем.
Вы больше любите сквозные грифы или болчёные?
Я являюсь поклонником и того, и другого. У меня были Les Paul'ы, сквозные Jackson, с которыми я был очень осторожен, потому что если что-то пойдёт не так с этими грифами, то вам конец. Приходится полностью вскрывать его, менять анкер... Болчёнка облегчает мне жизнь. Проще снять его и заменить на новый, заново прикрутить, установить лады...
Ваша любимая гитара?
Stratocaster. '61-го года, наверное, моя любимая, на ней играли многие мои любимые артисты. Однажды у нас в магазине была гитара Дуэйна Оллмана, и я влюбился в неё. А также Телеки, и в последнее время я много работаю над ними. У нас есть прототип Esquire Джона Инглиша, я его обожаю. Единственное, что мне не нравится, это то, что у него винтажные лады, я не большой поклонник этих спиц, но я не могу их поменять, потому что это гитара Джона.
Как вы думаете, есть ли еще место для инноваций в конструкции?
У нас есть часть команды, которая работает над этими вопросами, но... Новые конструкции корпуса? Конструкции грифа? Я не знаю, думают ли об этом люди, возглавляющие компанию.
Наши модели всегда работали. Мы постоянно думаем об инновациях, но я не думаю, что можно переделывать шедевр пятидесятых годов. Зачем это делать? Люди хотят то, что они хотят, и мы даём им это".
К шестидесятилетию Stratocaster в модели появилось соответствующее новшество...
Я не большой поклонник. Мне нравится классика, 5 позиций на переключателе и всё такое. Мне нравится Marshall, а когда я вижу эти новые модели, например, Satriani, у меня голова кружится от такого количества кнопок. Неужели тебе нужны все эти ручки? Ты же Сатриани, ради всего святого! С пятью ручками ты будешь звучать как Джо.
Последний вопрос. Я португалец, мой коллега - испанец, знаете ли вы какуи-нибудь гитары из наших стран?
Нет, я настолько поглощён Fender, что не могу придумать ничего другого (смеётся). Может быть, когда-нибудь, когда я приеду в Европу, у меня будет возможность попробовать, никогда не угадаешь.
Пост скриптум переводчика: Летом 2020 года левачьё и толерасы из нынешнего руководства Fender уволили проработавшего в компании почти 33 года Джона Круза за репост в фейсбуке неполиткоректного мема про террористов из BLM. После этого он открыл собственное производство John Cruz Custom Guitars, однако, недавно его новая компания обанкротилась.